Научная статья на тему 'Исследование физической активности школьников с нарушениями осанки, занимающихся оздоровительным плаванием'

Исследование физической активности школьников с нарушениями осанки, занимающихся оздоровительным плаванием Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
115
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ШАГОМЕТРИЯ / POSTURE DISORDERS / RECREATIONAL SWIMMING / PHYSICAL ACTIVITY / MOTOR ACTIVITY / PEDOMETRY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дрогомерецкий Владимир Вячеславович, Третьяков Андрей Александрович, Сокорев Василий Викторович, Руцкой Игорь Алексеевич

Представлены результаты исследования физической активности школьников средних классов, посещающих группы оздоровительного плавания и имеющих нарушения осанки. Проанализированы результаты анкетирования, отражающие субъективный характер двигательной активности и свободного времяпрепровождения школьников, в сопоставлении с результатами объективных данных о физической активности, выявленных методом шагометрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дрогомерецкий Владимир Вячеславович, Третьяков Андрей Александрович, Сокорев Василий Викторович, Руцкой Игорь Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF PHYSICAL ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN WITH POSTURE INVOLVED IN SWIMMING

The results of the study of the physical activity of middle school students attending recreational swimming groups and having posture disorders are presented. Analyzed the results of the survey, reflecting the subjective nature of the motor activity and free time of schoolchildren, in comparison with the results of objective data on physical activity, identified by the method of shagometriya.

Текст научной работы на тему «Исследование физической активности школьников с нарушениями осанки, занимающихся оздоровительным плаванием»

УДК 796.011:797.2

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ПЛАВАНИЕМ

В.В. Дрогомерецкий, А.А. Третьяков, В.В. Сокорев, И.А. Руцкой

Представлены результаты исследования физической активности школьников средних классов, посещающих группы оздоровительного плавания и имеющих нарушения осанки. Проанализированы результаты анкетирования, отражающие субъективный характер двигательной активности и свободного времяпрепровождения школьников, в сопоставлении с результатами объективных данных о физической активности, выявленных методом шагометрии.

Ключевые слова: нарушения осанки, оздоровительное плавание, физическая активность, двигательная активность, шагометрия.

Как отмечают исследователи [1], физическое развитие и поддержание здоровья человека невозможно без двигательной активности. По некоторым данным, потребность молодого организма в движении составляет 14000-19000 локомоций в сутки или прохождение расстояния от 8 до 15 км [2]. Длина дистанции варьируется от интенсивности и непрерывности. Влияние низкой двигательной активности на организм растущего человека отражается в различных нарушениях функций: сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата (ОДА), пищеварительной системы, внутренних органов, а также эмоционально -психической сферы [3-8]. Всё вышесказанное определило актуальность нашего исследования, связанного с физической активностью школьников.

Исследование проводилось с октября по ноябрь 2018 г. среди школьников без нарушений в состоянии здоровья г. Белгорода (21 девочка и 4 мальчика) и школьников, имеющих медицинское заключение о нарушении осанки с рекомендацией посещать группы оздоровительного плавания (20 девочек и 5 мальчиков).

В исследовании применялись методы опроса (анкетирования) и шагометрии. Школьникам была предложена анкета, состоящая из 10 вопросов, касающихся некоторых аспектов их образа жизни: физической и двигательной активности, способов и времени отдыха, длительности прогулок на свежем воздухе, наличия специальных средств для коррекции положений. Количество шагов измерялось ежедневно в течение месяца с помощью шагомеров «Omron». Показатели шагомеров регистрировались по дням недели. Подсчитывались среднее значение (M), стандартное отклонение (s), дисперсия (о), минимальное (min) и максимальное (max) значения. Для выявления достоверности различий использовался t-критерий Стьюдента.

Обсуждение результатов. Возраст школьников составил 12,12±2,24 года. Исследуемые школьники обучаются в средних классах. Результаты анкетирования, отражающие характер двигательной активности и свободного времяпрепровождения, представлены на рис. 1.

сумка

ранец/рюкзак

портфель

на полу

в кресле

лежа на диване

больше 1 часа

1 час

30 мин

да

^ 86,50 %

80,90 %

% здоровые ИОДА

81,77 %

Рис. 1. Данные анкетирования школьников

Утреннюю гимнастику среди здоровых школьников выполняют только 30,3 % респондентов, у школьников с нарушениями ОДА - 18,23 %. Разница составляет более 10 %.

Школьники с нарушениями ОДА ежедневному просмотру телевидения (ТВ) уделяют больше времени, чем их здоровые сверстники. Половина опрошенных подростков уделяет этому занятию более 1 ч. Вторая половина разделилась на просмотр ТВ от 30 мин до 1 ч. Самым распространённым местом для просмотра ТВ дети выбрали диван (более 60 %), здесь цифры схожие у обеих групп школьников.

Большинство опрошенных указывают, что у них есть специальное кресло для работы за компьютером, а также для выполнения школьных заданий. В группе с нарушениями ОДА такие кресла были отмечены у

61 % школьников, а у здоровых - менее половины. Также школьники с нарушениями ОДА чаще используют специальные матрацы для спины, в 3 раза больше чем здоровые подростки.

