правовой мониторинг
УДК 347.9(574)
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА МЕДИАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Дячук Марианна Ивановна
Доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Восточно-Казахстанский государственный университет, кандидат юридических наук, г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: закон, медиатор, процедура медиации, альтернативный способ разрешения спора, конфликт, принцип добровольности, конфеденциальности, равноправие сторон.
Аннотация. В представленной статье рассматриваются вопросы правового регулирования института медиации как альтернативного способа разрешения спора. Рассматриваются вопросы реализации закона Республики Казахстан «О медиации», практика применения медиации в гражданском судопроизводстве, которое способствует развитию в Республике Казахстан эффективного инструмента разрешения спора и конфликта. Описывается история становления института медиации в Республике Казахстан.
Анализ приминения института медиации показал, что в последние десятилетия медиация развивается очень динамично и все больше как альтернативный способ разрешения спора. Таким образом, особо отмечаются преимущества процедуры медиации, затрагиваются вопросы совершенствования института медиации.
С принятием Закона Республики Казахстан «О медиации», были внесены соответствующие поправки в ряд законодательных актов. В связи с этим, приведены примеры о принятых изменениях в правовой сфере: согласно которым были приняты новые редакции jjj Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, Гражданского процессуального кодекса, Административного кодекса.
В статье для реализации потенциала медиации предлагается рассматривать медиацию именно в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности, которая заключается в оказании квалифицированной помощи участникам спорных правоотношений в урегулировании возникшего между ними спора, а также на основе изучения и К анализа представлены предложения по внесению изменений в закон Республики Казахстан Н «О медиации». 5
КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДА МЕДИАЦИЯ ИНСТИТУТЫН ДАМЫТУ
X
Т
сг
В
СП >
> го
о
О
Марианна Ивановна Дячук О
Шыгыс Цазацстан мемлекеттЫ университеттщ азаматтыц цуцыц жэне азаматтыц w ЖYргiзу кафедрасыныц доцентi,
зац гылымдарыныц кандидаты, Цазацстан Республикасы, о
Оскемен цаласы; e-mail: [email protected]
> JZ
ТYйiн свздер. зац, медиатор, медиация рзс1м1, дауды шешудщ баламалы тэст, жан-жал, тараптардыц ерттшк, конфедераттылыц, тец цщылыгы цагидаты.
Аннотация. ¥сынылган мацалада дауды шешудщ баламалы тэсш реттде медиация институтын цщыцтыц реттеу мэселелер1 царастырылады. Казацстан Республикасы-ныц «Медиация туралы» Зацын 1ске асыру мэселелер1, Казацстан Республикасында дау 0 мен жанжалды шешудщ ти1мд1 цуралын дамытуга ыцпал ететт азаматтыц сот шн
NJ
журггзуде медиацияны цолдану тэж1рибес1 царастырылуда. Казацстан Республикасын-дагы медиация институтыныц цалыптасу тарихы баяндалады.
Медиация институтыныц цолданылуына жасалган талдау соцгы онжылдыцтарда медиация вте царцынды дамып келе жатцанын жэне дауды шешудщ балама эд1с1 реттде ест келе жатцанын кврсеттг. Осылайша, медиациярэЫмшц артыцшылыцтары ерекше атап вт1лед1, медиация институтын жет1лд1ру мэселелер1 цозгалады.
«Медиация туралы» Казацстан Республикасы Зацыныц цабылдануымен б1рцатар зацна-малыц актшерге ти\ст\ тYзетулер енг1з1лд1. Осыган байланысты, цуцыцтыц салада ца-былданган взгергстер туралы мысалдар келтгрглдг: оларга сэйкес цылмыстыц жэне цыл-мыстыц iс жург1зу кодекстертщ, Азаматтыц iс жург1зу кодекстщ, Эюмшшк кодекстщ жаца редакциялары цабылданды.
Мацалада медиацияныц элеуетт wm асыру Yшiн медиацияны кэЫби цызметтщ дербес тYрiреттде царау усынылады, ол даулы цщыцтыц цатынастарга цатысушыларга Олар-дыц арасында туындаган дауды реттеуге бiлiктi квмек кврсетуден турады, сондай-ац зерттеу мен талдау негiзiнде «Медиация туралы» Казацстан Республикасыныц Зацына взгерштер енгiзу бойынша усыныстар усынылган.
DEVELOPMENT OF THE MEDIATION INSTITUTE IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Dyachuk Marianna Ivanovna
Cand. Legal of science, Associate Professor of the Department of civil law and civil procedure of the East Kazakhstan State University East Kazakhstan State University, Ust-Kamenogorsk, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
T-)
("M
8 Keywords law, mediator, mediation procedure, alternative method of dispute resolution,
^ conflict, the principle of voluntariness, confidentiality, equality of the parties.
Abstract. The article deals with the issues of legal regulation of the institution of mediation
^ as an alternative method of dispute resolution. The article deals with the implementation of the
^ Law of the Republic of Kazakhstan «On Mediation», the practice of using mediation in civil proceedings, which contributes to the development of an effective tool for resolving disputes and
][ conflicts in the Republic of Kazakhstan. The article describes the history of the formation of the
e mediation institute in the Republic of Kazakhstan.
The analysis of the use of the mediation institute has shown that in recent decades mediation has
g been developing very dynamically and increasingly as an alternative way of resolving disputes.
§ Thus, the advantages of the mediation procedure are highlighted, and the issues of improving the
tz institution of mediation are discussed.
< With the adoption of the Law of the Republic of Kazakhstan «On Mediation», relevant ¡5 amendments were made to a number of legislative acts. In this regard, examples are given about 5 the adopted changes in the legal sphere: according to which new versions of the Criminal and <i Criminal Procedure Codes, the Civil Procedure Code, and the Administrative Code were adopted. g In the article, to realize the potential of mediation, it is proposed to consider mediation as § an independent type of professional activity, which consists in providing qualified assistance to
< participants in disputed legal relations in resolving a dispute that has arisen between them, and |E also on the basis of study and analysis, proposals for amendments to the law of the Republic of ^ Kazakhstan «On Mediation»are presented.
