Научная статья на тему 'Основные этапы становления Уральского общества любителей естествознания'

Основные этапы становления Уральского общества любителей естествознания Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
644
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРАЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / МИССИЯ / ЭТАПЫ / МУЗЕЙ / БИБЛИОТЕКА / УНИВЕРСИТЕТ / ЗЕМСТВА / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА / THE URAL SOCIETY OF AMATEURS OF NATURAL SCIENCES / EDUCATION / MISSION / STAGES / MUSEUM / LIBRARY / UNIVERSITY / ZEMSTVAS / RESEARCH ACTIVITIES / SCIENCE-PRACTICAL EXCIBITION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Русинова Мария Павловна

Рассматривается деятельность Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), возникшего в Екатеринбурге во второй половине XIX в. Выделены и охарактеризованы основные этапы деятельности: организационный, этап зарождения, этап стабилизации, этап кризиса. Выявлен миссионный характер деятельности данной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic activities stages of the Ural's society of amateurs of natural sciences

The clause considers the work of the Ural society of amateurs of natural sciences that arose in Yekaterinburg in the second half of the XIX century. In this work descript and select the basic stages of activities: organization, birth, stabilization, crisis, and discover missionare activates of this organization.

Текст научной работы на тему «Основные этапы становления Уральского общества любителей естествознания»

УДК 37.013(09) (470.4/5)

М. П. Русинова Екатеринбург

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ УРАЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Уральское общество любителей естествознания; просвещение; миссия; этапы; музей; библиотека; университет; земства; образование; научно-исследовательская деятельность; научнопрактическая выставка.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается деятельность Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), возникшего в Екатеринбурге во второй половине XIX в. Выделены и охарактеризованы основные этапы деятельности: организационный, этап зарождения, этап стабилизации, этап кризиса. Выявлен миссионный характер деятельности данной организации.

M. P. Rusinova

Yekaterinburg

BASIC ACTIVITIES STAGES OF THE URAL’S SOCIETY OF AMATEURS OF NATURAL SCIENCES

KEY WORDS: the Ural society of amateurs of natural sciences; education; mission; stages; museum; library; university; zemstvas; research activities; science-practical excibition.

ABSTRACT. The clause considers the work of the Ural society of amateurs of natural sciences that arose in Yekaterinburg in the second half of the XIX century. In this work descript and select the basic stages of activities: organization, birth, stabilization, crisis, and discover missionare activates of this organization.

В 1870 г. в городе Екатеринбурге возникла уникальная организация — Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ). С одной стороны, это общество являлось отражением общероссийских тенденций в области образования и науки, а с другой — имело коренные отличия. Уральскому обществу

любителей естествознания удалось объединить в своей деятельности как науку, так и просвещение. Причем знания, распространяемые членами общества, являлись отражением их научных исследований. В современной литературе научная деятельность Уральского общества любителей естествознания описана до-

вольно подробно, тогда как просвещенческой составляющей уделено меньшее внимание.

Наиболее подробно деятельность Уральского общества любителей естествознания описана в работах Л. И. Зориной, В. Я. Кривоногова, Д. Владимирского и др. Исследователи обычно выделяют в истории существования УОЛЕ 3 основных этапа: с 1870 по 1886 г. ; с 1886 по 1917 г. и с 1917 по 1927 г. Такое деление обусловлено как качественными изменениями в деятельности самого общества, так и объективными историческими факторами, например, революцией 1917 г.

Основываясь в своем исследовании на методе историко-генетического анализа, мы выделяем в деятельности Уральского общества любителей естествознания следующие этапы: предрасполагающий, этап зарождения, этап стабилизации и этап кризиса.

1. ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЙ ЭТАП (1867—1871)

Образование УОЛЕ именно в 1871 г. стало не случайным, а вполне закономерным событием. Для возникновения такой научной организации на Урале сложился целый ряд предпосылок. Условно их можно разделить на следующие группы:

• Исторические (проведение большого числа реформ).

• Экономические (развитие капиталистических отношений и, как следствие, потребность в квалифицированных рабочих на предприятиях).

• Социальные (нехватка числа школ и квалифицированных педагогических кадров).

• Личностные (появление лидера — Онисима Егоровича Клера).

