39 Свод законов Российской империи, дополненный. СПб., 1913. Кн.1 Т1 -4; Т.4. Кн.1. Ст.б8, 79, 80.
40 Там же, ] 892. Х-2. Устав о службе по определению от правительства Ст. 132. П.2.
41 ГАОО. Ф.174. Оп.1. Д.229. Л.5.
42 Там же. ФД73. Оп.5. Д.11010. Л.41 об.
43 ОГАЙО. Ф.И-72. Оп.1. Д.2. Л.6 об.
44 Там же. Л. 14 об, 18.
45 Пругавин А.С. Законы и справочные сведения по начальному образованию. 2-е изд. СПб., 1904. С.91 - 93.
46 Сборник законоположений и распоряжений о церковных школах ведомства православного исповедания/Сост. Д.И.Тихомиров. 4-е изд. СПб., 1903.С.126.
47 РГИА. Ф.803. Оп.12. Д. 108. Л.311.
А.П. Абрамовский И.В, Семенчент
ЗЕМСКОЕ ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В1917-1918 ГОДАХ
Земства как органы местного самоуправления играли значительную роль в социально-экономическом развитии губерний, уездов, волостей. Они, по существу, восполняли прорехи общегосударственных установлений, взяв на себя обеспечение тех сфер социальной жизнедеятельности, которые оказались непосильными Российской централизованной власти. Земства ведали строительством дорог местного значения, здравоохранением, народным просвещением, страхованием, развитием кустарной промышленности, сельскохозяйственным производством, организацией статистики и т.д.
Как всякая власть,, земства имели в своем распоряжении финансовые средства. Доходная часть бюджета слагалась из налогов на недвижимое имущество граждан (в том числе заводское имущество), за пользование лесами и землями, поступлений от продажи государственных ценных бумаг, торговых заведений и других источников. Все полученные средства, за исключением некоторых отчислений государству, весьма незначительных, расходовались на местные нужды.
Серьезное внимание земства уделяли становлению и развитию народного образования, как школьного, так и внешкольного. Недаром, Златоустов-ское уездное земское собрание в одном из постановлений, касавшемся вопроса обязательного начального образования, подчеркивало, что путь, которым возможно достигнуть полного развития духовных и материальных сил, есть путь просвещения народных масс1.
Внешкольное образование включало в себя различные учреждения по
дошкольному воспитанию, вечерние школы для взрослых, библиотеки-чи-талъни, народные дома, музеи, театральное дело, творческие кружки, художественные и иные выставки, организацию народных чтений, лекций и прочее.
Много забот у земств было с дошкольным воспитанием. На их попечении находились детские сады и ясли, а также приюты для детей, не имеющих родителей. Газета «Союзная мысль» писала: «Дошкольное обучение имеет своей задачей правильное воспитание ребенка, подготовку его к поступлению в школу. С этой целью устраиваются детские сады, ясли, площадки и т.д., где применяется к ребенку правильный уход и дается полезное развлечение, развивающее его и подготовляющее к восприятию школьных знаний»2. На IV очередной сессии Оренбургского губернского собрания, проходившей в январе 1917 года, особо подчеркивалось: «Среди вопросов народного образования одним из фундаментальных считается вопрос о дошкольном воспитании. Народные детские сады должны быть доступны детям всех без исключения классов населения и посещение их должно быть бесплатным»3.
■ Оренбургское губернское земство 1 июня 1917 года открыло в Челябинске курсы по дошкольному воспитанию, в основном для подготовки педагогических кадров в детские сады и ясли. Всего слушателей насчитывалось 91 чел., которым читали лекции и проводили практические занятия опытные лекторы, приглашенные из Москвы: Я.А. Башилов, Н.С. Филитис, Е.А. Флерина, А.К. Покровская, А.А. Покровский4. Они раскрывали слушателям такие проблемы, как психология детей, роль игры в процессе воспитания, место детской литературы в системе воспитания, значение уроков рисования и пения для общего развития, о детских болезнях и их профилактике. Данные курсы способствовали овладению слушателями различными формами и методами дошкольного воспитания, развитию умений и навыков работы с детьми.
Дошкольное воспитание на Южном Урале летом 1917 года осуществлялось в форме двух временных мероприятий: детских приютов-яслей для самых маленьких и летних подготовительных школ (детских площадок). Об их количестве свидетельствуют данные таблицы5.
