Научная статья на тему 'Влияние интенсивности занятий физкультурой на динамику физической работоспособности студентов'

Влияние интенсивности занятий физкультурой на динамику физической работоспособности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1246
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАНЯТИЯ / НАГРУЗКИ / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кочетков Иван Иванович

В период обучения студент готовится к будущей профессии, интенсивно овладевает компетенциями, поэтому важно развить у него способности справляться с перегрузками интеллектуального и физического характера. Работоспособность, как важная часть общей профессиональной компетенции, определяется физическим строением и психологическими возможностями человека, как биологической системы. Актуальность проблемы заключается в определении оптимального количества еженедельных регулярных занятий физической культурой, который позволит студентам достичь высокого уровня работоспособности. Физическая культура и спорт обеспечивают достижение высокого уровня умственной и физической работоспособности, при методически правильной организации учебного процесса. Объектом наших исследований явились процессы организации физической подготовленности студентов МарГУ на занятиях по физической культуре. Предмет исследования совершенствование процесса применения средств физической культуры для достижения и поддержания высокой физической и умственной работоспособности студентов. Целью исследования явилось изучение влияние интенсивности тренировочных занятий на показатели развития работоспособности студентов МарГУ, что необходимо для разработки рекомендаций по повышению уровня физического развития студентов. Материалом для исследований послужили показатели физической работоспособности студентов, полученные в результате проведения тестов в начале и по окончании учебного года. Методика исследований заключалась в следующем: были сформированы 4 экспериментальные и 1 контрольная группы студентов МарГУ. В группах проводились занятия по физической культуре с различной интенсивностью на протяжении учебной недели. Проведенные эксперименты по варьированию интенсивности занятий физической культурой среди студентов II курса Марийского государственного университета показали, что студенты в течение учебного года существенно повысили уровень физической работоспособности, которая определяется интенсивностью недельной физической нагрузки на занятиях по физкультуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кочетков Иван Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effect of exercise intensity on the dynamics of physical capacity of students

During the period of study, student is preparing for the future profession, intensively mastering competences therefore, it is important to develop his ability to cope with intellectual and physical overloads. Working capacity, as an important part of the overall professional competence, is determined by the physical structure and psychological capabilities of a man, as a biological system. The urgency of the problem is to determine the number of weekly regular classes of physical training, which will allow students to reach a high level of efficiency. Physical culture and sports provide a high level of mental and physical performance, with methodically correct organization of the educational process. The object of our research is the process of organization of physical fitness of MarSU students at physical culture lessons. The subject of the study-is the improvement of the process of use of means of physical culture to achieve and maintain the high level of physical and mental health of students. The aim of the research was to study the effect of the intensity of training sessions on the performance indicators of MarSU students, which is necessary to develop recommendations of improving the level of students' physical development. The material for the research was the indicators of physical performance of students obtained as a result of tests conducted at the beginning and at the end of the academic year. Research methodology was as follows: 4 experimental and 1 control group of MarSU students were formed. In groups, classes on physical culture with different intensity were held throughout the academicweek. The conducted experiments on the variation of the intensity of physical activity among the 2nd year students of the Mari State University showed that during the academic year the students significantly increased the level of physical efficiency, which is determined by the intensity of weekly physical activity onphysical education classes.

Текст научной работы на тему «Влияние интенсивности занятий физкультурой на динамику физической работоспособности студентов»

УДК 796.40:378.147

DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-3-51-56

ВЛИЯНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ НА ДИНАМИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

