Научная статья на тему 'Технология регулирования двигательной активности студентов на начальном этапе обучения в вузе с учётом предрасположенностик достижению успеха или избеганию неудач'

Технология регулирования двигательной активности студентов на начальном этапе обучения в вузе с учётом предрасположенностик достижению успеха или избеганию неудач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гавришова Е. В., Горелов А. А.

В статье рассматривается проблема недостаточной двигательной активности студентов; раскрывается технология ее регулирования на начальном этапе обучения студентов в вузе с учётом мотивации к достижению успеха или избеганию неудач, основанная на системно-функциональном подходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гавришова Е. В., Горелов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология регулирования двигательной активности студентов на начальном этапе обучения в вузе с учётом предрасположенностик достижению успеха или избеганию неудач»

ПЕДАГОГИКА

УДК 612.766.1:159.923-057.875

ТЕХНОЛОГИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ С УЧЁТОМ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ДОСТИЖЕНИЮ УСПЕХА ИЛИ ИЗБЕГАНИЮ НЕУДАЧ

В статье рассматривается проблема недостаточной двигательной активности студентов; раскрывается технология ее регулирования на начальном этапе обучения студентов в вузе с учётом мотивации к достижению успеха или избеганию неудач, основанная на системно-функциональном подходе.

Ключевые слова: технология, двигательная активность студентов, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач.

Е. В. Гавришова А. А. Горелов

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

e-mail:

Gavrishova@mail.ru

Для достижения оптимального уровня физической подготовленности студентов на начальном этапе образовательной деятельности, с учётом предрасположенности к достижению успеха или избеганию неудач, нами была разработана технология, которая позволяла направленно регулировать их двигательную активность и тем самым эффективно решать задачи комплексного развития физических качеств, формирования двигательных навыков, укрепления здоровья и закаливания организма. Это позволило не только предсказывать результаты и управлять процессом регулирования двигательной активности, но и систематизировать на научной основе накопленный опыт, который позволял рационально использовать, имеющиеся в распоряжении вуза, ресурсы.

Разработка технологии определялась средствами, содержащимися в государственном стандарте ВПО, учебных планах и программах по физической культуре, а также учитывало личные предпочтения студентов. Кроме этого, при разработке её содержательной части мы ориентировались на те механизмы двигательной активности, которые напрямую или опосредованно формируют у студентов потребности в расширении знаний в области использования физических упражнений, развивают мотивы к самостоятельному физическому саморазвитию.

Структура, разработанной нами технологии базировалась на системно-функциональном подходе П. К. Анохина [1] и предполагала пять основных взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: концептуальный, формализовано-описательный, процессуально-деятельностный, управляющий и координирующий.

Концептуальный компонент обусловливает наличие генерального замысла, в основе которого содержалась целевая установка, пути её достижения, принципы реализации. Их наполнение базируется на научных направлениях, разрабатываемых в таких областях научного знания, как: восполнение дефицита двигательной активности студенческой молодёжи [2; з; 5], формирование мотивации к самостоятельному

физическому развитию путём учёта предрасположенности студента к достижению успеха и избеганию неудач [4; 6].

Формализовано-описательный компонент представляет собой описание технологии регулирования двигательной активности студентов на начальном этапе обучения в вузе в зависимости от мотивации к достижению успеха или избегания неудач в виде формализованной модели (рисунок). Данная модель включает: целевой блок; содержательный блок (средства, формы и методы двигательной активности); организационный блок с элементами планирования, мотивирования студента к регулярным физическим нагрузкам, учёта полученных воздействий и ресурсное обеспечение; блок контроля за физическим состоянием и ходом выполнения заданий; блок рефлексии и самооценивания.

Рис. Модель технологии «Регулирование двигательной активности студентов на начальном этапе обучения в вузе в зависимости от мотивации к достижению успеха или избеганию неудач»

Процессуально-деятельностный компонент - это практическое регулирование двигательной активности студентов на начальном этапе обучения в вузе в зависимости от мотивации к достижению успеха или избегания неудач. Включает формирование системы знаний о значимости двигательной активности для укрепления здоровья, закаливания организма, улучшения телесных кондиций, повышения физи-

ческой работоспособности; практическое использование физических упражнений в образовательной и повседневной деятельности.

