УДК 378:796.012 ББК 74.478.055
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ
РАЗНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ
Горелов Александр Александрович,
доктор педагогических наук, профессор, Институт социализации и образования РАО (г. Москва) Гавришова Елена Владимировна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель НИУ «БелГУ»
(г. Белгород)
Статья подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по теме «Системные механизмы регулирования двигательной активности студенческой молодежи» (соглашение № 14.А18.21.0281).
Аннотация. В статье представлены данные эксперимента, проводимого с целью изучения характера двигательной активности, умственной работоспособности студентов с учетом различных специальностей, мест проживания. Описана технология регулирования двигательной активности студентов. Показана роль мотивации достижения успеха или избегания неудач в формировании потребности в двигательной активности.
Ключевые слова: двигательная активность, время двигательной активности, умственная работоспособность, специализация студентов, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, тестирование.
A COMPARATIVE STUDY OF THE NATURE OF MOTOR ACTIVITY AND MENTAL HEALTH OF STUDENTS OF DIFFERENT MAJORS
Gorelov A.A., doctor of pedagogical sciences, professor Institute of socialization and education RAE, (Moscow) Gavrishova E.V., candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer NIU «BelGU» (Belgorod)
Abstract. In article are submitted data of the experiment made for the purpose ofstudying ofnature ofphysical activity, intellectual efficiency of students taking into account various specialties, the places of residence. The technology of regulation of physical activity of students is described. The role of motivation of achievement of success or avoiding of failures in formation of requirement for physical activity is shown.
Key words: physical activity, time of physical activity, intellectual working capacity, specialization of students, motivation of achievement of success, motivation of avoiding offailures, testing.
192 -
Исследование проводилось с 126 студентами (83 девушки и 43 юноши) трёх специализаций: гуманитарной (экономический ф-т, институт государственного и муниципального управления), естественно-научной (фармацевтический, медицинский ф-ты), технической (ф-т компьютерных наук и телекоммуникаций). 97 человек из общего количества живут в городе, 29 - в пригороде.
Проблема исследования и оценки двигательной активности остается актуальной, поскольку является одним из факторов, влияющих на здоровье и физическое состояние студентов. Разработка методик измерения двигательной активности (количественные показатели характера, объема и интенсивности) - одно из основных направлений исследований по данной проблеме в отечественной и зарубежной науке. Двигательная активность - это целенаправленная двигательная деятельность человека по укреплению здоровья, развитию физического потенциала и достижению физического совершенства для эффективной
реализации своих задатков с учетом личностнои мотивации и социальных потребностей.
Эффективным методом измерения двигательной активности студентов является шагометрия. Для этого использовались шагомеры NOZOMI PD-103, OMRON Walking style One. Они выдавались студентам на 1 неделю, результаты автоматически фиксировались в памяти приборов ежедневно, а после - в специальном дневнике. В литературе нет единоИ нормы количества шагов в сутки, но есть исследования Е.В. СальковоИ (2008), которые показывают, что потребность молодого организма в движениях соответствует 14-19 тыс. шагов в сутки. Н.Д. Бобрище-ва-Пушкина, Л.Ю. Кузнецова (2009) полагают нормоИ для студентов 26-30 тыс. шагов (юноши) и 19-25 тыс. шагов (девушки). Если принять за норму 10 тыс. шагов в день, как в Японии, и рекомендуемую производителями шагомеров, то выполняют её за неделю 78 студентов исследуемых групп. Диапазон средних значении показателей шагомет-рии в сравнении различных специализациИ представлен ниже (рис. 1, 2).
70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
X"
10 тыс. шагов и более
9,9 тыс. шагов и менее
□ Девушки гум.
□ Девушки ест-н.
□ Девушки техн.
Рис. 1. Результаты шагометрии в сутки девушек различных специализаций (гуманитарной, естественно-научной,
технической) (кол-во студенток в процентах).
Рис. 2. Результаты шагометрии в сутки юношей различных специализаций (гуманитарной, естественно-научной,
технической) (кол-во студентов в процентах).
Результаты измерения двигательной активности студентов за неделю, месяц и семестр принципиально картину не изменили.
