Научная статья на тему 'Проблемы трансформации государственной политики занятости в условиях кризиса'

Проблемы трансформации государственной политики занятости в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
648
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / АКТИВНАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ / САМОЗАНЯТОСТЬ / LABOR MARKET / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / ECONOMIC CRISIS / ACTIVE STATE POLICY OF EMPLOYMENT / SOCIAL WORK / SELF-EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Змияк Сергей Сергеевич

Рассматриваются особенности реализации деятельности государства на рынке труда в сфере защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве, эффективность выделения значительных дополнительных средств как на компенсационные выплаты безработным гражданам, так и на различные направления активной политики занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of the transformation of the state policy of employment during the crisis

The author characterizes modern labor market as a market of high tension. Under the conditions of economic transformation and world financial crisis state measures have to e more active than ever. The article shows the need in state monitoring of the labor market. Moreover the author analyses the most effective ways to reduce the unemployment rate.

Текст научной работы на тему «Проблемы трансформации государственной политики занятости в условиях кризиса»

УДК 331.5

Змияк С.С., к. эк. н.

Проблемы трансформации государственной политики занятости в условиях кризиса

Рассматриваются особенности реализации деятельности государства на рынке труда в сфере защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве, эффективность выделения значительных дополнительных средств как на компенсационные выплаты безработным гражданам, так и на различные направления активной политики занятости.

Ключевые слова и словосочетания: рынок труда, занятость, безработица, экономический кризис, активная политика занятости, общественные работы, самозанятость.

Проблемы занятости населения на протяжении последних двадцати лет неизменно находятся в центре внимания как российских ученых, так и широкой общественности.

Под государственной политикой занятости в настоящее время следует, по нашему мнению, понимать не просто систему мер, направленных на достижение сбалансированного развития рынков труда всех уровней [1]. События последних нескольких лет значительно актуализировали направления данной политики, ориентированные на скорейшую помощь увольняемым работникам как в материальном смысле, так и в связи с необходимостью оперативной психологической и профессиональной адаптации безработных граждан в условиях ужесточения требований отечественного рынка труда.

Финансово-экономический кризис, последствия которого стали ощущаться в России уже в конце 2008 года, заставил более пристально взглянуть на необходимость скорейшей трансформации мер государственной политики занятости.

Дело в том, что необходимость так называемой трансформации в данной сфере стала очевидной еще в начале 2000-х годов. Главная проблема здесь видится в том, что, по прежнему, основной задачей государства в сфере занятости на деле остается защита от безработицы в виде выплаты пособия и содействие в трудоустройстве путем предоставления информации об имеющихся вакансиях, а также помощь в открытии собственного дела небольшому количеству начинающих предпринимателей.

В условиях же комплексной модернизации экономики, предполагающей создание новых рабочих мест в высокотехнологичных про-

изводствах, требовалось изменить подходы как к профессиональному образованию, способному быстро реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка труда, так и к сущностной наполняемости инструментария работы центров занятости населения, которые должны применять индивидуальный подход к решению проблем безработицы и способствовать тем самым эффективному использованию трудовых ресурсов.

Однако к началу осени 2008 года ситуация относительно сохранения общественной стабильности складывалась довольно тревожно и речь уже шла о необходимости изыскания значительных дополнительных средств в федеральном бюджете для временной материальной поддержки работников, в массовом порядке высвобождаемых с предприятий. По данным Федеральной службы по труду и занятости, в период с начала октября 2008 года по 20 декабря 2010 года общая численность уволенных работников в России достигла 1 500 182 человек. При этом из числа уволенных лишь 446 тыс. человек было вновь трудоустроено, в том числе 237 тыс. человек - в прежней организации.

Суммарная численность работников, находившихся в простое по вине администрации, работавших неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, составила 563 тыс. человек. В том числе:

• численность работников, находившихся в простое по ви-

не администрации, составила 54 тыс. человек;

• численность работников, работавших неполное рабочее

время, - 473 тыс человек;

• численность работников, которым были предоставлены

отпуска по инициативе администрации, - 35 тыс. человек [2].

