Научная статья на тему 'К вопросу о ликвидации безграмотности взрослого населения Уральского края во второй половине XIX в'

К вопросу о ликвидации безграмотности взрослого населения Уральского края во второй половине XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗРОСЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ / ГРАМОТНОСТЬ / ЗЕМСТВО / ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ / НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ / НАРОДНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / THE ADULT POPULATION / SUNDAY GRAMMAR SCHOOL / LITERACY / ZEMSTVO / ELIMINATION OF ILLITERACY / PUBLIC LECTURE / PUBLIC LIBRARY / THE LEVEL OF THE EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елисафенко Марина Константиновна

Статья посвящена проблеме ликвидации безграмотности взрослого населения Урала во второй половине XIX в. Эта задача начала воплощаться с учреждением в России земств. Эти органы самоуправления по собственной инициативе и без финансовой помощи со стороны государства внедрили такие формы просвещения взрослого населения, как воскресные школы, народные чтения и библиотеки и др. Все эти меры способствовали повышению уровня грамотности среди населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the elimination of illiteracy of the adult population of the Ural in the second half of the XIX century

This paper is devoted to the problem of elimination of illiteracy of the adult population of the Ural at the second half of the XIX-th century. This process started due to foundation of the zemstvo in Russia. On these self-government organs own initiative without financial assessment from the state different forms of enlightenment appeared: Sunday grammar school, public lectures, public libraries and so on. All these measures raised the level of the education of the Ural population.

Текст научной работы на тему «К вопросу о ликвидации безграмотности взрослого населения Уральского края во второй половине XIX в»

УДК 37(09) (470.5)

ББК Ч 33 (235.55)5

М. К. Елисафенко Екатеринбург

К ВОПРОСУ О ЛИКВИДАЦИИ БЕЗГРАМОТНОСТИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ УРАЛЬСКОГО КРАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

ГСНТИ 14.09.37 Код ВАК 13.00.01

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: взрослое население; воскресные школы; грамотность; земство; ликвидация безграмотности; народные чтения; народные библиотеки; просвещение; уровень образования.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблеме ликвидации безграмотности взрослого населения Урала во второй половине XIX в. Эта задача начала воплощаться с учреждением в России земств. Эти органы самоуправления по собственной инициативе и без финансовой помощи со стороны государства внедрили такие формы просвещения взрослого населения, как воскресные школы, народные чтения и библиотеки и др. Все эти меры способствовали повышению уровня грамотности среди населения.

M. K. Elisafenko

Ekaterinburg

THE PROBLEM OF THE ELIMINATION OF ILLITERACY OF THE ADULT POPULATION OF THE URAL IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

KEY WORDS: the adult population; Sunday grammar school; literacy; zemstvo; elimination of illiteracy; public lecture; public library; the level of the education.

ABSTRACT. This paper is devoted to the problem of elimination of illiteracy of the adult population of the Ural at the second half of the XIX-th century.

This process started due to foundation of the zemstvo in Russia. On these self-government organs own initiative without financial assessment from the state different forms of enlightenment appeared: Sunday grammar school, public lectures, public libraries and so on. All these measures raised the level of the education of the Ural population.

Во второй половине XIX в. в Рос- ма образования. В основе этого процесса

сии формируется полноценная лежала идея ликвидации безграмотномногоступенчатая и всесословная систе- сти населения, вплоть до введения все-

общего начального обучения. Этот факт, как указывает уральский исследователь истории образования М. В. Попов, в советской исторической литературе оценивался «как исключительная заслуга большевистского руководства в первые десятилетия Советской власти» [12. С 6].

Развитие более или менее развитой системы обучения было обеспечено двумя новациями: введением земского

представительства и разрешением общественным организациям открывать начальные учебные заведения. Следует отметить, что на Урале, в частности в Вятской и Пермской губерниях, местным представительством была разработана и осуществлялась самая широкая просветительская программа. Однако при почти поголовной безграмотности населения распространить грамотность среди молодого поколения было недостаточно, важно было привить вкус к обучению и повысить образовательный уровень наиболее активных участников рынка труда — взрослого трудоспособного населения.

Уральские земские гласные проблемы просвещения понимали как создание условий для реализации познавательных, интеллектуальных потребностей населения разных возрастов. С этой целью открывались воскресные и повторительные классы, библиотеки, музеи, проводились публичные лекции (народные чтения), издавались и распространялись по доступным ценам книги и периодические издания, и т. д.

