контролировать деятельность молодых специалистов в целях их успешной адаптации в коллективе для дальнейшей плодотворной трудовой деятельности по социальной поддержке и защите лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Сегодня для эффективной деятельности управления социальной защиты населения требуются ответственные и инициативные работники, высокоорганизованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний. Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов.
Литература
1. Лебедев К.Н. Системный подход и методология менеджмента. - М.: Красная звезда, 2008. - 840 с.
2. Менеджмент социальной работы: учеб. пособие для вузов / под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. М.: ВЛАДОС, 2001. - 288 с.
3. Ребристова Л.Б. Персонал социальной службы: обязанности, умения и мотивация труда // Работник социальной службы. - 2004. - №2. - С. 23-28.
4. Рокавин Л.М. Социальный работник: содержание и организация труда. Выдержать чужое горе // Работник социальной службы. - 2006. - №1. - С. 51-58.
5. Чурилова Л.Ж. Повышение квалификации специалистов // Социальная работа. - 2007. - №4. - С. 35.
Антонова Надежда Сергеевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета.
Antonova Nadezhda Sergeevna - candidate of sociology, associate professor of theory of social work department of Buryat State University.
УДК 331.538.4 (571.54) Д.Д. Бадараев
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)
Статья посвящена рассмотрению мер государственной политики занятости в Республике Бурятия в условиях нарастания напряженности на рынке труда на основе анализа данных служб занятости, органов исполнительной власти республики и результатов экспертного опроса.
Ключевые слова: занятость, безработица, напряженность на региональном рынке труда, меры содействия занятости населения.
D.D. Badaraev
IMPROVEMENT OF STATE POLICY REGULATION OF EMPLOYMENT IN THE CONDITIONS
OF SOCIAL AND ECONOMIC INSTABILITY (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BURYATIA)
The article considers the public policy of employment measures in the Republic of Buryatia in the increasingly tightening labor market, based on data analysis of employment services, executive authorities of the republic and on the results of expert survey.
Keywords: employment, unemployment, tension on the regional labor market, measures to promote employment.
Современное состояние политики занятости и рынка труда в Российской Федерации требует постоянного и целенаправленного совершенствования. Это обусловлено внутренними демографическими, экономическими, отраслевыми факторами, которые усугубляются внешними влияниями, связанными с последствиями глобальных социально-экономических трансформаций. В пик так называемого «мирового экономического кризиса» в начале 2009 г. численность безработных на российском рынке труда достигла 7,1 млн человек. Однако принятые Правительством Российской Федерации меры по оптимизации социально-трудовых отношений на рынке труда позволили к концу году сократить численность безработных до 6,4 млн человек [1]. Адекватные меры принимаются в каждом субъекте Российской Федерации: совершенствуется законодательная база, реализовываются дополнительные программы по снижению напряженности на рынке труда с целью обеспечения самозанятости незанятого населения, повышения конкурентоспособности социально незащищенных катего-
рий населения, материальной поддержки безработных граждан и их семей. Такие меры направлены на снижение дисбаланса между спросом и предложением на региональном рынке труда.
Структурным составляющим российского рынка труда является региональный рынок труда Республики Бурятия, который также подвержен влиянию мегаполиса и имеет определенные специфические особенности. По своей экономической сущности региональный рынок - это совокупность социально-экономических процессов и отношений в сфере обращения товаров и услуг, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого региона и с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений. Рынок труда выполняет функции механизма распределения и перераспределения рабочей силы по отраслям экономики, видам и формам деятельности, территориям.
Регионы с напряженной ситуацией на рынке труда, куда входит и Республика Бурятия, характеризуются сильным разбросом значений макроэкономических и социальных показателей. При ухудшении ситуации в экономике и социальной сфере региона можно обнаружить симптомы, свидетельствующие об угрозе перерастания положения на рынке труда в критическое. Существует ряд показателей, которые быстрее реагируют на изменение ситуации на рынке труда, чем показатель уровня безработицы: число безработных на одну заявленную вакансию, средняя продолжительность безработицы, масштабы скрытой безработицы и др. Ежегодно регионами разрабатываются региональные программы, а затем разрабатывается и утверждается федеральная программа занятости. В основу региональных разработок положены 4 группы показателей, характеризующих состояние рынка труда, экономическую ситуацию, социальную ситуацию, демографическую ситуацию. В целом региональные программы содействия занятости населения представляют собой механизм государственного воздействия на региональные рынки труда.
