УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ О МЕДИЦИНСКИХ ИНЦИДЕНТАХ В ПОРЯДКЕ МЕДИАЦИИ В КОНТЕКСТЕ НОРМ АППК РК
Б.К. Нургазинов
Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан, Нур-Султан, Казахстан
Описывается текущая ситуация по возможностям разрешения споров о медицинских происшествиях путем медиации в контексте норм Административно-процессуального и процессуального кодекса Республики Казахстан. По мнению автора, медиация в Казахстане направлена на выведение страны на новый уровень в разрешении споров и будет способствовать противодействию правовому нигилизму и развитию правового сознания казахстанцев, поэтому в административном судопроизводстве ее необходимо использовать, в том числе непосредственно в судах в качестве досудебного порядка разрешения споров. Кроме того, необходимо установить перечень определенных категорий дел, в которых подобный порядок разрешения споров будет обязательным. Преимущество судебной медицины с участием судей-посредников будет более эффективным, поскольку она бесплатна, следовательно, охват будет больше граждан. Как известно, сегодня медиаторы предлагают свои услуги на платной основе, что не противоречит законодательству, но не делает медиацию популярной среди населения. Таким образом, необходимо отметить преимущества досудебного и внесудебного метода разрешения споров (медиации) при рассмотрении конфликтов в системе здравоохранения как действенного инструмента разрешения споров и в случаях, когда необходимо возместить ущерб. за вред, причиненный гражданам, в связи с чем предлагается: в соответствии с подпунктом 11) статьи 7 Кодекса Республики Казахстан «О здравоохранении и системе здравоохранения» от 7 июля 2020 года № 360-VI. ЗРК Минздраву РК необходимо ускорить утверждение правил определения случаев (событий) медицинских происшествий, их учета и анализа; - с учетом того, что административно-правовые споры в процессуальном смысле являются административными делами (публично-правовые споры), имеют свои особенности, предлагается на законодательном уровне определить случаи, в которых процедура медиации не может применяться, а именно если такое соглашение противоречит общественной безопасности, управлению порядком, общественной морали, правам и свободам человека и гражданина; по спорам, оспаривающим законность принятия нормативных правовых актов и др .; рассмотреть вопрос об установлении перечня определенных категорий дел, в которых разрешение публично-правовых споров посредством медиации было бы обязательным; принять меры по активному использованию процедур медиации в публично-правовых отношениях между административными органами и гражданами для выявления и устранения причин, способствующих их возникновению, в том числе в сфере здравоохранения.
Ключевые слова: медиация, споры, административная процедура, пациент, медицинский инцидент.
SETTLEMENT OF DISPUTES ABOUT MEDICAL INCIDENTS IN THE ORDER OF MEDIATION IN THE CONTEXT OF THE STANDARDS OF APPC RK B. Nurgazinov
Institute of legislation and legal information of the Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan city, Kazakhstan
The author of the article describes the current situation on the possibilities of resolving disputes about medical incidents by way of mediation in the context of the norms of the Administrative procedural and process-related code of the Republic of Kazakhstan. According to the author, mediation in the Kazakhstan is aimed at bring the country to a new level in resolving disputes and will contribute to countering law nihilism and the development of the legal consciousness of Kazakhstanis, therefore, in administrative legal proceedings it must be used, including directly in courts as a pre-trial procedure for the settlement of disputes. In addition, it is necessary to establish a list of certain categories of cases in which such a procedure for the settlement of disputes would be mandatory. The advantage of forensic medicine with the participation of mediator judges will be more effective, since it is free, therefore, more citizens will be reached. As you know, today mediators offer their services on a paid basis, which does not contradict the legislation, but does not make mediation popular among a population. Thus, it is necessary to note the advantages of a pre-trial and out-of-court method of resolving disputes (mediation) when considering conflicts in the healthcare system as an effective tool for resolving disputes and in cases where it is necessary to compensate for the damage caused to citizens, in connection with which it is proposed: in accordance with subparagraph 11) of article 7 of the Code of the Republic of Kazakhstan «On public health and healthcare system» dated July 7, 2020 No. 360-VI ЗРК, the Ministry of Health of the Republic of Kazakhstan needs to accelerate the approval of the rules for determining cases (events) of a medical incident, their accounting and analysis; - taking into account the fact that, in the procedural sense, administrative and legal disputes are administrative cases (public law disputes) have their own characteristics, it is proposed to determine at the legislative level cases in which the mediation procedure cannot be applied, namely if such an agreement contradicts public safety, order governance, public morality, human and civil rights and freedoms; on disputes that challenge the legality of the adoption of regulatory legal acts, etc; to go into the question of establishing a list of certain categories of cases in which the
resolution of public law disputes through mediation would be mandatory; take measures to actively use mediation procedures in public law relations between administrative agencies and citizens to identify and eliminate the causes that contribute to their occurrence, including in the field of healthcare.
