Научная статья на тему 'О мотивации достижения в сфере двигательной активности'

О мотивации достижения в сфере двигательной активности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
984
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ / STUDENTS’ LOCOMOTOR ACTIVITY / TECHNOLOGY / MOTIVATION OF SUCCESS ACHIEVEMENT / MOTIVATION OF FAILURES AVOIDING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гавришова Елена Владимировна, Горелов Александр Александрович

В статье рассматривается проблема недостаточной двигательной активности студентов, описана технология и приведена модель регулирования двигательной активности студентов, мотивированных на достижение успеха или избегание неудач. Представлена организационная форма и структура учебного занятия по физическому воспитанию студентов с учетом типа мотивации достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гавришова Елена Владимировна, Горелов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On motivation of achievments in locomotor activity

The article is devoted to the problem of deficient student’s locomotor activity. The organizational form and structure of educational occupation with motivation of success achievement or failures avoiding are described in this article.

Текст научной работы на тему «О мотивации достижения в сфере двигательной активности»

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

О МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ В СФЕРЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Е.В. ГАВРИШОВА, А.А. ГОРЕЛОВ, НИУ «БелГУ», НИИ социализации и образования при РАО РФ

Аннотация

В статье рассматривается проблема недостаточной двигательной активности студентов, описана технология и приведена модель регулирования двигательной активности студентов, мотивированных на достижение успеха или избегание неудач. Представлена организационная форма и структура учебного занятия по физическому воспитанию студентов с учетом типа мотивации достижения.

Abstract

The article is devoted to the problem of deficient student's locomotor activity. The organizational form and structure of educational occupation with motivation of success achievement or failures avoiding are described in this article.

Ключевые слова: технология, двигательная активность студентов, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач.

Key words: technology, students' locomotor activity, motivation of success achievement, motivation of failures avoiding.

Мотивация достижения - устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности. Это один из вариантов проявления мотивации деятельности, связанный прежде всего с преимущественной ориентацией личности на достижение успеха или избегание неудачи.

Первым эту особенность мотивации выделил Г. Мюррей в 30-е годы XX в. и определял ее как способность индивидуума преодолевать трудности и достигать высокого уровня в преодолении самого себя, соревноваться с другими и превосходить их, увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей [7].

Фундаментальные исследования в области мотивации достижения проведены в 1971 г. Д. Макклелландом [4]. Он выявил два типа «мотива достижения»: стремление к успеху и стремление избегать неудач. Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата. Мотив избегания неудачи - как склонность отвечать переживанием стыда и унижения на неудачу. Развитие мотивации достижения Д. Макклелланд объяснял особенностями социализации личности [4]. В то же время Д. Аткинсон [6] считал предрасположенность индивидуума к достижению успеха и избеганию неудач взаимоисключающими полю-

сами на шкале «мотива достижения», причем если человек ориентирован на успех, то он не испытывает страха перед неудачей, и, наоборот, если он ориентирован на избегание неудачи, то у него слабо выражено стремление к успеху. Есть и другая точка зрения [3], доказывающая, что отчетливо выраженное стремление к успеху вполне может сочетаться с не менее сильным страхом неудачи, особенно если она связана для субъекта с какими-либо тяжелыми последствиями, а Е.П. Ильин указывает на то, что «...между выраженностью стремления к успеху и избеганию неудачи может быть положительная корреляция. Поэтому, скорее всего, речь идет о преобладании у того или иного субъекта стремления к успеху или избеганию неудачи при наличии того и другого. Причем это преобладание может быть как на высоком, так и на низком уровне выраженности обоих стремлений» [3, с.179].

А.А. Реан, характеризуя мотивацию достижения как предрасположенность к достижению успеха и боязнь неудач, отмечает, что первая, несомненно, носит положительный характер, а человек, на успех мотивированный, всегда видит себя на передовых позициях и в профессии, и в общественной жизни, и во взаимоотношении с другими. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха. Мотивацию боязни неудач он относит к негативной сфере и для мотивированного

т

на это индивидуума, стремящегося избегать порицания и наказания, считает, что «...ожидание неприятных последствий - вот что определяет его деятельность» [5, с. 151].

