Научная статья на тему 'Оздоровительная направленность процесса физического воспитания студентов специального учебного отделения посредством применения дыхательных упражнений'

Оздоровительная направленность процесса физического воспитания студентов специального учебного отделения посредством применения дыхательных упражнений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / SPECIAL EDUCATION DEPARTAMENT / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / TRAINING SESSIONS / ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / BREATHING EXERCISES / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / FUNCTIONALITY AND PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богоева Мария Дмитриевна, Гогинава Сергей Евгеньевич, Ковалева Марина Владимировна

В статье раскрывается способы применения дыхательных методик в процессе физического воспитания студентов с нарушениями в состоянии здоровья. Представлен сравнительный анализ, полученных результатов, позволяющий оценить положительную динамику функционального состояния учащихся специальных медицинских групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богоева Мария Дмитриевна, Гогинава Сергей Евгеньевич, Ковалева Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HEALTH ORIENTATION OF THE PROCESS PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS SPECIAL EDUCATIONAL DEPARTMENT BY MEANS OF APPLICATION RESPIRATORY EXERCISES

The article reveals ways to use breathing techniques in the process of physical education students with impaired health. The article presents a comparative analysis of the results to assess the positive dynamics of the functional state of students of special medical groups.

Текст научной работы на тему «Оздоровительная направленность процесса физического воспитания студентов специального учебного отделения посредством применения дыхательных упражнений»

15. Щепотин А.Ф. Эффективная система методической работы с педагогическими кадрами // Профессиональное образование. 2012. № 8. С. 23-24.

Педагогика

УДК 378.172

кандидат педагогических наук, доцент Богоева Мария Дмитриевна

Белгородский университет кооперации, экономики и права (г. Белгород); кандидат педагогических наук Гогинава Сергей Евгеньевич Белгородский университет кооперации, экономики и права (г. Белгород); кандидат педагогических наук Ковалева Марина Владимировна

Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород)

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ

ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Аннотация. В статье раскрывается способы применения дыхательных методик в процессе физического воспитания студентов с нарушениями в состоянии здоровья. Представлен сравнительный анализ, полученных результатов, позволяющий оценить положительную динамику функционального состояния учащихся специальных медицинских групп.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, специальное учебное отделение, учебно-тренировочные занятия, дыхательные упражнения, функциональные возможности, работоспособность.

Annotation. The article reveals ways to use breathing techniques in the process of physical education students with impaired health. The article presents a comparative analysis of the results to assess the positive dynamics of the functional state of students of special medical groups.

Keywords: physical culture, students, special education departament, training sessions, breathing exercises, functionality and performance.

Введение. Состояние здоровья молодого поколения является важным индикатором развития общества. Целью физического воспитания в вузе является формирование физической культуры личности, умение использовать разнообразные средства физической культуры для сохранения и укрепления собственного здоровья, повышения уровня двигательной активности, а также самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Данные последних исследований в области физической культуры, педагогики, медицины свидетельствуют о снижении количества молодых людей, имеющих хороший уровень физического развития, физической подготовленности и функционального состояния. По результатам медицинских осмотров в среднем более 40% студентов зачисляются на специальное учебное отделение (СУО), а освобождённых по состоянию здоровья от занятий физической культурой - 15-18% [4, 7, 10]. Основной причиной этого является не только снижение двигательной активности, но и усложнение содержания образовательного процесса, увеличение нервно-психического напряжения в учебной и повседневной деятельности студенческой молодежи.

Одним из наиболее эффективных средств нормирования двигательной активности студенческой молодежи являются занятия физической культурой. Примерная программа (2015) по данной учебной дисциплине направлена на привлечение к учебно-тренировочным занятиям (УТЗ) практически всех студентов. Исключение составляют освобождённые и временно освобождённые от практических занятий студенты, которые обязаны осваивать теоретический материал. Содержание плановых занятий студентов специального учебного отделения (СУО) в первую очередь должно быть направлено на укрепление здоровья и поддержание высокой работоспособности в процессе обучения. Так же в примерной программе по физической культуре предлагается использовать вариативную часть, которая может включать в себя дыхательные методики. Предполагается, что применение дыхательных методик в процессе физического воспитания студентов СУО будет способствовать повышению функциональных возможностей кардиореспираторной системы и как следствие оздоровлению в целом. При этом необходимо отметить, что дыхательные упражнения (ДУ), способствующие повышению функциональных возможностей занимающихся, должны включать следующие компоненты:

• полное дыхание и интервальную гипоксию;

• варьирование и сочетание дыхательных упражнений, выполняемых в различных режимах, что будет способствовать всестороннему корригирующему воздействию на жизненно важные системы занимающихся. Таким образом, были выделены две дыхательные методики, соответствующие необходимым требованиям: дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой и методика «Body-flex» Григ Чайлдерс.

