Научная статья на тему 'Исследование влияния оздоровительного плавания на показатели функциональной тренированности студентов вуза'

Исследование влияния оздоровительного плавания на показатели функциональной тренированности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
172
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ОСНОВНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВАННОСТЬ / STUDENTS / MAIN MEDICAL GROUP / PHYSICAL CULTURE / RECREATIONAL SWIMMING / INDICATORS / FUNCTIONAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гогинава Сергей Евгеньевич, Щербин Дмитрий Владимирович, Коник Алексей Алексеевич

Предложена экспериментальная программа оздоровительного плавания на занятиях по физической культуре в вузе, влияющая на показатели функциональной тренированности студентов, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Представлены результаты тестирования функциональной тренированности до и после эксперимента, доказывающие создание благоприятных предпосылок для повышения устойчивости организма к гипоксии в процессе реализации программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гогинава Сергей Евгеньевич, Щербин Дмитрий Владимирович, Коник Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE EFFECT OF RECREA TIONAL SWIMMING THE INDICATORS OF FUNCTIONAL FITNESS OF UNIVERSITY STUDENTS

An experimental program of recreational swimming in the classroom in physical culture at the university, affecting the indicators offunctional fitness of students assigned to the main medical group for health reasons, is proposed. Presents the results of testing functional fitness before and after the experiment, proving the creation of favorable prerequisites for increasing the body's resistance to hypoxia in the process of program implementation.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния оздоровительного плавания на показатели функциональной тренированности студентов вуза»

УДК 797.21

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО

ПЛАВАНИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

С.Е. Гогинава, Д.В. Щербин, А.А. Коник

Предложена экспериментальная программа оздоровительного плавания на занятиях по физической культуре в вузе, влияющая на показатели функциональной тренированности студентов, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Представлены результаты тестирования функциональной тренированности до и после эксперимента, доказывающие создание благоприятных предпосылок для повышения устойчивости организма к гипоксии в процессе реализации программы.

Ключевые слова: студенты, основная медицинская группа, физическая культура, оздоровительное плавание, показатели, функциональная тренированность.

Анализ многочисленных исследований в области оздоровительного использования физических упражнений свидетельствует, что наиболее популярными средствами оздоровительной тренировки являются упражнения циклического аэробного характера [11]. Большинство специалистов сходятся во мнении, что именно плавание имеет наибольшее оздоровительное воздействие на организм. Увеличение эффективности функционирования дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма, развивающее воздействие на мышечный аппарат в сочетании со снижением гравитационной нагрузки на опорно-двигательный аппарат человека позволяет утверждать, что плавание является одним из наиболее оптимальных видов двигательной активности [6, 11].

Длительное занятие плаванием в оздоровительных целях способствует качественной перестройке работы организма и его систем. У занимающегося вырабатывается определенный ритм дыхания, укрепляются дыхательные мышцы, так как их задачей является преодоление давления воды при вдохе и выдохе, в работу вовлекается большее количество альвеол, жизненная емкость легких увеличивается, кровь становится насыщеннее кислородом. Специалисты также отмечают положительное влияние плавания на укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки у человека. Особое значение в данном случае имеет укрепление мышц стабилизаторов позвоночного столба и глубоких скелетных мышц, которые недостаточно задействованы в обычной жизнедеятельности человека [3, 8-10].

Во время занятий плаванием положительное влияние отмечается на центральную нервную систему человека. Оптимальный температурный режим воды способствует нормализации процессов возбуждения и

торможения, что положительно влияет на психоэмоциональное состояние занимающихся [10]. Кроме этого, выполнение упражнений в воде способствует ликвидации остаточных явлений после воспалительных процессов, которыми сопровождаются всевозможные заболевания органов пищеварения, приводит в норму работу кишечника, улучшает обмен веществ, активизирует секреторные и моторные функции органов пищеварительной системы [10].

На основе вышесказанного можно утверждать, что использование оздоровительного плавания в качестве надежного профилактического средства позволяет оказывать оздоровительное воздействие именно на те функциональные системы организма, которые в большей степени подвержены заболеваниям в студенческой среде. По мнению многих авторов [1, 2, 4, 5 10], использование в занятии спортивных способов плавания, с учетом правильной техники выполнения, оказывают наибольший оздоровительный эффект. В этой связи в основу экспериментальной программы были положены спортивные способы плавания «Кроль на груди» и «Брасс». Экспериментальная программа была рассчитана на два месяца. Указанные способы плавания рационально сочетали в своем содержании все оздоровительные принципы.