Таким образом, в ряде регионов в большей степени (Приволжье, например - Татарстан), в ряде - в меньшей, но существующая статистика безработицы была смягчена за счет «псевдозанятости» - в виде неполной занятости (административные отпуска и неполная рабочая неделя) и занятости на общественных и временных работах, финансируемой из федерального бюджета. Пик неполной занятости пришелся на острую фазу кризиса (первый квартал 2009 г.), к лету 2010 г. ее объемы сократились почти в три раза - с 2,9 млн. человек в январе-марте

2009 г. до 1,1 млн. человек в июле 2010 г. Впрочем, летний спад безработицы - явление, наблюдаемое и в некризисные годы [3].

Как первая реакция на ухудшение социально-экономической обстановки, Правительством Российской Федерации в начале 2009 года была принята Программа антикризисных мер [4], на основании которой уже в каждом регионе оперативно были разработаны соответствующие программы, рассчитанные на годовой период.

В соответствии с данной Программой, задача органов власти совместно с бизнесом в этот критический период заключалась в том, чтобы обеспечить полноценное соблюдение Трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, а также прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников, их «растянутость» во времени с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий не был просто выброшен на улицу без средств к существованию и успел адаптироваться к новым условиям.

Также необходимо было добиться повышения конкурентоспособности высвобождаемых работников на рынке труда за счет повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом рабочей силы соответствующей квалификации.

Министерством здравоохранения и социального развития России с октября 2008 года был организован еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.

Федеральный бюджет в 2009 году выделил дополнительно 43,7 млрд.рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации к началу 2009 года были приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводились специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Неоднократно отмечалось [5], что, российская безработица имеет структурный характер: нет баланса спроса и предложения труда по отдельным нишам и профессиям. И в кризис продолжили существовать вакансии, на которые не находилось претендентов. В частности, потребность в работниках, заявленная в службы занятости, составила в декабре 2008 г. - 895 тыс. человек, летом 2009 г. - 1,2 млн. человек. На портале «Работа в России» в середине февраля 2010 г. значилось 778,6 тыс. вакансий, треть из которых составили вакансии по Московскому региону. Впрочем, качество подавляющей части заявленных вакансий низко: всего 5,3% вакансий предлагали какое бы то ни было жилье, 15,8% вакансий - с размером зарплаты до 5 тысяч рублей, еще 38,4% -от 5 до 10 тысяч и лишь 12,4% - более 20 тысяч рублей.

Действия государства на рынке труда, по мнению Р. Капелюш-никова, свидетельствуют, что оно готово вступать с предприятиями в

торг (конечно, в первую очередь с самыми крупными), «платя» им за сохранение рабочих мест путем, в частности, организации на их базе общественных работ, финансируемых из федерального бюджета, краткосрочного повышения квалификации. Отсюда следует, что кризис лишь в очень слабой степени способствовал реструктуризации занятости, если понимать под ней переток рабочей силы из неэффективных секторов экономики в эффективные. Как следствие, искаженная структура занятости, сложившаяся в предшествующий период, может быть надолго законсервирована и исправление сложившихся диспропорций отложено на неопределенное время [6].

В посткризисных условиях на российском рынке труда в ближайшем времени, скорее всего, будет реализован промежуточный сценарий, что будет выражено, в частности, в том, что чувствительность занятости к падению производства будет выше, чем в 1990-е годы, но все-таки ниже, чем во многих других странах (по ориентировочным оценкам, эластичность занятости по выпуску может составить самое большее 0,5-0,7). Количественная подстройка будет осуществляться активнее, чем раньше, но не менее энергично будут идти временная и ценовая подстройка.

Наконец, как и в 1990-е годы, российский рынок труда будет выполнять амортизирующие функции, не давая потенциальным конфликтам в сфере трудовых отношений перерастать в открытые социальные столкновения.