В настоящее время изучением мотивации достижения достаточно серьезно занимаются профессиональные психологи, курирующие профессии, в которых необходимы личностные качества, обеспечивающие постоянное продвижение специалиста в служебной иерархии (Вооруженные силы, правоохранительные органы и др.), профессии, в которых конечный результат зависит от предрасположенности руководителя добиваться именно успеха, и т.д. По нашему мнению, это могло бы стать очень интересным направлением в сфере физического воспитания, спорта, профессионально-прикладной, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Так, говоря о занятии спортом вообще и спорте высших достижений, нельзя не согласиться с тем фактом, что человек, стремящийся к достижению успехов, будет направлять все свои усилия к занятию лидерских позиций. В физическом воспитании знание предрасположенности каждого занимающегося физическими упражнениями в классе, в студенческой учебной группе, студенческой спортивной секции позволит и определять виды двигательной активности, и формировать игровые, эстафетные команды, и ориентировать детей, школьников, студентов на значимые для них спортивные секции. В то же время подобных исследований как в отечественной, так и в зарубежной литературе мы не обнаружили, что послужило толчком к их проведению.

В качестве субъекта были выбраны студенты вузов, двигательная активность которых вписывается лишь в плановые занятия по физическому воспитанию, а также ограничивается теми немногими спортивными мероприятиями, которые организуются в течение учебного года в масштабе вуза.

Как показывает наш многолетний педагогический и исследовательский опыт, большинство студентов осознают значимость регулярных физических упражнений как для укрепления собственного здоровья, так и для повышения резервных возможностей организма к неблагоприятным факторам природной среды и образовательной деятельности. Однако приходится констатировать, что практика организации и проведения плановых занятий физической культурой зачастую консервативна и ни в коей мере не учитывает предрасположенности занимающихся к достижению успеха или избеганию неудач. Дифференцированный подход к организации занятий физической культурой студентов с разной мотивацией достижения в конечном итоге может не только способствовать восполнению дефицита двигательной активности студентов, но и приобщать к регулярной самостоятельной двигательной активности.

Основываясь на концептуальных основах, сформированных известными психологами в области мотивации достижения успехов и избегания неудач, а также результатах собственных исследований [1, 2], мы сделали попытку использовать данный человеческий феномен в деле восполнения дефицита движений студентов до его необходимого оптимума. Это выразилось в научном обосновании такой технологии, которая, с одной сторо-

ны, позволяла бы регулировать объем и интенсивность двигательной активности студентов в образовательном пространстве вуза, а с другой - учитывала бы их направленность на достижение успеха или избегание неудач в деле конструирования индивидуальных алгоритмов двигательной деятельности в повседневной жизни.

Разработка данной технологии осуществлялась нами с пониманием того, что у студентов, предрасположенных к достижению успеха или избеганию неудач, мотивация к занятиям физическими упражнениями существенно различается. Отличается у них и мотивация к овладению своей будущей профессией. И у тех, и у других разнятся потребности в активности; и те, и другие по-разному ставят цели и определяют их иерархию, по-разному определяют задачи, решение которых приведет к достижению конечного результата. При этом студенты вышеописанных полярных групп демонстрируют разные целевые установки на укрепление здоровья, совершенствование своих физических возможностей, повышение двигательных кондиций, по-разному проявляют эмоции, связанные с двигательной активностью. Их личностные качества в одном случае помогают в достижении цели, а в другом - блокируют имеющиеся пути. Так, нами было выявлено [1], что «поддержка извне» способствует активности студентов (и мотивированных на успех, и избегающих неудач) в том случае, если она идет от референтных для студента людей.

Проведенный нами анализ мотивов, стимулирующих двигательную активность студентов, мотивированных на успех и избегающих неудач, показал, что в рейтинге личностной значимости физические упражнения имеют различную ценность в зависимости от принадлежности к группе.