Для повышения аэробных возможностей и развития общей выносливости средствами плавания, по данным О.В. Новосельцева с соавторами (2005), А.А. Кашкина с соавторами (2008), наиболее оптимальным является переменно-дистанционный и равномерно-дистанционный методы, а также низкоинтенсивный интервальный тренинг при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 130-150 уд/мин. Данное сочетание методов способствует качественному снабжению мышц кровью, оптимизирует обменные процессы как во всем организме, так и в мышечных тканях, способствуют повышению порога анаэробного обмена [7, 11].

Организация исследования. Исследование влияния оздоровительного плавания на показатели функциональной тренированности проводилось со студентами экспериментальной группы (ЭГ), которая состояла из 60 студентов Белгородского государственного университета (36 девушек, 24 юноши) в возрасте 17-20 лет, занимающихся в основной медицинской группе (ОМГ). В контрольной группе (КГ) занимались 56 студентов (27 девушек, 29 юношей) в возрасте 17-20 лет, так же отнесённые к ОМГ. На основе теоретического анализа специальной литературы нами была разработана экспериментальная программа с использованием оздоровительного плавания, рассчитанная на два месяца обучения по дисциплине «Физическая культура». Всего программа включала 16 учебно-тренировочных занятий.

Студенты КГ в течение лабораторного эксперимента принимали участие в занятиях по волейболу, легкой атлетике и баскетболу, включенных в учебную программу кафедры физического воспитания НИУ «БелГУ».

Эксперимент проводился на базе учебно-спортивного комплекса БелГУ С. Хоркиной. Тренировки по плаванию проводились в бассейне с длиной дорожки 50 м. Тренировка начиналась на суше с общеразвиваю -щих и подготовительных упражнений на месте и в движении из различных исходных положений. Основная часть тренировки заключалась в выполнении низкоинтенсивной интервальной нагрузки с чередованием способов плавания «Кроль на груди» и «Брасс» (таблица).

Экспериментальная программа занятий оздоровительным плаванием со студентами (16 учебно-тренировочных занятий)

Виды Распределение видов деятельности по занятиям

деятельности (2 занятия в н еделю)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Этапы реализации программы

Этап диагностики +

(тестирование №1)

Тренировочный этап +

Этап контроля (тестирование №2) +

Содержание учебно-тренировочных занятий по физической культуре (45 мин )

Подготовительная часть занятия (10 мин)

В бассейне: общераз-

вивающие упражне- + + + + + + + + + + + + + + + +

ния на суше

Основная часть занятия (30 мин)

Кроль на груди при ЧСС 130-140 уд/мин + + + + + + + + + + + + + + + +

Брасс на груди при ЧСС 100-110 уд/мин - + + + + + + + + + + + + + + + +

фаза восстановления

Дыхательные упражнения в воде + + + + + + + + + + + + + + + +

Заключительная часть занятия (5 мин )

Игры на воде, прыжки

в воду с вышек, ныря- + + + + + + + + + + + + + + + +

ния в глубину

В качестве активного отдыха, после преодоления 50-метровых отрезков, выполнялись форсированные выдохи в воду. Исходя из того, что исходный уровень соматического здоровья и показателей общей выносливости студентов был ниже среднего, применение равномерного метода (преодоление дистанции должно осуществляться с постоянной скоростью) при рекомендуемой ЧСС 130-140 уд/мин представлялось довольно сложным. Для дозирования нагрузки занимающимся было предложено постепенное увеличение проплываемой дистанции.

К окончанию педагогического эксперимента проплываемая дистанция у студентов за одно занятие составила от 700 до 900 м.

В заключительной части занятия применялся игровой метод. Были предложены такие игры, как прыжки в воду с бортиков и вышек, ныряние за предметом на дно бассейна.

Результаты исследования. При тестировании функциональной тренированности у девушек ЭГ выявлены достоверные улучшения в показателях систолического артериального давления (САД) (р<0,05), ЧСС в покое (р<0,05), диастолического артериального давления (ДАД) (р<0,05), проб Штанге (р<0,05) и Руфье (р<0,05), систолического объема крови (СОК) (р<0,05), ортопробы (р<0,05), индекса Скибинской (р<0,05). Также следует отметить положительную динамику в показателях пробы Генчи, минутного объема крови, степ-теста. В совокупности перечисленные изменения свидетельствуют об экономизации деятельности миокарда, оптимизации артериального давления (АД) и вегетативных показателей, возрастании аэробных возможностей организма и физической работоспособности, общем повышении производительности кардиореспираторной системы, а также о тенденции повышения устойчивости организма к гипоксии у девушек ЭГ. У девушек КГ по показателям функциональной тренированности достоверных изменений не выявлено.

