Научная статья на тему 'Земские инициативы во внешкольном образовании в Оренбургской губернии в 1917 году : к 85-летию профессора А. П. Абрамовского'

Земские инициативы во внешкольном образовании в Оренбургской губернии в 1917 году : к 85-летию профессора А. П. Абрамовского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
87
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМСТВО / САМОУПРАВЛЕНИЕ / САМОФИНАНСИРОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКИЙ ПРИЮТ / ШКОЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ / НАРОДНЫЙ ДОМ / ЗЕМСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кобзов Владимир Серафимович, Семенченко Ирина Васильевна

В статье раскрываются земские инициативы во внешкольном образовании, которые заключались в организации дошкольных учреждений, детских приютов и школ для взрослых, народных домов, библиотек, творческих кружков. Исследователем вопросов народного образования на Южном Урале является известный историк А. П. Абрамовский, 85-летию которого и посвящается эта статья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кобзов Владимир Серафимович, Семенченко Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Земские инициативы во внешкольном образовании в Оренбургской губернии в 1917 году : к 85-летию профессора А. П. Абрамовского»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 32 (170). История. Вып. 35. С. 59-64.

ЗЕМСКИЕ ИНИцИАТИВЫВО ВНЕШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1917 ГОдУ: К 85-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА А. П. АБРАМОВСКОГО

В статье раскрываются земские инициативы во внешкольном образовании, которые заключались в организации дошкольных учреждений, детских приютов и школ для взрослых, народных домов, библиотек, творческих кружков. Исследователем вопросов народного образования на Южном Урале является известный историк А. П. Абрамовский,, 85-летию которого и посвящается эта статья

Ключевые слова: земство, самоуправление, самофинансирование, дошкольное воспитание, детский приют, школа для взрослых, народный дом, земская библиотека.

Видное место среди уральских историков занимает доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Андрей Петрович Абрамовский. Он внёс неоценимый вклад в развитие исторической науки на Южном Урале, а его работы известны и получили признание далеко за пределами региона. Андрей Петрович создал свою научную школу и дал путёвку в большую науку целой плеяде учёных. Для всех нас он является образцом преданности и любви к истории. Его работоспособность, неисчерпаемая энергия, умение увлечь своими научными идеями, любовь к факультету и университету вызывает наше восхищение и уважение. Для Андрея Петровича характерна активная исследовательская работа с многообразной палитрой научных интересов: это и история казачества, и первые социалистические преобразования в промышленности, и партизанское движение, и вопросы, связанные с правоохранительными органами, и местным самоуправлением и т. д. Большое внимание А. П. Абрамовский уделяет истории народного образования, особенно начальному образованию в Оренбургском казачьем войске и вопросам культурно-просветительной работы в станицах, привлекало его внимание и земское школьное и внешкольное образование на Урале. Он считает, что органы местного самоуправления всегда должны уделять внимание повышению культурного уровня народа. Примером для этого в истории являются земства, созданные в России в 1864 г. Однако на Урале они появились позднее: в Вятской губернии в 1867 г., Пермской - 1870, Уфимской - 1875, Оренбургской - 1913.

В дореволюционной историографии зем-

ства фундаментальной работой является труд Б. Б. Веселовского «История земства за 40 лет»1, не имеющий аналогов в современной исторической литературе. Автор собрал богатейший фактический материал, не потерявший своего значения до сих пор. В 1 томе Б. Б. Веселовский дал анализ работы земских органов в деле просвещения народа. Состоянию внешкольного образования и вкладу земств в развитие этой области посвятили свои работы такие исследователи, как Д. М. Бобылев, М. И. Обухов, П. Голубев, В. П. Вахтеров, Я. В. Абрамов2.

Обобщающими трудами по истории земства вообще и культурно-просветительской деятельности земств в современной историографии являются исследования Н. М. Пирумовой, Г. А. Герасименко, Л. Е. Лаптевой и др.3 Значительный интерес представляет диссертация М. Р. Юсупова, посвящённая культурно-просветительской деятельности земств Урала в период 1864-1917 гг.4 В своей работе он раскрывает основные формы внешкольных учреждений на Урале, рассматривает вопросы финансирования земствами народных домов, библиотек, музеев, школ для взрослых.

