Научная статья на тему 'Социокультурная деятельность земств Урала в области внешкольного образования на рубеже XIX-XX вв'

Социокультурная деятельность земств Урала в области внешкольного образования на рубеже XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
249
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭКСКУРСИИ / НАРОДНЫЙ ТЕАТР / ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗЕМСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КИНЕМАТОГРАФ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ / УЕЗДНОЕ ЗЕМСТВО / ГУБЕРНСКОЕ ЗЕМСТВО / CULTURE / EDUCATION / CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE / EXCURSIONS / PUBLIC THEATER / OUT-OF-SCHOOL EDUCATION / ZEMSTVO / CINEMATOGRAPHY / SOCIOCULTURAL ACTIVITY / ADULT EDUCATION / DISTRICT ZEMSTVO / PROVINCIAL ZEMSTVO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юсупов М.Р.

В статье на примере уральского региона рассмотрена деятельность органов местного самоуправления в области внешкольного образования. Показана культурно-просветительная деятельность земских учреждений по устройству экскурсий, народного театра и кинематографа. Автор статьи анализирует финансирование данных элементов внешкольного образования органами местного самоуправления уральских губерний. Развитие внешкольного образования представляется автору как феномен российской культуры в контексте социокультурной модернизации российского общества на рубеже XIX-XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural activities of Ural district councils in the field of out-of-school education at the turn of the XX century

By case study of the Ural region the article discusses the activities of local authorities in the field of out-ofschool education. The author considers cultural and educational activities of zemstvo (district councils) institutions focused on the organization of excursions, public theaters and cinemas. The author analyses the financing of these elements of out-of-school education by local government of the Ural provinces. Development of out-of-school education is considered as a phenomenon of Russian culture in the context of sociocultural modernization of Russian society at the turn of the XX century.

Текст научной работы на тему «Социокультурная деятельность земств Урала в области внешкольного образования на рубеже XIX-XX вв»

УДК 94:[35.076 + 374](470.5)"18.19" Юсупов Марат Романович кандидат исторических наук,

доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Южно-Уральского государственного университета

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСТВ УРАЛА В ОБЛАСТИ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.

Yusupov Marat Romanovich

PhD in History, Assistant Professor, General Studies Department, South Ural State University

SOCIOCULTURAL ACTIVITIES OF URAL DISTRICT COUNCILS IN THE FIELD OF OUT-OF-SCHOOL EDUCATION AT THE TURN OF THE XX CENTURY

Аннотация:

В статье на примере уральского региона рассмотрена деятельность органов местного самоуправления в области внешкольного образования. Показана культурно-просветительная деятельность земских учреждений по устройству экскурсий, народного театра и кинематографа. Автор статьи анализирует финансирование данных элементов внешкольного образования органами местного самоуправления уральских губерний. Развитие внешкольного образования представляется автору как феномен российской культуры в контексте социокультурной модернизации российского общества на рубеже XIX-XX вв.

Ключевые слова:

культура, образование, культурно-образовательное пространство, экскурсии, народный театр, внешкольное образование, земское самоуправление, кинематограф, социокультурная деятельность, образование взрослого населения, уездное земство, губернское земство.

Summary:

By case study of the Ural region the article discusses the activities of local authorities in the field of out-of-school education. The author considers cultural and educational activities of zemstvo (district councils) institutions focused on the organization of excursions, public theaters and cinemas. The author analyses the financing of these elements of out-of-school education by local government of the Ural provinces. Development of out-of-school education is considered as a phenomenon of Russian culture in the context of sociocul-tural modernization of Russian society at the turn of the XX century.

Keywords:

culture, education, cultural and educational space, excursions, public theater, out-of-school education, zem-stvo, cinematography, sociocultural activity, adult education, district zemstvo, provincial zemstvo.

Проблемы культуры и образования являются частью современных глобальных проблем человечества, от решения которых во многом зависят дальнейший социальный прогресс и сохранение цивилизации. В последние годы особенно ярко проявился устойчивый интерес к истории отечественной культуры периода становления российского местного самоуправления. За предельно короткий исторический отрезок времени (1864-1917) созидательная деятельность местного самоуправления способствовала поднятию духовного уровня многонационального населения России. Значительные успехи, достигнутые в социально-экономической и культурно-образовательной жизни страны, способствовали выходу России на качественно новый этап исторического развития. При изучении культурно-образовательного пространства на Урале на рубеже Х1Х-ХХ вв. есть все основания сосредоточить внимание на внешкольном образовании, развитие которого определяло деятельность государства, местного самоуправления, общественных и религиозных организаций.