У студентов, ориентированных на успех, доминирующими являются: рационально-волевой мотив подготовки к профессиональной деятельности, мотив физического самоутверждения и мотив эмоционального удовольствия. Они проявляют желание заниматься физическими упражнениями для компенсации дефицита двигательной активности при умственной (сидячей) работе. Они понимают значимость регулярной двигательной активности для качественного овладения избранной профессией. При этом они стремятся к совершенствованию своих физических кондиций, понимают значение физических упражнений в становлении характера, а также получают эмоциональное удовольствие от движений, физических нагрузок. В то же время они не стремятся проявить себя в каком-либо виде спорта, т.к. считают, что для их социального самоутверждения нужна другая сфера.

В группе студентов, находящихся в середине мотива-ционных полюсов, доминирующими оказались следующие мотивы: подготовка к будущей профессиональной деятельности, физическое самоутверждение и эмоциональное удовольствие. У этих студентов наблюдаются заниженные показатели по рационально-волевому мотиву. Они хорошо понимают значимость двигательной активности, однако когда для этого необходимо прикладывать определенные волевые усилия, они, при отсутствии внешнего побуждения, проявляют пассивность. Наиболее низкие показатели в этой группе наблюдаются

по спортивно-познавательному мотиву. Для них не являются значимыми вопросы технической и тактической подготовки, им неинтересна познавательная информация, связанная с физической культурой и спортом.

В группе студентов, предрасположенных к избеганию неудач, исследуемые показатели оказались еще ниже. Первым по значимости для них явился мотив физического совершенствования, далее - эмоционального удовольствия и последним - мотив подготовки к будущей профессиональной деятельности. У этих студентов абсолютно отсутствует стремление к достижению успеха в учебе, они не пытаются улучшать свои результаты в выполнении нормативов по физическому воспитанию, а довольствуются лишь зачетным уровнем. Их не привлекают занятия в спортивных секциях, и они не видят в этом особой целесообразности.

Эти данные послужили основанием для разработки технологии регулирования двигательной активности сту-

дентов, мотивированных на успех и избегающих неудач, модель которой представлена на рис. 1. В данной модели реализована идея о том, что средства педагогического воздействия не могут изменить организацию нейроди-намических процессов человека, так как они относятся к консервативным механизмам, которые сложно изменить. Попытки же их изменения могут привести к самым разным, в том числе и неблагоприятным последствиям. Принципиально поменять тип мотивации также невозможно, однако обеспечить положительную корреляцию между выраженностью стремления к успеху и избеганию неудач, по-нашему мнению, возможно. Этому способствует максимально возможная реализация принципа свободы выбора студентами формы и вида двигательной активности во внеучебное время, что в конечном итоге обеспечит гуманное, личностно ориентированное взаимодействие со студентами, их собственное самовыражение.

ЦЕЛЬ - повысить двигательную активность студентов с учетом личностных особенностей и мотивации достижения

I

СОДЕРЖАНИЕ средства, формы, методы

Контроль, анализ

I

РЕФЛЕКСИЯ

Рис. 1. Модель технологии «Регулирование двигательной активности студентов в зависимости от мотивации

к достижению успеха или избегания неудач»

Массовая физическая культура и оздоровление населения

Исследование эффективности этой модели осуществлялось в педагогическом эксперименте, в котором вышеописанная идея реализовывалась через особую организационную форму и структуру учебного занятия по

физическому воспитанию (рис. 2). На рис. 2 «МУ» - студенты, мотивированные на достижение успеха, «БН» -студенты с мотивацией избегания неудач.

Подготовительная часть

• Сообщение целей и задач урока

• Оптимальная разминка, обеспечивающая врабатывание организма и его систем

МУ

Заранее готовят и проводят разминки

• Самоконтроль

БН

Выполняют размирочные упражнения (важно поощрять таких студентов даже за малые успехи)

Основная часть

• Изучение нового двигательного действия (вся группа)

• Совершенствование ранее изученного двигательного действия

Индивидуально (вариативный компонент, по желанию)

Работа в мини-подгруппах

МУ

Выступают в роли консультантов-инструкторов, помощников для студентов БН

БН

Равноправные участники и обучающиеся в мини-подгруппах

Самоконтроль

Заключительная часть

Проведение информационный пятиминуток

МУ

Проводят викторины, беседы, обсуждения

актуальных проблем ФК (новые виды спорта; направления фитнеса; проблемы нравственного характера и т.п.)

