І ПЕДАГОГІКА І та медико"біол°гічні
*----“---------------* проблеми фізичного
виховання і спорту
Аналитический обзор научных исследований по проблеме индивидуализации физического воспитания в высшем учебном заведении
Барыбина Л.Н.
Харьковский национальный университет радиоэлектроники
Аннотации:
Рассмотрен вопрос об индивидуальном подходе на занятиях по физическому воспитанию. Было проанализировано более 40 литературных источников. Определены основные подходы к индивидуализации физического воспитания студентов. Показано, что индивидуальный поход основан на подборе спортивной специализации для каждого студента. Он предполагает определение ведущих физических качеств, психофизиологических возможностей и функционального состояния каждого студента. Отмечается, что индивидуальный поход подразумевает разработку методики индивидуального психомоторного развития. Методика основана на помощи студенту в выборе спортивной специализации и индивидуализации процесса физического воспитания в каждом конкретном виде спорта. Выявлена необходимость разработок новых методик определения уровня развития индивидуальных способностей студента, отвечающих современным инновационным и информационнотехнологическим подходам.
Ключевые слова:
физическое, воспитание, студент, индивидуализация, спортивная, специализация, личностный, подход.
Барибіна Л.М. Аналітичний огляд наукових досліджень з проблеми індивідуалізації фізичного виховання у вищому навчальному закладі. Розглянуто питання про індивідуальний підхід на заняттях з фізичного виховання. Було проаналізовано більше 40 літературних джерел. Визначені основні підходи до індивідуалізації фізичного виховання студентів. Показано, що індивідуальний похід заснований на підборі спортивної спеціалізації для кожного студента. Він передбачає визначення провідних фізичних якостей, психофізіологічних можливостей і функціонального стану кожного студента. Наголошується, що індивідуальний похід має на увазі розробку методики індивідуального психомоторного розвитку. Методика заснована на допомозі студентові у виборі спортивної спеціалізації і індивідуалізації процесу фізичного виховання в кожному конкретному виді спорту. Виявлена необхідність розробок нових методик визначення рівня розвитку індивідуальних здібностей студента, що відповідають сучасним інноваційним і інформаційно-технологічним підходам.
фізичне, виховання, студент, індивідуалізація, спортивна, спеціалізація, особовий, підхід.
Barybina L.N. Research overview of physical education individualization in higher education institution. A
question is considered about individual approach on employments on physical education. More than 40 literary sources were analysed. The basic going is certain near individualization of physical education of students. It is rotined that an individual hike is based on the selection of sporting specialization for every student. He supposes determination of leading physical qualities, psychophysiological possibilities and functional state of every student. It is marked that an individual hike implies development of method of individual psychomotor development. A method is based on a help a student in the choice of sporting specialization and individualization of process of physical education in every concrete type of sport. The necessity of developments of new methods of determination of level of development of individual capabilities of student, answering modern innovative and informatively-technological to approaches is exposed.
physical, education, student, individualization, sporting, specialization, personality, approach.
Введение.
Актуальность данного исследования обусловлена ролью физического воспитания в формировании личности студента. На современном этапе ряд авторов указывает на то, что физическое воспитание в высшем учебном заведении призвано выполнять ряд важных задач - обучения, воспитания, развития. В пользу данного положения свидетельствует также тот факт, что наука о физическом воспитании возникла и развивалась как система знаний о физических упражнениях, прошедших путь от укрепления здоровья и формирования прикладных двигательных навыков через развитие двигательных возможностей и функций человека к формированию его личности и поведения (В.К. Бальсевич, 2003; Ю.М. Николаев, 2001; В.С. Макеева, 2000).
Согласно определению ведущих специалистов области физического воспитания (В.И.Ильинич, 2007; М.Я.Виленский, 1996), физическая культура - это интегральное качество личности, являющееся условием и предпосылкой эффективной учебно-профессиональной деятельности, обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жиз-
© Барыбина Л.Н., 2012
ненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы. Таким образом, физическое воспитание предполагает всестороннее развитие личности.
В этой связи в настоящее время особое значение придается гуманистическому подходу в образовании и воспитании. Гуманистический подход в воспитании предполагает выбор адекватного содержания, эффективного соотношения средств и учет индивидуальных особенностей каждого студента. Через формирование индивидуального идеала молодежь самоидентифици-руется, определяется в своих стремлениях и осознает себя как личность, защищает и отделяет себя от других (И.Томан, 1988).
В соответствии с доминирующими в психологии концепциями, индивидуальные черты человека отражают его способности, отличая его от других людей; они обуславливают не все способности, а те из них, которые определяют успешность реализации отдельно выделенной деятельности [1].
