Научная статья на тему 'Просвещенческая Миссия Уральского общества любителей естествознания'

Просвещенческая Миссия Уральского общества любителей естествознания Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
166
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРАЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ / NATURAL STUDIES AMATEURS SOCIETY (UNSAS) / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / МИССИЯ / ЗЕМСКИЕ ШКОЛЫ / НАГЛЯДНОСТЬ / EDUCATION / MISSION / ZEMSTVAS / USE OF VISUAL METHODS / OBVIOUSNESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Русинова Мария Павловна

В статье рассмотрена деятельность Уральского общества любителей естествознания, возникшего в Екатеринбурге во второй половине XIX в. Определена направленность этой деятельности, а также выделены основные направления и результаты работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational mission of the Ural Society Amateurs of natural sciences

An activity of the Ural Society Amateurs of natural sciences, had been arisen in Ekaterinburg in second half of XIX century, is considered in this article. The orientation of this activity is determined, and also the basic directions and results of the work are allocated.

Текст научной работы на тему «Просвещенческая Миссия Уральского общества любителей естествознания»

УДК 378.01

М. П. Русинова

ПРОСВЕЩЕНЧЕСКАЯ МИССИЯ УРАЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Во второй половине XIX в., не смотря на произошедшие реформы, почти все сферы общественной жизни находились под контролем государства. Но, тем не менее, в недрах государственной политики появлялись различные общественные организации. Их отличительной чертой стало возникновение на добровольной основе, а также удовлетворение духовных интересов общества. Большое количество таких организаций имело просветительскую направленность. Появление этих обществ свидетельствует о недостаточном внимании государства к вопросам образования в этот период. Поэтому общественные организации выполняли некую «компенсирующую» функцию, стремясь решить имеющиеся проблемы в сфере образования своими силами.

Одной из таких организаций стало Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ), возникшее в Екатеринбурге в 1871 г. по инициативе О. Е. Клера. Цель создания этой организации заключалась в «изучении и исследование Уральского края в естественно - историческом отношении и распространение естественно - исторических знаний в этом крае» [1]. Мы рассмотрим деятельность УОЛЕ, связанную именно с распространением знаний, так как она является уникальной по своему размаху, но в тоже время менее описана в литературе.

Деятельность УОЛЕ по распространению знаний мы рассматриваем как некую «просвещенческую миссию». Под термином «просвещение» мы понимаем деятельность, связанную с распространением знаний, имеющих научно-теоретическую и практическую ценность. Термин «миссия» имеет несколько трактовок:

Миссия - (лат. - послание) с позиций дипломатии означает представительство государства на территории других государственных образований, во главе которого стоит посланник;

Миссия - группа лиц или отдельное лицо, направленное для выполнения определенных поручений, облеченных соответствующими полномочиями;

Миссия - поселение христианских проповедников для распространения идей и обращения в христианство (или других конфессий).

Обобщив эти понятия, можно трактовать миссию как представительство, уполномочивание, предназначение.

Мы считаем, что деятельность УОЛЕ можно назвать миссией, поскольку члены общества видели свое предназначение в стремлении бескорыс-

ПРОСВЕЩЕНЧЕСКАЯ МИССИЯ УРАЛЬСКОГО ...

тно служить людям, проявившееся в конкретной практической деятельности и желании передавать имеющийся опыт другим.

Деятельность УОЛЕ показала, что для эффективной реализации намеченной цели, общественная организация должна сочетать в себе силы науки, культуры и промышленности. Меценатство крупных заводовладельцев Урала - членов Общества - послужило не только материальной основой для существования УОЛЕ, но и хорошим примером для других. Изучение истории этой организации является актуальным в современных условиях, когда в обществе идет поиск новых духовных ценностей и идеалов. Опыт УОЛЕ показывает, что образование должно быть направлено на формирование не только конкурентно-способной личности, но и личности с мис-сионной направленностью, с выраженной потребностью служить и быть полезным обществу.

