Научная статья на тему 'Управление затратами: сущность, механизм, подходы'

Управление затратами: сущность, механизм, подходы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14211
1446
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО / КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ / PRODUCTION / RANGING COSTS / COST MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руденко Ирина Владимировна, Бойцова Александра Александровна

Затраты это экономическая категория, характеризующая в стоимостном выражении объем и вид потребленных ресурсов. Классифицирование затрат позволяет предприятию верно рассчитать себестоимость продукции, проанализировать эффективность использования ресурсов по всем направлениям деятельности организации. Анализ и группировка затрат позволяют принимать правильные управленческие решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COST MANAGEMENT AS IT IS

The article is devoted to cost management, an economic category defining the consumed resources costs. Company can calculate accurately production cost and analyze how efficiently the resources are used in all business areas, by ranging the costs. The latter also enables the co to take proper managerial decisions

Текст научной работы на тему «Управление затратами: сущность, механизм, подходы»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. № 2. С. 114-118.

УДК 338.583:657.47

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ: СУЩНОСТЬ, МЕХАНИЗМ, ПОДХОДЫ COST MANAGEMENT - AS IT IS

И.В. Руденко, А.А. Бойцова

I.V. Rudenko, A.A. Boitsova

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Затраты - это экономическая категория, характеризующая в стоимостном выражении объем и вид потребленных ресурсов. Классифицирование затрат позволяет предприятию верно рассчитать себестоимость продукции, проанализировать эффективность использования ресурсов по всем направлениям деятельности организации. Анализ и группировка затрат позволяют принимать правильные управленческие решения.

The article is devoted to cost management, an economic category defining the consumed resources costs. Company can calculate accurately production cost and analyze how efficiently the resources are used in all business areas, by ranging the costs. The latter also enables the co to take proper managerial decisions.

Ключевые слова: производство, классификация затрат, механизм управления затратами.

Key words: production, ranging costs, cost management.

Затраты - это экономическая категория, характеризующая в стоимостном выражении объем и вид потребленных ресурсов. Классифицирование затрат позволяет предприятию верно рассчитать себестоимость продукции, проанализировать эффективность использования ресурсов по всем направлениям деятельности организации. Анализ и группировка затрат позволяют принимать правильные управленческие решения. Таким образом, затраты -это ключевой элемент, показывающий результативность и эффективность деятельности компании за определенный период. При этом многие российские руководители мало знакомы с методами и способами управления затратами, в частности производственными, что приводит к принятию неэффективных управленческих решений, значительному увеличению затрат, неэкономичному использованию ресурсов предприятия. В то же время управление затратами позволяет предприятию оптимизировать затраты или достигнуть такого их уровня, который обеспечит требуемый финансовый результат при условии выполнения планов. Таким образом, управление затратами - основа эффективной деятельности предприятия.

Управление затратами, по мнению В.М. Попова [1, с. 352], - это:

- знание того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия;

- прогноз того, где, для чего и в каких объемах необходимы дополнительные финансовые ресурсы;

- умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов.

Г.Л. Багиев под управлением затратами понимает целевую, многоуровневую систему, где объект управления - затраты организации, а субъект управления затратами - управляющая система [2, с. 171].

Таким образом, управление затратами -это подсистема системы управления предприятием, характеризующая умение экономить ресурсы организации и максимизировать отдачу от них.

Объектом управления затратами является совокупность затрат предприятия, в качестве субъекта выступают менеджеры предприятия различных уровней, а субъектом - руководители и специалисты организации.

Многие авторы выделяют различные принципы управления затратами на предприятии. Анализируя их, можно выделить основные принципы:

- использование единой методики на уровнях управления затратами;

- управление затратами должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла продукции;

- минимизация затрат не должна приводить к ухудшению качества производимого товара или услуги;

- постоянный учет и анализ для предотвращения образования излишних затрат;

- совершенствование информационного обеспечения управления затратами;

© И.В. Руденко, А. А. Бойцова, 2010

- усиление заинтересованности производственных подразделений предприятия в оптимизации затрат.