На современном этапе во многих странах мира, таких, как Англия, США, идет интенсивный поиск новых идей и гуманистических подходов к организации учебно-воспитательного процесса, разрабатываются и внедряются в практику инновационные проекты и программы по физическому воспитанию. Деятельность в этом направлении заключается в личностной ориентации и сфокусированности педагоги-
32012
■
ческих процессов на молодого человека, в создании оптимальных условий для развития индивидуальности каждого, в соблюдении принципов эмпатии и толерантности (О.Виндюк, 2003; Т.Осадчая, 2004; И.Турчик, 2003).
Личность продолжает развиваться и формироваться в коллективе высшего учебного заведения. Молодой человек с учетом его социальной природы стремится вольно или невольно адаптироваться к условиям труда и жизни коллектива, к тем нормам поведения, которые в нем сложились.
Однако процесс адаптации студента часто идет вразрез с естественным поиском каждого человека возможностей для индивидуальной реализации своих возможностей и задатков. Студент сталкивается с проблемой выбора своего пути, который подходит именно для него и является для него единственно верным. Проблема индивидуального подхода в физическом воспитании выходит далеко за его рамки и распространяется на все сферы жизни студента: его учебу, досуг, совершенствование в специализации, выбор дальнейшего жизненного пути (Ж.Л. Козина, 2009).
Как указывает ряд исследователей [6-8], которые работают в системе выбора студентами спортивных специализаций на занятиях по физическому воспитанию, при такой организации физического воспитания возникает проблема определения студентом вида спорта, который наиболее подходит именно ему. Правильный и быстрый выбор спортивной специализации студентом имеет большое значение как для его физического совершенствования и эффективной профессиональной подготовки, так и для его комфортного функционального и психологического состояния. Однако, как показывают эмпирические наблюдения, далеко не всегда студент самостоятельно может определиться в выборе спортивной специализации, наиболее соответствующей его психомоторной структуре. В этой связи весьма актуальным представляется анализ современных представлений об индивидуализации процесса по физическому воспитанию в высших учебных заведениях.
Работа выполнялась согласно «Сводному плану научно-исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта на 2006-2010 гг.» Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта по теме 2.1.9 «Теоретико-методические основы индивидуализации учебно-тренировочного процесса в отдельных группах видов спорта» (№ государственной регистрации 0108Ш10862) и по теме 2.4.1.4.3 п «Психологические, педагогические и медикобиологические средства восстановления работоспособности в спортивных играх» (№ государственной регистрации 0106Ш11989), а также согласно Сводному плану научно-исследовательской работы Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины по теме 2.4 «Теоретико-методические основы индивидуализации учебно-тренировочного процесса спортсменов в игровых видах спорта» и по
теме 91 «Теоретико-методические основы индивидуализации в физическом воспитании и спорте» (№ гос. регистрации 0112Ш02001).
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы - провести аналитический обзор современных литературных данных по проблеме индивидуализации физического воспитания в высшем учебном заведении.
Результаты исследования и их обсуждение.
И.П. Радченко указывает, что индивидуализация занятий по физическому воспитанию возможна только при учете социально-психологических факторов, а не только результатов оценки состояния здоровья и физической подготовленности студентов.
Индивидуально-личностный подход рассматривается в педагогике как важнейший принцип обучения и воспитания. Он предполагает деятельность преподавателя, направленную на реформацию средств и организационных форм учебно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей студентов (И.П. Радченко, 1989).
Рядом авторов (В.А.Сальников, 2003; Г.Б.Суворов, 1981; В.А.Романенко, 2005; В.П. Озеров, 2002) установлено, что исследование и анализ наилучших врожденных качеств индивида, разработка путей и методов их позитивного роста, дает личности возможность максимально самореализоваться и самосовершенствоваться, позволяя ей выбрать собственный путь к раскрытию своей индивидуальности. Однако при этом недопустимо игнорировать неразвитые свойства, так как человек является гармоничным при наличии в нем максимального количества качеств.
На наш взгляд, вызывает интерес точка зрения В.И. Ильинича (В.И.Ильинич, 2007). Опираясь на полученные им экспериментальные данные, автор считает, что на основании совместного с преподавателем анализа результатов тестирования, каждый студент может определиться, каким видом спорта ему заняться для повышения своих функциональных возможностей или акцентированного развития какого-либо недостаточно развитого физического качества. Однако в данной ситуации может возникнуть дилемма: выбрать тот вид спорта, который поможет студенту «подтянуть» недостаточно развитое физическое качество, или тот, где наиболее полно проявится уже определившееся конкретное качество.
