Баскетбол в физическом воспитании студентов нефизкультурных вузов
Защук С. Г., Ивчатова Т.В.
Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана
Аннотации:
Изучен уровень здоровья студентов нефизкультурных вузов. Показано, что модернизация системы физического воспитания привела к значительному сокращению аудиторных занятий по физической культуре. Рассмотрена связь между низким уровнем здоровья студенческой молодежи и сокращением аудиторных занятий по физическому воспитанию. Отмечается недостаточная мотивация к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, снижение двигательной активности студентов. Обоснована эффективность применения баскетбола в процессе физического воспитания студентов.
Ключевые слова:
уровень, здоровье, организм, активность, баскетбол, гармонизация, мотивация, развитие.
Защук С.Г., Івчатова Т.В. Баскетбол в фізичному вихованні студентів не-фізкультурних вищих навчальних закладів. Вивчено рівень здоров'я студентів нефізкультурних вузів. Показано, що модернізація системи фізичного виховання привела до значного скорочення аудиторних занять з фізичної культурі. Розглянуто зв'язок між низьким рівнем здоров'я студентської молоді й скороченням аудиторних занять з фізичного виховання. Відзначається недостатня мотивація до самостійних занять фізичними вправами, зниження рухової активності студентів. Обґрунтовано ефективність застосування баскетболу в процесі фізичного виховання студентів.
рівень, здоров'я, організм, активність, баскетбол, гармонізація, мотивація, розвиток.
Zaschuk S.G., Ivchatova T.V. Basketball in physical education of non sport universities. A health of students of unathletic institutes of higher level is studied. It is rotined that over modernization of the system of physical education brought to considerable reduction of audience employments on a physical culture. Connection is considered between the low level of health of student young people and reduction of audience employments on physical education. Insufficient motivation is marked to independent employments by physical exercises, decline of motive activity of students. Efficiency of application of basket-ball is grounded in the process of physical education of students.
level, health, organism, activity, basket-ball, harmonization, motivation, development.
Введение.
Уровень здоровья современной студенческой молодежи вызывает серьезные опасения со стороны сотрудников медицинских учреждений и педагогических систем. Исследования, направленные на мониторинг состояния здоровья студентов, свидетельствуют не только о значительных отклонениях в здоровье студентов, но и показывают динамику снижения уровня здоровья за период обучения их в высших учебных заведениях.
Обучение в ВУЗе характеризуется хроническим эмоциональным и интеллектуальным напряжением на фоне дефицита двигательной активности, в связи с чем существенно замедляется процесс адаптации студентов к обучению в вузе [12]. В результате обследования 339 студентов (117 юношей и 222 девушки) в возрасте от 17 до 21 лет, отнесенных к основной медицинской группе, не занимающихся спортом, Ю.В. Бушуевым определенно, что за пределами безопасного уровня здоровье находится 93,1% студентов и 96,5% студенток [1]. Поскольку необходимыми условиями нормального функционирования организма является оптимальная двигательная активность, то становится очевидным, что повышение уровня физической культуры у студенческой молодежи и их приобщение к активному образу жизни является социальнопедагогической проблемой, решение которой возложено на физическое воспитание учащихся в ходе их профессиональной подготовки. При этом специалисты утверждают, что совершенствование системы спортивной подготовки и показателей физического развития студентов положительно влияет на повышение уровня их профессиональной подготовки [10].
Современная система физического воспитания студенческой молодежи нефизкультурных вузов является приоритетной в формировании физической культуры
© Защук С. Г., Ивчатова Т.В. , 2010
как вида общей культуры личности, здорового образа и спортивного стиля жизнедеятельности будущих специалистов. Однако, согласно результатам исследований, значительные изменения, которые претерпела система физического воспитания студентов за последние десятилетия, не всегда способствуют сохранению здоровья. С.В. Королинская обращает внимание на обострение проблемы недостаточной эффективности процесса физического воспитания вследствие перехода на кредитно-модульную форму обучения, который повлек за собой пересмотр количества часов, отведенных на физическое воспитание с их перемещением в разряд самостоятельной работы, что привело к снижению двигательной активности студентов в целом [6]. Действительно, в отличие от типовой учебной программы для вуза Украины Ш- IV уровней аккредитации от 14.11.2003 №757, физическое воспитание превратилось в курс по выбору, а объем самостоятельной работы вырос до 67% от общей нагрузки по этой дисциплине. Следовательно, перед специалистами по физическому воспитанию возникает ряд проблем, основными из которых является обучение студентов таким видам двигательной активности, которые доступны и привлекательны для проведения досуга.
Работа выполнялась согласно Сводному плану научно-исследовательской работы Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта на 2006-2010 г. по теме 2.1.9 «Теоретико-методические основы индивидуализации учебно-тренировочного процесса в отдельных группах видов спорта» (№ гос.регистрации 0108Ш10862) и по теме 2.4.1.4.3 п «Психологические, педагогические и медикобиологические средства восстановления работоспособности в спортивных играх» (№ гос.регистрации 0106Ш11989).
Цель, задачи работы, материал и методы.