И. И. Кочетков

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

В период обучения студент готовится к будущей профессии, интенсивно овладевает компетенциями, поэтому важно развить у него способности справляться с перегрузками интеллектуального и физического характера. Работоспособность, как важная часть общей профессиональной компетенции, определяется физическим строением и психологическими возможностями человека, как биологической системы. Актуальность проблемы заключается в определении оптимального количества еженедельных регулярных занятий физической культурой, который позволит студентам достичь высокого уровня работоспособности. Физическая культура и спорт обеспечивают достижение высокого уровня умственной и физической работоспособности, при методически правильной организации учебного процесса. Объектом наших исследований явились процессы организации физической подготовленности студентов МарГУ на занятиях по физической культуре. Предмет исследования - совершенствование процесса применения средств физической культуры для достижения и поддержания высокой физической и умственной работоспособности студентов. Целью исследования явилось изучение влияние интенсивности тренировочных занятий на показатели развития работоспособности студентов МарГУ, что необходимо для разработки рекомендаций по повышению уровня физического развития студентов. Материалом для исследований послужили показатели физической работоспособности студентов, полученные в результате проведения тестов в начале и по окончании учебного года. Методика исследований заключалась в следующем: были сформированы 4 экспериментальные и 1 контрольная группы студентов МарГУ В группах проводились занятия по физической культуре с различной интенсивностью на протяжении учебной недели. Проведенные эксперименты по варьированию интенсивности занятий физической культурой среди студентов II курса Марийского государственного университета показали, что студенты в течение учебного года существенно повысили уровень физической работоспособности, которая определяется интенсивностью недельной физической нагрузки на занятиях по физкультуре.

Ключевые слова: физическая работоспособность, физическая культура, учебная деятельность, занятия, нагрузки, эксперимент.

EFFECT OF EXERCISE INTENSITY ON THE DYNAMICS OF PHYSICAL CAPACITY OF STUDENTS

1.1. Kochetkov

Mari State University, Ioshkar-Ola

During the period of study, student is preparing for the future profession, intensively mastering competences therefore, it is important to develop his ability to cope with intellectual and physical overloads. Working capacity, as an important part of the overall professional competence, is determined by the physical structure and psychological capabilities of a man, as a biological system. The urgency of the problem is to determine the number of weekly regular classes of physical training, which will allow students to reach a high level of efficiency. Physical culture and sports provide a high level of mental and physical performance, with methodically correct organization of the educational process. The object of our research is the process of organization of physical fitness of MarSU students at physical culture lessons. The subject of the study-is the improvement of the process of use of means of physical culture to achieve and maintain the high level of physical and mental health of students. The aim of the research was to study the effect of the intensity of training sessions on the performance indicators of MarSU students, which is necessary to develop recommendations of improving the level of students' physical development. The material for the research was the indicators of physical performance of students obtained as a result of tests conducted at the beginning and at the end of the academic year. Research methodology was as follows: 4 experimental and 1 control group of MarSU students were formed. In groups, classes on physical culture with different intensity were held throughout the academicweek. The conducted experiments on the variation of the intensity of physical activity among the 2nd year students of the

© Кочетков И. И., 2018

Mari State University showed that during the academic year the students significantly increased the level of physical efficiency, which is determined by the intensity of weekly physical activity onphysical education classes.

Keywords: physical fitness, physical training, educational activities, classes, load experiment.

Введение

Физические и интеллектуальные нагрузки, испытываемые студентами во время учебы, являются необходимым элементом подготовки к будущей профессиональной деятельности [7]. Способность длительно выдерживать умственное и физическое напряжение, тренируется у студентов на занятиях по физической культуре [6]. Такой важный показатель, как физическая тренированность, является для современного человека важным условием высокой конкурентоспособности, средством поддержания здоровья. Исследователи отмечают невысокий уровень работоспособности современных студентов, обусловленный недостаточной физической нагрузкой [10]. Известно, что общая работоспособность определяется физическим строением человека и его психологическими возможностями, как биологической системы. С другой стороны, современный человек проявляет работоспособность, то есть способность выполнять определенный объем работы в заданный промежуток времени, применяя профессиональные компетенции, находясь в определенной социальной среде [11]. Актуальность проблемы заключается в определении оптимального количества еженедельных регулярных занятий физической культурой, которое позволит студентам достичь высокого уровня работоспособности1.

Исследованиями установлено, что только физические упражнения, осуществляемые по современным методикам, способны подготовить органы и системы человека к длительному выполнению продуктивной работы [12].

Регулярные занятия физической культурой и спортом обеспечивают достижение высокого уровня умственной и физической работоспособности при методически правильной организации учебного процесса. Объектом наших исследований явились процессы организации физической подготовленности студентов МарГУ на занятиях

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года.

по физической культуре. Предмет исследования -совершенствование процесса применения средств физической культуры для достижения и поддержания высокой физической и умственной работоспособности студентов. Целью исследования явилось изучение влияния интенсивности тренировочных занятий на показатели физического развития студентов МарГУ, для разработки рекомендаций по повышению работоспособности студентов. В процессе достижения этой научной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить факторы, обеспечивающие повышение умственной и физической работоспособности студентов.