Организация исследования. Изначально было принято решение сравнить функциональное состояние испытуемых основного учебного отделения (ОУО) 34 человека и СУО 46 человек с функциональными нарушениями в состоянии ССС и ДС (таблица 1).

Результаты оценки функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов различных групп здоровья (ОУО п = 34; СУО п = 46)

Показатели ОУО СУО

ЧСС в покое плохо плохо

АД пониженное САД пониженное САД повышенное ДАД

ПД норма норма

СОК меньше нормы меньше нормы

МОК норма норма

проба Штанге хорошо хорошо

проба Генча хорошо удовлетворительно

ортопроба хорошо неудовлетворительно

проба Руффье хорошо удовлетворительно

ИГСТ (модиф.) средне слабо

ВИК уравновешенность уравновешенность

индекс Скибинской удовлетворительно удовлетворительно

Уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) и дыхательной системы (ДС) оценивался по показателям: ЧСС в покое, артериальное давление (АД), пульсовое давление (ПД), систолический объём крови (СОК), минутный объём крови (МОК), пробы Штанге и Генча, ортостатическая проба, проба Руффье, модифицированный Гарвардский степ-тест [4, 8], вегетативный индекс Кердо (ВИК), индекс Скибинской.

Проведённое комплексное исследование показало, что в студенческом возрасте нарушения ССС проявляются, прежде всего, в снижении уровня физической работоспособности, в уменьшении экономичности функционирования ССС и устойчивости организма к гипоксии, в возникновении гипотонических состояний и вегето-сосудистой неустойчивости. Данные соматические особенности в большей степени обнаружены в группе студентов с ослабленным здоровьем, и оказывают влияние на некоторые аспекты жизнедеятельности. Проведённый опрос свидетельствует, что юноши и девушки СУО чаще других болеют простудными заболеваниями, чаще отмечают у себя нарушения сна и аппетита, реже бывают на открытом воздухе, меньше времени уделяют двигательной активности.

Таким образом, внедрение нетрадиционных средств физической культуры, в частности дыхательные методики, в процесс физического воспитания студентов СУО необходимо для увеличения двигательной активности студентов с ослабленным здоровьем и повышения показателей функциональных возможностей жизненно важных систем организма (ССС и ДС) занимающихся. В связи с этим нами была разработана методика применения дыхательных упражнений на УТЗ по физической культуре в СМГ, основу которой составили ДУ по Стрельниковой и система «Body-flex» Григ Чайлдерс. Применение дыхательных упражнений осуществлялось в комплексе с физическими упражнениями, направленными на улучшение физического развития и физической подготовленности. К числу таких упражнений были отнесены: упражнения в ходьбе и беге; ОРУ; упражнения, направленные на развитие физических качеств; подвижные игры и эстафеты умеренной интенсивности [5, 6, 9]. Упражнения по методикам Стрельниковой и Чайлдерс не совмещались в одном занятии, в связи с чем их применение строилось на основе чередования: первые 12 занятий в I семестре студенты осваивали ДУ по методике Стрельниковой, последние 12 занятий в I семестре - по методике Чайлдерс; во II семестре освоенные системы применялись строго через одно занятие, длились 90 минут и соответствовали общепринятой трёхчастной структуре.

Подготовительная часть УТЗ в соответствии с рекомендациями специалистов, разработанными для лиц с ослабленным здоровьем, была несколько длиннее общепринятой и длилась 20 мин, в которой применялись упражнения в ходьбе, ОРУ, переменный бег [1, 2, 3, 5, 9, 10]. Продолжительность основной части УТЗ составляла 50 мин. Основная часть УТЗ с применением ДУ состояла из двух частей: 30 мин -выполнение ДУ по одной из методик (Стрельниковой, либо Чайлдерс); 20 мин - вариативная часть, поочерёдно включающая либо упражнения на развитие физических качеств, либо подвижные игры и эстафеты умеренной интенсивности. Всего было разработано четыре комплекса упражнений на развитие физических качеств продолжительностью 10 мин каждый - на развитие силы, быстроты, гибкости, координации. Данные комплексы были составлены с учётом рекомендаций для студентов с ослабленным здоровьем и включались в основную часть УТЗ в различных сочетаниях раз в неделю. Второй раз в неделю в вариативную часть УТЗ включались игры, либо эстафеты умеренной интенсивности.