X
S
^
s
X
b LU
in
Введение. Наступивший 2021 год объявлен в республике Годом 30-летия Независимости Казахстана. В этом году исполняется 30 лет Независимости Казахстана. Это важная дата в укреплении возрожденной казахской государственности, свободы, о которой мечтали наши предки. Для истории 30 лет -это момент, который пролетает в мгновение ока. Однако для многих народов это целая эпоха (эра) трудностей и радостей, кризисов и подъемов. Мы идем по тому же пути» [1].
В своем обращении Послании Глава государства Касым - Жомарт Токаев народу Казахстана, 1 сентября 2020 г. обращает внимание, что нужно развивать и альтернативные способы разрешения споров, что позволит находить компромиссы без участия государства. Такие институты хорошо показали себя в развитых странах.
Почти десять лет назад как мы приняли Закон «О медиации». Но до настоящего времени ни один государственный орган не занимается его развитием, внятная государственная политика отсутствует. Данное положение дел следует исправить [2].
Закон «О медиации», был подписан Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым 28 января 2011 г., а также сопутствующий ему закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам медиации». Внесены изменения и дополнения в Гражданский процессуальный кодекс РК, Уголовный процессуальный кодекс РК, Уголовный кодекс РК, Кодек об административных правонарушениях РК, Трудовой Кодекс РК, Кодекс РК О браке (супружестве) и семье, Закон РК «О третейских судах», Закон РК «О международном арбитраже». Принятию данных законов предшествовала большая работа по изучению и анализу практических вопросов восстановительного правосудия, международной практики примирительных процедур, а также поиска наиболее эффективных, альтернативных форм разрешения конфликтов.
Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что институт медиации, это наиболее эффективный альтернативный способ разрешения спора в отличие от судебного разрешения правового спора. И это объясняется факторами, которые уже неоднократно
DOI: 10.52026/2788-5291_2021_64_1_219
были описаны многими отечественными и зарубежными учеными цивилистами: сроки, доступность, малозатратность, добровольность, конфиденциальность, что придает медиации особую привлекательность. Процедура медиации направлена на разрешение спора исходя из истинных интересов конфликтующих сторон, а не из заявленных в начале позиций.
Основная часть. В Казахстане сегодня судебное разбирательство и иные способы рассмотрения и разрешения гражданских (в широком смысле) дел являются основными способами защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов. Однако нельзя отрицать, что в современных условиях становления и динамичного развития гражданского общества они зачастую оказываются недостаточно эффективными.
В настоящее время необходима более четкая и систематизированная разработка нормативно-правовой базы, а также конкретизация и более детальный подход к самой процедуре медиации и субъектам.
Носырева Е.И. в своих рекомендациях, методических и теоретических основах преподавания курса «Посредничество (медиа- го ция)», дает следующий термин «медиация» р происходит от латинского прилагательного К medius (нейтральный) - занимать середину н между двумя точками зрения либо сторо- р нами, предлагать средний путь, держаться У нейтрально, беспристрастно. В российской 5 правовой теории и на практике сложилось К взаимозаменяемое использование двух тер- Н минов для обозначения альтернативной про- ДА цедуры, которая осуществляется с помощью лЛ посредника: «посредничество» и «медиа- с ция». Первый является исконно русским. а В прямом толковании русского языка «по- 5 средник - третий, избранный двумя сторо- А нами для соглашения; посредничать - быть о сознательно посредником, хлопотать меж ° двух сторон, соглашая их [3]. В статье «Про- Н блемы и перспективы развитие медиации в ° Республике Казахстан» опубликованной в А журнале Наука и жизнь Казахстана и других -И научных конференциях подробно осветили р институт посредничества [4]. №
Процедура, впоследствии получившая ( название «медиация», давно применяется ) для разрешения конфликтов без использо- 0 вания силы и помощи третьего лица. Сущ- 1
гм о гм
IX
< IX
о в х
о
со О
СП <
< СП
ь .0
ш £
ч О X
0 <
т
1
х
ь
ность медиации исследователи видят в сочетании двух, казалось бы, противоположных элементов — высокой степени автономии сторон и значительных гарантий по выработке общей позиции и достижению взаимовыгодного результата [5].
На сегодняшний день общепризнанно, что медиация, как альтернативная судебному разрешению правового спора наиболее эффективна. Кроме того, интересна позиция Ф. Сандера, который, исходя из того, что альтернатива означает возможность выбора «одного варианта из многих существующих», предлагает использовать общий для всех процедур термин «альтернативные методы разрешения споров», охватывающий, в том числе судебное разбирательство [6].
Анализ применения института медиации в Республике Казахстан показал определенные группы проблем организационного характера.
И одна из них связана с реализацией принципов медиации.
Согласно ст. 7 Закона Республики Казахстан «О медиации»:
1. При проведении медиации медиатор независим от сторон, государственных органов, иных юридических, должностных и физических лиц. Медиатор самостоятелен в выборе средств и методов медиации, допустимость которых определяется настоящим Законом.
2. Медиатор должен быть беспристрастным, проводить медиацию в интересах обеих сторон и обеспечивать сторонам равное участие в процедуре медиации. При наличии обстоятельств, препятствующих беспристрастности медиатора, он должен отказаться от проведения медиации.
3. Не допускается вмешательство в деятельность медиатора при проведении медиации со стороны лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, кроме случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.
Однако некоторые ученые считают, что принцип невмешательства в процедуру медиации имеет ограничения, но ограничения эти в законе прямо не указаны , что создает перспективы для расширительного толко-
вания возможностей вмешательства в будущем, что в свою очередь ограничивает принцип конфиденциальности [6].
Сам принцип конфиденциальности, на наш взгляд, недостаточно защищен, так как за нарушение данного принципа предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 20 месячных расчетных показателей статьей 85 Кодекса об административных правонарушениях1.