Уезщ Ясли Детские площадки
Оренбургская губерния
Оренбургский | 17 6
Верхнеуральский 5 г
Троицкий ' 6 г
Орский 7 4
Челябинский 20 3
. Всего 55 17
Уфимская губерния
Уфимский 19 5
БелебеевскиЙ 7 г
Бнрский 9 2
Златоустовский 6 3
Меюелинский 3 1
Стерлитамакскнй 5 1
Всего 49 14
В Оренбургском уезде, например, ясли были открыты в следующих населенных пунктах: Буланове, Илецкой Защите, Ермолаевке, Семеново-Пет-ровском, Григорьевке, Ново-Троицком, Софиевке, Ивановке и др. Средняя продолжительность работы яслей равнялась 30 дням. (Средств на организацию работы круглогодичных яслей не хватало). Общая сумма расходов со стороны земства на эти ясли составила летом 1917 года 10 722 руб. 42 коп. На содержание ребенка в день приходилось только 31,5 коп., чш было явно недостаточно и тормозило организацию круглосуточной работы яслей6.
В Челябинском уезде были открыты ясли-площадки в 20 населенных пунктах: Петровском, Никольском, Аидреевке, Алексеевке, Мартыновке, Сухоборском, Метелево, Султаево, Мавлютово и др. В десяти селах для организации яслей были предоставлены школы, в остальных же приходилось снимать частные дома. Штат воспитателей состоял из заведующей и ее помощницы, месячный оклад жалованья которых равнялся соответственно 50 и 40 руб. при готовой квартире и «столе»7. Детей в ясли принимали в возрасте от 6 месяцев до 3 лет. Кормили четыре раза в день, через каждые три часа. Дети находились в яслях по 12 -13 часов в сутки. Наиболее опытными воспитателями считались курсистки со специальной подготовкой, полученной в учебных заведениях Москвы. Функционировали ясли полтора, в редких случаях два месяца, закрывались в начале сентября. Через ясли, созданные Челябинским уездным земством летом 1917 года, прошло 979 детей7.
Таким образом, значение яслей было велико, они освобождали матерей на время полевых работ, брали на себя заботу о питании и воспитании детей. «Необходимость открытия яслей, - указывалось в протоколе совещания по внешкольному образованию при Челябинской уездной управе, - в значительной степени была выдвинута военным временем, когда половина мужского населения была взята на фронт. Многие солдатки, обремененные детьми и хозяйством, нуждались в помощи в страдное время. Но, безусловно, при организации яслей имелись в виду и задачи дошкольного воспитания. Привлекая матерей к ближайшему участию в деле яслей, предполагалось ознакомить их с принципами воспитания, показать на деле правильные приемы кормления и ухода за малыми детьми и тем самым уменьшить заболеваемость и смертность детей, особенно большую в летнее время»7.
Большое значение имели также и подготовительные школы или как их называли — детские площадки. Газета «Союзная мысль» в одной из статей четко определяла задачи площадок—знакомство детей с окружающей природой, физическое и эстетическое воспитание, развитие речи, наблюдательности, формирование привычки к труду, ознакомление с требованиями элементарной гигиены.
Златоустовское уездное земское собрание 2 июня 1917 года рассмотрело вопрос об устройстве в Златоусте детских площадок, выделении финансовых средств на их оборудование и организацию работы. Многие высказыва-
лись за необходимость открытия детских площадок не только в городе, но и в глухих местах уезда. Однако на оборудование детских площадок было ассигновано 1 ООО руб., на которые открыли в уезде только три площадки8.
В Оренбургском уезде успешно функционировали 6 детских площадок: в Илецкой Защите, Йсаево-Дедове, Покровке, Петровском, Павловке и Александровке. В общей сложности детские'площадки работали 239 дней, т.е. каждая из них в среднем около 40 дней. Земство израсходовало на их содержание 3 057 руб. 92 коп.11 В них были организованы дети 6 - 8 лет, которые осваивали различные подвижные игры, учились рисованию, лепке, пению и т.п.
Летом 1917 года были организованы четыре детские площадки и семь яслей в Орском уезде10. Верхнеуральское земство затратило немалые средства на создание «Народного детского сада». На открытии сада выступил председатель верхнеуральской уездной земской управы М.Е. Валавин, который указал на громадное значение организации дошкольного воспитания. На здании детского сада были вывешены плакаты: «Знамя поднимем мы гордо и смело за великое земское депо», «Спасибо земству»1!. .
