Научная статья на тему 'Проектная деятельность как средство управления знаниями при формировании информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа'

Проектная деятельность как средство управления знаниями при формировании информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как средство управления знаниями при формировании информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа»

онных, городских методических объединений по актуальным проблемам стандарта второго поколения; участие в разработке основных образовательных программ и программ развития образовательных учреждений; подготовка и проведение научнопрактических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального мастерства педагогических работников и др.

С учетом требований стандарта второго поколения проблема организации методического сопровождения педагогов, управления знаниями на сегодняшний день становится всё более актуальной. Изменение требований к образованию влечет за собой и изменение требований к методическому управлению знаниями и деятельностью педагогов, управлению образовательным учреждением и управлению образованием на новых, современных основах, которые сегодня формируются в связи с активным внедрением требований ФГОС в профессиональную деятельность каждого педагога.

Т. В. Парфёнова

Проектная деятельность как средство управления знаниями при формировании информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа

С внедрением федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения усилилось внимание к проблеме подготовки специалистов качественно нового уровня, предъявляются высокие требования к уровню квалификации работников, в том числе и специалистов-медиков. В настоящее время осознается необходимость в специалистах, которые обладают профессиональными знаниями, компетентностью, навыками творческой деятельности и активности. Одной из составляющих профессиональной компетентности медицинского работника является математическая и информационная компетентность. В медицинских колледжах учебные дисциплины «Математика», «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» являются обязательными в цикле естественно-научного цикла.

В настоящее время в ФГОС СПО по специальностям «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Лечебное дело» среди требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы сказано, что медицинская сестра/брат (акушерка/акушер, фельдшер) должны обладать общими компетенциями, включающими в себя способность понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);

145

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2); осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5); самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации (ОК 8); ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (ОК 9).

Согласно ФГОС, в результате освоения знаний обязательной части цикла обучающийся должен на дисциплине «Математика» уметь решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; знать: значение математики для профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы; основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики, основы дифференциального и интегрального исчисления.

В результате освоения обязательной части цикла «Информатика» обучающийся должен уметь: использовать ПК в профессиональной и повседневной деятельности; внедрять современные прикладные программные средства; осуществлять поиск медицинской информации в сети Интернет; использовать электронную почту; знать: устройство ПК; основные принципы медицинской информатики; источники медицинской информации; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; базовые, системные, служебные программные продукты, пакеты прикладных программ; принципы работы и значение локальных и глобальных компьютерных сетей.

Исследованиям в области информационной компетентности посвящены работы О.Б. Зайцевой, С.В. Тришиной, С.Д. Каракозова, А.В. Хуторского, О.А. Кизика и др. Общим для всех определений является следующее: информационная компетентность неразрывно связана со знаниями и умениями работы с информацией на основе новых информационных технологий, знанием и умением решать повседневные учебные задачи средствами новых информационных технологий.

Проблема развития математической компетентности студентов отражена в исследованиях И.И. Бондаренко, Д.А. Картёжникова,

С.А. Севастьяновой, С.А. Шунайловой, М.С. Анисимовой, Т.И. Федотовой, Г.И. Илларионовой, Н.Г. Ходыревой, О.А. Валихановой и др.

146

Авторы обосновывают возможность повысить математическую компетентность обучающихся через решение математических задач профессиональной направленности, т. е. через управление знаниями студентов в процессе формирования их профессиональной компетентности.

Мы будем придерживаться определения математической компетентности Е.М. Петровой. Е.М. Петрова под математической компетентностью понимает целостное образование личности, отражающее готовность к изучению дисциплин, требующих математической подготовки, а также способность использовать свои математические знания для разрешения различного рода практических и теоретических проблем и задач, встречающихся в профессиональной практике.

В многообразии технологий и методов обучения развития информационно-математической компетентности студентов наиболее универсальным и эффективным представляется метод учебного проекта - система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения проектов.

Под проектом (от лат. ргоуес^ - брошеный вперед) в «Большом энциклопедическом словаре» А.М. Прохорова понимается: 1) совокупность документов (расчётов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план.

В основу метода проекта положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающих на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы. Реализация проекта возможна только при условии грамотного управления знаниями учащихся в процессе его исполнения.

Основным звеном между студентом и содержанием образования является преподаватель. Поэтому проектная деятельность невозможна без высокого профессионализма, организационной и педагогической позиции преподавателя. И только совместная деятельность преподавателя и обучающегося, направленная на освоение знаний, может привести к желаемому результату.

В науке выделены следующие требования к организации учебного проекта:

• Работа над проектом должна быть направлена на разрешение конкретной, причем социально значимой проблемы (исследовательской, информационной, практической).

• Планирование действий по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана яв-

147

ляется пооперационная разработка проекта (перечень конкретных действий, результатов, сроков и ответственных за исполнение).

• Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, создаваемый участниками в ходе решения поставленной проблемы.

Поскольку метод проектов относится к технологиям личностноориентированного образования, его целеполагание сориентировано на развитие у обучающихся умений и качеств, необходимых человеку ХХ! века. Так цель проектного обучения по математике и информатике при обучении студентов медицинского колледжа состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты самостоятельно приобретают новые знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения и др.) и системное мышление. Перечисленные здесь функции усвоения знаний являются составляющими методологии управления знаниями.

