Научная статья на тему 'Оптимизация двигательной активности студентов-стоматологов как профессионально значимого фактора в будущей деятельности'

Оптимизация двигательной активности студентов-стоматологов как профессионально значимого фактора в будущей деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
283
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГИПОКИНЕЗИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ / HYPOKINESIA / MOVEMENT ACTIVITY / PROFESSIONAL PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кожевникова Наталья Григорьевна

Изучена двигательная активность студентов-стоматологов методами анкетирования и шагометрии, проведен анализ результатов в зависимости от пола, года обучения, дней недели. Выявлено снижение физической активности студентов, выяснены мотивации и предложены способы ее повышения с учетом будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кожевникова Наталья Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of movement activity of dental students as a professional factor in their future work

Movement activity of dental students has been studied using methods of questionnairing and pedometry. Analysis of data has been performed depending on sex, year of studies, days of the week. Decreast of students' physical activity has been revealed, motivation has been defined and ways of its increase have been suggested taking into consideration professional activity.

Текст научной работы на тему «Оптимизация двигательной активности студентов-стоматологов как профессионально значимого фактора в будущей деятельности»

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ФАКТОРА В БУДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.Г. КОЖЕВНИКОВА,

ГБОУ ВПО Московский государственный медико-стоматологический университет

Аннотация

Изучена двигательная активность студентов-стоматологов методами анкетирования и шагометрии, проведен анализ результатов в зависимости от пола, года обучения, дней недели. Выявлено снижение физической активности студентов, выяснены мотивации и предложены способы ее повышения с учетом будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: гипокинезия, двигательная активность, профессионально-прикладная физическая

подготовка.

Abstract

Movement activity of dental students has been studied using methods of questionnairing and pedometry. Analysis of data has been performed depending on sex, year of studies, days of the week. Decreast of students' physical activity has been revealed, motivation has been defined and ways of its increase have been suggested taking into consideration professional activity.

Key words: hypokinesia, movement activity, professional physical training.

Успешность адаптации студентов к условиям обучения в вузе, сохранение и укрепление здоровья за время обучения требуют оптимальной двигательной активности (ДА). Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья использование физических нагрузок является одним из обязательных факторов здорового образа жизни (ЗОЖ).

Регулярная ДА делает студентов дисциплинированными, организованными, способствует быстроте оценки ситуации и принятию решений, настойчивости, умению переживать неудачи, мобильности, что необходимо для формирования общей и профессиональной культуры.

Для профессиональной подготовки будущих врачей особое значение имеет физическое воспитание с учетом профессионально важных двигательных навыков: целенаправленная профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), осуществляемая на всех этапах формирования профессионалов. В целях ППФП используются как специальные педагогические конструкции, так и профессионально ориентированные виды спорта и системы физических упражнений (ФУ), направленные на развитие, совершенствование и активизацию психофизиологических возможностей человека с учетом требований, предъявляемых к нему избранным им видом профессиональной деятельности [1, 2].

Целью данного исследования явилось изучение двигательной активности студентов-стоматологов и поиск методов ее оптимизации.

Материалы и методы исследования

Методом анкетирования нами были опрошены 512 студентов 1-4 курсов стоматологического факультета МГМСУ, использовался также таблично-хрономет-ражный метод. Для определения ДА проводили шаго-метрию с помощью прибора «Электроника ШЭО2» (всего под наблюдением было 12 юношей и 15 девушек).

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты шагометрии показали (табл.1):

- уровень ДА юношей составил в среднем 14026 ± 198 шагов в сутки, девушек - 13295±174 шага, т.е. значительное снижение уровня ДА студентов относительно рекомендуемых норм. ДА юношей составила 53,9% от должных величин, девушек - 69,9%;

- пик ДА наблюдался в понедельник, в выходные дни отмечалось выраженное снижение шагов (разница составила по сравнению с учебными днями у студентов 2012± 286 шагов, а у студенток - 1019±228 шагов (р < 0,05);

- ДА студентов убывала от 1-го к 5-му курсу, как в результате перехода на факультатив по физкультуре, так

Массовая физическая культура и оздоровление населения

и в результате ограничения переездов. Но даже занятия физкультурой на 1-3 курсах не давали рекомендуемого уровня ДА;

- установлено, что ДА студентов снижалась и за счет увеличения числа занимающихся ЛФК, в специальной медицинской группе и случаев освобождений от занятий ФК по медицинским показаниям (см. рисунок).

Таблица 1

Двигательная активность студентов в динамике учебной недели (шагов)

Уточнение полученных закономерностей было проведено методом таблично-хронометражного эксперимента (табл. 2).

