Научная статья на тему 'Народные чтения на Урале в конце XIX - начале ХХ в'

Народные чтения на Урале в конце XIX - начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
321
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ / УРАЛ / NONSCHOOL EDUCATION / PUBLIC READINGS / THE URALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рушанин Владимир Яковлевич

Автор на примере Уральского региона показывает исторический аспект становления и развития образования взрослого населения в России, останавливается на вопросах финансирования внешкольного образования органами местного самоуправления, раскрывает основные формы внешкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC READINGS IN THE URALS IN THE END OF THE 19th - THE BEGINNING OF THE 20th CENTURIES

The author by the example of the Urals region discloses the historic aspect of formation and development of the adult population education in Russia, he emphasizes the aspects of financing nonschool education by the bodies of the local self-administration, discloses the basic forms of nonschool institutions.

Текст научной работы на тему «Народные чтения на Урале в конце XIX - начале ХХ в»

Раздел IV

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ

В. Я. Рушанин

НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ НА УРАЛЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ в.

Автор на примере Уральского региона показывает исторический аспект становления и развития образования взрослого населения в России, останавливается на вопросах финансирования внешкольного образования органами местного самоуправления, раскрывает основные формы внешкольных учреждений.

Ключевые слова: внешкольное образование, народные чтения, Урал

The author by the example of the Urals region discloses the historic aspect of formation and development of the adult population education in Russia, he emphasizes the aspects of financing nonschool education by the bodies of the local self-administration, discloses the basic forms of nonschool institutions.

Keywords: nonschool education, public readings, the Urals

В литературе конца XIX - начала ХХ в. отмечается всплеск интереса к вопросам образования взрослых. Е. Н. Медынский насчитал более 200 изданий, посвященных этой теме и вышедших к 1917 г. [22]. Особенно большой вклад в освещение проблем образования взрослых в этот период внесли Я. В. Абрамов, В. П. Вахтеров, Е. А. Звягинцев, Е. Н. Медынский, С. О. Серо-полко, В. И. Чарнолуский и др. [1; 2; 4; 18; 22; 33; 36].

Уже в середине Х1Х в. стало очевидно, что в России, где грамотные составляли ничтожное меньшинство, невозможно было ограничиваться обучением только детей школьного возраста. Освоение грамотности и получение элементарного образования для трудового населения было возможно благодаря устройству воскресных и вечерних школ, народных чтений, лекций, бесплатных народных библиотек и читален, книжных складов, народных домов [24, с. 183-184].

Повсеместно устраивались народные чтения, которые проходили как в городах, так и в деревнях, и таким образом неграмотные приобщались к делу образования, им становилась понятней его ценность, деятельность школ, необходимость грамотности. Народные чтения были первым этапом на пути просвещения взрослого населения, которое могло продолжить свое образование далее в воскресных и вечерних школах, на курсах в народных университетах и т. д. [38, с. 130].

Народные чтения в России начали практиковаться ранее других способов внешкольного образования. «Значение народных чтений так велико, - подчеркивал в 1896 г. В. П. Вахтеров, - влияние их на народные массы так благотворно и многосторонне, что если бы даже у народа не было потребности посещать эти чтения, то ее надо было бы вызвать. К счастью, бездна свидетельств доказывает, что народ сам, в большинстве случаев, охотно идет на чтения и что интерес к ним с каждым годом возрастает» [3, с. 214].

Народные чтения в России, т. е. публичные чтения популярных книг, брошюр, газет и журнальных статей, проводившиеся в особых аудиториях, массово начались со времени освобождения крестьян, т. е. в начале 60-х гг. Х1Х в. Идея устройства народных чтений принадлежала санкт-петербургскому обер-полицмейстеру генерал-адъютанту Ф. Ф. Трепову. В своем всеподданнейшем докладе 12 ноября 1871 г. о мерах к уменьшению в массе населения разгула и пьянства он отметил, что для отвлечения народа от этих пороков надо устраивать для него чтения, в которых бы сообщались в доступной и занимательной форме полезные для него сведения.

