Список литературы
1. Барлукова Я.А., Барлуков А.М. Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов в процессе изучения математики // Вестн. Бурятского гос. ун-та. - 2007. - №10. - С. 26-29.
2. Белянина Е.Ю. Технологический подход к развитию математической компетентности студентов экономических специальностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2007. - 22 с.
3. Габитова Э.Г. Формирование математической компетентности студентов экономических специальностей с использованием компьютерных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2012. - 23 с.
4. Жилина А.И. Управление знаниями в условиях формирующейся системной парадигмы управления образованием начала XXI века // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: сб. науч. тр. конф. 13 дек., 2011 г. РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. -С. 112-125.
5. Картежников Д.А. Визуальная учебная среда как условие развития математической компетентности студентов экономических специальностей: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2007. - 23 с.
6. Кораблева Н.М. Прикладные задачи по математике как одно из средств формирования профессиональной компетентности будущих экономистов // Совр. науч. исслед. и инновации: электрон. науч.-практ. журн. - 2006. - №11. -С. 15.
7. Парфёнова Т.В. Активные формы обучения как средство управления знаниями при формировании информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа // XX Юбилейные Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2016. - Т. II. - С. 241-249.
8. Парфёнова Т.В. Методическая разработка открытого занятия по математике // Импортозамещение. Решение задач на проценты. Образовательная среда: материалы V междунар. фестиваля науч.-метод. разработок уроков (занятий), внеклассных мероприятий, пособий, проектов. - Чебоксары. - 2016. -С. 293-298.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальностям «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Стоматология ортопедическая», «Фармация». Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2009 г.
И. Н. Хмелева
Системно-деятельностный подход как методология управления знаниями педагогов ДОО в современных условиях
Изменение содержания, усложнение функций современной ДОО и условий деятельности повлекли за собой значительные изменения в управлении знаниями педагогов ДОО, усложнили труд руководителя, определили потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-педагогической деятельности.
Так, в «Глоссарии гарантии качества и аккредитационных терминов», подготовленном ЮНЕСКО, акцентируется внимание на основных результатах образования педагогов, таких как:
- гарантированная реализация минимальных стандартов образования;
- способность ставить цели в различных контекстах и достигать их в сравнении с входными показателями и контекстными переменными;
- способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон; стремление к совершенствованию.
Управление знаниями рассматривается в этой связи как целенаправленная деятельность всех субъектов образования, обеспечивающая становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие ДОО [1].
В настоящее время руководитель должен быть экспертом и стратегом в области управления деятельностью дошкольной организации, способным обеспечить постановку, прогнозирование и оценку степени соответствия целей и результатов образования ребенка, деятельности сотрудников и всей ДОО как социальной единицы, то есть управлять знаниями и, как результат - качеством образовательного процесса [1].
Сегодня нельзя забывать о том, что развивающаяся ДОО, работающая в инновационном режиме, значительно отличается от традиционных детских садов. Прежние подходы, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учреждения, не позволяют достичь желаемых целей в инновационном режиме. Нужны новые подходы к управлению знаниями, которые будут той движущей силой, которая позволит привести ДОО к результату, обозначенному требованиями ФГОС [1].
Развивающаяся ДОО постоянно работает в поисковом режиме. Для реализации системно-деятельностного подхода в управлении знаниями важно определить принципы, на основе которых он строится. Анализ литературы позволил выявить принципы этого управления [2].
Принцип научной концептуальной обоснованности предусматривает ориентацию действий руководителя ДОО на определенные научные основания управления знаниями.
Принцип стратегической направленности означает подчинение всего коллектива ДОО интересам и ценностям ДОО, его развитию, реализации общей политики.
Принцип прогностичности и активности предусматривает, что управление знаниями нацелено на обеспечение эффективного развития ДОО, управление инновационными процессами.
Принцип ценностной и целевой направленности ориентируется на достижение вполне определенных результатов, основанных на базовых ценностях ДОО; на основе этого принципа разрабатывается и реализуется целевая программа развития ОО.
Принцип системного подхода предполагает системное взаимодействие с системным объектом - ДОО, выстраивание вертикальных и особенно горизонтальных связей между участниками инновационных процессов, их ориентацию на достижение общих ин-тегративных целей и качеств, интеграцию локальных нововведений в единую систему.
Принцип личностно ориентированного подхода нацелен на обеспечение в ДОО благоприятной среды для личностного роста дошкольников и педагогов.
Принцип ситуационного и оптимизационного подходов состоит в утверждении идеи поиска концепций и действий, наилучшей для данной конкретной ситуации.
Принцип ориентации на развитие и саморазвитие распространен на инновационный процесс в ДОО, так как изменения нуждаются в своевременной корректировке.
Принцип поисковой, творческой исследовательской деятельности предполагает не просто развертывание в ДОО некоторых исследований, но и придание соответствующей общей ориентации всему стилю жизни ДОО, превращение творчества и поиска в постоянные элементы развивающейся образовательной среды.
Принцип инструментальности, методической оснащенности
реализуется в грамотном применении соответствующих методических средств.
Все эти принципы становятся руководством к управлению знаниями в развивающейся ДОО. Оценить продвижение дошкольной образовательной организации на основе управления знаниями разных категорий субъектов образовательной практики в целом возможно по следующим показателям деятельности [1]:
1. Инновационная деятельность - обновление содержания знаний о воспитании и обучении в соответствии с госстандартами (основных и дополнительных образовательных услуг); обновление знания педагогических технологий, методов и форм работы; знания - умения сочетания самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой.