Ни Законом РК «О медиации», никаким иным нормативно-правовым актом, за исключением Кодекса об административных нарушениях в части ответственности за разглашение сведений, ставших известными в процессе медиации (статья 85), а также Уголовного кодекса РК в части использования медиатором [4] своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
В то же время требование об условиях, объеме и основаниях ответственности медиатора, в качестве существенных условий договора о проведении медиации выдвинуто в статье 21 п.8 Закона Республики Казахстан «О медиации». В свою очередь, статья 393 Гражданского кодекса Республики Казахстан2 определяет, что договор считается заключенным, когда между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным его условиям.
При этом, существенными являются условия о предмете договора, условия, которые признаны существенными законодательством или необходимы для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На наш взгляд, п.8 ч.2 статьи 21 Закона РК «О медиации»3 необходимо либо исключить в качестве существенного условия договора
Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-У (с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.01.2021 г.)
2 Гражданский кодекс Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-1 (Особенная часть) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 г.)
3 Закон Республики Казахстан от 28 января 2011 года № 401-1У «О медиации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2021 г.)
о проведении медиации, либо конкретизировать, какую именно ответственность имеет ввиду законодатель и каковы ее основания.
Проблемы имеются в области подготовки медиаторов, ведения реестра медиаторов, организации медиаторов на сегодняшний день ведут обучение, но качество определяется в процессе оказываемых услуг, о чем показывает судебная практика, обжалованных медиативных соглашений, за неисполнение условий соглашения, которые шли в разрез с действующим законодательством.
Во-первых, на наш взгляд подготовки в рамках курсов в объеме 50 часов недостаточно. Это должна быть либо отдельная специальность (и это, в свою очередь станет одним из толчков развития медиации), или создание специализации в рамках подготовки бакалавров и магистров права либо психологии [4].
С внедрением в Казахстане Закона «О медиации» основным «двигателем» развития медиации в государстве стал Верховный Суд Республики Казахстан. Отсюда произошли некоторые, на наш взгляд, недопонимания в области применения медиации.
Анализ норм законодательства, а также норм, регламентирующих процедуру медиации, показывает, что судебная медиации гораздо более детально регламентирована и имеет преимущественную силу перед медиацией досудебной или внесудебной.
Процедура досудебной медиации урегулирована только Законом Республики Казахстан «О медиации», а также, поскольку ч.4 статьи 27 Закона Республики Казахстан «О медиации» определено, что [4] соглашение об урегулировании спора, заключенное до рассмотрения гражданского дела в суде, представляет собой сделку, направленную на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей сторон. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения такого соглашения сторона медиации, нарушившая соглашение, несет ответственность в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан.
Практика показывает, что соглашение об урегулировании спора в порядке медиации - это не простая сделка, а сделка, разрешающая правовой спор либо конфликт. В случае состоявшейся сделки, насколько законно действие лица, заключившее такую сделку снова обратиться в суд за рассмотрением дела по существу?
Согласно статье 277 пунктов 2,4 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, установлены основания прекращения производства по делу:
1) имеется вступившее в законную силу, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с отказом истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон, соглашения сторон об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации, соглашения об урегулировании спора в порядке партисипатив-ной процедуры;
2) стороны заключили соглашение об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации, соглашение об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры и они утверждены судом.
Если судом было вынесено определение об утверждении медиативного соглашения об урегулировании спора в порядке медиации либо в данном процессе стороны заключили мировое или партисипативное соглашение об урегулировании спора (конфликта), и оно утверждено судом, дело может быть прекращено.
Также нужно отметить, что часть 2 статьи е 153 ранее существовавшего ГПК РК в части р оснований отказа в принятии искового заяв- к ления содержала следующее: если имеется н вступившее в законную силу, вынесенное по И спору между теми же сторонами, о том же р предмете и по тем же основаниям решение > суда или определение суда о прекращении АК производства по делу в связи с отказом ис- О тца от иска или об утверждении мирового а соглашения сторон или соглашение об уре- Л гулировании спора (конфликта) в порядке р медиации. Таким образом, из данной нормы 5 следует, что отказ в принятии искового за- П явления имел место, в случае если имеется А соглашение в порядке медиации об урегули- о ровании спора (конфликта). 5
Часть 1 статья 151 действующего Граж- Н данского процессуального кодекса в каче- о стве оснований отказа в принятии искового А заявления называет следующие: ИИ
1) заявление не подлежит рассмотрению 5оК и разрешению в порядке гражданского судо- № производства; (
2) имеется вступившее в законную силу — решение суда или определение суда о пре- 22 кращении производства по делу по основа- 1
гм о гм
IX
< IX
о в х
о
со О
СП <
< СП
ь .0
ш £
ч О X
0 <
т
1
х
ь
ниям, предусмотренным настоящим Кодексом, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
3) имеется принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение арбитража и об этом стало известно суду.
Также непонятно по какой такой уважительной причине законодатели изъяли из оснований соглашение об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации для отказа в принятии искового заявления.
Многочисленные оппоненты из судейской корпуса заявляют о том, что Конституцией Республики Казахстан частью 2 статьи 13 каждому гарантировано право на судебную защиту своих прав и свобод4.
Как было уже выше сказано, согласно Закону РК «О медиации» соглашение об урегулировании спора, заключенное до рассмотрения гражданского дела в суде, представляет собой сделку. К той или иной сделке предъявляются определенные требования, одна из них, - это законность. Другими словами если соглашение незаконно, его можно оспорить в судебном порядке, тем самым сторона может осуществить свое право на судебную защиту охраняемых законом прав и свобод [4].
Если посмотреть и проанализировать эту ситуацию ввиду такого умаления то складывается парадоксальная ситуация внесудебной медиации. Если стороны между собой заключают соглашение по спору, но у них остается право «еще раз» решить этот спор в суде. Например, при решении правового спора по договору займа, стороны приходят к обоюдному решению, о том, что должник будет выплачивать долг ежемесячно по определенной сумме денег; несмотря на это соглашение, кредитор может обратиться в суд, предъявив исковые требования о взыскании суммы долга единовременно по договору займа [4].
При этом должник может в это же самое время обратиться в суд в порядке упрощенного (письменного) производства за исполнением указанного соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации (в таких соглашениях, если должник обязуется платить ежемесячно опреде-
ленную сумму, то соответственно устанавливается обязанность кредитора принимать эту сумму и не уклоняться от этого) [4].