Key words: mediation, disputes, administrative procedure, patient, medical incident.
МЕДИЦИНАЛЫЦОЦЫСОЦИГАЛАРТУРАЛЫДАУЛАРДЫ ЦР ЭРПК-НЩНОРМАЛАРЫ МЭНМЭТ1НШДЕ МЕДИАЦИЯ ТЭРТ1Б1МЕН РЕТТЕУ
HypFa3HHOB Б. Ц.
Институт конституциялык, экiмшiлiк зацнама жэне мемлекеттiк баскару бeлiмiнiц басшысы, Нур-Султан к., Казакстан
Макалада автор, медициналык окыс окигалар туралы дауларды медиация тэрт1б1мен Казакстан Республикасыныц Эшмшшк рэамдж-процеспк кодексшщ нормалары аясында реттеудщ езекп мэселелерш, казакстандагы медиация дауларын шешуде елд1 жаца децгейге шыгару багыттылыгын, кукыктык нигилизмге карсы ю-кимыл жасауга жэне казакстандыктардыц кукыктык санасын дамытуга ыкпалын, эшмшшк сот юш жYргiзудегi медиацияны, оныц шщде соттарда дауды шешудщ сотка дешнп тэрт1б1 репнде тжелей пайдалану мацыздылыгын атап еткен.
Сонымен катар, макалада дауды шешудщ мундай тэртiбi мiндеттi болатын ютердщ белгiлi бiр санаттарыныц тiзiмiн белплеу кажеттiлiгiне токталган. Медиация орталыктарын куру медициналык мекемелерде eзектi, себебi дэртер мен пациент арасында, сондай-ак ужым мYшелерi арасында даулар туындауы мумшн, сондыктан денсаулык сактауда медиацияны дамыту тиiмдi болмак. Макалада пациенттер тарапынан кeрсетiлетiн медициналык кызметтердiц сапасына жэне эртYрлi тэсiлдердi колдануга катысты шагымдарды карау жeнiндегi халыкаралык тэж1рибелер келтiрiлген.
Автор денсаулык сактау жYЙесiндегi дауларды шешу кезiнде жэне азаматтарга келтiрiлген залалды етеу кажет болган жагдайларда дауларды сотка дейiнгi жэне соттан тыс реттеу эдiсiнiц (медиацияныц) артыкшылыктарын белгiлей отырып усыныстар берген. Атап айтканда, «Халык денсаулыгы жэне денсаулык сактау жYЙесi туралы» Казакстан Республикасыныц 2020 жылгы 7 шiлдедегi № 360-VI КРЗ Кодексiнiц 7-бабыныц 11) тармакшасына сэйкес Казакстан Республикасыныц Денсаулык сактау министрлiгi иедициналык окыс окигалар жагдайларын (окигаларын) айкындау, оларды есепке алу жэне талдау кагидаларын бекiтудi жеделдетуi кажеттшп. «Медиация туралы» 2011 жылгы 28 кацтардагы № 401-IV КР Зацыныц 1-бабыныц 3-тармагына eзгерiстер мен толыктырулар енгiзу туралы мэселеш пысыктау, iс жYргiзу магынасында эшмшшк-кукыктык даулар - бул эшмшшк iстер (жария-кукыктык дау) eз ерекшелжтерше ие екенiн ескере отырып, медиация рэсiмi колданылмайтын iстердi зацнамалык децгейде аныктау усынылады.
Сондай-ак, жариялы-кукыктык дауларды медиация тэртiбiмен шешу мiндеттi болатын ютердщ белгiлi бiр санаттарыныц пзбесш белгiлеу туралы мэселенi пысыктау кажеттшпн, олардыц туындауына ыкпал ететiн, оныц шщде денсаулык сактау саласындагы себептердi аныктау жэне жою Yшiн эшмшшк органдар мен азаматтар арасындагы жария-кукыктык катынастарда медиативтiк рэсiмдердi белсендi пайдалану жeнiнде шаралар кабылдануын жэне кукыктык нигилизмдi азайту жэне казакстандыктардыц кукыктык санасын дамыту максатында экiмшiлiк сот ган жYргiзуде, оныц iшiнде соттарда дауды шешудщ сотка дешнп тэртiбi ретiнде медиацияны колдану Yшiн жагдай жасау усынылады.
