УДК 37 (09)(470.5) ББК 74.03(2)
Русинова Мария Павловна
соискатель
кафедра инновационных образовательных теорий и технологий Уральский государственный педагогический университет
г. Екатеринбург Rusinova Maria Pavlovna Post-graduate
Chair of Innnovation Educational Theories and Technologies Ural State Pedagogical University Yekaterinburg
Формы реализации просвещенческой миссии Уральского общества
любителей естествознания Educational Mission Realization Forms of the Ural Society of Natural Sciences Admirers
Статья посвящена деятельности Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ) - одной из крупнейших научных и просветительских организаций второй половины XIX в. Выделено одно из направлений работы этого общества - просвещенческое. Определена направленность этой деятельности и формы ее реализации. Определен вклад УОЛЕ в становление системы образования Урала.
The article is dedicated to the activity of the Ural Society of Natural Sciences Admirers (UNSAS). It is one of the largest scientific and educational organizations of the second half of XIX century. We marked out one of the main directions of this organization - education and defined the contribution of the UNSAS to the Ural educational system forming. The purpose of the activity and the forms of its realization are determined.
Ключевые слова: Уральское общество любителей естествознания, просвещение, миссия, образование, земства, методика, наглядность, педагогические курсы.
Key words: the Ural Society of Natural Sciences Admirers (UNSAS), education, mission, zemstvas, methods, visual expression, pedagogical courses.
Реформы 60-х гг. XIX в. вызвали с ильные перемены во всех сферах общества. Переход к капиталистическому типу отношений потребовал перестройки системы организации производства, привлечения к труду квалифицированных рабочих. Особенно остро эта проблема встала на Урале, где горнодобывающая промышленность испытывала кризис. Ситуация заметно осложнялась отсутствием в регионе достаточного числа учебных заведений. Причем речь идет не только об училищах, в которых приобреталась профессия, но и о начальных школах. С появлением земств в 1864 г. ситуация изменилась - был открыт ряд
школ для детей и взрослых. Но и этот факт не мог полностью исправить ситуацию. Поэтому, одновременно с расширением сети образовательных учреждений, в стране начинают появляться различные общества научной или просветительской направленности. Одним из наиболее ярких стало Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ), основанное в Екатеринбурге в 1871 г.
Уральское общество любителей естествознания являлось одновременно продолжением общероссийских тенденций в области просветительского движения, но и в тоже время уральской особенностью. Во второй половине XIX в. появляется достаточно много обществ такого типа - Педагогическое общество, Общество содействия начальному образованию и др. Достаточно обширная география этих организаций и позволяет нам сделать вывод об общероссийском характере этого явления.
В принципе, УОЛЕ могло возникнуть и каком-либо другом городе, ведь его основатель, О.Е. Клер уже принимал участие в создании аналогичной организации в Ярославле тремя годами ранее. И возможно, если бы не его переезд в Екатеринбург, то именно там и возникло бы это уникальное явление. Но все же, Общество любителей естествознания появилось именно на Урале. Промышленный регион, недостаточная изученность природных ресурсов, сложная, интегрированная культура - все это повлияло на то, что новая организация смогла развиться и получить международное признание. Среди мотивов участия научной общественности в деятельности Уральского общества любителей естествознания были: стремление к самореализации и самоутверждению интеллигенции посредством занятия научной работой; дань моде на увлечение естествознанием, сложившуюся в связи с большим числом научных открытий в этот период; но доминировавшим мотивом, вероятно, было стремление бескорыстного служения обществу. Осознание этой потребности и стремление ее реализовать, определяется нами как миссия (т.е. служение идее).
В современной литературе достаточно широко рассмотрена научно-исследовательская деятельность Уральского общества любителей естествознания. При этом цель, прописанная в уставе этой организации, значилась как
«изучение и исследование Уральского края в естественно - историческом отношении и распространение естественно - исторических знаний в этом крае» [1, 34]. Таким образом, в работе Общества выделялось два равнозначных направления - научно-исследовательское и просвещенческое. Просвещенческая составляющая определяется нами как просвещенческая миссия, которую мы понимаем как осознанное, бескорыстное и добровольное участие широких слоев населения в общественно полезной деятельности для удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.