Управляющий компонент - это обеспечение мониторинга показателей физического состояния и физической подготовленности студентов, контроль за ходом выполнения заданий и их качеством, оценка эффективности отдельных параметров разработанной технологии. Он включает такие виды контроля, как целевой, оперативный, гибкий и этапный.

Координирующий компонент обусловливает необходимость сравнения полученных результатов с ранее запрограммированной целевой установкой и её корректировку на последующих этапах повседневной и образовательной деятельности студентов.

Мы выстраивали процесс двигательной активности с пониманием того, что средства педагогического воздействия не могут изменить организацию нейродинами-ческих процессов человека, так как они относятся к консервативным механизмы, которые сложно изменить. Попытки же их изменения могут привести к самым разным, в том числе и неблагоприятным последствиям. Принципиально изменить тип мотивации также невозможно, однако обеспечить положительную корреляцию между выраженностью стремления к успеху и избеганию неудач, по-нашему мнению, возможно. Этому способствует максимально возможная реализация принципа свободы выбора студентами формы и вида двигательной активности во внеучебное время, что в конечном итоге обеспечит гуманное, личностно ориентированное взаимодействие со студентами, их собственное самовыражение.

Наши собственные экспериментальные исследования показали, что индивидуальные различия в суточной активности студентов достаточно велики. В группе студентов, ориентированных на успех, разброс в количестве пройденных шагов в день колеблется от 11500 до 6500; а в группе студентов, избегающих неудач - от 10840 до 5700. Отмечается и значительная разница во времени, которое затрачивают студенты на активные движения. Те, которые стремятся к успеху, активно двигаются от 8 до 6 часов в неделю; неуверенные, избегающие неудач, посвящают этому от 7,5 до 3 часов за это же время. Такой разброс в результатах связан с генетически предопределённой потребностью в активности вообще и в движениях в частности.

Интенсивность и качество освоения двигательных действий, безусловно, зависят от мотивации [4]. В учебной группе всегда присутствуют студенты, сильно отличающиеся друг от друга и по уровню физической подготовленности, и по особенностям мотивации достижения. С одной стороны, это усложняет процесс формирования целевых установок и положительной мотивации к активному освоению новых двигательных действий, в процессе которых значительная роль отводится формированию ориентировочной основы действия. Но, в то же время, студенты, стремящиеся к успеху и имеющие достаточные знания, быстрее ориентируются в учебной ситуации и «заражают» своей энергией тех, которые боятся неудач и имеют ограниченные возможности сознания, как основной направляющей силы в процессе обучения движениям. Применение системы методов организации деятельности с введением соревновательных и игровых приёмов в учебно-тренировочных занятиях повышает мотивацию занимающихся к решению поставленных двигательных задач. В этом случае многократное повторение разучиваемого упражнения не утомляет, не вызывает раздражения, повышает эмоциональный настрой и, в то же время, позволяет лучше решить двигательную задачу, устранить допущенные ошибки, более быстро и качественно освоить движение.

В основу повышения двигательной активности студентов, в представляемой нами технологии, положены самостоятельные дополнительные занятия физическими упражнениями и занятия под руководством тренера в свободное от учебы время. Опрос значительной части студентов белгородского государственного национального исследовательского университета, показал, что польза и необходимость таких занятий

большей их частью осознаётся. Однако основными препятствиями на пути их реализации, особенно в группе студентов, мотивированных на избегание неудачи, является банальная лень; нежелание или неспособность преодолевать трудности, так как слаба воля; а также отсутствие опыта физкультурной активности, прецедента личного яркого переживания, связанного с двигательной активностью. На приобретение такого опыта, формирование ценностных ориентаций и мотивов занятий физической культурой видимо и должны быть направлены плановые учебно-тренировочные занятия.

