Научная статья на тему 'Уральское общество любителей естествознания в образовательном пространстве Урала'

Уральское общество любителей естествознания в образовательном пространстве Урала Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
381
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРАЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (УОЛЕ) / ЗЕМСКИЕ ШКОЛЫ / НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ / МЕТОД НАГЛЯДНОСТИ / МУЗЕЙ / НАРОДНЫЕ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Русинова Мария Павловна

Рассматривается роль и место Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ) в развитии образования на Урале во второй половине 19 века; в качестве основных итогов деятельности данного общества отмечаются создание комиссии по распространению естественно-исторических знаний, проведение членами Общества лекций, бесед и экскурсий для широких слоев населения; показана связь УОЛЕ и земства Пермской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уральское общество любителей естествознания в образовательном пространстве Урала»

УДК 370(09)(235.55)

М. П. Русинова

УРАЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УРАЛА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ), земские школы, народные училища, церковно-приходские школы, просвещение, экологическое просвещение, учебные пособия, метод наглядности, музей, народные учителя.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается роль и место Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ) в развитии образования на Урале во второй половине 19 века; в качестве основных итогов деятельности данного общества отмечаются создание комиссии по распространению естественно-исторических знаний, проведение членами Общества лекций, бесед и экскурсий для широких слоев населения; показана связь УОЛЕ и земства Пермской губернии.

После отмены в 1861 г. крепостного права в России происходит целый ряд преобразований, в том числе и в сфере образования и просвещения. В 1863 г. был издан самый либеральный университетский устав, согласно которому вся жизнь вуза регламентировалась советом профессоров; университет обладал правом автономии и экстерриториальности. Министерство просвещения лишь утверждало решения совета. Благодаря «Положению о народных училищах», изданному в 1864 г., вводилось доступное всесословное образование. В это же время возникают местные органы самоуправления — земства, которые занимались созданием школ, училищ, библиотек и других учреждений образовательного характера. Одним из наиболее прогрессивных земств этого периода выступило земство Пермской губернии, организованное в 1870 г. За 1870— 1875 гг. было организовано 49 школ. Но, тем не менее, образовательный уровень оставался достаточно низким, так как большая часть школ открывалась в крупных населенных пунктах. Школы

часто располагались в помещениях, не приспособленных к учебному процессу, да и многие родители сами не хотели отдавать своих детей в школы, считая это ненужной тратой времени. Особенно характерно это было для женской половины населения, большая часть которой была безграмотной. Возникшие в шестидесятых годах женские гимназии преследовали весьма узкую утилитарную цель: готовить девушек к роли будущей супруги и матери семейства.

Следует отметить и нехватку квалифицированных учителей. С переходом школ в ведомство земств большинство учителей было уволено за профессиональную непригодность, а заведений, в которых бы готовили квалифицированных специалистов, на Урале не было.

В этот период в России начинает формироваться новый социальный слой — интеллигенция. Многие представители интеллигенции и дворян были охвачены острым чувством вины перед народом, что в конечном итоге привело к приукрашиванию качеств крестьянского характера, образа жизни народа и хож-

дению в «народ» наиболее неравнодушной части общества.

Одновременно возникает интерес к естественным наукам, особенно к физическим и химическим процессам; на этой основе «новые» люди пытаются вывести законы, с помощью которых можно было бы построить благополучное общество и государство. Все это способствовало развитию просвещения во многих регионах России, в том числе и на Урале.

Значительные изменения происходят в сфере науки. Во второй половине 19 в. открывается целый ряд университетов, они получают большую самостоятельность в вопросах преподавания. Представители этой группы объединяются по своим интересам и создают различные научные общества. Наиболее известными обществами 19 в. являлись Московское общество испытателей природы и Императорское Русское географическое общество. Но деятельность их была узкоспециализированной, они почти не выполняли просветительской функции. На Урале в это время действовал филиал Русского технического общества. Но опять-таки его работа была известна узкому кругу людей.

