Научная статья на тему 'Земство и народное образование на Урале в 1900-1918 гг'

Земство и народное образование на Урале в 1900-1918 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
861
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенченко Ирина Васильевна

В данной статье раскрываются основные направления деятельности уральского земства в развитии народного образования. Земства укрепляли материально-техническую базу школ и профессиональных училищ, выплачивали стипендию бедным ученикам, созывали съезды учителей и устраивали курсы повышения квалификации и т. д. Благодаря земствам образование стало доступным для всех категорий граждан, представляло собой разветвленную систему и способствовало подготовке грамотных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zemstvo and Public Education in the Urals (1900-1918)

This article reveals the main trends in the activities of the Urals Zemstvo in the development of public education. Zemstvos streghthened the material-technique base of school and vocational schools, give grants (scholarships) to poor student, organized teachers congresses and additional educational courses for teachers. Thank to Zemstvos education became availiable for people of all classes. It transformed into branched system and helped to prepare well educated specialists.

Текст научной работы на тему «Земство и народное образование на Урале в 1900-1918 гг»

УДК ТЗ(2Р36)

И. В. Семенченко

ЗЕМСТВО И НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРАЛЕ В1900—1918 гг

Серьёзное внимание земства уделяли развитию народного образования как школьного, так и внешкольного. Недаром Златоустовское уездное земское собрание в постановлении, касающемся этого вопроса, подчёркивало, что путь, которым возможно достигнуть высокого развития духовных и материальных сил, есть организация просвещения народной массы [1, л. 26].

В каком же состоянии находилось народное образование в изучаемый период? В начале XX века Россия была одной из самых отсталых в культурном отношении стран. Большинство её населения было неграмотным, 72 % всех жителей России (60 % мужчин и 83 % женщин) в возрасте от 9 до 49 лет не умели ни читать, ни писать. В то же время из каждых пяти детей и подростков четверо не имели возможности учиться. Многие народности, населявшие окраины царской России, были сплошь неграмотными. На территории современного Таджикистана 98 % населения в возрасте от 9 до 49 лет было неграмотно. В Киргизии неграмотных было 97 %, в Узбекистане —96 %. Около 50 народностей страны не имели своей письменности [2, с. 31]. По развитию школьной сети и количеству учащихся Россия занимала одно из последних мест среди стран Америки и Европы. Если в США учащиеся составляли 19,4 % от общего числа населения, в Англии — 17,14 %, в Германии — 17 %, в Швейцарии — 16,6 %, то в России этот процент едва достигал 3,85 [3, с. 32].

Если в целом Россия оставалась в культурном отношении отсталым государством, то территория Урала, как окраинная часть Российской империи да ещё с многонациональным составом, являлась примером ещё большей культурной отсталости. В начальных школах Вятской, Пермской, Уфимской и Оренбургской губерний обучалось менее 30 % детей школьного возраста, средние учебныезаведения практически оставались недоступными для детей трудящихся [4, л. 40]. До 1916 г. на Урале не было ни одного вуза. Грамотное население составляло к 1917 году не более 16 процентов (без учёта казачества) [5, л. 6]. Внешкольное образование неимело широкого распространения. Таким образом, народное образование находилось в это время на низком уровне развития.

Для школьной системы дореволюционной России характерно было многообразие преемственно не связанных между собой типов школ. Начальные школы были одноклассные и двухклассные, министерские и земские, церковно-приходские и городские, инородческие и миссионерские. Повышенные школы имели также несколько типов — мужские и женские гимназии, реальные и коммерческие училища, духовные семинарии. В начале XX века в России сохранялась ещё сословная школа. Для де-

тей дворянства имелись училища правоведения и лицеи, пажеские и кадетские корпуса, институты благородных девиц. Дети духовенства учились, как правило, в духовных и епархиальных училищах, духовных семинариях. На окраинах России действовали русско-туземные школы для детей местных феодалов и буржуазии.

Не было в стране и единой системы управления делом народного образования. Одни школы были в ведении Министерства народного образования, другие — Святейшего Синода, третьи — ведомства императрицы Марии Фёдоровны. Многие начальные школы и профессиональные училища состояли в ведении земств, различных обществ и органов городского самоуправления, немало было частных школ—низших, средних и высших, общеобразовательных и профессиональных.

Отсутствие единой системы управления народным образованием отрицательно сказывалось на повышении общего образовательного уровня страны. Разные программы школ, подходы к процессу преподавания и воспитания, отсутствие преемственности и связи между различными ступенями образования—это те недостатки, которые существовали в системе народного просвещения. В дальнейшем, и Министерство народного просвещения, и Святейший Синод, и казачьи общины с облегчением передадут это «хлопотное хозяйство» в руки органов самоуправления.

Одной из насущных задач земства была модернизация производительных сил страны на основе подъёма культурного уровня населения. Развитие капитализма, расширение и усложнение хозяйственного административного аппарата предъявляли спрос на грамотные и специально подготовленные кадры.

Всесторонний и глубокий анализ земских материалов уральских губерний даёт возможность сделать вывод о том, что в культурной деятельности земств важное место занимал вопрос о народном просвещении. Всеобщее обучение и внешкольное образование—это два главнейших русла земской просветительской работы. Органы местного самоуправления создали на Урале качественно новую систему образования,занимались вопросами введения всеобщего начального обучения детей, формулировали профессиональные учительские кадры для школ.

