Научная статья на тему 'Исследование мотивов к занятиям физической культурой у курсантов'

Исследование мотивов к занятиям физической культурой у курсантов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
103
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсанты / физическая культура / физическая подготовка / мотивы / образовательная среда / уровень подготовленности. / cadets / physical education / physical training / motives / educational environment / level of preparedness.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гавришова Елена Владимировна, Грачев Александр Сергеевич, Третьяков Андрей Александрович

Рассмотрена проблема мотивации молодежи к занятиям физической культурой. Проанализированы мотивы к занятиям спортивно-оздоровительной деятельностью обучающихся первых курсов в образовательной среде высшего учебного заведения МВД в сопоставлении с показателями достижения успеха. Представлена оценка уровня физической подготовленности курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гавришова Елена Владимировна, Грачев Александр Сергеевич, Третьяков Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF MOTIVES FOR PHYSICAL CULTURE OF THE STUDENTS

The problem of motivating youth to physical education is considered. The motives for engaging in sports and health activities of first-year students in the educational environment of a higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs are analyzed in comparison with indicators of success. An assessment of the level of physical fitness of cadets is presented.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивов к занятиям физической культурой у курсантов»

УДК 796.011 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10304

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У КУРСАНТОВ

Е.В. Гавришова, А.С. Грачев, А.А. Третьяков

Рассмотрена проблема мотивации молодежи к занятиям физической культурой. Проанализированы мотивы к занятиям спортивно-оздоровительной деятельностью обучающихся первых курсов в образовательной среде высшего учебного заведения МВД в сопоставлении с показателями достижения успеха. Представлена оценка уровня физической подготовленности курсантов.

Ключевые слова: курсанты, физическая культура, физическая подготовка, мотивы, образовательная среда, уровень подготовленности.

Способ определения эффективности обучения результативной деятельности человека заключается в понимании его мотивации [1]. Лишь обладая знанием того, что движет человеком, зная мотивы его действий можно сформировать результативную систему управления. Для этого необходимо понимание того, как формируются различные мотивы, каким образом мотивы могут преобразовываться в действия и др. [2, 4]. Особое значение это имеет для тех видов деятельность, которые связаны с физическими или психологическими нагрузками [5].

Мотивы физкультурно-спортивной деятельности не только побуждают человека заниматься, но также придают данному виду деятельности более личный, субъективный характер [6, 7]. У разных людей, которые занимаются одинаковыми видами спорта, зачастую преобладают разные мотивы, нередко прямо противоположные. Из этого следует, что мотивы по своему содержанию динамичны. В различные периоды жизнедеятельности они периодически меняются под влиянием различных факторов: обстоятельств, оценки личных действий, мнения иных людей, а также воспитательных работы [1, 7, 8].

Особую роль в формировании устойчивой мотивации к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью на первом этапе можно отнести осознание педагогом того, что курсанты нечетко осознают потребности, которые являются основой мотивации [2, 4], что в них преобладают неопределённость и взаимозаменяемость разных способов их удовлетворения.

Как уже указывалось, мотивы на данном этапе обладают такой спецификой, как недостойная осознанность потребностей и неопределённость. Их содержание определяется тем, что занимающийся включается в новый стиль жизни, происходит адаптация к физическим нагрузкам и к отношениям в коллективе. Отдельными авторами

исследований указывается, что: «характерной особенностью мотивации этого периода является незначительная осознанность потребностей, лежащих в основе этих мотивов, великое разнообразие и нестойкость способов их удовлетворения, а также готовность к их быстрому изменению» [1].

В связи с вышесказанным, была поставлена цель в определении мотивов физкультурно-спортивной деятельности курсантов первых курсов. Определение мотивов позволит преподавателям скорректировать деятельность на занятиях для достижения необходимых результатов, а также стимулировать обучающихся к самостоятельным занятиям.

