Научная статья на тему 'Управление затратами предприятия на основе организации центров финансовой ответственности'

Управление затратами предприятия на основе организации центров финансовой ответственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3389
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ / ЦЕНТР ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ / ВИДЫ ЦЕНТРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косинова Екатерина Леонидовна

Рассмотрены принципы управления затратами на основе организации центров финансовой ответственности (ЦФО), порядок разработки системы управления по ЦФО, классификация ЦФО, а также характеристика методики управления затратами и прибылью на основе организации ЦФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление затратами предприятия на основе организации центров финансовой ответственности»

ЕМ КОСИНОВА

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРОВ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Рассмотрены принципы управления затратами на основе организации центров финансовой ответственности (ЦФО), порядок разработки системы

управления по ЦФО, классификация ЦФО, а также характеристика методики управления затратами и прибылью на основе организации ЦФО.

Затраты, центр финансовой ответственности, управление затратами управление себестоимостью

Управление центрами ответственности - одна из подсистем, обеспечивающих внутрифирменное управление. В рамках такой подсистемы можно оценить вклад каждого подразделения в конечные результаты деятельности предприятия, децентрализовать управление затратами, а также проследить формирование этих затрат на всех уровнях управления, что в целом существенно повысит экономическую эффективность хозяйствования. В то же время выделение центров финансовой ответственности необходимо для регулирования затрат и конечных финансовых результатов на основе оценочных показателей, ответственность за которые несут руководители структурных подразделений предприятия.

Таким образом, управление предприятием через центры финансовой ответственности - это инструмент оперативного управления затратами и воздействия на финансовые результаты деятельности.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) - структурное подразделение или группа подразделений, осуществляющих операции, конечная цель которых - оптимизация прибыли, способных непосредственно воздействовать на прибыльность, отвечающих перед вышестоящим руководством за реализацию установленных целей и соблюдение уровней расходов в пределах установленных лимитов.

Цель системы управления по ЦФО - повышение эффективности управления подразделениями предприятия на основе обобщения данных о затратах и результатах деятельности каждого центра ответственности, отнесение ответственности о возникающих отклонениях к конкретному руководителю. Главный принцип управления по ЦФО - ответственность только за те затраты и (или) выручку, на которые должны и могут влиять его руководители в течение определенного периода.

Формирование ЦФО - достаточно сложная задача для любого предприятия. От грамотности работы по выделению ЦФО зависят последующие результаты управления предприятием. Но в любом случае совокупность всех ЦФО представляет собой финансовую структуру предприятия. Финансовая структура пред-

виды центров ответственности,

приятия - это система ФО (за доходы и расходы, только за расходы, за определенные финансовые показатели и т.п.), распределенной между структурными подразделениями предприятия, выступающими в качестве объектов управленческого учета [8]. Разумеется, деятельность каждого ЦФО должна быть отражена в системе бухгалтерского учета и представлена на соответствующих счетах посредством двойной записи для обеспечения возможности учета затрат и результатов центров ответственности. При этом по ЦФО нужно учитывать, в первую очередь, затраты и результаты, непосредственно зависящие от предоставленных руководителям полномочий.

Порядок разработки системы управления по ЦФО может проходить поэтапно:

1. Определение основных направлений хозяйственной деятельности, типа организационной структуры предприятия;

Изучение производственной деятельности предприятия, выделение центров технологической ответственности;

Распределение основных направлений хозяйственной деятельности по структурным подразделениям, определение структурных подразделений, не занимающихся бизнесом;

Анализ подконтрольности затрат, выручки, прибыли, инвестиций по структурным подразделениям, определение контролируемых статей;

Выделение ЦФО и определение их статуса; Определение регламента взаимодействия по горизонтали (между ЦФО), а также по вертикали (между верхним звеном и отдельными ЦФО);

Создание перечня планов и отчетов, составляемых каждым ЦФО;

Определение показателей оценки эффективности работы ЦФО;

Разработка внутренних положений, регламентирующих права и обязанности ЦФО.

На основе анализа публикаций зарубежных и отечественных ученых [1, 2, 3, 4, 5, 8] в табл. 1проведена классификация ЦФО по определенным признакам и с разбивкой на виды.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

9.