2. Изучить применение различных вариантов интенсивности занятий по физической культуре для оценки их эффективности.

3. Провести сравнительную оценку влияния интенсивности занятий по физической культуре на изменения работоспособности студентов в течение учебного года.

Материалом для исследований послужили показатели физической работоспособности студентов, полученные в результате проведения тестов в начале и по окончании учебного года. Методика исследований заключалась в следующем: были сформированы 4 экспериментальные и 1 контрольная группы, куда входили юноши и девушки 2 курса факультета иностранных языков Педагогического института Марийского государственного университета. В группах проводились занятия по физической культуре с различной интенсивностью на протяжении учебной недели. Первая группа занималась физкультурой по стандартной программе, предусмотренной ФГОС, два раза в неделю, согласно расписанию. Вторая группа проводила три занятия, третья — четыре, в четвертой группе проводились дополнительные тренировки по субботам. В качестве контрольной группы выбрали первую, со стандартными физическими нагрузками на занятиях. Студенты участвовали в эксперименте на добровольной основе.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые на материале Марийского

государственного университета показано влияние объема тренировочных занятий физкультурой на показатели физической подготовленности студентов.

Теоретическое значение работы заключается в проверке гипотезы о степени зависимости физической работоспособности студентов от интенсивности тренировок в течение учебного года. Методическое значение работы заключается в обосновании рекомендаций по уровню физических нагрузок для повышения работоспособности студентов.

Общепризнанным считается, что занятия физической культурой и спортом обеспечивают свыше 30 процентов общей, умственной и физической работоспособности, увеличивают общую профессиональную подготовленность, являются мощным средством профилактики заболеваний [11; 12]. Желательный уровень физической нагрузки, определяемый по ЧСС, составляет 140-160 уд./мин. Этому соответствуют такие спортивные занятия, как быстрая ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах [12]. Занятия физической культурой со средней интенсивностью оказывают сильное влияние на повышение умственной и физической работоспособности у студентов [3]. Положительный эмоциональный фон при выполнении физических упражнений достигается при регулярных занятиях (мышцы «радуются» работе). Под здоровым образом жизни современного человека понимают обязательные регулярные занятия физической культурой, в той или иной форме. Труд студентов имеет свои особенности, он связан со значительным физическим и психическим напряжением, в особенности в сессионные периоды. Расписание занятий по физической культуре составлено таким образом, что общая недельная нагрузка составляет всего 4 академических часа. Этого времени явно недостаточно для поддержания физической формы на приемлемом уровне, так как основную часть учебного времени студенты проводят в скованной позе, в основном сидя за столом. В этих условиях занятия по физкультуре являются важным элементом психологической и физической разгрузки.

Результаты исследований и их обсуждение

Физическая нагрузка на занятиях по физкультуре зависит от видов упражнений, продолжительности и частоты проведения занятий [11]. Когда студент занимается физической культурой дважды в неделю по два академических часа,

то тренировочный эффект проявляется незначительно [10], что подтвердили результаты физических тестов. Показатели работоспособности увеличиваются на 4-6 %, если проводить 3 занятия физкультурой в неделю. Увеличение тренировочной нагрузки на студентов при 4-кратных занятиях при той же самой нагрузке, приходящейся на одно занятие, позволило увеличить работоспособность студентов к концу учебного года на достоверные 12-18 %, по результатам контрольного теста (PWC170), индексу гарвардского теста. Отмечается, что показатели работоспособности тех студентов, которые проводили дополнительные тренировки по субботам, лишь незначительно превзошли показатели работоспособности студентов, занимающихся физкультурой 4 раза в неделю. Отмечается оздоровительный эффект занятий физической культурой во всех группах студентов, у них выросло значение МПК (максимальное потребление кислорода) на 4 % в первой группе и на 18 % в четвертой. Занятия интенсивностью 4 раза в неделю с дополнительной нагрузкой в субботу повышают общую физическую подготовленность, что подтвердилось функциональными тестами. Для определения состояния здоровья, физической работоспособности применяли разнообразные тестовые методики [4; 6]:

Выносливость и силу студентов, как физическую работоспособность, определяли в начале учебного года и в его конце для определения годичной динамики работоспособности, применяя оптимальные пробы, позволяющие оценить динамику работоспособности студентов, получавших различные физкультурные нагрузки.