Вследствие этого в ноябре 1871 г. последовало распоряжение императора об учреждении особой комиссии в составе военного министра, министра внутренних дел, министра народного просвещения, главного начальника III отделения Собственной Его Величества канцелярии и санкт-петербургского обер-полицмейстера. Данная комиссия должна была обсудить вопрос об открытии народных чтений, но только при условии крайней осторожности. 15 декабря 1871 г. комиссия в качестве эксперимента предложила организовать народные чтения в музее главного управления военно-учебных заведений в Соляном городке. Чтения следовало проводить строго по тексту, одобренному министром просвещения, без всяких отступлений и дополнений. Три месяца продолжался эксперимент. За вход на чтения была установлена плата в 5 копеек. Зал вмещал 450 человек и всегда был полон. Общее число посетителей составило 17 тыс. человек. Комиссию удовлетворил результат этого опыта, и было предложено расширить организацию народных чтений в Санкт-Петербурге и его окрестностях [23].

В 1874 г. Общество распространения полезных знаний в Москве учредило свою особую комиссию по устройству народных чтений. Каждое народное чтение в

90

Москве привлекало в среднем до 800 слушателей. В некоторых аудиториях, например в манеже у красных ворот, число посетителей каждого чтения доходило до 2300 человек. До середины 70-х гг. Х!Х в. народные чтения организовывались только в столице и в Москве. Для остальной России такая форма образования взрослых была недоступна. Лишь 24 декабря 1876 г. были изданы Правила для устройства народных чтений в губернских городах.

Согласно Правилам, народные чтения разрешались попечителем учебного округа по соглашению с местным губернатором. На фабриках и промышленных учреждениях их проведение запрещалось. Чтения могли проводить преподаватели, духовенство и другие благонадежные лица. В аудитории допускались лишь книги, одобренные ученым комитетом Министерства народного просвещения. В 80-х гг. Х!Х в. было разрешено читать книги религиозного характера священникам в уездных городах и селах [30, с. 194-195].

Всего к началу 90-х гг. Х!Х в. народные чтения были организованы в 42 губернских и 19 уездных городах [22, с. 218]. На 1 января 1897 г. народные чтения проводились в 2014 населенных пунктах страны [23, с. 29], а в 1903 г. - уже в 4204 пунктах [24, с. 190].

С начала 90-х гг. Х!Х в. начались ходатайства земств о разрешении народных чтений как единственного способа знакомить крестьянство хотя бы с элементарными знаниями. Правительство после ряда отказов наконец уступило, но с условиями, продиктованными в специальных Правилах от 15 мая 1890 г. Чтения должны были производиться вне школы, с разрешения губернатора и по особому каталогу, в который включено было лишь 3,5 % книг, разрешенных цензурой, и только 17 % периодических изданий; исключены произведения Ф. М. Достоевского, В. Г. Короленко, Н. С. Лескова,

Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Г. И. Успенского, А. П. Чехова, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова.

В 1885 г. в перечне книг и брошюр, допущенных в народные аудитории, значилось всего 287 названий. К организации народных чтений допускались лица, обладавшие исключительной благонадежностью. Перед принятием решения губернатор знакомился с информацией о политической благонадежности лекторов, их поведении и нравственных качествах. Так, в рапорте Кунгурского уездного исправления на имя губернатора анализировалось прошение председателя музейного комитета в Кунгуре и его уезде инженера-технолога В. А. Бородина о разрешении устройства народных чтений в 1911 г. и список предполагаемых лекторов. В рапорте указывалось, что лица поведения и нравственности хороших, под следствием не состояли и не состоят. Исключение составляли Таисия Агеева, Вера и София Удинцевы, которые участвовали в революционных событиях, подозревались в распространении нелегальной литературы, были политически неблагополучными [9; 19, с. 151].

Несмотря на жесткий правительственный контроль общественные организации и земства активно взялись за организацию народных чтений, рассматривая их как одно из ведущих направлений в культурнопросветительной работе среди сельского населения.

В числе первых на Урале финансировать народные чтения с 1894 г. стало Вятское губернское земство [5, с. 522]. К концу Х!Х в., в 1898 г, уральские губернские земства отпускали на народные чтения следующие суммы: Вятское - 1410 руб., Пермское - 668 руб., Уфимское - 120 руб. [26, с. 35]. До 1900-х гг. Вятские земства отказывались в большинстве случаев от устройства народных чтений под собственным руководством и ответственностью. До этого времени земства обращались с просьбами об устройстве народных чтений к уездным отделениям епархиальных советов, предоставляя им волшебные фонари и картины.