УОЛЕ являлось одновременно продолжением общероссийских тенденций в области просветительского движения, но и в тоже время уральской особенностью. Во второй половине XIX в. появляется достаточно много обществ такого типа - Педагогическое общество, Общество содействия начальному образованию и др. Достаточно обширная география этих организаций и позволяет нам сделать вывод об общероссийском характере этого явления.

В принципе, УОЛЕ могло возникнуть и каком-либо другом городе, ведь О. Е. Клер - его основатель - уже принимал участие в создании аналогичной организации в Ярославле тремя годами ранее. И возможно, если бы не его переезд в Екатеринбург, то именно там и возникло бы это уникальное явление. Но все же УОЛЕ появилось именно на Урале. Промышленный регион, недостаточная изученность природных ресурсов, сложная, интегрированная культура - все это повлияло на то, что новая организация смогла развиться и получить международное признание.

Ведущая роль Клера в деле основания Общества оспаривается некоторыми исследователями. Часто ими в числе организаторов называется уральский краевед Н. К. Чупин. Но, на наш взгляд, именно О. Е. Клер явился тем харизматичным лидером, который сумел увлечь и повести за собой общественность. Благодаря своим незаурядным организаторским способностям он объединил вокруг себя людей, столь же увлеченных идеей просветительства. Благодаря ему, УОЛЕ стало добровольным объединением людей, которые были ориентированы на миссионно-просветительскую деятельность. Т. е. стремились не только получать научные знания, но и «сеять разумное, доброе, вечное», нести идеи гуманизма, равенства и процесса познания как самоценности в народ.

В качестве наиболее эффективных направлений просвещенческой деятельности мы рассмотрим издательскую и организационно-просветительскую деятельность.

I. Издательская деятельность. Она стала одним из главных направлений работы УОЛЕ с момента его основания. Уже в 1873 г. начался выпуск

«Записок УОЛЕ». В состав журнала входили протоколы заседаний, инструкции и статьи. Обычно материалы печатались на двух языках - русском и французском (реже немецком). Переводом занимался сам О. Е. Клер. Материалы сопровождались таблицами, картами, рисунками и даже фотографиями. Публикуемые статьи посвящались практически всем областям естествознания. В «Записках» нашли отражение результаты научно-исследовательской деятельности таких ученых, как Г. Ф. Абельс, И. В. Мушкетов, А. П. Карпинский и др. Многие интереснейшие материалы были впервые опубликованы здесь. Некоторые разделы «Записок» стали постоянными и публиковались в каждом номере, на протяжении многих лет.

Из писем, хранящихся в ГАСО, следует, что статьи, присылаемые авторами, печатались не только в «Записках», но и издавались самостоятельно, либо в других сборниках. Постоянно шел активный обмен изданиями, как с отечественными, так и с зарубежными общества подобного плана.

Благодаря этому УОЛЕ постоянно пополняло свою научную библиотеку. Подобный обмен способствовал также повышению престижа общества. Оно стало известным не только в России, но и в Европе. Не мало ученых с мировым именем, таких, как, например, А. Э. Брэм печатали здесь свои труды.

По мнению известного краеведа Л. М. Хандросса, основанием УОЛЕ в Екатеринбурге и изданием «Записок» общества было решено сразу две проблемы того времени: во-первых «была удовлетворена одна из насущных потребностей края в осуществлении местных научных исследований, а, во-вторых потребность в местном специализированном периодическом журнале, где бы печатались результаты деятельности первых научно-общественных организаций» [2].

II. Организационно-просветительская деятельность. К этому направлению мы относим совокупность действий членов общества, направленную на создание оптимальных условий для реализации просветительской программы (создание системы форм, средств и методов просвещения).