Таким образом, получается, что эти два процесса могут идти параллельно и в результате могут быть приняты разные взаимоисключающие решения.
Но при этом, если бы такое аналогичное соглашение об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации было принято в суде и соответственно утверждено, ни одна из сторон уже не могла бы обратиться в суд за разрешением спора по существу.
Но самое главное не в этом. Самое главное в том, что основной целью развития медиации в Республике Казахстан является снижение уровня конфликтности в обществе и повышение качества отправления правосудия путем снижения нагрузки на суды.
Но каким образом можно этого добиться, если мы умаляем значимость внесудебной медиации?
Получается, если стороны хотят добиться действительно юридически сильного соглашения, они будут вынуждены обращаться в суд, потому как соглашение, заключенное во внесудебном порядке такой юридической силы, как соглашение, заключенное в суде, к сожалению, не имеет.
Мы настаиваем на том, что соглашение об урегулировании правового спора (конфликта), заключенное в порядке внесудебной медиации должно быть одинаково по значению с соглашением об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации, заключенному в суде и утвержденному судом.
Разумеется, люди, видя демонстрацию видеороликов о медиации в зале ожидания, читая информационные стенды о медиации, после предложения судьи о применении медиации с участием судьи-примирителя ассоциируют процедуру медиацию только с судом и с судьей-примирителем, хотя при этом уже существует много мнений о качестве проводимой процедуры [4].
Если придерживаться всех норм и правил проведения процедуры медиации, то можем заметить, что сама процедура занимает много времени, зная загруженность суда, как мы знаем, особенно в гражданском процессе, недостаточно на нужном уровне. Чтоб обеспечить стороны нужное время для
Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.03.2019 г.)
разрешения их спора. Так не повлечет ли нагрузка на судей-примирителей не только отправления некачественного правосудия, но и отправления некачественной процедуры медиации, особенно в спорах по семейным делам, в случае возвращения сторон в суд за получением исполнительного листа на принудительное исполнение?
Конечно, фигура судьи-примирителя в суде далеко не лишняя, но этот судья должен, заниматься только процедурой медиации, то есть должен быть освобожденным от отправления правосудия, должен обладать профессиональными знаниями в области примирения, иметь соответствующий документ, подтверждающий о прохождении судьи курса повышения квалификации, о применении знаний медиации как способа урегулирования правового спора (конфликта) [4].
28 января 2021 года исполнилось десять лет принятия Закон «О медиации», хочется отметить, что, несомненно, развитие закона есть, а также и института медиации Казахстана в целом. Время не стоит на месте законодатели, судейское сообщество Казахстана поощряют развитие альтернативного метода урегулирования споров и конфликтов. Как медиаторы, так и судьи участвую в разрешении споров и конфликтов, что значительно повлияло и на сам институт медиации. Внесенные в Закон изменения, направлены на улучшения процедуры медиации для граждан участвующих в данном процессе, но этого не достаточно, нужно определенно изменить и дополнить этот институт в следующей редакции:
Статья 1. Сфера применения медиации
1. Сферой применения медиации являются споры и конфликты, возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также рассматриваемые в ходе административных, уголовных дел согласно административного и уголовного законодательства Республики Казахстан, а также отношений, возникающих исполнения исполнительного производства.
Институт медиации сегодня очень часто применяется к некоторым спорам в административном производстве и к категориям уголовных преступлений легкой и средней тяжести.
По уголовным преступлениям считаем, что медиация может проводиться по всем категориям преступлений. Сферу медиации необходимо расширить всеми тяжкими и особо тяжкими делами, не ограничиваясь преступлениями небольшой, средней тяжести и отдельными категориями тяжких дел по статье 68 УК РК.
Медиация является инструментом восстановительного процесса в ходе следствия и дознания и восстановительного правосудия. По итогам процедуры медиации может иметь место добровольное возмещение имущественного ущерба, причиненного в результате уголовного правонарушения, заглаживание морального и иного вреда, причиненного уголовным правонарушением.
Статья 2. Основные понятия
2) медиатор - независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной основе или общественных началах в соответствии с требованиями настоящего Закона;
Указание деятельности медиатора, работа которых осуществляется на общественных началах, необходима для определения его общественного статуса, в качестве посредника оказывающего помощь в примирении сторонам в сфере общественных отношений на безвозмездной основе.
3-1) уполномоченный орган в сфере медиации (далее - уполномоченный орган) -центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере медиации;
Сегодня стоит вопрос о необходимости определить государственный орган, уполномоченный регулировать отношения в сфере медиации.
Институт медиации нуждается в государственном регулировании, а также в определенной степени финансирования в целях дальнейшего развития и использования максимальных возможностей медиации и примирительных процедур в Республике Казахстан для сохранения единства и общественного согласия.
8) участники медиации - медиатор и стороны медиации, а также иные лица, участвующие в процедуре медиации в соответствии с настоящим Законом;
Исходя из практики, в медиации порой возникает необходимость участия экспер-
X
Т
ы А
о х
о А
сг
ч
СП А
> СП
О
СП
О
X
е о
"о А
С
"о
к> о к>
тов, специалистов и переводчиков, ввиду чего необходимо обозначить их правовой статус, и, разумеется, они являются участниками медиации, не заявляющих самостоятельных требований.
8-1) приглашение к процедуре медиации
- деятельность медиатора и/или одной из сторон правового спора (конфликта) до подписания договора о проведении медиации по приглашению другой стороны к процедуре медиации с целью разрешения возникшего правового спора (конфликта).
Практика показывает, что приглашение к процедуре медиации осуществляется медиатором по заявлению одной из сторон, в случае внедрения обязательного досудебного урегулирования приглашение к процедуре медиации должно стать прямой обязанностью медиатора
9) информационная встреча с медиатором
- беседа сторон (стороны) с медиатором, в ходе которой разъясняются цели, принципы и правила проведения медиации, права и обязанности сторон в медиации, функции, права и обязанности медиатора, порядок и правовые последствия заключения медиативного соглашения.