Интенсивность тренировочных нагрузок на занятиях контролировали по ЧСС, которая для студентов 17-20 лет являлась оптимальной в диапазоне от 150 до 177 уд/мин [2]. Соответственно, для зоны больших нагрузок это от 177 до 220 уд/мин. Например, М. Я. Виленский предлагал оптимальной физической нагрузкой считать совершение 14-16 тыс. шагов в день, или ежедневные занятия физкультурой по 1,5-2 часа [5].

Оценку состояния сердца и сосудов проводили по косвенным показателям:

- проводили одномоментную функциональную пробу с 20-ю приседаниями (измеряется пульс и давление в покое, затем после 20 приседаний за 30 секунд), измеряется время восстановления пульса и давления;

- проводили пробу Штанге и пробу Генчи, по которым измеряется продолжительность задержки дыхания (задержка дыхания на вдохе и, соответственно, выдохе);

- определение МПК (максимальное потребление кислорода) по результатам теста PWC170 (применялась формула В. Л. Карпмана МПК = = 1/^С170 + 1240) [2; 12];

Физическую нагрузку студентам дозировали, исходя из следующих моментов:

• учитывалось количество повторений упражнения, так как от них зависит величина нагрузки;

• выполнение упражнений регулировалось их амплитудой, которая определяет интенсивность нагрузки;

• учитывалось число мышечных групп, участвующих в выполнении упражнений, и их величина;

• регулировался темп выполнения упражнений;

• упражнение подбирались по степени сложности, так как сложные упражнения утомляют быстрее;

• контролировалась сила и быстрота выполнения упражнений;

• общая нагрузка на занятиях регулировалась паузами между циклами упражнений.

Заключение

Факторы, определяющие интенсивность нагрузки на занятиях по физической культуре, позволили создать тренировочную программу занятий средней степени интенсивности, не приводящую к переутомлению [12]. Студенты экспериментальных групп 2, 3, 4 достоверно превзошли по показателям работоспособности учащихся 1 контрольной группы, которые занимались физкультурой по 2 часа 2 раза в неделю. Таким образом, в контрольной группе проявился незначительный тренировочный эффект. Дополнительные 3-е или 4-е занятия в неделю проводились у студентов по согласованию с ними, как правило, после завершения теоретических занятий. Эксперименты установили положительную динамику работоспособности студентов, в зависимости от интенсивности недельной физической нагрузки [7].

Проведенные эксперименты по варьированию интенсивности занятий физической культурой среди студентов II курса Марийского государственного университета показали, что студенты, в течение учебного года, существенно повысили уровень физической работоспособно-

сти, которая определяется степенью интенсивности физической нагрузки на протяжении недели. Исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. На физическую и умственную работоспособность студентов положительно влияют регулярные занятия физической культурой.

2. Занятия физической культурой по стандартной программе дважды в неделю незначительно увеличивают общую работоспособность студентов. Существенно повышают выносливость и работоспособность студентов тренировки по 3-4 раза в неделю.

3. Сравнительный анализ физических данных студентов к концу учебного года показал стабильное повышение показателей работоспособности у студентов, занимающихся физической культурой 3 или 4 раза в неделю (на 18 % увеличилась максимальное потребление кислорода).

Практическая значимость исследований заключается в установлении необходимости в дополнительных физических нагрузках и рекомендациях целесообразности проведения минимум 3-х занятий по физической культуре в неделю у студентов университета. Для того чтобы ответить однозначно на вопрос, сколько часов занятий физкультурой требуется для поддержания высокой физической работоспособности студентов при прохождении ими обучения в вузе и каков должен быть уровень физической нагрузки при этом, требуются дальнейшие исследования.

Литература

1. Акопова М. А., Попова Н. В. Организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья студентов гуманитарного профиля // Теория и практика физической культуры. 2015. № 2. С. 8-10.

2. Абрамова Т. Ф., Никитина Т. М., Якутович Н. М. Возрастная динамика физической работоспособности и функциональных возможностей спортсменов - женщин, специализирующихся в академической гребле, на этапах централизованной подготовки // Теория и практика физической культуры. 2016. № 2. С. 3-6.