По прежнему существует проблема взаимодействия рынка труда, особенно рынка труда квалифицированных специалистов, и рынка образовательных услуг. Это связано с рядом объективных причин, таких как наличие значительного временного лага (4-6 лет) между подготовкой специалистов и их выходом на рынок труда. В результате в краткосрочном периоде предложение труда оказывается совершенно неэластичным [7].

По итогам 2009 года было направлено на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс.человек, организовано 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказана материальная поддержка на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, а также адресная помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.

Переобучение в большинстве регионов проходило в соответствии с анализом востребованности в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкретных профессий. Переобучение проводилось на базе отобранных в результате конкурса учебных заведений, которые

смогли предложить лучшие программы, ориентированные на востребованные профессии.

Здесь же следует отметить, что в 2009 году была значительно повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации была организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), была организована работа информационного портала «Работа в России».

Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на

2009 год в 2 раза были уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями.

В ежегодном послании в конце 2009 года Президент Российской Федерации особо отметил тот факт, что «с начала года более чем в

1,5 раза повышен максимальный размер пособия по безработице (составил 4900 рублей в месяц), проводятся масштабные программы поддержки занятости населения. Ими уже воспользовалось около 2 миллионов человек. Это позволяет не допустить резкого роста численности безработных. Мы будем и дальше создавать условия для трудоустройства людей, особенно тех, кто находится под риском увольнения. А таких людей у нас в стране более 1 миллиона человек. Надо больше внимания уделять опережающему профессиональному обучению, организации общественных работ, созданию временных и постоянных рабочих мест, оказывать адресную поддержку людям, в том числе и в переезде в другую местность, помогать им в открытии собственного бизнеса» [8].

По официальным данным, к концу 2009 года российская экономика вышла из острой фазы кризиса. Так, в течение 2009 года падение промышленного производства существенно замедлялось - с 14,3% в I квартале до 5% в IV квартале. Стабильной сохранялась ситуация в социальной сфере - в результате проводимой антикризисной политики удалось предотвратить рост социальной напряженности, под контролем находился уровень безработицы (на конец ноября 2009 года он составил 8,1% экономически активного населения, против 9,1% по итогам первого квартала).

В самом конце 2009 года Правительством были разработаны так называемые «Основные направления антикризисных действий на 2010 год» [9].

Субсидии из федерального бюджета субъектам Российской Федерации предоставлялись на софинансирование региональных программ по мероприятиям, по которым в 2009 году накоплен положительный опыт реализации:

- организация общественных работ, временного трудоустройства работников организаций в случае угрозы увольнения;

- опережающее профессиональное обучение работников организаций, находящихся под риском увольнения, стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы;

- содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания гражданами, из числа безработных, открывших собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

- оказание адресной поддержки гражданам в целях их переезда для работы в другую местность;

а также по новым направлениям:

- опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом организаций воздушного транспорта гражданской авиации, осуществляющих перевозки, на эксплуатацию современных воздушных судов;

- содействие трудоустройству инвалидов.

Особое внимание, на наш взгляд, должно быть сосредоточено на проблеме по прежнему низкой трудовой мобильности экономически активного населения нашей страны.

Не смотря на то, что в период кризиса существенно улучшилась материальная мотивация к переезду работников1, реализация данной программы наталкивается на ряд проблемных моментов, связанных с отдаленностью предлагаемых рабочих мест и мест для проживания работников от центральных населенных пунктов, отсутствием необходи-

1 За счет средств федерального бюджета производится компенсация найма жилья в размере фактических расходов, но не более 550 рублей в сутки на срок не более 3 месяцев; транспортных расходов по переезду в другую местность для замещения рабочих мест, включая проезд к месту работы и обратно

- в размере фактических расходов, подтвержденных документами; суточных расходов за время следования к месту работы и обратно из расчета 100 рублей за каждый день нахождения в пути. С 2011 года также предполагается выплачивать единовременное денежное пособие.

мой социально-экономической инфраструктуры, сохраняющимися на практике натуральными видами оплаты труда.

Все это конечно же не способствует достижению главной цели данного направления - эффективного перераспределения трудовых ресурсов и обеспечение квалифицированными специалистами сельских поселений.