Целью исследования является обоснование эффек-
тивности применения баскетбола в процессе физического воспитания студентов нефизкультурных вузов.
В процессе исследования нами были использованы такие методы исследования как изучение, анализ и систематизация литературных источников, педагогическое наблюдение, а также педагогический опрос. Объектом исследования является физическое воспитание студентов нефизкультурных вузов, а предметом — акцентированное применение баскетбола в процессе физического воспитания студенческой молодежи.
Результаты исследования.
В результате изучения научно-методической и специальной литературы, было установлено, что приоритетным направлением в организации занятий по физической культуре является организация занятий по выбору студентов. В связи с этим возникает вопрос, какой вид физической нагрузки является наилучшим для студентов. Приоритетность направлений подготовки и выбор вида спорта, который внедряется в учебный процесс, базируются и многочисленных исследованиях интересов студентов [9]. Среди видов спорта, вызывающих особую заинтересованность студентов, специалисты называют спортивные игры, атлетическую гимнастику, плаванье, туризм, легкую атлетику. Многочисленные исследования указывают на популярность баскетбола среди студенческой молодежи.
Воздействуя разносторонне и многопланово, баскетбол является средством гармонизации личности студента, их физического, психологического, эмоционального и интеллектуального развития (рис.1).
Рассмотрим воздействие баскетбола на воспитание определенных личностных качеств студенческой молодежи. Баскетбол характеризует соревновательность, что влияет на воспитание у игроков настойчивости, решительности и целеустремленности. Каждый игрок на протяжении игры самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять и решает, когда и каким способом ему действовать, что формирует у занимающихся творческую инициативу. Баскетбол является коллективной игрой, что способствует вырабатыванию привычки подчинять свои действия интересам команды. Развитие означенных качеств благотворно влияет на сокращение периода адаптации при поступлении в вуз и дальнейшее успешное обучение [11].
При игре в баскетбол игроку действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является творческая деятельность — мгновенная оценка ситуации, решение тактической задачи, выбор соответствующих действий. Поэтому применение баскетбола в технических вузах является эффективным средством развития творческого мышления студентов [12]. Большой объем и высокая интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок, необходимость быстрых и точных дифференцировок приводят к повышению силы и подвижности нервных процессов, что способствует развитию умственной работоспособности студентов [5]. Игра в баскетбол является нагрузкой аэробно-
анаэробного характера, и поэтому применение баскетбола в качестве средства физического воспитания студентов нефизкультурных вузов является эффективным для развития выносливости, что немаловажно для представителей специальностей, требующих длительных умственных нагрузок [12].
Улучшение общей физической подготовки студентов в процессе физического воспитания с акцентированием на баскетбол способствует укреплению здоровья, воспитанию основных физических качеств, повышению уровня обшей работоспособности. Двигательная активность положительно влияет на жизнедеятельность организма, в частности на сбалансированность метаболизма, активизацию вегетативных систем, формирования нервных механизмов, управления процессами, развитие организма в целом [3]. Так, комплексная методика подготовки баскетбольных команд гуманитарных высших учебных заведений способствовала повышению практически всех показателей тестирования специальной физической подготовленности [2].
Игра в баскетбол эмоционально захватывающая, поэтому такое времяпрепровождение способствует снятие психоэмоционального напряжения. Такая особенность баскетбола как эмоциональность создает благоприятные условия для воспитания у баскетболистов умения управлять эмоциями, не терять контроля над своими действиями [11].
Таким образом, можно отметить, что применение баскетбола при организации процесса физического воспитания студентов нефизкультурных вузов позитивно влияет на гармонизацию личности учащихся.
Занятие баскетболом предполагает высокую двигательную активность игроков, следовательно, занятия баскетболом в процессе физического воспитания студентов нефизкультурных вузов удовлетворяет потребности учащихся в двигательной активности. Разнообразные движения, характерные для баскетбола, такие как ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ и деятельности всех систем организма занимающихся [8]. С целью компенсации дефицита двигательной активности студентов, специалистами была предложена программа по физической подготовке студенток вуза на основе средств баскетбола как базового вида спорта в сочетании с дополнительными упражнениями [7].
Вся специальная подготовленность баскетболиста базируется на подготовке опорно-двигательного аппарата к высокоинтенсивным перспективным нагрузкам, формировании активной мышечной массы тела за счет жировой, укреплении суставов для различных мощных «бросковых» движений [9]. Таким образом, игра в баскетбол предполагает развитие специальных физических качеств, а именно, быстроты (способность игрока выполнять свои действия в кратчайшие промежутки времени), ловкости (умение быстро и точно выполнять сложные по координации движения), силы и мощности икроножной мышцы, голеностопного и коленного суставов, от которых во многом зависят
Удовлетворение потребностей в двигательной активности
Развитие силовых качеств, ловкости, быстроты
Развитие мотивации к занятиям физической культурой
Регулярное
посещение
аудиторных
занятий
Активный
досуг
Участие в соревнованиях, спартакиадах
Неперывность
физического
воспитания
Воспитание
целеустремленности,
настойчивости,
самостоятельности,
коллективизма
У
Укрепление
здоровья,
повышение
уровня
работоспособ-
У
Снятие психоэмоционального напряжения
У
Развитие
умственной
работоспособ-
ности,
творческого
мышления
У
Гармонизация
личности
Рис. 1. Влияние занятий баскетболом в процессе физического воспитания на гармонизацию личности студента нефизкультурного вуза
ности
сила и высота прыжка. Около 70% всех движений баскетболиста носит скоростно-силовой характер, что приводит к развитию взрывной силы (способность проявлять свои силовые качества в кратчайший промежуток времени).