Организация и методы исследования. Для определения мотивов физкультурно-спортивной деятельности курсантов были использованы психодиагностические опросники (методики). Первым проводился опрос по методике А.В. Шаболтас «Мотивы занятий физкультурно-спортивной деятельностью». Методика позволяет выявить доминирующие цели занятий физкультурно-спортивной деятельностью, включает в себя 10 мотивов-категорий, соответствующих определенным высказываниям, представленных в виде опросника и основана на выборе одного из попарно предлагаемых суждений. Оценка каждого мотива-суждения выполняется 9 раз и появляется возможность ранжировать мотивы по степени их выраженности (в баллах). Максимальная сумма для одного мотива не превышает 27 баллов.

Следующая методика позволила определить мотивацию курсантов на достижение и избегание неудач. Опросник - мотивация успеха и боязнь неудач (МУН) был предложен А.А. Реаном. Опрос проводился среди курсантов 1-го года обучения Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. В опросе приняло участие 160 чел. (100 юношей и 60 девушек). Курсантов опрашивали после 3 месяцев обучения в институте. К этому моменту обучающиеся познакомились с образовательной средой вуза, с курсантами во взводе, преподавателями и курсовыми офицерами.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе изучения мотивов физкультурно-спортивной деятельности по методике А.В. Шаболтас выявлены доминирующие цели (личностные смыслы) занятий спортом. Полученные результаты представлены в табл. 1.

Из табл. 1 видно, у девушек и юношей выраженные мотивы набрали наибольшее количество баллов. Интересно, что ярко выраженные мотивы набрали среднее число от максимального результата. Это указывает на слабую выраженность мотивов и возможность их смены.

Таблица 1

Выраженность мотивов к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью (по А.В. Шаболтас), балл

Мотив Девушки Юноши

Эмоциональное удовольствие 8,1±0,7 12,2±0,6

Социальное самоутверждение 19,1±1,8 18,2±1,1

Физическое самоутверждение 9,8±0,9 11,3±0,6

Социально-эмоциональный 9,2±1,0 18,4±1,2

Социально моральный 8,4±0,5 11,1±0,8

Достижение успеха 14,3±0,5 16,1±1,4

Спортивно-познавательный 7,5±0,4 9,2±0,6

Рационально-волевой (рекреационный) 14,3±0,6 17,1±0,5

Подготовка к профессиональной деятельности 11,8±0,7 13,3±0,6

Гражданско-патриотический 11,0±0,4 11,2±0,6

Результаты опроса девушек дают возможность выделить 3 вида мотивов по их выраженности. Ярко выраженный мотив социального самоутверждения (19,1±1,8 балла) указывает на стремление девушек проявить себя, выражая этим, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, окружающими. Следующими по выраженности являются мотивы достижения успеха - 14,3±0,5 балла и рационально-волевой (рекреационный) - 14,3±0,6 балла. Данные мотивы отражают желание достигать высоких результатов в занятиях, а также регулировать объем нагрузки при дефиците двигательной (физической) активности. Из всех исследуемых в опросе мотивов меньшее количество баллов набрал спортивно-познавательный мотив - 7,5±0,4 балла. Данное обстоятельство указывает на отсутствие желания у девушек разбираться в технических тонкостях упражнений и двигательных действий, правил спортивных и подвижных игр и т. д.

Выраженность к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью у юношей отражается в социальном самоутверждении (18,2±1,1 балла) и социально-эмоциональном мотиве (18,4±1,2 балла). Явное преимущество данных мотивов указывает на то, что юноши в большей степени эмоционально проявляют себя в физкультурно-спортивной деятельности и как сильные представителя пола самоутверждаются в данном роде деятельности. Следующий по выраженности мотив рационально-волевой (рекреационный) - 17,1±0,5 балла. Полученный результат немного ниже ярко выраженных мотивов, что говорит о желании регулировать свою активность, восполнять дефицит активности за счет физических нагрузок. Наименьшее количество баллов набрал спортивно-познавательный мотив - 9,2±0,6 балла. Данный факт вызывает интерес, так как юноши чаще заинтересованы в разучивании правил спортивных игр, новых технических действий и движений.

