Научная статья на тему 'УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГЛАЗАМИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГЛАЗАМИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / обучающиеся / старшеклассники / учитель / урок / physical culture / students / senior pupils / teacher / lesson

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копейкина Евгения Николаевна, Балышева Наталья Владимировна, Груздева Наталья Алексеевна, Кондаков Максим Викторович

Обобщено мнение обучающихся старших классов об уроках физической куль-туры и выявлено их отношение к учителю по физической культуре на основе анкети-рования. Представлена точка зрения обучающихся на основные аспекты урока физи-ческой культуры. Определено, что отношение обучающихся к любому учебному пред-мету зависит от личностных качеств учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копейкина Евгения Николаевна, Балышева Наталья Владимировна, Груздева Наталья Алексеевна, Кондаков Максим Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDICATION LESSON FROM SENIORS’ POINT OF VIEW

The opinion of senior schoolchildren about physical culture lessons and physical culture teacher, revealed on the basis of a questionnaire, is generalized. The point of view of students on the main aspects of physical culture lesson is presented. It is determined that the attitude of students to any subject depends on the personal qualities of the teacher.

Текст научной работы на тему «УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГЛАЗАМИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

УДК 796.011.1

DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11104

УРОК ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ ГЛАЗАМИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Е.Н. Копейкина, Н.В. Балышева, Н.А. Груздева, М.В. Кондаков

Обобщено мнение обучающихся старших классов об уроках физической культуры и выявлено их отношение к учителю по физической культуре на основе анкетирования. Представлена точка зрения обучающихся на основные аспекты урока физической культуры. Определено, что отношение обучающихся к любому учебному предмету зависит от личностных качеств учителя.

Ключевые слова: физическая культура, обучающиеся, старшеклассники, учитель, урок.

PHYSICAL EDICATIONLESSON FROM SENIORS' POINT OF VIEW

Kopeikina E.N., candidate of pedagogical sciences, associate professor, kopeikina@ bsu.edu.ru, Russia, Belgorod, Belgorod State National Research University, Balysheva N.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, balysheva@ bsu.edu.ru, Russia, Belgorod, Belgorod State National Research University, Gruzdeva N.A., senior teacher, gruzdewa@ yandex.ru, Russia, Belgorod, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov,

Kondakov M.V., student, kondakov max@ mail.ru, Russia, Belgorod, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov

The opinion of senior schoolchildren about physical culture lessons and physical culture teacher, revealed on the basis of a questionnaire, is generalized. The point of view of students on the main aspects of physical culture lesson is presented. It is determined that the attitude of students to any subject depends on the personal qualities of the teacher.

Key words: physical culture, students, senior pupils, teacher, lesson.

Копейкина Евгения Николаевна, канд. пед. наук, доц., kopeikina@bsu.edu.ru, Россия, Белгород, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

Балышева Наталья Владимировна, канд. пед. наук, доц., Ьа^Иеуа@^и.edu.ги, Россия, Белгород, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

Груздева Наталья Алексеевна, старший преподаватель, gruzdewa@yandex.ru, Россия, Белгород, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова,

Кондаков Максим Викторович, студент, коМакру max@mail.ru, Россия, Белгород, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

В современном обществе одним из основополагающих элементов формирования физической культуры является осознанная направленность личности на занятия физической культурой и спортом. Именно она определяет поведение личности, отношение к себе и окружающим. Направленность личности раскрывается не в отдельных, случайных поступках человека, а в избранной, главной

сфере деятельности.

Значительное количество исследований посвящено вопросам направленности личности, однако проблема формирования направленности личности старшеклассников продолжает оставаться актуальной. В современной ситуации важным становится переосмысление содержания, методов и приемов формирования направленности личности на основе

личностно-деятельностного подхода, ставящего в центр педагогических исследований анализ субъективных факторов в понимании ценностей, идеалов, смысла в различных видах деятельности. Особую тревогу вызы -вает наблюдаемое на практике отсутствие у большинства подростков положительной направленности на занятия физической культурой и спортом [4, 5].

Следует отметить, что занятия по физической культуре будут тем эффективнее, чем яснее обучающиеся осознают цели физической культуры и личностную ценность таких занятий. Поэтому необходим поиск таких методов организации занятий по физической культуре, способов воздействия, которые наиболее действенно могли бы обеспечить формирование по -ложительной направленности личности на занятия физической культурой.

В последнее время большое количество специалистов в области физического воспитания поднимают вопрос о необходимости повышения интереса и улучшения отношения учащейся молодежи к занятиям физической культурой и спортом [2, 3, 5, 9].

Специфика современного учебного процесса требует от современ -ного учителя физической культуры владения большим арсеналом средств физической культуры и связанных с ними знаний, а также необходимо учитывать психосоциальные, материальные и технические аспекты. Для учителя физической культуры профессионально важными качествами являются нравственность, коммуникабельность, воля и интеллектуальность.