Динамикаразвития народного образования была следующей: если в 1901 г. в Оренбургской губернии было зарегистрировано 576 начальных школ, то к 1911г. их насчитывалось 1416,в которых обучалось 99856 человек, что охватывало менее половины нуждающихся в обучении детей [6, л. 7]. Епархиальный училищный совет к 1914 г. имел в Оренбургском уезде — 230, Челябинском — 196, Орском — 70, Верхнеуральском —34, Троицком — 29; в городах —76,

итого по Оренбургской губернии — 562 церковноприходские школы [7, л. 123]. Войсковой штаб Оренбургского казачьего войска—596 школ [8, л. 128]. Практически все церковно-приходские школы взяли постепенно под свою опеку уральские земства.

В 1913 г. Земства России приступили к формированию сети начальных училищ, определив своей целью обеспечение всеобщего обучения детей младшего школьного возраста. Поставленная задача —добиться общедоступности начального обучения в Уральских губерниях — породила множество проблем. Прежде всего, необходимо было определить, исходя из естественного прироста населения и данных переписи 1897 года, количество проживающих в губерниях детей школьного возраста и соответственно вычислить необходимое количество школ. Требовалось высчитать расстояние, которое могут ежедневно преодолеть посещающие школу дети, так как нереально было построить школу в каждой деревне.

Наибольший процент обучающихся детей был в Пермской губернии—49,1, а самый низкий в Уфимской —29,3. Последнее объясняется наличием большого числа инородческого населения, небольшим количеством мектебе и медресе, а также своеобразным отношением мусульманского населения к общему образованию: поощряя обучение мальчиков, не допускалось их совместное обучение с девочками, причём женское образование вообще не приветствовалось. Так, если в Орском уезде в 1913 году за пределами школы осталось 52% детей школьного возраста христиан,то мусульман—91 % [10, л. 7]. Довольно высокий процент обучающихся в Оренбургской губернии до введения земств объясняется особенностью переписи, которая охватила казачье население, всегда стремившееся к высокому уровню грамотности.

По данным оценочно-статистических отделов уральских земств общедоступность начального образования предполагала обеспечить возможность всем крестьянским детям в возрасте 9—11 лет посещать школу, расположенную не далее чем в 3-х верстах от дома [11, л. 12]. В то время, как одна земская школа Уфимской губернии обслуживала территорию в 75 кв. вёрст, а в Московской губернии одна школа

приходилась на 13 кв. вёрст, Петербургской—на 19 [12, л. 3].

Для учащихся, которые жили от школы на расстоянии свыше 3—5 вёрст, земство устраивало при некоторых школах общежития, где дети оставались на всю неделю. Для улучшения питания детей, живущих далеко от школы, и следовательно, лишённых возможности сходить во время перемены домой, земство организовывало горячие обеды для всех учащихся. Подобная забота повышала успеваемость детей и посещаемость занятий.

В среднем на одну школу земства Урала тратили 965 руб. 03 коп. [13, л. 9]. На содержание одноклассных земских школ в селениях 56,52 % всех школьных доходов давало земство и 36,93 %—казна [14, с. 200]. Земские деньги шли на содержание учительского персонала, на наём помещений, мелкий и крупный ремонт, на классные принадлежности и учебные пособия, на постройку и оборудование школ.

Для введения всеобщего обучения помимо мобилизации местных ресурсов земствами широко использовалось государственное кредитование. С 1907 по 1914 гг. правительственные ассигнования увеличились с 8,9 до 49 млн. рублей [15, с. 48]. Большая часть этой суммы поступала в земства, которые распределяли денежные средства на местные нужды народного образования.

Уделяя большое значение физическому воспитанию подрастающего поколения, земства выделяли средства на устройство спортивных площадок для детских игр и физических упражнений [16, л. 125], проводили гимнастические соревнования среди учащихся земских школ [17, л. 40]. Внимание привлекают земские проекты школьных зданий, где всё было предусмотрено до мелочей. Помимо учебных кабинетов предполагались: кабинет врача, баня, туалеты, столовая с собственной кухней, раздевалка, рекреации, помещения для школьной прислуги, общежитие для детей, которые остаются ночевать при школе; для учительских квартир—погреб, чулан, помещение для коровы и пр. [18]. Были разработаны специальные санитарно-гигиенические требования к школам и гигиенические правила для учащихся [19, л. 124].

Таблица 1

Обеспеченность уральских губерний начальными школами к 1913 г. [9, с. 73]

Губерния Число школ Учащиеся Число всех детей в возрасте от 8 до 11 лет % обучающихся детей

мальчики девочки итого

Оренбургская 1408 58821 28817 87638 181553 48,3

Уфимская 1430 54017 20075 73092 249568 29,3

Вятская 2123 87205 40184 127389 293481 43,4

Пермская 2497 107083 47187 154270 314256 49,1

Всего в империи 100165 4196555 1978328 6174883 14041617 44,0

После Февральской буржуазно-демократической революции предпринимались попытки централизовать управление школьным делом, поручить его Министерству народного просвещения. Временное правительство приняло ряд специальных постановлений о передаче министерству всех школ ведомства императрицы Марии Фёдоровны и общеобразовательных школ Синода. Однако эти постановления реализованы не были. Правительство пыталось также провести некоторые мероприятия в области народного образования. Были заменены попечители отдельных учебных округов. Упразднены такие учреждения, как Учёный комитет министерства народного просвещения, городские, уездные и губернские училищные советы. В частных учебных заведениях разрешено было преподавание на родном языке учащихся.