Предлагаем ввести обязательную инфор-д мационную встречу с медиатором на досу-Ф дебной стадии по семейным и трудовым ^ спорам, по уголовным и административным §1 делам, прекращающимся за примирением её сторон в порядке медиации.
Это позволит решить проблему5 не ин-
< формированности населения о медиации и
0 будет существенным толчком к дальнейше-
1 му развитию института медиации. Работа медиатора на начальной стадии конфликта
§ с момента поступления заявления по уго-
< ловным и административным спорам, до подачи в суд по гражданским делам позволит
¡2 более эффективно и своевременно урегули-Ь ровать спор или конфликт. Многие граждане ш не знают о процедуре медиации и ее преи-$ муществах, это препятствует населению в § полной мере сделать выбор: обратиться в
< суд или урегулировать спор самостоятельно
< с помощью медиатора.
Статья 3. Цели медиации Ь 1) достижение варианта разрешения ^ спора (конфликта), устраивающего стороны ^ медиации;
Ь
ш т
5 Статьи Республики Казахстан 01.04.2019 № 4 (280) «Пр
Сторон в процедуре медиации может быть больше двух, в связи с этим необходимо исключить слово «обе», так как на практике юристы, адвокаты используют эту статью для отказа от медиации, ссылаясь на невозможность ее проведения по причине большего количества сторон, чем указано в законе.
Статья 8-1. Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган:
1) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере медиации;
2) координирует деятельность организаций медиаторов;
3) разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам медиации;
4) проводит мониторинг законодательства Республики Казахстан о медиации;
5) осуществляет международное сотрудничество в сфере медиации;
6) обеспечивает функционирование и развитие системы медиации;
7) обеспечивает правовое информирование населения об организациях медиаторов, механизмах, об основаниях и условиях применения медиации;
8) ведет реестр организаций медиаторов.
Необходимо определить на законодательном уровне уполномоченный государственный орган, который будет обеспечивать реализацию государственной политики в сфере организации медиации, осуществлять регулирование и управление в данной области, а также занимался бы развитием института медиации на системной основе.
Статья 9. Требования, предъявляемые к медиаторам
2. Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной основе (профессиональный медиатор), так и на общественных началах (общественный медиатор).
Указание деятельности медиатора на общественных началах необходимо для обозначения его общественного статуса, как оказывающего содействие в примирении сторон на безвозмездной основе в сфере общественных отношений.
3. Осуществлять деятельность медиатора на общественных началах могут:
взаконодательств, https://bestprofi.com
1) лица, достигшие сорокалетнего возраста и состоящие в реестре общественных медиаторов акима района (города областного значения), района в городе, города районного значения, поселка, села, сельского округа);
В классификатор профессий Минтруда РК с 01.01.2018 года предусмотрена профессия «Медиатор» без указания профессиональный или общественный, следовательно, в Закон «О медиации» это должно быть внесено с указанием полномочий каждого из них и предъявляемых к ним требований.
Статья 10. Права и обязанности медиатора
1. Медиатор вправе:
1) в ходе медиации проводить встречи как со всеми сторонами одновременно, так и с каждой из сторон в отдельности и получать от сторон информацию о самом споре (конфликте) в объеме, необходимом и достаточном для проведения медиации;
1-1) самостоятельно выбирать инструменты проведения медиации при соблюдении требований законодательства о медиации, порядка проведения медиации и этики медиатора;
1-2) осуществлять свою деятельность на возмездной или безвозмездной основе, индивидуально или совместно с другими медиаторами, образовывать организации медиаторов;
1-3) на возмещение расходов, понесенных для подготовки и проведения медиации, а также на вознаграждение в размере и форме, предусмотренных договором о медиации;
1-4) отказаться от проведения медиации по этическим или личным мотивам;
2) информировать общественность об осуществлении своей деятельности (количество, продолжительность, результативность) с соблюдением принципа конфиденциальности;
2. Медиатор обязан:
1) при проведении медиации действовать только с согласия сторон медиации;
2) до начала медиации разъяснить сторонам медиации ее цели и принципы, правила проведения, а также их права и обязанности сторон и медиатора, порядок и правовые последствия заключения соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации;
3) проинформировать стороны медиации о своем профессиональном опыте и компетенции;
4) содействовать сторонам в последовательном обмене документами, сведениями и сообщениями по обсуждаемым вопросам;
5) не разглашать сведения, полученные в связи с проведением медиации;
6) сообщить сторонам медиации в начале и в течение проведения медиации об обстоятельствах, которые могут вызвать обоснованные сомнения в его независимости и беспристрастности, и продолжать проводить медиацию только при наличии письменного согласия всех сторон медиации;
7) прекратить медиацию в случае противоречия между личными интересами медиатора и его обязанностями, которая может повлиять на его беспристрастность и нейтральность при медиации, а также при наличии других обстоятельств, исключающих его участие, или требуют прекращения его участия в медиации;
8) регулярно повышать свой профессиональный уровень.
3. Медиатор не вправе оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь, и обязан придерживаться принципов медиации, порядка проведения медиации и этики медиатора.
4. Медиатор имеет также другие права и несет другие обязанности, предусмотрен- ш ные законодательством Республики Казах- р стан. И
Недостаточно разъяснить только цели ме- н диации и права и обязанности сторон. И
Поскольку медиаторы на практике ино- р гда не разъясняют сторонам в полном объ- > еме принципы и правила медиации, права и К обязанности медиатора, последствия заклю- О чения соглашения, следует вменить разъяс- а нение этой важной для сторон информации Л в обязанность медиатора. р
Статья 11. Права и обязанности сторон ^ медиации
4. Стороны, в случае необходимости для В правильного разрешения правового спо- о ра (конфликта), имеют право по взаимно- §< му согласию сторон приглашать экспертов, Н специалистов, а также переводчиков.
В ходе медиации зачастую возникают си- А туации, когда необходим переводчик, либо И экспертное заключение по тем или иным во- к просам, однако Закон РК «О медиации» не № регламентирует возможность приглашения ( данных лиц для их участия в процедуре ме- — диации. о
Статья 13. Организации медиаторов
1. Организации медиаторов являются некоммерческими, негосударственными, самофинансируемыми и саморегулируемыми организациями, созданными по инициативе медиаторов в организационно-правовых формах, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О некоммерческих организациях».
