Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). Выпуск 11
УДК 008.45
УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Мировой финансово-экономический кризис отразился, прежде всего, на производительном индустриальном секторе государственных экономик, так как широкомасштабная финансовая поддержка, предпринятая правительствами различных государств в отношении смягчения кризисных ударов, была в основном (исключение составил, наверное, только Китай) направлена на спасение и поддержку банков, страховых компаний и крупных промышленных гигантов национального масштаба (типа ВАЗ, Опель и др.). Мелкий и средний бизнес, а также простые граждане были предоставлены сами себе.
Особенно сильно эти процессы проявились в России. Это сказалось в ощутимом ударе по промышленной и бюджетной сферам экономики, в обвальном распаде малого и среднего бизнеса, и, как следствие, привело к массовой безработице.
Разумеется, основное сокращение рабочих мест произошло в сфере промышленной. Как и во всем мире, пострадали крупные металлургические, автомобилестроительные гиганты. Пострадала в условиях мирового кризиса и российская бюджетная сфера. Особенно сфера образования, которая получила фактически несколько ударов. Во-первых, в самый разгар кризиса был осуществлен переход на новую систему оплаты труда преподавателей, которая ничего ни реально, ни номинально не изменила, а фактически снизила жизненный уровень большинства работников этой сферы. Во-вторых, в это время начался провал демографический, который привел к снижению уровня платных услуг в сфере образования. И, наконец, руководство оказалось в плену стереотипов прежних лет в подготовке кадров для рынка труда и занятости населения, ориентируясь на «модные» специальности, являющиеся продуктом симулятивных маркетинговых и рекламных технологий.
Но наиболее ощутимо у нас пострадал малый бизнес, так как он и до этого не имел поддержки со стороны государства, а теперь был предоставлен полностью самому себе. Банки, получив финансовые ресурсы на поддержку мелкого предпринимательства, фактически повели себя как безумные хищники, взвинтив процентные ставки и залоговые условия на небывалую высоту. Малый бизнес не только не смог обеспечить занятость увольняемых трудовых ресурсов из промышленной и бюджетной сфер, молодых людей, выброшенных на рынок труда в результате непродуманного предоставления образовательных услуг нашими вузами, но и сам свернулся, наподобие шагреневой кожи, еще больше усложнив ситуацию на рынке труда с безработицей.
Негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса в
2009 году отрицательно сказалось на итоговых показателях социальноэкономического развития Белгородской области, но в целом не смогло повлиять на его положительную динамику.
По оценке департамента экономического развития области в 2009 году объем валового регионального продукта (ВРП) в текущих основных ценах составит 306,1 млрд. рублей, что, в сопоставимых ценах, соответствует уровню 2008 года.
Белгородский Государственнъш университет
А. А. Горяйнов 11 И. Н. Кищенко 31
В статье на примере Белгородской области рассматриваются актуальные проблемы управления взаимодействием региональных рынков труда и образования в условиях мирового финансовоэкономического кризиса.
e-mail:
Ключевые слова: региональный рынок труда, региональный рынок образования, мировой кризис, кадровая политика, управления, социальные службы, безработица.
Индекс промышленного производства в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 105,1%, в том числе по видам экономической деятельности: "добыча полезных ископаемых" - 88,2%, "обрабатывающие производства" - 110,4%, "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 96,6%.
По расчетам, в 2009 году всеми товаропроизводителями (включая хозяйства населения и фермеров) реализовано на убой (в живой массе) 923,5 тыс. тонн скота и птицы, или 127,2% к уровню 2008 года.
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", в 2009 году составил 27154 млн. рублей, или 69,8% к уровню 2008 года (в сопоставимых ценах). В 2009 году сдано в эксплуатацию 1097,3 тыс.м2 жилья, что составляет 98,7% к уровню ввода 2008 года.
