тельности, определяющих наличие различных качеств и свойств личности, способствующих успешному освоению профессии.
Эффективное решение проблемы кадрового обеспечения предприятий и организаций невозможно без реальной организации системы управления знаниями, обеспечивающей всестороннее взаимодействие работодателей всех уровней с образовательными организациями среднего профессионального образования.
Список литературы
1. Друкер П. Менеджмент: задачи, обязанности, практика / пер. с англ. -М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2008.
2. Жилина А.И. Управление знаниями - новая методология профессионального развития кадрового потенциала региональной системы образования // Материалы междунар. науч. конф. XIX Царскосельские чтения Ленинградский университет им. А.С. Пушкина. - СПб., 2015.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273 от 30.12.2012. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. rg.ru/2012/03/02/elektronnoe-obuchenie-dok. htm l
Т. В. Парфёнова
Активные формы обучения как средство управления знаниями при формировании информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа
В соответствии с требованиями общественного развития информационного общества, мы рассмотрим существенное положение дел по формированию информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа.
Данный вопрос рассматривается в таком ключе впервые в связи с новой постановкой требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
С внедрением ФГОС среднего профессионального образования усилилось внимание к проблеме подготовки специалистов качественно нового уровня, предъявляются высокие требования к уровню квалификации работников, в том числе к специалистам-медикам.
В настоящее время осознается необходимость в специалистах, которые обладают профессиональными знаниями, компетентностью, навыками творческой деятельности и активности. Это связано с тем, что медицина сейчас одна из самых значимых областей человеческой деятельности: внедрение автоматизированных рабочих мест специалиста (АРМ) в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), широкая компьютеризация требует от медицинского персонала умения работать с помощью самых новейших компьютерных технологий. Использование информационных технологий в совре-
менных медицинских центрах позволит легко вести полный учет всех оказанных услуг, сданных анализов, выписанных рецептов, значительно упрощает ряд рабочих процессов и повышает их эффективность при оказании медицинской помощи жителям. Компьютеры стали составной частью лечебно-диагностического оборудования. К таким исследованиям можно отнести компьютерную томографию, томографию с использованием явления ядерно-магнитного резонанса, ультрасонографию, исследования с применением изотопов. Количество информации, которое получается при таких исследованиях, так огромно, что без компьютера человек был бы неспособен ее воспринять и обработать. Однако наиболее существенной задачей для специалиста-медика является АРМ.
АРМ специалиста - рабочее место, оснащенное средствами вычислительной техники, программными средствами и при необходимости медицинским оборудованием для информационной поддержки выполняемых профессиональных задач.
В современной медицине математические методы применяются для решения самых различных задач.
Необходимо отметить, что в профессиональной деятельности медицинского работника вычислительные навыки, способность производить расчеты и знать понятия «процент», основные типы задач на проценты (расчёт массы тела, определение степени гипотрофии, расчёт длины тела, расчёт питания, расчет процентной концентрации вещества, расчёт калорийности, расчёты в антропометрии, расчёты жизненной емкости легких, определения коэффициента естественного освещения и коэффициента искусственной освещенности кабинета, оценки экологического неблагополучия воды, расчета рождаемости и смертности) относятся к наиболее значимым умениям.
Стоит заметить, что при решении медицинских задач используются «Основы дифференциального и интегрального исчисления». Так решение задач на скорость роста популяций, на скорость растворения без нахождения «производной» невозможны.
В медицинских приложениях «Дифференциальные уравнения» используются для определения скорости кровотока, скорости движения клапанов и стенок сердца, определения вязкости крови и других параметров гемодинамики; для описания медико-биологических приложений ультразвука (УЗИ, эхоэнцефалограмма, ультразвуковая физиотерапия); для описания процессов физиологической акустики; для определения изменения численности популяций микроорганизмов в зависимости от времени. Стоит заметить, что дифференциальные уравнения использовались при создании аппарата «искусственная почка», поскольку процесс гемодиализа (т.е. очищения крови при помощи искусственной почки) описывается системой
дифференциальных уравнений. А ведь этот аппарат спасает жизнь многих людей.
Медицинская статистика использует методы математической статистики, связанные с обработкой выборочных данных. В основе сбора медико-биологических данных лежит закон больших чисел, позволяющий при массовых обследованиях выявить наличие объективных закономерностей, лежащих в основе эпидемиологических, социальных, медицинских процессов.