В государственные планы просвещение взрослого населения не входило, однако, по мнению народных избранников, рассчитывать на экономический подъем без внимания к этой проблеме было совершенно невозможно. Первым шагом стало открытие воскресных школ. В европейской части России они появились еще в 1860-х гг. и стали одним из предметов недовольства со стороны администрации. На Урале этот вариант обуче-

ния взрослых сформировался в 1870-х гг.: в 1875 г. — в Осинском, в 1881 г. — в Шадринском, в 1884 г. — в Екатеринбургском и Ирбитском уездах [13. С 22].

О характере обучения и контингенте учащихся воскресных школ можно судить по свидетельству народной учительницы А. Буториной, работавшей в Ольховской воскресной школе [13. С. 122]. Учебный год составил 17 дней, в течение учебного дня четыре часа отводилось на изучение общеобразовательных предметов и до семи — на закон божий. В течение 1882—1883 учебного года школу посещало 56 человек, из них шестеро ранее окончили курс народного училища, четверо прежде обучались в начальной школе, но не усвоили элементарную грамотность, 25 — умело читать, 21 — был неграмотным. По возрасту учащиеся распределились следующим образом: 29% были в возрасте 13—20 лет, 50 % — 20—30 лет, 18% — 30—40 лет, 3% — более 40 лет. Обучение производилось по трем группам, в соответствии с уровнем знаний. К концу учебного года в первой группе (25 человек) половина начала читать, но писать не научилась, во второй группе (13 человек) обучение сосредоточилось на письме, т. к. ее члены умели читать, в третьей (18 человек) занимались чистописанием, орфографией, простейшими арифметическими действиями. Большими результатами выпускники воскресных школ не могли похвастаться, но этот способ обучения давал какой-то шанс тем, кто не мог себе позволить ходить в стационарную школу либо ввиду возраста, либо по хозяйственным или семейным причинам.

Воскресные школы не были обязательными, поэтому они открывались не повсеместно. Например, в Пермской губернии из 12 уездов воскресные школы действовали в Екатеринбургском, Ирбитском, Осинском, Шадринском уездах [17. С. 183]. Последний успешнее всех развивал воскресную форму обучения, в

1883 г. в уезде насчитывалось 12 воскресных школ, на которые земство выделяло по 120 рублей [16. С. 121—126].

В Вятской губернии в 1900—1901 учебном году во всех уездах, кроме Сара-пульского, были организованы воскресные школы в количестве 81. Затраты на них составили 80 рублей на школу и 19 копеек на человека. Кроме того, в губернии действовало 30 вечерних классов, стоивших земству 1192 рубля. Занятия в воскресных и вечерних школах вели чаще всего учителя народных школ, в большинстве случаев не получая за это вознаграждения, лишь в трех вечерних школах Вятского уезда и трех — Мал-мыжского занятия проводились ежевечерне специально принятыми учителями [5. С. 119].

В Уфимской губернии воскресная школа была открыта лишь Златоустовским уездным земством, в ней обучалось около 200 ремесленников и рабочих.

С целью борьбы с рецидивами безграмотности среди выпускников начальных училищ стали организовываться повторительные классы. На их организацию с 1892 г. Вятское земство стало выделять 5000 рублей, что позволило к 1894 г. открыть их при 95 начальных училищах с контингентом учащихся в 2234 человек, в 1895 г. они существовали при 98 школах, в 1896 г. — при 111 школах [3. С. 58]. Таким образом, повторительные классы действовали при трети школ.

Помимо регулярно действовавших образовательных учреждений земства поддерживали и периодические просветительские акции — народные чтения. Зачинателями этого проекта были органы самоуправления Вятской губернии, организовавшие лекции для сельских жителей края начиная с 1889 г. Недостатком этой инициативы были несисте-матичность и отсутствие целенаправленности в их проведении.

Только в 1893 г. Вятская губернская управа разработала проект организации публичных лекций при всех школах, который через попечителя Казанского учебного округа был представлен в Министерство народного просвещения. В соответствии с проектом в 1894 г. на народные чтения было выделено 5000 рублей [10. С. 30]. В 1895 г. было проведено 98 чтений, в 1896 — 111, в 1897 г. — 71 чтение [1. С 553], в 1898 г. — 186, в

1899 г. — 129 [2. С. 114]. За 1900—1901 учебный год состоялось 1542 чтения в 181 населенном пункте: в Сарапульском уезде — 489 в 40 пунктах, в Уржумском — 198 в 33 пунктах, в Глазовском — 227 в 30 пунктах, в Слободском — 184, в Орловском — 172 в 17 пунктах, в Котельническом — 118 в 13 пунктах, в Яранском — 87 в 10 пунктах, в Вятском — 58 в 7 пунктах, меньше всего — в Нолинском: 9 в одном пункте [5. С. 127].