Земства играли значительную роль в социально-экономическом развитии губерний, уездов, волостей. Они, по существу, восполняли прорехи общегосударственных установлений, взяв на себя обеспечение тех сфер социальной жизнедеятельности, которые оказались непосильными Российской централизованной власти5. Земства способствовали совершенствованию сельскохозяйственного производства, кооперативного движения, дорожного строительства, торговли, зани-

мались вопросами народного просвещения, медицинского обслуживания и социальной защиты населения.

При этом земства были не только органами самоуправления, но и самофинансирования. Доходная часть бюджета слагалась из налогов на недвижимое имущество граждан (в том числе заводское имущество), за пользование лесами и землями, поступлений от продажи государственных ценных бумаг, торговых заведений и других источников. Все полученные средства, за исключением некоторых отчислений государству, весьма незначительных, расходовались на местные нужды.

В условиях революции именно народному самоуправлению предполагалось передать широкий спектр вопросов местной жизни, в т. ч. и развитие народного образования. Если раньше в ведении земств и городов находились только собственные учебные заведения, то с 20 июля 1917 г., согласно постановлению Временного правительства, им подчинены были министерские и церковноприходские школы, в основу руководства которыми был положен принцип децентрализации прежней системы. В новых условиях более масштабно предполагалось решать и вопросы внешкольного образования.

Заведующий внешкольным отделом Челябинской уездной земской управы А. В. Котельников на очередном земском собрании отмечал: «Одна школа бессильна поднять культурный уровень населения, только совокупность школьного и внешкольного образования может достичь цели»6.

Система внешкольного образования включала в себя различные учреждения по дошкольному воспитанию, вечерние школы для взрослых, библиотеки-читальни, народные дома, музеи, театральные и творческие кружки, художественные и иные выставки, организацию народных чтений, лекций и др.

Много забот у земств было с дошкольным воспитанием. На их попечении находились детские сады и ясли, а также ясли-приюты для детей, не имеющих родителей. На IV очередной сессии Оренбургского губернского земского собрания, проходившей в январе 1917 г., в докладе земской управы указывалось: «Среди вопросов народного образования одним из фундаментальных считается вопрос о дошкольном воспитании. Народные детские сады должны быть доступны детям всех без исключения классов населения и

посещение их должно быть бесплатным»7. В газете «Союзная мысль» отмечалось: «Дошкольное обучение имеет своей задачей правильное воспитание ребенка, подготовка его к поступлению в школу. С этой целью устраиваются детские сады, ясли, площадки и т. д., где применяется к ребенку правильный уход и дается полезное развлечение, развивающее его и подготавливающее к восприятию школьных знаний»8.

1 июня 1917 г. Оренбургское губернское земство открыло в Челябинске курсы по дошкольному воспитанию для подготовки педагогических кадров в детские сады и ясли. Всего слушателей насчитывалось 91, которым читали лекции и проводили практические занятия опытные лекторы из Москвы: Я. А Башилов, Н. С. Филитис, Е. А. Флерина, А. К. Покровская, А. А. Покровский9. Они раскрывали слушателям такие проблемы, как психология детей, роль игры в процессе воспитания, место детской литературы в системе воспитания, значение уроков рисования и пения для общего развития, о детских болезнях и их профилактике. Данные курсы имели неоценимо большое значение, так как способствовали овладению формами и методами дошкольного воспитания, развитию умений и навыков педагогов в работе с детьми. Дошкольное воспитание на Урале летом 1917 г. осуществлялось в форме 2-х временных мероприятий: детских приютов-яслей для самых маленьких и летних подготовительных школ (детских площадок).

В Оренбургском уезде, например, детские ясли были открыты в 17 населенных пунктах: Буланове, Илецкой Защите, Ермолаевке, Семеново-Петровском, Григорьевке, НовоТроицком, Софиевке, Ивановке и др. Средняя продолжительность существования яслей равнялась 30 дням. (Средств на организацию работы круглогодичных яслей не хватало). Общая сумма расходов со стороны земства на ясли составила летом 1917 г. 10722 р. 42 коп. Содержание ребенка в день обходилось в 31,5 коп.10

В Челябинском уезде были открыты ясли в 20 населенных пунктах: Петровском, Никольском, Андреевке, Алексеевке, Мартыновке, Сухоборском, Метелево, Султаево, Мавлютово и др. В 10 селах помещением для яслей служили школы, в остальных приходилось снимать частные дома, которые не всегда оказывались удобными для

организации массовой работы, как это было, к примеру, в Алексеевке, Чиркове, Узкове, Никольском. Персонал детских яслей состоял из заведующей и ее помощницы, месячный оклад жалования которых равнялся соответственно 50 и 40 р., при готовой квартире и «столовом обеспечении»11. Количество дошкольных учреждений в 1917 г. по уездам выглядело следующим образом: в Челябинском уезде насчитывалось 20 яслей и 3 детские площадки, Оренбургском - соответственно 17 и 6, Орском - 7 и 4, Троицком - 6 и 211.