О попытках реализации просвещенческой миссии мы можем говорить уже в первый год существования Уральского общества любителей естествознания. Первая волна просвещенческой деятельности хронологически совпадает с этапом становления общества - 1871-1887 гг. Деятельность эта носит индивидуальный характер. Впервые О.Е. Клером в рамках работы в гимназии были предприняты довольно успешные попытки организации внешкольных практических занятий по ботанике в форме экскурсий. Как свидетельствуют архивные источники, эти мероприятия пользовались большой популярностью не только среди школьников, но и среди простых жителей города. Этот факт служит очередным подтверждением незаурядным способностям Клера, как педагога, так и организатора. Экскурсии стали новой формой, предложенной членами УОЛЕ, для изучения естествознания. Слабое финансирование, а также довольно жесткие законы, регламентирующие содержание образования, не позволяли широко развернуть деятельность подобного рода.
По окончании Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки общество получило всероссийское признание, а это, в свою очередь, значительно упрочило его материальное положение. УОЛЕ смогло более широко развернуть просвещенческую деятельность, и ее организационную составляющую в частности. С этого момента (1887 г.) начинается второй этап просветительской работы общества, и она приобретает коллективный характер.
В 1896 г. При УОЛЕ создается комиссия по распространению естественно - исторических знаний. В ходе ее работы планировалось осуществить ряд мер.
1. Организация периодических популярных лекций и бесед с демонстрациями по предметам естествознания: химия, физика, геология и пр.
2. Устройство постоянных практических курсов для рабочего люда, с целью распространения среди них технических и технологических знаний и повышения техники народной промышленности
3. Издание для народа популярных книг естественно - исторического содержания
4. Издание популярных журналов с научным отделом. Издание популярной газеты.
5. Организация сношений общества с земствами и учебными заведениями Урала [2].
Исходя из вышеперечисленных планируемых мер, в качестве различных форм реализации просвещенческой миссии в 1887- 1916 гг. можно выделить следующие составные части:
-организация курсов повышения квалификации. В ходе этой деятельности осуществлялось сотрудничество УОЛЕ с земствами, образовательными учреждениями России, другими научными обществами. В результате такой работы удалось организовать ряд курсов, лекций и других мероприятий, просвещенческого характера. Также Общество выступило одним из главных инициаторов создания на Урале вуза.
Наиболее плотно сотрудничество с земствами стало осуществляться с 1900-х гг., когда на Урале начинают развиваться педагогические курсы и учительские институты. Также происходит увеличение общего числа школ, и предпринимаются попытки улучшить качество образования путем совершенствования методик преподавания отдельных дисциплин.
В связи с ростом числа школ, встал вопрос о переработке программ, и методов преподавания. Стремление к наглядности стало наиболее характерным для данного момента. Пермской губернии в этом стремлении принадлежало далеко не последнее место. Отдаленность от центров, отсутствие в г. Перми педагогических музеев, мастерских учебных пособий и даже спецскладов учебных
пособий, ставило учреждения и лиц, заинтересованных в деле оборудования школ, прямо в безвыходное положение. Земствам, школам, учительству приходилось или довольствоваться рекламами, каталогами, случайным знакомствам с новинками у случайных представителей фирм или выезжать в центры. Для решения проблемы существующие педагогические общества организовывали выставки учебных пособий. Одной из них стала выставка, проведенная в 1912 г. Обществом содействия начальному образованию г. Перми [3] .
