Научная статья на тему 'Изучение особенностей мотивации студентов к занятиям физической культурой'

Изучение особенностей мотивации студентов к занятиям физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ / MOTIVES / ПОТРЕБНОСТИ / NEEDS / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / ACHIEVEMENT MOTIVATION / МОТИВАЦИЯ УСПЕХА / SUCCESS MOTIVATION / МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ / FAILURE AVOIDANCE MOTIVATION / МОТИВЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / PHYSICAL TRAINING MOTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гавришова Елена Владимировна, Волошина Людмила Николаевна, Третьяков Андрей Александрович, Грачев Александр Сергеевич

Выявлена мотивация физкультурной деятельности студентов, ориентированных на успех и на избегание неудач. Определены доминирующие мотивы для каждой подгруппы студентов. Установлено, что изучение особенностей типа мотивации студентов к занятиям физической культурой влияет на построение технологии вовлечения их в активную двигательную деятельность, что положительно сказывается на комплексных показателях здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гавришова Елена Владимировна, Волошина Людмила Николаевна, Третьяков Андрей Александрович, Грачев Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PECULIARITIES OF STUDENTS MOTIVATION TO PHYSICAL CULTURE

The motivation for the physical activity of students oriented to success and avoiding failures has been diagnosed. The dominant motives for each subgroup of students are determined. It is established that the study of the peculiarities of the type of motivation of students for physical training influences the construction of technology of involving them in active motor activity, which positively affects complex health indicators.

Текст научной работы на тему «Изучение особенностей мотивации студентов к занятиям физической культурой»

Скитневский Виталий Львович, канд. психол. наук, проф., skvital@yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский Университет),

Чаулина Марина Сергеевна, магистрантка, mchaulina@yandex. ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский Университет)

TRAINING OF THE TEACHER ON PHYSICAL CULTURE FOR IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

I.Y. Burkhanova, V.L. Skitnevsky, M.S. Chaulina

The main components of the teacher's professional competence are realized, which implements activities in inclusive educational organizations. The educational module for the direction "Pedagogical Education" of the profile of the training "Physical Culture and Life Safety" was developed, reflecting the content content of training bachelors in physical education to work in a recreational environment in a multi-ethnic educational organization.

Key words: inclusive education, physical culture, training of the teacher, educational

module.

Burkhanova Irina Yurevna, senior teacher, irina2692007@yandex.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (Mininsky University),

Skitnevsky Vitaly Lvovich, candidate of psychological sciences, professor, skvital@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (Mininsky University),

Chaulina Marina Sergeyevna, undergraduate, mchaulina@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (Mininsky University)

УДК 796.011:378.17

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Е.В. Гавришова, Л.Н. Волошина, А.А. Третьяков, А.С. Грачев

Выявлена мотивация физкультурной деятельности студентов, ориентированных на успех и на избегание неудач. Определены доминирующие мотивы для каждой подгруппы студентов. Установлено, что изучение особенностей типа мотивации студентов к занятиям физической культурой влияет на построение технологии вовлечения их в активную двигательную деятельность, что положительно сказывается на комплексных показателях здоровья.

Ключевые слова: мотивы, потребности, мотивация достижения, мотивация успеха, мотивация избегания неудач, мотивы занятий физической культурой.

Построение образовательного процесса по физической культуре в высшей школе на инновационной основе, с учетом интересов и потребностей обучающихся, преобразует его целевые ориентиры,

содержательные аспекты, структуру, критерии оценки результативности. Все это, по мнению М.Я. Виленского, О.Ю. Масаловой [1], требует, прежде всего, высокой профессионально-личностной ориентации будущего педагога на физическую культуру. Отметим при этом, что трудовая деятельность педагога дошкольного образования насыщена функциями, напрямую связанными с охраной жизни и укрепления здоровья детей, обеспечением личностно-развивающей направленности физической культуры. Это требует готовности и способности выпускника педагогического вуза к полноценной их реализации. Мы полагаем, что достичь такой готовности педагога можно при высокой его мотивации на овладение ценностями физической культуры.