По мнению американского психолога Б.Д. Кретти, успех в препода -вательской деятельности учителя физической культуры в значительной мере зависит от знаний, которыми он обладает, от того, как он строит свои отношения с обучающимися. Его исследования показали, что для учителя физической культуры, быстро воспринимающего все новое, характерно стремление к творчеству и его действия не ограничиваются узкой про -граммой [6].

Специфика работы учителя физической культуры сводится к наличию психического напряжения, что является производным от условий, в которых проходят уроки: шум, необходимость постоянного переключения внимания, ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.

Деятельность учителя физической культуры связана с высокой физической нагрузкой, так как он должен демонстрировать физические упражнения и осуществлять страховку обучающихся. Это выдвигает осо -бые требования к личности учителя физической культуры, потому что его личностные качества будут иметь огромное воздействие на обучающихся.

Основной движущей силой в развитии физической культуры и спорта является учитель. Основатель российской системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт, определяя требования к педагогу физического образования и воспитания, писал, что «руководитель должен быть хорошо образованным человеком, как и каждый, кто имеет отношение к препода -ванию, должен хорошо понимать свой предмет, а главное - должен сам

быть достаточно дисциплинированным и выносливым человеком, пре-красно владеть всеми своими действиями. Все это нелегко и достигается лишь очень упорным и последовательным трудом над собой» [7].

Проблема формирования профессионального мастерства специали -стов физической культуры постоянно находится в поле зрения специаль -ных научно-исследовательских учреждений, научных коллективов и отдельных исследователей [10, 11].

По результатам исследований Б.Н. Минаева и Б.М. Шияна [8], большая половина учителей не владеет современной методикой совершенствования двигательных способностей и не связывает их развитие с усвое -нием техники физических упражнений.

Основные требования к профессионализму учителя отражены в Федеральном законе «Об образовании в РФ». Реализация определенных в этих документах задач требует подготовки педагогов с потребностью самопознания, творчества, общения, красоты, которые могут широко мыслить, создавать интеллектуальные ценности. Имидж становится сейчас необходимым атрибутом социально-профессиональных отношений. Традиционно считается, что профессиональный успех учителя определяется внешним показателем деятельности - суммой знаний учащихся.

Позитивное восприятие учащимися имиджа педагога является одним из основных мотивов их успешной учебной деятельности. Психологи считают, что ученикам нравится предмет потому, что нравится учитель, из двух способов действия - «убеждать» и «нравиться» - наиболее эффективен второй [5]. В связи с этим нужно знать, каким хотят видеть современного учителя физической культуры сами ученики.

Цель нашего исследования - обобщить мнение обучающихся стар -ших классов об уроках физической культуры.

Материалы и методы исследования. Для проведения исследования нами была разработана анкета, в которой старшеклассникам был предло -жен ряд вопросов как о самих уроках физической культуры, так и об учи -теле по данному предмету. В анонимном анкетировании приняло участие 750 обучающихся 9-11-х классов (364 юноши и 386 девушек) городских и сельских общеобразовательных школ Белгородской области.

Результаты исследования и их обсуждение. Обработка полученных данных позволила нам обобщить мнение старшеклассников об уроках физической культуры. Так, если большинство опрошенных школьников любят заниматься физической культурой в школе (юноши - 88,44 %, девушки - 88,09 %), то они же считают уроки физической культуры интересными (юноши - 96,43 %, девушки - 96,64 %) и выходят после урока удовлетворенными (юноши - 96,16 %, девушки - 89,64 %).

В качестве причины, снижающей интерес к занятиям, юноши и девушки указали однообразие упражнений (48,90 и 50,26 %). При этом наиболее любимыми видами уроков физической культуры являлись у

юношей (37,64 %) и девушек (38,34 %) спортивные игры, а среди самых невостребованных у юношей - гимнастика (23,08 %) и единоборства (20,33 %), а у девушек - единоборства (25,39 %) и плавание (24,61 %).

Подавляющее большинство обучающихся старших классов заявило, что урок физической культуры в качестве обязательного предмета в школе нужен (юноши - 75 %, девушки - 80,31 %) и не требуется вносить в учебный процесс какие-либо изменения, кроме проведения урока под музыкальное сопровождение.

В настоящее время дополнительно занимаются спортом лишь 56,23 % юношей и 53,11 % девушек. Наряду с этим только чуть больше половины обучающихся (юноши - 53,02 %, девушки - 51,30 %) оценивают свою посещаемость уроков по физической культуре на «отлично».

У большинства обучающихся уроки по физической культуре вызы -вают средний интерес (юноши - 54,67 %, девушки - 51,81 %). При этом в дальнейшем планируют заниматься спортом большинство учащихся (юноши - 73,63 %, девушки - 74,35 %). Вероятно, это связано с возможностью самостоятельно выбрать наиболее привлекательный вид двигатель -ной активности.