Возраст детей, принимаемых в ясли, был ограничен, с одной стороны, 6 месяцами и 3 годами, с другой. Были и сироты 9-10 лет. Кормили детей 4 раза в день, через каждые 3 часа. Продолжительность ежедневной работы в яслях равнялась 12-13 часам. Наиболее опытный педагогический состав работал в яслях сел: Петровском, Фадюшино, Введенском, Чирково. Заведующими этих яслей являлись курсистки из Москвы со специальной подготовкой. Функционировали ясли полтора, в редких случаях два месяца, закрывались в начале сентября. Число детей, находившихся в яслях Челябинского уезда летом 1917 г., насчитывалось около 1000 человек11.

Определенное значение имели также и подготовительные школы (или по-другому - детские площадки). В газете «Союзная мысль» указывалось: «Задачи площадок -знакомство детей с окружающей природой, развитие физическое и эстетическое, развитие речи, наблюдательности, привычки к труду, ознакомление с требованиями элементарной гигиены»11.

В Оренбургском уезде детских площадок было открыто 6: в Илецкой Защите, Исаево-Дедове, Покровке, Петровском, Павловке и Александровке. В общей сложности площадки просуществовали 239 дней, т. е. каждая из них в среднем около 40 дней. Земство израсходовало на содержание подготовительных школ 3057 р. 92 коп., одно посещение в день обходилось 9 коп.12. Дети 6-8 лет здесь занимались подвижными играми, рисованием, лепкой, пением и т. п.

Летом 1917 г. организованы в Орском уезде 4 детские площадки и 7 яслей13. В Верхнеуральске земство затратило немалые средства на создание «Народного детского сада». На его открытии выступил председатель Верхнеуральской уездной земской управы М. Е. Валавин, который указал на

громадное значение дошкольного воспитания. На здании этого учреждения были вывешены плакаты: «Знамя поднимаем мы гордо и смело за великое земское дело», «Спасибо земству»14.

Формирование и развитие земствами дошкольного образования имело большое значение как для страны в целом, так и для каждой отдельной семьи в частности. Во-первых, дошкольное воспитание являлось подготовительным этапом для начальной школы; во-вторых, общественное воспитание способствовало более быстрому формированию личности ребенка (развивались его умственные и творческие способности, культура речи, навыки к труду, самостоятельность и т. д.); в-третьих, родители получили возможность в течение дня посвящать себя полностью работе, а это влияло на рост производительности труда.

Большое внимание земства уделяли сиротским домам и приютам. В ведении Оренбургского уездного земства в 1917 г. находилось 4 приюта для сирот и полусирот: это Сеиткуловский - на 30 человек, Белозерский

- на 23 человека, Дмитриевский - на 12 человек, Илецкий на 60 человек. В этих приютах на полном обеспечении содержалось 123 ребенка (87 мальчиков и 36 девочек). Расходы земства на содержание всех на Урале приютов составили 181360 р. в год15. В январе 1918 г. был открыт приют для детей, не имевших родителей, на железнодорожной станции Шумиха (Челябинский уезд). Там находились дети в возрасте от 1 до 7 лет. Земства особенно тщательно подбирали кадры для работы в сиротских приютах, строго контролировали эти заведения, обеспечивали всем необходимым.

Открытие Оренбургским земством сиротских приютов решило многочисленные задачи образования и воспитания подрастающего поколения, формирования профессиональных навыков, подготовки будущих кадров страны, а также борьбы с беспризорностью, нищетой и безработицей.

Одной из основных задач внешкольного образования являлась организация земствами школ для взрослого населения.

К 1917 г. в Оренбургской губернии было 118 вечерних школ для взрослых, из них: в Оренбургском уезде - 33, Челябинском - 36, Троицком - 16, Верхнеуральском - 14, Орском

- 1916.