Представленные данные позволяют судить о том, что более половины студентов всех специализаций выполняют и превышают минимальную норму двигатель-
ной активности. Индивидуальный разброс показателей в этой группе значительный: от 10438 шагов/сутки до 19136 шагов/сутки. У одного студента гуманитарной специализации разово зафиксирован показатель 28167 шагов/сутки, но необходимо отметить, что в этот день юноша тренировался в секции и занимался на учебной паре по фи-
ь
193 -
зической культуре. Такие показатели единичны и свидетельствуют о высокой индивидуальной потребности в активности.
Сравнение показателей двигательной активности студентов по специализациям свидетельствует о примерно одинаковых результатах у юношей гуманитарной и естественно-научной специализации. Девушки гуманитарной специализации имеют более низкий показатель двигательной активности, по сравнению с другими студентками. Наиболее высокие показатели двигательной активности у девушек и юношей технической специализации (77,1%). В среднем они выполняют норму и превышают ее.
Результаты шагомер-исследования двигательной активности студентов, живущих в городе и пригороде, подтвердили данные, полученные при анкетировании, т.е. студенты, живущие в пригороде, меньше тратят времени на занятия физическими упражнениями из-за значительных затрат времени на дорогу в город и обратно.
Двигательная активность во многом определяется наличием времени, свободного от учебных занятий, которое может быть использовано для физических упражнений. Поэтому была исследована занятость студентов учебной работой в вузе и после занятий. Результат демонстрирует, что при норме в 27 часов в неделю обязательных аудиторных занятий плюс ещё 27 часов вне аудиторных занятий, практически все респонденты показали зна-
чительно более высокие цифры аудиторных занятий. Только девушки технической специализации приближаются к норме - 29,3 часа в неделю. Максимальная учебная нагрузка у них (аудиторная и вне аудиторная) даже меньше максимально допустимого времени - 42,8 часов. Студенты всех остальных специализаций значительно больше времени затрачивают на аудиторные занятия, что приводит к утомлению, снижению работоспособности и низкой самостоятельной вне аудиторной учебной активности.
Разницы между студентами, живущими в городе и пригороде, в этих вопросах не обнаружено.
Один из способов повышения двигательной активности - ходьба пешком на занятия и из вуза домой. В условиях города и пригорода, где живут студенты, не всегда это возможно сделать. Но и студенты, живущие от места обучения на небольшом расстоянии (до 3 км), часто используют транспорт (юноши естественно-научных специальностей и девушки гуманитарных).
Студенты, живущие в городе, используют два варианта: ходят пешком в вуз и добираются на транспорте, а живущие в пригороде, добираются на транспорте, иногда с пересадками, что занимает дополнительное время, которое можно было бы использовать для занятий физической культурой.
Результаты представлены в диаграмме на рис. 3.
30 25 20 15 10 5 0
ш
1__Г 11|>_
_Тг
ходьба пешком
использование транспорта
когда как
ЕШ Девушки гум. ■ Девушки ест-н.
□ Девушки тех.
□ Юноши гум. Ш Юноши ест-н. И Юноши тех.
Рис. 3. Использование транспортных средств студентами (кол-во человек в %).
Время двигательной активности всех студентов колеблется от 3 до 3,8 часов в день. При этом меньшие показатели у студентов, живущих в пригороде, что можно объяснить необходимостью затрат значительного времени на дорогу.
Подавляющее большинство студентов всех специализаций утверждают, что занимаются физическими упражнениями помимо физкультуры в вузе постоянно или время от времени. В количественном выражении характер занятий физическими упражнениями выглядит следующим образом:
194
Таблица 1
Характер занятий физическими упражнениями студентов в зависимости от специализации
Специализация (девушки и юноши) Характер занятий физическими упражнениями
Под наблюдением специалиста Самостоятельно
Гуманитарная 12,2% 87,8%
Естественно-научная 16,8% 83,2%
Техническая 18,7% 81,3%
Таким образом, достоверных различий в характере физических упражнений студентов нет, но стоит отметить, что юноши и девушки технических специализаций больше предпочитают занятия под руководством специалиста, что обеспечивает системность занятий, высокое качество и педагогический контроль. В то же время студенты гуманитарных специализаций меньше всех занимаются в секциях и спортивных клубах.