Первый этап организационно-просветительской деятельности хронологически совпадает с моментом основания УОЛЕ (1871). Деятельность эта носит индивидуальный характер. Впервые О. Е. Клером в рамках работы в гимназии были предприняты довольно успешные попытки организации внешкольных практических занятий по ботанике в форме экскурсий. Как свидетельствуют архивные источники, эти мероприятия пользовались большой популярностью не только среди школьников, но и среди простых жителей города. Этот факт служит очередным подтверждением незаурядным способностям Клера, как педагога, так и организатора. Экскурсии стали новой формой, предложенной членами УОЛЕ, для изучения естествознания. Но слабое финансирование, а также довольно жесткие законы, регламентирующие содержание образования, не позволяли широко развернуть деятельность подобного рода.

ПРОСВЕЩЕНЧЕСКАЯ МИССИЯ УРАЛЬСКОГО ...

По окончании Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки общество получило всероссийское признание, а это, в свою очередь, значительно упрочило его материальное положение. УОЛЕ смогло более широко развернуть просвещенческую деятельность, и ее организационную составляющую в частности. С этого момента (1887 г.) начинается второй этап организационно-просветительской работы общества и она приобретает коллективный характер.

В 1896 г. при УОЛЕ создается комиссия по распространению естественно-исторических знаний. В ходе ее работы планировалось осуществить ряд мер:

1. Организация периодических популярных лекций и бесед с демонстрациями по предметам естествознания: химия, физика, геология и пр.

2. Устройство постоянных практических курсов для рабочего люда, с целью распространения среди них технических и технологических знаний и повышения техники народной промышленности

3. Издание для народа популярных книг естественно-исторического содержания

4. Издание популярных журналов с научным отделом. Издание популярной газеты.

5. Организация сношений общества с земствами и учебными заведениями Урала [3].

Исходя из вышеперечисленных планируемых мер, в структуре организационно-просветительской деятельности УОЛЕ в 1887-1916 гг. можно выделить следующие составные части:

- нормативная. Разработка планов работы комиссии, ее отделов, определение ответственных лиц и т. п. Эта работа проводилась на протяжении всего времени, что существовала комиссия по распространению знаний. В ее состав вошли следующие лица: Н. А. Русских, Н. Н. Гуляев, П. А. Григорьев, В. В. Елсаков, М. Е. Соловьев, П. П. Баснин, И. С. Сигов, Е. А. Олесов и др.[4]. Председателем был выбран Н. А. Русских, секретарем И. С. Сигов. В обязанности председателя входил контроль над работой отделов, сроками исполнения заказов, которые поступали от школ. Результаты фиксировались в виде отчетов.

- организационно-административная часть. В ходе этой деятельности осуществлялось сотрудничество УОЛЕ с земствами, образовательными учреждениями России, другими научными обществами. В результате такой работы удалось организовать ряд курсов, лекций и других мероприятий, просвещенческого характера. Также Общество выступило одним из главных инициаторов создания на Урале вуза.

В качестве иллюстрации подобной активности может служить участие УОЛЕ в выставке, организованной в 1912 г. обществом содействия начальному образованию г. Перми. Выставка включала в себя большое количество разделов, начиная от школьной мебели, и заканчивая учебниками и новейшими техническими средствами обучения, как, например, волшебный

фонарь. Поскольку музей подвижных пособий УОЛЕ занимался изготовлением различных коллекций, то оно охотно приняло участие в подобной выставке.

Для повышения уровня общеобразовательной и методической квалификации учителей, земствами организовывались педагогические съезды и курсы. Эти мероприятия справедливо рассматриваются в литературе и как форма общественно-педагогического движения. Они способствовали развитию творческой активности учителя, обмену опытом, выявлению проблем и потребностей школы. Земство Пермской губернии неоднократно обращалось к О. Е. Клеру с просьбой принять участие в организации курсов для народных учителей и представить коллекции из музея УОЛЕ. В 1913 г. Общество приняло участие в общеобразовательных курсах для народных учителей Зауральских уездов Пермской губернии [5].