В 1918 году Оренбургская уездная земская управа открыла в 15 населенных пунктах ясли-приюты и подготовительные школы. Организация и содержание одного приюта-яслей обошлась в 1 ООО руб., а одной летней подготовительной школы - в 500 руб. Всего на 30 развернутых в уезде учреждений по дошкольному воспитанию потребовалось 22 500 руб., из которых две трети расходов губернское земство брало на себя (15 000 руб.), а остальные
7 500 руб. уездное земство приняло на свой счет12.
Большую заботу проявляли земства по содержанию сиротских приютов, которые существовали в Уфе, Оренбурге, Челябинске, Троицке и других городах Южного Урала. Так, в ведении Оренбургского уезд ного земства в 1917 году находилось четыре приюта для сирот и полусирот: Сеиткуловский приют на
30 человек, Белозерский - на 23 человека, Дмитриевский - на 12 человек, Илецкий - на 60 человек; в этих приютах содержалось 123 ребенка (87 мальчиков и 36 девочек). В 1918 году в Илецке земством был открыт новый приют на 40 человек. Расходы уездного земства на содержание этих приютов составили 181 360 руб. в год13. В январе 1918 года был открыт приют для детей, не имевших родителей, в Шумихе (Челябинский уезд). В этом приюте находились дети в возрасте от 1 до 7 лет. Земства особенно тщательно подбирали кадры для работы в сиротских приютах, строго контролировали эти заведения, обеспечивали всем необходимым.
Одно из направлений работы органов земского самоуправления - организация вечерних школ для взрослых. В Оренбургской губернии в 1917 году их насчитывалось 118, из них в Оренбургском уезде - 33, Челябинском - 36, Троицком -16, Верхнеуральском-14, Орском -1914. Так, в 1916/17 учебном году в Оренбургском уезде в вечерних школах для взрослых насчитывалось
47 учителей и 1 557 учащихся, т.е. в среднем на каждого преподавателя приходилось 33 человека15. Занятия по ликвидации неграмотности продолжались около трех месяцев, как правило, в зимнее время. За этот период неграмотные могли научиться читать и считать, полуграмотные - пополнить свои знания по программе начальной школы. Лучше всего обучение взрослых проходило в селах Ивановке, Васильевке, в то же время неудачно прошел этот опыт в Петровском, Троицком, Павловке. В целом организация учебы взрослых дала неплохие результаты, так как абсолютное большинство учащихся смогло выполнить запланированную программу.
На обучение взрослого населения зимой 1916/17 года в Оренбургском уезде было израсходовано 9 ООО руб., а на каждого обучавшегося - 5 руб. 78 коп. В 1917/18 учебном году расходы на обучение одного взрослого возросли в 5 раз и на каждого учащегося в месяц составляли 5 руб., а за 5 месяцев - 25 руб.15. Такое увеличение расходов было связано с общей дороговизной и продуктов питания, и предметов первой необходимости. В 1917/18 учебном году в Оренбургском уезде насчитывалось 50 школ для взрослых, на содержание которых потребовалась сумма в 126 ООО руб., из них две трети брало на свой счет губернское земство15. -
В Челябинском уезде в 1917 году были открыты вечерние школы ДЛЯ взрослых в 36 селениях. По сохранившимся данным можно установить, что наибольшее число учащихся (108 человек) было в с. Петровском Андреевской волости, а наименьшее (28) в с. Косулино. В среднем на одну школу приходилось по 55 учащихся16. Эти цифры дают возможность сделать вывод о том, что вечерние школы пользовались большим успехом у взрослого населения. Время открытия и закрытия этих школ в различных населенных пунктах было неодинаковым: самое раннее время начала занятий - 1 октября, самый поздний срок закрытия школ—20 марта. Средняя продолжительность занятий ограничивалась четырьмя месяцами. Обучение велось в двух группах: в первой - с неграмотными, во второй—с малой степенью подготовленности учащихся. Только в трех учебных заведениях была особая третья группа -для наиболее подготовленных обучающихся. В школах преподавались чтение, письмо, арифметика, Закон Божий; для подготовленных учеников, кроме этих предметов, история, география, естествознание. Известными учителями, которые работали в школах для взрослых, были: Т.А. Козлова, Е.В. Бунина (с. Козино); Л.И. Кушева, ЕЛ. Громковская, НА. Григорьев (с. Куртамыш); М.Н. Мальцев, Е.И. Попова, МЛ. Силкнн (с. Каминское); В.Н. Воробьев, Л.А. Инфантьева (с. Птиченское); Г.П. Подкорытов, А.П. Трушников, ТВ. Горшенина (с. Петровское); С.И. Савельев, А.М. Крылова, АЛ. Чулкова (с. Каменное) и др.