Среди студентов, живущих в городе, большее число посещает занятия в секциях под руководством специалиста. Студенты из пригорода в секциях занимаются меньше,
Время дополнительных занятий физич
что связано с определенными трудностями движения транспорта в пригороде.
Оценка времени, затраченного на физические упражнения в неделю, осуществлялась на основе сравнения с нормативными показателями, взятыми в Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 г., подписанной Председателем Правительства РФ. По данным нормативам минимальная норма времени двигательной активности - 6-8 часов. Результаты наших студентов значительно ниже, что демонстрирует таблица 2.
Таблица 2
ими упражнениями в неделю (в часах)
Специализация Время, затраченное на дополнительные занятия ФУ
Девушки Юноши
Гуманитарная 3,1 часа 3,3 часа
Естественно-научная 3,2 часа 3,8 часа
Техническая 3,5 часа 3,2 часа
Различий в недельном цикле занятий физическими упражнениями между студентами, живущими в пригороде и городе, анализ анкет не показал.
Отличие в выборе видов физических упражнений у студентов диктуется половой принадлежностью вне зависимости от места проживания и специализации. Девушки, занимающиеся под руководством тренера, чаще выбирают танцы, аэробику; юноши - атлетическую гимнас-
тику. И юноши и девушки, занимающиеся самостоятельно, предпочитают оздоровительную ходьбу и бег.
Среди доминирующих видов физических упражнений, которыми бы студенты хотели заниматься - и юноши, и девушки - велопрогулки, плавание, спортивные и подвижные игры.
Предпочитаемый вид отдыха студентов представлен в следующих диаграммах (рис. 4, 5):
100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%
Активный Смешаный Пассивный отдых вид отдыха отдых
Рис. 4. Предпочитаемый вид отдыха девушек различных специализаций (%).
70,00% л 60,00% 50,00% 40,00% 30,00%'' 20,00% 10,00%-р" 0,00%
Е
1 Юноши гум.
5 Юноши ест-н.
□ Юноши тех.
Активный Смешаный Пассивный отдых вид отдыха отдых
Рис. 5. Предпочитаемый вид отдыха юношей различных
специализаций (%).
195
На диаграммах четко прослеживается тенденция к выбору активного отдыха студентами (девушками и юношами) технических специальностей в большей степени, чем у других направлений. Студенты гуманитарных и естественно-научных специальностей более склонны к смешанному виду отдыха, чередуя активные занятия со спокойными упражнениями или пассивным отдыхом. Количество студентов, выбирающих пассивный отдых, невелико - из общего количества юношей и девушек - 14,5%. Что можно объяснить типом темперамента, особенностями мотивационной сферы, традициями в семье и личными предпочтениями. Такой процент студентов пока не внушает тревоги.
Анализ двигательной активности в недельном, месячном, семестровом циклах и анализ анкетирования позволяет предположить, что заметные отличия в двигательной активности студентов технической специализации связаны с активной двигательной деятельностью в выходные дни -это активные виды отдыха (туристические походы, вело-прогулки, занятия в секциях и т.д.). У студентов других специализаций в выходные дни двигательная активность резко снижается, что можно объяснить выбором смешанного и пассивного отдыха.
Студенты, живущие в пригороде, преимущественно выбирают активный вид отдыха.
Самооценка собственной двигательной активности студентов представлена в диаграммах (рис. 6, 7):
70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
Достаточная ДА Недостаточная ДА
затрудняюсь ответить"
Рис. 6. Самооценка двигательной активности девушек различных специализаций (количество в %).
70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
Достаточная ДА Недостаточная ДА
затрудняюсь ответить"
Юноши ест-н.
□ Юноши тех.
Рис. 7. Самооценка двигательной активности юношей различных специализаций (количество в %).