Что касается термина «внешкольное образование», то его можно рассматривать как рамочное, синтетическое, подразумевая под ним совокупность реформационных процессов, проходивших в российской культурно-просветительной деятельности всех заинтересованных субъектов. По сути основные элементы внешкольного образования, которые реализовывались в России и в уральском регионе, являлись элементами социокультурной модернизации российского общества.

В некоторых земствах России получила широкое распространение еще такая форма внешкольного образования, как организация экскурсий. Теоретики образования взрослых считали, что именно экскурсия позволяет полностью провести принцип внешкольного образования - локальный метод преподавания. Экскурсии приучают взрослых систематизировать наблюдения и работать самостоятельно. Например, распространялся опыт Казанского уездного земства, которое разработало программу местных двухдневных прогулок-экскурсий по темам: «В поле», «Овраги», «На лугу», «В лесу», «На болотах», «На пруду», «На реке», «В саду», «На огороде», «На пасеке», «Погода», «Небо» [1, с. 300].

В основном систематически устраивались естественно-исторические экскурсии, имевшие образовательное и воспитательное значение. Более того, они входили в учебный план земских школ с отведением для них как внеучебных, так и учебных часов. Кроме того, земства устраивали экскурсии для мелких сельских хозяев. Большинство таких мероприятий проводились для обозрения местных опытных станций и полей, образцово организованных хозяйств, небольших заводов, кооперативов.

Вместе с тем земства делали попытки вывести образовательные экскурсии из школьных рамок и сделать их народным делом. Для этого данный элемент внешкольного образования должен был стать одной из форм работы народного дома. «Только став функцией народного дома, -писал на страницах педагогической печати В. Бурцев, - экскурсионное дело и изучение местной природы и быта приобретут нужный размах и твердую опору, потому что народные дома - это будущие центры общественной самодеятельности» [2, с. 4].

Одним из передовых земских учреждений в деле организации экскурсий было Московское земство. В 1914 г. земские учреждения Московской губернии назначили в общей сложности на экскурсии учеников земских школ около 9-10 тыс. руб. Однако на долю земских расходов приходилось только 30 % денег, остальные доплачивали родители учеников. Общая сумма расходов составила 30 тыс. руб. Московской губернской земской экскурсионной программой воспользовалось 2 664 человека и 221 школа. А уездное Московское земство, которое занималось организацией экскурсий самостоятельно, охватило экскурсиями 11 000 детей из 172 школ.

Уральские земства финансировали проведение экскурсий учеников, окончивших народную школу. Например, Пермское уездное земство выделяло 400 руб. на экскурсии в Пермь, Казань, Москву, Санкт-Петербург. В годы Первой мировой войны экскурсии проводились только по Уральскому региону. Такая форма внешкольного образования нашла поддержку и в Оренбургской губернской земской управе: она предложила выделить на экскурсии в 1916 г. 1 050 руб. В губернии экскурсии условно делились на три вида: естественные или сельскохозяйственные (на пасеку, в поле, на луг, в лес и т. д.), экономические (на заводы, фабрики, кустарное производство и т. д.), исторические (по памятным местам).

Еще одной формой внешкольного образования на Урале была организация народного театра. Первая попытка устройства общедоступного театра - основание его в Москве во время Всероссийской политехнической выставки в 1872 г. В вышедшей в 1899 г. книге «Организация народного театра и полезных развлечений для народа» был так сформулирован основной принцип народного театра: «Служить нравственному и умственному развитию народа, внося свет в его темное существование, доставляя ему художественное развлечение» [3, с. 2].

Земские учреждения Урала достаточно серьезно относились к организации народного театра. В Пермской губернии в 1916 г. народные спектакли имели место во всех уездных земствах, за исключением Верхотурского. Наибольшую организованность народный театр получил в Охан-ском уезде: там имелось три передвижных сцены, театральные принадлежности и даже театральные библиотечки. В докладе Оханской земской управы земскому собранию в 1913 г. отмечалось, что народные спектакли начинали занимать одно из первых мест в ряду всех просветительных учреждений. Однако сумма, выделяемая Оханским уездным земством на театральные развлечения, была очень скромная: в 1914 г. она составила 250 руб. [4].