2. Организация учебно-воспитательного процесса - расширение и изменение знаний о самоуправлении, сотрудничестве педагогов, детей и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития. Развитие умения на основе новых знаний осуществлять планирование и организацию разнообразной детской деятельности с учетом интересов и потребностей детей. Формиро-
вание знаний и развитие новых форм реализации равноправия педагогов и детей как партнеров в этой деятельности. Обеспечение на основе современных знаний высокого уровня мотивации всех участников педагогического процесса и комфортной предметно-развивающей психолого-педагогической среды для всех участников целостного педагогического процесса.
3. Эффективность учебно-воспитательного процесса - на основе требований ФГОС, освоенных педагогами как новое профессиональное знание, обеспечить соответствие конечных результатов своей работы с детьми требованиям к запланированным стандартами результатам, на основе знания новых критериев научиться осуществлять оценку состояния физического и психического здоровья детей и их развития: физического, познавательного, художественно-эстетического, интеллектуального, социального. Все названные положения лежат в основе методологии обновления дошкольной организации - системно-деятельностном подходе к управлению знаниями в ДОО.
Управление знаниями, отмечает Е.В. Бондаревская, из системы управленческих заданий и решений должно перейти в разряд лич-ностно ориентированной деятельности педагогов, так как подлинным содержанием управленческого процесса становятся духовные ценности [4]. Поэтому руководителю необходимо выработать новый подход в управлении, строящийся на уважении, доверии и успехе.
Рассматривая ДОО как целостную динамическую систему, исследователи Л.М. Денякина, Л.В. Поздняк считают, что ее оптимальное жизнеобеспечение возможно лишь при оптимальном знании и умении руководителя планировать, организовывать, контролировать, регулировать, согласовывать и координировать работу коллектива на научной основе [2].
В.С. Голицина отмечает, что при правильном руководстве управленцу важно точно знать все параметры профессионального анализа деятельности своей организации и на их основе постоянно анализировать современную обстановку, что позволит ориентировать педагогов ДОО на активное восприятие достижений современного знания в педагогическом сообществе [2].
М.В. Корепанова считает, что руководителю на основе современных знаний об управлении современной ДОО важно продумывать стратегию её развития, определяя ее назначение и место в системе образования, основные цели, задачи и функции. При этом особое внимание она обращает на создание новых типов ДОО с целью ориентации образовательного процесса на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей детей и их родителей.
В поле зрения руководителя должны попасть проблемы демократизации и гуманизации всех структур и функций управления
ДОО, ориентации её на системно-деятельностный подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (компонентов), имеющая цель, ресурсы, связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный системный подход, который обеспечивается новым знанием педагогов и руководителей в современных условиях [2].
Системно-деятельностный подход - это методология профессиональной деятельности, знание и умение реализовать которую могут педагоги, воспитанники и их родители. Только в этом случае они станут активными субъектами педагогического процесса. Главная цель системно-деятельностного подхода в управлении знаниями состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к своей деятельности, предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом освоения современных системных знаний должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, педагоги должны понимать: педагогический процесс является прежде всего совместной деятельностью ребенка и педагога по освоению ими новых для них современных знаний, овладению новыми для них умениями и навыками. Эта деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания, на совместном освоении необходимых им знаний о взаимодействии всех субъектов образовательной практики по достижению целей обучения и воспитания детей в ДОО.
Системные взгляды на управление сложились под воздействием объективных изменений в системе управления государством. Одной из главных задач управления является установление целей, ради которых формируется, функционирует и развивается ДОО как целостная система. Современное управление дошкольным образованием обусловлено концептуальными установками его модернизации - ориентацией на качество, доступность и эффективность, достижение результатов, запланированных ФГОС [4].
Системно-деятельностный подход как методологическая основа концепции ФГОС дошкольного образования, позволит обеспечить:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся;
- развитие личности воспитанников на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира;
- признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и по-познавательного развития обучающихся;
- учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [1].
Системно-деятельностный подход в управлении знаниями помогает решить важную образовательную задачу современности -развитие детей, формирование активных личностей и компетентных педагогов-профессионалов.
Таким образом, системно-деятельностный подход в управлении знаниями способен обеспечивать стабильное функционирование ДОО, её развитие в соответствии с требованиями информационного общества.
Список литературы
1. Жилина А.И. Требования ФГОС к развитию интеллекта, мышления и личности обучающегося // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. - Т. 3. Педагогика. - 2016. - №2. - С. 170-181.
2. Петерсон Л.Г., Абдулина Л.Э., Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Вып. 5: учеб.-метод. пособие // Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании. - М.: Пед. о-во России, 2014. - 112 с.
3. Системно-деятельностный подход в обучении. - URL: http://chel-siao.narod.ru
4. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. - URL: http://school1884.ru
О. Г. Жукова
Музейная педагогика в системе управления знаниями субъектов образования ДОО по истории
Северо-Западного региона в условиях реализации ФГОС
Северо-Западный регион - один из небольших по площади регионов Российской Федерации [2]. Он расположен на северо-западе европейской части страны и занимает площадь примерно 200 тыс. км2, что составляет 1,2 % от всей ее территории. В состав входят Ленинградская, Псковская и Новгородская области и город Санкт-Петербург. На севере регион граничит с Финляндией и Республикой Карелия, на востоке с Вологодской областью, на юге большей частью граничит с Тверской областью и немного со Смоленской, на востоке - с Белоруссией, Латвией и Эстонией.