В 1918 году в Челябинском уезде насчитывалось 80 школ для взрослых, кроме того, были открыты четыре школы, где обучение проводилось по программе высших начальных училищ (указом Министерства народного просвещения с 26 мая 1909 года они открывались по всей Российской империи)17.
Заметное место в системе внешкольного образования занимало и библиотечное дело. Б Уфимском уезде, к примеру, районных библиотек насчитывалось 22, Бирском - 20, Белебеевском -16, Златоустовском - 22, Мензе-линском - 19, Стерлитамакском -1518, причем в каждом уезде находилась еще и центральная уездная библиотека. В Уфимской губернии заведующими центральных библиотек в 1917 году работали: Е.К. Гарденина (Уфа), Е.Г. Бок (Белебей), Е.С. Золотарева (Бирск), JI.E. Мурдасова (Златоуст), АЛ. Любо-яцкая (Стерлитамак).
В Оренбургском уезде в 1917 году функционировало 37 библиотек-читален для русского населения, 9 - для мусульманского и одна центральная библиотека при земской управе?3. Число их читателей ежегодно росло, а наиболее посещаемыми были Исаево-Дедовская библиотека (к декабрю 1917 г. в ней насчитывалось 1 557 читателей), Ивановская (1917 г. - 622 читателя, 1916 г.-только 243), Троицкая (1917 г.-542; 1916 г. -402, Михайловская (1917 г. - 853; 1916 г.-563), Павловская (1917 г.-440; 1916г.-190),Софиевская(1917г.-637; 1916 г. - 159). В среднем каждая библиотека-читальня имела фонд от 1 ООО до 3 ООО книг10.
Оренбургское земство по примеру других земств Российской империи практиковало два способа подготовки библиотекарей: через организацию специальных курсов на местах и обучение в Московском народном университете имени генерала А.А. Шанявского. Библиотекари, которые окончили курсы университета и хорошо изучили свое дело теоретически и практически, претендовали на оклад 200 руб. в месяц, а не получившие такой подготовки -120 руб.21
Большая роль отводилась читальням при библиотеках. Оренбургская уездная земская управа в докладе «О библиотеках-читальнях и избах-читальнях», сделанном на очередном земском собрании в 1917 году подчеркивала: «Читальня при библиотеке является в настоящее время клубом гражданственности для русской деревни и на нее следует обратить особое внимание. До революции дело народного образования было под бдительным надзором полиции, Теперь же нет никаких препятствий к тому, чтобы читальня стала своего рода политическим клубом, куда граждане идут узнать последние новости и обменяться между собой мнениями. Воспитательное значение читальни в политическом смысле огромно, читальня помогает гражданину осветить с разных точек зрения тот или иной политический вопрос и составить свое собственное мнение по этому вопросу»21.
В 1918 году Оренбургская уездная земская управа открыла 23 новые библиотеки-читальни в населенных пунктах Ново-Никольском, Владимиров-ке, Успенке, Георгиевке, Александровском, Рождественском, Казанке, Богородском и других.
До этого, в 1917 году, в Оренбургском уезде было открыто 30 изб-читален на средства губернского земства. Как указывалось в названном выше
докладе: «Избы-читальни были учреждениями более дешевого типа И созданы были для того, чтобы приблизить газету к населению»22. Каждая библиотека обходилась земству в 5 ООО руб. в год. В 1918 году на содержание существовавших библиотек и на открытие новых потребовалась сумма в размере 234 950 руб., две трети из которой, т.е. 156 633 руб. губернское земство брало на свой счет. На содержание существовавших изб-читален и на открытие новых потребовалось 33 600 руб., две трети из которых, т.е. 22 400 руб., за счет средств губернского земства23.