Здесь нельзя не упомянуть о Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [10], реализация которой намечена до 2012 года. Основная цель данной программы находится в русле ключевых задач государственной политики занятости в России - минимизировать отток населения из трудодефицитных регионов России, создав там благоприятные условия для переселения россиян из-за рубежа.

Однако в реальности дело обстоит довольно сложно. И проблемы все те же. Первая из них - жилищная. Строительство социального жилья и сдача его в аренду на долгие годы, пусть даже без права приватизации и передачи по наследству, сделали бы привлекательным даже Дальний Восток.

Вторая - недостаточная информированность о программе жителей других государств, особенно отдаленных от столиц городов и районов. По идее, туда могли бы выезжать представители МИДа и ФМС, занимающиеся реализацией проекта за рубежом, рассказывать о ней, принимать заявки на участие, но зачастую у них нет такой возможности - ни транспорта, ни своих кабинетов, приемы граждан ведутся дважды в неделю, поэтому заполнить заветную анкету удается пока далеко не всем желающим.

В целом же в результате реализации вышеназванных мер по итогам 2010 года ситуация на отечественном рынке труда сложилась следующим образом.

К декабрю 2010 года уровень безработицы снизился до показателей двухлетней давности. По состоянию на 12 января 2011 года регистрируемая безработица составила 1 млн 595 тыс. человек. (январь

2010 года - 2,1 млн.чел.). В конце 2010 года на 100 вакансий, заявленных работодателями в службу занятости, претендовали 149 безработных. В целом по России коэффициент напряженности на рынке труда снизился в 2 раза. Число безработных, рассчитанное по методологии МОТ, составило на конец 2010 года 5 млн. 100 тысяч человек, что на 1 млн. 700 тысяч человек меньше, чем в кризисный период 2009 - начала

2010 года. Уровень общей безработицы на 1 декабря 2010 года соста-

вил 6,7% от численности экономически активного населения, что на

1,5 п.п. ниже, чем на 1 января 2010 года (8,2%).

В 2010 году на основные меры по содействию занятости россиян, выплату пособий по безработице было предусмотрено 88,7 млрд. рублей, что на 12,8% больше, чем в 2009 году.

На программы дополнительных мероприятия по снижению напряженности на региональных рынках труда в 2010 году из федерального бюджета было выделено 39,5 млрд рублей.

Всего на 1 декабря 2010 года в дополнительных мероприятиях, призванных стабилизировать ситуацию на региональных рынках труда, приняли участие 1,85 млн россиян; расходы составили 32,6 млрд руб.

По данным на 1 декабря 2010 года:

1. Открыли собственное дело на субсидию в 58,8 тыс рублей по программе самозанятости 173,0 тыс. безработных. Они создали 58,2 тыс. дополнительных рабочих мест для безработных (48,0 тыс. мест создано открывшими бизнес в этом году, 10,2 тыс. - в 2009 году). Фактические расходы по данному направлению составили 13,5 млрд рублей.

2. Участниками другого направления - общественные работы и временное трудоустройство - стали 1,4 млн человек. На выплаты направлено 13,8 млрд рублей.

3. На поддержку трудоустройства молодежи - выпускников школ, ссузов, вузов, которые не смогли после окончания обучения найти работу - потрачено 1,3 млрд рублей. Стажерами были около 70,8 тыс. молодых людей с привлечением 42,8 тыс. наставников.

4. 131,2 тыс. человек, находящихся под угрозой увольнения, смогли получить новую специальность или повысить квалификацию по направлению «Опережающее профессиональное обучение». На эти цели израсходовано 968,5 млн рублей.

5. 6,2 тыс. инвалидов приняты в штат организаций, которые воспользовались госсубсидией в 30 тыс. рублей на оснащение одного рабочего места для инвалида. По данному направлению потрачено 132,1 млн руб.

6. В другую местность с целью трудоустройства переехали 8,9 тыс. человек. Общий объем затраченных средств составил 329,8 млн. рублей [11].