В целях приведения в соответствие с Законом РК «О саморегулировании» данную норму предлагаем заменить слово «самоуправляемыми» на «саморегулируемыми».
Статья 13-1. Функции организации медиаторов
Организация медиаторов осуществляет следующие основные функции:
1) Ведет реестр профессиональных медиаторов-членов организации;
2) Разрабатывает и устанавливает условия членства медиаторов, осуществляющих деятельность на профессиональной основе;
3) Организует информационное и методическое обеспечение своих членов в сфере осуществления деятельности медиаторов;
4) Представляет интересы членов организации медиаторов в их отношениях с государственными органами, а также с
^ международными профессиональными ор-™ ганизациями медиаторов; 2 5) Обеспечивает соблюдения членами ^ организации за профессиональной деятель-^ ностью в части соблюдения ими требований ^ настоящего Закона и иных нормативных ^ правовых актов Республики Казахстан; Ц 6) Устанавливает и применяет меры дис-е циплинарного воздействия в отношении
1 членов организации.
о Необходимо определить на законодатель-
2 ном уровне основные функции организации ^ медиаторов, упущенный в действующей ре-^ дакции, так как этот вопрос вызывает много ЦЕ споров.
Статья 15. Проведение медиации члена-н ми местного сообщества § 1. Наряду с медиаторами, осуществляюсь щими свою деятельность на общественных ^ началах и состоящих в реестре обществен-¡5 ных медиаторов, медиацию могут проводить 5 избираемые собранием (сходом) местного Ь сообщества для этих целей члены местного ^ сообщества, имеющие большой жизненный ^ опыт, авторитет и безупречную репутацию. Ь 2. Протокол собрания (схода) местного т сообщества об избрании членов местного
сообщества в качестве медиаторов на общественных началах в течение десяти рабочих дней направляется уполномоченному органу для включения в реестр общественных медиаторов с приложением документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 16, а также сведений в соответствии с пунктом 3 статьи 16 настоящего Закона.
Приведение нормы Закона в связи с внесением Министерства труда и социальной защиты населения РК профессии «Медиатор» в единый Классификатор профессий РК.
Статья 16. Ведение акимом района (города областного значения), района в городе, города районного значения, поселка, села, сельского округа реестра общественных медиаторов
1. Реестр общественных медиаторов, осуществляющих медиацию на территории Республики Казахстан на общественных началах, ведет аким района (города областного значения), района в городе, города районного значения, поселка, села, сельского округа (далее - уполномоченный орган).
2. Медиаторы, осуществляющие медиацию на общественных началах, обязаны обратиться в уполномоченный орган для включения в реестр общественных медиаторов с приложением копий удостоверений личности (нотариально засвидетельствованную копию в случае непредставления оригинала удостоверения личности для сверки), медицинских справок из медицинской организации, оказывающей наркологическую помощь, и психоневрологической организации, выданных по месту жительства претендента, справки об отсутствии судимости.
3. Реестр общественных медиаторов содержит:
1) фамилию, имя и отчество (при его наличии) медиатора;
2) юридический адрес медиатора;
3) контактные данные медиатора (почтовый адрес или адрес электронной почты либо номер телефона или телефакса);
4) сведения об области медиации, в которой медиатор специализируется;
5) сведения о языке, на котором медиатор способен осуществлять медиацию;
6) сведения о приостановлении деятельности медиатора.
4. Медиаторы включаются уполномоченным органом в реестр общественных медиаторов в уведомительном порядке в течение
десяти дней со дня получения соответствующего заявления при условии соответствия требованиям пункта 2 настоящей статьи и статьи 9 настоящего Закона.
В случае не включения медиатора в реестр общественных медиаторов уполномоченный орган обязан в течение десяти дней со дня получения соответствующего заявления дать мотивированный ответ в письменном виде о причинах отказа.
5. Реестр общественных медиаторов должен быть размещен на интернет - ресурсе уполномоченного органа на казахском и русском языках либо в доступных для общественности местах и обновляться по мере включения в него медиаторов.
Уполномоченный орган вправе опубликовывать реестр общественных медиаторов в периодических печатных изданиях.
Приведение нормы Закона в связи с внесением Министерства труда и социальной защиты населения РК профессии «Медиатор» в единый Классификатор профессий РК.
Статья 16-1. Информационная встреча с медиатором.
1. По спорам, возникающим в сфере земельных, трудовых и семейных отношений с участием физических и юридических лиц, а также по уголовным и административным делам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, до обращения или направления в суд возможно проведение информационной встречи с медиатором.
2. Информационная встреча с медиатором проводится на безвозмездной основе с каждой стороной в отдельности либо со всеми сторонами одновременно.
3. По итогам информационной встречи в случае отказа сторон(ы) от процедуры медиации медиатор выдает участникам встречи справку об участии сторон в информационной встрече в порядке досудебного урегулирования спора.
Предлагаем ввести информационную встречу с медиатором на досудебной стадии по семейным и трудовым спорам, по уголовным и административным делам, прекращающимся за примирением сторон.
Как показывает практика, работа медиатора на начальной стадии конфликта с момента поступления заявления по уголовным и административным спорам, до подачи в суд по гражданским делам позволяет более эффективно и своевременно урегулировать спор или конфликт.
Статья 17. Порядок и способы проведения медиации
1. Медиация по взаимному согласию сторон и медиатора может проводиться:
1) в виде индивидуальных и/или совместных встреч сторон с медиатором;
2) посредством индивидуальных и/или совместных телефонных бесед сторон с медиатором;
3) в виде индивидуальных и/или совместных бесед сторон с медиатором посредством видео - конференцсвязи;
4) посредством обмена электронными сообщениями между сторонами и медиатором;
5) иными способами с использованием цифровых технологий и коммуникаций, не противоречащими требованиям настоящего Закона.
2. С согласия сторон может применяться порядок (регламент) проведения медиации, утвержденный организациями медиаторов.