Следовательно, мотивирующим фактором изучения математики в медицинском колледже и актуальностью формирования математической компетентности будущих медицинских работников является ценностное представление о ее профессиональной значимости, социальной потребностью в кадрах с высоким уровнем математической компетентности. А дисциплина «Математика» выступает фундаментом для формирования математической компетентности студентов-медиков.
Таким образом, одной из составляющих профессиональной компетентности медицинского работника является математическая и информационная компетентность. В медицинском колледже учебные дисциплины «Математика», «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» являются обязательными в цикле естественно-научного цикла.
Согласно ФГОС, в результате освоения обязательной части учебного цикла, обучающиеся специальностей медицинского колледжа «Стоматология ортопедическая, «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело» по учебной дисциплине «Математика» должны знать значение математики в профессиональной деятельности; основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики; основы интегрального и дифференциального исчисления и уметь решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности.
В то же время по учебной дисциплине «Информатика» должны знать не только методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи информации; основы взаимодействия с операционной системой персонального компьютера и пакеты прикладных программ; автоматизацию рабочих мест медицинского персонала с использованием компьютеров; использование компьютерных технологий в приборах и аппаратуре медицинского назначения, но и уметь использовать компьютерные технологии в профессиональной и повседневной деятельности [9].
Таким образом, в сегодняшней практике требуется от каждого преподавателя, чтобы в каждом занятии, и в том числе на заверше-
нии семестра, учебного года, был достигнут результат на соответствие с требованиями ФГОС.
В теории формирования информационно-математической компетентности специалистов разных профессий предлагаются профессионально-прикладной [4] и технологический [1] подходы, а в качестве средств выступают компьютерные технологии [3] и визуальные учебные среды [8]. Таким образом, профессионально-прикладной подход с использованием информационных технологий в преподавании математических дисциплин студентам разных специальностей многими исследователями признается как наиболее эффективный.
Как показывает практика, формирование информационно-математической компетентности у студентов разных специальностей в медицинском колледже может эффективно осуществляться при реализации таких психолого-педагогических условий как: активизация мыслительной деятельности студентов в условиях самореализации; ориентация на развитие у студентов логического мышления; использование поисковых и проблемных способов обучения.
Важную роль играют такие дидактические условия как организация опосредованного усвоения знаний, умений и навыков, приобретающих личностный смысл через активные технологии обучения.
Всё это возможно, если активно создавать социально-педагогические условия для организации процесса обучения в контексте будущей профессиональной деятельности; включить студентов в реальные информационно-математические исследования.
Современный специалист-медик может успешно решать стоящие перед ним профессиональные задачи, владея и используя необходимые знания не только о предмете своей деятельности, способах, средствах, приемах, методах творческого решения этих задач, но в первую очередь, на основе информационно-математической компетентности.
Определяя структуру системы знаний студентов медицинского колледжа, мы придерживаемся мнения тех ученых, которые выделяют в качестве компонентов фундаментальные и инструментальные знания, необходимые для понимания и усвоения развивающихся областей науки, а также для приобретения соответствующих умений и навыков (С.И. Архангельский и др.). С нашей точки зрения информационно-математическая компетентность студентов медицинского колледжа является инструментальным компонентом знаний и профессиональных умений будущего специалиста-медика.
Основу формирования системы необходимых умений и навыков информационно-математической компетентности студентов меди-
цинского колледжа составляет совокупность соответствующей теоретической подготовки и учет специфики профессиональной деятельности, в которой эти умения и навыки проявляются.
Здесь мы рассматриваем информационно-математическую компетентность на основе профессиональных знаний и умений. Профессионально-информационные умения можно определить как владение обучающимися не только способами и приемами выполнения профессиональных действий, позволяющих решать медицинские проблемы, но и применять информационно-математический инструментарий для их решения.
Современные работодатели заинтересованы в таком медицинском работнике, который наделен следующими качествами: умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, обладает творческим мышлением, грамотно работает с информацией, применяет на практике знания в конкретной жизненной и профессиональной ситуации. Использование исключительно стандартных форм обучения, таких как чтение лекций и решение типовых примеров на обычных семинарах, неспособно в настоящее время удовлетворить потребности общества, работодателя и самих студентов.
Применение активных форм обучения, как показывает практика, убеждает студента в необходимости изучения такой дисциплины как математика, даже если он далёк от неё по своей будущей профессии, такой, например, как медицинский работник среднего звена.
Как показывает опыт, при формировании информационно-математической компетентности на занятиях по учебным дисциплинам «Математика», «Информатика» наиболее продуктивными являются следующие активные формы проведения занятий.