На Урале, как и в целом по стране, имел место процесс демократизации народного образования, выразившийся в усилении внимания к его нуждам со стороны общества и правительства. Здесь, как и во всей России, многолетним опытом работы по организации народного просвещения обладали земства. На протяжении своей истории они не раз ставили вопрос о всеобщем начальном обучении, но, несмотря на это, не хватало ни школ, ни учителей, работавших в них, чтобы охватить все население начальным образованием, В Челябинском уезде, например, в 1916/17 учебном году насчитывалось 339 школ, из них министерских — 118, земских—102, церковноприходских — 119. В министерских и земских школах, общим числом 220, учителей было 341 и обучалось 15364 детей. Эти данные свидетельствовали о перегруженности школ. В министерских школах на 199 учителей приходилось 10614 учащихся, т. е. на одного учителя—53 ученика. Это превышение оказывалось возможным только потому, что 78 министерских училищ располагались в собственных просторных зданиях, а 40 работали в наемных помещениях. В земских училищах на 142 учителя приходилось 4750 учащихся, т. е. один учитель занимался с 34 учениками. Но трудность заключалась в том, что 98 земских школ (из 102) работали в наемных помещениях, которые, как правило, были неблагоустроенными, тесными (обычно—это крестьянская изба). Были также школы, где учащиеся занимались стоя и сидя на полу. Следовательно, условия работы в этих

школах были тяжелыми. Но была и еще одна сторона, осложняющая труд учительства и детворы. В 69 земских школах было по одному преподавателю, только в 29 было по 2 и в 4 школах по 3 [20, л. 1]. В двух третях школ один учитель занимался одновременно с тремя отделениями учащихся. Естественно, качество такой работы было крайне низким. Перед земством встала задача превращения большинства однокомплектных школ (на одного учителя — 40 учеников) в двухкомплектные. Недаром, на очередной сессии уездного земского собрания в 1917 году в докладе Челябинской земской управы отмечалось: «Дороже результаты занятий, чем экономические средства. В вопросах народного просвещения нет места скупости. Затраты в начале дела сторицей окупаются впоследствии» [21, л. 5]. Управа также указывала на то, что, даже в тех селениях, где имелись школы, было отказано в приеме 1565 человек из-за тесноты помещений в отчетном 1916/17 году. По числу отказов из 1565 человек на министерские приходилось 1023, на земские—542; из-за тесноты помещений в министерские не принято было 882 человека, ав земские—440. Так как в министерских школах обучалось 10614 учеников, в земских—4750, то процент отказа из-за тесноты помещений в министерских школах составил 68,3, а в земских — 11,4 [22, л. 2]. Школьно-квартирный голод принял грозные размеры, в деревнях и селах не предвиделось подходящих для этого помещений. Вопреки различным денежным расчетам, земство вынуждено было перейти к школьному строительству. Управа призывала волостные земства и сельские общества облегчить уездному земству выполнение плана школьного строительства своим знанием местных хозяйственных условий и помощью в осуществлении построек.

Несмотря на ряд недостатков и трудностей в школьном образовании в Челябинском уезде в 1917 году в целом увеличилось количество учащихся, улучшилось женское образование. О чем свидетельствуют данные в табл. 2 [23, л. 8].

Если раньше в ведении земств находились только земские школы, то с 20 июля 1917 г. согласно постановлению Временного правительства, им подчинены были министерские и церковно-приходские школы, в основу руководства которыми был положен принцип децентрализации прежней системы. Это способствовало улучшению материального

Таблица 2

Учебные годы 1915/16 1916/17

Училища Количество учащихся

мальчиков девочек мальчиков девочек

Министерские 6297 2132 7139 3475

Земские 2092 803 3049 1701

Всего 8389 2935 10188 5176

11324 15364

обеспечения школ, позволяло на местах изыскивать средства, находить помещения, быстро реагировать на изменения экономической обстановки. После объединения, к осени 1917 г. начальных школ на Южном Урале насчитывалось 3513. Конкретно по уездам данные отражены в табл. 3 [24].

В ведении Оренбургского уездного земства находилось 115 земских школ, 135 министерских и 202 церковно-приходских [25, л. 123]. По числу церковно-приходских школ Оренбургский уезд, как на это указывала школьная статистика, занимал первое место среди всех уездов России. Министерские и церковно-приходские школы были одно-, двух-, трех- и четырехкомплектными. Из 135 министерских школ половина не имела собственных зданий, занятия проводились в наемных помещениях. Из 202 церковно-приходских школ только 139 имели собственные здания. Затраты на одного учащегося равнялись 900 рублям в год. Хозяйственные расходы земства на одну школу составляли в 1917 году 150 рублей, на содержание школьного помещения — 450 руб., на учебники и письменные принадлежности для однокомплектной школы—450 руб. [26, л. 124].

В целом Оренбургское уездное земство в 1917 г. потратило на начальные школы 1049484руб. 40 коп., кроме того, Министерством народного просвещения было субсидировано 445753 руб. [27, л. 125].

Примерно такая же обстановка по школам и затратам на их содержание со стороны уездных земств наблюдалась и в Уфимской губернии.

Несмотря на то, что земства Урала прилагали немало сил для развития начального образования, все-таки оно не находилось на должном уровне. Материально-техническая база учебных заведений была низкой. 80% школ не удовлетворяли требованиям гиги-

ены и санитарии, особенно те, которые не имели собственных зданий, а располагались в наемных помещениях. Из 378 школ Челябинского уезда, например, в ноябре 1917 г. только 160 располагались в собственных зданиях [28, л. 4]. Из всех 3513 школ Южного Урала только 1168 имели библиотеки для учащихся и 389—для учителей. В Челябинском уезде, к примеру, в 118 школах имелись ученические библиотеки, в 54 — учительские [29, л. 4].

Библиотеки, в основном, были только в бывших министерских школах, открытых до 1 января 1916 года, в дальнейшем кредиты на эти цели не отпускались.