Анализируя репертуар театральных постановок, можно увидеть, что в большинстве случаев ставились пьесы Островского, Семенова, Потехина, Карпова, Чехова, Толстого, Пушкина. Исполнителями были представители местной интеллигенции, а также крестьяне и учащиеся.

Народные театры начиная с 1914 г. получили большее распространение и завоевали популярность среди местного населения. В докладе Оханской управы говорилось: «...спектакли будили мысль и чувства слушателя, заставляя его открыто после спектакля просить в будущем поставить пьесу в ином роде, в соответствии со вкусами и настроением зрителей или, наоборот, восторгаться прослушанной пьесой и выразить желание, чтобы и впредь и возможно чаще ставились подобные же спектакли» [5, с. 6]. Очень интересно проходили спектакли в Чердынском уезде Пермской губернии. Сбор со спектаклей шел в Чердынский уездный земский комитет Всероссийского Земского Союза по оказанию помощи больным и раненым воинам [6]. Земство проводило анкетирование, чтобы выяснить, с какими трудностями сталкивались устроители народного театра: нехваткой специальной литературы, пьес, театральных декораций, сценических материалов, недостатком артистов, так как в сельской местности игрой в спектаклях были заняты учителя народных школ, у которых не было времени и средств для репетиций и поездок с гастролями [7].

Чердынское уездное земство отреагировало на результаты этой анкеты достаточно быстро. Очередное собрание ассигновало на устройство театральной библиотеки, склада театральных принадлежностей и устройство передвижных декораций 300 руб. и 306 руб. 40 коп. - на устройство передвижной сцены. Начиная с 1916 г. Уфимское губернское земство вносило в смету

расходов по внешкольному образованию статью на оборудование театральных складов для народного театра в шести уездах (1200 руб.) [8].

Оренбургское уездное земство справедливо отмечало, что сельские жители, в отличие от городских, были лишены возможности провести время в театре, кинематографе, посетить выставки, музеи и т. д. Поэтому было предложено возбудить ходатайство перед губернским собранием об ассигновании средств на приглашение театрального инструктора с окладом 200 руб. и театрального техника с окладом 720 руб. в год. Вятские земства также не отставали в устройстве народных театров своей губернии.

Для полноты картины земской просветительной деятельности необходимо упомянуть еще о нескольких ее отраслях, хотя и не получивших сколько-нибудь значительного развития.

Кинематограф как форма внешкольного образования только начинал распространяться. Например, к 1915 г. в Пермской губернии кинематограф имелся в Чердынском, Екатеринбургском и Оханском уездах. В 1916 г. Оренбургское губернское земство выделило 1000 руб. на приобретение «кинематографического аппарата». Кинематограф в деревне, по мнению ряда уездных земских управ Пермской губернии, должен был быть только образовательным. «Показывать наши городские программы с Глупышкиными и Гарсонами - значит развращать деревню» [9, с. 42]. Предполагалось, чтобы губернское земство за свой счет устроило склад кинематографических лент для обмена между уездами. Созвучно переживаниям Пермского земства мнение Вятских местных деятелей. На 4 совещании заведующих внешкольным образованием в уездах Вятской губернии в августе 1915 г. говорилось: «...не замедлил появиться уличный, бьющий на низкие инстинкты зрителей кинематограф, вытесняющий собой научный кинематограф» [10, с. 28]. Все уездные земства Вятской губернии принципиально высказались за введение в уездах образовательного кинематографа.

Большое внимание земские учреждения Урала уделяли таким формам культурно-просветительной работы, как организация школьных утренников, литературных вечеров, прогулок, праздников древонасаждения. Например, Пермское уездное земство в 1911 г. устроило для учащихся рождественские елки при 54 школах, в 11 училищах были устроены детские спектакли, литературные утренники и вечера, учителя 14 школ организовали прогулки с учениками по окрестностям с угощением. Управа выделила на эти мероприятия 50 руб. В 1916 г. Уфимское губернское земство ассигновало 810 руб. на организацию праздников древонасаждения [11].

В ряде уездных земств ставился вопрос об организации таких форм внешкольного образования, как народные хоры и военно-физические упражнения. Оханская уездная земская управа предложила вводить курс пения на занятиях со взрослыми. Выделялись деньги на зарплату преподавателям, на музыкальные инструменты и ноты. Проектировались даже пятинедельные курсы для организаторов и руководителей народных хоров. Эта же уездная земская управа внесла в смету 360 руб. на эти мероприятия с молодежью «ближнего призыва в 6 пунктах уезда в течение 3 месяцев» [12].