• Проведение упражнений, направленных на восстановления и отдых

• Подведение итогов занятия и планирование целей следующего

• Поощрение отличившихся с использованием метода визуализации

• Самоконтроль

БН

Равноправные участники обсуждений, викторин

*

Рис. 2. Организационная форма и структура учебного занятия по физическому воспитанию студентов

с учетом типа мотивации достижения

Анализ результатов, полученных по завершении педагогического эксперимента, показал, что использование дифференцированного подхода к студентам, мотивированным на достижение успеха или избегание неудач, способствует целесообразному регулированию их двигательной активности. Сопоставление исходных и конечных данных, характеризующих объем двигательной активности, свидетельствует о положительных достоверных сдвигах. Система педагогических воздействий, индивидуализация в определении содержания самостоя-

тельных физических тренировок обеспечивают улучшение физических кондиций, а формирование мотивации к регулярной двигательной активности способствует достижению оптимального уровня функциональной тренированности, физической и умственной работоспособности, значительному улучшению соматического здоровья.

Разработанная нами технология успешно вписывается в образовательное пространство вуза и позволяет с помощью определенных мотиваторов регулировать

двигательную активность студентов, предрасположенных к успеху и избегающих неудач. Студенты с мотивацией избегания неудач нуждаются в постоянном стимулировании и помощи, важным для них является пример со стороны сверстников. Это, в свою очередь, обусловливает выбор такой формы двигательной активности, как дополнительные групповые занятия под руководством тренера. Студентам, мотивированным на успех, кроме занятий в спортивных секциях неменьший эффект дают и самостоятельные физические тренировки.

Очень важным для систематизации двигательной активности в образовательном пространстве вуза является возможность использования положительного потенциала студентов, ориентированных на успех, который

целесообразно использовать для работы со студентами, избегающими неудач. При этом наиболее эффективными являются неимперативные прямые формы внешней организации учебного процесса и опора на нравственные качества. Студентам с мотивацией избегания неудач из-за слабого рационально-волевого мотива, низкого уровня познавательных интересов необходима специальная работа по развитию умения преодолевать трудности, пониманию личностного смысла занятий физическими упражнениями с целью повышения двигательной активности. В работе с такими студентами необходимо неимперативные прямые формы взаимодействия сочетать с императивными, обеспечивать стимулирование двигательной активности.

Литература

1. Горелов А.А. К проблеме исследования мотивации достижения студенческой молодежи / А.А.Горелов, Е.В. Попова // Научно-методический журнал Культура физическая и здоровье. - 2010. - № 4 (1-29). - С. 29-32.

2. Горелов А.А. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодежи: монография/А.А. Горелов, В.Л. Кондаков, А.Н. Усатов. - Белгород: ИПЦ Политерра, 2011. - 101 с.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2008. - С. 179.

4. Макклелланд Д. Мотивация человека / Д. Макклел-ланд. - СПб.: Питер, 2007. - 672 с.

5. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.

6. Atkinson J.W. Motivation and achievement/J.W. Atkinson. - Wash., 1974. - Р. 193-218.

7. Murrey H.A. Exploration in Personality. - N.Y.: Oxford University Press, 2011. - Р. 816.

References

1. Gorelov A.A. et al. Towards problem of achievements motivation in students // Nauchno-metodicheskij zhurnal Kultura fizicheskaya i zdorovie. - 2010. - № 4. - P. 29-32.

2. Gorelov A.A. et al. Intellectual activity, physical working capacity, physical activity and health in students: monography. - Belgorod: Politerra, 2011. - 101 p.

3. Ilyin E.P. Motivation and motives. - SPb.: Piter, 2008. - P. 179.

4. McKlelland D. Human motivation. - SPb.: Piter, 2007. - 672 p.

5. Rean A.A. et al. Psychology and pedagogics. - SPb.: Piter, 2008. - 432 p.

6. Atkinson J.W. Motivation and achievement/J.W. Atkinson. - Wash., 1974. - P. 193-218.

7. Murrey H.A. Exploration in Personality. - N.Y.: Oxford University Press, 2011. - P. 816.

Статья подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по теме «Системные механизмы регулирования двигательной активности студенческой молодежи» (соглашение № 14.А18.21.0281).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.