Объем перевозок грузов, выполненный транспортными организациями области в
2009 году, снизился по сравнению с 2008 годом на 3,4% и составил 44,6 млн. тонн, в том числе на железнодорожном транспорте перевозки снизились на 5,1%, на автомобильном -увеличились на 9,2%. Грузооборот организаций транспорта в 2009 году составил 11,5 млрд. тонно-километров и снизился по сравнению с 2008 годом на 14,5%, в том числе грузооборот железнодорожного транспорта сократился на 19,3%, автомобильного возрос на 39,2%. Пассажирооборот транспорта общего пользования снизился на 13,7%, в том числе железнодорожного - на 20,4%, автобусного - на 6,1%.
Оборот розничной торговли в 2009 году составил 125594,4 млн. рублей, что в товарной массе составляет 100,8% к уровню 2008 года.
Объем платных услуг населению области в 2009 году составил 37900,2 млн. рублей, что на 10,2% больше, чем в 2008 году.
Сводный индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2009 года составил 100,4%, в том числе: на платные услуги - 100,1%, на продовольственные товары -100,5%, на непродовольственные товары - 100,6%.
В январе-ноябре 2009 года положительный финансовый результат крупных и средних организаций области составил 15,1 млрд. рублей (в январе-ноябре 2008 года -73,5 млрд. рублей).
В январе-ноябре 2009 года 68% организаций области получили прибыль в объеме 22,2 млрд. рублей. Удельный вес прибыльных организаций снизился относительно января-ноября 2008 года на 12,5 процентных пункта, сумма полученной прибыли - на 70,7%. С отрицательным финансовым результатом одиннадцать месяцев отчетного года закончили 176 организаций области (32%).
Средняя номинальная заработная плата, начисленная работникам в ноябре 2009 года, по полному кругу организаций, без выплат социального характера, сложилась в размере 14454,8 рубля и по сравнению с ноябрем 2008 года увеличилась на 6,0%. Размер начисленной реальной средней заработной платы (рост заработной платы, скорректированный с учетом изменения сводного индекса потребительских цен) в ноябре 2009 года по сравнению с октябрем 2009 года уменьшился на 0,5%, с ноябрем 2008 года - на 2,5%.
По сведениям организаций (без субъектов малого предпринимательства) на 1 января 2010 года просроченная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности составила 22,2 млн. рублей. В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате на обрабатывающие производства приходится 71,1% от общей задолженности, на сельское хозяйство - 12,8%, на транспорт - 11,6%. Задолженность по заработной плате на 1 января 2010 года имелась перед 908 работниками.
Величина прожиточного минимума в области в среднем на душу населения в IV квартале 2009 года составила 4172 рубля, для трудоспособного населения - 4480 рублей.
В январе-ноябре 2009г. по сравнению с январем-ноябрем 2008г. естественная убыль населения снизилась в области на 587 человек и составила 4700 человек. Коэффициент естественной убыли населения снизился на 10,5% и составил за январь-ноябрь 2009г. 3,4 против 3,8 в январе-ноябре 2008г.
Миграционный прирост населения составил за январь-ноябрь 2009 года 9443 человека, что на 905 человек, или на 8,7% меньше, чем за январь-ноябрь 2008 года. Сложившийся миграционный прирост в 2 раза превысил естественную убыль населения.
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). Выпуск 11
В общей численности занятого населения области в ноябре 2009 года 404,4 тыс. человек составляли штатные работники крупных и средних организаций (без учета совместителей). На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в этих организациях привлекалось еще 19,2 тыс. человек. Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях (без субъектов малого предпринимательства) в ноябре 2009 года составило 423,6 тыс. человек и было меньше, чем в ноябре 2008 года на 2,5%.
В январе-сентябре 2009 года в крупные и средние предприятия и организации области было принято на работу 83,6 тыс. человек, или 77,0 % к уровню предыдущего года. Выбыло по различным причинам 90,1 тыс. человек, или 89,8% к соответствующему периоду предыдущего года. Наблюдалось отрицательное сальдо ротации работников -число выбывших на 6,5 тыс. человек превышало число принятых.