Серьезным недостатком в развитии начального образования являлся и тот факт, что не было достаточного количества учителей в школах. В каждой школе работало по 1—2 и лишь в редких случаях 3 учителя. В Уфимском уезде, например, приходилось 937 учителей на 413 школ [30, л. 12], а в Белебеевс-ком уезде 842 учителя на 349 школ [31, л. 193]. Острая проблема заключалась также в перегруженности школ, в силу чего, многие дети не имели возможности получить начальное образование, им просто было отказано в приеме в школу. Все эти недостатки, касающиеся и материально-технической базы учебных заведений, и нехватки учительского персонала, и тесноты классов сказывались на качестве обучения.

Земства оказывали помощь и в развитии средней школы на Урале. В докладе Оренбургской уездной земской управы очередному земскому собранию в 1917 году говорилось: «Наряду с вопросами начального образования перед земством всегда стоял и вопрос о средней школе. По мнению авторитетных земских работников по народному просвещению, необходимо создать не только общедоступную

Таблица 3

Уезды Количество начальных школ

Осень 1917 г. Весна 1918 г.

Оренбургская губерния Оренбургский 452 475

Верхнеуральский 219 227

Троицкий 216 223

Орский 282 292

Челябинский 378 400

Всего 1547 1617

Уфимская губерния Уфимский 413 421

Белебеевский 349 352

Бирский 357 364

Златоустовский 283 290

Мензелинский 273 277

Стерлитамакский 291 294

Всего 1966 1998

начальную, но и народную среднюю школу. Общедоступная бесплатная народная средняя школа— вот девиз нашего времени . Если до 1912 г. средняя школа являлась редкостью в сельской местности, то с изданием закона 1912 года о высших начальных училищах этот тип школ стал обычным явлением в жизни больших сел России» [32, л. 126].

Высшие начальные училища по программе своей равнялись 4 классам гимназии, но отличались тем, что давали законченное образование. Лица, сдавшие дополнительные экзамены по языкам, могли поступить в 5 класс реального училища, мужской или женской гимназии. Окончившие высшие начальные училища имели право поступления без экзаменов в средние сельскохозяйственные, технические и профессиональные учебные заведения, учительские семинарии, фельдшерские курсы и т. д.

На Урале в 1917 г. высшие начальные училища нашли широкое распространение и имелись в каждом уезде. К примеру, на содержании Оренбургского уездного земства находилось 9 высших начальных училищ: Михайловское, Исаевское, Дмитриевское, Софиевское, Александровское и для мусульманского населения—Троицкое, Покровское, Петровское, Ново-Мусинское. При каждом училище были избраны попечительный совет и родительский комитет. Эти органы отменили плату в училищах за преподавание Закона Божия. Земское собрание ассигновало на содержание 9 высших начальных училищ в 1917 году 100640 руб. 10 коп. [33, л. 127]. В Челябинском уезде были открыты в октябре—ноябре 1917г. высшие начальные училища в селах: Чумляке, Мишкино, Шумихе, Куртамыше [34, л. 11—12]. На содержание этих училищ земство выделило 322027 руб. 64 коп. [35, л. 3]. Благодаря Златоустовскому уездному земству 1 октября 1918 года было открыто Кусин-ское высшее начальное училище (заведующий П. П. Феофилактов). В училище был зачислен 41 человек, из них 14 мальчиков и 27 девочек. Кроме педагогического совета, был сформирован родительский комитет в составе 6 человек, из них—3 от родителей и по 1 — от 3-х местных кооперативных учреждений, последние по желанию родителей приглашены были как почетные члены [36, л. 21]. Кусинс-кое кооперативное общество ассигновало на оборудование и содержание этого учебного заведения 5000 рублей [37, л. 14].

Таким образом, земства Урала играли большую роль в создании и развитии высших начальных училищ. Они изыскивали средства на строительство и ремонт зданий, приобретение различных учебных пособий, поощрение учительского персонала, помощь беднейшим ученикам и т. д.

Земства оказывали содействие в развитии других средних учебных заведений—гимназий, реальных училищ, духовных и учительских семинарий и др. (хотя они и не входили непосредственно в ведение земств). Челябинское уездное земство, например.

проявляло заботу о Куртамышской женской прогимназии (директор Л. Е. Родионова). Если в 1916/17 учебном году в прогимназии имелось 4 класса, то к осени 1917г. был открыт еще 5-й класс. Это заведение посещали ЮЗученицы, из них крестьянских дочерей — 63, детей мещан — 9, казаков — 2, духовного звания—4, чиновников — 4, купцов — 1 [38, л. 13]. На содержание прогимназии земство выделило на год 29600 рублей [39, л. 12].

Земства помогали Министерству народного просвещения в содержании 4-классных женских гимназий в Белебее и Мензелинске, мужских гимназий в Уфе и Златоусте. Кроме того, осенью 1917г. была открыта гимназия при Саткинском металлургическом заводе Златоустовского уезда, где обучались совместно мальчики и девочки. На средства земств было закуплено оборудование для этих заведений. Органы местного самоуправления оказывали также материальную помощь малоимущим учащимся, выплачивая им стипендию. Например, 50учениц Белебеевской гимназии получали ежемесячно стипендию в размере 33 руб. 33 коп. [40, л. 33].

Земства под держивали и развитие учительских семинарий, в которых учились в основном дети крестьян. После окончания этого заведения они поступали на учительскую службу. Белебеевское уездное земство помогало в хозяйственном плане местной учительской семинарии, которая состояла из 3-х классов: подготовительного, третьего и четвертого. Подготовительный класс открывался для всех инородцев Белебеевского уезда, причем они принимались на пропорционально-национальных началах. Этот класс учреждался с 2-годичным курсом, в течение которого учащиеся проходили программу высших начальных училищ (за 3-й и 4-й классы). Среди основных предметов, изучаемых в учительской семинарии, были: русский язык, педагогика, математика, космография, история, география, естествознание, физика, сельское хозяйство, рисование, черчение, чистописание, пение и гигиена.