Таблица 1

Классификация центров финансовой ответственности предприятия

Классификационные признаки Виды центров ответственности

Целеполагание внутрифирменного управления Оперативные, стратегические

Уровень управления Предприятие, его отделы и службы, отдельные ВИДЬ] производства, цех, производственный участок, бригада

Объем полномочий и обязанностей Центры затрат, дохода, прибыли, центры управления и контроля

Задачи и функции центра Основные, вспомогательные

Степень совпадения с местом возникновения затрат Совпадающие, не совпадающие

Место в иерархии центров ответственности Горизонтальные одновидовые, горизонтальные многовидовые, пирамидальные

Отношение к внутреннему хозяйственному механизму Аналитические, хозрасчетные

В основе целеполагания внутрифирменного управления - выделение целей и объектов оперативного и стратегического управления. В оперативных ЦФО объектом является заданный текущий процесс, а целью -обеспечение выпуска и реализации продукции в заданных объемах и номенклатуре при условии оптимизации затрат. В стратегических ЦФО объектом уже являются стратегические направления развития предприятия, для чего нужно определить место внутренних структур в формировании и оптимальной реализации стратегических направлений развития организации.

Наиболее распространено в публикациях выделение ЦФО исходя из объема полномочий и ответственности:

- центр затрат - это структурное подразделение или группа подразделений предприятия, руководители которых отвечают только за затраты (например, производственный участок, производственный цех идр.);

- центр дохода - это структурное подразделение или группа подразделений предприятия (например, подразделения маркетингово-сбытовой деятельности), которые отвечают только за выручку от продаж продукции, товаров, услуг и за затраты, связанные с их сбытом;

- центр прибыли - это структурное подразделение или группа подразделений предприятия (например, производственное предприятие, входящее в состав холдинга), которые ответственны за финансовые результаты своей деятельности;

- центр инвестиций - это структурное подразделение или группа подразделений предприятия, которые несут ответственность не только за выручку и затраты, но и за капиталовложения (например, крупное дочернее предприятие холдинговой промышленной компании);

- центр контроля и управления - это сфера или участок деятельности, несущие ответственность за конкретные виды работ и их результаты. Эти центры часто имеют лишь затраты, которые трудно соизмерять с контролируемыми ими результатами. В коммерческих организациях немаловажное значение имеет деление ЦФО исходя из выполняемых ими задач и функций:

1) основные центры ответственности занимаются непосредственным производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг для потребителей. Их затраты напрямую списываются на себестоимость продукции (работ, услуг). К таким центрам, например, можно отнести участки и цеха основного производства, отдел сбыта;

2) вспомогательные центры ответственности существуют для обслуживания основных центров ответственности. Затраты этих центров сначала распределяют по основным центрам ответственности, а уже потом в составе суммарных затрат основных центров включают в себестоимость продукции, работ, услуг,

оказываемых потребителям. К таким центрам можно отнести административно-хозяйственный отдел, отдел технического контроля, ремонтный цех, инструментальную мастерскую и т.д.

Центры ответственности по степени совпадения с местом возникновения затрат подразделяются на совпадающие и несовпадающие. Места возникновения затрат определяют как структурные единицы и подразделения (рабочие места, бригады, производства, участки, цеха, отделы и т.п.), в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов, организуется планирование, нормирование и учет издержек производства в целях контроля и управления затратами, а также внутренний хозяйственный расчет [6].

В целом оптимальной можно считать такую ситуацию, когда каждому месту возникновения затрат соответствует своя сфера ответственности. Но часто встречаются ситуации, когда менеджер ЦФО несет ответственность за отклонения в затратах, возникших в другом подразделении. Например, начальник цеха не будет отвечать за перерасход в подчиненном ему «месте возникновения затрат», если сырье не соответствует запланированным параметрам. В этом случае ответственным будет начальник отдела снабжения. Поэтому администрация решает сама, в каком разрезе классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат и как увязать их с ЦФО [1].

Рассматривая выделение ЦФО в зависимости от места в иерархии центров ответственности, необходимо отметить, что при горизонтальной организационной структуре ЦФО могут быть два варианта:

- одновидовые - все ЦФО относятся к одному виду, например, к центрам затрат;

- многовидовые - на одном уровне могут существовать и центры затрат, и центры дохода, и центры прибыли.

При пирамидальной организационной структуре ЦФО - цеха, например, являются центрами затрат, группа цехов с замкнутым циклом производства уже представляет центр прибыли, а филиал, включающий цеха и отделы, - центр инвестиций.

