УДК 796.011.3
РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ
У СТУДЕНТОВ МОТИВАЦИИ К ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ
Е.В. Гавришова, А.С. Грачёв, А.А. Третьяков
Доказана важная роль создания положительных эмоций в процессе формирования мотивации к дополнительным занятиям физическими упражнениями у студентов. Показано, как дополнительные физкультурно-оздоровительные занятия уравновешивают эмоциональное состояние занимающихся, тем самым снижая у них тревожность и оказывая положительное влияние на физическую подготовленность и здоровье.
Ключевые слова: студенты, дополнительные физкультурно-оздоровительные занятия, эмоции, мотивация.
Исследования психологов, опубликованные в последние годы, показывают особую роль эмоций в жизни человека. С. Дэвид подчеркивает, что надо осознать свои эмоции, так как ни ум, ни креативность, ни тип мышления, а только эмоциональная гибкость позволяет выбрать оптимальный способ реагирования на жизненные ситуации и приводит к благополучию и успеху [ 3].
Эмоции, которые испытывает человек, тесно связаны с его физиологическим состоянием и вызывают изменение ряда функций: ускоряется сердцебиение, изменяются частота и глубина дыхания, изменяется электрическая активность мышц лица и деятельности мозга. К. Изард, один из авторов теории дифференциальных эмоций, пишет: «Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в процессе задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Разум и тело требуют действия. Если же адекватное эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические расстройства» [5]. Значит, эмоции существенно влияют на психическое и физическое здоровье человека, особенно в кризисные периоды.
Студенты первых-вторых курсов переживают один из непростых периодов - кризис идентичности, и у них преобладают эмоции и чувства, связанные, по их мнению, со счастливым будущим. Это не значит, что они испытывают только положительные эмоции. Их эмоциональная сфера наполнена многообразием устойчивых и глубоких положительных и отрицательных переживаний. И первые, и вторые необходимы и полезны для здоровья и развития, если они не избыточны. Вред здоровью приносят
застойные отрицательные эмоции, так же, как и положительные аффекты, поэтому так важно научиться эмоциональной гибкости, то есть научиться принимать эмоции и управлять ими.
Занятия физическими упражнениями могут в значительной степени уравновесить эмоциональные состояния и обеспечить их постоянный динамизм в рамках определённой оптимальной для данного индивида интенсивности, что положительно скажется на здоровье студентов, снизит их тревожность [1, 2, 4, 6].
Решение проблемы обеспечивалось созданием системы дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для студентов первых и вторых курсов Белгородского государственного технического университета им. В.Г. Шухова. Студенты, кроме плановых занятий физической культурой в рамках учебного процесса, имели возможность по желанию включиться в одну из трёх оздоровительных групп: «Красота и здоровье», «Квест выходного дня», «Дельфин». Задания студенты получали через социальные сети в специально созданном чате, там же размещали свои отчёты о результатах занятий (фото и впечатления), договаривались о совместных занятиях в бассейне или в лесопарковой зоне. Успех зависел от активности, заинтересованности самих студентов, так как предполагалось, что они самостоятельно выбирают форму занятий, объём физической нагрузки, время занятий, ориентируясь на рекомендации кураторов групп.
Приняли предложение дополнительных оздоровительных занятий по-разному студенты, мотивированные на успех, и те, которые боятся неудачи (табл. 1).
Таблица 1
Интерес студентов с разными типами мотивации к дополнительным занятиям физической культурой
Группа Девушки Юноши
Активно Оставили Отказались Активно Оставили Отказались
занимались занятия от занятий занимались занятия от занятий
чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %
Мотивированные на успех 45 56,25 4 5 4 5 49 54,4 4 4,4 9 10
Мотивированные на избегание 9 11,25 8 10 10 12,5 8 8,9 7 7,8 13 14,5
неудач
Всего 54 67,5 12 15 14 17,5 57 63,3 11 12,2 22 24,5
Из табл. 1 видно, что 82,5 % девушек и 75,5 % юношей были мотивированы на успех, заинтересованно отнеслись к предложенной технологии самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий и включились с работу, но регулярно заниматься весь период эксперимента (6 мес.) смогли только 67,5 % девушек и 63,3 % юношей. Они использовали ИКТ для формирования устойчивого навыка самостоятельных физкультурно -оздоровительных занятий, для самоконтроля за состоянием своего здоровья и коррекции нагрузки.