Согласно спискам, поданным в органы службы занятости населения, в январе -декабре 2009 года из предприятий и организаций всех форм собственности было высвобождено в связи с сокращением численности штата 9906 человек, что на 3387 человек больше, чем в 2008 году. По сравнению с 2008 годом произошли некоторые структурные изменения высвобожденных - доля женщин в общем числе снизилась с 54,3% до 49,1%; доля мужчин увеличилась с 45,7 % до 50,9%; увеличилась доля молодых людей - с 9,9% до 12,0% и доля граждан с квалификацией рабочего - с 62,0% до 64,2%; доля специалистов и служащих сократилась с 38,0% до 35,8%.
По данным Белгородстата численность работников списочного состава в крупных и средних предприятиях и организациях области, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации в январе - сентябре 2009 года составила 37,2 тыс. человек, что в 3 раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года; численность работников, имевших вынужденные административные отпуска - 7,6 тыс. человек (195,8% к соответствующему периоду 2008 года). Наиболее заметно эти явления проявились на предприятиях сельского хозяйства, обрабатывающих производств, транспорта и связи, а также, занятых добычей полезных ископаемых, производством и распределением электроэнергии, газа и воды, в строительных организациях.
В области действует 10869 малых предприятий, на которых трудятся 67,5 тыс. человек. Численность работников списочного состава (без внешних совместителей) составила 51,1 тыс. человек (91,3% от всех работавших на малых предприятиях). На условиях вторичной занятости было привлечено 4,9 тыс. человек, в том числе к работе по совместительству - 3 тыс. человек (5,4% от всех работающих на малых предприятиях) и по договорам гражданско-правового характера увеличилась 1,9 тыс. человек (3,3%).
По сравнению с 2008 годом численность работников списочного состава малых предприятий сократилась на 10,2%, привлеченных на условиях совместительства возросла на 13,1%, работавших по договорам гражданско-правового характера - на 19,3%.
Существенную роль для развития экономики региона играют малые предприятия с численностью работников от 16 до 100 человек включительно. По состоянию на 1 октября 2009 года в сравнении с прошлым годом их число сократилось вдвое и составило 2063 единицы (в 2008 году - 4007 единиц).
По-прежнему наиболее привлекательной для малого бизнеса является сфера торговли и ремонта автотранспортных средств, где сосредоточено 607 предприятий, или 29,4%; строительством занимались 426 предприятий, или 20,7%; продукцию обрабатывающих производств выпускали 349 предприятий, или 16,9%.
Среднемесячная зарплата на малых предприятиях всех видов экономической деятельности за девять месяцев 2009 года составляла 11154 рубля. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года она увеличилась на 1,1%, реальная заработная плата (с учетом инфляции) уменьшилась на 10,1%.
По данным выборочного обследования, проведенного территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, численность экономически активного населения области в среднем за 2009 год составила 793,0 тыс. человек, из них 754,9 тыс. человек были заняты всеми видами экономической деятельности, а 38,1 тыс. человек не имели занятия, но активно его искали, и в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) квалифицировались как безработные. Уровень общей безработицы составил 4,8 %.
В январе-декабре 2009 года в городские и районные центры занятости населения области за предоставлением государственных услуг обратились 136,4 тыс. человек, в том числе в целях поиска подходящей работы - 74,2 тыс. человек - это на 36,7 и 19,7 тыс. человек соответственно больше, чем в январе-декабре 2008 года. Предоставление государственных услуг населению в области содействия занятости осуществлялось в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и действующими административными регламентами.
Анализ структурного состава граждан, обратившихся в службу занятости по вопросу трудоустройства, показал, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом удельный вес женщин в общей численности снизился с 58,7% до 48,5%; граждан в возрасте 14-29 лет -с 62,6% до 45,3%; учащихся желающих работать в свободное от учебы время - с 28,2% до 10,6%; лиц, ранее не работавших и ищущих работу впервые - с 52,2% до 26,7%; лиц, имеющих инвалидность - с 5,4 до 4,6%.