В ведении земств находились различные профессиональные учебные заведения. В докладе Оренбургской уездной земской управы «Об открытии ремесленных школ в уезде», сделанном на очередном земском собрании в 1917 году отмечалось: «Благосостояние и богатство нашей страны всецело зависит от развития ее производительных сил. Страна, имеющая колоссальные природные богатства, страна, которая, по меткому выражению нашего гениального русского химика Менделеева, «может залить нефтью весь мир, каменным углем отопить всю Европу», это страна остается нищей только потому, что культура и техника находятся на низкой стадии своего развития. Вопрос о развитии производительных сил тесно связан с вопросом о развитии профессионального образования» [41, л. 132]. До 1917 года профессиональные школы, вообще, ремесленные училища и школы, в частности, создавались бюрократическим

путем, являлись дорогостоящими учреждениями и отличались малочисленностью воспитанников в них, школы эти не готовили опытных мастеров, которые способствовали бы рациональному развитию ремесел в данном районе. Перед Оренбургским уездным земским собранием неоднократно поднимался вопрос о развитии профессионального образования в уезде. Сельские общества и кредитные товарищества со своей стороны возбуждали ходатайства об открытии различных профессиональных школ. Уездное земство в первые годы своей жизни, занятое вопросами организационного характера, сосредоточив все свое внимание на всеобщем обучении, не могло заняться разработкой плана открытия ремесленных учебных заведений. Особенно остро был поставлен вопрос о профессиональном образовании в годы первой мировой войны. К1917 году был накоплен определенный опыт в развитии профессионального образования. Временное правительство приняло ряд постановлений по этому вопросу, в которых указывалось, что органы местного самоуправления должны самостоятельно решать какой вид профессионального учебного заведения открывать в той или иной местности, в зависимости от потребностей и возможностей края.

Уездные земские управы Урала, приступая к разработке вопроса о развитии профессионального образования и составления сети учебных заведений, просили волостные правления дать сведения по следующим вопросам. 1) Какие промыслы и занятия характерны для вашего района и вызывают ли они потребность в создании профессионального учебного заведения в вашей местности? 2) Какие про-м ыслы и ремесла желательно расширить и углубить и какие необходимо вновь создать, сообразуясь с местными условиями? 3) Какой тип профессионального учебного заведения желателен в вашем районе (ремесленное училище, ремесленная школа, сельскохозяйственное и техническое училища) и с какими отделениями (столярное, слесарное, кузнечное, по уходу за сельскохозяйственными машинами и орудиями, по кожевенной специальности, по сапожно-башмачному делу и т. д.)? 4) Какие учреждения вашего района могли бы прийти на помощь в открытии и содержании профессиональных учебных заведений и в каких размерах выразится эта поддержка? 5) Как относится население к профессиональному образованию? 6) Как велик ваш район [42, л. 2]? И только после получения конкретных ответов на эти вопросы земства приступали к планированию открытия профессиональных учебных заведений в том или ином месте. К примеру, Александровское судосберегательное товарищество обратилось с ходатайством к Оренбургскому земскому собранию об открытии в этом селе ремесленной школы с двумя отделениями — слесарно-кузнечным и столярно-мебельным. Товарищество брало на себя обязательство предоставить мастерские в распоря-

жение ремесленной школы. Оренбургское земское собрание постановило. 1) Признать открытие ремесленной школы с двумя отделениями — слесарнокузнечным и слесарно-мебельным в селе Алексан-дровке Добринской волости желательным. 2) Ходатайствовать пфед Министерством народного просвещения об открытии вышеупомянутой школы и о принятии 3/4всех расходов на его счет. 3) Ассигновать на содержание учителей и оборудование школы 6100 рублей. 4) Предложить Александровскому кредитному товариществу ассигновать определенную сумму на оборудование мастерских, предоставленных в распоряжение ремесленной школы [43, л. 133]. В 1918 г. в этой школе были открыты 2 первых класса (по 30 человек в каждом). Содержание учителей выразилось в сумме 3600, из них 1700 руб. — заведующему (он же руководитель практических занятий, преподаватель по технологии ремесла и черчению); 1300 руб. —руководителю практических занятий по одной из специальностей (он же учитель рисования); 50 руб. — законоучителю за преподавание Закона Божия; 200 руб. — за преподавание дополнительных предметов; 350 руб. — за преподавание русского языка и арифметики; 1000 руб. — на оборудование мастерских; остальную сумму ассигновало Александровское кредитное товарищество [44, л. 132].

В это же время были открыты Судьбодаровская и Михайловская ремесленные школы с отделениями— слесарно-кузнечным, деревоотделочным и по уходу за сельскохозяйственными орудиями и машинами, на которые Оренбургское земское собрание ассигновало 12200 рублей [45, л. 131]. Судьбодаровское и Михайловское кредитные товарищества предоставили свои мастерские в распоряжение школ и оказывали всевозможное содействие по их содержанию.

В марте 1918 г. начала занятия Добринская ремесленная школа с отделениями — кузнечным, столярным, экипажным, сапожно-башмачным. Оренбургское уездное земство выделило ей на хозяйственные расходы 6000 руб. [46, л. 2]. Немалую роль в развитии этой школы сыграло Добринское кредитное товарищество.