При этом в качестве очевидной проблемы здесь видится реализация вышеназванных мероприятий не в привязке к общей численности нуждающихся в помощи государства, а в зависимости от количества выделенных средств федерального бюджета.

Далее представляется целесообразным отметить, что Правительство РФ приняло решение продолжить реализацию дополнитель-

ных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в 2011 году. Всего на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в бюджете страны на

2011 год предусмотрено 27,8 млрд рублей. Планируется, что в реализации мероприятий, предусмотренных в региональных программах, примут участие 885 тыс. человек.

В перечень мероприятий активной (стимулирующей) политики занятости включены новые:

- опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда;

- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;

- содействие трудоустройству родителей, воспитывающих де-тей-инвалидов и многодетных родителей.

В 2011 году в условиях посткризисного развития определены новые приоритеты, ориентированные на переход экономики на инновационные пути развития.

Так, организация опережающего профессионального обучения и стажировки в 2011 году предусмотрена, в основном, на предприятиях, применяющих передовые технологии, а также предприятиях производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами. При этом общая численность работников, которых предполагается направить на опережающее профессиональное обучение в 2011 году, будет сохранена на уровне 2010 года (более 135 тыс. человек).

По нашему мнению, особое внимание следует уделить повышению мотивации безработных граждан к созданию малых предприятий инновационного типа, на что следует обратить внимание при организации обучения основам предпринимательства и при отборе соответствующих бизнес-планов. До настоящего времени приоритетным направлением здесь зачастую являлось развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. Безусловно, развитие данной сферы будет оставаться приоритетным еще долгое время. Однако при расходовании средств федерального бюджета на программу содействия самозанятости безработных граждан, на наш взгляд, необходимо неукоснительно следовать принципам экономической целесообразности и поступательной модернизации, в том числе и отраслевой структуры малого бизнеса в России.

В последние годы, в социальной науке и практике профессиональная ориентация стала рассматриваться как эффективное средство в

работе с взрослыми, незанятым населением, а не только применительно к молодежи, осуществляющей профессиональный выбор. В этой связи по прежнему актуальными, хотя и менее затратными, являются такие инструменты активной политики занятости как профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональная, производственная и социальная адаптация.

Более того, на передний план должен выйти и такой ресурс как профессиональный отбор потенциальных работников из числа по заявкам работодателей. Здесь следует исходить из того, что большинство работодателей хотели бы качественного улучшения работы государственных служб по данному направлению.

Исходя из долгосрочных приоритетов демографической политики, в 2011 году предполагается начать реализацию новых мероприятий:

1. Опережающее профессиональное обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 -х лет, что позволит сохранять и развивать занятость (численность участников - около 100 тыс. человек);

2.Профессиональное обучение женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства (численность участников - 10 тыс. человек);

3. Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей (за счет возмещения работодателю затрат на создание или оснащение рабочего места), что позволит, с одной стороны, расширить возможности данных категорий граждан по трудоустройству, с другой стороны, более полно использовать имеющийся трудовой потенциал (общая численность участников мероприятия в 2011 году составит 15 тыс. человек).

С 30 до 50 тыс. рублей возрастает размер средств, возмещаемых работодателю на оснащение рабочего места для инвалида.

Одновременно предполагается продолжить реализацию мероприятий по стажировке выпускников образовательных учреждений, а также содействию самозанятости безработных граждан.

Будет осуществляться оказание адресной поддержки гражданам в целях трудоустройства в другой местности.

Общественные работы сохранятся для работников градообразующих и системообразующих предприятий, а также граждан, ищущих работу, и безработных граждан, проживающих в моногородах.

Также в 2011 году предполагается реализация адресных мероприятий по содействию занятости граждан, а также профессиональному обучению и стажировки на предприятиях, использующих передо-

вые технологии, работников организаций, расположенных в республиках Северного Кавказа.

Здесь следует особо подчеркнуть, что в конце 2011 года Мин-здравсоцразвития РФ планирует окончательно оценить эффективность всех направлений программ занятости [12].