Анализируя данные, полученные при исследовании студентов в целом, можно сделать вывод о том, что двигательная активность студентов разных специальностей несколько отличается. Наибольшую двигательную активность показывают студенты технических специальностей. Эти показатели достигаются за счет активного отдыха, дополнительных занятий физическими упражнениями под руководством специалиста. При этом данные студенты несколько меньше времени затрачивают на учебные занятия в вузе и дополнительные занятия вне вуза.
Вызывают некоторое недоверие высокие показатели самооценки двигательной активности студентов гуманитарной специализации с учетом их предпочтений к пользованию транспортом, невысоким процентом студентов, занимающихся физическими упражнениями под ру-
196 -I
ководством тренера и низким процентом предпочитающих активный отдых.
При примерно таких же показателях студенты естественно-научной специализации оценили уровень своей двигательной активности более адекватно, что говорит о критическом отношении к оценке собственной двигательной деятельности, большей осведомленности о значимости и необходимой норме двигательной активности для жизнедеятельности человека.
Достоверной разницы в самооценке двигательной активности между студентами, проживающими в городе и пригороде, не обнаружено.
Тревожным фактом является то, что 7,2% всех респондентов не задумываются над уровнем собственной двигательной активности, это может свидетельствовать об
отсутствии интереса к физической культуре, пассивности, непонимании её значимости для поддержания здоровья.
Следующим этапом исследования стало изучение умственной работоспособности студентов ОМГ различных специализаций и различных мест проживания.
Умственная работоспособность предполагает определенный объем интеллектуальной работы, выполняемой без снижения установившегося на оптимальном для данного студента уровне функционирования организма. Для определения умственной работоспособности в ходе исследования применялись различные методики.
Динамика полученных показателей позволяет судить о сдвигах состояния основных нервных процессов, об их устойчивости, силе и подвижности. Комбинация психофизиологических и психологических методов позволяет прямо или косвенно определять уровень умственной работоспособности человека и судить о ее изменениях (В.П. Заг-рядский, З.К. Сулимо-Самуйло, 1976).
Корректурная проба Анфимова (буквенный вариант) использовалась для оценки объема и концентрации внимания. Испытуемый в течение 5 мин должен в каждом ряду вычеркивать определенные буквы. Объём внимания оценивался по количеству просмотренных букв, концентрация - по количеству сделанных ошибок. Как рекомендуют авторы, результаты определялись на основе методики «Счет по Крепелину». Для этого подсчитывалось количе-
ство ошибок за каждую минуту в течение всего эксперимента в целом. На основании полученных данных строился график концентрации и устойчивости внимания, и давалась характеристика умственной работоспособности.
Концентрация внимания вычислялась по формуле: К= (ш/п)*100%, где К - концентрация внимания; т - количество правильно вычеркнутых букв за каждую минуту; п - количество букв, которые нужно было вычеркнуть за это же время.
Устойчивость внимания оценивалась по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитывались за 5 минут на 1, 2, 3 учебной паре по формуле: А = 8 / 1 где А - темп выполнения; 8 - количество букв в просмотренной части корректурной таблицы; I - время выполнения.
По результатам выполнения методики на каждой из трех учебных пар была построена «кривая истощаемос-ти», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
На диаграммах (рис. 8, 9) отражены данные об умственной работоспособности студентов различных специализаций, на начальном этапе лабораторного эксперимента, о которой можно судить по устойчивости и концентрации внимания. Различий в устойчивости внимания между студентами, живущими в городе и пригороде, обнаружено не было.
360 340 320 300 280 260 240 220 200
Ш Девушки гум.
■ Девушки ест.-н. □ Девушки техн.
В Юноши гум. ^ Юноши ест.-н. □ Юноши техн.
I пара II пара III пара
Рис. 8. Устойчивость внимания студентов на протяжении учебного дня в вузе
(знаков в минуту).
100 95 90 85 80 75 70 65
Девушки гум. Девушки ест.-н. Девушки техн. Юноши гум. Юноши ест.-н. Юноши техн.
1 2 3 4 5
минута минута минута минута минута
Рис. 9. Средний показатель концентрации внимания на протяжении 5-минутной пробы в течение учебного дня (%).