Специалисты и исследователи считают, что оба подхода правомерны, но необходимо точно определить, на чем основан выбор. В первом случае - оздоровительная направленность [2-5], разносторонняя физическая подготовка. При этом следует понимать, что успехи в избранном виде спорта будут заведомо не высоки. Во втором случае, возможно достижение значительных спортивных результатов, на что потребуются максимальные усилия и сосредоточенность
[9].
Однако, на наш взгляд, выбор того вида спорта, который развивает ведущие качества, способствует
І ПЕДАГОГІКА І та медико"біол°гічні
*---“----------* проблеми фізичного
виховання і спорту ___________________
не только спортивному совершенствованию. Определение конкретного вида спорта, которое сознательно осуществляет студент - это начало осмысленного выбора форм двигательной активности, удовлетворяющих его индивидуальным физическим и психологическим потребностям [7, 8].
Такой подход позволяет студентам раскрыть в себе новые, заложенные в генотипе, качества и совершенствовать уже проявившиеся. Каждый выбирает то, что ближе ему по характеру и, что приносит удовольствие и удовлетворение собой. Тренеры-педагоги отмечают, что свободно выбрав вид физкультурно-спортивной деятельности, студенты с интересом относятся к занятиям и проявляют большую активность в процессе занятий (Л.Н.Барыбина, Е. В. Церковная, И.Ю.Блинкин, 2008; Л.К.Кожевникова, З.Г. Дзюба, Н.И.Вертелецькая, 2008; Л.Н.Барыбина, С.А.Семашко, Е.В.Кривенцова, 2010).
Кроме того, выбором вида спорта, направленным подбором упражнений или спортивных игр можно акцентировано воздействовать на студента, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность будущей профессиональной деятельности [9].
В научных работах В.А.Романенко (В.А.Романенко, 2005) отмечено, что способности студента технического вуза в выбранном спортивном амплуа волейболиста, баскетболиста или боксера переключать внимание, высокий уровень его оперативного мышления, вероятностное прогнозирование полностью могут быть использованы в компьютерном программировании и разных видах операторского труда. Именно на этом «перекрестном» эффекте базируется концепция использования средств спортивной подготовки для повышения профессионального уровня студента во многих сферах производственной деятельности. Деятельность здесь является и условием проявления способностей, и средством их усовершенствования.
На современном этапе имеются разные подходы решению проблемы индивидуализации в физическом воспитании и спорте. Например, Ж.Л. Козиной предложена концепция индивидуализации в игровых видах спорта. Данная концепция представляет собой систему индивидуализации, состоящую из трех направлений. Первое направление предполагает определение индивидуальной факторной структуры подготовленности спортсменов с помощью многомерных методов анализа (факторный анализ методом главных компонент и кластерный анализ). На основе определения ведущих и отстающих факторов в индивидуальной структуре подготовленности разрабатываются индивидуальные программы подготовки игроков. Второе направление связано с определением закономерностей индивидуальной динамики игровой результативности. Третье направление связано с разработкой индивидуально применяемых интерактивных технологий для совершенствования индивидуализации тренировочного процесса. Как указывает автор (ссылка), система ин-
дивидуализации может применяться для спортсменов разной квалификации, возраста, вида спорта и других индивидуальных и групповых особенностей. На наш взгляд, первое и третье направление данной концепции наиболее соответствует задачам индивидуализации процесса физического воспитания в высшем учебном заведении.
Анализ литературных источников показывает также, что проблема индивидуальных различий выходит далеко за рамки отдельной науки, в том числе - теории и методики физического воспитания и спорта. Наиболее широко проблема индивидуализации представлена в психологии и психофизиологии (Ж.Л.Козина, 2011).
Авторы (В.М.Русалов, 1979; Ж.Л. Козина, 2009; Г.Н.Пономарев 1997; Ж.Л.Козина, В.С.Ашанин, 2007; В.Д.Небылицын 1976; Т.Г. Ольхова, 2002) подчеркивают, что индивидуальная структура личности - это, прежде всего, система, объединяющая различные аспекты, и, соответственно, показатели индивидуальности, которые имеют определенные связи между собой и образующие определенные структурные единицы.
Основными психофизиологическими качествами являются ощущение, восприятие, психомоторная реакция, внимание, эмоционально-волевая реакция, оперативное мышление и специальные личностные факторы (Ж.Л. Козина, 2009; А.С. Ровный, 2002).