На сегодняшний день Закон РК «О медиации» не запрещает проводить медиацию всеми указанными способами, которые за исключением первого, по сути своей и представляют из себя он-лайн медиацию.
Самой распространенной формой онлайн медиации на сегодня является медиация по телефону. ш
Предлагается внести указанные измене- р ния, чтобы обозначить законность всех при- к меняемых на сегодняшний день способов, н тем самым расширив возможности приме- И нения медиации.
Статья 18. Место и время проведения ме- > диации К
1. Стороны могут по своему усмотрению О договориться о месте проведения медиации. а
2. С согласия сторон медиатор определяет Л дату и время проведения медиации, пригла- р шает стороны (сторону) на информацион- £ ную беседу. П
3. Участники медиации могут участво- А вать в процедуре медиации путем использо- Оо вания технических средств связи по инициа- §< тиве и с согласия сторон. Н
Правовая регламентация участия в проце- о дуре медиации путем использования техни- А ческих средств и соглашений подписанных ИИ сторонами медиации - ЭЦП позволит бы- к стро и без лишних затрат разрешить спор. №
Развитие онлайн-медиации, позволит ( сторонам медиации иметь право подписать — соглашение об урегулировании спора (кон- О фликта) электронной цифровой подписью.
Статья 21. Форма и содержание договора о медиации
1. В случае взаимного согласия сторон о разрешении спора (конфликта) путем медиации составляется договор о медиации, оформленный в письменной форме.
2. Существенными условиями договора о медиации являются:
1) дата, время и место заключения договора о медиации;
2) наименование сторон спора (конфликта), фамилии и инициалы, должности их представителей с указанием полномочий;
3) предмет спора (конфликта);
4) сведения о медиаторе (медиаторах), который (которые) выбран (выбраны) сторонами медиации, об организации медиаторов;
5) условия, порядок и размер расходов, связанных с проведением медиации, а в случае осуществления медиации на профессиональной основе - выплаты вознаграждения медиатору (медиаторам) за проведение медиации;
6) язык проведения медиации;
7) обязательство сторон о конфиденциальности проведения медиации и последствия неисполнения такого обязательства;
8) основания и объем ответственности 3 медиатора, участвующего в урегулирова-™ нии спора (конфликта) сторон медиации, за 2 действия (бездействие), повлекшие убытки ^ (ущерб) для сторон медиации;
9) реквизиты сторон (данные, удостове-^ ряющие личность, место жительства, кон-^ тактные телефоны);
Ц 10) срок проведения медиации; е 11) порядок проведения медиации.
12) права и обязанности участников ме-о диации;
2 13) порядок и основания для прекраще-^ ния медиации;
14) иные условия, определенные меди-^ атором (медиаторами) и сторонами медиане ции.
Перечисленные поправки более детально § регламентируют условия договора о медиа-о ции.
^ Статья 22. Расходы, связанные с проведе-¡5 нием медиации
£ 6. Медиаторам на общественных началах Ь возмещаются расходы, понесенные ими в ^ связи с проведением медиации, указанные в х подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи. Ь Статья 23. Особенности медиации в сфе-т ре гражданских, трудовых, семейных и иных
правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц
3. Договор о медиации по урегулированию споров, вытекающих из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений, в том числе по материалам на стадии исполнительного производства с участием физических и (или) юридических лиц, находящихся на рассмотрении суда, является основанием для приостановления производства по делу.
В соответствии с Законом РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» предусматривается приостановление исполнительного производства в связи с проведением процедуры медиации и последующего его прекращение на основании заключенного сторонами медиативного соглашения.
Статья 24. Особенности медиации, проводимой в ходе уголовного судопроизводства и по делам об административных правонарушениях
4. Медиация в ходе уголовного судопроизводства и по делам об административных правонарушениях должны быть осуществлены в установленные законами Республики Казахстан сроки досудебного и судебного производства.
Включаем по аналогии административное правонарушение, основываясь на статьи КоАП РК 73, 73-1, 73-2.
6. При прекращении медиации, проводимой в рамках уголовного процесса и по делам об административных правонарушениях, стороны обязаны незамедлительно направить органу, ведущему уголовный процесс или дело об административном правонарушении, в производстве которого находится уголовное дело или дело об административном правонарушении:
Включаем по аналогии административное правонарушение, основываясь на статьи КоАП РК 73, 73-1, 73-2.
Статья 25. Особенности медиации в сфере семейных отношений
3. Если в ходе медиации устанавливаются факты, которые подвергают или могут подвергнуть опасности нормальный рост и развитие ребенка или наносят ущерб его здоровью и законным интересам, медиатор, обязан обратиться в орган, осуществляющий полномочия по защите прав ребенка.
Статья 26. Прекращение медиации
1. Медиация прекращается в случаях:
1) подписания сторонами соглашения об урегулировании спора (конфликта) - со дня подписания такого соглашения;
2) установления медиатором обстоятельств, исключающих возможность разрешения спора (конфликта) путем медиации;
3) письменного отказа стороны (сторон) от медиации со дня подписания стороной (сторонами) письменного отказа;
4) письменного отказа одной из сторон от продолжения медиации с момента уведомления доступными средствами связи;
5) истечения срока проведения медиации - со дня его истечения с учетом положений статей 23 и 24 настоящего Закона.
2. В случаях, указанных в подпунктах 3)-5) пункта 1 настоящей статьи медиатор по требованию стороны (сторон) выдает уведомление о прекращении процедуры медиации с указанием причины прекращения процедуры.
На практике стороны просят документ о том, что медиация не состоялась, для возможного предъявления его в суд. Такое уведомление выдается медиаторами, но каждый называет его как хочет и придает ему свою форму.
В этой связи, необходимо введения выдачи медиатором уведомления о прекращении процедуры медиации.
Данное уточнение предлагается для облегчения подписания соглашения в случае, когда стороны находятся в разных городах, для уменьшения расходов сторон, связанных переездом/перелетом/ проживанием, которые стороны несут для подписания соглашения.