В Уфимской губернии повторительные курсы, воскресные школы для взрослых, народные чтения не получили прочной поддержки со стороны земства. Финансирование их было случайным и незначительным. Так, повторительный класс был открыт только в Златоустовском уезде [14. С. 138], народные чтения были организованы в Мензелинском (18 в 1901 г.) и Златоустовском уездах (12 в 1904 г.) [7. С. 191]. При этом именно Уфимское губернское земство в 1904 г. ходатайствовало перед правительством о передаче в училищные советы решения вопроса об открытии и контроле народных чтений.

К концу XIX в. относится попытка вятского земства организовать профессиональное обучение взрослого населения, с этой целью в губернии были открыты кустарные учебные мастерские для взрослых. В 1898—1899 учебном году их насчитывалось 48, из них 14 ткацких, семь корзинных, три роговых, четыре гончарных, восемь столярных, две слесарно-кузнечных, четыре кружевных,

сапожная, берестяная, соломенная, ковровая, щеточная и мастерская по изготовление учебных пособий [2. С. 91].

Помимо организованного обучения земства уделяли большое внимание созданию условий для самообразования взрослых. В этом смысле поощрялись все меры, направленные на привлечение населения к чтению, создание условий для доступности книжного знания путем организации сети народных библиотек.

В 1870—1880-х гг. публичные библиотеки были довольно редким явлением не только в уральской глубинке, но и городах, поскольку их открытие было осложнено процедурой согласования с администрацией, а также нехваткой средств. Открытие библиотек было возможно лишь с санкции губернатора. Деятельность народных библиотек регламентировалась Журналом совета Министерства народного просвещения № 22 от 30 января 1867 г. и циркуляром МНП от 12 сентября 1867 г., которые давали разрешение включать в их фонды 3,5% от имевшихся в России книг и 17% печатных изданий. Ситуация изменилась только в начале ХХ в. Специальные Правила от 28 февраля 1906 г. разрешили открывать библиотеки решением уездных училищных советов и пополнять их фонды любыми незапрещенными печатными изданиями.

На Урале почин в создании публичных библиотек принадлежал Екатеринбургскому уездному земству, которое в 1883 г. открыло семь народных библиотек; в 1881—1889 гг. появилось еще шесть [2. С. 4]. В Вятской губернии начало учреждения библиотек было положено в 1886 г. Орловским уездным земством, открывшим две народные библиотеки, в 1888 г. эта инициатива была поддержана Осинским уездным земством. Только в Уфимской губернии эта проблема не привлекла внимания земских

гласных, что объясняется более поздними сроками введения местного представительства (1875 г.), более сложной социальной, этнической ситуацией, более скудным бюджетом и, наконец, более консервативным составом гласных.

Ситуация в библиотечном деле края изменилась во второй половине 1890-х гг. Это связано не только с повышением внимания земств к вопросам просвещения, но и с изменениями в образовательном пространстве всей страны. В 1894 г. комитет грамотности при Императорском Вольном Экономическом Обществе разработал проект создания сети народных библиотек, на каждую из которых были отправлены книги на сумму в 250 рублей.

По предложению председателя Вятской губернской земской управы А. П. Батуева был разработан проект развития библиотечного дела в регионе. При каждом народном училище предполагалось открыть небольшую библиотеку с фондом в 101 наименование на сумму 13 рублей 75 копеек. С 1895 г. началось систематическое финансирование проекта. Ежегодно Вятское губернское земство выделяло по 3000 рублей на их организацию, в результате за пять лет число публичных библиотек достигло 208 [6. С. 35—36].

В Уфимской губернии вопрос практического обеспечения населения доступным печатным словом был поставлен только в 1893 г. На открытие при 52 начальных училищах народных библиотек было выделено 1000 рублей [11. С. 105, 159]. Однако на заседании губернского собрания сами гласные отметили, что гораздо больше на эту проблему обратил внимание комитет о народной трезвости, который в 1900 г. затратил на закупку 12 тыс. экземпляров книг и журналов для населения 2392 рублей [8. С. 187].

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 27

Таблица 1

Эффективность функционирования народных библиотек*___________________

1902 г. 1903 г. 1904 г. 1905 г.

Количество книг 5999 6441 8942 7033

Количество посетителей 19002 20429 27370 27748

из них мужчин 15458 18887 23833 23351

женщин 3544 3532 3637 4397

школьников 9792 9344 9732 9986

взрослых 5687 11085 17738 17762

крестьян 15839 19116 25009 25857

Количество взятых книг 22332 21528 17609 10439

* Кузнецов Я. С. Земские школы Уфимской губернии. 1900-1905 гг. // Журнал МНП. 1908. № 8. С. 183.