197
Кроме указанной выше методики, для оценки умственной работоспособности использовалась и методика «Память на числа», цель которой - выявление уров-
ня кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Результаты исследования представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты исследования кратковременной памяти по методике «Память на числа» девушек (п=83) и юношей (п=43) ОМГ
Пол испытуемых Специализация Место проживания
гуманитарная естественнонаучная техническая город пригород
Девушки 5,5±1,3 5,6±1,0 6,2±0,8 5,4±1,4 5,2±1,0
Юноши 5,0±0,9 4,9±1,1 4,8±1,2 4,8±1,2 5,1±1,3
Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Ближе к норме - 7 правильно воспроизведенных чисел и более - оказались девушки технических специализаций, юноши этой же специализации показали самый низкий результат.
Проведенные корректурные пробы и методика «Память на числа» позволили нам определить, насколько сильно сконцентрировано внимание на объекте учебной деятельности, насколько студентам удается отвлечься от посторонних раздражителей, запомнить необходимую информацию. Кроме того, при помощи этих проб мы выяснили устойчивость внимания, т.е. способность студента на протяжении определенного времени удерживать внимание на учебном объекте. Физиологической основой концентрации внимания является сила очага оптимального возбуждения и соответственно сила индуцированного им тормозного поля.
Сосредоточенность внимания студентов связана не только с утомляемостью и снижением работоспособности, но и с глубоким действенным интересом к предмету, преподавателю или виду учебной деятельности. Это показывают студенты (девушки и юноши) технической специализации, устойчивость внимания к третьей паре у них снизилась меньше всех. У них же примерно на одном уровне поддерживается и концентрация внимания на протяжении учебного дня, но кратковременная память у этих юношей оказалась заметно ниже нормы. Сами они объясняют это умением в любой момент найти важную информацию в компьютере, значит, исчезает необходимость загружать память сведениями, которые, по их мнению, не имеют для них первостепенного значения.
Заметное снижение работоспособности к концу учебного дня показали студенты всех специализаций, но особенно низкий показатель у юношей гуманитарной специализации. В норме резких скачков быть не должно. У нас кривая у всех студентов снижается, что свидетельствует об ухудшении работоспособности. Можно предположить, что для данных студентов учебная работа не всегда связана со значимыми результатами, они не испытывают положительных эмоций от преодоления трудностей в учебе, их учебная работа не всегда адекватно оценивается, что следовательно влияет на снижение интереса.
¿Ык
-198 -|РР-
Важной, на наш взгляд, причиной сложившегося положения является недостаток у студентов физических сил и физической подготовленности для эффективной работы на учебных занятиях из-за недостаточной двигательной активности.
На основе полученных данных была разработана технология регулирования двигательной активности студентов, которая включала классическую 3-компонентную структуру занятия. Изменения в двигательных режимах произошли в основной части. С учетом личностных предпочтений студенты были разделены на 3 подгруппы с разными двигательными режимами и видами физической активности: игровые виды, силовые упражнения, гимнастика.
Подгруппа, занимающаяся игровыми видами, в основной части занятия использовала преимущественно элементы волейбола, баскетбола, футбола и различных подвижных игр. Двигательный режим второй подгруппы состоял из занятий силовыми упражнениями в тренажерном зале и применением метода круговой тренировки. В третьей подгруппе основная часть занятия состояла из гимнастических упражнений и различных элементов аэробики.
Заключительная часть занятий была примерно одинакова для всех подгрупп и включала традиционные упражнения на расслабление, растягивание и дыхание.
В результате реализации описанной технологии была отмечена положительная динамика в большинстве исследуемых показателей, что дает основание говорить о возможности применения ее на следующем этапе эксперимента.
Для коррекции двигательной активности студентов предполагается комплекс педагогических действий с целью формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой.
Интенсивность и качество освоения двигательных действий, безусловно, зависят от мотивации. В учебной группе всегда присутствуют студенты, сильно отличающиеся друг от друга и по уровню физической подготовленности, и по особенностям мотивации. С одной стороны, это усложняет процесс формирования целевых установок и положительной мотивации к активному освоению новых двигательных действий, в процессе которых значительная роль отводится формированию ориентировочной основы действия. Но в то же время студенты, стремящиеся к
успеху и имеющие достаточные знания, быстрее ориентируются в учебной ситуации и «заражают» своей энергией тех, которые боятся неудач и имеют ограниченные возможности сознания как основной направляющей силы в процессе обучения движениям.