Кiлт сездер: медиация, даулар, эшмшшк рэам, пациент, медициналык окыс окига жагдайы.
События с весны 2020 года, связанные с пандемией коронавируса «COVID-19», экономические, политические и финансовые последствия пандемии заставили государства реформировать национальное законодательство и пересмотреть цели и принципы государственного управления. Уже происходит изменение вектора правового развития в сторону увеличения ответственности государства и граждан, которые неизбежно повлекут внесение изменений и дополнений в действующее законодательство.
Согласно статьи 29 Конституции Республики Казахстан следует, что граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья и вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом1.
Казахстаном приняты меры по модернизации казахстанской правовой системы, что позволило усовершенствовать модель государственного управления, направленную на улучшение благосостояния населения, наращивание экономического роста и решение ряда вопросов в области здравоохранения, образования, социальной защиты и трудоустройства.
За последние несколько лет, в новой редакции принят ряд кодифицированных актов: в 2011 году - Кодекс о браке (супружестве) и семье, в 2014 году - Уголовный, Уголовно-исполнительный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях, в 2015 году - Гражданский процессуальный и Трудовой кодексы, в 2017 году - Налоговый и Таможенный кодексы, в 2020 году - Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения и Административный процедурно-процессуальный кодекс.
В сфере здравоохранения Казахстан перешёл на обязательное социальное медицинское страхование, модернизировано функционирование организаций здравоохранения - внедрены элементы корпоративного управления, национальная система аккредитации. На законодательном уровне закреплено государственное регулирование цен на лекарственные средства, осуществлён переход на референтное ценообразование, внедрены медицинские информационные системы, продолжается переход на безбумажное ведение медицинской документации.
Между тем, в медицинской сфере накопились проблемы, требующие скорейшего разрешения. К ним относятся: отсутствие консенсуса работников и работодателей в вопросах охраны здоровья, издержки, связанные с оказанием стационарной помощи пациентов и высокая степень теневых платежей медицинским работникам за оказанные услуги со стороны населения. Таким образом, неизбежно возникновение медицинских инцидентов и соответствующих споров между физическими и должностными лицами министерства здравоохранения и его территориальными подразделениями т.е. когда стороной спора является государственный орган или саморегулируемая организация, наделённая публичной властью.
Первым Президентом Республики Казахстан - Елбасы Н.А. Назарбаевым в Стратегии «Казахстан-2050» подчеркнул, что «следовало бы все споры по незначительным вопросам передать во внесудебные способы урегулирования спора т.е. в медиацию» [1].
На VI-съезде судей Председателем Верховного суда отмечено: «особого внимания требует вопрос полноценного внедрения в юридическую практику альтернативных способов разрешения споров, во многих странах институт медиации зарекомендовал себя весьма эффективной мерой урегулирования споров в досудебном порядке». В этой связи для уменьшения нагрузки на суды необходимо дальнейшее развитие институтов внесудебного урегулирования споров.
В связи с этим в подпункте 6) пункта 2.7. Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы указано, что необходимо закрепление разнообразных путей и способов достижения компромисса между сторонами частноправовых конфликтов (медиация, посредничество и другие) как в судебном, так и во внесудебном порядке, в том числе обязательности обсуждения возможности использования мер, примирительных процедур при подготовке дела к судебному разбирательству2.
Разработанная Министерством здравоохранения РК, ещё в июле 2017 года Концепция проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам гарантирования профессиональной ответственности медицинских работников» и направленная в рамках законопроектной работы в Институт законодательства для подготовки заключения требовала некоторых доработок.
конституция Республики Казахстан. Конституция принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года // ИПС «Эдшет»
Так, Министерством здравоохранения в рамках внедряемой модели гарантирования профессиональной ответственности медицинских работников предлагалось закрепить в УК РК понятие «медицинская ошибка» и «добросовестное заблуждение», но тогда не были приведены какие-либо обоснования необходимости их введения в уголовное законодательство. Так же не были раскрыты понятие «медицинская ошибка» и
«добросовестное заблуждение» и не предложено соотношение с конструкцией вины и её формами, регламентированной статьей 19 УК РК.