Между девушками ЭГ и КГ достоверные различия (р<0,05) в итоговом тестировании выявлены по показателям САД, ДАД, СОК, проб Штанге и Руфье, ортопробы, индексов Кердо и Скибинской. Значения вегетативного индекса Кердо в обеих группах в пределах нормы, по остальным показателям у девушек ЭГ, занимавшихся оздоровительным плаванием, результаты незначительно лучше, чем в КГ. Так, в ЭГ после экспериментальных занятий зафиксированы: более высокая ударная способность миокарда, более низкие значения АД, более оптимальные вегетативные показатели, более высокие аэробные возможности организма и физическая работоспособность, а также общее более благоприятное состояние кардиореспираторной системы.

У юношей ЭГ достоверные улучшения выявлены в показателях ЧСС в покое (р<0,05), САД (р<0,05), ДАД (р<0,05), проб Штанге (р<0,05) и Руфье (р<0,05), ортопробы (р<0,05), индекса Скибинской (р<0,05). Недостоверная положительная динамика зафиксирована в показателях СОК, МОК, пробы Генчи, степ-теста. В совокупности перечисленные изменения свидетельствуют об экономизации деятельности миокарда, оптимизации АД и вегетативных показателей, возрастании аэробных возможностей организма и физической работоспособности, общем повышении производительности кардиореспираторной системы, а также о тенденции повышения устойчивости организма к гипоксии у юношей ЭГ. У юношей КГ (как уже отмечалось ранее) по показателям функциональной тренированности достоверных изменений не выявлено.

Между юношами ЭГ и КГ достоверные различия (р<0,05) в итоговом тестировании выявлены по показателям ЧСС в покое, САД, ДАД, СОК, проб Штанге и Руфье, ортопробы, степ-теста, индекса Скибинской. Все результаты лучше в ЭГ, что свидетельствует о более экономичном функционировании миокарда, более низком АД, более оптимальных вегетативных показателях, более высоких аэробных возможностях организма и физической работоспособности, а также об общем более благоприятном состоянии кардиореспираторной системы юношей этой группы по сравнению с КГ.

Таким образом, обобщая результаты тестирования функциональной тренированности испытуемых, можно заключить, что занятия оздоровительным плаванием способствуют экономизации деятельности миокарда, оптимизации АД и вегетативных показателей, возрастанию аэробных возможностей организма и физической работоспособности, общему повышению производительности кардиореспираторной системы, создают благоприятные предпосылки для повышения устойчивости организма к гипоксии.

Список литературы

1. Акопян А.Л. Подготовка опорно-двигательного аппарата к повышенным нагрузкам и её морфологический контроль у высококва-лифицированных пловцов: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 1987. 23 с.

2. Балышева Н.В., Румба О.Г., Горелов А.А. Укрепление здоровья студенток, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы, средствами дозированной оздоровительной ходьбы и бега: монография. Белгород: ИПЦ «Политерра», 2010. 172 с.

3. Высоцкий Ю.М. Прикладное плавание: учеб. пособие. СПб: Изд-во БПА, 2002. 158 с.

4. Ганчар И.Л. Методика преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования: учебник. Одесса: Друк, 2006. 696 с.

5. Горелов А.А., Румба О.Г., Кондаков В.Л. Опыт использования средств физической культуры для повышения умственной и физической работоспособности, снижения нервно-эмоционального напряжения студентов с нарушениями в состоянии здоровья // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2010. № 6(77). Вып. 5. С. 185-192.

6. Дрогомерецкий В.В., Кондаков В.Л., Горелов А.А. Коррекция нарушений суставно-связочного аппарата студентов специальных медицинских групп средствами оздоровительного плавания: монография. Белгород: ЛитКараВан, 2012. 167 с.

7. Кашкин А.А., Попов О.И., Смирнов В.В. Плавание: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: Советский спорт, 2008. 216 с.

8. Круглий А.В. Применение лечебного плавания при заболеваниях опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие. Ухта: УхтГТУ, 2001. 50 с.

9. Морозова Т.С. Эффективность применения плавания в физической реабилитации школьников с нарушениями осанки: дис. ...канд. пед. наук. М., 2003. 146 с.

10. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие для студ. вузов / Н.Ж. Булгакова [и др.]. М.: Академия, 2008. 432 с.

11. Спортивное и военно-прикладное плавание: учебник / А.В. Аге-евец [и др.]; под ред. О.В. Новосельцева. СПб.: ВИФК, 2005. 530 с.

Гогинава Сергей Евгеньевич, канд. пед. наук, доц., 89205551050@mail.ru, Россия, Белгород, Белгородский университет кооперации, экономики и права,

Щербин Дмитрий Владимирович, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, 89103206960@mail.ru, Россия, Белгород, Белгородский университет кооперации, экономики и права,

Коник Алексей Алексеевич, канд. пед. наук, старший преподаватель, konik_inf@mail. ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина

STUDY OF THE EFFECT OF RECREA TIONAL SWIMMING THE INDICATORS OF FUNCTIONAL FITNESS OF UNIVERSITY STUDENTS

S.E. Goginava, D.V. Shcherbin, A.A. Konik

An experimental program of recreational swimming in the classroom in physical culture at the university, affecting the indicators offunctional fitness of students assigned to the main medical group for health reasons, is proposed. Presents the results of testing functional fitness before and after the experiment, proving the creation of favorable prerequisites for increasing the body's resistance to hypoxia in the process of program implementation.

Key words: students, main medical group, physical culture, recreational swimming, indicators, functional fitness.

Goginava Sergey Evgenyevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, 89205551050@mail.ru, Russia, Belgorod, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law,

Shcherbin Dmitry Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of chair, 89103206960@mail.ru, Russia, Belgorod, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law,

Konik Alexey Alekseevich, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, konik_inf@mail. ru, Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin

Reference

1. Akopyan A.L. Podgotovka oporno-dvigatel'nogo apparata k povyshennym nagruzkam i eyo morfologicheskij kontrol' u vysokokvalificirovannyh plovcov: avtoref. dis. ...kand. ped. nauk. M., 1987. 23 s.

2. Balysheva N.V., Rumba O.G., Gorelov A.A. Ukreplenie zdorov'ya studentok, imeyushchih narusheniya serdechno-sosudistoj sistemy, sredstvami dozirovannoj ozdorovitel'noj hod'by i bega: monografiya. Belgorod: IPC «Politerra», 2010. 172 s.

3. Vysockij Yu.M. Prikladnoe plavanie: ucheb. posobie. SPb: Izd-vo BPA, 2002.

158 s.

4. Ganchar I.L. Metodika prepodavaniya plavaniya: tekhnologii obucheniya i sovershenstvovaniya: uchebnik. Odessa: Druk, 2006. 696 s.

5. Gorelov A.A., Rumba O.G., Kondakov V.L. Opyt ispol'zovaniya sredstv fizicheskoj kul'tury dlya povysheniya umstvennoj i fizicheskoj rabotosposobnosti, snizheniya nervno-emocional'nogo napryazheniya studentov s narusheniyami v sostoyanii zdorov'ya // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2010. № 6(77). Vyp. 5. S. 185-192.

6. Drogomereckij V.V., Kondakov V.L., Gorelov A.A. Korrekciya narushenij sustavno-svyazochnogo apparata studentov special'nyh medicinskih grupp sredstvami ozdorovitel'nogo plavaniya: monografiya. Belgorod: LitKaraVan, 2012. 167 s.

7. Kashkin A.A., Popov O.I., Smirnov V.V. Plavanie: primernaya programma sportivnoj podgotovki dlya detsko-yunosheskih sportivnyh shkol, specializirovannyh detsko-yunosheskih shkol olimpijskogo rezerva. M.: Sovetskij sport, 2008. 216 s.

8. Kruglij A.V. Primenenie lechebnogo plavaniya pri zabolevaniyah oporno-dvigatel'nogo apparata: ucheb. posobie. Uhta: UhtGTU, 2001. 50 s.

9. Morozova T.S. Effektivnost' primeneniya plavaniya v fizicheskoj reabilitacii shkol'nikov s narusheniyami osanki: dis. ...kand. ped. nauk. M., 2003. 146 s.

10. Ozdorovitel'noe, lechebnoe i adaptivnoe plavanie: ucheb. posobie dlya stud. vuzov/ N.Zh. Bulgakova [i dr.]. M.: Akademiya, 2008. 432 s.

11. Sportivnoe i voenno-prikladnoe plavanie: uchebnik / A.V. Ageevec [i dr.]; pod red. O.V. Novosel'ceva. SPb.: VIFK, 2005. 530 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.