В связи с подъемом педагогического движения и увеличением числа школ очень остро встал вопрос о подготовке педагогических кадров. По материалам школьной переписи 20 марта 1880 г. Только 35% учителей уральских гимназий, прогимназий, реальных и специальных училищ имели высшее образование. 29% окончили духовные учебные заведения, 53,2% имели среднее образование. Еще более тяжелая ситуация складывалась с учителями народных школ. Чиновники Министерства Просвещения сделали ставку на наиболее дешевый способ подготовки учителей этого типа и разрешили создавать педагогические классы и курсы при общеобразовательных учебных заведениях. Доля преподавателей, получивших образование таким способом на 1882 г. Составляла 65%. Далеко не все народные учителя были знакомы даже с элементарными педагогическими приемами. Земство Пермской губернии неоднократно обращалось к О.Е. Клеру с просьбой принять участие в организации курсов для народных учителей и представить коллекции из музея Уральского общества любителей естествознания. С обществом хотели сотрудничать не только организации Пермской губернии, но и другие, расположенные далеко за ее пределами, как например Нагайское реальное училище Одесского учебного округа, Феодосийское общество содействия образованию «Забота» и др.[4] Такая популярность свидетельствует о востребованности деятельности подобного рода.
- развитие эксурсионизма. УОЛЕ не только сотрудничало с земствами, но организовывало собственные мероприятия педагогического характера. В качестве одного из главных средств просвещения выступал музей УОЛЕ. Он был открыт для свободного посещения всем желающим. Ученики школ, военно-
служащие и крестьяне, приезжающие по выходным дням, могли бесплатно посещать музей. Членами общества на добровольной основе были организованы экскурсии с разъяснениями экспонатов. В ходе этой деятельности происходил отбор наиболее приемлемых для изучения естествознания форм, методов и средств.
-участие в создании вуза. Члены общества выступили одними из главных инициаторов проекта. В 1909 г. Они были включены в специальную комиссию по рассмотрению этого вопроса. Потребность в ВУЗе на Урале настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах, писали они. В качестве основных предпосылок к открытию вуза члены УОЛЕ выделяли следующие:
- хорошо развитую горную промышленность;
- специфику геологии Урала, а следовательно потребность в специалистах, подготовленных к деятельности в конкретном районе;
- необходимость рационального использования природных ресурсов для наиболее эффективного производства, но в тоже время введения ресурсосберегающих технологий в лесной промышленности.
Таким образом, из этих двух основных особенностей положения Уральской горной промышленности: - наличия неизведанных минеральных богатств и заботы о сохранении и развитии лесов - определяются 2 основных требования, каким должен ответить Уральский ВУЗ - это Горный - Лесной политехникум [5]. Члены УОЛЕ хотели видеть горный отдел с курсами по изучению исследованию и разведке рудных месторождений, гонного искусства, ведению горных работ (подземных и наземных) и механическому обогащению руд. А заводской - с курсами горнозаводской механики, металлургии чугуна, железа, стали, электротехники и электрометаллургии. [6].Усилия членов Общества не пропали даром - в 1917 г. В Екатеринбурге был открыт Уральский горный институт. Некоторые из членов УОЛЕ его сотрудниками. В первую очередь это относится к М.О. Клеру, который почти всю свою жизнь проработал здесь.
-разработка методической базы для преподавания естественнонаучных дисциплин. В рамках деятельности комиссии по распространению
естественно-исторических знаний успешно работали музей подвижных учебных пособий и минералогическая мастерская. В результате большое количество школ не только Уральского региона, но и России в целом, получили возможность использовать при преподавании дисциплин естественного цикла большое количество наглядных пособий.
Реализация принципа наглядности в школах Урала во многом стала возможной благодаря деятельности УОЛЕ. Стремясь охватить просветительным движением как можно большее число народа, при этом, не навязывая знания насильственно, а преподнося их в доступной, интересной форме, члены Общества широко применяли наглядные примеры. Наиболее активно проявил себя в этой области О.Е. Клер. Он предложил изучать естествознание не только на наглядных примерах, но и с использованием краеведческого подхода. На простых и хорошо знакомых примерах из родной природы, учащиеся знакомились со многими природными объектами и явлениями, постигали их сущность. Постепенно простое созерцание натуральных объектов сменялось вовлечением учащихся в исследовательскую деятельность. Самостоятельные наблюдения и анализ полученных результатов способствовал развитию познавательной и творческой активности учеников.