В учебный период 1916-17 гг. в Оренбургском уезде в вечерних школах для взрослых насчитывалось 47 учителей и 1557 учащихся, т. е. в среднем на каждого преподавателя приходилось 33 человека17. Занятия продолжались около 3-х месяцев в зимнее время. За этот период неграмотные могли научиться считать и писать, полуграмотные пополнить свои знания по программе начальной школы. Лучше всего обучение взрослых проходило в селах: Ивановке, Васильевке, неудачно прошел опыт в Петровском, Троицком, Павловке.

В Челябинском уезде в 1917 г. были открыты вечерние школы для взрослых в 36 селениях. Наибольшее число учащихся в школах для взрослых было 108 человек (с. Петровское, Андреевской волости), наименьшее - 28 (с. Косулино); в среднем на 1 школу приходилось по 55 учащихся18. Эти цифры дают возможность сделать вывод о том, что вечерние школы пользовались большим успехом у населения. Время открытия и закрытия школ в различных населенных пунктах было неодинаковым. Самое раннее время открытия - 1 октября, а позднее - 9 января. Самый ранний их срок закрытия - 30 января, поздний - 20 марта. Средняя продолжительность занятий в школе 4 месяца. Обучение в школах велось в двух группах: в первой - с неграмотными, во второй - с несколько подготовленными учащимися. Только в трех школах была еще и третья группа - для наиболее подготовленных. В школах преподавались: чтение, письмо, арифметика, закон божий; кроме этих предметов для подготовленных учеников введены были еще история, география, естествознание. Известными учителями, которые работали в школах для взрослых, были: Т. А. Козлова, Е. В. Бунина (с. Козино); Л. И. Кушева, П. А. Григорьев (с. Куртамыш); М. Н. Мальцев, М. П. Силкин (с. Каминское); В. Н. Воробьев, Л. А. Инфантьева (с. Птиченское); Г. П. Подкорытов, Т. В. Горшенина (с. Петровское); С. И. Савельев, А. М. Крылова (с. Каменское).

Таким образом, земства сыграли большую роль в ликвидации неграмотности среди взрослого населения Урала. Заметное место в системе внешкольного образования занимало библиотечное дело.

В Оренбургском уезде в 1917 г. функционировала 37 библиотек-читален для русского населения, 9 - для мусульманского и одна

центральная библиотека при земской управе. В среднем каждая библиотека имела фонд от 1000 до 3000 книг19. Оренбургское земство по примеру других земств Российской империи практиковало два способа подготовки библиотекарей: через организацию специальных курсов на местах и обучение в Московском народном университете имени генерала А. А. Шанявского. Библиотекари, которые окончили курсы университета и хорошо изучили своё дело теоретически и практически, претендовали на оклад 200 р. в месяц, а не получившие такой подготовки - 120 р.20

Кроме библиотек-читален, в 1917 г. в Оренбургском уезде было открыто 30 изб-читален на средства, выделенные губернскими земствами. «Избы-читальни были учреждениями более дешёвого типа и созданы они были для того, чтобы приблизить газету к населению»21. Каждая библиотека обходилась земству в 5000 р. в год22.

В Челябинском уезде библиотек-читален к концу 1917 г. насчитывалось 35 (из них 6 -для инородцев и 29 - для русского населения), которые находились в селениях: Алабуге, Аскарове, Б. Риге, Б. Дубровном, Белоярском, Введенском, Воскресенском, Гагаринском, Долговском, Заманиловском, Кислянском, Кипельском, Коровинском, Косулинском, Каменском, Метелевском, Чумляке и др. В среднем на одну библиотеку-читальню приходилось 11160 жителей гражданской территории уезда, обсуживаемой земством, а в каждой библиотеке находилось примерно 1973 книги, т. е. одна библиотечная книга на 7 жителей. Распределение книг по отделам каталога показывает, что больше всего вос-требовались детские книги (54,9 %), а затем беллетристика (24,3 %). На все остальные отделы приходилось 20,8 %, например, книги религиозно-нравственного содержания составляли 2,6 %, отдел воспитания - 0,6 %, географии и путешествий - 2,8 % и т. д.23

Библиотеки занимались не только выдачей литературы, а часто проводили лектории, вечера, посвящённые известным писателям и знаменательным датам. В 1917 г. успешно прошли вечера поэзии, посвящённые А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову и др.24 Эти мероприятия способствовали повышению культурного уровня населения.

Значение всех этих библиотек и изб-читален было велико, так как они способствовали закреплению школьных знаний у

населения, помогали разбираться в текущей политической обстановке и сформировать у народа свою точку зрения на проводимую политику.