Понятие «мотив» пришло к нам из французского языка, но имеет латинские корни (moveo - двигаю). В классической психологии оно определяется как побудитель деятельности, складывающийся под влиянием жизни человека и определяющий направленность его активности. От мотива зависит успех деятельности, в том числе и здоровьесберегающей. Поэтому так важно изучить мотивы студентов, которые стимулируют или тормозят их деятельность, связанную с сохранением и укреплением собственного здоровья.

А. Маслоу, характеризуя базовые потребности, лежащие в основе мотивации, относит потребность в движениях к группе физиологических, но при этом отмечает: «Мы не знаем, как можно объяснить тот факт, что организм одновременно проявляет склонность к вялости, лени и стремлению поменьше напрягаться, но наряду с этим испытывает потребность в активности, стимуляции и возбуждении» [2].

Отечественные учёные в последние десятилетия провели значительные исследования проблемы мотивации студентов к занятиям физической культурой. Это связано с тем, что в 90-е годы резко возросло количество студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья по сравнению с 60-80-ми годами. Исследования О.Ю. Малозёмова, 2005; А.Н. Усатова, 2010; О.Г. Румбы, 2011; А.А. Горелова, 2013; Е.В. Гавришовой, 2014; А.С. Грачёва, А.А. Третьякова, 2015 доказывают, что проблема продолжает оставаться актуальной и необходимо найти новые формы, методы, технологии, которые бы формировали положительную мотивацию студентов к двигательной активности и другой деятельности, связанной с сохранением и укреплением собственного здоровья.

Один из путей положительной мотивации физкультурно-оздоровительной деятельности - предоставление студентам свободы выбора форм занятий физической культурой в соответствии с их потребностями, способностями, интересами, уровнем физической подготовленности и физического развития, поведением, стилем, образом жизни - такая система реализуется в нашем вузе. Однако включенность студентов в занятия физической культурой зависит не только от

объективных факторов, но и от факторов субъективного характера. К таким факторам относится мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности. Преподаватель должен знать тип мотивации студента, чтобы обеспечить индивидуальный подход в освоении каждым ценностей здоровья, физической культуры.

А.Г. Асмолов [3], В.К. Бальсевич [4], Л.И. Лубышева [5] в структуре физической культуры обучающегося системообразующим считают мотивационную составляющую. Исходя из потребностей личности возникают мотивы, определяющие направленность активности, силу стремления реализовать потребность, актуальную «нужду». Опираясь на эту точку зрения, мы изучили мотивацию 62 студентов первого и второго курсов факультета начального, дошкольного и специального (дефектологического) образования ФГАОУ ВО «БелГУ».

Для определения типа мотивации достижения студентов мы использовали две методики Т. Элерса «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» и методика МУН А. Реана [6]. В результате получены следующие данные: 46,8 % - студенты с мотивацией достижения успеха; 19,3 % - студенты с мотивацией избегания неудач; 33,9 % - студенты с невыраженным мотивационным полюсом, то есть в зависимости от ситуации такие молодые люди могут повести себя как мотивированные на достижение успеха, так и на избегание неудач. Из группы с неярко выраженной мотивацией достижения можно отметить, что 17,8 % имеют тенденцию к достижению успеха, а 6,5 % - к избеганию неудач, при этом 9,6 % опрошенных так и остались в группе с неярко выраженной мотивацией достижения. Мы объединили группы студентов тяготеющих к определенному полюсу с основными группами и получили следующие данные: студенты с мотивацией достижения успеха (МУ) -64,6 % (40 чел.), студенты с мотивацией избегания неудач (БН) - 25,8 % (16 чел.), студенты с неярко выраженным мотивационным полюсом (НМП) - 9,6 % (6 чел.) (рис. 1).