Благодаря земству были открыты и народные сельскохозяйственные школы в селах: Спасском, Та-ловском, на хуторе 2-м Федоровском Ново-Михайловской волости Оренбургского уезда. На устройство и содержание в селе Таловском народной сельскохозяйственной школы было отпущено Оренбургским уездным земством 5850 рублей [47, л. 6]. Сельскохозяйственная школа имела 2 обязательных класса и 3-й дополнительный, необязательный. В первый класс принимались подростки от 14 до 18 лет, окончившие начальную школу. В каждом классе было не более 30 учеников. Учебный год начинался 1 октября и заканчивался 1 апреля. Летние практические занятия (учебныеэкскурсии, дежурства на полях, опытных участках и т. д.) продолжались

с I апреля по 15 сентября с месячными каникулами, Обучение в народной сельскохозяйственной школе было бесплатным. В этом учебном заведении преподавались: русский язык, математика, основы природоведения, учение о растениях, общее земледелие, садоводство и огородничество или лесной промысел, пчеловодство, молочное хозяйство [48, л. 5].

Весомый вклад в развитие профессионального образования на Урале внесло Белебеевское уездное земство, создав ремесленные училища и школы и показательные мастерские в 15 населенных пунктах: Бакал ах, Верхне-Троицком,Усен-Иванов-ском заводе, д. Кош-Елга—2-годичные курсы столярно-мебельного ремесла, Шаровке и Новых-Кар-галах—ремесленные школы по слесарно-кузнечному делу, Метев-Маково—столярное училище, Никифорове—школа кожевенного производства, Слаке—школа обуви, Киргиз-Мияках — школа шорного дела, Буздяке — 2-годичные курсы по валяльному делу, Аксакове—2-годичные курсы по изготовлению обуви, д. Бурангуловой — учебная мастерская по кузнечному делу, д. Арасланбе-ковой — сапожная и кожевенная мастерские, д. Бехметьевой — шорная мастерская. Земской управой было выделено по 2000 рублей на каждое учебное заведение, такая же сумма была ассигнована на ремесленную школу в Белебее [49, л. 92].

В Челябинском уезде земство способствовало созданию и развитию ремесленной школы по слесарно-кузнечному и столярному делу в Чумляке и по портняжному делу в Метелеве, технической школы в Челябинске. Заведующий школьным отделом

А. А. Стакан в докладе Челябинскому уездному земскому собранию в ноябре 1917г. отмечал: «В уезде отсутствует ремесленное образование. Имеются всего 2 ремесленных отделения в Чумляке и Метелеве. Между тем насаждение ремесленных знаний среди населения — одна из важнейших и необходимейших задач для народного образования. Для достижения этого предварительно необходимо приглашение специалистов по профессиональному образованию»^^. 10].

Органы местного самоуправления постоянно оказывали помощь старейшим ремесленным училищам на Урале: Златоустовскому механико-техническому, основанному в 1895 году, Симскому (1898 г.), Ми-асскому (1899 г.), Челябинскому (1903 г.). Обучение в этих училищах ориентировалось на подготовку рабочих-универсалов для различных предприятий и кустарных мастерских.

Земства создавали и специальные учебные заведения. Челябинское уездное земство, к примеру, организовало работу высшего фельдшерского начального училища в селе Кипель, эвакуированного из Прибалтики в 1918 г. (Вильна). Оренбургское уездное земство открыло и финансировало фельд-шерско-акушерскую и ветеринарно-фельдшерскую

школы, на содержание первой было выделено 31010 руб., второй — 5675 руб. [51, л. 6]. В Уфе находилась специальная школа для глухонемых, которой губернское и уездные земства оказывали всевозможное содействие в создании материально-технической базы.

Органы местного самоуправления принимали участие и в решении задачи открытия техникумов и вузов. В январе 1917 г. Оренбургское губернское земское собрание постановило немедленно ходатайствовать об открытии в Оренбурге политехникума на местные общественные средства.

Ассигновано было на политехникум около миллиона рублей. Во время обсуждения этого вопроса отдельные гласные заявили о пожертвовании 25800 рублей [52, л. 8]. К осени 1918г. было решено открыть в Оренбурге политехнический институт, в состав которого должны были войти факультеты: биологический, сельскохозяйственный и железно-дорожно-строительный. Уфимское губернское земское собрание в январе 1917 г. ходатайствовало перед Министерством народного просвещения об учреждении в Уфе высшего агрономического института и ассигновало на его открытие 300 тыс. рублей [53, л. 9].

Земства заботились об улучшении материального положения учителей. Недаром газета «Союзная мысль» писала: «Люди, ведущие свободных граждан к свету знания, должны быть материально обеспечены. Жалованье, получаемое учителями, недостаточно. Игнорировать тех, кто посвящает себя просвещению темного народа свободной России, нельзя. Учителя не протестуют, но это не значит, что их надо оставить без внимания и заставить нищенствовать и голодать. При таких ничтожных окладах огромное большинство школ может остаться без учителей, что нанесет непоправимый вред делу народного образования» [54, л. 160—161].

В Уфимской губернии учителя, имевшие ранее заработную плату в размере 30 руб., стали получать с 1 июля 1917 г. дополнительно еще 120 руб. в месяц, а учителям с прежним жалованием в 50 руб., с 21 октября стали выдавать добавочных 100 руб. [55, л. 131].

В Оренбургской губернии зарплата учителям начальных школ была увеличена с 1 сентября 1917г. до 125 руб. в месяц, из которых 70 руб. выплачивала государственная казна и 55 руб.—земство [56, л. 1]. С 1 января 1918 г. учителя начальных школ стали получать 150 руб. в месяц, учителя высших начальных училищ—200 руб. К весне 1918г. зарплата учителей начальных школ стала составлять 200 руб., учителя высших начальных училищ получали 300 руб. [57, л. 2]. В этом, конечно, была уже заслуга губернского комиссариата по народному просвещению.