Вместе с тем, принято решение о разработке нового Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения», а нормы направленные на повышение правового статуса, социальной защиты медицинских и фармацевтических работников, переход к лицензированию специалистов здравоохранения, внедрение системы гарантирования (страхования) профессиональной ответственности медицинских работников и развитие кадровой политики были включены в данный кодекс [2].
В Кодексе Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 7 июля 2020 года № 360-VI ЗРК, в соответствии с подпунктом 11) статьи 7 (Компетенция уполномоченного органа), уполномоченный орган разрабатывает и утверждает правила определения случаев (событий) медицинского инцидента, их учёта и анализа. Вместе с тем, данные правила ещё уполномоченным органом не утверждены и действуют утверждённые в различные годы нормативные правовые приказы Министра здравоохранения Республики Казахстан «Об утверждении Правил проведения инфекционного контроля в медицинских организациях» от 15 января 2013 года № 19, «Об утверждении Правил проведения фармаконадзора и мониторинга безопасности, качества и эффективности медицинских изделий», Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 29 мая 2015 года № 421 и т.д.
Также в пункте 5 статьи 270 (Статус медицинских и фармацевтических работников и их права), введено понятие медицинского инцидента - событие, связанное с оказанием медицинской помощи в соответствии со стандартами организации оказания медицинской помощи и с использованием технологий, оборудования и инструментов, обусловленное отклонением от нормального функционирования организма, которое может нанести вред жизни и здоровью пациента, а также привести к смерти пациента, за исключением случаев, предусмотренных административным и уголовным законодательством Республики Казахстан.
Анализ медицинского инцидента осуществляется посредством внутреннего аудита медицинской организации, а также местными органами государственного управления здравоохранением областей, городов республиканского значения и столицы, государственными органами, осуществляющими государственный контроль в сферах оказания медицинских услуг (помощи), санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, уполномоченным органом.
В рамках проводимой административной реформы Административное право подверглось существенной модернизации, в том числе путём принятия мер, направленных на расширение возможностей граждан участвовать в процессе принятия решений через развитие саморегулирования, передачу несвойственных государству функций в конкурентную среду. Согласно части первой статьи 52 АППК РК, передача функций центральных и (или) местных исполнительных органов в саморегулируемые организации, основанные на обязательном членстве (участии), в сфере предпринимательской или профессиональной деятельности обеспечивается после подтверждения готовности саморегулируемых организаций.
2 См.: Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года // Ы1р: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U020000949_.
В соответствии с частью второй данной статьи АППК РК, готовность саморегулируемых организаций, основанных на обязательном членстве (участии), к осуществлению функций центральных и (или) местных исполнительных органов обеспечивается путём проведения анализа регуляторного воздействия с целью определения выгод и затрат для пользователей, исполнителей функций центральных и (или) местных исполнительных органов и государства.
По мнению А.Ж. Киязовой, институт саморегулирования является новшеством для законодательства Казахстана и представляет собой альтернативу государственной форме регулирования предпринимательских отношений и профессиональной деятельности. Использование возможностей данного института позволяет сократить нагрузку на государственный аппарат и минимизировать осуществление публичных контрольных или надзорных функций при одновременном повышении эффективности внутреннего контроля участников саморегулируемой организации [3].
В Казахстане функционируют порядка 110 действующих саморегулируемых организаций, 9 из них или 8% относится к Министерству здравоохранения, а именно:
1 Объединение юридических лиц «Ассоциация производителей фармацевтической и медицинской продукции Казахстана «ФармМедИндустрия Казахстана»* Добровольное 9.01.2018 г.
2 Республиканское общественное объединение «Национальный центр независимой экзаменации» Добровольное 18.01.2018 г.
3 Общественное объединение «Национальный центр рационального использования лекарственных средств» Добровольное 29.01.2018 г.
4 Общественное объединение «Республиканская медицинская палата» Добровольное 29.01.2018 г.
5 Объединение юридических лиц «Казахстанская ассоциация оценки технологий здравоохранения, доказательной медицины и фармакоэкономических исследований «KazSPOR» Добровольное 19.03.2018 г.
6 Общественное Объединение «Федерация лабораторной медицины» Добровольное 6.04.2018 г.
7 Объединение юридических лиц «Казахстанская ассоциация содействия развитию образования» Добровольное 1.06.2018 г.