Рис. 1. Результаты исследования мотивации достижения студентов по методике МУНА.А. Реана (кол-во чел., %)

В каждой из указанных подгрупп прослеживается чёткая дифференциация степени стремления к успеху у одних и к избеганию неудач у других. 25 % от общего количества респондентов показали высокий и очень высокий уровень стремления к успеху, то есть они активны, проявляют инициативу, любят ставить перед собой сложные задачи, самостоятельно ищут пути её решения. У 17 % студентов очень высокий и высокий уровень стремления к избеганию неудач, то есть для них важно найти причину отказа от ответственного задания, отыскать внешнее основание неудачи в деятельности, у них не хватает силы воли, настойчивости, целеустремлённости (рис. 2).

40 30 20 10 0

Мотивация к успеху

Мотивация к избеганию неудач

У- очень высокий

высокий 1111 средний # низкий

Рис. 2. Степень стремления к успеху или избеганию неудач

(кол-во респондентов)

Полученные данные сопоставили с мотивами, стимулирующими занятия физкультурной деятельностью (методика А.В. Шаболтас) [6]. Анализ результатов показал, что значимость занятий физкультурной деятельностью у студентов с разными типами мотивации заметно отличается.

В группе студентов ориентированных на успех - 40 чел., доминирующими являются 4 мотива: мотив физического самоутверждения, рационально-волевой, мотив подготовки к профессиональной деятельности, и мотив эмоционального удовольствия (рис. 3).

Для этих студенток занятия физической культурой - удовольствие, они хотят физически развиваться, закалять свой характер, следят за фигурой, не хотят толстеть. Осознают, что физические нагрузки помогут компенсировать дефицит двигательной активности, приобретают фитнес браслеты, следят за количеством шагов в сутках, частотой сердечных сокращений. Им нравится избранная профессия и они понимают, что компонентом её является забота о здоровье воспитанников, что может успешно выполнить только здоровый педагог. Правда, к достижениям в спорте они не стремятся, считают, что для их социального самоутверждения нужна другая сфера. У большинства респондентов данной подгруппы низкие показатели по социально-моральному мотиву, они не ищут работы в команде, ради которой надо тренироваться.

10

15

20

25

Мотив эмоц. удовольствия Мотив соц.-самоутвержд. Мотив физ. самоутв.

Соц.-эмоц. мотив Соц.-моральный мотив Мотив достиж. успеха в ФК Спорт.-познав. мотив Рационально-волевой мотив Мотив подг. к проф. Гражд.-патриот. мотив

Рис. 3. Выбор мотивов физкультурной деятельности в группе студентов, ориентированных на успех (в баллах)

Студенты, ориентированные на избегание неудач (16 чел.), показали значительно более низкие результаты по этим же мотивам (рис. 4). Наиболее значимым для данных респондентов является мотив физического самоутверждения (хочу быть здоровой), далее - мотив эмоционального удовольствия (физкультура поднимает настроение) и подготовки к профессиональной деятельности (если не будешь болеть, лучше сможешь учиться и работать). Эти студентки не хотят улучшать личные достижения в области физической культуры, не стремятся к дополнительным занятиям и тренировкам.

0

2

4

6

8

10

12

14

Мотив эмоц. удовольствия Мотив соц. самоутвержд. Мотив физ. самоутврежд. Соц.-эмоц. мотив Соц.-моральный мотив Мотив достиж. успеха в ФК Спорт.-познав. мотив Рацион.-волевой мотив Мотив подгот. к проф. Гражд.-патриот. мотив

Рис. 4. Выбор мотивов физкультурной деятельности в группе студентов, ориентированных на избегание неудач (в баллах)

Сравнение данных по двум группам респондентов мотивированных на успех и на избегание неудач, где п = 62 свидетельствуют о достоверных различиях по ^критерию Стьюдента р<0,05 в мотивах: эмоционального удовольствия, физического самоутверждения, рационально -волевом и подготовки к профессиональной деятельности.