Благодаря привлекательности для широких кругов населения, баскетбол способствует формированию мотивации студентов нефизкультурных вузов к занятиям физической культурой как в урочное, так и внеурочное время.
В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность
физического воспитания.
Выводы.
В результате проведенного исследования нами получены следующие выводы.
1. Модернизация системы физического воспитания студентов нефизкультурных вузов привела к значительному сокращению аудиторных занятий по физической культуре и смещению 67% от общего числа часов по дисциплине «Физическая культура и спорт» в разряд самостоятельных. Такое положение при недостаточной мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями привело к снижению двигательной активности студенческой
молодежи, что негативно отразилось на уровень здоровья студентов нефизкультурных вузов.
2. Занятия физической культурой по выбору студентов является приоритетным направлением организации процесса физического воспитания учащихся. Баскетбол является одним из самых популярных видов спорта среди студентов. Занятия баскетболом способствует гармонизации личности студента, их физического, психологического, эмоционального и интеллектуального развития.
Дальнейшее исследование планируется направить
на качественную и количественную оценку влияния
баскетбола на студентов нефизкультурных вузов.
Литература
1. Бушуєв Юрій Веніамінович. Рівень фізичного здоров'я студентів як клініко-фізіологічна основа фізичного виховання у вузі : дис... канд. мед. наук: 14.01.24 / Бушуєв Юрій Веніамінович. -Д., 2007. - 177 с.
2. Воробьева В.А. Психофизиологические особенности игроков баскетбольных команд в гуманитарных вузах / Воробьева В.А. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей.
- 2007. - №1. - С. 17-21.
3. Каніщева О.П. Моніторинг стану здоров’я студентів з різним рівнем фізичної підготовленості [Електронний ресурс] / О.П. Каніщева //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - Харків: ХХПІ, 2009. - № 12. -Режим доступу до статті: http://www.nbuv.gov.ua/Portal/soc_gum/ ppmb/texts/2009_12/09koplpp.pdf
4. Козина Ж.Л. Баскетбол как фактор гармоничного сочетания умственного и физического развития студентов [Электронный ресурс] / Ж.Л. Козина, А.Н. Вицко, В.А. Воробьева, И.В. Ярен-чук. //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - Харків: ХХПІ, 2008. - № 6. -Режим доступа к статье: http://www.nbuv.gov.ua/Portal/Soc_Gum/ ppmb/texts/2008-06/08kzlpds.pdf
5. Козина Ж.Л. Методы применения современных информационных технологий для активизации образного восприятия занимающимися элементов техники и тактики в спортивных играх [Электронный ресурс] / Ж.Л. Козина. //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. -Харків: ХХПІ, 2007. - № 1. Режим доступа к статье: http://www. nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/PPMB/texts/2007-01/07kzltts.pdf
6. Королинская С.В. Основные направления совершенствования физического воспитания студентов вузов [Электронный ресурс] / С.В. Королинская. - Режим доступа к статье: http://librar.org.ua/ sections_load.php?s=culture_science_education&id=3914
7. Лотарев А. Н. Баскетбол как средство компенсации дефицита двигательной активности у студенток вуза : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Лотарев Александр Николаевич. - Тула, 1998.
- 218 с.
8. Приходько Н. К. Оптимизация двигательной активности студенток гуманитарных вузов в процессе учебных занятий по физическому воспитанию : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Приходько Нина Кузьминична. - Хабаровск, 2000. - 145 с.
9. Сіренко РР Фактори, що впливають на рухову активність та мотивацію до занять фізичним вихованням студенток вищих навчальних закладів / РР Сіренко // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. -Харків: ХХПІ, 2005. - № 15. - С. 44-51.
10. Соколов Андрей Михайлович. Подготовка баскетболистов массовых разрядов в нефизкультурных вузах с учетом особенностей физического развития студентов: дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Андрей Михайлович Соколов. - Москва, 2003. - 137 с.
11. Тригорлов В.В. Баскетбол. Для всех и каждого [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / В.В. Тригорлова. - 2007.
- Режим доступа: http://lit.lib.ru/t/trigorlow_w_w/text_0010.shtml
12. Церковная Е.В. Баскетбол как средство развития выносливости и психофизиологических способностей студентов технических вузов [Электронный ресурс] / Е.В. Церковная // Физическое воспитание студентов творческих специальностей - 2007. -№1. - С. 157-161. - Режим доступа : http://lib.sportedu.ru/Books/ XXPI/2007N1/p157-161.htm
Поступила в редакцию 26.04.2010г.
Защук Сергей Генадиевич Ивчатова Татьяна Витальевна [email protected]