В современной теории управления затратами выделяются две основные группы инструментов. К первой можно отнести стратегические меры, направленные на оптимизацию затрат, такие как реструктуризация деятельности организации, выделение непрофильных активов и видов деятельности, поглощение конкурентов, поставщиков и т. п. Во вторую группу относят механизмы регулярного управления затратами.

Механизм управления затратами состоит из нескольких этапов. Первым шагом является планирование и прогнозирование затрат. Ключевой задачей планирования является определение состава затрат. На данном этапе устанавливается общая стоимость потребляемых ресурсов, рассчитывается предполагаемая прибыль. Объем затрат определяется исходя из информации о структуре производимой продукции, объемах производства. На данных планирования базируется функция контроля. На современных предприятиях рассматриваются следующие виды планирования затрат:

- перспективное, формируемое на стадии долгосрочного планирования. Целью его является предоставление данных о затратах на освоение рынков сбыта, развитие новой технологии, продукции. К объектам, как правило, относят затраты на НИОКР, маркетинг и сбыт, инвестиционные затраты;

- текущее - на стадии краткосрочного планирования (в рамках 1 года), характеризуется большей точностью и детализированно-стью статей затрат.

Существует два наиболее распространенных метода планирования затрат:

1) планирование от достигнутого, т. е. при составлении планов опираются на уровень затрат предыдущего периода. Этот метод прост для применения, но не учитывает обоснованность затрат прошлых периодов, технологические изменения предприятия;

2) планирование от производства, базой для расчета затрат являются объем производства и потребления ресурсов, перечень планируемых мероприятий. Данный метод более совершенен, планирование основывается на производственной программе предприятия, существует возможность корректировки как затрат, так и уровня потребления ресурсов в случае получения неудовлетворительных показателей затрат.

При планировании многие российские предприятия используют метод стандарт-костинга, суть которого заключается в нормирова-

нии каждого элемента затрат на единицу продукции для последующего сравнения их с фактическими показателями затрат, с целью получения информации об отклонениях, которая в последующем будет использована для увеличения эффективности деятельности организации. Задачами стандарт-костинга являются:

- разработка бюджета затрат и последующая оценка эффективности управления;

- контроль и выявление операций, несогласованных с планом;

- упрощение оценки товарно-материальных запасов и затрат;

- прогнозирование будущих затрат.

Выделяют следующие основные этапы:

1) расчет нормативов по каждому элементу затрат (нормы постоянных затрат зачастую планируются по элементу пропорции от объема реализации);

2) расчет норм затрат на плановый объем производства. Выделяют различные виды норм: базовые (устанавливаются на длительный период, на их основе разрабатываются текущие нормы), идеальные (можно достичь при наиболее благоприятных условиях, когда отсутствуют потери, убытки, простои), достижимые (отражают условия эффективного производства и реально достижимы на сегодняшний день; формируются с учетом допустимого количества брака, простоев и прочих потерь);

3) расчет фактических затрат;

4) сравнение запланированных затрат фактическим уровнем;

5) установление и устранение причин отклонения;

6) установление нормативов с учетом новых условий.

Использование стандарт-костинга эффективно на предприятиях, где процесс производства состоит из повторяющихся операций.

На этапе организации определяются функциональные обязанности каждого участника процесса управления затратами, сроки проведения мероприятий, объем и наименование используемой документации. Важным моментом является определение центров ответственности и затрат, как правило, за текущие затраты несет ответственность руководитель отдела в рамках компетенций отдела. За уровень долгосрочно прогнозируемых затрат отвечает руководитель. Разрабатывается система иерархических связей как между отдельными работниками, так и среди центров ответственности, важная особенность которой заключается в полном соответствии организационнопроизводственной структуре компании.