3. Бочарова В. И., Скруг Д. А., Жован Г. Ф., Копейкин Г. А. Повышение физической работоспособности, физического развития, физической подготовленности и функционального состояния занимающихся средствами пилатеса и степ-аэробики // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведения: материалы XII Международной научной конференции «Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях». Белгород, 19-20 апреля 2016 г. 2016. С. 29-33.

4. Бугаевский К. А., Бугаевская Н. А. Использование экспресс метода по Г. Л. Апанасенко для изучения состояния

здоровья студентов медиков // Проблемы физической культуры, спорта и туризма в свете современных исследований и социальных процессов: сб. трудов Международной науч-но-практич. конф. 2017. С. 215-219. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=29743250 (дата обращения 25.10.2017).

5. Виленский М. Я. Образовательные ценности физической культуры в высшей школе: содержание, свойства, функции // Культура физическая и здоровье. 2017. Т. 61. № 1. С. 62-67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28939354 (дата обращения 25.10.2017).

6. Гончарук С. В., Никулин И. Н., Стрельцов В. А., Гончарук Я. А. Совершенствование образовательного процесса по физической культуре в вузе // Теория и практика физической культуры. 2017. № 6. С. 18-20.

7. Горелов А. А., Кондаков В. Л., Усатов А. Н. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодежи: монография. Белгород: Политерра, 2011. 101 с.: ил. С. 76-78.

8. Казантинова Г. М., Федоряченко С. Н., Коробова О. В., Куманцева А. А. Физическая работоспособность студентов, освобожденных от учебных занятий физическими упражнениями // Теория и практика физической культуры. 2017. № 5. С. 26-28.

9. Кондаков В. Л., Копейкина Е. Н., Балышева Н. В., Усатов А. Н., Скруг Д. А. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве современного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: http://www.science-education.ru/121-18861 (дата обращения: 13.06.2018).

10. Мусина С. В., Чемов В. В., Фатьянов И. А. Физическое состояние юношей-студентов с избыточной массой тела в аспекте педагогического анализа. // Теория и практика физической культуры. № 2. 2017. С. 62-64.

11. Садовников Е. С., Попандопуло О. А. Опыт формирования здорового образа жизни молодежи в процессе организационно-обучающей игры в контексте развивающей, мыследеятельностной педагогики // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. № 5. С. 13-15.

12. Шутова Т. Н. Уровень работоспособности сердечной мышцы студентов-экономистов на занятиях по физической культуре // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 1. С. 31.

References

1. Akopova M. A., Popova N. V. Organizatsionno-pedago-gicheskie uslovija formirovanija kul'tury zdorov'ja studentov gumanitarnogo profilja [Organizational and pedagogical conditions of health culture of Humanities students]. Teoriya iprakti-ka fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture, 2015, no. 2, pp. 8-10. (In Russ).

2. Abramova T. F., Nikitina T. M., Jakutovich N. M. Voz-rastnaja dinamika fizicheskoj rabotosposobnosti i funkcional'nykh vozmozhnostej sportsmenov - zhenshchin, spetsializirujushchihsya v akademicheskoj greble, na etapakh tsentralizovannoj podgotovki [Age dynamics of physical performance and functional capabilities of female athletes specializing in rowing, at the stage of centralized training]. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture, 2016, no. 2, pp. 3-6. (In Russ).

3. Bocharova V. I., Skrug D. A., Zhovan G. F., Kopejkin G. A. Povyshenie fizicheskoj rabotosposobnosti, fizicheskogo razviti-ya, fizicheskoj podgotovlennosti i funktsional'nogo sostojanija zanimayushchihsja sredstvami pilatesa i step-aerobiki [Increase of physical performance, physical development, physical fitness and functional status of those engaged in traning by means of step aerobics and Pilates]. Fizicheskoe vospitanie i sport v vys-shikh uchebnykh zavedeniyakh: materialy XII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii 19-20 aprelja 2016 g. = Physical education and spors in higher educational institution: the materials of the XII International scientific conference. Belgorod, 2016, pp. 29-33. (In Russ).