Кроме этого, студенты освоили технологию рефлексии, то есть научились сопоставлять цель и результат. Если они совпадали, то это значило, что цель была поставлена с учётом внутренних и внешних факторов и обеспечивала возможность подняться в физическом развитии на новую более высокую ступень. Если они не совпадали -анализировалось, что было сделано неправильно: цель завышена, нет условий для её реализации, сроки не позволили, не прилагались должные усилия и т. д.
В процессе самостоятельных занятий у данных студентов преобладали положительные эмоции, которые побуждали искать новые пути достижения поставленной цели: достичь желаемых показателей гармоничности развития, качественных изменений в показателях здоровья и др. Радость, которую испытывали студенты, самореализуясь в двигательной деятельности, усиливалась, так как они достигали цели собственными усилиями, с минимальным количеством необходимых правил и инструкций, без чрезмерного контроля, которые часто просто подавляют творческую активность человека. Они не боялись выходить из зоны комфорта, «расшатывать» состояние покоя, стремились к балансу между трудностями и уверенностью в своих силах.
Отрицательным эмоциям тоже находилось место в процессе самостоятельных занятий: неудовлетворённость собой, злость на себя за то, что поленился, не выполнил задание, не достиг цели и т. д. Они повышали интенсивность обменных процессов, усиливали сопротивляемость организма, мобилизовали ресурсы и мотивировали дальнейшую активную физкультурно-оздоровительную деятельность.
Уровень тревожности данной подгруппы студентов невысок и положительно влияет на мотивацию физкультурно-оздоровительной деятельности. Эмоция интереса к новому сильнее, чем тревога по поводу того, что может что-то не получиться, она заставляет сосредоточиться, мобилизует силы и студент, преодолевая затруднения, получает новый двигательный опыт.
Девушки (15 %) и юноши (12,2 %), в большей части студенты, мотивированные на избегание неудач, на разных этапах проектной деятельности вышли из выбранных ими групп, перестали заниматься. Занятия физкультурно-оздоровительной деятельностью для этой подгруппы
студентов имели нейтральную или эмоционально-отрицательную окраску. Чувство тревожности, которое они испытывали от страха быть хуже других, не мобилизовало их резервы, не мотивировало изменение ситуации, а ставило в тупик. Даже в случае успеха они испытывали всего лишь чувство облегчения как передышку от тревог и неприятностей, которые, по их мнению, ждут их в ближайшее время.
Помощь куратора в данной ситуации состояла в том, чтобы убедить молодых людей в необходимости и значимости занятий физической культурой, которые помогут им самореализоваться, так как обеспечат нормальное функционирование всех физиологических систем, помогут скорректировать фигуру, повысить мышечный тонус, нормализовать возбудимость нервной системы, а значит, повысить вероятность радостных переживаний от успеха в здоровьеориентированной деятельности от взаимодействия со сверстниками.
17,5 % девушек и 24,5 % девушек сразу отказались от предложенной системы самостоятельных занятий. В рейтинге мотивов отказа на первом месте у студентов, ориентированных на успех: «Я уже занимаюсь в фитнес-клубе (спортивной секции)»; у студентов, с мотивацией избегания неудач - «Нет времени». Если в первом случае мотив отказа можно считать продуктивным и оправданным, то во втором случае он свидетельствует о неумении планировать своё время и об отсутствии внутренней потребности к занятиям физическими упражнениями для укрепления собственного здоровья. Это студенты с высоким уровнем тревожности, их эмоциональная неуравновешенность, робость, неуверенность в себе, напряжённость не только мешает им в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельности, но и не позволяет устанавливать эффективное общение со сверстниками, затрудняет учебную деятельность.
Тревожность как один из показателей психического здоровья тесно связана с другими показателями здоровья. Для примера проследим динамику изменений в физической подготовленности студентов, полученных за шесть месяцев активных занятий в предложенной системе дополнительных занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью (табл. 2).
Анализируя полученные данные по уровню физической подготовленности девушек и юношей с мотивацией успеха и избегания неудач, можно констатировать достоверные различия в шести показателях. Приведенные данные показывают, что эффективность действий студентов в самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятиях определялась не только тем, как они поняли поставленные задачи, но и тем, как были мотивированы и насколько эмоционально относились к данной деятельности.