8 Объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц «Национальная ассоциация «PRIMARY HEALTH CARE»* Добровольное 24.09. 2018 г.
9 Общественное объединение «Экспертов и консультантов по внешней комплексной оценке в сфере здравоохранения» Добровольное 22.02.2019 г.
Таким образом, с введением в действие закона Республики Казахстан от 13 ноября 2015 года с изменениями и дополнениями от 24 мая 2018 года
«О саморегулировании» начался новый этап развития экономических отношений, при котором государство посредством сокращения государственного регулирования предоставляет возможность субъектам предпринимательства и их объединениям самостоятельно развивать соответствующие сферы предпринимательства. Целью развития саморегулирования в здравоохранении является повышение эффективности государственного регулирования посредством внедрения института саморегулирования субъектов профессиональной и предпринимательской деятельности, которое обеспечит гибкость правил поведения и учёт интересов участников профессионального сообщества и рынка [4].
К примеру, республиканское общественное объединение «Национальный центр независимой экзаменации» осуществляет следующие функции НЦНЭ в системе здравоохранения Республики Казахстан:
- участие в реализации государственной политики в области здравоохранения;
- разработка, внедрение и поддержание стандартов и процедур по оценке компетенций специалистов в области здравоохранения в соответствии со стандартами системы менеджмента качества, международными требованиями оценки;
- проведение оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов здравоохранения, а также независимой оценки компетенций научно-педагогических кадров, выпускников и обучающихся в организациях образования и научных организациях в области здравоохранения;
- организация работ по созданию, своевременному обновлению, обеспечению сохранности и надлежащего использования банка экзаменационного материала в соответствии с международными требованиями по обеспечению качества и т.д.
Таким образом, могут возникнуть публично-правовые споры между физическими лицами, к примеру выпускниками медицинских Вузов и вышеуказанной саморегулируемой организацией.
Другой пример по Общественному Объединению «Федерация лабораторной медицины» в задачи которой входит независимая общественная экспертиза результатов научных исследований и инновационных технологий в области клинической лабораторной диагностики (основанная на принципах доказательной медицины), результаты которой также могут быть обжалованы в физическими и юридическими лицами в рамках АППК РК.
Необходимо отметить, что согласно пункту 3 статьи 1 действующего Закона Республики Казахстан «О медиации» от 28 января 2011 года процедура медиации не применяется к спорам (конфликтам), возникающим из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, когда одной из сторон является государственный орган. С 1 июля 2021 года вступает в силу Закон Республики Казахстан от 20 июня 2020 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам Административного процедурно-процессуального законодательства Республики Казахстан», в соответствии с которым процедура медиации к спорам (конфликтам) с участием физических и (или) юридических лиц, когда одной из сторон является государственный орган, применяется в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.
Статьей 120 АППК также регламентируется возможность применение сторонами примирительных процедур в административном судопроизводстве. Так, в соответствии с частью первой этой же статьи, стороны на основании взаимных уступок могут полностью или частично окончить административное дело путём заключения соглашения о примирении, медиации или об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры на всех стадиях (этапах) административного процесса до удаления суда для вынесения решения. Вместе с тем, примирение сторон допускается при наличии у ответчика административного усмотрения.
Таким образом, АППК РК предоставил возможность сторонам самостоятельно определять порядок, сроки и место проведения процедур медиации с участием медиатора при наличии административного усмотрения административного органа.
Безусловно, медиация является действенным механизмом, способным уменьшить количество неисполненных решений и снизить конфликтность в обществе, но по вопросу внедрения медиации в системе здравоохранения в казахстанское административное судопроизводство имелись противоположные позиции до принятия АППК РК.
Так, М.И. Жумагулов [4] отмечает, что противники применения медиации полагали, что с учётом специфики административно-правовых споров процедура медиации, по их мнению, не может существовать в рамках административного судопроизводства. Так, в административных делах одной из сторон процесса выступают госорган или органы местного самоуправления в спорах с которыми очень сложно достигнуть какого-либо соглашения. Кроме того, госслужащий ограничен в принятии решений по собственному усмотрению, так как он будет принимать решения только в рамках закона и инициатором процедуры медиации вероятнее всего будет всегда выступать физическое или юридическое лицо нежели госорган.