В области мотивации важной задачей является поиск способов стимулирования работ-

ников, позволяющих активизировать деятельность сотрудников в области соблюдения норм использования ресурсов (мотивация ресурсосбережения) и поиска путей минимизации затрат. Сотрудники должны соблюдать установленные планы, выполнять работу в соответствии с должностными обязанностями. Способы мотивирования могут применяться как моральные, так и материальные (денежные и неденежные).

Контроль - важнейший этап управления затратами, который позволяет обеспечить обратную связь, сравнить плановые показатели с фактическими. В рамках контроля ведется постоянный учет в целях принятия верных управленческих решений. Анализ затрат позволяет оценить эффективность использования ресурсов, подготовить данные о затратах для лиц, принимающих решения. В рамках анализа затрат необходимо определить:

Ключевые этапы

- структуру фактических затрат и отклонения в ней по сравнению с предыдущим периодом;

- отклонение фактических затрат от плановых и от затрат предыдущего года;

- темп роста затрат как в целом, так и поэлементно;

- факторы, повлиявшие на изменение совокупных затрат и отдельных статей.

Эффективность системы контроля в целом в области управления затратами определяется корректирующими действиями по приведению в соответствие фактических затрат запланированным.

Таким образом, управление затратами состоит из этапов, у каждого из которых стоят определенные задачи (таблица 1).

Таблица 1

івления затратами

№ п/п Этап управления затратами Определение ключевых задач

1 Определение цели Оптимальное управление затратами в условиях нестабильности внешней среды

Критерии управления Оптимизация затрат производственных, коммерческих

2 Планирование Определение структуры и состава затрат. Определение ключевых показателей деятельности в области управления затратами. Разработка форм отчетности

3 Организация Распределение обязанностей и ответственности между подразделениями и сотрудниками по каждому из направлений затрат. Определение сроков и схем взаимодействия

4 Мотивация Повышение эффективности деятельности сотрудников. Сбалансирование прав и ответственности работников, участвующих в процессе управления затратами

5 Контроль Контроль на всех этапах управления затратами. Сравнение фактических результатов с плановыми. Анализ отклонений, возникающих из-за воздействия на предприятие внешних и внутренних факторов

Таким образом, управление затратами предприятия представляет собой динамичный процесс, направленный на получение максимального экономического результата компании. При этом наиболее эффективным механизмом управления является бюджетирование.

В рамках определенного механизма управления затратами могут быть использованы различные подходы. Бухгалтерский, маркетинговый, конструкторский - все они относятся к традиционным, главной целью которых является минимизация затрат. Усложнение производственных процессов, систем управления, рост уровня неопределенности внешней среды

приводят к тому, что на сегодняшний день просто тотальное сокращение затрат не только не приводит к улучшению результатов деятельности, но и является одной из причин банкротства компаний. В связи с этим деятельность руководства большинства компаний, как зарубежных, так и российских, в сфере управления затратами сегодня нацелена на оптимизацию расходов. Что предопределило необходимость использования новых, отвечающих современным требованиям подходов, таких как процессный, управление по центрам финансовой ответственности (таблица 2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика подходов к управлению затратами

Критерий Подход

Традиционный По центрам финансовой ответственности Процессный

Объект управления затратами Носители затрат Центры финансовой ответственности Входы и выходы

Цель управления затратами Распределение затрат по их носителям для возможности сокращения Обобщение данных о затратах по каждому центру ответственности с тем, чтобы возникающие отклонения можно было отнести на конкретное лицо Обобщение данных о затратах по процессам деятельности организации, чтобы влиять на затраты конкретного процесса

Направление управления затратами Затраты, используемые в системе планирования, контроля и регулирования Затраты, используемые в системе планирования, контроля и регулирования Затраты, используемые в системе планирования, контроля и регулирования

Способ распределения затрат По эквивалентной базе По центрам ответственности По процессам