Игровые технологии
В среднем профессиональном образовании деловая игра выполняет следующие функции: социализации (позволяет студентам медицинского колледжа осознавать себя частью социума); самореализации (это поле самовыражения, в котором студент проверяет свои силы, самоутверждает себя); коммуникативную (позволяет студентам войти в реальный контекст сложных человеческих отношений, формирует навыки творческой групповой работы); развивающую (позволяет проявлять и совершенствовать различные качества и способности студентов и выявлять их интересы и наклонности); дидактическую (облегчает вхождение студента в мир знаний); коррекции (позволяет внести позитивные изменения в проведение игры, является средством преодоления трудностей); диагностическую (позволяет отслеживать динамику интеллектуального, практического, профессионального и эмоционального развития); развлекательную (доставляет удовольствие, может воодушевить, пробудить интерес к познанию) [2].
Однако специфика математики такова, что наиболее важным средством моделирования математического аспекта будущей профессиональной деятельности является решение профессионально направленных задач. Поэтому в набор задач для проведения занятий в игровой форме следует подбирать задачи прикладной направленности.
Наиболее благоприятный момент для применения деловых игр - этап обучения, завершающий тему, раздел или курс, так как на этом этапе студенты уже обладают достаточным уровнем профессиональных знаний и умеют самостоятельно работать. Например, на завершении курса математики мною разработана деловая игра «Ярмарка идей» по разделам математики «Основы дифференциального и интегрального исчисления», «Элементы дискретной математики», «Проценты», т. е. все основные темы учебной дисциплины «Математика» для всех специальностей медицинского колледжа. Студенты работают по группам, перемещаются от одной операции к другой по маршрутному листу. Им предлагается выполнить пять математических операций. Операции «Предельная» (выполнение заданий на вычисление пределов), «Дифференцированная» (решение примеров на нахождение производных), «Интегрированная» (вычисление неопределенных и определенных интегралов), «Дискретная» (нахождение выборочных характеристик), «Процентная» (решение задач на проценты). Студенты все работают над заданиями, обсуждают в группе и дают один окончательный ответ. В процессе занятия-игры студенты видят конкретное применение математических методов в решении профессиональных медицинских задач [5].
Таким образом, управление знаниями через деловую игру обладает большими образовательными и развивающими возможностями: в ней моделируются профессиональные отношения и развивается творческое профессиональное мышление, которое проявляется в способности к анализу ситуаций, в четкости и обоснованности решений; раскрывается личностный потенциал студента (позволяет научиться занимать активную позицию в группе), что является эффективным методом формирования информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа и способствует повышению качества подготовки будущих медицинских работников.
Урок-конференция
Проведение занятия в форме конференции по математике «Импортозамещение» - решение задач на проценты у студентов специальности «Лечебное дело», показало конкретное применение математических методов в решении задач на проценты медицинского направления. Так на конференции обсуждались пять докладов
«Фармацевтическое направление» - «Витамины», «Препараты от давления» и «Пищевая промышленность» - «Шоколад», «Молочная продукция», «Хлебобулочная продукция». Обучающиеся работали в парах, им предлагалось ответить на вопросы: Сравнить данные (стоимость продукции, состав продукции, процентное соотношение веществ, процентное соотношение одинаковых веществ, цены в зависимости от производителя), используя математические методы, и сделать выводы (От чего зависит цена каждого из препаратов? Почему данные препараты являются аналогами? Почему существует разная дозировка препаратов?). После решения данной проблемы студенты выступали по теме доклада, пришли к выводу, что математические методы используются в решении профессиональных задач. Такая форма занятия помогает адаптироваться в условиях конкуренции на рынке труда, прививает знания профессионального направления, а следовательно, является одной из форм управления знаниями при формировании информационно-математической компетентности.
Проектные технологии
Студентам медицинского колледжа предлагаю работать над проектами, при выполнении которых им становится понятно, зачем изучать математику и информатику будущим медицинским работникам. В результате работы над такими проектами, как «Применение математики в работе медицинского персонала», «Применение информатики в медицинской практике», «Применение информационных технологий в стоматологии», «MS Excel в работе медицинской сестры», «Проценты в нашей жизни», «Симметрия вокруг нас», «Математическая статистика в здравоохранении», наблюдается высокая мотивация к участию в проекте (студент видит применение вопросов по математике и информатике в своей будущей деятельности), возможности приобретения профессиональных и учебных умений в ходе проектной деятельности (работая над проектом, решают конкретную медицинскую задачу математическими методами, с помощью информационных технологий), возможности приобретения профессиональных и учебных умений в ходе проектной деятельности [6].
