Научная статья на тему 'Важнейшие направления взаимодействия научно-исследовательской и социокультурной деятельности Уральского общества любителей естествознания'

Важнейшие направления взаимодействия научно-исследовательской и социокультурной деятельности Уральского общества любителей естествознания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРАЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗЕМСТВА / РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ / НАГЛЯДНОСТЬ / МУЗЕЙ / УНИВЕРСИТЕТ / THE URAL SOCIETY OF NATURAL SCIENCES AMATEURS / EDUCATION / ZEMSTVAS / DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL COURSES / VISUAL EXPRESSION / MUSEUM / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русинова Мария Павловна, Днепров Сергей Антонович

Рассматривается деятельность Уральского общества любителей естествознания, возникшего в Екатеринбурге во второй половине XIX в. Выделены и охарактеризованы основные направления деятельности этой организации. Определена роль Уральского общества любителей естествознания в развитии народного образования Урала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOST SIGNIFICANT DIRECTIONS OF INTERACTION BETWEEN SCIENTIFIC-RESEARCH AND SOCIO-CULTURAL ACTIVITY OF THE URAL SOCIETY OF NATURAL SCIENCES AMATEURS

The article reviews the work of Ural society of natural sciences amateurs that was established in Yekaterinburg in the second half of the 19 th century. This work has selected and decrypted the basic directions of activity of the organization. The role of the Ural society of natural sciences amateurs in development of public education of the Ural is defined.

Текст научной работы на тему «Важнейшие направления взаимодействия научно-исследовательской и социокультурной деятельности Уральского общества любителей естествознания»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 374

М. П. Русинова, С. А. Днепров

ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРАЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Рассматривается деятельность Уральского общества любителей естествознания, возникшего в Екатеринбурге во второй половине XIX в. Выделены и охарактеризованы основные направления деятельности этой организации. Определена роль Уральского общества любителей естествознания в развитии народного образования Урала.

Ключевые слова: Уральское общество любителей естествознания, образование, земства, развитие, педагогические курсы, наглядность, музей, университет

The article reviews the work of Ural society of natural sciences amateurs that was established in Yekaterinburg in the second half of the 19th century. This work has selected and decrypted the basic directions of activity of the organization. The role of the Ural society ofnatural sciences amateurs in development ofpublic education of the Ural is defined.

Keywords: the Ural society of natural sciences amateurs, education, zemstvas, development, pedagogical courses, visual expression, museum, university

В современных условиях внимание к социокультурной деятельности значительно возрастает из-за необходимости реализации принципа об общественно-государственном характере управления развитием образования в Законе РФ «Об образовании» 2012 г. Поэтому центральное место в исследованиях занимают вопросы определения сущности современной социокультурной деятельности, ее педагогических возможностей, а также подходов к выделению основных функций (Р. А. Литвак, И. В. Резанович, Ю. А. Стрельцов и др.).

В литературе, посвященной проблемам социокультурной деятельности, представлено несколько подходов к выделению социокультурных функций. В качестве основания для их выделения выступают целевые признаки, социальные полномочия, отражающие потребности и запросы человека, а также развивающий характер самой социокультурной деятельности [8, с. 159].

Богатый социокультурный опыт прошлого, особенно общественных организаций дореволюционного периода, содержит примеры разнообразных функций и направлений деятельности, не реализуемых в современных условиях. Одним их таких примеров может

служить деятельность Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). Эта общественная организация была создана в Екатеринбурге в 1870 г. по инициативе местной интеллигенции, возглавляемой преподавателем мужской гимназии - Онисимом Егоровичем Клером, подданным Российской империи, родившимся в Невшательском кантоне Швейцарии. Изначально Уральское общество любителей естествознания целью своей деятельности провозгласило исследование Урала в естественно-историческом отношении и распространение естественно-исторических знаний среди населения Урала [9, с. 2]. Однако общество довольно быстро вышло за эти границы. Со временем Уральское общество любителей естествознания стало заниматься решением ряда вопросов, до сих пор находящихся в ведении государства, - это совершенствование содержания естественно-научного и гуманитарного образования, методического обеспечения, повышение квалификации педагогов, развитие системы высшего образования.