Специалисты в области физического воспитания и спорта (В.П. Озеров, 2002; В.Н.Селуянов, М.П. Шестаков, 2000) убеждены, что рост спортивного мастерства студентов вузов во многом зависит от решения проблемы диагностики их спортивных способностей и разработки научных основ ориентации и отбора для занятий спортом. Важную роль в спортивной деятельности играют психомоторные способности человека как взаимосвязь психических процессов с движениями и действиями.
Ряд современных исследователей, изучавших данную проблему (С.С.Квитинский, М.В.Гришечкин,
Н.П.Бардюков, 2007; С.Ю.Алькова,2003), пришли к выводу, что способности студента к определенной спортивной деятельности не только проявляются, но и развиваются в этой специфической деятельности. Наиболее адекватным исследованием психомоторных способностей может быть их изучение в процессе эффективного формирования.
Согласно определению В.А.Романенко (В.А.Романенко, 2005), способности к определенной спортивной деятельности - сложное интегративное качество личности, включающее все специфические свойства, знания, умения и навыки, от которых зависит успех в данном виде спорта.
Егорычевым А.О. (А.О. Егорычев, 2005) установлено, что в ходе занятий избранным видом спорта у студента складывается специализированная структура психических действий, психических состояний и спортивно принципиальных психических пара-
32012
■
метров личности, которая и обеспечивает результативность его деятельности. Эта структура может выступать в качестве модели при спортивном прогнозировании. В научных работах (А.О. Егорычев, 2005; В.Н. Селуянов, 2000; Н.Б. Стамбулова, 2002) отмечается, что в качестве модельных черт могут употребляться характеристики нервной системы, некие анатомо-морфологические и психофизиологические характеристики (характерологические свойства, память, мышление, скорость переработки информации, характеристики сенсомоторики и др.). Это можно использовать при отборе и комплектовании спортивных коллективов, на начальных этапах подготовки.
На первом этапе спортивного отбора преподаватели более часто используют антропометрические и функциональные показатели. На более поздних этапах спортивного отбора оцениваются психические функции и психические параметры личности. Как считает Егорычев А.О. (А.О. Егорычев, 2005), на основании наиболее значимых психических параметров личности для разных видов спорта можно прогнозировать способности студента к определенному виду спорта. Такой индивидуальный подход часто позволяет находить потенциально сильных студентов, которые за время обучения в вузе проходят путь от новичка до спортсмена высокой квалификации.
Многие исследователи (В.С.Ашанин, 2002; Г.В.Коробейников, 2008; С.С.Ермаков, 2004;
Л.П.Сущенко, 2004; И.А.Юров, 2006), занимающиеся вопросами преобразования в области физической культуры и спорта, считают, что приоритетом развития в этом направлении является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса. Ими предложен спектр компьютерных программ для многих направлений физического воспитания, имеющих:
а) оздоровительную;
б) учебную;
в) тренировочную направленность.
Авторы доказали, что применение информационных технологий в области физического воспитания и спорта оптимизирует учебный процесс, позволяет быстро и информативно определять индивидуальные психологические и психофизиологические особенности студентов, и на основании этого, прогнозировать способности студента к определенному
виду деятельности. Указанные авторы отмечают, что повышение качества образования в области физической культуры и спорта, обеспечение ее мобильности, привлекательности, конкурентоспособности на современном рынке труда требует дальнейшего совершенствования организации учебного процесса в высших учебных заведениях на основе гуманности, личностно-ориентированной педагогики, развития и саморазвития студентов и предусматривает: использование информационно-компьютерных технологий, интерактивных методов обучения и мультимедийных средств, внедрение компьютерных обучающих программ.
Таким образом, в результате аналитического обзора современных научных исследований по проблеме физического воспитания в высшем учебном заведении были определены основные подходы к индивидуализации физического воспитания студентов, а также была выявлена необходимость разработок новых методик определения уровня развития индивидуальных способностей студента, отвечающих современным инновационным и информационно-технологическим подходам.
Выводы
1. Определены основные подходы к индивидуализации физического воспитания студентов: первый поход основан на выборе того вида спорта, который поможет студенту «подтянуть» недостаточно развитое физическое качество; второй подход основан на выборе того вида спорта, при занятии которым наиболее полно проявится уже определившееся конкретное качество.
2. Показано, что для осуществления индивидуализации физического воспитания в высшем учебном заведении необходима разработка новых методик, отвечающих современным инновационным и информационно-технологическим подходам, способствующих быстрому и корректному определению уровня развития индивидуальных способностей студента, его психофизиологических и психологических особенностей для последующей спортивной деятельности.
Дальнейшие исследования предполагается направить на исследование индивидуальных различий студентов - представителей разных спортивных специализаций на основе их психофизических особенностей.