Таблица 2
Динамика физической подготовленности студентов (М±т)
Испытания Группа
Мотивированные на успех Мотивированные на избегание неудач
Вводный Итоговый Вводный Итоговый
Девушки
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 8,94±1,17 14,11±1,2 5,98±0,63 8,12±0,89
Понимание туловища из положения лежа, кол-во раз 50,89±4,83 61,42±7,86* 60,95±3,86 68,99±3,96
Тест Яроцкого, с 14,83±3,51 21,52±2,23 8,78±0,34 9,91±1,14**
Прыжок в длину с места, см 159,63±103 160,2±11,3 170,1±8,45 165,4±7,81
Бег на 60 м, с 10,69±0,45 10,41±0,52 10,68±0,31 10,49±0,24
10 приседаний на время, с 9,61±0,85 8,56±0,41*** 11,61±0,78 10,14±0,41
Тест на координацию, с 3,89±0,15 3,49±0,23 2,89±0,21 2,69±0,15
Наклон вперед из положения стоя, см 13,88±1,76 10,11±1,14 11,11±0,75 10,91±0,91
Полуприсед с опорой, с 67,24±7,85 71,86±8,12 64,42±4,57 72,43±5,51*
Кросс на 2 км, мин, с 12,49±0,89 12,32±0,86 12,24±1,23 12,01±1,01
Плавание на 50 м, с 64,12±4,23 60,56±3,87 65,34±4,75 62,02±3,98
Юноши
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 20,51±0,89 26,42±1,02 19,1±0,97 21,14±0,87
Понимание туловища из положения лежа, кол-во раз 51,86±4,35 65,67±5,01 52,74±3,86 64,7±3,09
Тест Яроцкого, с 12,48±1,44 21,23±2,47 11,12±0,65 13,48±0,58
Прыжок в длину с места, см 175,43±12,9 179,1±14,3 176,2±10,8 178,7±10,6
Бег на 60 м, с 10,12±0,87 10,02±0,54 10,2±0,61 10,17±0,52
10 приседаний на время, с 8,89±0,93 8,27±0,86 9,21±0,43 9,01±0,21
Тест на координацию, с 3,96±0,13 3,49±0,24 3,87±0,20 3,64±0,31
Наклон вперед из положения стоя, см 16,42±1,76 12,51±1,25* 14,89±1,22 11,87±1,56
Полуприсед с опорой, с 77,96±11,21 85,42±12,43 78,14±7,58 87,62±8,01
Кросс на 3 км, мин, с 12,58±1,65 12,37±1,75 13,02±1,58 12,41±1,77
Плавание на 50 м, с 57,14±5,04 49,86±4,14*** 58,54±2,94 52,51±3,05
Примечание: *-различия достоверны по критерию Стьюдента (р<0,05); ** - различия достоверны по критерию Фишера (р<0,05); *** - различия достоверны по критериям Стьюдента и Фишера (р<0,05).
Если задачи студентом внутренне приняты и нашли отклик в его переживаниях, эмоции включаются в деятельность и становятся её регулятором. А. Маслоу в своё время писал, что деятельность человека не столько «толкается» изнутри (pashed), сколько привлекается извне (pulled) [8]. В качестве такого внешнего эмоционально значимого
мотиватора в нашем случае использовалась мода на здоровый образ жизни, примеры одногруппников, рассказывающие о проведенных туристических походах, об участии в городских соревнованиях по разным видам спорта, об организации утренней гимнастики во дворе дома с местными школьниками, о совместных пробежках в парках, об успехах в коррекции фигуры. Если это обсуждалось эмоционально, иллюстрировалось фотографиями, обязательно находились студенты готовые подражать. Чаще подражают студенты, ориентированные на избегание неудач, и таким образом идентифицируют себя со значимой личностью или референтной группой.
Таким образом, эмоциональные переживания могут как положительно влиять на здоровье молодых людей, так и оказывать разрушающее воздействие, в зависимости от знака и интенсивности эмоции.
В организации дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий со студентами, ориентированными на успех, и студентами, избегающими неудач, чётко прослеживается благотворное влияние положительных эмоций на интерес к данной деятельности, желание ею заниматься систематически и преодолевать трудности на пути к достижению цели. При этом студенты, мотивированные на успех, социально активные молодые люди с разнообразным эмоциональным опытом, чаще испытывают позитивные эмоции, у них ниже уровень тревожности.