Земства уделяли значительное внимание и развитию инородческого образования. На Урале регулярно проводились 3-годичные курсы подготовки пре-

подавателей-мусульман для создаваемых инородческих школ. В январе 1917 г. такиекурсы были открыты в Уфе (заведующий курсами В. А. Кондаков). Первых слушателей на курсах было в январе—феврале — 19 человек, марте—21, апреле—20, мае— 23. Их число быстро росло и к лету насчитывалось более 100 человек. Слушатели курсов получали ежемесячно стипендию в 20 рублей. Некоторые их них имели стипендию от уездных земств. Например, от Стерлитамакского земства каждый из 300 слушателей получал пособие в сумме 30 рублей. Бирское земство выплачивало 30 учащимся стипендию в 50 рублей [58, л. 21]. Аналогичную помощь оказывало своим курсистам и Белебеевское земство. На курсах изучались предметы: русский язык (преподаватель —

В. А. Словокотов), естествознание (П. А. Соколов), история (В. А. Ефремов), арифметика (Т. А. Песков), геометрия (С. М. Юрьев), рисование и чистописание (П. А. Лебедев), вероучение (Асядуллин), татарский язык (Г. Г. Терегулов). Расходы Уфимского губернского земства на содержание этих курсов в 1917 году составили 11910 рублей [59, л. 29]. Цель курсов — подготовка учителей-мусульман для русско-татарских и русско-башкирских начальных училищ Уфимской губернии. После окончания данных курсов каждый учащийся, получавший стипендию от земства, обязан был отработать 2 года в должности учителя.

В Уфе также проводились с 15 июля по 15 сентября 1917 г. педагогические курсы для преподавателей-мусульман. Белебеевская уездная земская управа, к примеру, командировалана эти курсы 34 человека. На содержание каждого из них было перечислено земством 100 рублей, а всего 3400 руб. [60, л. 79].

Златоустовская уездная земская управа в своем докладе «О подготовке учащих для будущих мусульманских национальных школ», сделанном на очередном земском собрании в июне 1917 г., отмечала: «Земству необходимо озаботиться об обеспечении мусульманских школ уезда педагогическим персоналом. Ввиду отсутствия в уезде людей с достаточной педагогической подготовкой для занятия учительских должностей в будущей национальной школе и трудности нахождения таковых вообще, по мнению управы необходимо теперь же самому земству приступить к подготовке в спешном порядке учителей для будущих национальных школ» [61, л. 24]. Златоустовский уездный съезд по народному образованию признал необходимым до начала учебного года открыть в селе Верхние Киги краткосрочные педагогические курсы для подготовки учителей русско-инородческих школ. Уездная управа согласилась с постановлением съезда и, одобрив его начинания, нашла эту меру вполне целесообразной. Земская управа отметила, что село Верхние Киги как центр мусульманской части уезда будет более подходящим для этих курсов во многих отношениях: во-первых, имеется готовое помещение — специальное здание 2-классного училища,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

во-вторых, жизнь курсистам обойдется гораздо дешевле и, в-третьих, курсы все время будут под наблюдением самого мусульманского населения. Зла-тоустовское уездное земское собрание ассигновало на данные курсы 4700 рублей [62, л. 42].

С 20 мая по 20 июня 1917 г. в Оренбурге проходили педагогические курсы для преподавателей-му-сульман. Всего слушателей насчитывалось 250 человек (были даже учителя из Туркестана, Сибири, Манчжурии). Курсы посещали 80 мусульманок Оренбурга [63, л. 41]. Во главе курсов стояла С. Ша-кулова (заведующая местной гимназией, окончившая историко-филологический факультет, была на стажировке в Сорбонском университете во Франции). Программа курсов состояла из следующих предметов: родной язык, русский язык, арифметика, природоведение, география, методика, дидактика, обществоведение, школьная гигиена, гимнастика, краткие сведения по внешкольному образованию и дошкольному воспитанию, рисование, практические занятия.

Кроме того, в Оренбурге были организованы 3-годичные курсы по подготовке учительского персонала для работы в мусульманских школах. Земства платили курсистам стипендии. Челябинская уездная земская управа, например, учредила 10 стипендий, каждая по 400 рублей [64, л. 11].

Летние педагогические курсы для преподавате-лей-мусульман были проведены и в Троицке. Челябинское земство командировало туда 20 учащихся и ассигновало каждому по 100 рублей [65, л. 10]. Значение перечисленных выше курсов было велико, так как они способствовали повышению педагогического мастерства преподавателей для работы в инородческих школах.

Одним из первых инородческих учебных заведений было русско-башкирское женское 2-классное училище в Уфе, которое содержалось на средства государственного казначейства и губернской земской управы. В 1917 г. земство выделило на приобретение учебных пособий и оборудования 9527 руб. 22 коп. В училище обучалось 83 девочки, из них русских — 3, башкирских—80. При училище имелся интернат, в котором проживало 37 человек [66, л. 1].

Процесс развития инородческого образования шел вширь и глубь. В Белебеевском уезде насчитывалось в 1917 г. 28 мусульманских школ, в Бир-ском — 26, в Мензелинском — 13 [67, л. 2].

Создавая инородческие школы, земства способствовали развитию национальной культуры и местных традиций.

Немалый вклад в совершенствование системы народного образования на Урале внесли заведующие школьными отделами земских управ: Оренбургской — К. И. Березников, Челябинской — А. А. Стакан, Златоустовской — А. В. Милюков, Белебеевской — А. Я. Михайлов и др.; заведующий отделом профессионального образования Че-

лябинской уездной земской управы В. А. Фёдоров; зав. отделами инородческого образования земских управ: Оренбургской—И. М. Бикченте-ев, Челябинской—А. А. Айдаров и др.