Применение системы методов организации деятельности с введением соревновательных и игровых приёмов организации двигательной активности повышает мотивацию занимающихся к решению поставленных двигательных задач. В этом случае многократное повторение разучиваемого упражнения не утомляет, не вызывает раздражения, повышает эмоциональный настрой и в то же время позволяет лучше решить двигательную задачу, устранить допущенные ошибки, более быстро и качественно освоить движение. Соревнование органично для человеческой психологии, оно удовлетворяет стремление к приоритету, первенству, позволяет заявить о своей значимости. Молодые люди стараются не отстать, а по возможности и опередить однокурсников, поэтому использование соревнований является действенным методом в работе по формированию положительных мотивов занятий физической культурой для студентов обеих типов мотивации достижения.
Однако следует помнить, что мотив - это сложное психическое образование, которое должен построить сам студент. Нельзя извне в процессе воспитания формировать мотивы, мы можем только создать условия, выстроить систему мотиваторов, благодаря которым студент будет мотивировать свои действия. Для студентов, ориентированных на успех, по нашему мнению, наиболее эффективными являются неимперативные прямые формы внешней организации мотивационного процесса: просьба, предложение, совет, убеждение, внушение. Достоинства перечисленных форм внешней организации мотивационного процесса в том, что они вовлекают студентов в педагогический процесс в качестве равноправных партнёров, где взаимодействие и взаимоотношения приобретают характер взаимосодействия, направленного на получение фокусированного полезного результата, в нашем случае - это повышение двигательной активности. П.К. Анохин именно взаимосодействие называл ключевым компонентом системы.
Описанные формы организации мотивационного процесса могут использоваться и в работе со студентами, ориентированными на избегание неудач, но поскольку они не проявляют особого интереса к занятиям физическими упражнениями, не готовы прилагать волевые усилия для достижения поставленной цели, неимперативных прямых форм оказывается недостаточно. Более действенными для них будут императивные прямые формы организации мотивационного процесса: приказ, требование, принуждение. В этой ситуации важным психологическим моментом является принятие цели, которую ставит преподаватель, как собственной, отвечающей интересам, моральным установкам и ценностям студента. Это возможно при условии, что у студента сформирована внутренняя позиция долженствования в отношении выполнения им роли обучающегося. Если студент дорожит этой ролью, он без
труда принимает и выполняет требование, при этом у него создается ощущение независимости и основание для самоуважения.
Используя прямые императивные и неимперативные формы организации мотивационного процесса, следует помнить не только о содержании произносимых слов, но и о том, как их произносить, какими действиями их сопровождать. Еще в 1970 г. А. Мехрабиан, исследуя проблемы мотивации, показал, что при первой встрече человек на 55% верит невербальным сигналам другого человека, на 3 8% - паралингвистическим сигналам (громкость речи, интонация, смешки и т.п.) и только на 7% - содержанию речи. Только при повторных встречах это соотношение меняется, но все равно невербальные и паралингвистичес-кие сигналы не теряют своего значения.
Важным методом, влияющим на формирование положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями, является поощрение, которое всегда связано с удовольствием. Э. Торндайк называл это одним из законов научения. Мы поощряем личные успехи студентов в выполнении физических упражнений; их инициативу и активность в создании комплексов разминочных упражнений или эмоциональности их проведения, которая обеспечивала включенность всей группы в активные движения; умение подобрать интересные факты для дискуссии о пользе двигательной активности и др.
Для студентов гуманитарных специализаций, показавших самые низкие результаты двигательной активности, целесообразно включить в занятия «информационные пятиминутки» о необходимости движений для поддержания здоровья организма.