Земские учреждения Урала финансировали возникавшие любительские театры и драматические кружки, как это было, например, в Чердынском уезде [13]. В Екатеринбурге любительский театр существовал в 80-90-х гг. XIX в., и на одном из спектаклей присутствовал Д.Н. Мамин-Сибиряк. В 90-е гг. любительские театры существовали также в Уфе, Златоусте, Нижнем Тагиле, Каслях, Симе, Березняках, Усть-Катаве и др. В 1890 г. в Златоусте в помещении заводского арсенала, переоборудованного под театр, выступал молодой Ф. Шаляпин [14, с. 76]. Земства Урала выделяли ежегодные и единовременные пособия различным научным и культурным организациям, например, Уральскому обществу любителей естествознания, курсам певческой грамоты, хорового духовного и светского пения, оркестрам и т. д.

Отдаленность ряда селений от губернских и уездных центров не всегда означала невозможность устройства в таком населенном пункте очага культуры и просвещения. Примером может служить село Ухтым Вятской губернии. Первое упоминание об игре самодеятельных артистов на сцене села Ухтым относится к 27 декабря 1898 г. - об этом сообщили «Вятские губернские ведомости». Любительские спектакли были поставлены по инициативе и под управлением супруги земского начальника села Ухтым Клавдии Андреевны Лупповой. Носили они благотворительный характер. В основном ставились пьесы Островского «В чужом пиру похмелье», «Праздничный сон до обеда» и др. Участие в спектаклях кроме распорядительницы К.А. Лупповой принимали главным образом учительницы и учителя местных начальных училищ Глазовского уезда и некоторые представители местной интеллигенции. Спектакли ставились в помещении, нанятом у одного из землевладельцев, а также в здании двухклассного училища. Во время спектаклей проводилась лотерея, сбор от которой, а также сборы от спектаклей шли на благотворительные цели.

Деятельность местного театрального кружка продолжалась и в последующие годы. 25 февраля 1899 г. был дан еще один спектакль по пьесе Островского с благотворительной целью.

В годы Первой мировой войны, например, 25 марта 1915 г. в селе Ухтым любителями сценического искусства была поставлена комедия Н.В. Гоголя «Женитьба» в пользу местного комитета Красного Креста.

Таким образом, все вышеперечисленные формы внешкольного образования доказывают, что органы местного самоуправления Урала находились в активном творческом поиске. Появились новые культурно-просветительные мероприятия для населения, а также продолжали финансироваться традиционные формы внешкольного образования (библиотеки, чтения, музеи, школы для взрослых и т. д.).

Ссылки:

1. Рушанин В.Я., Юсупов М.Р. Внешкольное образование на Урале (вторая половина XIX - начало XX века). Челябинск, 2011 330 с.

2. Бурцев В. Экскурсии и Народные дома // Русская школа. 1916. № 2-3. С. 4-25.

3. Карпов Р.П., Окулов Н.Н. Организация народного театра и полезных развлечений для народа. СПб., 1899. 152 с.

4. Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф. 44. Оп. 4. Д. 512. Л. 1 об.

5. Доклад № 5 Оханской уездной земской управы Оханскому уездному земскому собранию ХХХХУМ очередной сессии по внешкольному образованию. Оханск, 1916. 15 с.

6. ГАПК. Ф. 470. Оп. 1. Д. 42. Л. 1-1 об.

7. Там же. Д. 24. Л. 9 об., 10, 12 об., 17, 18.

8. Там же. Д. 24. Л. 42.

9. Труды I совещания заведующих народным и внешкольным образованием в уездах Пермской губернии, состоявшегося при губернской управе 23-28 июня 1915 г. Журналы, резолюции, доклады. Пермь, 1915. 263 с.

10. Четвертое совещание заведующих внешкольным образованием в уездах Вятской губернии при Вятской губернской земской управе. Вятка, 1915. 137 с.

11. Центральный исторический архив Республики Башкортостан (ЦИА РБ). Ф. И-135. Оп. 1. Д. 21. Л. 12.

12. Там же. Д. 26. Л. 17.

13. ГАПК. Ф. 470. Оп. 1. Д. 24. Л. 46 об.

14. Шаляпин Ф.И. Повести о жизни. Пермь, 1965. 372с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.