Заключительная часть УТЗ в соответствии с рекомендациями специалистов, разработанными для лиц с ослабленным здоровьем, была несколько длиннее общепринятой и длилась 20 мин [1, 2, 8]. Содержание заключительной части УТЗ составляли комплексы упражнений на растягивание. В этой части занятия использовалось музыкальное сопровождение (таблица 2).

Содержание учебно-тренировочных занятий экспериментальной методики специального учебного

отделения

часть занятия время содержание виды деятельности

Подготовительная 20 мин - организация внимания - измерение ЧСС в покое - подготовка организма к выполнению упражнений в основной части занятия - строевые упражнения - ходьба с заданиями (на носках, пятках, внешнем и внутреннем своде стопы, и др.), медленный интервальный бег., ОРУ (на месте, в движении, с гимнастическими палками, в парах, с мячами и др.)

Основная экспериментальный блок 30 мин. - увеличение подвижности грудной клетки - увеличение ЖЕЛ - развитие силы дыхательной мускулатуры - обучение управлению дыханием - повышение устойчивости организма к гипоксии и гиперкапнии - стабилизация и уменьшение ЧСС в покое - улучшение «насосной» функции сердечной мышцы - стабилизация АД ДУ по методике А.Н. Стрельниковой «Ладошки», «Ушки», «Кошка», «Насос», «Погончики», «Маятник головой», «повороты головы», «Перекаты», «Большой маятник», «Обними плечи», «Шаги», «Обезьянка», «Обезьянка лёжа» «Носочки-пяточки» ДУ по методике Грир Чайлдерс «Body flex» «Лев», «Уродливая гримаса», «Боковая растяжка», «Оттягивание ноги назад», «Сейко», «Алмаз», «Шлюпка», «Кошка», «Кренделек», «Растяжка подколенных сухожилий», «Брюшной пресс», «Ножницы»

комплексная тренировка 20 мин. - развитие физических качеств (сила, гибкость, быстрота, координация) - комплексы упражнений в зале на гимнастических ковриках, с фитболами, гантелями, гимнастическими палками, в парах - подвижные и спортивные игры малой и средней интенсивности (настольный теннис, бадминтон) - занятия на тренажерах - задания на координацию и внимание

Заключи- тельная 20 мин. - расслабление мышц и восстановление дыхания - измерение ЧСС после нагрузки - упражнения на расслабление - строевые упражнения

Оценка эффективности методики применения дыхательных упражнений по методике А.Н. Стрельниковой и Григ Чайлдерс «Body-flex» на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре со студентами имеющими функциональные нарушения в состоянии здоровья осуществлялась на основании результатов сравнительного эксперимента, который проводился на кафедре физической культуры Белгородского университета кооперации, экономики и права (БУКЭП). В нём приняли участие 67 студентов 1-2 курсов, отнесённых к специальному учебному отделению. Были сформированы две группы: экспериментальная (ЭГ, n=37) и контрольная (КГ, n=30). Студенты КГ занимались по кафедральной программе дисциплины «Физическая культура», разработанной преподавателями для СУО. В экспериментальной группе в рабочую программу кафедры была включена разработанная методика с применением дыхательных методик. Тестирование функциональных возможностей студентов, участвующих в эксперименте проводилось в начале и в конце эксперимента.

Результаты исследования. Обобщение результатов диагностики функционального состояния ССС позволяет заключить, что по большинству обследованных показателей у студентов ЭГ после экспериментальных занятий произошли достоверные положительные изменения.

В частности, у большинства испытуемых в ЭГ экономизировалась деятельность миокарда, улучшились аэробные возможности организма, повысилась физическая работоспособность, улучшились кислородтранспортные возможности организма и общее состояние кардиореспираторной системы. При этом итоговые показатели частоты сердечных сокращений в покое, диастолическое артериальное давление, пульсовое давление, систолический объём крови, проб Штанге и Генча, а также модифицированного степ-теста в ЭГ достоверно лучше, чем в КГ. Интересно, что в КГ ни по одному из обследованных показателей функционального состояния достоверных изменений выявлено не было (таблица 3).