Таким образом, основой для выделения социокультурных функций этой общественной организации могут послужить определенные полномочия, по праву первооткрывателя

173

передаваемые Уральскому обществу любителей естествознания от государства и его институтов. К числу таких полномочий прежде всего следует отнести деятельность, связанную с созданием (получением), сохранением и распространением научных знаний и культурных ценностей.

1. Создание научных знаний и культурных ценностей осуществлялось посредством следующих направлений деятельности:

Научно-исследовательское направление

деятельности осуществлялось с момента основания общества и вплоть до его ликвидации. В результате был накоплен очень большой объем знаний по ряду естественных наук. При этом процесс научного поиска часто сопровождался принятием и созданием принципиально новых идей, что позволяет нам говорить о приоритете научно-исследовательского направления деятельности УОЛЕ.

Результаты научно-исследовательской

деятельности находились в свободном доступе и регулярно публиковались в журнале «Записки Уральского общества любителей естествознания». По мнению известного краеведа Л. М. Хандросса, основанием Уральского общества любителей естествознания в Екатеринбурге и изданием «Записок» общества было решено сразу две проблемы того времени: во-первых, «была удовлетворена одна из насущных потребностей края в осуществлении местных научных исследований, а, во-вторых, потребность в местном специализированном периодическом журнале, где бы печатались результаты деятельности первых научно-общественных организаций» [10, с. 2].

Стимулирующее направление деятельности проявлялось в активной поддержке Уральским обществом любителей естествознания других организаций аналогичной направленности. Деятельности стимулирующего характера в значительной степени содействовала созданная при Уральском обществе любителей естествознания в 1896 г. комиссия по распространению естественно-исторических знаний. Общество оказывало поддержку вновь создаваемым научным и просветительским

организациям, бесплатно рассылая свои издания, Устав, образцы коллекций.

2. Сохранение научных знаний и культурных ценностей обеспечивалось благодаря таким направлениям деятельности, как: адаптационное направление, позволяющее включать в содержание образования новые, полученные в результате собственного научного поиска, знания. Члены Уральского общества любителей естествознания, ставшие преподавателями первого уральского вуза, занимались разработкой программ и курсов лекций, используя для этого материалы собственной исследовательской работы. Особенно значительный вклад в разработку и адаптацию учебного материала внес сын О. Е. Клера - Модест Онисимович Клер. Кроме того, Уральское общество любителей естествознания адаптировало производимые им минералогические коллекции с учетом содержания различных учебников [2].

Пропедевтическое направление обеспечивало популяризацию научных исследований среди населения. В ряды Уральского общества любителей естествознания мог вступить любой желающий, независимо от образования и социального статуса, также любой желающий мог воспользоваться результатами трудов общества - библиотекой, музеем. Многие добровольно предлагали Уральскому обществу любителей естествознания свои услуги [4]. Также членами общества проводилась большая работа по упрощению научного материала, для облегчения его понимания населением, помимо этого общество занималось специальной подготовкой лекторских кадров, чтобы превратить лекцию из скучной в захватывающую и интересную [7].

Организационное направление деятельности реализовывалось посредством участия членов УОЛЕ в различных социальных проектах. Члены УОЛЕ явились организаторами масштабного даже по сегодняшним меркам мероприятия - Сибирско-Уральской научнопромышленной выставки. Мероприятие приурочено к окончанию первого участка рельсового пути между бассейном реки Оби и восточной частью европейской России. Целью

174

выставки было соединение восточного и западного региона страны. Финансирование предприятия предполагалось за счет создания гарантировочного фонда, т. е. при помощи подписки такого кредита, который обеспечивал бы расходы, необходимые для осуществления предположительной цели [1].

Другим значимым делом, организованным Уральским обществом любителей естествознания, стало инициирование открытия на Урале первого вуза. В 1909 г. члены общества были включены в специальную комиссию по рассмотрению этого вопроса. Усилия членов УОЛЕ не пропали даром - в 1917 г. в Екатеринбурге был открыт Уральский горный институт. Некоторые из членов Общества стали его сотрудниками. В первую очередь это относится к М. О. Клеру, который почти всю свою жизнь проработал здесь. В первые годы работы в институте, ввиду слабой обеспеченности учебной литературой и недостаточной разработанности методической базы, преподаватели -члены УОЛЕ использовали для чтения лекций материалы научно-исследовательской деятельности Общества.