К чести уфимских земцев, они стали инициаторами такой новой формы поддержания грамотности, как передвижные библиотеки. На их открытие Злато-устовское уездное земство выделило в

1900 г. 181 рубль 55 копеек [15. С. 108]. Финансирование этой статьи расходов стало регулярным в Уфимской губернии с 1895 г., в Пермской губернии — с 1897 г.

К сожалению, материальное положение библиотек было крайне неудовлетворительным: отсутствовали специальные помещения для хранения книг, их подбор осуществлялся без учета потребностей населения. Обследование 670 библиотек Вятской губернии, произведенное в 1897 г., показало, что в их фондах насчитывалось 173212 экземпляров книг. По содержанию они распределялись следующим образом: беллетристика — 30,6%, книги духовно-нрав-

ственного содержания — 22%, литература по естествознанию и сельскому хозяйству — 11,7%, по истории — 8,8%, по географии и путешествиям — 5,6% [4.

С. 170—171]. Ощущалась острая нехватка детской литературы, а также изданий по ремеслам и сельскому хозяйству, т. е. библиотечные каталоги не отвечали интересам населения, поэтому посещаемость их была намного ниже, чем рассчитывали земские гласные.

Земские органы не остановились в поиске средств по привлечению населения к чтению. Параллельно с развитием

библиотечного дела производились бесплатные раздачи книг среди населения. Правда, эта инициатива Вятского земства не имела широкого хождения. В 1895 г. в губернии был учрежден «Особый фонд в память бракосочетания их императорских величеств», на средства которого за 1895—1899 гг. было передано населению книг на сумму в 18 тыс. рублей [2. С. 1121]. Среди этих книг было 27 тыс. экземпляров печатной продукции, закупленной для нерусского населения губернии у переводческой комиссии при Казанском братстве святого Гурия [10. С. 27].

По инициативе уральских земцев появилась местная периодическая печать, доступная для населения. С 30 марта 1894 г. было начато издание «Вятской газеты сельскохозяйственной и кустарной промышленности», на которую земство выделило 2000 рублей. Газета выходила два раза в месяц тиражом в 5000 экземпляров и распространялась среди сельского населения бесплатно [10. С. 28]. Материалы газеты освещали правительственные распоряжения, хозяйственную жизнь губернии, в ней содержались советы по ведению сельского хозяйства, ремесла, публиковались статьи по медицине, ветеринарии, народному образованию, истории.

В Пермской губернии в 1872 г. выходил в свет «Сборник Пермского земства», а с 1907 г. — «Пермская земская не-

деля», чему способствовала учрежденная в 1975 г. земская типография. В этих изданиях освещался ход всех земских собраний, публиковались отчеты управ, прения по отдельным вопросам, принимаемые решения. Таким образом, деятельность местного представительства была «открытой», население получило пусть косвенный, но реальный опыт оценки эффективности органов самоуправления. В Уфимской губернии с 1879 г. издавался «Вестник Уфимского земства», с 1906 г. — «Уфимская земская газета», а также «Сельскохозяйственный листок». Уфимское земство издавало популярные брошюры по вопросам сельского хозяйства на языках нерусских народов.

Земские учреждения уральского края рассматривали задачу повышения образовательного уровня населения в ряду основополагающих, пытаясь найти различные способы ее решения. Безусловно, предпочтение отдавалось малобюджетным проектам. Зачастую проблема ликвидации безграмотности взрослого населения решалась за счет привлечения на-

родных учителей к обучению взрослых на общественных началах.

Такой подход объясним ограниченностью средств местного представительства, а не желанием осложнить жизнь сельскому учительству. В целом затраты на внешкольное обучение были существенными, составляя от 2,2% до 10,8% земских бюджетов, при этом в большей степени этой проблемой было озабочено губернское земство, что позволяло ему не только координировать усилия представительства обоих уровней (губернского и уездного), но и выступать с различными инициативами перед правительством. Доминировали по размерам финансирования вятские земства обеих ступеней, в Пермской губернии внешкольное просвещение пользовалось меньшим вниманием, чем обучение детей, о чем свидетельствует незначительный бюджет (4,3% губернского и 2% уездных бюджетов), в Уфимской губернии вопросами внешкольного обучения в большей степени занимались губернские гласные (9,4%). (См. таблицу 2).