4. Bugaevskij K. A., Bugaevskaja N. A. Ispol'zovanie ek-spress metoda po G. L. Apanasenko dlya izucheniya sostoyaniya zdorov'ja studentov medikov. [The use of the express method of G. L. Apanasenko for studying the health status of medical students]. Problemy fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma v svete sovremennykh issledovanij i social'nykh protsessov: sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii = Problems of physical culture, sports and tourism in the light of modern research and social processes: materials of the International Scientific and Practical Conference, 2017, pp. 215-219. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29743250 (accessed 25.10.2017). (In Russ).

5. Vilenskiy M. Ja. Obrazovatel'nye tsennosti fizicheskoj kul'tury v vysshej shkole: soderzhanie, svojstva, funktsii [Educational values of physical culture in higher education: the content, properties, functions]. Kul'tura fizicheskaja i zdorov'ye = Physical culture and health, 2017, vol. 61, no. 1, pp. 62-67. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28939354 (accessed 25.10.2017). (In Russ).

6. Goncharuk S. V., Nikulin I. N., Strel'tsov V. A., Goncha-ruk Ya. A. Sovershenstvovanie obrazovatel'nogo protsessa po fizicheskoj kul'ture v vuze [Improvement of the educational process of physical culture in the University]. Teorija ipraktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture, 2017, no. 6, pp. 18-20. (In Russ).

7. Gorelov A. A., Kondakov V. L., Usatov A. N. Intel-lektual'naja deyatel'nost', fizicheskaja rabotosposobnost', dvigatel'naja aktivnost' i zdorov'e studencheskoj molodezhi: monografija [Intellectual activity, physical fitness, physical activity and health of students: monograph]. Belgorod: Politerra, 2011, pp. 76-78. (In Russ).

8. Kazantinova G. M., Fedoryachenko S. N., Korobova O. V., Kumantseva A. A. Fizicheskaya rabotosposobnost' studentov, osvobozhdennykh ot uchebnykh zanyatij fizicheskimi upra-zhneniyami [Physical efficiency of students extempt from physical education lessons]. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture, 2017, no. 5, pp. 26-28. (In Russ).

9. Kondakov V. L., Kopejkina E. N., Balysheva N. V., Usa-tov A. N., Skrug D. A. Otnosheniye studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom v obrazovatel'nom prostranstve sov-remennogo vuza [The attitude of students to physical culture and sports in the educational space of a modern university]. Sovremen-nye problemy nauki i obrazovanija = Modern problems of science and education, 2015, no. 1, pp. 23-27. Available at: http://www.science-education.ru/121-18861 (accessed 22.10.2017). (In Russ).

10. Musina S. V., Chemov V. V., Fatjanov I. A. Fizicheskoe sostoyanie yunoshej-studentov s izbytochnoj massoj tela v aspekte

pedagogicheskogo analiza [Physical condition of young men-students with overweight in the aspect of pedagogical analysis]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture, no. 2, 2017, pp. 62-64. (In Russ).

11. Sadovnikov E. S., Popandopulo O. A. Opyt formiro-vaniya zdorovogo obraza zhizni molodezhi v processe organi-zatsionno-obuchayushchej igry v kontekste razvivayushchej, mysledeyatel'nostnoj pedagogiki [The experience of the formation of healthy lifestyle of youth in the process of organizational-training games in the context of developing thought-activity pedagogy]. Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka =

Physical culture: upbringing, education, training, 2015, no. 5, pp. 13-15. (In Russ).

12. Shutova T. N. Uroven' rabotosposobnosti serdechnoj myshtsy studentov-ekonomistov na zanyatiyakh po fizicheskoj kul'ture [The level of efficiency of the cardiac muscle of students-economists at physical culture lessons]. Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka = Physical culture: upbringing, education, training, 2017, no. 1, p. 31. (In Russ).

Статья поступила в редакцию 18.02.2018 г.

Submitted 18.02.2018.

Для цитирования: Кочетков И. И. Влияние интенсивности занятий физкультурой на динамику физической работоспособности студентов // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 2. С. 51-56. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-3-51-56

Citation for an article: Kochetkov I. I. Effect of exercise intensity on the dynamics of physical capacity of students. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 2, pp. 51-56. DOI: 10.30914/20726783-2018-12-3-51-56

Кочетков Иван Иванович, старший преподаватель, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,

cochetkov. iw@yandex. т

Ivan I. Kochetkov, senior lecturer, Mari State University, Ioshkar-Ola,

cochetkov. iw@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.