2. ЭТАП ЗАРОЖДЕНИЯ (1870—1886)

Одним из главных направлений в деятельности общества стало создание музея. Уже на учредительном собрании были принесены первые дары в виде книг и минералов. Но помещение для

работы музея и хранения экспонатов отсутствовало. Поэтому первые экспонаты хранились на квартире у О. Е. Клера. Только в августе 1871 г. УОЛЕ были предложены две маленькие комнаты в одном из зданий городского ведомства. Музей рос очень быстро. Одними из первых стали формироваться зоологическая, ботаническая, минералогическая и палеонтологическая коллекции. С 1874 г. начинает образовываться и нумизматическая коллекция. С самого момента создания и на протяжении всего своего существования музей являлся одним из главных средств просвещения.

С 1873 г. УОЛЕ начинает издательскую деятельность. 22 февраля свет увидел первый том «Записок УОЛЕ». В «Записках» планировалось публиковать протоколы заседаний общества, инструкции « к собиранию статистических, метеорологических и тому подобных сведений» и сборники статей по разным направлениям естествознания. Выпуск «Записок» стал крупным событием в жизни Екатеринбурга, т. к. до этого в типографии города печатались только официальные документы; он позволил установить прочные связи с другими обществами, в частности с Санкт-Петербургским и Московским.

Практически в это же время (в 1870-х гг. ) была сформирована библиотека УОЛЕ. За помощью в ее создании решено было обратиться к научным обществам и отдельным ученым. На разосланные письма откликнулись очень многие и уже к 1871 г. в библиотеке насчитывалось 149 названий книг, а к

1886 г. — 4 987, из которых половина на иностранных языках.

В 1886 г. в жизни УОЛЕ произошло важное событие: главный начальник

уральских заводов И. П. Иванов уступил обществу часть одного из корпусов горного ведомства, находящегося в центре Екатеринбурга, во дворе за Уральским горным управлением. Предполагалось, что вре-

менно в нем разместятся научные отделы Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки, а по окончании ее — музей УОЛЕ. У общества появилась надежда: после проведения выставки открыть, наконец, свой музей для обозрения публики и тем самым реализовать одну из главных целей своего Устава — научно-просветительскую [1. С. 34].

3. ЭТАП СТАБИЛИЗАЦИИ (1886—1917)

Новый период в жизни УОЛЕ начинается со второй половины 8о-х гг. В 80—90-х гг. происходит бурный экономический подъем, связанный с завершением промышленного переворота и адаптацией к новым способам производства. Очень активно развивается транспортная сеть. Одной из железнодорожных веток, построенных в это время, стала ветка Екатеринбург - Тюмень. Этому событию УОЛЕ решило посвятить Сибирско-Уральскую научно-промышленную выставку. Первоначально организаторы этого мероприятия ставили перед собой такие задачи: привлечь внимание русской общественности к деятельности на Урале научного общества, вызвать пожертвования в его музей и библиотеку, упрочить авторитет и материальную базу УОЛЕ. На общем собрании 21 апреля 1884 г. была избрана постоянная выставочная комиссия и разработано «Положение о выставке» [2].

Выставка закончилась 15 сентября

1887 г. Ее посетило более 80 тыс. человек. Она указала на заметные пробелы в научных исследованиях, но также и дала стимул к их заполнению. Для УОЛЕ главным итогом выставки было не столько повышение его авторитета и известности в стране, сколько значительное обогащение его коллекций за счет пожертвования в музей общества многих выставочных экспонатов и получение здания для их размещения.

В этот период УОЛЕ по-прежнему придерживается поставленной перед ним цели, но вновь раздвигает рамки

своих исследований, включая сюда такие науки, как историю, медицину, статистику и др.

На этом этапе УОЛЕ переходит от исследовательской работы, которая была больше свойственна ему на первом и втором этапе, к просветительской. 20 февраля 1896 г. на общем собрании УОЛЕ была создана Комиссия по распространению естественно — исторических знаний в Уральском крае. Председателем избрали Н. А. Русских. Комиссия разработала программу деятельности, в которую входила идея создания Минералогической мастерской и Подвижного музея учебных пособий. Первоначально в мастерской изготавливались минералогические коллекции из образцов минералов по различным научным системам [3]. Необходимость в таких коллекциях назрела, так как на Урале в конце XIX — начале XX в. действовало уже достаточное количество колледжей, институтов; заказывали эти коллекции даже некоторые деревенские школы.

Мастерской руководили ученые- геологи, в первую очередь О. Е. Клер. Со второй половины 1911 г. руководство мастерской взял на себя М. О. Клер. Им были разработаны новые типы коллекций: по общей геологии, по палеонтологии, по металлам и сплавам и др.