В Челябинском уезде библиотек-читален к концу 1917 года насчитывалось 35 (из них 6 - для инородцев и 29 - для русского населения), которые находились в селениях: Алабуге, Аскарове, Б-Риге, Б-Дубровном, Белоярс-ком, Введенском, Воскресенском, Гагаринском, Долговском, Заманиловском, Кислянском, Капельском, Коровинском, Косулинсвом, Каменном, Метелове, Чумляке и других. В среднем на одну библиотеку-читальню приходился 11161 житель гражданской территории уезда, без учета казачьего населения, а в каждой библиотеке находилось примерно 1 973 книги, т.е. на одну библиотечную книгу - семь жителей. Распределение книг по отделам библиотечного каталога показывает, что больше всего читались детские книги (54,9%), затем беллетристика (24,3%). На все остальные отделы приходилось 20,8%, в том числе книги религиозно-нравственного содержания составляли 2,6%, отдел воспитания - 0,6%, геотрафии и путешествий - 2,8% и т.д.24
Анализ сводных данных по библиотекам-читальням дает возможность сделать вывод о том, что этих заведений было недостаточно, чтобы удовлетворить запросы всего населения уезда в книгах. Однако библиотеки занимались не только выдачей литературы. Часто в них проводились лектории, вечера, посвященные известным писателям. Например, в 1917 году успешно прошли вечера поэзии А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и др.
Немалые средства расходовали земства на выписку газет для изб-читален. Челябинским уездным земством, к примеру,, были выписаны три газеты на русском языке: «Крестьянский союз» - в 497 селениях (с 1 мая по 1 августа 1917 года), «Союзная мысль» — в 377 селениях (с 1 мая по 1 сентября), «Трудовая копейка» - в 230 селениях (с 1 июня по 1 сентября), кроме того, две газеты на татарском языке: «Вакт» («Настоящее время»)—в 94 селениях, «Турмуш» («время») - в 136 селениях (обе газеты - с 1 июня по 1 сентября)25.
Значение всех этих библиотек и изб-читален было велико, так как они способствовали повышению общеобразовательного уровня населения, помогали разобраться ему в текущей политической обстановке и сформировать свою точку зрения на происходящие события.
Серьезное чшшяние земства уделяли открытию народных домов. Оренбургская уездная земская управа в докладе «О народных домах», сделанном на очередном земском собрании в 1917 году отмечала: «В ряду культурных
учреждений, имеющих воспитательно-образовательное значение для населения, видную роль играет и должен играть народный дом. Ему ставится широкая задача содействия всестороннему развитию местного населения в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях, удовлетворять культурные потребности населения и воспитывать его в духе общественности. Потому-то на развитие народных домов должно быть обращено особенное внимание»36.
Оренбургское уездное земство имело в своем ведении два народных дома: в селах Дмитриевском и Петровском. Дмитриевский народный дом имел театральный зал, приют на 10 детей и чайную, В Петровском доме находилась, кроме всего, и библиотека-читальня.
Народные дома ставили перед собой задачи: устройство различных чтений, открытие воскресных школ для взрослых, чайных читален и других форм культурно-массовой работы. Таким образом, народные дома выполняли различные благотворительные функции, а также способствовали нравственному воспитанию народа.
Важное значение имели народные чтения и лекции, на организацию которых земства расходовали немалые средства. Оренбургская уездная земская управа в докладе «О народных чтениях и лекциях», сделанном на очередном земском собрании, указывала: «Теперь делу народных чтений и лекций предстоит широкий простор. Нужно только подыскать в качестве чтецов достаточно развитых и образованных лкщей, способных говорить публично»27. Уездная управа предложила назначить определенных лиц из местных жителей, в первую очередь учителей, в качестве лекторов, обязав их проводить чтения и лекции не менее четырех раз в месяц с оплатой 5 руб. за одно выступление. В 1918 году на устройство массовых народных чтений было затрачено
9 680 руб., из них 6 454 руб. за счет губернского земства27.