Таким образом, УОЛЕ способствовало более широкому использованию метода наглядности, проводило методическую работу с учителями и содействовало развитию школ различного типа. Письма подобного рода весьма многочисленны. С обществом хотели сотрудничать не только организации Пермской губернии, но и другие, расположенные далеко за ее пределами, как например Нагайское реальное училище Одесского учебного округа, Феодосийское общество содействия образованию «Забота» и др. [6]. Такая популярность свидетельствует о востребованности деятельности подобного рода.

- практическая составляющая. УОЛЕ не только сотрудничало с земствами, но организовывало собственные мероприятия педагогического характера. В качестве одного из главных средств просвещения выступал музей УОЛЕ. Он был открыт для свободного посещения всем желающим. Ученики школ, военнослужащие и крестьяне, приезжающие по выходным дням, могли бесплатно посещать музей. Членами общества на добровольной основе были организованы экскурсии с разъяснениями экспонатов. В ходе этой деятельности происходил отбор наиболее приемлемых для изучения естествознания форм, методов и средств.

Революция 1917 г. стала внешним фактором, который обусловил переход на очередной виток в жизни УОЛЕ. Поскольку в сфере образования произошли кардинальные перемены, то и организационно-педагогическая деятельность Общества претерпела изменения. После упразднения земств и закрытия школ при них УОЛЕ лишилось базы для педагогической работы. Обществу пришлось сотрудничать с новыми структурами, такими как комиссариат народного просвещения. На этом этапе происходит преобразование многих структур УОЛЕ, а его деятельность несколько утрачивает свою самостоятельность из-за необходимости согласования содержания программ с вышестоящими структурами. Тем не менее, общество продолжало свою работу. Просветительная комиссия, или как она теперь называлась - Культпросветкомиссия, по-прежнему работала согласно намеченной

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ: ПРОЖИТЫЙ ВЕК ...

программе, организуя ряд лекций по вопросам естествознания для педагогов школ и техникумов.

В советский период Общество по-прежнему выступало как один из крупнейших очагов просвещения. Имея опыт организационной работы, оно было очень полезно новым властям в первые годы становления советской системы образования.

Уральское общество любителей естествознания стало уникальным явлением в культурной жизни Урала. Его отличительной особенностью стали, во-первых, стремление бескорыстно служить на благо общества, во- вторых, двойственный характер работы - ориентация на исследовательскую и просветительскую работу. Во-третьих, не просто репродуктивный характер передачи полученных знаний, а стремление заинтересовать народ самим процессом познания, желанием нести в массы идеи общечеловеческих ценностей и одновременно научные знания. Деятельность и идеи членов УОЛЕ послужили основой для развития системы образования на новом этапе.

Библиографический список

1. Зорина, Л. И. Уральское общество любителей естествознания 1870-1929. Из истории науки и культуры. [Текст] / Л. И. Зорина // Екатеринбург, 1996. - 34 с.

2. Хандросс, Л. М. Первые научные общества на Урале [Текст] / Л. М. Хандросс // Вечерний Свердловск. - 1958. - 22 декабря.

3. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 101. О.1.Д. 95

4. Государственный архив Свердловской области. Ф. 101. О.1.Д. 91

5. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 101. О.1.Д. 200

6. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 101. О.1.Д. 132, 151

УДК 370.179 + 372

В. А. Зверев

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ: ПРОЖИТЫЙ ВЕК В ВОСПОМИНАНИЯХ НОВОСИБИРСКИХ УЧИТЕЛЕЙ

«Безучительская» педагогика, на мой взгляд, - такое же научное бедствие, как педагогика «бездетная». Хотелось бы, чтобы коллеги-ученые повернулись лицом к субъекту педагогического творчества, активнее занялись изучением роли «человеческого фактора» (конкретных учителей, школьных администраторов, социальных педагогов, школьных библиотекарей, наконец) в образовании и воспитании. По крайней мере, обязательно принимали бы во внимание эту роль. Может быть, это помогло бы и обществу, и госу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.