Таким образом, земства Урала сыграли колоссальную роль в развитии народного образования как русского, так и инородческого. Оно стало доступным для всех категорий граждан, представляло собой разветвлённую систему и способствовало подготовке грамотных и квалифицированных кадров.

Литература

1. ЗФ ОГАЧО. Ф. 11. Оп. 1. Д. 877. Л. 26.

2. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917—1941 гг./Отв. ред. И. К. Шестов. — М.: Наука, 1980. — С. 231.

3. Королёв Ф. Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917—1920 гг. — М.: Политиздат, 1958.—С. 286.

4. ОГАЧО. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 80. Л. 40.

5. ОГАЧО. Ф. И-9. Оп. 2. Д. 4. Л. 6.

6. ГАОО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 628. Л. 7.

7. ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 237. Л. 123.

8. ГАОО. Ф. 44. Оп. 1.Д. 230. Л. 128.

9. Календарь-справочник земского деятеля на 1913г./ Сост. Б. Б. Веселовский. — СПб., 1912. — С. 280.

Ю.ГАОО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 268. Л. 7.

11. РГИА. Ф. 773. Оп. 123. Д. 148. Л. 12 об.

12. ГАОО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 265. Л. 3.

13.ГАОО.Ф. 43.0п. 1. Д. 263. Л. 9.

14. Календарь-справочник земского деятеля на 1913г./ Сост. Б. Б. Веселовский. — СПб., 1912. —

С. 280.

15. Абрамов В. Ф. Земство, народное образование и просвещение. // Вопросы истории. — 1998. — №2, —С. 43—56.

16. ГАОО. Ф. 44. Оп. 1.Д. 237. Л. 125.

17. ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 238. Л. 127.

18. ОГАЧО. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 80. Л. 40.

19. ГАОО. Ф. 44. Оп. 1.Д. 237. Л. 124.

20. ОГАЧО. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 79. Л. 1.

21. ОГАЧО. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 79. Л. 5.

22. ОГАЧО. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 79. Л. 2.

23. ОГАЧО. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 79. Л. 8.

24. ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 237. Л. 42,123; ОГАЧО. Ф. Р-1542. Оп. 1. Д. 43. Л. 47; ЗФ ОГАЧО. Ф.

11. Оп. 1. Д. 851. Л. 878; ЦГИАРБ. Ф. И-132. Оп. 1. Д. 40. Л. 1.

25. ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 237. Л. 123.

26. ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 237. Л. 124.

27. ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 238. Л. 125.

28. ОГАЧО. Ф. Р-1542. Оп. 1. Д. 47. Л. 4.

29. ОГАЧО. Ф. Р-1542. Оп. 1. Д. 48. Л. 4.

30. ЦГИАРБ. Ф. И-132. Оп. 1.Д.40.Л. 12.

31.ЦГИАРБ. Ф. И-135. Оп. 1.Д.41.Л. 193.

32. ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 237. Л. 126.

33. ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 233. Л. 127.

34. ОГАЧО. Ф. И-9. Оп. 1.Д. 79. Л. 11—12.

35. ОГАЧО. Ф. Р-1542. Оп. 1. Д. 47. Л. 3.

36. ЗФ ОГАЧО. Ф. 11. Оп. 1. Д. 877. Л. 21.

37. ЗФ ОГАЧО. Ф. 11. Оп. 1. Д. 877. Л. 14.

38. ОГАЧО. Ф. И-9. Оп. 1.Д.79.Л. 13.

39. ОГАЧО. Ф. Р-1542. Оп. 1.Д. 47. Л. 12.

40. ЦГИАРБ. Ф. И-135. Оп. 1.Д.56.Л. 33.

41. ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 237. Л. 132.

42. ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 440. Л. 2.

43. ГАОО. Ф. 43. Оп. 1.Д.341. Л. 133.

44. ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 440. Л. 132.

45. ГАОО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 341. Л. 131.

46. ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 440. Л. 2.

47. ГАОО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 28. Л. 6.

48. ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 27. Л. 5.

49. ЦГИАРБ. Ф. И-135. Оп. 1. Д. 41. Л. 92.

50. ОГАЧО. Ф. И-9. Оп. 1.Д.79.Л. 10.

51. ГАОО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 628. Л. 6.

52. ГАОО. Ф. 43. Оп. 1 .Д. 28. Л. 8.

53. ГАОО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 627. Л. 9.

54. ЦГИАРБ. Ф. И-135. Оп. 1. Д. 42. Л. 160—161.

55. ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 237. Л. 131.

56. ГАОО. Ф. 44. Оп. 1.Д. 451. Л. 1.

57. ГАОО. Ф. 43. Оп. 1. Д. 67. Л. 2.

58. ЦГИАРБ. Ф.И-132. Оп. 1.Д.31.Л.21.

59. ЦГИАРБ. Ф. И-132. Оп. 2. Д. 33. Л. 29.

60. ЦГИАРБ. Ф. И-135. Оп. 1. Д. 43. Л. 79.

61. ЗФ ОГАЧО. Ф. 11. Оп. 1. Д. 863. Л. 24.

62. ЗФ ОГАЧО. Ф. 11. Оп. 1. Д. 67. Л. 42.

63. ГАОО. Ф. 44. Оп. 1. Д. 237. Л. 41.

64. ОГАЧО. Ф. И 9. Оп. 1. Д. 79. Л. 11.

65. ОГАЧО. Ф. И 9. Оп. 1. Д. 77. Л. 10.

66. ЦГИАРБ. Ф. И-135. Оп. 1.Д. 50. Л. 1.

67. ЦГИАРБ. Ф. И-135. Оп. 1. Д. 40. Л. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.