Деятельность преподавателя при реализации метода проектов осуществляется по трем основным направлениям: формирование задания, создание условий для разработки и осуществления обучаемыми учебных проектов и вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями.

Студентам медицинского колледжа предлагается работать над проектами, при выполнении которых им становится понятно, зачем изучать математику и информатику будущим медицинским работникам и как эти дисциплины применяются в их профессиональной деятельности. Например, темы проектов: «Применение

математических методов в медицинской практике», «Программа MS Excel в работе медицинского работника», «Проценты в нашей жизни», «Медицинская статистика в здравоохранении», «Симметрия вокруг нас».

Работа над проектом предполагает ряд этапов:

• целевой (определение цели, задач проекта, предмета исследования);

• аналитический (анализ проблемы, определение источников информации);

• исследовательский (решение определенных задач, составление плана действий, сбор информации, практическая реализация вопроса);

• конструкционный (анализ степени достижения поставленных задач, выявление недостатков, консультации по их устранению, оформление проекта);

148

• презентационный (презентация учебного проекта - выступление с докладом, компьютерная презентация, буклеты);

• рефлексивно-оценочный (оценка результатов учебного проекта и процесса его реализации, обобщение рецензий и отзывов, самооценка).

В результате проектной деятельности наблюдается:

• Высокая мотивация к участию в проекте (студент видит применение вопросов по математике и информатике в своей будущей профессиональной деятельности, а также возможность участия лучшего проекта в конкурсах районного и регионального уровней).

• Возможность приобретения профессиональных и учебных умений в ходе проектной деятельности. Так, например, работая над проектом «Применение математических методов в медицинской практике», студенты видят значимость решения задач на проценты и пропорции в акушерстве, гинекологии, терапии, фармакологии. Тема «Производная», которую изучают в медицинском колледже, оказывается не случайной. Знаем, что механический смысл производной - скорость. Производная - сложнейший процесс. А в медицине это скорость роста бактерий, вирусов, кровотока, скорости движения клапанов и стенок сердца, определение вязкости крови, описания медико-биологических приложений ультразвука (УЗИ, эко-энцефонограмма). Интегрирование - это суммирование, работа. В нашей жизни всё суммируется, обобщается. Проводится множество экспериментов. Так с помощью интегрального исчисления описываются самые разные процессы: поглощение света в растворе, доля убыли лекарственного вещества после введения в организм, описание волновых процессов и колебаний. Дискретная математика -раздел математики, занимающийся изучением свойств объектов конечного характера. Сюда относится теория вероятности и математическая статистика. Часто медицинский работник задает вопросы -выживет или нет, сбудется или не сбудется, на эти вопросы отвечает нам теория вероятности. Математическая статистика - раздел математики об использовании статистических данных для научных и практических выводов. Медицинская статистика необходима для выполнения расчета показателей деятельности работы, для расчета медико-демографических показателей (рождаемость, смертность, естественный прирост), для обработки статистических данных. Таким образом, с пониманием существенной значимости математики в освоении медицинской специальности формируется математическая компетентность. Работая над проектом «Программа MS Excel в работе медицинского работника», студенты осваивают не только работу в программе MS Excel, ее интерфейс и возможности, но и применяют ее для расчета биоритмов человека, находят возможности использования в медицинской статистике,

149

приводят примеры. При выполнении любого проекта студенты делают компьютерную презентацию, буклет по теме проекта, тем самым формируется информационная компетентность.

• Возможность приобретения профессиональных и учебных умений в ходе проектной деятельности. Управление знаниями через проектную деятельность развивает информационноматематическую компетентность обучающихся за счет включения его в различные виды деятельности, позволяет адаптироваться в условиях конкуренции на рынке труда, прививает знания и умения профессионального направления, а следовательно, является одной из наиболее эффективных форм профессиональной подготовки будущих медицинских работников.

А. В. Казанникова, Е. В. Буйнова, И. А. Суденко

Опытно-экспериментальная работа как методологический ресурс управления знаниями в системе повышения квалификации педагога

Образование, как любой социальный институт, характеризуется специфической системой функций, ориентированных на реализацию конкретных общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Эти потребности, трансформируясь через социальные интересы общества и групп, приобретают форму социальных заказов. Последние всегда противоречивы и многоплановы, поскольку, с одной стороны, в обществе достаточно широк спектр социальных интересов и потребностей, а с другой - система образования имеет дело с множеством источников заказа. В качестве таковых могут выступать государство, регионы, муниципальные образования, социальные группы, конкретные личности.

Инновационная деятельность образовательного учреждения (ОУ) в современных реалиях является сегодня государственным заказом и регламентируется как федеральными, так и региональными нормативными документами (Приказ Минобрнауки от 23.06.2009 г. № 218). Государство принимает на себя ответственность как за разработку образовательной политики, так и за осуществление контроля за ходом ее реализации. Основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики, являются вновь принятый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2015 гг., «Петербургская школа 2020». В названных документах обозначены стратегические направ-

150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.