Таким образом, управление знаниями через проектную деятельность развивает информационно-математическую компетентность будущих медицинских работников за счет включения их в различные виды деятельности.
Внеаудиторная деятельность
Целью внеаудиторной самостоятельной работы студентов медицинского колледжа по математике и информатике является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями по изучаемым дисциплинам для выполнения профессио-
нальных задач, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности.
В своей практике использую следующие виды внеаудиторной работы:
- подготовка сообщений, рефератов, студент вправе сам выбрать тему;
- подготовка кроссвордов;
- оформление компьютерной презентации для различных конкурсов медицинского направления (конкурс компьютерных презентации «Мы за здоровый образ жизни», «История медицинского колледжа» и т. д.);
- оформление буклетов, каталогов, бюллетеней по темам рефератов, а также для проведения санпросветработы;
- подготовка к участию в научно-практических конференциях как внутри медицинского колледжа, так и вне колледжа;
- участие в дистанционных олимпиадах;
- участие в предметной декаде «В мире общеобразовательных дисциплин».
Таким образом, внеаудиторная работа студентов медицинского колледжа позволяет формировать самостоятельность мышления, расширять творческие знания и умения, познавательные способности, стимулировать интерес к научно-исследовательской деятельности, применять полученные навыки в профессиональной деятельности медицинского работника, тем самым управлять знаниями по формированию информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа [7].
Как показывает практический опыт, формирование информационно-математической компетентности у студентов разных специальностей в медицинском колледже может эффективно осуществляться при реализации таких способов управления знаниями как применение активных форм проведения занятий, на которых в полной мере происходит активизация мыслительной деятельности студентов в условиях самореализации; ориентация на развитие у студентов логического мышления.
Список литературы
1. Белянина Е.Ю. Технологический подход к развитию математической компетентности студентов экономических специальностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Омск, 2007. - 22 с.
2. Ежемесячный теоретический научно-методический журнал // Специалист. - № 7. - 2011. - С. 21.
3. Картежников Д.А. Визуальная учебная среда как условие развития математической компетентности студентов экономических специальностей: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Омск, 2007. - 23 с.
4. Кораблева Н.М. Прикладные задачи по математике как одно из средств формирования профессиональной компетентности будущих экономистов. // Экономическое образование. - 2006. - №11. - С. 15.
5. Парфёнова Т.В. Деловая игра «Ярмарка идей». Решение задач по разделам математики «Основы дифференциального и интегрального исчисления», «Элементы дискретной математики», «Проценты» // Образовательная среда: материалы IV Междунар. фестиваля науч.-метод. разработок уроков (занятий), внеклассных мероприятий, пособий, проектов. - Чебоксары, 2015. - №4. -С. 438-445.
6. Парфёнова Т.В. Проектная деятельность как средство управления знаниями при формировании информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа // XIX Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. СПб, ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2015. - Т. II. - С. 145-150.
7. Парфёнова Т.В. Развитие информационно-математической компетентности студентов медицинского колледжа на основе внеаудиторной работы // Современные подходы создания открытой профессионально-образовательной среды: науч.-метод. сб. - СПб.: ЛОИРО, 2015. - С. 78-84.
8. Темирова С.Г. Формирование математической компетентности экономиста-менеджера при обучении в экономическом вузе // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007. - № 29. - С. 200-205.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Акушерское дело», «Сестринское дело», «Лечебное дело». Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2009 г.
И. И. Андреева
Проблемы управления знаниями в системе устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Устройство в новую семью детей, оставшихся без родителей, становится ведущим фактором в решении проблемы социального сиротства. Это и наиболее перспективно с социально-экономической и морально-психологической точек зрения. Во-первых, содержание одного человека в доме ребенка, детском доме или школе-интернате обходится государству значительно дороже, чем в семье. Во-вторых, каким бы хорошим ни был уход в детском интернатном учреждении, он никогда не заменит ребенку внимание отца и матери, семейные отношения, родительскую заботу и любовь. В-третьих, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах фактически нет здоровых воспитанников. Около 9 % имеют расстройство психо-неврологической сферы, около15 % -страдают энурезом, около 5 % - заболеваниями сердечнососудистой системы; около 20 % - сколиозом, плоскостопием [2, с. 47].