Следует особо отметить в 1917 г. организацию народных чтений и лекций, на проведение которых земства расходовали немалые средства. Оренбургская уездная земская управа в докладе «О народных чтениях и лекциях» указывала: «Теперь делу народных чтений и лекций предстоит широкий просмотр. Нужно только подыскать в качестве чтецов достаточно развитых и образованных людей, способных говорить публично»25. Уездная управа предложила назначить определённых лиц из местных жителей в качестве лекторов, обязав их организовывать чтения и лекции не менее 4 раз в месяц с оплатой 20 р. или 5 р. за одно чтение26.

В Челябинском уезде народные чтения организовывались библиотекарями, учителями, священниками и другими интеллигентными силами. Чтения проходили в 9 районных библиотеках. За 1917 г. всего их состоялось в уезде около тысячи. По имеющимся данным, по 16 библиотекам-читальням видно, что с октября 1916 г. по октябрь 1917 г. всего чтений было проведено 542, из них исторического содержания - 39, географического - 31, политического - 270, религиозного - 21, беллетристического - 116, естественноисториче-ского - 11, медицинского - 3, военного - 13, сельскохозяйственного - 1, в среднем по 69 на каждое чтение27.

Наиболее популярным земскими лекторами в Челябинском уезде были М. И. Усова, А. В. Котельников, И. П. Панасюк, О. И. Ольшевская, В. И. Меньшикова, П. Н. Кудюров, А. Н. Горохова, М. Н. Викснит, Л. С.

Кушов28.

Одной из важнейших форм культурно-просветительской деятельности земств являлось создание Народных домов. Оренбургская уездная земская управа в докладе «О Народных домах», сделанном на очередном земском собрании, отмечала: «В ряду культурных учреждений, имеющих воспитательно-образовательное значение для населения, видную роль играет и должен играть Народный дом. Ему ставится широкая задача содействия всестороннему развитию местного населения в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях, удовлетворять культурные потребности населения и воспитывать его в духе общественности. Потому

то на развитие Народных домов должно быть обращено особенное внимание»29. Народные дома получили широкое распространение во всех губерниях, уездах и волостях Урала. Популярностью пользовался Народный дом в Челябинске, на базе которого образовалось музыкально-драматическое общество, которое ставило спектакли и концерты. На сцене Народного дома театралы ставили оперу П. И. Чайковского «Евгений Онегин», давали концерты, на которых звучала музыка Мусоргского, Даргомыжского, Рубинштейна. В Народном доме Челябинска писатель А. Туркин организовал цикл лекций на литературные темы. В этом Народном доме работала также Вторая воскресная школа, организованная педагогом женской гимназии А. Ф. Сурьяниновой. Народный дом Оренбурга тоже был центром культурно-просветительной работы. Там действовал драматический кружок, ставивший такие сложные пьесы, как «Дядя Ваня» А. П. Чехова и «На дне» А. М. Горького. В этом же Народном доме работала воскресная школа.

Таким образом, создание Народных домов являлось одним из главных дел уральского земства. Народные дома стали центрами внешкольного образования. В Народных домах устраивались народные чтения и лекции, работали воскресные школы для взрослых, открывались библиотеки, функционировал кинематограф, организовывались театральные и другие творческие кружки и т. д.

Земские учреждения Урала серьёзно относились к организации народных театров. Оренбургское уездное земство отмечало, что сельские жители, в отличие от городских, лишены возможности провести время в театре, кинематографе, музее и т. д. Поэтому оно предложило возбудить ходатайство перед губернским земским собранием об ассигновании средств на приглашение театрального инструктора с окладом 1200 р. и театрального техника с окладом 720 р. в год30.

В Челябинском уезде в рассматриваемый нами период народные театры ещё не получили широкого развития. Эта работа носила непостоянный характер. Спектакли проводились не во всех ячейках внешкольного образования, и особых кредитов на их устройство не существовало. По имеющимся сведениям в 1917 г. было поставлено всего 12 спектаклей в 8 селениях уезда31. В постановке спектаклей принимали участие библиотекари, учителя и

др. Репетиции народных театров проходили в различных местах: школах, библиотеках, частных домах. Несмотря на все трудности (тесноту помещений, нехватку средств на костюмы и декорации), в репертуаре этих театров были такие великие произведения, как «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Душечка», «Крыжовник» А. П. Чехова и др.