По нашим данным 66,9 % юношей и 78,2 % девушек, обучающихся на 1 курсе факультетов бизнеса и сервиса, экономического, юридического и фармацевтического, считают, что обладают необходимыми знаниями для самостоятельных занятий. В основу этого они ставят принцип свободы выбора вида двигательной активности. Однако достоверных различий в таком выборе у студентов с разными типами мотивации достижения выявлено не было. В тоже время было установлено, что предпочтения тому или иному виду двигательной активности различаются по половому признаку. Приоритеты юношей - скоростные и силовые способности девушек - координационные способности, гибкость, стремление улучшить фигуру. Такую спецификацию средств физической подготовки трудно реализовать на учебных занятиях физической культурой при выраженной разнородности контингента студентов, но возможно в ходе занятий по выбору в спортивных секциях, физкультурно-оздоровительных центрах, тренажерных залах и т. п. Индивидуальный выбор вида физкультурой деятельности под руководством тренера в свободное время сочетается с предрасположенностью студентов к определённому виду движений или физических качеств. В этом случае педагогические воздействия соотносятся с организацией нейродинамических процессов молодого человека, направлены на наиболее развитые физиологические функции, что обусловливает привлекательность этих воздействий для студентов, позволяет задать высокий уровень тренировочной нагрузки и получить выраженный эффект развития физического потенциала занимающегося. Механизм физиологической адаптации при таком подходе к организации двигательной активности студентов не только обеспечивает существенный тренирующий эффект доминирующего двигательного качества, но и приводит к широкому положительному переносу в развитии «отстающих» физических качеств.

Экспериментальная проверка эффективности разработанной нами технологии показала значимость активного внедрения в образовательный процесс индивидуального и дифференцированного подходов за счёт изучения особенностей мотивацион-ной сферы студентов; повышение привлекательности учебной дисциплины «Физическая культура» на основе интереса занимающихся; увеличение доли самостоятельных занятий физическими упражнениями и занятий под руководством тренера за пределами учебной программы вуза; регулярный и систематический контроль над уровнем физических и психических качеств; активная пропаганда людей, находящихся в хорошей физической форме, не курящих, отрицающих алкоголь, занимающихся физическими упражнениями; включение студентов в регулярное тестирование с целью самопознания своего физического и психического потенциала.

Список литературы

1. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем / П. К. Анохин. - М.: Наука, 1978. - 400 с.

2. Горелов А. А. О роли двигательной активности студентов гуманитарных вузов и способах ее повышения / А. А. Горелов, В. Л. Кондаков, А. Н. Усатов, В. Н. Усатов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2009. - № 1 (47) . - С. 28 - 33.

3. Горелов А. А., Румба О. Г., Кондаков В. Л. Опыт использования средств физической культуры для повышения умственной и физической работоспособности, снижения нервно-эмоционального напряжения студентов с нарушениями состояния здоровья - Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2010. - № 6 (77), вып. 5. - С. 185 - 192.

4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин.- СПб.: Питер, 2001.

5. Лотоненко А. В. Физическая культура и здоровье: Монография / А. В. Лотоненко, Г. Р. Гостев, С. Р. Гостева, О. А. Григорьев. - М.: «Еврошкола», 2008. - 450 с.

6. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения/ Х. Хекхаузен. - СПб.: Речь, 2001. - 240 с.

REGULATION TECHNOLOGY OF STUDENTS' IMPELLENT ACTIVITY IN INITIAL STAGE OF STUDYING AT UNIVERSITY ACCOUNTING FOR PREDISPOSITION TO SUCCESS ACHIEVEMENT OR FAILURES AVOIDING

Belgorod National Research University

E. V. Gavrishova A. A. Gorelov

The article is devoted to the problem of deficient students' impellent activity. Regulation technology based on system - functional approach of students' impellent activity at initial stage of studying at University accounting for motivation to success achievement or failures avoiding is described in this article.

e-mail:

Gavrishova@bsu.edu.ru

Key words: technology, students' impellent activity, motivation of success achievement, motivation of failures avoiding.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.