К 1904 г. некоторые уездные земства Вятской губернии взяли на себя проведение таких мероприятий внешкольного образования, ассигнуя на это в общей сложности 970 руб. [17, с. 169]. По другим данным, на устройство народных чтений с 1896 по 1901 г уездными земствами было израсходовано около 15 тыс. руб., и столько же губернским земством [21, с. 126]. Первоначально губернское земство рассылало волшебные фонари и картины по уездам с тем, чтобы уезд, использовав серию картин, передавал ее соседнему и т. д. При большой отдаленности территорий в Вятской губернии на практике такой порядок оказался неудобным.

С 1902 г губернское земство стало отпускать кредит в 200 руб. каждому уезду на покупку световых картин, передавая их в полную собственность уездных земств. Волшебные фонари, их комплектация и покупка легли всецело на уездные земства. Лекторами в Вятской губернии, как, впрочем, и в других губерниях Уральско -го региона, преимущественно были учителя (57 %) и священнослужители (27 %). Помещениями для народных чтений служили народные училища, волостные правления, библиотеки, дома общества трезвости, народные дома и др.

Главным недостатком в устройстве народных чтений по Вятской губернии являлись: бессистемность и отсутствие единого плана в их тематике, подборе брошюр для чтений, отсутствие подходящего постоянного помещения (очень часто бывало так, что все желающие не входили в предоставляемое помещение).

С целью организации народных чтений и установления наблюдения за ними в Вятском земстве возникла мысль об учреждении при уездных земских управах особой должности заведующего внешкольным образованием. На них губернская управа возлагала: выработку общей системы в организации народных чтений в уезде, составление программы чтений по Закону Божию, истории, словесности, медицине, гигиене, сельскому хозяйству, ветеринарии и другим темам, приглашение лекторов, составление расписания для народных чтений (место, время и прочее), заведование

91

передвижением по уезду световых картин, фонарей, брошюр для народных чтений, наблюдение за их сохранностью.

К концу ХІХ в. народные чтения получили большое распространение: в 1896-1897 учеб. году их провели в 55 пунктах, а в 1897-1898 - уже в 186 пунктах Вятской губернии. К концу ХІХ в. у губернской управы имелось 124 волшебных фонаря и 208 серий картин [7]. К 1910 г. количество народных чтений значительно увеличилось - до 1336 в 230 пунктах губернии. Число посетителей составило 134 383 человека [20, с. 31]. К устройству народных чтений земство предлагало активно подключаться кооперативам и другим общественным организациям.

Народные чтения в Уфимской губернии только к 1914 г. впервые приняли массовый характер и стали более или менее планомерными, а в некоторых уездах систематическими. До этого времени ассигнования на народные чтения были случайными. Более того, выделяемые на приобретение дешевых картин и брошюр для народных чтений средства по итогам 1909 г. были списаны полностью в остаток из-за невостребованности [28, с. 111].

В начале 1914 г., придавая большое значение организации народных чтений, губернская управа созвала несколько совещаний при уездных земских управах, посвятивших достаточно много времени разработке этого вопроса. Совещания признали наиболее правильным в организации народных чтений работу в уездах, районе, селении. Подобные обсуждения состоялись в Уфимском уезде (сентябрь 1915 г.), в Златоустовском уезде (декабрь 1915 г.), в Бирском уезде (февраль 1916 г.), в Мензелинском уезде (март 1916 г.) [35]. Совещания проводились в условиях Первой мировой войны, что свидетельствует о серьезном отношении земств к внешкольному образованию.

Школьная комиссия Уфимского губернского земства отмечала, что организацию народных чтений должны взять на себя библиотечные комитеты (обязаны подбирать лекторов, тематику бесед и т. п.), а уездные земства - оплату лекторского труда, снабжение комитетов волшебными фонарями и картинами, поиск помещения. В 1914-1915 учеб. году в Уфимской губернии было устроено 833 чтения в 178 селениях [27, с. 34].

Наряду с организованными чтениями различных брошюр и книг с началом Первой мировой войны большое распространение получило чтение газет и журналов, статей на военные темы. Как и в Вятской, в Уфимской губернии народные чтения проводились в основном учителями и библиотекарями (753 чтения), также приглашались и специалисты: врачи (24 раза), ветеринары (2 раза), инструкторы по кооперации (38 раз), священнослужители (66 раз), агрономы (13 раз).

Чтения проводились в зданиях учебных заведений, библиотеках, народных домах, волостных правлениях, а 14 состоялись под открытым небом. За 1914-1915 учеб. год чтения посетили 103 577 человек, основная масса -дети и подростки. Многие земства Уфимской губернии

организовали у себя народные чтения специального характера, главным образом сельскохозяйственные, которые вели земские агрономы и другие специалисты. Так, Белебеевское уездное земство учредило у себя в 1907 г. должность разъездного лектора для распространения сведений по сельскому хозяйству [30, с. 199].