В Челябинском уезде народные чтения организовывались библиотекарями, учителями, священниками. За 1917 год всего их состоялось в уезде около одной тысячи. По имеющимся из 16 библиотек-читален данным видно, что с октября 1916 года по октябрь 1917 года было проведено 542 чтения, из них по тематике исторического содержания - 39, географического - 31, политического-270, религиозного—21, беллетристического—116, естественно-географического -11, медицинского-3, военного -13, сельскохозяйственного — 1, кооперативного — 4, чтений для детей — 33. Наибольшее число слушателей, присутствовавших на каждом чтении, - 400, наименьшее - 15, в среднем по 69 на каждое чтение2®.
Наиболее популярными земскими лекторами в Челябинском уезде были М.И. Усова, А.В. Котельников, И.П. Панасюк, О.И. Ольшевская, В.И. Меньшиков, ПЛ. Кудюров, А.Н. Горохова, М.Н. Викснит, Л.С. Кушов29.
Эффективно лекторская работа была поставлена и в Уфимском уезде. Среди волостных лекторов уезда наиболее активными были Ахмед-Мигдад
Курбангулов (Урман-Кудейская волость), М.Г. Витртцак (Дмитриевская волость), Е.Н. Крупицкая (Романовско-Турусшшнская волость), ЛЯ. Бухарин (Петропавловская и Покровская волости), Подцубенский (Булгаковская волость), И.П. Проскуряков (Федоровская волость); Всего насчитывалось 16 волостных лекторов в уезде30. Опытными уездными лекторами в Уфимской губернии были: И.И. Войтов (Уфимский уезд), Ю.Н. Щеглова (Бирский уезд), Н.Ф. Ничипоро-вич (Златоустовский уезд)31.
Таким образом, народные чтения и лекции внесли большой вклад в дело политического просвещения народа и формирования активной жизненной позиции.
Земства поддерживали и создание народных театров. Так, в январе 1917 года при отделе народного образования Уфимской губернской земской управы была создана секция народного театра. Она имела показательную группу, которая совершала поездки по уездам. Была установлена ею связь с местными театральными кружками, которым в ходе репетиции показывались правильные методы режиссуры. В тех местах, где не было таких кружков, они стали постепенно организовываться. На рождественских каникулах устраивались краткосрочные курсы по сценическому и другим изящным искусствам для народных учителей.
В Челябинском уезде в рассматриваемый нами период народные театры еще не получили широкого развития. Эта работа носила временный характер. Спектакли проводились не во всех ячейках внешкольного образования, и особых кредитов на их устройство не предусматривалось. По имеющимся сведениям в 1917 году была осуществлена постановка 12 спектаклей в восьми селениях уезда32. Репетиции народных театров проходили в школах, библиотеках, частных домах. Но несмотря на все трудности (тесноту помещений, нехватку средств на костюмы и декорации), в репертуаре этих театров были такие произведения, как «Горе отума».А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Душечка», «Крыжовник» А.П. Чехова и др.
При библиотеках, народных домах были организованы различные творческие группы и кружки по интересам. Так, например, в Челябинском уезде существовали театральные кружки в селах Чудиново (театральный кружок организован был заведующей библиотекой-читальней П.Н, Суворовой), Бе-лоярское, Кислянское, Карачельское и других. Всего по уезду насчитывалось
11 театральных кружков. Культурно-просветительные кружки находились в селах: Травянское (руководитель А.О. Бабиков), КЬсулинское, Половинное, Петровское, Б-Рига и в деревне Ольховка, Куртамышской волости (руководитель Чадаев), Всего было 18 культурно-просветительных кружков. Лекторский кружок был организован в селе Ново-Кочердык (руководитель Г.В. Васильев)33.
Опытными заведующими отделов по внешкольному образованию были: А.В. Котельников (Челябинский уезд), А.И. Седов, а затем Н.П. Воробьев
(Стерлитамакский уезд), П.Я. Никольский (Мензелинский уезд), П.П. Николаев (Златоустовский уезд), И.И. Покровский (Уфимский уезд), А.П. Кощеев (Бирскийуезд).
Таким образом, земства Южного Урала сыграли важнейшую роль в развитии школьного и внешкольного образования. Создав сеть культурнопросветительных организаций и учреждений, они вовлекали население в политическую и общественную жизнь страны. Их работа может служить примером для современных органов местного самоуправления.
Примечания
1 Архивный отдел администрации г. Златоуста. Ф. П.Оп.1. Д.877. Л.26.
2 Союзная мысль. 1917. 13 сент.
3 ГАОО, Ф.43. Оп.1. Д.106. Л.650.