В УОЛЕ приходило множество писем с заказами. Образовательные учреждения могли заказывать необходимые коллекции по каталогам и прейскурантам.

Свою просветительскую деятельность УОЛЕ выполняло не только с помощью музейной экспозиции, предоставив возможность знакомиться с ней широкому кругу посетителей. В музее велась интенсивная лекторская работа, организовывались массовые культурные мероприятия, устраивались временные выставки. 13 января 1908 г. совместно с семейнопедагогическим кружком музей провел «Утро в честь Некрасова», в котором участвовало свыше 300 человек. В 1888 г., уже

вскоре после открытия музея для публики, в его помещении была организована первая публичная общедоступная лекция о физическом воспитании детей в первые годы жизни.

В 1902—1903 гг. О. Е. Клером был организован цикл бесед по ботанике, рассчитанных главным образом на молодежь - учащихся старших классов екатеринбургских школ. Занятия в музее при этом чередовались им с экскурсиями в окрестности Екатеринбурга. Целью своих бесед Клер ставил «ознакомление желающих с практическими приемами составления и сохранения ботанических коллекций». Таких «желающих» набиралось до 100 и более человек.

Активная жизнь музея, интенсивный прирост фондов, пожар 1895 г. привели к тому, что проблема с помещением, временно решенная в 1886 г. , вновь встала на повестку дня УОЛЕ. Дума постановила отвести под постройку здания музея участок земли на Дровяной площади.

19 февраля 1911 г. состоялась торжественная закладка нового здания музея УОЛЕ. Но комитет общества много лет вынашивал еще один вариант получения нового здания: купить или добиться пожертвования одного из лучших особняков в городе — Харитоновского дома. К этой идее УОЛЕ возвращалось неоднократно, но безрезультатно.

4. КРИЗИС ОБЩЕСТВА (1917-1929)

Большевиками полностью упраздняются все старые государственные учреждения, в том числе и земства, выполняющие важную образовательную функцию. УОЛЕ оказывается также в сложной ситуации. Общество, которому было отказано в правительственном пособии еще с началом Первой мировой войны, в1917 г. страдало от безденежья, от недостатка работников в музее, но деятельность свою не прекращало. Преследуя чисто научные цели, оно в своей деятельности старалось избегать политических вопросов и в 1917 г. стремилось

продолжать свою обычную работу. Научные исследования проводились в музее и минералогической мастерской.

Новыми органами власти УОЛЕ было предложено пройти перерегистрацию, а для этого разработать новый Устав. Общество разработало новую редакцию Устава: никаких принципиальных изменений в структуру, цели, состав и форму деятельности оно не вносило, а лишь некоторые дополнения и уточнения в прочтение отдельных статей.

Так, перечень форм своей деятельности УОЛЕ дополнило следующим: «1) принимать все зависящие меры к охранению памятников старины и местностей, замечательных в научном, историческом или художественном отношении; 2) организовывать объяснительные при музее чтения; 3) избирать из своих членов временные и постоянные комиссии или отделения по специальностям или для исследования Уральского края;

4) устраивать съезды своих членов;

5) устраивать выставки». По Указу Временного правительства от 6 июня 1919 г. Екатеринбургский окружной суд определил: внести Уральское общество любителей естествознания в г. Екатеринбурге в реестр обществ и союзов, не имеющих цели извлечения прибыли.

В 1925 г. произошло новое крупное структурное преобразование в УОЛЕ: музей был выделен из состава общества и получил новый статус - Уральского областного государственного музея. Подобная участь постигла также и минералогическую мастерскую, она перешла в подчинение Культпросвету, так как ее ассортимент имел просветительскую направленность. Затем мастерская перешла в подчинение ОблУОНО, но образование и производство плохо совмещались, и снова начались поиски, в какое ведомство передать мастерскую. Со временем на базе минералогической мастерской УОЛЕ возник ювелирный завод «Русские самоцветы».

В 1920-х гг. УОЛЕ продолжало научно-просветительскую, научно-исследовательскую и издательскую деятельность, выпустив 4 тома «Записок». 20-й выпуск последнего XL тома вышел в 1927 г. Большое внимание УОЛЕ уделяло научнопросветительской деятельности. В 1920 г. при обществе было организовано экскурсионное бюро, которое занималось организацией экскурсий для детей и подростков в Невьянск, Нижний Тагил, Пермь, Уфу, Тверь и другие города. В 1921 г. бюро было преобразовано в Уральское отделение центрального музейно-экскурсионного института. Директором был назначен М. О. Клер.