Директор народных училищ Пермской губернии А. Раменский в отчете за 1901 г. сообщал, что «теперь, нет никакого сомнения, народные чтения стали потребностью народной жизни и наряду с публикациями библиотеками и читальнями играют едва ли не самую важную роль среди всех других мероприятий, способствующих внешкольному образованию народа на более широких плодотворных началах».

В Верхотурском уезде народные чтения велись в 1901 г. в 32 селениях; на 262 чтениях побывали 36 305 слушателей. Всех волшебных фонарей имелось: 8 от земства, 8 от комитета трезвости и 28 собственных. К фонарям имелась 1000 картин. Чтения разделялись на две категории: 1) иллюстрированные световыми картинами при помощи волшебного фонаря и 2) без иллюстраций. Наибольшее число неселения привлекали чтения первой категории. В сельских аудиториях главный контингент слушателей составляют преимущественно женщины, дети и подростки [32, с. 137].

В целом же в 1901 г. народные чтения велись в 171 селении Пермской губернии. Всех чтений было проведено 985. Всех слушателей было 134 581 человек. «Эти чтения для народа со световыми картинами повсеместно, где бы только они ни устанавливались, - отмечали пермские земцы, - завоевали всеобщую любовь и расположение. Теперь нет никакого сомнения, народные чтения стали потребностью народной жизни и наряду с публичными библиотеками и чтениями играют едва ли не самую важную роль среди всех других мероприятий, способствующих внешкольному образованию» [Там же, с. 75-76]. В 1916 г., т. е. через пятнадцать лет, в Пермской губернии народные чтения проводились уже в 804 пунктах, а число присутствующих составило 717 750 человек [10].

Инспектор народных училищ Бессонов устраивал народные чтения в Красноуфимском уезде Пермской губернии с помощью 4 фонарей и предлагал разбить все школы уезда на группы по числу фонарей, а на базе Красноуфимского двухклассного училища открыть общий склад для картин, которые пересылать в те училища, где будут проводиться народные чтения. Картин для проведения чтений было 109, что на первых порах достаточно для полноценных бесед-лекций со взрослым населением уезда.

Показателен опыт Осинского уездного земства. Управа выработала три типа чтений: чтения для массового слушателя, в основном неграмотных и малограмотных; систематические чтения по какой-либо тематике, открываемые для определенного числа посетителей, ранее заявивших о своем желании их прослушать; беседы прикладного и специального характера, кото-

92

рые проводили специалисты - врачи, агрономы, ветеринары и т. п.

За четыре года (1911-1914) непрерывной работы в деле организации народных чтений Осинское земство провело их 2210, а общее число посетителей составило 240 798 человек. Для удобства использования волшебных фонарей и картин уезд разделили на 36 районов. Отслеживалось положение дел в уезде с народными чтениями, подробно выявлялся характер чтений (случайный или систематический), количество посетителей, тематика [8; 11]. Чердынское уездное земство предложило свое видение организации народных чтений - систему порайонных народных чтений через учителей школ под общим руководством земского заведующего внешкольным образованием. Весь уезд был разделен на 24 района, каждый располагал своим фонарем. Позже количество районов увеличилось до 28, в их состав входили 3-10 училищ, на базе которых народные чтения и проводились [29, с. 611, 614].

Посетителями народных чтений в Пермской губернии были в основном дети и подростки. Так, например, в Екатеринбургском уезде в 1916 г. прошло 885 чтений, которые посетило 106 231 человек. Из них 72 % дети и подростки и только 28 % взрослые [16, с. 66]. В Пермском уезде наблюдалась такая же картина. В этом году в уезде состоялось 682 народных чтения с различной тематикой. Из 83 369 слушателей 51 867 дети и подростки (62 %) и 31 502 (38 %) взрослых. Попытка упорядочения в деле организации народных чтений была проведена Верхотурьинским земством. На 43 очередной сессии собрание одобрило проект разделения уезда на «фонарные» и «картинные» районы и порядок выработки программы народных чтений. В смету 1913 г. оно внесло на эти мероприятия 1200 руб. В 1916 г. эта сумма увеличилась до 3 тыс. руб. [12].