Сторонники применения медиации в контексте административного судопроизводства полагают, что медиацию необходимо применять по спорам, касающимся обжалования решений госоргана или местного самоуправления, действий (бездействия) госслужащих по спорам, возникающим в процессе принятия граждан на госслужбу и самого его прохождения, увольнения с занимаемой должности и при оспаривании правоотношений в рамках государственного управления.
При этом понятие «административный спор» в контексте действующего законодательства охватывает споры, возникающие не только непосредственно из административно-правовых отношений, но также из иных публично-правовых отношений (финансовых, налоговых и т.д.). Совокупность таких споров в научной литературе вполне обоснованно обозначается как публично-правовые споры.
Специфика административно-правовых споров состоит в том, что в материальном смысле административно-правовые отношения основаны на юридическом неравенстве сторон, но в процессуальном смысле стороны равны перед законом и судом.
Субъект спора - это лицо, заявляющее самостоятельное требование относительно предмета спора. Учитывая, что в процессуальном смысле административно-правовые споры - это административные дела (публично-правовой спор) имеют свои особенности, считаем необходимым на законодательном уровне отразить дела, по которым не может применяется процедура медиации:
- если такое соглашение противоречит общественной безопасности, порядку управления, общественной нравственности, правам и свободам человека и гражданина;
- по спорам, которые оспаривают законность принятия нормативных правовых актов.
К примеру, в административно-деликтном законодательстве Казахстана так и поступили. Так, согласно части 1-1 статьи 64 КоАП РК, лица, впервые совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 73, 73-1, 73-2и 73-3 КоАП РК, могут быть освобождены судом от административной ответственности, если они примирились с потерпевшими, заявителями, в том числе в порядке медиации, и загладили причиненный вред. Согласно части второй этой же статьи 64, примирение осуществляется на основе письменного соглашения, подписанного потерпевшим и лицом, совершившим административное правонарушение.
Таким образом институт медиации и его правовой механизм применения предусмотрен в КоАП РК, т.е. выработан административно-процессуальный механизм воздействия на стороны для обращения к процедурам медиации. В связи с этим по четырём составам административных правонарушений, а именно статье 73 (противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений), 73-1 (умышленное причинение легкого вреда здоровью, статьи 73-2 (побои) и статья 73-3 (клевета) предусмотрены примирение.
Согласно статьи 85 КоАП (разглашение участниками медиации сведений, ставших известными в ходе проведения медиации) предусмотрена административная ответственность за разглашение участниками медиации сведений, ставших известными в ходе проведения медиации, без разрешения стороны, предоставившей эту информацию, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.
Если обратиться к истории, то в Казахстане существовал очень похожий институт, который имеет сходство с институтом медиации - это суды Биев, когда авторитетный в народе Бий при рассмотрении споров между кочевниками примирял тяжущиеся стороны. Исходя из современного международного опыта по вопросу применения медиации, к примеру, Германии, данные вопросы входят в компетенцию судьи, который разъясняет сторонам возможные перспективы судебного разбирательства и тем самым применяет институт судебной медиации.
Применение примирительных процедур медиации в Германии наряду с административными правоотношениями возможно и в гражданско-правовых, трудовых, семейных и иных спорах. Таким образом в немецкой модели предусматривается применение медиации в сфере административных правоотношений, как и согласно принятого АППК РК.
Bo Фpaнции вce бoлee aктивнo иcпoльзyютcя мeдиaтивныe пpoцeдypы в oблacтях нaибoлee чacтoгo вoзникнoвeния cпopoв мeждy aдминиcтpaтивными opгaнaми и гpaждaнaми. В 1998 году в гocyдapcтвeнных opгaнaх oбpaзoвaния были нaзнaчeны мeдиaтopы, a в 2002 году были coздaны пpимиpитeльныe кoмитeты для ypeгyлиpoвaния cпopoв в oблacти здpaвooхpaнeния [5].