Большую часть опрашиваемых устраивает расписание по физиче -ской культуре (юноши - 68,68 %, девушки - 67,10 %), при этом мнения опрашиваемых о необходимости внести изменения в продолжительность занятий разделились. Так, почти 60 % обучающихся хотят оставить без изменений длительность урока физической культуры, а около 40 % девушек и юношей говорят о том, что время, отведенное на занятия, необходимо изменить (из них большинство предлагает увеличить продолжительность отдельного занятия).

Подавляющее большинство школьников (юноши - 90,93 %, девушки - 88,86 %) отметили, что им повезло с хорошими учителями по физической культуре. При этом 41,48 % юношей и 39,64 % девушек считают, что учитель является для них источником знаний по физической культуре, а для 25,55 % юношей и 21,50 % девушек - пропагандистом здорового образа жизни.

Оценивая профессиональные качества своего педагога по физиче -ской культуре, подавляющее большинство старшеклассников охарактеризовали его как высококлассного специалиста (67,36 % юношей и 73,04 % девушек дали оценку «высокий уровень» и 21,41 % юношей и 18,54 % девушек - оценку «выше среднего»).

Нельзя недооценивать роль родителей в процессе формирования отношения к занятиям физической культурой и спортом у подрастающего поколения. Несомненным остается тот факт, что при выборе стиля жизни и рода деятельности большинство подростков ориентируются на те образы, принципы и идеалы, которые заложены в их семьях. То, как старшеклассники оценивают заинтересованность своих родителей в поддержании детьми здорового образа жизни и поощрение занятий

физической культурой и спортом, проецируется и на их собственное мнение по данному вопросу. На вопрос об отношении в семье к систематическим спортивным занятиям детей подавляющее большинство старшеклассников (юноши - 85,89 %, девушки - 85,53 %) ответили, что родители, безусловно, поддерживают и всячески побуждают их к систематическим занятиям спортом. Безразличны к занятиям спортом своих детей у девушек 12,97 % родителей, а у юношей - 13,08 %. Однако было отмечено незначительное количество родителей, отговаривающих своих детей от занятий спортом (юноши - 1,39 %, девушки - 1,14 %). Лишь 12,72 % отцов и 9,91 % матерей у юношей и 16,67 % отцов и 14,80 % матерей у девушек систематически выполняют утреннюю гимнастику дома и привлекают к этому процессу своих детей.

Для того чтобы привить любовь к спорту, обучающиеся должны иметь положительный опыт на занятиях физической культурой. Тем не менее, существует тенденция роста числа подростков, особенно девушек, которые имеют отрицательный опыт и, следовательно, перестают заниматься спортом, посещать занятия. Задача учителя привлекать детей таким образом, чтобы они повысили свою физическую активность. Если у обучающихся будет положительный опыт занятий физической культурой, у них будет гораздо больше шансов оставаться физически активными на протяжении всей жизни.

Обобщая мнения специалистов, а также результаты собственных исследований позволяют констатировать, что отношение обучающихся к любому предмету очень сильно зависит от самого учителя. Старшекласс -ники с огромным удовольствием станут посещать занятия того учителя, который со всей ответственностью будет делиться с ними своими знаниями, которые в будущем позволят им организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, а также использовать средства и методы физической культуры для обеспечения полноценной профессиональной деятельности.

На основе анализа ответов старшеклассников на вопросы, касающиеся различных сторон процесса физического воспитания в школе, можно сделать следующие выводы:

1. Большинство обучающихся имеет положительный опыт занятий физической культурой в школе.

2. Основная часть старшеклассников удовлетворены продолжительностью занятий и учебным расписанием и не считают необходимым вносить какие-то коррективы.

3. Большинство обучающихся старших классов считают своего учителя основным источником знаний в области физической культуры и здо -рового образа жизни.

4. Во многих семьях наблюдается положительное отношение родителей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Список литературы

1. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Файзрахманов И.И. Специально-психологические особенности представления об имидже учителя физической культуры // Современные проблемы и перспективы развития системы под -готовки спортивного резерва в преддверии Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Казань: Изд-во ПГАФ-КСиТ, 2015. С. 146-148.

2. Горелов А.А., Румба О.Г., Кондаков В.Л. Опыт использования средств физической культуры для повышения умственной и физической работоспособности, снижения нервно-эмоционального напряжения студентов с нарушениями в состоянии здоровья // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Гуманитарные науки. 2010. № 6 (77). С. 185-192.

3. Двигательная активность растущего человека: от теории к практике: монография / Л.К. Бусловская [и др.]: под общ. ред. Л.Н. Волошиной, В.Л. Кондакова, Е.Н. Копейкиной. Белгород: Литературный караван, 2019. 176 с.