Функциональное состояние ССС студентов ЭГ (п = 37), КГ (п = 30) до и после эксперимента

Показатели Порядок тестирования ЭГ Р ЭГ-КГ КГ

М ± т Р М ± т Р

ЧСС в покое (уд/мин) до 81,0±2,50 * *** 83,80±2,49

после 76,03±1,70 83,07±2,37

АД (мм.рт.ст.) САД до 112,39±1,44 ** 111,80±1,58

после 112,12±0,75 112,53±2,05

ДАД до 74,39±1,52 *** 74,93±1,63

после 74,23±0,67 76,33±1,01

Пульсовое давление (мм.рт.ст.) до 38,08±1,64 ** ** 36,87±1,40

после 37,88±0,84 36,20±1,76

Систолический объём крови (мл) до 57,59±1,56 ** *** 56,58±1,44

после 57,53±0,73 55,42±1,10

Минутный объём крови (л/мин) до 4,66±0,19 4,75±0,18

после 4,37±0,11 4,62±0,18

Проба Штанге (сек) до 48,96±2,90 * 50,47±2,90

после 53,14+3,41 45,54±2,49

Проба Генча (сек) до 32,50±2,50 * * 30,89±1,71

после 41,03±1,69 28,98±2,01

Ортостатическая проба (разница уд/мин) до 23,12±3,89 23,20±2,49

после 18,27±3,08 24,18±3,81

Проба Руффье (усл.ед.) до 10,87±1,04 ** 11,49±0,67

после 9,92±0,67 11,42±0,71

Модифицированный степ-тест (усл.ед.) до 19,25±0,66 * 18,45±0,49

после 19,39±0,93 17,75±0,43

Индекс Кердо (усл.ед.) до 6,31±3,23 ** 8,340±3,44

после 1,26±2,21 6,02±2,80

Индекс Скибинской (усл.ед.) до 17,02±1,34 * 17,46±1,36

после 21,11 ±1,71 17,07±1,46

*- различия достоверны по критерию Стьюдента (р<0,05)

** - различия достоверны по критерию Фишера (р<0,05)

*** - различия достоверны по критериям Стьюдента и Фишера (р<0,05)

Кроме того, установлено, что студенты ЭГ после года экспериментальных занятий стали более успешны в учёбе. Для каждого испытуемого был рассчитан средний балл за все экзамены в сессии. Далее по совокупности средних баллов всей выборки были рассчитаны средне групповые баллы до и после эксперимента, которые сравнивались друг с другом. До эксперимента средние баллы студенток ЭГ находились в диапазоне от 3,0 до 5,0 баллов, а средний балл в группе составил 4,05±0,1. После эксперимента средние баллы студентов переместились в диапазон от 3,2 до 5,0 балла, а средний балл в группе составил 4,14±0,09 (различия не достоверны). В лучшую сторону изменилось процентное соотношение отметок, полученных испытуемыми в период сессии. Так, после педагогического эксперимента увеличилось количество экзаменов, за которые студенты получили отметки «хорошо» и «отлично». Соответственно, снизилось количество отметок «удовлетворительно». Большинство студентов ЭГ в обеих летних сессиях сдали зачёты и экзамены в установленные сроки. Тем не менее, количество студентов, аттестовавшихся вне установленные сроки, после эксперимента сократилось: 30,8% - до эксперимента, 23,1% - после.

Выводы. В совокупности, полученные данные позволяют заключить, что разработанная методика применения дыхательных упражнений на УТЗ по физической культуре со студентами СУО способствует положительной коррекции и оздоровлению функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Установлено также положительное влияние экспериментальных занятий на самочувствие и успешность образовательной деятельности испытуемых. Литература:

1. Аксёнова, О.Э. Содержание и организация адаптивной физической культуры в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения: Уч.-метод. пособие / О.Э. Аксёнова. - СПб: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - 88 с.

2. Балышева, Н.В. Укрепление здоровья студенток, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы, средствами дозированной оздоровительной ходьбы и бега: Монография / Н.В. Балышева, О.Г. Румба, А.А. Горелов. - Белгород: ИПЦ «Политерра», 2010. - 172 с.

3. Инновационные подходы к организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура»: учебное пособие / под ред. С.И. Крамского, И.А. Амельченко. - Белгород: БГТУ им. Шухова, 2015. -С. 122-192.

4. Ковалева, М.В. Исследование эффективности применения подвижных и элементов спортивных игр в занятиях со студентами специальных медицинских групп с ограниченными возможностями кардиореспираторной системы / М.В. Ковалева, О.Г. Румба // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2011. -№5. - С. 42-49.

5. Казакова, Н.А. Повышение физической подготовленности девушек в возрасте 17-19 лет на основе средств аквааэробики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Казакова - Москва, 2009. - 23 с.