Земства уделяли большое внимание и организации различных творческих групп и кружков по интересам. Так, например, в Челябинском уезде существовали театральные кружки в сёлах: Чудиново (театральный кружок организован был заведующей библиотекой-читальней П. Н. Суворовой 10 декабря 1917 г.), Белоярское, Кислянское, Карачельское (руководитель Ф. А. Серебренников) и других. Всего по уезду насчитывалось 11 театральных кружков. Культурно-просветительные кружки находились в сёлах: Травянское (руководитель А. О. Бабиков), Косулинское,Половинное, Петровское, Б.Рига и в деревне Ольховка (руководитель Чадаев). Всего было 18 культурно-просветительных кружков. Лекторский кружок был организован в селе Ново-Кочердык (руководитель Г. В. Васильев)32.

Народные театры, кружки по интересам помогали народу видеть прекрасное и безобразное, комическое и трагическое и другие категории искусства.

Земства Оренбургской губернии сыграли важнейшую роль в развитии внешкольного образования. Создав сеть культурно-просветительных организаций и учреждений, они тем самым привлекли население к участию в политической и общественной жизни страны. Земства способствовали нравственному и эстетическому совершенствованию граждан, выработке активной гражданской позиции.

Примечания

1 Веселовский, Б. Б. История земства за 40 лет. СПб., 1909-1911.

2 Бобылев, Д. М. Вопросы внешкольного образования в Пермской губернии. Пермь, 1904; Обухов, М. И. Народные и центральные библиотеки Уфимского губернского земства 1914. Уфа, 1915; Голубев, П. Историко-статический сборник сведений по вопросам экономического и культурного развития Вятского края. Вятка,

1896; Вахтеров, В. П. Всенародное школьное и внешкольное образование. М., 1917; Абрамов, Я. В. Наши воскресные школы, их прошлое и настоящее. СПб., 1900.

3 Пирумова, Н. М. Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе до начала ХХ в. М., 1986; Герасименко, Г. А. Земское самоуправление в России. М., 1990; Лаптева, Л. Е. Земские учреждения в России. М., 1993; Солженицын, А. И. Как нам обустроить Россию. М., 1990.

4 Юсупов, М. Р. Культурно-просветительская деятельность земств Урала (1864 - февраль 1917) : дис. ... канд. ист. наук. Челябинск, 1999.

5 Абрамовский, А. П. Земское внешкольное образование на Южном Урале в 1917 - 1918 гг. / А. П. Абрамовский, И. В. Семенченко // Вестн. Челяб гос. ун-та. Сер. 1. История. 2003. № 1. С. 73.

6 Союз. мысль. 1918. 16 янв.

7 ГАОО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 106. Л. 650.

8 Союз. мысль. 1917. 13 сент.

9 ОГАЧО. Ф. Р-1542. Оп. 1. Д. 25. Л. 7.

0 ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 235. Л. 13.

1 ОГАЧО. Ф. Р-1542. Оп. 1. Д. 25. Л. 7.

2 ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 235. Л. 13.

3 Оренбург. зем. дело. 1917. 30 нояб.

4 Там же . 25 июля.

5 ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 237. Л. 22.

6 ОГАЧО. Ф. Р-1542. Оп. 1. Д. 28. Л. 4; ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 235. Л. 10.

ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 235. Л. 10. ОГАЧО. Ф. Р-1542. Оп. 1. Д. 28. Л. 4. ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 237. Л. 1.

20 Там же. Л. 4.

21 ОГАЧО. Ф. Р-1542. Оп. 1. Д. 28. Л. 2.

22 Там же. Л. 4.

23 Там же. Д. 235. Л. 12.

24 Абрамовский, А. П. Культурно-просветительная работа в Челябинске и уезде в 1917-1918 гг. / А. П. Абрамовский, Т. В. Романова. Деп. в ИНИОМ АН СССР 13.12.1988, 36564.

25 ОГАЧО. Ф. Р-1542. Оп. 1. Д. 28. Л. 6.

26 Там же. Л. 7.

27 Там же. Л. 2.

28 Там же. Л. 37.

29 ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 237. Л. 17.

30 Доклады управы, журналы Оренбургского губернского земства. Оренбург, 1917. С. 68.

31 ОГАЧО. Ф. Р-1542. Оп. 1. Д. 28. Л. 6.

32 Там же. Д. 25. Л. 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.