Работа выполнена в рамках реализации научного проекта № 18-313-00124 «Исследование влияния мотивации достижения успеха или избегания неудач на комплексные показатели здоровья студентов белгородских вузов», получившего финансовую поддержку Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд фундаментальных исследований» (РФФИ)
Список литературы
1. Гавришова Е.В. Зависимость психического и социального здоровья студентов от особенностей мотивации достижений // Мир образования - образование в мире. 2018. № 3(71). С. 127-132.
2. Дедловская М.В., Золотухина И.А., Русакова С.С. Формирование устойчивого интереса к занятиям дисциплины «Прикладная физическая культура» у студентов неспортивных направлений // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. Вып. 1. С. 23-28.
3. Дэвид С. Эмоциональная гибкость. Как научиться радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни. М.: Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2017. 236 с.
4. Егоров В.Н. Концептуальные положения полипарадигмальности физического воспитания студентов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. Вып. 4. С. 33-38.
5. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2009. 464 с.
6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2016. 783 с.
7. Мониторинг физической подготовленности школьников среднего возраста с учётом их самооценки / В.Ф. Костюченко [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2019. № 7(93). С. 15-18.
8. Продвижение людей и команд / А. Маслоу [и др.]. СПб.: Изд-во Питер, 2015. 354 с.
Гавришова Елена Владимировна, канд. пед. наук, доц., gavrishova.alena@ gmail.com, Россия, Белгород, Белгородский институт развития образования,
Грачев Александр Сергеевич, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Белгород, Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова,
Третьяков Андрей Александрович, канд. пед. наук, доц., delphin87@,inbox.ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД РФ имени И.Д. Путилина, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
ROLE OF EMOTIONS IN FORMATION OF STUDENTS MOTIVATION TO ADDITIONAL PHYSICAL AND HEALTH-RELATING ACTIVITIES
E.V. Gavrishova, A.S. Grachov, A.A. Tretyakov
The important role of creating positive emotions in the process of forming motivation for additional physical exercises in students is proved. It is shown how additional physical education and health classes balance the emotional state of those involved, which reduces anxiety and positively affects physical fitness and health.
Key words: students, additional fitness classes, emotions, motivation.
Gavrishova Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, gavrishova. alena@gmail. com, Russia, Belgorod, Belgorod Institute for Educational Development,
Grachov Alexander Sergeevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, grarook@,mail. ru, Russia, Belgorod, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov,
Tretyakov Andrey Aleksandrovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, delphin87@,inbox.ru, Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after I.D. Putilina, Belgorod State National Research University
References
1. Gavrishova E.V. Zavisimost' psihicheskogo i social'nogo zdorov'ya studentov ot osobennostej motivacii dostizhenij [Dependence of mental and social health of students on the characteristics of achievement motivation] // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire [World of Education - Education in the World]. 2018. No 3(71). P. 127-132.
2. Dedlovskaya M.V., Zolotuhina I.A., Rusakova S.S. Formirovanie ustojchivogo interesa k zanyatiyam discipliny «Prikladnaya fizicheskaya kul'tura» u studentov nesportivnyh napravlenij [The formation of a steady interest in the lessons of the discipline "Applied Physical Culture" among students in non-sports areas] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport.]. 2017. Issue. 1. P. 23-28.
3. Devid S. Emocional'naya gibkost'. Kak nauchit'sya radovat'sya peremenam i poluchat' udovol'stvie ot raboty i zhizni [Emotional flexibility. How to learn to enjoy changes and enjoy work and life]. M.: Publishing House Mann, Ivanov and Ferber, 2017. 236 p.
4. Egorov V.N. Konceptual'nye polozheniya poliparadigmal'nosti fizicheskogo vospitaniya studentov [The conceptual provisions of the polyparadigmality of physical education of students] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2018. Issue. 4. P. 33-38.
5. Izard K.E. Psihologiya emocij [Psychology of emotions]. St. Petersburg: Peter, 2009. 446 p.
6. Il'in E.P. Emocii i chuvstva [Emotions and feelings]. 2nd ed. St. Petersburg: Peter, 2016.783 p.
7. Monitoring fizicheskoj podgotovlennosti shkol'nikov srednego vozrasta s uchyotom ih samoocenki [Monitoring physical fitness of middle-aged students taking into account their self-esteem] / V.F. Kostyuchenko [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2019. No 7 (93). P. 15-18.
8. Prodvizhenie lyudej i komand [Promotion of people and teams] / A. Maslou [et al.]. St. Petersburg: Publishing House Peter, 2015. 354 p.