6. Кемпер, У. Тренировка сердечно-сосудистой системы / Урсула Кемпер, пер. с нем. - М.: Олимпия Пресс, 2005. - 64 с.

7. Кондаков, В.Л. О необходимости повышения двигательной активности студентов вузов / В.Л. Кондаков, А.Н. Усатов, В.Н. Усатов, Е.В. Говердовская // Культура физическая и здоровье. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2008, вып. 5 (19). - с. 55-60.

8. Кондаков В. Л. Использование гимнастических упражнений хатха-йоги для повышения эффективности занятий физической культурой / В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина, Н.В. Балышева, А.Н. Усатов // Теория и практика физической культуры: науч.-теоретич. журнал. - М., 2017. - № 6, С. 21-23. http://www.teoriya.ru/ru/node/6493 (Scopus). Kondakov VL, Kopeikina EN, Balysheva NV, Usatov AN. Theory and practice of physical culture, 2017, № 6, pp. 21-23. http://www.teoriya.ru/en/node/6458 (Scopus).

9. Морозов, С.Н. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учеб. пособие для студ. вузов / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др. / под ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: ИЦ «Академия», 2008. - 432 с.

10. Усатов, А.Н. Самостоятельная физическая тренировка как средство повышения двигательной активности студенческой молодёжи: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Александр Николаевич Усатов. -Белгород, 2010. - 160 с.

Педагогика

УДК 376.37:372.41

аспирантка Васильева Марина Вадимовна

Московский педагогический государственный университет (г. Москва), доцент кафедры начального образования

ГАОУ ДПО ВО Владимирский институт развития образования имени Л. И. Новиковой (г. Владимир)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С

ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса формирования осознанности чтения учащимися с различной степенью тяжести проявления дизартрии. Смысловая сторона чтения характеризуется завершенностью, проявляющаяся в цельности и связности прочитанного. Изучение понятийной стороны чтения проводится на основе применения стандартизированной методики О.Б. Иншаковой. У учащихся с дизартрией процесс формирования смысловой стороны чтения имеет характерные особенности формирования цельности и связности и показывает достоверно более низкий уровень при анализе результатов по всем пробам исследования восприятия прочитанного. При пересказе прочитанного учащиеся с дизартрией испытывают затруднения, выражающиеся в отказах от пересказа, при пересказе используют коммуникативно слабые предложения, допускают «смысловые скважины», нарушают последовательность и допускают неточность изложения.

Существует необходимость в организации и разработке дифференцированных приемов и методов обучения осознанности прочитанного у учащихся с различной степенью проявления тяжести дизартрии. Процесс обучения пониманию прочитанного текста у школьников с различной степенью выраженности дизартрических расстройств должен характеризоваться более длительной и детальной отработкой воспринимаемого материала с помощью специальных приемов и форм работы, связность и цельность чтения, включающий в себя составление вариативной индивидуальной программы, направленной на преодоление трудностей в овладении таким ребенком процессом формирования осознанности чтения.

Ключевые слова: процесс формирования осознанности чтения, смысловая сторона чтения, учащиеся с различной степенью тяжести проявления дизартрии, цельность и связность пересказа, работа над осознанностью чтения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. The article is about the formation of reading awareness by students with different degrees of severity of manifestation of dysarthria. The semantic side of reading is characterized by completeness, manifested in the integrity and coherence of the read. The study of the conceptual side of reading is conducted on the basis of the application of the standardized methodology of O.B. Inshakova. Talking about the students with dysarthria, we should take into account that the process of forming the semantic side of reading has characteristic features of the formation of integrity and connectivity. It shows a significantly lower level in the analysis of results for all samples of the study of perception of what has been read. While retelling, students with dysarthria have difficulties, use retrospectively weak sentences, admit "semantic wells", violate the sequence and admit inaccuracy of the presentation. There is a need for creating and developing special methods for the students with varying degrees of severity of dysarthria. The process of learning the understanding of the text read by schoolchildren with different degrees of severity of dysarthritic disorders should be characterized by a longer and more detailed elaboration of the perceived material with the help of special techniques and forms of work.

Keywords: the process of formation of reading awareness, the semantic side of reading, students with various degrees of severity of dysarthria manifestation, integrity and coherence of retelling, work on reading awareness.

Введение. Обучение чтению является одной из ключевых проблем современной практики начального образования. Согласно представленной во ФГОС НОО концепции, овладение сложным перцептивно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.