Таблица 2

Данные суточного хронометража студентов

Дни недели Юноши Девушки

Понедельник 15291 ±407 15005 ± 358

Вторник 13987 ± 388 13300 ± 290

Среда 14255 ±326 12921 ±234

Четверг 15100 ±411 13348 ±315

Пятница 14546 ± 433 13990 ± 235

Суббота 13804 ± 299 12600 ± 286

Воскресенье 11205 ±209 11902 ±221

Средние данные 14026± 198 13295 ± 174

Показатели режима дня Время, мин

Юноши М ± m Девушки М ± m

Лекции 129 ± 12 123 ± 14

Семинарско-лабораторные занятия 230 ± 23 238 ± 12

Подготовка к занятиям 81 ± 11 125 ± 21

Езда на транспорте 134 ± 13 137 ± 14

Физкультура 27 ± 9 19 ± 6

Прием пищи 68 ± 16 52 ± 12

Самообслуживание 81 ± 14 104 ± 12

Отдых активный 43 ± 9 22 ± 7

Отдых пассивный 74 ± 11 79 ± 12

Сон 435 ± 35 449 ± 31

Неучтенные моменты режима дня 138 ± 34 92 ± 28

Итого 1440 1440

20 15 10 5

18

12

Ж.

1,5

2,4

2,3

2005 г. ' 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. □ Специальная ■ ЛФК

I 3,6—

нр

Рис. 1. Динамика численности студентов (в %), занимающихся в специальной медицинской группе и ЛФК

(2005-2009 гг.)

Выявлено, что на ФУ у юношей приходилось в среднем 27 ± 9 мин в день, у девушек - 19 ± 6 мин, на активный отдых - 43 ± 9 и 22 ± 7 соответственно. Обращает на себя внимание показатель общей загруженности студентов умственной учебной работой, который суммарно составляет: у юношей 440 ± 21 мин, а у девушек -486 ± 18 мин (соответственно 7,33 и 8,1 ч).

Анкетирование в отношении ДА показало: только 11,2% девушек и 28,2% юношей имели в режиме дня самостоятельные ФУ, всего 8% студентов использовали закаливающие процедуры и релаксационные упражнения; занимались ФКиС во внеучебное время 22,5 % студентов первого курса, тогда как на четвертом - только 10,8%, причем преимущественно юноши.

Повысить ДА хотели 72% опрошенных студентов, мотивируя это желанием улучшить телосложение (35,8%),

развить физические качества (32,6%), повысить уровень здоровья (14,1%), уметь постоять за себя (12,2%), общаться, иметь друзей (5,3%).

Значительное число студенток хотели заниматься плаванием (38,9%), спортивными танцами (31,4%), туризмом выходного дня (28,5%), художественной гимнастикой (23,8%), тренажерной подготовкой (21,8%), бегом с оздоровительной целью (21,4%), настольным теннисом (21,2%), бадминтоном (19,0%), в секциях под руководством инструктора (61,9%).

Студенты-юноши выбирали: плавание (39,6%), тренажерную подготовку (24,2%), шахматы (23,8%), туризм выходного дня (19,1%), упражнения с гирями (16,3%), тяжелую атлетику (14,2%), баскетбол (14,0%); большинство (71,4%) предпочитали индивидуальные самостоятельные занятия ФКиС, 40% опрошенных отдали

т

предпочтение ежедневному бесплатному предоставлению спортивных сооружений вуза для самостоятельных занятий в удобное для них время.

Выявлено, что для 92% респондентов платные спортивные объекты недоступны по стоимости.

Изучение работы стоматологов в условиях приема позволило нам выявить особенности, отражающие специфику их профессиональной деятельности: высокие зрительные нагрузки, мануальные навыки, стереотипные движения мелких мышц рабочей руки, статические нагрузки, высокое нервно-эмоциональное напряжение, вынужденная рабочая поза.

Стоматологи под контролем зрения выполняют свыше 80% рабочих операций, начиная с осмотра полости рта пациента и заканчивая заполнением амбулаторной карты больного. Площадь операционного поля, с которым имеет дело терапевт-стоматолог, составляет около 1 кв. см, а патологический очаг слабо контрастен по отношению к темному фону слизистой оболочки полости рта.

Наибольшие требования профессией стоматолога предъявляются к следующим функциям и системам организма:

- зрительному анализатору (острота зрения, контрастная чувствительность, скорость зрительного различения, цветоощущение);

- двигательному анализатору (статическая выносливость скелетных мышц рабочей руки и спины, силовая и тактильная чувствительность);

- центральной нервной системы (оперативная память, уравновешенность нервных процессов при их нормальной подвижности, устойчивость к стрессовым ситуациям).

Дефицит движений при статических нагрузках (гипокинезия) вызывает функциональные изменения в организме, выражающиеся в развитии астенического синдрома, детренированности регуляторных механизмов, снижении функциональных возможностей организма и нарушении деятельности опорно-двигательной системы и вегетативных функций. Это может привести не только к потере должного физического состояния, но и к снижению работоспособности организма.