Школьные принадлежности большинство из опрошенных школьников предпочитают носить в рюкзаке/ранце. При этом следует отметить, что у практически здоровых детей данный показатель на 20 % больше, чем у детей с нарушениями ОДА.

Сравнительный анализ ежедневных прогулок школьников на свежем воздухе показал, почти половина здоровых подростков уделяют этому занятию более 2 ч. в день, что превышает аналогичные данные школьников с нарушениями ОДА на 10 %. В большинстве своём, школьники с нарушениями ОДА пребывают на улице от 1 до 2 ч. Экспериментальные данные представлены на рис. 2.

Рис. 2. Данные анкетирования школьников

На вопрос «Занимаетесь ли Вы спортом?» - 19,2 % школьников с нарушениями ОДА ответили положительно. Отметив при этом секции, в которых занимаются плаванием, лёгкой атлетикой, волейболом и футболом. Здоровых подростков, занимающихся спортом, выявлено 27,3 %. Основные предпочтения - занятия плаванием, танцами, мотокроссом, шахматами, стрельбой, лёгкой атлетикой, карате, тхэквондо, футболом.

Метод шагометрии применялся с целью получения объективных данных о физической активности и сравнения с результатами опроса. При анализе выявлено, что школьники с нарушениями ОДА менее активны по сравнению со здоровыми сверстниками. Эта разница достоверна по ^критерию Стьюдента (р<0,01; р <0,05). Только в пятницу и субботу эта разница не имеет статистической достоверности. Максимальные показатели количества шагов у школьников с нарушениями ОДА отмечены

во второй половине недели - в среду, четверг и пятницу. Минимальное количество шагов зафиксировано в субботу и воскресенье (таблица).

Шагометрия школьников с нарушениями ОДА (п=25) и практически здоровых (п=25)

День недели С нарушениями ОДА Здоровые Р

М Б М Б

Понедельник 3953,8 2248,75 8179,3 2573,6 <0,01

Вторник 4764,9 2299,53 7949,46 2144,32 <0,01

Среда 7277,1 3665,78 9118,14 2324,12 <0,05

Четверг 6251,9 4807,86 8467,88 1636,96 <0,05

Пятница 7468,3 5305,84 8521,12 4152,25 -

Суббота 4480,6 4077,26 6214,34 6336,42 -

Воскресенье 3859,9 2787,25 6926,38 2762,23 <0,01

Будни 5943,2 2347,17 8447,18 3456,26 <0,01

Выходные 4170,25 2794,96 6570,36 3247,64 <0,01

Двигательная активность исследуемых групп имеет значительные колебания в течение недели. У школьников с нарушениями ОДА днями наименьшей активности (менее 4000 шагов) оказались воскресенье и понедельник, а наибольшей - среда и пятница (более 7000 шагов). У здоровых школьников суббота и воскресенье - самые спокойные дни, а в будни активность возрастает с 7949 до 9118 шагов. Самым активным днём оказалась среда (более 9000 шагов).

У школьников с нарушениями ОДА прослеживается «волновая тенденция». С понедельника к среде происходит увеличение количества шагов с 3900 до 7200 шагов, затем колебание ±1000 шагов с пиковыми показателями в пятницу (7400 шагов) и возвратом в исходное состояние к воскресенью (3800 шагов). У здоровых школьников наблюдалась более ровная динамика.

Кроме того, выявлено, что 4 дня в неделю испытуемые с нарушениями ОДА не выполняют даже рекомендуемый минимум в 5000 шагов, а в другие 3 дня эти цифры держатся в пределах от 6251 до 7468 шагов. Дальнейшее сравнение средних показателей показало преобладание активности в будни по отношению к выходным дням. Разница составила около 2000 шагов. Следует отметить, что, в общем, по будням школьники выполняют рекомендуемый двигательный минимум, не дотягивая до желательных значений 14000-19000 локомоций в сутки.

После проведённых исследований можно заключить, что некоторые аспекты образа жизни и двигательной активности школьников с наруше -ниями ОДА имеют существенные (отрицательные и положительные) отличия от здоровых сверстников.

К отрицательным можно отнести следующие отличия:

• меньше времени проводят на ежедневных прогулках на свежем воздухе по сравнению со здоровыми сверстниками;

• реже делают утреннюю гимнастику;

• больше времени проводят у телевизора или компьютера;

• реже используют для школьных принадлежностей ранцы;

• меньше занимаются спортом;

• достоверно меньше двигаются (по данным шагомер-исследований).

К положительным отличиям относятся:

• больше подростков с нарушениями ОДА, чем здоровых, имеют специальный ортопедический матрац;

• школьники с нарушениями ОДА чаще используют специальное кресло для выполнения домашних уроков и работы за компьютером.

В заключение хочется подчеркнуть, что согласно нашему исследованию, основным фактором, позволяющим школьникам сохранить здоровую осанку, является повышенная физическая активность в течение дня.