І ПЕДАГОГІКА І та медико-біологічні
проблеми фізичного виховання і спорту
Литература:
1. Воробьева В.А. Воспитание моральных и волевых качеств студентов педагогического вуза средствами баскетбола. Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. Харків, ХДАДМ (ХХПІ). 2005. №10. С. 17-19.
2. Ермаков С.С., Иващенко С. Н., Гузов В.В. Особенности мотивации студентов к применению индивидуальных программ физической самоподготовки //Физическое воспитание студентов / научный журнал. - Харьков, ХООНОКУ-ХГАДИ, 2012. №4. С. 59-61.
3. Зайцев В.П., Ермаков С.С., Горнер К., Прусик Кр. Методы исследования сердечно-сосудистой системы у студентов физкультурного вуза в процессе рекреационного отдыха. Физическое воспитание студентов. Харьков, ХООНОКУ-ХГАДИ, 2011. №5. С. 33-41.
4. Зайцев В.П., Ермаков С.С., Прусик Кристоф, Прусик Катерина. Методологические аспекты практического занятия для студентов на основе комплексов физических упражнений реабилитационной направленности. Физическое воспитание студентов. - Харьков, ХООНОКУ-ХГАДИ, 2011. №5. С. 42-57.
5. Зайцев В.П., Прусик Кристоф, Ермаков С.С. Физическая рекреация в структуре активного отдыха студентов. Физическое воспитание студентов. Харьков, ХООНОКУ-ХГАДИ, 2011. №1. С. 68-77.
6. Козина Ж.Л., Воробьева В.А. Результаты применения специальной методики подготовки студентов-баскетболистов гуманитарных вузов. Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наукова монографія за редакцією проф.. Єрмакова С.С. Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2007. № 2. С. 47-53.
7. Козина Ж.Л. Основные научно-методические подходы к процессу индивидуализации подготовки спортсменов (на примере баскетбола). Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб. научных трудов под ред. Ермакова С.С. Харьков: ХХПИ, 2005. № 5. С. 8-20.
8. Коник Г.А., Темченко В.А., Усова Т.Е. Современные тенденции организации физического воспитания студентов. Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб. научных трудов под ред. проф. Ермакова С.С. Харьков: ХГАДИ (ХХПИ). 2009. №4. С. 68-74.
9. Танянський С., Барибіна Л., Церковна О. Результати застосування спортивних спеціалізацій у технічному ВНЗ. Теоретико-методичні основи організації фізичного виховання молоді: матеріали Всеукраїнської науково-практичної конференції. За заг.ред. Р.Р.Сіренко. - Львів: Видавничий центр ЛНУ імені Івана Франка, 2008. С. 166-169.
Информация об авторе: Барыбина Людмила Николаевна
mila_17.08@mail.ru
Харьковский национальный университет радиоэлектроники просп. Ленина 14, г. Харьков, 61166, Украина.
Поступила в редакцию 09.07.2012г.
References:
1. Vorob’eva V.A. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2005, vol.10, pp. 17-19.
2. Iermakov S.S., Ivashchenko S. N., Guzov V.V. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2012, vol.4, pp. 59-61.
3. Zajcev V.P, Iermakov S.S., Gorner K., Prusik Kr. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2011, vol.5, pp. 33-41.
4. Zajcev V.P, Iermakov S.S., Prusik Kristof, Prusik Katerina. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2011, vol.5, pp. 42-57.
5. Zajcev V.P, Prusik Kristof, Iermakov S.S. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2011, vol.1, pp. 68-77.
6. Kozina Zh.L., Vorob’eva V.A. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2007, vol.2, pp. 47-53.
7. Kozina Zh.L.Fiziceskoe vospitanie studentov tvorceskih special’nostej [Physical Education of the Students of Creative Profession], 2005, vol.5, pp. 8-20.
8. Konik G.A., Temchenko V.A., Usova T.E. Fiziceskoe vospitanie studentov tvorceskih special’nostej [Physical Education of the Students of Creative Profession], 2009, vol.4, pp. 68-74.
9. Tanians’kij S., Baribina L., Cerkovna O. Rezul’tati zastosuvannia sportivnikh specializacij u tekhnichnomu VNZ [Results of application of sporting specializations are in technical institute of higher]. Teoretiko-metodichni osnovi organizaciyi fizichnogo vikhovannia molodi [Theoretical methodical bases of organization of physical education of young people], lviv, LNU Publ., 2008, pp. 166-169.
Information about the author: Barybina L.N.
mila_17.08@mail.ru Kharkov National University of Radio Electronics Lenina boulevard 14, Kharkov, 61166, Ukraine.
Came to edition 09.07.2012.