Интересен опыт Оханского уездного земства. Разбив уезд на 60 так называемых фонарных районов, земское собрание утвердило общие расходы на них вплоть до 1932 г. [13, с. 78-79]. Это же земство предлагало вводить при народных чтениях элементы декламации, пения, музыки, живых картин, что, по мнению земской управы, должно привлечь большее количество слушателей. В 1915-1916 учеб. году в Оханском уезде провели 1320 чтений, которые посетили 96 544 человека. Охан-ская управа для улучшения постановки народных чтений составила подробный каталог всех световых картин уездного склада и предложила к нему практический указатель к организации и ведению чтений.

В своей работе земства и общественные организации опирались на решения Первого Всероссийского съезда по народному образованию, который поставил задачу «приспособления школ и курсов для взрослых к культурному уровню и местным запросам населения», а также подготовки деятелей по внешкольному образованию. Съезд утвердил принципы внешкольного образования, главными из которых были общедоступность, бесплатность и планомерность. Отмечалось, что оно наряду

со школьным образованием необходимо для развития народного просвещения в России и служит повышению общего культурного уровня населения [25, с. 13].

Самое молодое на Урале земство - Оренбургское - придавало большое значение организации народных чтений.

В 1915 г на них израсходовано 1202 руб. 82 коп., в 1916 г. ассигновано 5495 руб., на 1917 г. земская управа просила 9492 руб. [37, с. 63].

Четвертое губернское собрание считает, что на каждый уезд желателен лектор для организации народных чтений. Это же собрание определило степень участия в расходах на народные чтения губернского земства - 1/3 и уездных земств - 2/3 [15, с. 49].

По мнению Челябинской уездной земской управы, народные чтения как форма культурного воздействия на широкие круги населения отличались наибольшей доступностью, гибкостью и требовали определенных финансовых затрат. Челябинское земство выдвинуло принцип районной организации народных чтений как более продуктивный. Каждый район необходимо обеспечить достаточным количеством фонарей, а для снабжения световыми картинами должны быть организованы губернские, уездные и районные склады. Челябинская управа считала, что народные чтения следует сопровождать устройством выставок наглядных пособий, бесплатной раздачей и продажей книг, картин, брошюр.

Одним из серьезнейших вопросов, который волновал земских деятелей, были программы и тематика народных чтений. Большинство земцев считало, что посредством последовательных чтений-лекций надо знакомить слушателей в популярном изложении с основными образовательными курсами, такими как география, естествознание, история и т. д.

Однако говорить о выполнении этих планов нельзя. Местному населению нравились незамысловатые истории и рассказы. Например, в Яранском уезде в 1897 г на чтениях звучали книги об Александре Невском, «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Преемники Петра Великого» Е. С. Шумигорского, сказки и песни об Илье Муромце, о Куликовской битве, о грозе. В Глазовском уезде тематика народных чтений была следующей: о Кремле, Петре Великом, Голландии и голландцах, Крещении Руси, о Святой земле [6]. Наибольшей популярностью пользовались историко-биографические темы и чтение беллетристики, а также литературы по географии и религии.

Весной 1916 г в Троицкую городскую управу (Оренбургская губерния) поступил отчет отца Гавриила о народных чтениях, проводимых им в городе с сентября 1915 по апрель 1916 г Он провел за это время 43 чтения, которые посетило 6 172 человека. Среди сюжетов чтений больше всего тем богословских и церковноисторических (40), бытовых (31), о войне (42), о борьбе с алкоголизмом (9), по русской истории (8) [34].

Сравнивая развитие народных чтений на Урале и в России, следует отметить, что уральские губернии -

93

Вятская и Пермская - были одними из первых наряду с такими, как Московская, Нижегородская, Харьковская, Петроградская и Олонецкая.

Главными недостатками в устройстве народных чтений в России и на Урале в частности были крайняя ограниченность тематики чтений, их бессистемность, громоздкий порядок разрешения, отсутствие помещений и специально подготовленных лекторов, а также недостаточное финансирование.

Рассмотренный материал позволяет заключить, что в конце XIX - начале ХХ в. народные чтения были

основной формой внешкольного образования на Урале. Даже начавшаяся в августе 1914 г. мировая война, по словам директора народных училищ Пермской губернии А. П. Раменского, «не только не могла остановить народного стремления к просвещению, но даже, вопреки своему разрушительному характеру, много содействовала этому стремлению вперед» [14, с. 3]. Причин было несколько: высокая активность земских и общественных организаций; введение сухого закона; резко возросший интерес к печатному слову, политическим новостям [см.: 31, с. 64].