Работа выполнена в рамках реализации научного проекта № 18-313-00124 «Исследование влияния мотивации достижения успеха или избегания неудач на комплексные показатели здоровья студентов белгородских вузов», получившего поддержку Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд фундаментальных исследований» (РФФИ)

Список литературы

1. Балышева Н.В., Румба О.Г., Горелова А.А. Укрепление здоровья студенток, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы, средствами дозированной оздоровительной ходьбы и бега: монография. Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2010. 172 с.

2. Румба О.Г. Системные механизмы регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп: монография. Белгород: ЛитКараВан, 2011. 460 с.

3. Горелов А.А., Лотоненко А.В., Румба О.Г. Двигательная активность и здоровье студенческой молодёжи России // Культура физическая и здоровье. 2010. № 2(27). С. 4-8.

4. Физическая культура и здоровье: монография / А.В. Лотоненко [и др.]. М.: Еврошкола, 2008. 450 с.

5. Кондаков В.Л. Системные механизмы конструирования физкуль -турно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза. Белгород: ЛитКараВан, 2013. 454 с.

6. Егармина А.А., Кондратенко П.П., Третьяков А.А. Исследование двигательной активности студентов младших курсов // Научный журнал «Дискурс». 2016. № 2(2). С. 55-62.

7. Кондаков В.Л., Дрогомерецкий В.В. Оценка состояния суставно-связочного аппарата студентов // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2011. № 6. С. 45-51.

8. Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Балышева Н.В. Физкультурно-оздоровительная технология профилактики нарушений в состоянии дыхательной системы // Теория и практика физической культуры. 2016. № 1. С. 34-36.

Дрогомерецкий Владимир Вячеславович, канд. пед. наук, доц., drogomeretskiy@ bsu.edu.ru, Россия, Белгород, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

Третьяков Андрей Александрович, канд. пед. наук, доц., delphin87@,inbox.ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина,

Сокорев Василий Викторович, канд. пед. наук, доц., sokorev@,bsu.edu.ru, Россия, Белгород, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

Руцкой Игорь Алексеевич, доц., rutskoyabsu. edu. ru, Россия, Белгород, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

THE STUDY OF PHYSICAL ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN WITH POSTURE INVOLVED IN SWIMMING

V.V. Drogomeretskiy, A.A. Tretyakov, V.V. Sokorev, I.A. Rutskoy

The results of the study of the physical activity of middle school students attending recreational swimming groups and having posture disorders are presented. Analyzed the results of the survey, reflecting the subjective nature of the motor activity and free time of schoolchildren, in comparison with the results of objective data on physical activity, identified by the method of shagometriya.

Key words: posture disorders, recreational swimming, physical activity, motor activity, pedometry.

Drohomeretskiy Vladimir Vyacheslavovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, drogomeretskiy@bsu. edu. ru, Russia, Belgorod, Belgorod State National Research University,

Tretyakov Andrey Aleksandrovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, delphin87@,inbox.ru, Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin,

Sokorev Vasiliy Viktorovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, sokorev@bsu. edu. ru, Russia, Belgorod, Belgorod State National Research University,

Rutskoy Igor Alekseevich, associate professor of sports disciplines, rutskoy@bsu. edu. ru, Russia, Belgorod, Belgorod State National Research University

Reference

1. Balysheva N.V., Rumba O.G., Gorelova A.A. Ukreplenie zdorov'ya studentok, imeyushchih narusheniya serdechno-sosudistoj sistemy, sredstvami dozirovannoj ozdorovitel'noj hod'by i bega: monografiya. Belgorod: IPC «POLITERRA», 2010. 172 s.

2. Rumba O.G. Sistemnye mekhanizmy regulirovaniya dvigatel'noj aktivnosti studentov special'nyh medicinskih grupp: monografiya. Belgorod: LitKaraVan, 2011. 460 s.

3. Gorelov A.A., Lotonenko A.V., Rumba O.G. Dvigatel'naya aktivnost' i zdorov'e studencheskoj molodyozhi Rossii // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2010. № 2(27). S. 4-8.

4. Fizicheskaya kul'tura i zdorov'e: monografiya / A.V. Lotonenko [i dr.]. M.: Evroshkola, 2008. 450 s.

5. Kondakov V.L. Sistemnye mekhanizmy konstruirovaniya fizkul'turno-ozdo-rovitel'nyh tekhnologij v obrazovatel'nom prostranstve sovremennogo vuza. Belgorod: LitKaraVan, 2013. 454 s.

6. Egarmina A.A., Kondratenko P.P., Tret'yakov A.A. Issledovanie dvigatel'noj aktivnosti studentov mladshih kursov // Nauchnyj zhurnal «Diskurs». 2016. № 2(2). S. 55-62.

7. Kondakov V.L., Drogomereckij V.V. Ocenka sostoyaniya sustavno-svyazochnogo apparata studentov // Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2011. № 6. S. 45-51.

8. Kondakov V.L., Kopejkina E.N., Balysheva N.V. Fizkul'turno-ozdorovitel'naya tekhnologiya profilaktiki narushenij v sostoyanii dyhatel'noj sistemy // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2016. № 1. S. 34-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.