В paмкaх peaлизaции пилoтных пpoeктoв Bepхoвнoгo Cyдa Pecпyблики Kaзaхcтaн «Пpимиpeниe: внe cyдa, в cyдe» и «Пyбличныe OTopbi, вытeкaющиe из пyбличнo-пpaвoвых oтнoшeний», cyдoм №3 гopoдa Aктoбe пpoвeдён ^углый cтoл нa тeмy: «Meдиaция в cфepe здpaвooхpaнeния». Цeлью мepoпpиятия cтaлa пpoфилaктикa cпopoв, вытeкaющих из пyбличнo-пpaвoвых oтнoшeний, выявлeниe и ycтpaнeниe ^ичин, cпocoбcтвyющих их вoзникнoвeнию, oбcyждeниe пpoблeмных вoпpocoв, вoзникaющих пpи paccмoтpeнии дaннoй кaтeгopии cпopoв в cyдe, oбcyждeниe внeдpeния и paзвития мeдиaции гак внecyдeбнoгo cпocoбa ypeгyлиpoвaния cпopoв. Пpeимyщecтвo этoгo cпocoбa ypeгyлиpoвaния кoнфликтa cocroCTr в тoм, чтo eгo пpимeнeниe бyдeт opиeнтиpoвaнo нa coздaниe эмoциoнaльнo блaгoпpиятных ycлoвий paзpeшeния cпopнoй cитyaции, чтo являeтcя aктyaльным для тац^тт и paбoтникoв cфepы здpaвooхpaнeния [б].
Суды oткpывaют кaбинeты мeдиaции в cфepe здpaвooхpaнeния. Тaк, 11 июня 2G19 гoдa cyдoм г. Aктoбe в здaнии oднoй из гopoдcких пoликлиник в paмкaх peaлизaции пилoтнoгo пpoeктa «Пpимиpeниe: дo cyдa, в cyдe» oткpыт кaбинeт c yчacтиeм пpeдcтaвитeлeй cyдa гopoдa Aктoбe, cyдeй, мeдиaтopoв, a тaкжe cпeциaлиcтoв oтдeлa здpaвooхpaнeния и мeдпepcoнaлa yчpeждeния [7].
Ta^ Mиниcтepcтвo здpaвooхpaнeния пpeдcтaвлeнo бoлee 72 тыc. вpaчaми и 175 тью. cpeдних мeдицинcких paбoтникoв, пoэтoмy coздaниe цeнтpoв мeдиaции aктyaльны в мeдицинcких yчpeждeниях, тaк кaк cпopы мoгyт вoзникнyть мeждy вpaчoм и тац^т^м, тaк и cpeди члeнoв m^ne^^a, пoэтoмy paзвитиe мeдиaции в здpaвooхpaнeнии пepcпeктивнo. Об этoм cвидeтeльcтвyeт и мeждyнapoдный oпыт пo paccмoтpeнию жaлoб co cтopoны пaциeнтoв нa кaчecтвo oкaзывaeмых мeдицинcких ycлyг и пpимeнeниe paзличных cпocoбoв.
В cвязи c этим тами пoддepживaeтcя coздaниe ^rnpa мeдиaции (пpимиpeния) пpи Meдицинcкoм yнивepcитeтe «Acтaнa», кoтopый бyдeт нapaбaтывaть пpaктикy пpимeнeния paзpeшeния мeдицинcких cпopoв.
Bмecтe c тeм нeoбхoдимo yчecть, что мoдeли мeдиaции имeют cвoю cтpyктypy и кpyг cyбъeктoв, дeятeльнocть кoтopых нaпpaвлeнa нa oкaзaниe coдeйcтвия cпopящим/кoнфликтyющим cтopoнaм в дocтижeнии ими взaимoвыгoднoгo peшeния. Meдиaция дoлжнa быть peaлизoвaнa нe тoлькo в yгoлoвнoм и гpaждaнcкoм, нo тaкжe и в aдминиcтpaтивнoм cyдoпpoизвoдcтвe. Отpaднo, чтo зaкoнoдaтeльcтвo o мeдиaции в Kaзaхcтaнe yжe peaлизyютcя, чтo пoлoжитeльнo oтpaжaeтcя та вceй пpaвoвoй cиcтeмe. Taк, нopмы пo мeдиaции зaкpeплeны в гpaждaнcкoм, yгoлoвнoм, aдминиcтpaтивнo-дeликтнoм и чacтичнo в aдминиcтpaтивнoм зaкoнoдaтeльcтвe и в зaкoнe «О мecтнoм гocyдapcтвeннoм yпpaвлeнии и caмoyпpaвлeнии в Pecпyбликe Kaзaхcтaн» oт 23 янвapя 2GG1 гoдa № 148.