В такой ситуации потребность в создании общественных организаций, которые бы поддержали процесс развития системы образования, ощущалась особенно остро. С этой целью на Урале, как и по всей России, начинают появляться различные общества с просвещенческой направленностью. Крупнейшим из них стало Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ). Объявив своей целью «изучение Уральского края в естественно-историческом отношении и распространение знаний о нем», оно проявило себя не только как научное, но и просветительское общество.

УОЛЕ было основано в 1871 г. в Екатеринбурге. За годы своего существования (почти 60 лет) Обществом было сделано немало, как в области научных ис-

следований, так и в области просвещения.

В первые годы существования УОЛЕ, в виду слабой материальной базы, реализация задач просвещения могла осуществляться только в образовательных учреждениях, где работали многие из членов общества. В первую очередь нужно отметить таких выдающихся преподавателей, как О. Е. Клер, Н. К. Чупин, В. И. Обреимов. Так, уже в 1871 г. Клером был организован цикл бесед и экскурсий по ботанике для учеников мужской гимназии, в ходе которых он не только рассказывал об особенностях флоры окрестностей Екатеринбурга, но и уделял внимание экологии растений. Особое внимание обращалось на лекарственные растения, растения — эндемики, редкие виды. Так, в просвещенческой деятельности УОЛЕ в качестве отдельного вида стало выделяться экологическое просвещение.

Переход к массовой просвещенческой деятельности произошел в 1887 г. после проведения Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки. Члены общества получили в бесплатное пользование на десятилетний срок одно из зданий горного ведомства. У общества появилась возможность просторно разместить коллекции своего музея и открыть его для посещения публики. Открытие музея для публики было назначено на 27 декабря 1888 г. Интерес к открытию музея был большой. За первый год работы его посетило 1293 человека. Свою просветительскую деятельность УОЛЕ выполняло не только с помощью музейной экспозиции, предоставив возможность знакомиться с ней широкому кругу посетителей. В музее велась интенсивная лекторская работа, организовывались массовые культурные мероприятия, устраивались временные выставки. 13 января 1908 г. совместно с семейно-педагогическим кружком музей провел «Утро в честь Некрасова», в котором участвовало свыше 300 человек. В 1888 г., уже вскоре

после открытия музея для публики, в его помещении была организована первая публичная общедоступная лекция о физическом воспитании детей в первые годы жизни [5. С. 109].

В 1896 г. УОЛЕ создает «комиссию по распространению естественно-исторических знаний». Председателем был избран Н. А. Русских. Для более эффективного распространения знаний среди населения членами комиссии был разработан ряд мер. На первом месте стояло формирование и изготовление учебных коллекций по естествознанию. С этой целью обществом были созданы Минералогическая мастерская и Подвижной музей учебных пособий.

Среди других мер значились: организация периодических популярных лекций, устройство практических курсов, издание популярных книг, журналов, газеты, установление связей с земствами и учебными заведениями Урала.

Создание комиссии имело большое значение для развития методик преподавания предметов естественнонаучного цикла. Благодаря деятельности минералогической мастерской были разработаны коллекции минералов на основе наиболее популярных учебников геологии. Подвижной музей занимался изготовлением наглядных пособий для школ и училищ на заказ. Работа УОЛЕ в этом направлении способствовала развитию метода наглядности, как одного из ведущих при изучении естествознания.

Комиссия по распространению знаний оказала большую поддержку земским школам. Многие из членов УОЛЕ выступали перед учащимися с лекциями, проводили экскурсии в музее, а также в окрестностях города.