1. Абрамов, Я. В. Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее / Я. В. Абрамов. - СПб., 1900.

2. Вахтеров, В. П. Внешкольное образование народа / В. П. Вахтеров. - М., 1896.

3. Вахтеров, В. П. Народные чтения / В. П. Вахтеров // Рус. шк. - 1896. - № 5-6.

4. Вахтеров, В. П. Народные чтения / В. П. Вахтеров. - СПб., 1897.

5. Веселовский, Б. Б. История земства за 40 лет. Т 1. / Б. Б. Веселовский - СПб., 1909.

6. Вятская газета. - 1897. - 17 июля.

7. Вятская газета. - 1899. - 18 марта.

8. ГАПО. Ф. 40 Оп. 1 Д. 154. Л. 3-4.

9. ГАПО. Ф. 65. Оп. 2. Д. 485. Л. 35.

10. ГАПО. Ф. 281. Оп. 1. Д. 205. Л. 258.

11. ГАПО. Ф. 281. Оп.1 Д. 847.

12. ГАСО. Ф. 435. Оп. 1. Д. 1497а. Л. 2-3.

13. Доклад Оханской земской управы по внешкольному образованию. - Оханск, 1912.

14. Доклад Пермской губернской земской управы Пермскому земскому собранию 47 народной сессии. - Пермь, 1917.

15. Доклад управы 3 очередной сессии Челябинскому уездному земскому собранию. - Челябинск, 1916.

16. Доклады Екатеринбургской земской управы 48 очередной сессии... - Екатеринбург, 1918.

17. Журнал Министерства народного просвещения. - 1907. - Нояб.

18. Звягинцев, Е. А. Полвека земской деятельности по народному образованию / Е. А. Звягинцев. - М., 1915.

19. Казакова-Апкаримова, Е. Ю. Формирование гражданского общества: городские сословные корпорации и общественные организации на Среднем Урале (вторая половина XIX - начало ХХ в. / Е. Ю. Казакова-Апкаримова. - Екатеринбург, 2008.

20. Краткие сведения о постановке дела народного образования в Вятской губернии за 1909-1910 учебный год. - Вятка, 1911.

21. Краткий обзор деятельности Вятского губернского земства за 35 лет (1867-1902 гг.). - Вятка, 1906.

22. Медынский, Е. Н. Внешкольное образование, его значение, организация и технология / Е. Н. Медынский. - М., 1918.

23. Назарьевский, И. Народные чтения / И. Назарьевский // Журн. мин-ва нар. просвещения. - 1904. - Сент.

24. Народная энциклопедия научных и прикладных знаний. Т Х. Народное образование в России. - М., 1910.

25. О Первом Всероссийском съезде по народному образованию // Земство и нар. образование. - 1914. - № 2-3.

26. Обзор деятельности земств по народному образованию за 1898 год. - СПб., 1902.

27. Обухов, М. И. Народные чтения в 1914-1915 учебном году / М. И. Обухов. - Уфа, 1915.

28. Очерк деятельности Уфимского губернского земства по народному образованию. 1875-1910 гг. - Уфа, 1910.

29. Попов, И. В. Исторический очерк развития народного образования в Чердынском уезде 1870-1911 гг. / И. В. Попов. - Пермь, 1915.

30. Рушанин, В. Я. Внешкольное образование на Урале (вторая половина ХГХ - начало ХХ в.) / В. Я. Рушанин, М. Р. Юсупов; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2011. - 330 с.

31. Рушанин, В. Я. Первая мировая война и культура Урала / В. Я. Рушанин // Исторические чтения: материалы науч.-практ. конф. «Культура Урала. XX век». - Челябинск, 2007. - С. 64-70.

32. Сборник Пермского земства. - 1903. - № 3-4.

33. Серополко, С. О. Внешкольное образование / С. О. Серополко. - М., 1905.

34. Троицкая газета. - 1916. - 22 апр.

35. ЦГИА РБ. Ф. И-135. Оп. 1. Д. 1. Л. 44.

36. Чарнолусский, В. Н. Земство и народное образование / В. Н. Чарнолусский. - СПб., 1910-1911.

37. 4 очередная сессия Оренбургского губернского земского собрания. - Оренбург, 1917.

38. Чехов, Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века / Н. В. Чехов. - М., 1912.

94

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.