В январе-декабре 2009 года 3847 работодателей заявили сведения о потребности в работниках для замещения 85451 рабочих мест (вакантных должностей), а с учетом незаполненных вакансий, перешедших с прошлого года, их число составило 92127 единиц -это на 7128 единиц больше, чем в 2008 году.
В среднем по области на одну заявленную вакансию по состоянию на 1 января
2010 года претендовали 2 незанятых гражданина, состоящих на учете в службе занятости.
Содействие в трудоустройстве оказано 45,1 тыс. человек, или 60,8 % от числа обратившихся (в 2008 году - 64,4%), в том числе 20,7 тыс. женщин (57,5%); 21,0 тыс. человек в возрасте 14-29 лет (62,4%); 38,7 тыс. работников негосударственного сектора экономики (59,8%); 37,1 тыс. незанятых граждан (56,3%); 15,2 тыс. гражданам, ранее не работавшим, ищущим работу впервые (76,8%); 970 инвалидам (28,5%).
Официальный статус безработного в январе-декабре 2009 года получили 35,6 тыс. человек - это на 14,3 тыс. человек больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Рост численности безработных связан с продолжающимися процессами высвобождения работников на крупных и средних предприятиях области, а также ликвидацией некоторых мелких предприятий.
Пик роста числа зарегистрированных безработных был зафиксирован в марте 2009 года, когда количество безработных составило 14,7 тыс. человек - это в два раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года (7,3 тыс. человек). Уровень регистрируемой безработицы увеличился с 1,39% по состоянию на 1 января 2009 года до 1,94% по состоянию на 1 апреля 2009 года.
По состоянию на 1 января 2010 года численность зарегистрированных безработных составила 13951 человек, уровень регистрируемой безработицы - 1,76%. (По состоянию на 1 января 2009 года численность безработных составляла 10231 человек, уровень безработицы - 1,39%).
В структуре безработных граждан женщины составляют 58,3%; молодежь в возрасте 16 - 29 лет - 32,6%; инвалиды - 10,6%; жители сельской местности - 29,5%; высшее и среднее профессиональное образование имели 56,7% безработных; выпускники профессиональных учебных заведений всех уровней составили 4,2%.
Основная часть безработных (5,5 тыс. человек) находилась на учете и получала пособие в течение периода от 1 до 4 месяцев; 3,0 тыс. человек - от 4 до 8 месяцев; 2,6 тыс. человек - от 8 месяцев до 1 года; 676 человек - более года. Средняя продолжительность регистрируемой безработицы в 2009 году составила 4,9 месяца (в 2008 году - 4,8 месяца).
По прогнозам специалистов численность безработных, состоящих на учете в службе занятости населения Белгородской области, к концу 2010 года составит 13 тыс. человек. Уровень официальной безработицы будет находиться в пределах 1,6-1,7 процента1.
Обвал рынка труда, таким образом, стал не только результатом обвал промышленных и финансовых рынков, но его кризис послужил катализатором дальнейшего обострения кризиса в экономике, а, тем самым, во всех других сферах социальной жизни, в
1 Статистический материала приведен по данным «Отчета об осуществлении управлением по труду и занятости населения Белгородской области переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в 2009 году». - Белгород, 2009 (рукопись).
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). Выпуск 11
том числе и в социальном самочувствии людей. Как наше общество, так и вся мировая цивилизация оказались (и пока остаются) в ситуации ожидания не просто обострения финансово-экономического кризиса, а тотального культурно-цивилизационного надлома. Нарастание степеней хаоса в обществе заставляют нас пристальнее вглядываться как в методы исследования социальной сферы, так и в перспективные парадигмы управления обществом.