Макроэкономические и демографические показатели Республики Бурятия тесно взаимосвязаны с трудовыми ресурсами и занятостью населения. Численность экономически активного населения республики на начало 2010 г. составила 497,1 тыс. человек, из них были заняты в отраслях экономики 439,4 тыс. человек. Общее количество незанятого населения составило 57,7 тыс. чел. - 11,6%, что соответствовало общему уровню безработицы в республике [2].
Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения Республики Бурятия в январе 2010 г. [3]: в январе 2010 г. среднедушевой доход жителя республики составил 9 668 р. и обеспечил 1,95 стоимости прожиточного минимума на душу населения. Уровень бедности в республике в 2009 г. сократился по сравнению с 2008 г. на 0,8 п.п. и составил 19,7%.
По состоянию на 26 октября 2010 г. в органах службы занятости состояло на учете 8332 безработных граждан, соответственно, уровень регистрируемой безработицы в целом по Республике Бурятия составил 1,9% (2,5% за аналогичный период прошлого года). Коэффициент напряженности в сельской местности составил 6,5, в городской местности - 1,28. В базе данных службы занятости населения находилось 5083 вакансий постоянного характера от 1200 предприятий. Вакансии временного характера составили 1983 ед., из них на общественные работы пришлось 369 ед. Вакансии были предоставлены работодателями различных форм собственности, преобладание пришлось на негосударственную, составившую более 80,1%. Более 1200 вакансий, предложенных работодателями, имели заработную плату ниже прожиточного минимума. 4006 (56,7%) вакансий имеют уровень заработной платы ниже 10 тыс. р. [4].
Анализ базы данных вакансий показывает, что наиболее активно пользовались спросом такие специалисты, как водители различных категорий, машинисты дорожно-строительных машин, рабочие строительной специализации (бетонщики, арматурщики, каменщики, штукатуры, плотники, маляры), бухгалтеры, менеджеры, повара, продавцы продовольственных и непродовольственных товаров, врачи различных специализаций, официанты, охранники, парикмахеры, маникюрши, электрогазосварщики.
Специфика республиканского рынка труда состоит в том, что наличие необходимого количества вакансий не является основным условием снижения безработицы и трудоустройства безработных граждан. Большая доля вакансий имеет низкий размер заработной платы, при этом работодатели выставляют завышенные требования к кандидатам.
Экономические, социальные и демографические показатели прямым образом взаимосвязаны с показателями сферы занятости населения, отражаются на его социальном самочувствии. Вместе с тем фиксируемый уровень общей безработицы в республике остается достаточно высоким по отношению к среднероссийским (7-8%) показателям. Безусловно, это должно оставаться ориентиром для эффек-
тивной реализации Программы социально-экономического развития региона, куда системно входят региональные программы содействия занятости населения и мероприятия по снижению напряженности на рынке труда региона. Комплексный подход в работе органов по труду и занятости, учитывающий взаимосвязь и взаимообусловленность образовательной, профессиональной сфер, потребности и состояние регионального рынка труда, является обязательным условием успешной реализации политики занятости в регионе.
С целью выявления особенностей развития и совершенствования государственной политики регулирования занятости населения Республики Бурятия в современных социально-экономических условиях было проведено социологическое исследование в форме экспертного опроса. В качестве экспертов, в количестве 7 человек были опрошены сотрудники Министерства экономики Республики Бурятия, Республиканского агентства занятости населения и ГУ «Центр занятости населения г. Улан-Удэ». Проведенное исследование позволило подтвердить предположение о подверженности регионального рынка труда влияниям глобальной социально-экономической нестабильности, экономического кризиса. Причем было выявлено, что под наибольшим влиянием кризиса оказались сферы торговли, перерабатывающее производство, добывающая промышленность, банковский сектор (ограничился доступ к кредитным ресурсам для работодателей и населения), строительство, сельское хозяйство. Кроме того, наблюдается наплыв высвобожденных работников с предприятий, находились под риском увольнения за 2009 г. 4443 человек, в некоторых предприятиях вводилась практика неполного рабочего дня, сокращение и ликвидация рабочих мест, что усугубило ситуацию с напряженностью на рынке труда и способствовало увеличению количества незанятого населения и уменьшению свободных вакансий.
6 из 7 экспертов подтвердили, что современный рынок труда Республики Бурятия обладает специфическими особенностями. В числе таких особенностей были перечислены:
• с 1990-х гг. наблюдается постепенное снижение тенденции дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда республики;
• сказывается специфика дотационного региона, что связано с низким уровнем производства;
• созданы условия для создания частного бизнеса;
• также был отмечен размер заработной платы в республике как особенность региона.