Процессный подход к управлению затратами представляет собой поэтапную деятельность, направленную на их оптимизацию. На первом этапе составляется полный перечень тех видов деятельности, которыми занимается организация. Каждое из направлений работ, в свою очередь, разбивается на процессы, которые затем раскладываются на части процесса. Уже на данном уровне начинается детальный анализ затрат, результатом которого становится распределение затрат, относящихся к конкретной части процесса, определение факторов их возникновения, количественных показателей, наиболее точно характеризующих расходы. Следующий этап представляет собой синтез глубоко проанализированных элементов в процессы, составление калькуляции по каждому, определение уровня затрат, характерного каждому направлению. При этом в большинстве российских предприятий реальная структура организации отличается от официальной. Зачастую затраты, структурно принадлежащие определенному носителю затрат абсолютно с ним не связаны, что не учитывается традиционной системой управления затратами. Процессный подход позволяет определить систему взаимоотношений на предприятии, выявить настоящие места формирования затрат, соответственно, сформировать систему эффективных мер оптимизации расходов. Внедрение управления затратами по процессам даст следующие результаты:

- определение степени профинансирован-ности каждого процесса, протекающего на предприятии;

- информированность руководства о реальном уровне затрат на предприятии;

- использование гибкой системы контроля за затратами по направлениям;

- оптимальное распределение ресурсов.

Другим современным способом управления затратами является подход по центрам финансовой ответственности.

Центр финансовой ответственности (ЦФО)

- структурное подразделение или группа подразделений, в рамках которой осуществляются операции, направленные на оптимизацию прибыли, влияние на прибыльность организации, несет ответственность за реализацию установленных целей, соблюдение уровней расходов в конкретных пределах.

Основным принципом управления затратами по ЦФО является определение ответственного за затраты, через которого осуществляется оптимизация затрат. На каждом этапе процесса производства продукции ответственность за затраты несут разные подразделения. Традиционно относя расходы только к кому-то одному, теряются нити контроля и, следовательно, возможности оптимизации. Поэтому, необходимо уже на этапе планирования привязывать затраты к центрам ответственности. К основным задачам управления затратами по ЦФО относятся:

- своевременное и правильное отражение фактических затрат по соответствующим статьям калькуляции;

- предоставление информации для оперативного контроля за использованием производственных ресурсов и сравнения с существующими нормами, нормативами и сметами;

- выявление резервов снижения себестоимости продукции, предупреждение непроизводительных расходов и потерь;

- определение результатов внутрипроизводственного хозрасчета по структурным подразделениям предприятия.

Существуют определенные правила отнесения затрат на ЦФО:

- затраты, реализация и результаты учитываются по ЦФО;

- затраты, которые можно прямо отнести на ЦФО, распределяются на него прямо, без применения методов косвенного распределения.

Таким образом, как процессный, так и управление по ЦФО - современные подходы к управлению затратами, позволяющие относить расходы на конкретный процесс или ЦФО. Что позволяет оптимизировать деятельность предприятия в области управления затратами, отнести их к фактическим источникам формирования, через которые затем и осуществляется планирование, анализ и контроль. Таким образом, различные подходы к управлению затратами акцентируют внимание на разных сторонах этого процесса, что позволяет руководителю комплексно подойти за-

тратному механизму предприятия, провести многоаспектный анализ, принять решение, учитывающее все выявленные факторы, сохранить конкурентоспособность предприятия в области затрат.

Таким образом, на эффективность управления затратами предприятия влияют как деятельность на каждом из этапов процесса, так и используемые подходы. При этом управление затратами организации должно осуществляться как единый процесс, пошаговые переходы от одной функции к другой должны быть логичными, точными, соответствовать действующей стратегии, используемым методам и принципам. Следовательно, знания, умения и навыки в области управления затратами очень ценны для современного менеджера, позволяют построить эффективный бизнес.

1. Финансовый бизнес-план: учеб. пособие / под ред. действ. члена Акад. инвестиций РФ, д-ра экон. наук, проф. В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 480 с.

2. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие / под общ. ред. проф. Г. Л. Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - 231 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.