По отношению к внутреннему хозяйственному механизму ЦФО подразделяются следующим образом:

1) аналитические центры ответственности экономически не обособлены, т.к. не связаны с системой внутреннего хозяйственного расчета, поэтому они обеспечивают только аналитический учет и детализацию ответственности за отдельные затраты;

2) хозрасчетные центры, наоборот, обеспечивают учет, контроль и несут ответственность за величину всех затрат и их снижение. В хозрасчетных центрах ответственности, совпадающих с местами возникновения затрат, обособленный аналитический учет не ведут, а пользуются уже имеющейся информацией о местах возникновения затрат. Построение ЦФО в соответствии с организационной структурой позволяет связать деятельность каж-

дого подразделения с ответственностью конкретных лиц, оценить результаты каждого подразделения и определить их вклад в общие результаты деятельности предприятия.

Принцип включения в себестоимость затрат путем их распределения между продуктами порой не подходит для их контроля и регулирования, т.к. цикл производства продукта может состоять из нескольких различных технологических операций, за каждую из которых отвечает конкретное лицо. Поэтому, имея сведения о себестоимости продукции, невозможно

точно определить, как распределяются затраты между отдельными участками производства (центрами ответственности). Эта проблема решается, если установлена взаимосвязь затрат и доходов с действиями конкретных лиц, ответственных за расходование соответствующих средств. Такой поход к управлению затратами возможен при планировании затрат по центрам ответственности. Управление затратами по ЦФО строится на основе разделения полномочий, т.е. на основе индивидуальной или групповой ответственности менеджеров за затраты и доходы (табл. 2).

Таблица 2

Характеристика методики управления затратами по ЦФО

Наименование Содержание

Объект управления затратами Центры финансовой ответственности

Цель управления затратами Обобщение данных о затратах по каждому центру ответственности, чтобы возникающие отклонения отнести на конкретное лицо

Направление управления затратами Затраты, используемые в системе планирования, контроля и регулирования

Вид для процесса контроля и регулирования; для принятия решения и планирования; для калькулирования и оценки произведенной продукции ы затрат: контролируемые и неконтролируемые; переменные и постоянные затраты; прямые и косвенные

Система управления затратами Гибкий бюджет

Система директ-костинг

Система стандарт-кост

Основные задачи управления затратами - своевременное и правильное отражение фактических затрат по соответствующим статьям калькуляции; предоставление информации для оперативного контроля использования производственных ресурсов и для сравнения с существующими нормами, нормативами и сметами; выявление резервов снижения себестоимости продукции, предупреждение непроизводительных расходов и потерь; определение результатов внутрипроизводственного хозрасчета по структурным подразделениям предприятия.

Центральное место в управлении затратами занимает их классификация:

1. При контроле и регулировании выделяют:

- контролируемые затраты - это затраты, поддающиеся контролю со стороны менеджеров данного центра ответственности, на которые можно существенно воздействовать;

- неконтролируемые затраты, не зависящие от деятельности менеджеров данного центра ответственности;

2. При принятии решений и планирования целесообразно иметь переменные затраты, размер которых

прямо зависит от объема продаж, и постоянные затраты, размер которых не зависит от объема продаж;

3. При калькулировании и оценке произведенной продукции обычно выделяют прямые затраты, которые связаны с производством конкретных видов продукции, с выполнением конкретных видов работ, услуг и могут быть прямо включены в их себестоимость и косвенные затраты, которые являются общими для производства нескольких видов продукции, работ, услуг и включаются в их себестоимость косвенным путем.

Сущность методики управления затратами по ЦФО заключается в строгой последовательности отнесения затрат и определения маржинального дохода для каждого центра (табл. 3):

- затраты, реализация и результаты учитываются по ЦФО;

- затраты, которые можно прямо отнести на ЦФО, распределяются на него без применения методов косвенного распределения;

- определяется, как правило, несколько маржинальных доходов (полных и неполных) по мере учета переменных и прямых постоянных затрат.

Таблица 3

Схема включения в себестоимость переменных и прямых постоянных затрат и отражения полного

Центры затрат Затраты, включаемые в себестоимость на каждом уровне Маржинальный доход

Бригада Переменные затраты Полный

Цех Переменные затраты плюс специфические прямые постоянные затраты, относимые на продукцию Неполный (1)

Отдельные виды производства - ЦФО Переменные затраты плюс специфические прямые постоянные затраты, относимые на ассортимент продукции Неполный (2)