В то же время ряд исследователей современного рынка труда в России делают вывод о том, что власти, блокируя в ходе кризиса административными методами массовые увольнения и оказывая финансовую поддержку крупным предприятиям-банкротам, понимали возможные политические риски, связанные с ростом безработицы. Будучи не в состоянии предложить работникам рабочие места, власти были озабочены предупреждением распространения массовых протестов. Другое дело, что предпринимавшиеся меры могли дать какой-то результат лишь в краткосрочном периоде, а общий набор «вертикально реализуемых» мер очень ограничен. Они не могли и не могут предотвратить дальнейшее вымывание рабочих мест, а вместе с тем и объективное нарастание незащищенности и подверженности работников рискам рынка труда [13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время одной из наиболее острых и определяющих проблем для отечественного рынка труда является проблема значительных масштабов накопленной неэффективной занятости, сохранения на производстве излишней рабочей силы с низкой производительностью труда, и, соответственно, низким качеством рабочей силы и низкой эффективностью рабочих мест.

Здесь уместно напомнить, что в настоящее время классификацией расходов федерального бюджета не предусмотрено финансирование организации субсидирования занятости. Одной из основных причин признания неэффективности данной программы стало то, что часто прямая финансовая поддержка товаропроизводителя приводит, как уже было сказано, к неполной занятости или скрытой безработице, а также поддерживает выпуск неконкурентоспособной продукции. Аналогичным образом на состояние рынка может повлиять льготное кредитование, налоговые льготы, предоставляемые организациям без оценки их рыночного потенциала, только по признаку участия в государственных программах стимулирования занятости.

При этом важно отметить, что одной из основных задач государственной службы занятости должна стать активизация работы с предприятиями всех форм собственности по вопросам предоставления информации о вакантных рабочих местах, а значит и повышение интенсивности трудоустройства граждан, обратившихся в службу. Здесь следует особо выделить проблему финансирования мероприятий поли-

тики занятости, проведение которых возложено на органы службы занятости. Дело в том, что процентная составляющая средств субъектов федерации в процессе финансирования упомянутых выше региональных программ занятости в большинстве случаев не превышает 1-2 процентов. Таким образом, финансирование всех программ, рассмотренных выше, остается статьей расходов только федерального бюджета. В связи с этим необходимо усилить внимание к тому, чтобы в качестве основного принципа выделения и планирования расходов из федерального бюджета должен являться дифференцированный подход к реализации программ по обеспечению защиты от безработицы и содействию в трудоустройстве в субъектах Российской Федерации.

Здесь следует напомнить, что 26 августа 2007 года был подписан Указ Президента РФ №825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», который определил показатели эффективности деятельности и методику их расчета. Таким образом, в последнее время все большее внимание уделяется повышению эффективности работы органов исполнительной власти регионов, осуществляющих переданные полномочия в различных сферах. Органы государственной службы занятости - не исключение. В Ростовской области таковым является Управление государственной службы занятости населения Ростовской области

На практике это означает, что распределение средств будет происходить исходя из анализа эффективности работы службы занятости в каждом регионе. Основным критерием оценки здесь, по нашему мнению, должно стать не количество трудоустроенных, а отслеживание закрепляемости на рабочем месте, величины налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от граждан, нашедших работу благодаря реализации той или иной программы.

Также целесообразно продолжить практику выделения дополнительных средств регионам, которые сумели привлечь к софинанси-рованию мероприятий политики занятости значительные средства работодателей всех форм собственности. Кроме того, часть средств, выделяемых для финансирования данных программ, будет дополнительно направляться в регионы с критической ситуацией на рынке труда, а также в случаях возникновения непредвиденных ситуаций и массового высвобождения работников.

Поэтому дальнейшее развитие партнерских отношений государственной службы занятости и работодателей всех форм собственности должно выйти на качественно новый уровень, при котором степень заинтересованности работодателя в сотрудничестве со службой занято-

сти будет напрямую зависеть от набора и качества предоставляемых услуг и развитости системы обратной связи.