Таблица 2

Расходы земств на внешкольное образование*

Губерния Расходы губе рнских земств Расходы уездных земств

в тыс. рублей в процентах в тыс. рублей в процентах

Вятская 43,0 10,8 27,1 4,8

Пермская 2,8 4,3 20,5 2,0

Уфимская 4,6 9,4 5,9 2,2

* Веселовский Б. История земства за сорок лет. В 4-х тт. СПб., 1909. Т.1. С.554.

Таблица 3

__________________________Состояние внешкольного обучения на Урале в 1898 г*.________________________________

Губерния Кол-во библиотек Кол-во музеев Кол-во вос-кресн. классов Кол-во на-родн. чтений Расходы на внешк. обучен. в рублях

школьных публичных

Вятская 1009 44 — 28 1538 33465

Пермская 1007 180 142 30 98 11436

Уфимская 485 221 42 12 — 5843

* Подсчитано по: Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи за 1896 г. СПб., 1898. С.86—87, 102—103; Краткий очерк деятельности Вятского земства по народному образованию за пятилетие 1896—1900 гг. Вятка, 1901. С.39.

Деятельность земств по распространению различных форм внешкольного обучения дала заметные плоды, открыв путь к просвещению для взрослого населения, с одной стороны, и дав возможность выпускникам начальных школ сохранить полученные знания, с другой.

ные школы и классы, музеи и передвижные выставки были развиты гораздо слабее, что можно объяснить нехваткой кадров и средств, а также отсутствием системности и систематичности в проведении всего комплекса мероприятий по развитию различных форм внешкольного обучения. В большинстве своем земства рассматривали внешкольное обучение как дополнительное, заниматься которым можно по «остаточному» принципу, а в случае нехватки средств отказывались его финансировать.

Внимание земств главным образом было сосредоточено на организации и пополнении публичных библиотек при начальных училищах: в Пермской губернии они появились в 1870-х гг., в Вятской губернии — в 1880-х гг., в Уфимской губернии — только в середине 1890х гг. Библиотечное дело на Урале стало развиваться гораздо раньше, чем в других регионах страны. Передовые позиции уральские земства занимали по организации повторительных классов и народных чтений. При этом такие фор-

При всей возможной критике, именно земства впервые приступили к реализации идеи ликвидации безграмотности среди взрослого населения, изыскивая в своих скудных бюджетах средства на эту непредусмотренную правительством статью расходов.

мы просвещения взрослых, как воскрес-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ВЕСЕЛОВСКИЙ Б .Б. История земства. История земства за сорок лет. В 4-х тт. — Спб., 1909—1911. Т.1.

2. ГОЛУБЕВ П. А. Вятское земство среди других земств России. — Вятка, 1901.

3. ЗВЯГИНЦЕВ Е. А. Полвека земской деятельности по народному образованию. Изд. 2-е. — М., 1918.

4. ИССЛЕДОВАНИЕ положения начального народного образования в Вятской губернии с проектом школьной сети для введения всеобщего обучения. Вып. 1. — Вятка, 1900.

5. КРАТКИЙ ОБЗОР деятельности Вятского губернского земства за 35 лет. (1867— 1902 гг.). Вып.1. — Вятка, 1906.

6. КРАТКИЙ ОЧЕРК деятельности Вятского земства по народному образованию за пятилетие 1896—1900 гг. — Вятка, 1901.

7. КУЗНЕЦОВ Я. С. Земские школы Уфимской губернии. 1900—1905 гг. // Журнал МНП. 1908. № 8. С. 129—200.

8. О ПОЛОЖЕНИИ народного образования в Уфимской губернии. Доклад Уфимской губернской земской управы губернскому земскому собранию XXVI очередной сессии. — Уфа, 1900.

9. ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вятского губернского земства за трехлетие. 1892—1894 гг. — Вятка, 1895.

10. ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вятского губернского земства за трехлетие. 1892—1894 гг. — Вятка, 1895.

11. ОЧЕРК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Уфимского губернского земства по народному образованию. 1875—1909. — Уфа. — С.105, 159.

30 ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

12. ПОПОВ М. В. Государство и начальное образование в уральской деревне в 1920— 1941 гг.: монография. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. РАМЕНСКИЙ А. П. Краткий исторический очерк деятельности пермского земства по народному образованию со времени введения земских учреждений // Русская мысль. 1897. № 9—10.

14. СБОРНИК ПОСТАНОВЛЕНИЙ Златоустовского уездного земского собрания 1902 г. — Златоуст, 1903.

15. СБОРНИК Пермского земства. 1883. N 7.

16. СБОРНИК Пермского земства. 1884. N 9—10.

17. СБОРНИК ПОСТАНОВЛЕНИЙ Златоустовского уездного земского собрания 1901 г. — Златоуст, 1902.

© Елисафенко М. К. , 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.