Статья 27. Соглашение об урегулировании спора и конфликта
6. Соглашение об урегулировании спора (конфликта), достигнутое сторонами при проведении медиации в ходе уголовного процесса, представляет собой соглашение об урегулировании конфликта путем заглаживания, причиненного потерпевшему вреда и примирения лица, совершившего уголовное правонарушение, с потерпевшим.
По делам об административных правонарушениях представляет собой соглашение об урегулировании конфликта путем примирения сторон.
7-1. Соглашение об урегулировании спора (конфликта) о разделе имущества или залоге имущества является основанием для регистрации/перерегистрации прав на недвижимое/движимое имущество или залога в регистрирующих органах.
Предлагается внести изменения о том, что медиативное соглашение является основанием для регистрации/перерегистрации прав на недвижимое/ движимое имущество, а также регистрации залога в органах, осуществляющих данные действия. На практике осуществляется очень большое количество соглашений о разделе имущества и залоге имущества, и сторонам в данном случае приходится дополнительно идти к нотариусу и нести дополнительные расходы.
Кроме того, имеется разъяснение МЮ РК о том, что медиативное соглашение является основанием для регистрации/перерегистрации указанных прав.
Статья 27. Соглашение об урегулировании спора и конфликта
9. В случае уклонения от исполнения соглашения заинтересованная сторона вправе обратиться в суд в соответствии с порядком, установленным процессуальным законодательством Республики.
Согласно ГПК упрощенное производство ш делится на приказное производство и упро- р щенное (письменное) производство. Испол- ИК нение обязательства по медиативному со- н глашению обжалуется в порядке приказного И производства (ст. 135 ГПК).
Это совершенно разный порядок обраще- > ния в суд. Но лучше указать ссылку на ГПК К чтобы в случае будущих изменений в ГПК О не приходилось вносить изменения в дан- А ную статью. Л
Заключение. В заключение хочется ска- р зать, что уже пройден определенный путь, оА но еще многое нам предстоит сделать. На- П деемся, что в перспективе прогрессивный оА институт Медиации получит надлежащее, а Оо значит несравнимо более широкое распро- §< странение в практике, что послужит реали- Н зации идеи формирования в нашей стране Оо полноценной системы восстановительного А
правосудия. И
о
№ 6
) о
ЛИТЕРАТУРА
1. Касым-Жомарт Токаев, НУР-СУЛТАН, 5 янв — Sputnik. «Егемен Казацстан» «Тэу-елЫздш бэршен цымбат». Читать далее: https://ru.sputnik.kz/politics/20210105/15920040/ tokaev-statya-o-nezavisimosti.html
2. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана. 1 сентября 2020 г. https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g
3. Носырева Е.И. Методические и теоретические основы преподавания курса «Посредничество (медиация)» //Хрестоматия альтернативного разрешения споров: Учебно-методические материалы и практические рекомендации / Сост. Севастьянов. - СПб.: АНО «Редакция журнала «Третейский суд» - (Библиотека журнала «Третейский суд». Вып. 3 «Хрестоматия альтернативного разрешения споров»). 2009. С. 388; Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2000. С. 512).
4. Дячук М.И. Проблемы и перспективы развитие медиации в Республике Казахстан // Международный научно-популярный журнал. Наука и жизнь Казахстана/Казацстанныц гылымы мен вмiрi №3/2 (47), C. 63-66. https://nauka-zan.kz/jurnal/category/2017
5. Грефин фон Шлиффен К.(ред), Вегманн Б. Медиация в нотариальной практике (альтернативные способы разрешения конфликтов). Перевод с нем. Трушникова С.С. — Wolters Kluwer, 2005. — 372 c. — (Библиотека нотариуса). — ISBN: 3-425-24584-5 (нем), 5-46600069-8 (в пер.).
6. Sander F. Dispute Resolution Within and Outside the Courts: an Overview of the U.S. Experience // Attorneys General and New Methods of Dispute Resolution. National Associationof Attorneys GeneralandABA. - 1990. - P. 20-31.
REFERENCES
™ 1. Kasym-Zhomart Tokaev, NUR-SULTAN, 5janv—Sputnik. «EgemenKaza^stan» «Tauelsizdik
™ barinen цymbat». Chitat'dalee: https://ru.sputnik.kz/politics/20210105/15920040/tokaev-statya-
s& o-nezavisimosti.html
& 2. Poslanie Glavy gosudarstva Kasym-Zhomarta Tokaeva narodu Kazahstana. 1 sentjabrja
g 2020g. https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-
§ kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g
< 3. Nosyreva E.I. Metodicheskie i teoreticheskie osnovy prepodavanija kursa «Posrednichestvo g (mediacija)» // Hrestomatija al'ternativnogo razreshenija sporov: Uchebno-metodicheskie i materialy i prakticheskie rekomendacii / Sost. Sevast'janov. - SPb.: ANO «Redakcija zhurnala >s «Tretejskij sud» - (Biblioteka zhurnala «Tretejskij sud». Vyp. 3 «Hrestomatija al'ternativnogo g razreshenija sporov»). 2009. S. 388; Dal' V.I. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka. Sovremennaja
< versija. M, 2000. S. 512).
4. Djachuk M.I. Problemy i perspektivy razvitie mediacii v Respublike Kazahstan //
¡g Mezhdunarodnyj nauchno-populjarnyj zhurnal. Nauka i zhizn'Kazahstana/Kazaцstannyц sylymy
k men emiri №3/2 (47), C. 63-66. https://nauka-zan.kz/jurnal/category/2017 ш 5. Grefin fon Shliffen K.(red), Vegmann B. Mediacija v notarial'nojpraktike (al'ternativnye
ч sposoby razreshenija konfliktov). Perevod s nem. Trushnikova S.S. — Wolters Kluwer, 2005. -
§ 372 c. — (Biblioteka notariusa). — ISBN: 3-425-24584-5 (nem), 5-466-00069-8 (vper.).
< 6. Sander F. Dispute Resolution Within and Outside the Courts: an Overview of the U.S. ¡5 Experience //Attorneys General and New Methods of Dispute Resolution. National Associationof § Attorneys Generaland ABA. - 1990. - P. 20-31.
Ь
X
s s
X
ь
Ш co