4 ОГАЧО. Ф. Р-1542. Оп.1. Д.25. Л.7; Д.26. Л.1.
5 ГАОО. Ф.44. Оп.1. Д.235. Л. 13;ОГАЧО. Ф.Р-1542. Оп.1. Д.25. Л.7; Оренбургское земское дело. 1917.30 нояб.
6 ГАОО. Ф.44. Оп.1. Д.235. Л.13.
7 ОГАЧО.Ф. Р-1542. Оп.1. Д.25 Л.7.
8 Архивный отдел администрации г. Златоуста. Ф. 11. Оп,1. Д.863. Л.2.
9 ГАОО. Ф.44. Оп.1. Д.235. Л.13.
10 Оренбургское земское дело. 1917.30 нояб.
11 Там же. 25 июля.
12 ГАОО. Ф.44. Оп.1. Д.235. Л.13.
13 Там же. Д.237. Л.22.
14 Там же. Д.235. Л.10; ОГАЧО. Ф.Р-1542. ОпЛ. Д.28. Л.4.
15 ГАОО. Ф.44,Оп.1.Д.235,ЛЛО.
16 ОГАЧО. Ф.Р-1542. Оп.1. Д.28. Л.4.
17 Там же. Л.24.
,в ЦГИАРБ. Ф. И-132. Оп.1. Д.36. Л.8.
19 ГАОО. Ф.44. Оп.1. Д.237. Л.1. .
20 Там же. Л.2.
21 Там же. Л.4
22 ГАОО. Ф.44. Оп.1. Д.237. Л.5.
23 Там же. Л.7.
24 ОГАЧО. Ф. Р-1542. Оп.1. Д.28. Л.2.
25 Там же. Л.4.
26 ГАОО. Ф.44. Оп.1. Д.237. Л.17.
27 Там же. Л. 12.
28 ОГАЧО. Ф. Р-1542. Оп.1. Д.28. Л.6.
29 Там же. Л.7.
30 ЦГИАРБ. Ф. И-132. Оп.1. Д.30. Л.2.
31 Там же. Д.36. Л.1,37,48.
32 ОГАЧО. Ф. Р-1542. Оп.1. Д.28. Л.6.
33 Там же. Д.25. Л.50.
ПЕРСОНАЛИИ
Л.В. Никитин
ГОРДОНБРАУН: ПОРТРЕТ БРИТАНСКОГО МИНИСТРА НА ФОНЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В современном мире, где государственные границы становятся все более прозрачными, а миллиарды долларов непрерывно перемещаются с континента на континент, вокруг глобализации уже сложились настоящие легенды. Кто-то склонен видеть в ней залог приближающегося всеобщего благоденствия, а кто-то - источник экологических, демографических и прочих угроз. Одни воспринимают ее как непременное условие технологического прогресса и оптимального использования мировых ресурсов, другие - как причину разорения десятков государств и путь к повсеместной унификации. Довольно очевидный в данном случае спасительный ответ («истина лежит посередине») нуждается, однако, в уточнении и обосновании. Именно поэтому хотелось бы присмотреться к различным граням н вариантам «глобализации с человеческим лицом» как в смысле усиления положительных сторон в современных мировых процессах, так и в плане личного вклада отдельных значительных людей, способствующих такому усилению. Среди довольно ограниченного круга наиболее крупных международных фигур привлекает внимание яркий политический деятель, который недостаточно известен в нашей стране и которого, впрочем, московский журнал «Эксперт» назвал однажды «незаметным, но очень влиятельным»'.
Джеймс Гордон Браун, нынешний министр финансов Великобритании, родился в Глазго 20 февраля 1951 года в семье священника Шотландской Пресвитерианской церкви. Детские годы будущего политика прошли в городке Керколди, область Файф. Браун-старший (по официальному обращению — его преподобие доктор Джон Браун), вблизи видевший непростую жизнь своей паствы, вполне естественно соединял христианское сострадание с идеями социального реформизма и неизменно голосовал за лейбористов. Эти же взгляды воспринял и сын приходского священника: уже в 12 лет школьник Гордон Браун помогал местному отделению Лейбористской партии вести агитацию в округе Кинросс.
После окончания школы Гордон решил продолжить светское образование в расположенном неподалеку Эдинбурге. Шотландская столица, давно