Обобщая результаты опроса, можно сказать, что из ярко выраженных мотивов курсанты образовательной организации МВД выделяются социально-эмоциональный мотив и социальное самоутверждение. Менее выраженным, как у юношей, так и у девушек, является спортивно-познавательный мотив.

Оценив выраженность мотивов к занятиям физкультурно -спортивной деятельностью у курсантов, стал вопрос об исследовании мотивации курсантов на достижение успеха или боязни неудач. Как любая образовательная среда подразумевает в себе контроль, так любой обучающийся имеет свое отношение к данному этапу образования. В связи с этим проводился опрос об исследовании мотивации. Для исследования использовался опросник МУН, предложенный А.А. Реаном.

Толчком к активности в любой деятельности могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Это контуры двух важных типов мотивации - мотивации успеха и мотивации боязни неудачи.

Мотивация успеха несомненно носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха.

Мотивация боязни неудачи менее продуктивна. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий - вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.

Полученные результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Оценка мотивации успеха и боязни неудачи (по А.А. Реану)

Пол Боязнь неудачи (1-7) Ярко не выражен (8-13) Надежда на успех (14-20)

Девушки 29 11 20

Юноши 48 17 35

Результаты опроса показали, что большая часть курсантов как девушек (29 чел.), так и юношей (48 чел.) боятся неудач. Они готовы действовать только лишь в случае избегания получения негативной оценки. Среди опрошенных также были курсанты, которые имеют мотивацию на достижение успеха, не боятся неудач во время обучения. Опрос выявил таких курсантов в количестве 20 девушек и 35 юношей. Оставшаяся часть опрошенных (девушки - 11 чел., юноши - 17 чел.) указали на то, что их мотивы выражены не ярко и отнести к группам с ярко выраженными мотивами нельзя. Такая тенденция связана с тем, что в

образовательной организации МВД России большое внимание отводится дисциплине и порядку во время учебного процесса. Неисполнение различного рода обязанностей, негативные оценки и прочие замечания могут нести в себе различного рода наказания. Возможно, данные результаты имеют курсанты первых годов обучения. В дальнейшем предполагается исследование мотивации и ее динамики на различных этапах обучения.

Таким образом, проведя опрос курсантов 1-го года обучения, были выявлены ярко выраженные мотивы к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью. У юношей и девушек - это социальное самоутверждение и социально-эмоциональный мотив. К слабо выраженным можно отнести спортивно-познавательный мотив.

Также исследование выявило, что большинство курсантов боятся неудач. Лишь около 30 % опрошенных мотивированы на достижение успеха и 15 % курсантов имеют неопределенную позицию в образовательной среде.

Исследование мотивов обучающихся является одной из достаточно больших областей, которую необходимо изучать. При этом отдельный вопрос должен затрагивать изучение взаимообусловленности и зависимости мотивов от внешних факторов и внутренних установок обучающихся.

Исследование выполнено в рамках реализации научного проекта № 18-313-00124

«Исследование влияния мотивации достижения успеха или избегания неудач на комплексные показатели здоровья студентов белгородских вузов», получившего финансовую поддержку Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд фундаментальных исследований» (РФФИ)

Список литературы

1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2003. 288 с.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.

3. Кондаков В.Л., Дрогомерецкий В.В. Коррекция нарушений суставно-связочного аппарата студентов специальных медицинских групп средствами оздоровительного плавания // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 12(82). С. 83-86.

4. Кузьмин М.А. Мотивация спортивной деятельности в различных видах спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 2(84). С. 84-89.

5. Малахова О.Ю. Роль рефлексивно-образовательной среды в профессионально-личностном самоопределении студента вуза // Образование и общество. 2015. Т. 1. № 90. С. 87-91.

6. Полетаев В.В. Особенности здорового образа жизни современного студента // Оптимизация учебно-тренировочного процесса: тезисы докл. VI Всерос. науч.-практ. конф. Н. Новгород: ННГУ, 2007. С. 109-111.