В процессе работы у стоматологов могут появиться различные нарушения осанки (кифоз, кифосколиоз, сколиозы), варикозное расширение вен нижних конечностей и прямой кишки, функциональные и органические поражения позвоночника и верхнего плечевого пояса.

Задачами профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) будущего врача-стоматолога, исходя из их профессиограммы, являются:

- преимущественное развитие прикладных основных физических качеств - общей выносливости, силы, ловкости и гибкости;

- преимущественное развитие прикладных специальных качеств - устойчивости к гипокинезии и гиподинамии, быстроты зрительного различения и подвижности нервных процессов;

- преимущественное развитие прикладных психических качеств - концентрации внимания, оперативного мышления и волевых качеств.

Как показал ряд исследований, в процессе усиления ДА происходит и попутное совершенствование профессионально важных качеств, особенно физических [2, 4, 5]. При использовании упражнений ППФП студентами и специалистами-стоматологами эффект значительно выше [1, 3].

Заключение

Полученные данные свидетельствуют о том, что двигательный режим студентов отличался выраженной гиподинамией в режиме учебного дня. Физкультурно-спортивная деятельность в настоящее время не является для студентов-стоматологов насущной потребностью, не превратилась в личностный интерес, но абсолютное большинство студентов не отрицает ее положительной направленности и социальной значимости.

Новые технологии мотивации студентов к повышению их ДА должны:

- базироваться на индивидуальных занятиях ФК с учетом личного интереса к их видам;

- использовать инновационные принципы (сознательное отношение к своему физическому совершенствованию, всестороннее гармоничное развитие личности, профессионально-прикладная направленность). Профессионально-прикладная направленность учебных занятий на кафедрах физического воспитания должна строиться с учетом профессиограммы будущего специалиста.

Для повышения ДА как профессионального фактора в будущей деятельности студентов-стоматологов предлагается:

- ввести в учебный план университета учебные часы по физическому воспитанию, пролонгировать изучение предмета на 1-5 курсы обучения;

- совместно с кафедрой физического воспитания и здоровья внедрить в практику домашние задания физкультурно-прикладной направленности как компонент ППФП;

- использовать новые привлекательные формы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;

- увеличить число общеуниверситетских спортивно-оздоровительных мероприятий, проводимых в свободное от учебы и работы время; обеспечить их массовость, организованность, разносторонность;

- обеспечить возможность регулярного посещения спортивных и тренажерных залов, фитнес-клубов, бассейнов студентами на льготной основе;

- учитывая преобладание зрительно-мануального компонента труда в будущей работе врача-стоматолога в сочетании с нерациональной рабочей позой, обучать студентов использованию средств оздоровительной физкультуры в условиях университета, в домашних условиях, в будущей профессиональной деятельности (корригирующая гимнастика, упражнения на формирование правильной осанки, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, офтальмотренинг, психотренинг, закаливающие процедуры и др.).

Литература

1. Бурлаков С.Е. Физиолого-гигиеническое обоснование профессионально важных функций врача-стоматолога общей практики: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 1998 - 18 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кабачков В.А., Полиевский С.А., Буров А.Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: науч.-метод. пособие. - М.: Советский спорт, 2010. - 296 с.

3. Полиевский С.А., Рыбковский А.Г., Власенкова Л.Н. Функциональная структура развития физического воспитания студентов в вузе // Здоров'я 1 осв1та: проблеми

та перспективи / Матер1али II М1жнародной науково-практичной конференци. - Донецьк: Норд-Прес; ДонНУ, 2010. - С. 42-45.

4. Раевский Р.Т., Канишевский С.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов высших учебных заведений: учеб.-метод. пособие / под общей ред. проф. Р.Т. Раевского. - О.: Наука и техника, 2010. -380 с.

5. Степанов А.В. Гигиеническая оценка тренировки профессионально важных функций студента-стоматолога: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 1999. - 21 с.

References

1. Burlakov S.E. Physiologo-hygienic substantiation of professionally important qualities in general practice dentists: autoref. thesis of candidate of medical sciences. - M., 1998. - 18 p.

2. Kabachkov VA,, Polievsky S.A., Burov A.E. Professional physical culture in system of continious education of youth: methodic manual. - M.: Sovetsky sport, 2010. - 296 p.

3. Polievsky S.A., Rybkovsky A.G., Vlasenkova L.N. Functional structure of physical education structure in university

students // Zdorovya i osvita: problemi i perspektivi / Mate-rialy II Mezhdunadodnoi naukovo-praktichnoi konferen-cii. - Donezk: Nord-Press, 2010. - P. 42-45.

4. Raevsky R.T., Kanishevsky S.M. Profesiional and applied physical training in university students; manual. - O.: Nauka i technika, 2010. - 380 p.

5. Stepanov A.V. Hygienic estimation of training for professionally important functions in dentistry students: autoref. thesis of candidate of medical sciences. - M.: 1999. - 21 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.