Для народных учителей земствами совместно с членами УОЛЕ организовывались курсы повышения квалификации. Отдел Народного образования Пермской губернии вел по этому вопросу переписку с О. Е. Клером:

«Земство Пермской губернии Губернская Управа, отдел Народного образования Господину президенту УОЛЕ О. Е. Клеру Губернское земство летом текущего года организует в городе Екатеринбурге общеобразовательные курсы для народных учителей Зауральских уездов Пермской губернии. Количество курсистов предполагается около 1 тыс. человек. УОЛЕ, уже давно завоевавшее себе научную известность и собравшее в стенах своего музея многочисленные коллекции, не могло быть обойдено губернским земством, как учреждение, могущее оказывать в высшей степени серьезную услугу в исполнении той просветительской задачи, какая возлагается на общеобразовательные курсы.

В виду этого, губернская управа имеет честь обратиться к Вам, г. Президент, и просить Вас оказать свое просвещенное содействие в ознакомлении участников курсов с теми научными коллекциями, которые составляют вполне заслуженную славу музея УОЛЕ. Совет музея оказал бы огромную услугу, как делу курсов, так и народным учителям курсистам, организацией рефератов по объяснению коллекций. Особенно по отделам археологии, истории, этнографии края. Такие рефераты были даны Пермским научнопромышленным музеям для курсистов общеобразовательных курсов, организованных в г. Перми летом 1913 г., и оставили по себе неизгладимое впечатление.

Губернская Управа имеет честь просить Вас оказать свое авторитетное содействие в обеспечении успеха настоящего обращения и о результате не отказать ее уведомить» [1].

Таким образом, УОЛЕ способствовало более широкому использованию метода наглядности, проводило методическую работу с учителями и способствовало развитию школ различного типа.

В первые годы после революции деятельность УОЛЕ была по-прежнему востребованной. Члены общества совместно

с Народным комиссариатом просвещения часто организовывали популярные лекции. УОЛЕ подготовило преподавательские кадры, ориентированные на работу с малограмотными или вообще неграмотными слоями населения. В дальнейшем это сыграло большую роль в реализации программы ликбеза.

Благодаря поддержке властей деятельность УОЛЕ заметно расширилась как в количественном, так и в качественном отношении.

Для проведения лекций предоставлялись целые клубы и даже Дом крестьянина, что позволяло собирать значительно большее число слушателей. С точки зрения содержания, лекции дифференцировались в зависимости от аудитории для членов УОЛЕ, для педагогического персонала техникумов и школ первой и второй ступеней и, наконец,

для всех интересующихся вопросами естествознания [2].

За годы своего существования УОЛЕ оказало большое влияние на развитие образования на Урале. Обществом были подготовлены квалифицированные преподавательские кадры, которые продолжили работу и после закрытия организации в различных учебных заведениях города. Просвещенческая деятельность осуществлялась в различных формах: лекции, экскурсии, беседы, выставки. Членами УОЛЕ были разработаны многочисленные методики сбора и составления коллекций, а также наблюдений за явлениями природы, которые остаются актуальными и в настоящее время. Музей УОЛЕ (ныне Свердловский областной краеведческий музей) по-прежнему остается одним из наиболее популярных музеев города.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГАСО. Ф. 101. О. 1. Д. 200.

2. ГАСО. Ф. 101. О. 1. Д. 883.

3. ЕЛИСАФЕНКО, М. К. Земская школа как социокультурный фактор (вторая половина XIX—

начало XX в.) / М. К. Елисафенко / / История образования и культуры Урала : межвуз. сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1998.

4. ЕЛИСАФЕНКО, М. К. Развитие начального и среднего образования и система профессиональной подготовки во второй половине XIX в. / М. К. Елисафенко / / История развития системы образования на Урале : учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1998.

5. ЗОРИНА, Л. И. Уральское общество любителей естествознания (1870—1929). Из истории науки и культуры / Л. И. Зорина. — Екатеринбург, 1998.

6. ОБРАЗОВАНИЕ на Урале : история и современность : материалы к учебному курсу / авт.-сост. Е. В. Коротаева, И. В. Иофина ; УрГПУ. — Екатеринбург, 2005.

Получено 10.03.08 © Русинова М. П., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.