Meдиaция в Kaзaхcтaнe пpизвaнa вывecти cтpaнy нa нoвый ypoвeнь в paзpeшeнии cпopoв, бyдeт cпocoбcтвoвaть пpoтивoдeйcтвию пpaвoвoмy нигилизму и paзвитию пpaвocoзнaния кaзaхcтaнцeв, пoэтoмy мeдиaцию в aдминиcтpaтивнoм cyдoпpoизвoдcтвe нeoбхoдимo иcпoльзoвaть, в том чиоге нeпocpeдcтвeннo в cyдaх в кaчecтвe дocyдeбнoгo пopядкa paзpeшeния cпopa. Kpoмe тoгo, нyжнo ycтaнoвить пepeчeнь oпpeдeлeнных кaтeгopий дeл, го кoтopым тaкoй пopядoк paзpeшeния OTopa был бы oбязaтeльным. Пpeимyщecтвo cyдeбнoй мeдиaции c yчacтиeм cyдeй мeдиaтopoв бyдeт эффeктивнeй, тaк кaк ora бecплaтнa, пoэтoмy будут oхвaчeны бoльшee чиcлo гpaждaн. Kaк извecтнo, тегодня мeдиaтopы пpeдлaгaют cвoи ycлyги та плaтнoй ocнoвe, чтo нe пpoтивopeчит зaкoнoдaтeльcтвy, oднaкo нe дeлaeт пoпyляpнoй мeдиaцию cpeди нaceлeния.
Taким oбpaзoм, нeoбхoдимo oтмeтить пpeимyщecтвa дocyдeбнoгo и внecyдeбнoгo cпocoбa ypeгyлиpoвaния cпopoв (мeдиaции) пpи paccмoтpeнии кoнфликтoв в cиcтeмe здpaвooхpaнeния кaк дeйcтвeннoгo инcтpyмeнтa paзpeшeния cпopoв и в cлyчaях
необходимости компенсации причиненного ущерба гражданам, в связи с чем предлагается:
- в соответствии в подпунктом 11, статьи 7 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 7 июля 2020 года, Министерству здравоохранения Республики Казахстан необходимо ускорить утверждение правил определения случаев (событий) медицинского инцидента, их учёта и анализа;
- с учётом того, что в процессуальном смысле административно-правовые споры - это административные дела (публично-правовой спор) имеют свои особенности предлагается на законодательном уровне определить дела по которым не может применяется процедура медиации, а именно если такое соглашение противоречит общественной безопасности, порядку управления, общественной нравственности, правам и свободам человека и гражданина; по спорам, которые оспаривают законность принятия нормативных правовых актов т.д.
- проработать вопрос об установлении перечня определённых категорий дел, по которым разрешение публично-правовых споров в порядке медиации был бы обязательным;
- принять меры по активному использованию медиативных процедур в публично-правовых отношениях между административными органами и гражданами для выявления и устранения причин, способствующих их возникновению, в том числе в сфере здравоохранения.
Список литературы
1. Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана 14 декабря 2012 года // https://www.akorda.kz/ru/events/astana_kazakhstan/participation_in_events/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-lidera-nacii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazahstana-strategiya-kazahstan-2050-novyi-politicheskii-.
2. Закона о статусе медработника в Казахстане не будет. Вместо него разрабатывают новый кодекс // https://informburo.kz/novosti/zakona-o-statuse-medrabotnika-v-kazahstane-ne-budet-vmesto-nego-razrabatyvayut-novyy-kodeks-83577.html.
3. Киязова А.Ж. Институт саморегулирования как вид предпринимательской деятельности в Республике Казахстан //Вестник Института законодательства и правовой информации РК. - 2020. - №2 (60). -С.47-55.
4. Материалы для НПО и СРО //http://www.rcrz.kz/index.php/ru/glavnaya/22-informatsiya/1338-materialy-dlya-npo-i-sro.
5. Жумагулов М.И.Перспективы применения института судебной медиации в административном судопроизводстве.https•://sud.gov.kz/rus/content/perspektivy-primeneniya-instituta-sudebnoy-mediacii-v-administrativnom-sudoproizvodstve
6. Тлембаева Ж.У. Внесудебное урегулирование правовых споров, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений в Республике Казахстан: состояние и перспективы развития // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37502772.
7. Медиация в сфере здравоохранении //https://akt.sud.kz/rus/news/mediaciya-v-sfere-zdravoohraneniya.
8. В сфере здравоохранения Актобе открыт кабинет медиации // https://sud.gov.kz/rus/news/v-sfere-zdravoohraneniva-aktobe-otkrvt-kabinet-mediacii.
Автор для корреспонденции: Нургазинов Багдат Кабылкадырович - Руководитель отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, к.ю.н.e-mail: [email protected]