0

5

Подводя итоги сказанному можно констатировать, что занятия физической культурой для студентов, ориентированных на успех, имеют личностный смысл и уровень мотивационной готовности к таким занятиям у них заметно выше, чем у студентов, избегающих неудач. Эти студенты имеют высокие показатели двигательной активности, понимают роль физических нагрузок для поддержания своего здоровья, считают физкультурную деятельность важной частью подготовки к профессии. Данным студентам помогают успешно решать здоровьесберегающие задачи сильная воля, умение преодолевать препятствия и способность к самоконтролю. Студентам, избегающим неудач явно не хватает волевых усилий, познавательных интересов, стремления изменить свой статус в группе как «слабого», «серенького», «посредственного» обучающегося.

Учитывая эти обстоятельства, следует разработать технологию с разными мотиваторами, которые бы адекватно разным потребностям студентов влияли на их позитивное, заинтересованное отношение к занятиям физической культурой в вузе и повседневной жизни, что в свою очередь положительно скажется на комплексных показателях их здоровья.

Исследование выполнено в рамках реализации научного проекта № 18-313-00124 «Исследование влияния мотивации достижения успеха или избегания неудач на комплексные показатели здоровья студентов белгородских вузов», получившего финансовую поддержку Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд фундаментальных исследований» (РФФИ)

Список литературы

1. Виленский М.Я., Масалова О.Ю. Концепции формирования ценностных отношений студентов к физической культуре // Культура физическая и здоровье. 2011. №3 (33). С. 8-14.

2. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / пер. с англ. СПб.: Питер, 2008. С. 61.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2010. С. 462.

4. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 3. С. 20-24.

5. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 358 с.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008. С. 379-382; 470-475.

Гавришова Елена Владимировна, канд. пед. наук, доц., gavrishova.alena@, gmail.com, Россия, Белгород, Белгородский институт развития образования,

Волошина Людмила Николаевна, д-р пед. наук, проф., voloshina_l@,Ъsu.edu.ги, Россия, Белгород, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

Третьяков Андрей Александрович, канд. пед. наук, доц., delphin87@,inbox.ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД РФ им. И. Д. Путилина,

Грачев Александр Сергеевич, канд. пед. наук, доц., grarook@mail.ru, Россия, Белгород, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова

STUDY OF PECULIARITIES OF STUDENTS MOTIVA TION TO PHYSICAL CULTURE E.V. Gavrishova, L.N. Voloshina, A.A. Tretyakov, A.S. Grachov

The motivation for the physical activity of students oriented to success and avoiding failures has been diagnosed. The dominant motives for each subgroup of students are determined. It is established that the study of the peculiarities of the type of motivation of students for physical training influences the construction of technology of involving them in active motor activity, which positively affects complex health indicators.

Key words: motives, needs, achievement motivation, success motivation, failure avoidance motivation, physical training motives.

Gavrishova Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, gavrishova. alena@gmail. com, Russia, Belgorod, Belgorod Institute of Education Development,

Voloshina Lyudmila Nikolaevna, doctor of pedagogical sciences, professor, voloshina_l@,bsu. edu. ru, Russia, Belgorod, Belgorod State National Research University,

Tretyakov Andrey Aleksandrovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, delphin8 7@inbox. ru, Russia, Belgorod, Belgorod State National Research University,

Grachov Alexander Sergeevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, grarook@mail. ru, Russia, Belgorod, Belgorod State Technological University

УДК 796.011

РОЛЬ ЭТНОСПОРТА В ПОДГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНОГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

А.М. Дауров

Рассмотрен этноспорт как один из компонентов подготовки учителей физической культуры к будущей профессии. Выявлена проблема формирования личности, способной успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды, обладающей высоким уровнем этнокультурной, в том числе этно-педагогической, и предложены способы ее решения.

Ключевые слова: этноспорт, традиционные игры, компетентность, этнопедагогическая компетентность, физическая культура, будущий учитель, образовательная среда.

Последние десятилетия педагоги, социологи и политологи отмечали оживление этнических и межнациональных проблем, рост национального самосознания, обращали внимание общественности на сложные проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.