С другой стороны, необходимо повсеместное развитие в масштабах страны системы профориентации не только для граждан, находящихся в статусе безработного, но и для работников на всех ступенях карьерной лестницы, что позволит минимизировать материальные и моральные издержки экономически активного населения, связанные с различными переходами типа «учеба - работа», «работа - работа» и т.д.

Наконец, необходимо значительно активизировать работу по формированию социальной ответственности работодателей всех форм собственности. Сознавая, что данный вопрос требует отдельного детального рассмотрения, отметим лишь, что взаимная ответственность работодателей, работников и государства, может иметь реальное действие лишь в случае обеспечения постоянного взаимовыгодного сотрудничества с учетом специфики посткризисного развития экономики России.

Литература

1. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда. - М. Альфа-Пресс. 2007. Т.2. С. 343.

2. Данные Минздравсоцразвития РФ http://www.minzdravsoc.ru/labour /employment/196

3. Денисенко М. и др. Рынок труда: до кризиса и в кризис// Электронная версия бюллетеня Население и общество, № 445 - 446, 29 ноября - 12 декабря 2010.

4. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год//Российская газета №4872 от 20 марта 2009 г.

5. См.: Капелюшников Р.И., Вишневская Н.Т. Феномен российской безработицы: динамика, структура, специфика. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ». № 139. М. Наука, 2003; Коровкин А.Г. Структурная асимметрия //Отечественные записки. 2003. № 3.

6. Капелюшников Р.И. Кризис проверяет российскую модель труда на прочность// Электронная версия бюллетеня Население и общество, № 397 - 398. 9 -22 ноября 2009.

7. Буланов В.С. Труд как фактор социально-экономического развития. -М., Изд.РАГС. 2007. с. 118.

8. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 года.// Официальный сайт Президента Российской Федерации. - прези-дент.рф/news/9637

9. «Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год». Одобрено на заседании Правительства Российской Федерации (протокол от 30 декабря 2009 г. № 42)//Официальный сайт Председателя Правительства РФ http://premier. gov.ru/anticrisis/3 .Ыш!

10. Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».// Российская газета, 28 июня 2006 г.

11. Роструд подвел предварительные итоги 2010 года на брифинге с журналистами федеральных изданий// Информационный портал Роструда http://www.trudvsem.ru/Statistics/

12. Интервью министра Татьяны Голиковой газете "Московский комсомолец" 29.11.2010. http ://www. minzdravsoc.ru/pensions/razvitie/101

13. Гимпельсон В.Е., Ощепков А.Ю. Уровень и страх безработицы: есть ли между ними связь? - Москва. Изд-во ГУ ВШЭ. 2010. с. 45.

УДК 35.08:338.2

Гончарова О.Ю., к. эк. н., Сидоренко И.Н. к. ист.н.

В статье характеризуются факторы и условия функционирования чиновничества в системе государственного управления и формы и методы его влияния на развитие российской экономики.

Ключевые слова и словосочетания: чиновничество, государственное управление, развитие экономики.

Чиновничество: его влияние на экономическое развитие страны

Сегодня о слабой управляемости в государстве, низкой продуктивности взаимодействия чиновничества и экономики много пишут и говорят, а глубокий анализ управленческой неэффективности встретишь нечасто. Явно недостаточно изучаются внутренние процессы этого взаимодействия, факторы и условия, оказывающие определяющее влияние на него. Качество и эффективность этого взаимодействия непосредственно отражаются на удовлетворении интересов и государства, и бизнеса, и российского общества, на социальном климате в стране.

Основой отношений государства, его аппарата и экономики является экономическая политика государства. Ее определяет политическая власть. Государство вырабатывает экономическую политику и организует ее реализацию, используя совокупность методов государственного управления.

При этом, воздействие на экономические отношения государство осуществляет посредством управленческих и административных методов: методами убеждения, принуждения, стимулирования, методами обязательных предписаний, рекомендаций; методами договорных отношений, имущественного воздействия, налоговых мер, финансового регулирования и т.д.

Прежде чем вести разговор о месте и роли чиновничества в развитии экономики, представляется целесообразным рассмотреть, в каких условиях он исполняет свои служебные обязанности, какие факторы влияют на его деятельность и поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.