3. Распространение научных знаний и культурных ценностей осуществлялось благодаря следующим направлениям:

Международное направление деятельности Уральского общества любителей естествознания реализовывалось благодаря изданию «Записок». Регулярная рассылка этого журнала обеспечивала создание прочных научных связей с научными обществами других стран [5]. Благодаря этому УОЛЕ не только постоянно пополняло свою библиотеку, но и повышало научный авторитет.

Компенсаторное направление проявилось в деятельности, связанной с усовершенствованием содержания образования. Это направление наиболее полно отражало общественногосударственный характер деятельности социума. В полной мере оно стало реализовываться только с 1880-х гг., когда общество усиливает свою материальную базу.

Уральское общество любителей естествознания не только сотрудничало с земствами,

но и организовывало собственные мероприятия педагогического характера [3]. В качестве одного из главных средств просвещения выступал музей.

Активное и бескорыстное участие членов Уральского общества любителей естествознания в организации выставок, проведении лекций и других мероприятий свидетельствует о реализации волонтерского направления деятельности. Ее примерами могут служить бесплатные рассылки коллекций школам и земским управам.

Еще одним направлением, объединившим в себе ряд предыдущих, стало музейное. Открытый для массового посещения в 1888 г. музей УОЛЕ сразу стал чрезвычайно популярным и являлся одним из главных средств просветительской работы, здесь регулярно проходили лекции для учащихся гимназий и взрослого населения, различные выставки. Музей Уральского общества любителей естествознания выполнял не только просветительскую функцию, но и имел важное культурное значение. После открытия в нем художественного отдела жители города получили возможность познакомиться с известными произведениями искусства. Также учреждение выполняло и воспитательную функцию - всем посетителям объяснялись правила поведения и просмотра картин и экспонатов.

После революции 1917 г. в сфере образования произошли кардинальные перемены, и деятельность Общества утратила ряд своих направлений. После упразднения земств и закрытия школ при них Уральское общество любителей естествознания лишилось базы для педагогической работы. УОЛЕ пришлось сотрудничать с новыми структурами, такими как Комиссариат народного просвещения. На этом этапе произошло преобразование многих структур Уральского общества любителей естествознания, а его деятельность утратила свою самостоятельность из-за необходимости согласования содержания программ с вышестоящими структурами и приобрела координационный характер. В первые годы становления советской власти Общество еще имеет

175

научный авторитет, к его услугам обращаются для организации различных курсов и лекций в рамках программы ликбеза. Со временем происходит выделение из состава Уральского общества любителей естествознания таких структур, как музей, библиотека, часть отделов преобразуется в самостоятельные комиссии и бюро. Все это приводит к закрытию УОЛЕ в 1930 г.

1. ГАСО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 30. Л. 76.

2. ГАСО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 129. Л. 33, Л. 34.

3. ГАСО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 151. Л 346.

4. ГАСО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 161. Л. 403.

5. ГАСО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 171. Л. 189.

6. ГАСО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 257. Л. 10.

7. ГАСО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 883. Л. 6, Л. 15.

8. Стрельцов, Ю. А. Свободное время и развитие социокультурной деятельности / Ю. А. Стрельцов // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2007. - № 2 (12). - С. 152.

9. Устав УОЛЕ. - Екатеринбург: Урал, 1872. - 20 с.

10. Хандросс, Л. М. Первые научные общества на Урале / Л. М. Хандросс // Вечерний Свердловск. - 1958. -22 дек. - С. 2.

Сдано 13.05.2013

Таким образом, в результате взаимодействия научно-исследовательского и социокультурного направлений Уральское общество любителей естествознания обеспечивало создание, сохранение и распространение научных знаний и культурных ценностей, а также способствовало участию общественности в решении важных вопросов сферы образования.

176

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.