Результаты управленческих воздействий оказывает непосредственное воздействие на перспективы преодоления социальной нестабильности, а порой и хаоса, которые возникают в обществе в моменты нарастания непреодолимых кризисных процессов. Управленцы в этих условиях должны максимально учитывать специфику человеческого фактора (в том числе и кадрового), на который необходимо воздействовать крайне осторожно, активизировать, прежде всего, позитивные ценностные установки людей. Только так управление сможет стать тем ресурсом, который позволит направить те или иные структуры и институты, людей в русло созидания, преодоления кризисного хаоса в интересах социального порядка и стабильности. Для этого требуется и новая методологическая стратегия в социологических исследованиях, и новая парадигма управления социальными процессами на разных уровнях.
Это, собственно, и отмечает В.П. Бабинцев, когда пишет, что российские социальные реалии («смутное время») требуют и соответствующей эпистемологической парадигмы в социологии - интуитивно-рациональной парадигмы2. Эта парадигма требует, прежде всего, обращения внимания на то, что преодоление тенденций хаоса и неустойчивости во всех сферах жизни общества требует тонкого сопряжения различных сфер общества, работы всех социальных структур, институтов, учреждений, управленческого аппарата разных уровней и степеней компетентности.
Приложение синергетической и интуитивно-рациональной методологии исследования и парадигмы управления требуется и в такой сложной области, как взаимодействие региональных рынков труда и образования в посткризисной России.
В настоящее время в государственной политике в сфере образования противостоят друг другу две основополагающие тенденции:
- первая предусматривает получение профессионального образования независимо от реальной потребности экономики в объеме и профессионально-квалификационной структуре подготавливаемых кадров,
- вторая направлена на упорядочение системы подготовки работников с учетом реальной потребности экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах.
Первая тенденция сейчас преобладает, ее негативные последствия крайне отрицательно влияют на развитие рынка труда.
Как известно, в области наблюдается дисбаланс рынка труда и рынка образовательных услуг. Подтверждение тому служат следующие цифры. Ежегодно в области по вопросу трудоустройства в службу занятости населения обращаются более 5 тысяч выпускников учебных заведений всех уровней, в том числе в 2006 году обратилось выпускников вузов - 1618, среднего профессионального образования - 1899, профессиональных училищ - 1191 человек.
Причем четко прослеживается тенденция увеличения числа безработных выпускников за последние 5 лет.
Начатая работа в области по целевой подготовке кадров для отраслей экономики направлена на устранение дисбаланса рынка труда и рынка образовательных услуг.
Наша главная цель на сегодняшний день осуществить взаимодействие двух рынков - труда и образования. Нас больше всего сейчас волнует ежегодное увеличение дисбаланса между этими рынками, в связи с чем, оба рынка нуждаются в тщательном, продуманным регулированием со стороны государства.
2 В.П. Бабинцев. Социология государственного управления в России: проблемы и перспективы обоснования интуитивно-рациональной парадигмы // Наука и философия: классические, неклассические и постнеклассические парадигмы: колл. монография / под ред. В.П. Римского. - Белгород: БелГУ, 2008. - С. 257-275.
В данный момент у нас имеется около 10 тысяч ежемесячно стоящих на учете граждан, которые осуществляют поиск работы; 37% из них имеют высшее образование и 34,5% - среднее специальное (в основном, это женщины). При этом можно отметить, что в службы занятости в прошедшем году поступило свыше 90 тысяч вакансий от работодателей, из них 83% требовались специалисты рабочих профессий. И, тем не менее, мы не смогли удовлетворить для экономики области около 35 тысяч заявок, где требовались квалифицированные рабочие кадры с достаточно высокой заработной платой.
В тоже время, мониторинг выпускников всех учреждений образования показал, что с каждым годом продолжается увеличиваться «перепроизводство» специалистов, особенно с высшим образованием, при этом можно отметить не только разрыв с текущими потребностями экономики, но и с перспективными, т.е. на 3-4 года вперед. С одной стороны, этот факт - рост образованности населения - можно рассматривать как положительную тенденцию, но с другой - настораживает изменение мотивации молодых людей, получающих высшее образование с целью приобретения социального статуса и не стремящихся в дальнейшем работать по полученной специальности. Из примерно 15 тысяч выпускников вузов и ссузов в прошлом году по вопросу поиска работы обратилось около 3 тысяч человек или 20% от общего числа выпускников, а сколько не пожелали работать по полученной специальности неизвестно - пока такого учета не ведется.