Предприятие Все затраты Прибыль

Таким образом, разработка методики управления затратами по ЦФО, классификация затрат и выделение методов планирования и контроля для принятия управленческих решений является основой для эффективного управления прибылью предприятия. Управление прибылью на основе организации ЦФО непосредственно затрагивает работу внутренних структурных служб и подразделений предприятия, обеспечивающих разработку и принятие управленческих решений по отдельным аспектам формирования, распределения и использования прибыли и несущих ответственность за результаты этих решений. Цель применения методики управления прибылью по ЦФО

- оценка, прогнозирование и достижение оптимальной прибыли, рентабельности и эффективности деятельности центров финансовой ответственности и предприятия в целом. Можно выделить следующие этапы управления прибылью на основе организации ЦФО:

- исследование особенностей функционирования отдельных структурных подразделений с позиций их влияния на отдельные аспекты формирования и использования прибыли;

- определение основных типов центров ответственности в разрезе структурных подразделений предприятия;

- формирование системы прав, обязанностей и меры ответственности руководителей структурных подразделений, определенных как ЦФО;

- разработка и доведение ЦФО плановых (нормативных) заданий в форме текущих или капитальных бюджетов;

- обеспечение контроля выполнения установленных заданий ЦФО путем получения соответствующей информации (отчетов), ее анализа и установления причин отклонений.

Укрупненно содержание методики управления прибылью в рамках ЦФО может быть представлено в виде цепочки последовательных действий (табл. 4).

Данная последовательность наглядно показывает, что расчету прибыли и точки безубыточности предшествует анализ маржинального дохода по системе директ-костинг, который проводится по каждому центру ответственности. В результате рассчитывается ряд экономических показателей и делаются выводы о рентабельности и устойчивости производства продукции, изменении прибыли и рентабельности в зависимости от изменения объема производства и продаж, цен на продукцию и работы, величины переменных или постоянных затрат.

В то же время внедрение системы развитого ди-рект-костинга в разрезе ЦФО позволяет проводить анализ структуры постоянных и переменных затрат, маржинального дохода и формирования прибыли в целом по предприятию, следовательно, усовершенствовать систему управления затратами и финансовыми результатами.

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеристика методики управления прибылью на основе организации ЦФО

Наименование Содержание

Цель управления прибылью Обеспечение максимизации прибыли предприятия в текущем периоде и в перспективе

Методический и маржинальный анализ на основе развитого директ-костинга нструментарий управления прибылью: Маржинальный доход; относительный доход; передаточное отношение (производственный рычаг); точка безубыточности; зона финансовой безопасности

Разработка гибкого бюджета Обеспечение прогнозных данных для разных уровней выпуска в пределах уровней деятельности; контроль и анализ отклонений

Анализ и контроль отклонений По материалам; по труду; по накладным расходам; по валовой прибыли

Последующее применение гибкого бюджета в планировании дает возможность выбрать оптимальный объем продаж и производства, а при анализе — оценить фактические результаты. Но в любом случае при сравнении фактических и сметных затрат для одного и того же объема выпуска продукции обязательно рассчитываются и анализируются отклонения. Анализ отклонений нацелен на контроль затрат, следовательно, на оптимизацию финансовых результатов. Поэтому, сравнивая всю сумму фактических затрат с совокупными нормативными затратами по каждой операции центра ответственности за период, можно эффективно контролировать затраты. Отклонения по каждому ЦФО должны определяться по каждому элементу и анализироваться в соответствии с ценами и количеством ресурсов. Применение разработанной методики позволяет получать исчерпывающую информацию о затратах и доходах по каждому ЦФО, при этом в ходе анализа выявляются участки, где чаще всего возникают отклонения, а также виды продукции с

низкой рентабельностью. Основу такого подхода составляет анализ структуры постоянных и переменных затрат, маржинального дохода и формирования прибыли в целом по предприятию. В свою очередь, прогнозирование прибыли и рентабельности в зависимости от изменения объемов производства, цен на продукцию, величины переменных или постоянных затрат дает возможность укрепить финансовое состояние предприятия, принять более эффективные управленческие решения по развитию деловой активности и совершенствованию процесса производства российских предприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник длявузов. М.: Финстатинформ, 1999.

2. Ивашкевич В.Б. Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат // Бухгалтерский учет. 2000. № 5.

3. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. М.: Финансы и статистика, 2003.

4. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2002.

5. Керимов В.Э. Управленческий учет: Учебник. М.: ИКЦ «Маркетинг», 2001.

6. Мишин Ю.А. Управленческий учет: управление затратами и результатами хозяйственной деятельности. М.: Дело и сервис, 2002.

7. Управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2000.

8. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. М.: Финансы и статистика, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.