4. Ермаков С.С., Цеслицка М., Мушкета Р. Физическая культура и спорт в жизни студентов Восточно-Европейского региона: современное состояние и перспективы развития // Физическое воспитание студентов. 2015. № 6. С. 16-30.

5. Кондаков В.Л. Управление формированием направленности личности школьника (на материале физической культуры): дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2000. 190 с.

6. Кретти Б.Д. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978.

224 с.

7. Лесгафт П.Ф. Типы личности детей и воспитание сильного харак -тера. Принципы гармоничного развития ребенка. М.: Изд-во «Амрита»,

2017. 224 с.

8. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1989. 222 с.

9. Общая характеристика проблемы дефицита двигательной актив -ности студентов с ограниченными возможностями кардиореспираторной системы / Н.В. Балышева [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2013. № 4 (46). С. 85-90.

10. Gorelik V.V., Filippova S.N., Knysheva T.P. Physiological indicators of schoolchildren of 7-12 years of age peculiar to mental arithmetic sessions combined with attention switching physical exercises // Bulletin of Russian State Medical University. 2018. № 5. P. 53-61.

11. Modern strategies for regulating the motor activity of preschool and school age children in the educational space / L.N. Voloshina [et al.] // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports.

2018. № 22 (2). P. 114-119.

References

1. Burceva E.V., Burcev V.A., Fajzrahmanov I.I. Special'no-psihologicheskie osobennosti predstavleniya ob imidzhe uchitelya fizicheskoj kul'tury [Special psychological features of the idea of the image of a teacher of physical culture] // Modern problems and prospects for the development of the sports reserve training system on the eve of the Olympic Games in Rio de Janeiro: materials of Vseros. scientific-practical conf. Kazan: Publishing house PGAFKSiT, 2015. P. 146-148.

2. Gorelov A.A., Rumba O.G., Kondakov V.L. Opyt ispol'zovaniya sredstv fizicheskoj kul'tury dlya povysheniya umstvennoj i fizicheskoj rabotosposobnosti, snizheniya nervno-emocional'nogo napryazheniya studentov s narusheniyami v sostoyanii zdorov'ya [Experience of using physical culture means to increase mental and physical performance, reduce the neuro-emotional stress of students with health disorders] // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Scientific Bulletin of Belgorod State University. Humanitarian sciences]. 2010. No. 6 (77). P. 185-192.

3. Dvigatel'naya aktivnost' rastushchego cheloveka: ot teorii k praktike: monografiya / L.K. Buslovskaya [et al.]: under total. ed. L.N. Voloshina, V.L. Kondakova, E.N. Kopeikina. Belgorod: Literary Caravan, 2019. 176 p.

4. Ermakov S.S., Ceslicka M., Mushketa R. Fizicheskaya kul'tura i sport v zhizni studentov Vostochno-Evropejskogo regiona: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Physical culture and sport in the life of students of the East European region: current state and development prospects] // Fizicheskoe vospitanie studentov [Physical education of students]. 2015. No. 6. P. 16-30.

5. Kondakov V.L. Upravlenie formirovaniem napravlennosti lichnosti shkol'nika (na materiale fizicheskoj kul'tury) [Management of the formation of the orientation of the student's personality (based on physical culture)]: dis. ... cand. ped. sciences. Belgorod, 2000. 190 p.

6. Kretti B.D. Psihologiya v sovremennom sporte [Psychology in modern sports]. M.: FiS, 1978. 224 p.

7. Lesgaf P.F. Tipy lichnosti detej i vospitanie sil'nogo haraktera. Principy garmonichnogo razvitiya rebenka [Children's personality types and the upbringing of a strong character. The principles of harmonious development of the child]. M.: Publishing house "Amrita", 2017. 224 p.

8. Minaev B.N., Shiyan B.M. Osnovy metodiki fizicheskogo vospitaniya shkol'nikov [Fundamentals of the methodology of physical education of schoolchildren]. M.: Education, 1989. 222 p.

9. Obshchaya harakteristika problemy deficita dvigatel'noj aktivnosti studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami kardiorespiratornoj sistemy [General characteristics of the problem of motor activity deficit in students with disabilities of the cardiorespiratory system] / N.V. Balysheva [et al.] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical culture and health]. 2013. No. 4 (46). P. 85-90.

10. Gorelik V.V., Filippova S.N., Knysheva T.P. Physiological indi-cators of schoolchildren of 7-12 years of age peculiar to mental arithmetic sessions combined with attention switching physical exercises // Bulletin of Russian State Medical University. 2018. № 5. P. 53-61.

11. Modern strategies for regulating the motor activity of preschool and school age children in the educational space / L.N. Voloshina [et al.] // Peda-gogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2018. № 22 (2). P. 114-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.