Революция 1917 года стала внешним фактором, который обусловил переход на очередной виток в жизни УОЛЕ. Поскольку в сфере образования произошли кардинальные перемены, то и формы деятельности претерпели существенные изменения. После упразднения земств и закрытия школ при них Уральское общество любителей естествознания лишилось базы для педагогической работы. Обществу пришлось сотрудничать с новыми структурами, такими как комиссариат народного просвещения. На этом этапе происходит преобразование многих структур Уральского общества любителей естествознания, а его деятельность несколько утрачивает свою самостоятельность из-за необходимости согласования содержания программ с вышестоящими структурами. Тем не менее, общество продолжало свою работу. Просветительная комиссия, или как она теперь называлась - Культпросветкомиссия, по-прежнему работала соглас-
но намеченной программе. Организуется ряд лекций по вопросам естествознания для педагогов школ и техникумов.
Общество начинает сотрудничать с Уралпрофсоветом по вопросам постановки научно-популярных лекций как для членов Общества, так и для педагогического персонала техникумов и школ первой и второй ступени. Работа в этом направлении намечалась в двух разделах: во-первых, постановка регулярных лекций для квалифицированной аудитории, во-вторых, лекции для широкой публики в больших помещениях города. Так как работа подобного рода в городе регулярно не велась, то Уральскон общество любителей естествознания надеялось на помощь Уралпрофсовета в организации лекторского Бюро [7].
В советский период Общество по-прежнему выступало как один из крупнейших очагов просвещения. Имея опыт организационной работы, оно было очень полезно новым властям в первые годы становления советской системы образования.
Реализация просвещенческой миссии осуществлялась в различных формах. Наиболее яркими из них стали сотрудничество с земствами, образовательными учреждениями и педагогическими обществами. Народное образование получило существенную поддержку в виде кадров и материального оснащения. Членами общества были подготовлены лекторы, преподаватели, общественные деятели, которые продолжили работу и после закрытия общества и выступали носителями тех же идей. Многообразие форм реализации просвещенческой миссии позволило восполнить определенные пробелы в сфере образования, имеющиеся на государственном уровне. Деятельность УОЛЕ послужила основой для развития системы образования на новом этапе.
Библиографический список
1. Зорина, Л.И. УОЛЕ 1870-1929. Из истории науки и культуры [Текст] / Л.И. Зорина. -Екатеринбург: Банк культурной информации, 1996. С.34
2. Государственный архив Свердловской области (ГАСО) ф. 101. оп. 1, д. 95
3. ГАСО, ф. 101. оп. 1, д. 151
4. ГАСО, ф. 101. оп. 1, д.132, д.151
5. ГАСО, ф. 101. оп. 1, д. 161
6. Филатов, В.В. «Отечества пользы для...» (75 лет Уральскому горному институту 1917-1992) [Текст] / В.В. Филатов. - Екатеринбург, 1992. С. 24
7. ГАСО, ф. 101. оп. 1, д. 883
Bibliography
1. Filatov, V.V. «For the Benefit of Homeland...» (75 years to the Ural Mining Iinstitute 1917-1992) [Text] / V.V. Filatov. - Yekaterinburg, 1992. - P. 24.
2. Record office of the Sverdlovsk area, fund 101, inventory 1, file 883.
3.Zorina, L.I. UNSAS 1870-1929. From the History of Science and Culture [Text] / L.I. Zo-rina - Yekaterinburg: Bank of Cultural Information, 1996. - P. 34.
4. Record office of the Sverdlovsk area, fund 101, inventory 1, file 95.
5. Record office of the Sverdlovsk area, fund 101, inventory 1, file 151.
6. Record office of the Sverdlovsk area, fund 101, inventory 1, file 132, 151.
7. Record office of the Sverdlovsk area, fund 101, inventory 1, file 161.