Успешно работал музей УОЛЕ, несмотря на то что здание его пришло в аварийное состояние и грозило рухнуть. На 1921 г. в музее насчитывалось 42 020 предметов. Крупным собрание владела библиотека, насчитывавшая к 1925 г. 83 000 томов книг и журналов. В 1925 г. музей и библиотека при нем получили статус государственных. С выделением музея и библиотеки из состава УОЛЕ оно лишилось главного — своей материальной базы, на которой строилась научно-исследовательская и научно-просветительская работа общества, что являлось основной целью и смыслом его существования. Этот факт стал главной причиной невозможности существования УОЛЕ в его прежних формах.

Другая причина постепенного угасания деятельности общества лежала в его руководстве: партийцы, избранные в

правление общества скорее из идеологических соображений, нежели из действительного желания заниматься организацией научной работы, постепенно разрушали УОЛЕ изнутри своим неумелым руководством. В конце концов, новые власти признали нежелательным существование УОЛЕ, которое сплачивало вокруг себя интеллигенцию и могло быть потенциально опасным для новой власти.

Закрытию УОЛЕ предшествовала бюрократическая волокита с оформлением новых регистрационных документов. В ноябре 1928 г. в общество пришло письмо из Свердловского окружного исполкома Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, в котором говорилось, что общество должно представить документы для перерегистрации. Среди этих документов требовались списки членов с указанием служебного и общественного положения с 1914 г., партийности, социального и имущественного положения, судимости и т. д. УОЛЕ предоставило все необходимые документы, но перерегистрация общества утверждена не была. Фактически УОЛЕ, таким образом, было закрыто. Отдельные комиссии и секции его еще продолжили свою работу до 1930 г. , но как общественная организация УОЛЕ официально прекратило свое существование в 1929 г.

Деятельность УОЛЕ на этом этапе несколько ограничивалась разными бюрократическими проволочками со стороны новой власти. Но, несмотря на это, общество функционировало достаточно активно. Так, при нем создается ряд новых секций и комиссий, организуется экскурсионное бюро. Продолжает работать музей и библиотека, не прекращалась и издательская деятельность.

Четвертый, заключительный, период с 1917 по 1929 г. — это деятельность при Советской власти, один из самых коротких. За 12 лет в связи с пролетарской революцией в обществе произошли значительные перемены, главной из которых стала смена руководства, что привело к выделению музея из состава общества и подозрительное отношение к научной деятельности УОЛЕ органов новой власти, видевшей в этой организации оплот старой политической системы. Отрицательно сказалась на работе УОЛЕ и смерть его бессменного руководителя О. Е. Клера, аресты многих старых спе-

циалистов в связи с подозрениями в антисоветской деятельности, ухудшение финансирования.

Из положительных итогов деятельности УОЛЕ в этот период можно назвать сохранение коллекций краеведческого музея, рост количества членов УОЛЕ, создание новых комиссий, продолжение издательской деятельности, сохранение некоторого числа старых специалистов, позднее участвовавших в работе новых естественнонаучных учреждений, созданных пролетарской властью. Скорее всего общество смогло бы приспособиться к новой ситуации в стране и продолжать свою деятельность, но в результате углубления и внутренних, и внешних противоречий оно прекратило свою деятельность.

Уральское общество любителей естествознания в своем становлении прошло

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

сложный путь от провинциальной организации до крупнейшего научного общества, известного широко за пределами России. Оно пережило революцию, Первую мировую и Гражданскую войну. Существуя часто только на членские взносы и пожертвования, без государственной помощи, УОЛЕ просуществовало почти 60 лет. Возникает закономерный вопрос, в чем успех этой организации, что двигало ее членами. Мы считаем, что членов Уральского общества любителей естествознания объединяло стремление бескорыстного служения обществу. Специально организованную деятельность, основанную на идее добровольного и бескорыстного участия интеллигенции в решении вопросов образования, мы определяем как просвещенческую миссию.

1. ЗОРИНА, Л. И. УОЛЕ. 1870—1929. Из истории науки и культуры [Текст] / Л. И. Зорина. -

Екатеринбург : Банк культурной информации, 1996. с.34

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ архив Свердловской области. — Ф.101. — Оп.1. — Д.30.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ архив Свердловской области. — Ф.101. — Оп.1. — Д.91.

Получено 14.04.10 © Русинова М. П., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.