Перспективными направлениями регулирования и увеличения двигательной активности, по нашему мнению, являются: активное внедрение в образовательный процесс индивидуального и дифференцированного подходов; повышение привлекательности учебной дисциплины «Физическая культура» на основе интереса занимающихся; увеличение доли самостоятельных занятий физическими упражнениями и занятий под руководством тренера за пределами учебной программы вуза; регулярный и систематический контроль над уровнем физических и психических качеств; активная пропаганда моды на людей, находящихся в хорошей физической форме, не курящих, отрицающих алкоголь, занимающихся физическими упражнениями.
Литература:
1. Апанасенко, Г.Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида [Текст] / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко //Теория и практика физической культуры. -1988. - №4. - С. 29-34.
2. Гавришова, Е.В. Системное регулирование двигательной активности студентов с учетом мотивации достижения успеха или избегания неудач: Монография / Е.В. Гавришова, А.А. Горелов. - Белгород: ООО «ГиК», 2012. - 172 с.
3. Горелов, А.А. О роли двигательной активности студентов гуманитарных вузов и способах её повышения [Текст] / А.А. Горелов, В.Л. Кондаков, А.Н. Усатов, В.Н. Усатов // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. -№1 (47). - С. 28-33.
4. Загрядский, В.П. Методы исследования физиологии труда / В.П. Загрядский, В.К. Сулимо-Самуйло. - Л.: Наука, 1976. - 93 с.
5. Лотоненко, А.В. Физическая культура и здоровье: Монография / А.В. Лотоненко, Г.Р. Гостев, С.Р. Гостева, О.А. Григорьев. - М.: «Еврошкола», 2008. - 405 с.
Bibliography:
1. Apanasenko, G.L. Physical health and maximum aerobic ability of the individual / G.L. Apanasenko, R.G. Naumenko // Theory and practice of physical culture. - 1988. - №4. - P. 29-34.
2. Gavrishova, E.V. System regulation of physical activity of students taking into account motivation of achievement of
success or avoiding of failures: Monography / E.V. Gavrishova, A.A. Gorelov. - Belgorod: OOO «GiK», 2012. - 172 p.
3. Gorelov, A.A. About a role of physical activity of students of liberal arts colleges and ways of its increase / A.A. Gorelov, V.L. Kondakov, A.N. Usatov, V.N. Usatov // Scientific notes of university of P.F. Lesgafta. - 2009. -№1 (47) . - P. 28-33.
4. Zagryadsky, V.P. Methods of research of physiology of work / V.P. Zagryadsky, V.K. Sulimo-Samuilo. - L.: Science, 1976. -93 p.
5. Lotonenko, A.V. Physical culture and health: Monography / A.V. Lotonenko, G.R. Gostev, S.R. Gosteva, O.A. Grigoriev. - M.: «Euroschool», 2008. - 405 p.
УДК 796.92 ББК 75.719.5я73
ОСОБЕННОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА И СТРУКТУРА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА ПО ЛЫЖНОМУ СПОРТУ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
Мудрая Ольга Петровна,
старший преподаватель Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)
Аннотация. Статья посвящена популяризации лыжного спорта как доступного вида деятельности студентов для укрепления и сохранения здоровья; особенностям тренировочного процесса, структуре подготовительного периода по лыжному спорту в условиях вуза.
Ключевые слова: лыжный спорт, здоровье студенческой молодежи, тренировочный процесс, подготовительный период, условия вуза.
FEATURE OF THE TRAINING PROCESS AND THE STRUCTURE OF THE PREPARATORY PERIOD FOR SKIING IN CONDITIONS OF HIGH SCHOOL
Mudraya O.P., Senior Lecturer Voronezh state pedagogical university
Abstract. The article is dedicated to the popularization of skiing as an accessible activity for students to strengthen and maintain health; features of the training process, the structure of the preparatory period for skiing in high school.
Key words: skiing, health students, the training process, the preparatory period, the terms and conditions of the University.
Физкультура и спорт в основном связаны с молодежью, проблемы которой в настоящее время значительно обострились. Юноши и девушки на сегодняшний день в большей степени, чем раньше, подвержены вредным привычкам современного общества. На страницах прес-
200
сы ставится вопрос о духовной эрозии подрастающего поколения. Однако путей борьбы с этим злом предлагается немного.
Для решения этой важнейшей задачи можно предложить ежедневные занятия учащейся молодежи-различ-