Как же развивался до 2007 году областной рынок труда? Численность официально зарегистрированных безработных уменьшилась почти на 2 тыс. человек, а её уровень к экономически активному населению за последние 3 года с 1,5% снизился до 1,2%. Снижение безработицы происходило в основном за счет трудоустройства выпускников всех уровней и организацией безработных своего малого бизнеса.
По-прежнему, на основании данных мониторинга мало востребованы секретарь-референт - 32%, бухгалтер - 30%, оператор ЭВМ - 20%, лаборант-эколог - 18%.
Какие тенденции сложились в регионе в 2008-2009 гг., т.е. в условиях мирового кризиса?
Таким образом, на сегодняшний день взаимодействие двух рынков - труда и образования далеко от совершенства. Система образования не обеспечивает в полной мере потребности рынка труда ни по количеству, ни по качеству рабочей силы. На рынке образования может наступить кризис системы начального профессионального образования, т.к. данный уровень образования плохо востребован в среде молодежи, хотя потребность в профессиональных кадрах по рабочим профессиям, как никогда высока.
Необходимо как-то деликатно избавляться от парадокса, когда заказчиками подготовки являются не работодатели и экономика, а абитуриенты и их родители. В то время, когда формируется государственный заказ, необходимо учитывать итоговый показатель производства образовательной продукции, т.е. кадров той или иной специальности - уровень трудоустройства выпускников тех или специальностей и профессий.
Сейчас показатель реализации образовательной продукции, каковой и является трудоустройство выпускников учебных заведений на рынке труда, должен фиксировать возможность банкротства той или иной профессии и специальности, что должно автоматически на практике вести к лишению учебных заведений, допускающих перепроизводство тех или иных кадров, соответствующей части бюджетного финансирования. Необходимо повернуть работодателя лицом к профессиональному образованию разного уровня, и вовлечь предприятия в формирование планов набора на соответствующие специальности, а затем привлекать их к формированию учебных планов, включающих эксклюзивные курсы и специализации, ориентирование на потребности экономики региона и рынка труда.
Государство должно быть более эффективным регулятором рынка образовательных услуг: низкая конкурентоспособность большого количества выпускников профессиональных учебных заведений создает дополнительные трудности при их трудоустройстве.
Наша главная цель на сегодняшний день осуществить взаимодействие двух рынков - труда и образования. Нас больше всего сейчас волнует ежегодное увеличение дисбаланса между этими рынками, в связи с чем, оба рынка нуждаются в тщательном, продуманным регулированием со стороны государства.
Работа в нашем регионе по целевой подготовке кадров для отраслей экономики и направлена на устранение дисбаланса рынка труда и рынка образовательных услуг.
Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 2 (73). Выпуск 11
Список литературы
1. Статистический материала приведен по данным «Отчета об осуществлении управлением по труду и занятости населения Белгородской области переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в 2009 году». - Белгород, 2009 (рукопись).
2. В.П. Бабинцев. Социология государственного управления в России: проблемы и перспективы обоснования интуитивно-рациональной парадигмы // Наука и философия: классические, неклассические и постнеклассические парадигмы: колл. монография / под ред. В.П. Римского. - Белгород: БелГУ, 2008. - С. 257-275.
MANAGEMENT OF INTERACTION BETWEEN LABOUR MARKET AND EDUCATION MARKET IN THE CRISIS CONDITIONS: REGIONAL ASPECT
А. А. Goryaynov I. N. Kischenko
The article observes actual issues of management of interactin between regionals markets of labour and education in the conditions of world economic crisis. The analysis is lead by the example of Belgorod region.
Belgorod State University
Key words: regional labour market, regional education market, world crisis, personnel policy, management, social services, unemployment.
e-mail: Goryainov@ bsu.edu.ru