7. Стешенко В.В., Нагайцева И.Ф. Проблемы и условия формирования у студентов мотивационной направленности на здоровый образ жизни // Физическая культура и спорт учащейся молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития: сборник науч. трудов VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 172-174.

8. Яковлев Ю.В., Руденко Г.В., Митин А.Е. Повышение мотивации студентов технического вуза к занятиям физической культурой на основе гуманитарных технологий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 12(82). С. 211-215.

Гавришова Елена Владимировна, канд. пед. наук, доц., gavrishova.alena@ gmail.com, Россия, Белгород, Белгородский институт развития образования,

Грачев Александр Сергеевич, канд. пед. наук, доц., grarookamail.ru, Россия, Белгород, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова.

Третьяков Андрей Александрович, канд. пед. наук, доц., delphin78@inbox.ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина

THE STUDY OF MOTIVES FOR PHYSICAL CULTURE OF THE STUDENTS E.V. Gavrishova, A.S. Grachev, A.A. Tretyakov

The problem of motivating youth to physical education is considered. The motives for engaging in sports and health activities of first-year students in the educational environment of a higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs are analyzed in comparison with indicators of success. An assessment of the level ofphysical fitness of cadets is presented.

Key words: cadets, physical education, physical training, motives, educational environment, level of preparedness.

Gavrishova Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, gavrishova. alenaagmail. com, Russia, Belgorod, Belgorod Institute of Education Development.

Grachev Alexander Sergeevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, grarookamail. ru, Russia, Belgorod, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov,

Tretyakov Andrey Aleksandrovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, delphin78@,inbox.ru, Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina

References

1. Gogunov E.N., Mart'yanov B.I. Psihologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta [Psychology of physical education and sport]: textbook. allowance for students. higher ped textbook. institutions. M.: Publishing. Center "Academy", 2003. 288 p.

2. Il'in E.P. Motivaciya i motivy [Motivation and motives]. St. Petersburg: Peter, 2002. 512 p.

3. Kondakov V.L., Drogomereckij V.V. Korrekciya narushenij sustavno-svyazochnogo apparata studentov special'nyh medicinskih grupp sredstvami ozdorovitel'nogo plavaniya [Correction of disorders of the joint-ligamentous apparatus of students of special medical groups by means of recreational swimming] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2011. No 12(82). P. 83-86.

4. Kuz'min M.A. Motivaciya sportivnoj deyatel'nosti v razlichnyh vidah sporta [Motivation of sports activities in various sports] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2012. No. 2(84). P. 84-89.

5. Malahova O.Yu. Rol' refleksivno-obrazovatel'noj sredy v professional'no-lichnostnom samoopredelenii studenta vuza [The role of the reflective-educational environment in the professional and personal self-determination of a university student] // Obrazovanie i obshchestvo [Education and Society]. 2015. Vol. 1. No. 90. P. 87-91.

6. Poletaev V.V. Osobennosti zdorovogo obraza zhizni sovremennogo studenta [Features of a healthy lifestyle of a modern student] // Optimization of the educational process: abstracts dokl. VI All-Russian. scientific-practical conf. N. Novgorod: NNSU, 2007. P. 109-111.

7. Steshenko V.V., Nagajceva I.F. Problemy i usloviya formirovaniya u studentov motivacionnoj napravlennosti na zdorovyj obraz zhizni [Problems and conditions for the formation of students' motivational orientation towards a healthy lifestyle] // Physical culture and sports of students in modern conditions: problems and development prospects: collection of scientific: proceedings of VIII All-Russia. scientific-practical conf. from the international participation. Tula: Publishing house of TulSU, 2012. P. 172-174.

8. Yakovlev Yu.V., Rudenko G.V., Mitin A.E. Povyshenie motivacii studentov tekhnicheskogo vuza k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj na osnove gumanitarnyh tekhnologij [Improving the motivation of students of a technical university to engage in physical education based on humanitarian technologies] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2011. No 12(82). P. 211-215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.