В дополнении к отмеченным особенностям можно отметить, что Е.П. Чукреев и П.А. Чукреев выделяют ряд черт, присущих рынку труда Республики Бурятия, делающих его в некотором роде особенным (табл. 2) [5].
Таблица 2
Особенности рынка труда Республики Бурятия
Специфические особенности________________________________________________________________________________________
Высокий уровень численности экономически активного населения
Двойная монополия на рынке труда (государство и работодатель)
Низкая мобильность рабочей силы
Элементы самонастройки рынка груда (цена рабочей силы и уровень среднедушевого потребления) искажены и не приведены в соответствие со стоимостью рабочей силы
Неразвитость инфраструктуры рынка труда
Нехватка средств у государства на социальное страхование
Высокая стоимость ликвидации рабочих мест
Недостаточная гибкость системы подготовки и переподготовки кадров Недостаточная развитость сферы малого предпринимательства
Высокая доля патерналистски (иждивенчески) настроенных субъектов рынка труда (как работодателей, так и наемных работников)
Высокий уровень неполной занятости Низкий уровень производительности труда
Специфическая контрпродуктивная система ценностей, сложившаяся в области социально-трудовых отношений. Усиливается недовольство должностным статусом и материальным положением, падает престиж честного, высокопроизводительною труда, с жесткой технологической и трудовой дисциплиной, снижается значимость общественных мотивов служебного, профессионального и квалификационного роста
Всеми экспертами отмечено, что приняты действенные меры для оптимизации ситуации на рынке труда Республики Бурятия. В продолжение годом ранее принятого постановления Правительством Республики Бурятия принято постановление от 10 февраля 2010 года№ 40 «Об утверждении порядка и условий предоставления и расходования субсидий из федерального бюджета и средств республиканского бюджета в 2010-2011 годах на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия».
В рамках активной политики занятости приняты и реализуются дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда, разработаны антикризисные программы, интенсифицируется поступление инвестиций в республику, создаются рабочие места, активизируется работа по самозанятости безработных граждан, с выдачей безвозмездной субсидии в размере 58 800 рублей. По данным Республиканского агентства занятости населения, к направлениям бизнеса, избранным безработными гражданами, относятся переработка сельхозпродукции, производство искусственного камня, парикмахерские услуги, полиграфические услуги, деревообработка, открытие автосервиса, гостиничный бизнес, предоставление услуг по евроремонту и т.д.
К принятым мерам пассивной политики занятости эксперты отнесли повышение размера пособия по безработице, с установлением минимального - 1080 рублей и максимального размеров - 5880 рублей, что напрямую сказалось на увеличении количества претендентов на получение такого вида пособия.
В связи с этим ситуация с регистрацией незанятого населения в органах службы занятости, по мнению некоторых экспертов, стабилизируется, однако представители ГУ ЦЗН г. Улан-Удэ отметили, что наблюдается рост официального уровня безработицы, ситуация напряженная, центр перегружен, с трудом справляется с потоком обратившихся, что связано с немногочисленностью штата центра, также был отмечен сезонный характер безработицы - к весне и лету безработных становится меньше, а к осени - наоборот, больше. Данный факт является, на наш взгляд, присущим именно для городского центра занятости населения, поскольку представители вышестоящих инстанций этого явления не отметили, поэтому экстраполировать его на все центры занятости населения республики не целесообразно.
Определенный интерес для нашего исследования представляет характеристика среднестатистического безработного, состоящего на учете в условиях возрастания напряженности на рынке труда. При описании мнения экспертов разошлись. Тем не менее по наиболее часто встречающимся признакам, указанным экспертами, удалось охарактеризовать современного среднестатистического безработного: женщина, 30-45 лет, имеет высшее образование, имеет опыт работы по специальности либо не по специальности. Кроме того, были отмечены и такие признаки, как пассивность, низкая мобильность, желание бесплатно пройти курсы по специальным программам. Также выявлено, что молодежь и лица предпенсионного возраста составляют по 20% от числа обращающихся.
Далее, все эксперты подтвердили, что в условиях социально-экономической нестабильности и возрастания напряженности на рынке труда существенно улучшилось финансирование мер по содействию занятости населения в связи с внедрением антикризисных мер и разработкой Программы мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в Республике Бурятия. Экспертом Минэкономики РБ отмечено, что по указанной программе в 2009 г. финансирование составило 414,3 млн рублей, из которых 383,83 млн рублей составили поступления из Федерального бюджета, а 30,51 млн рублей - из республиканского бюджета.
В ответе на вопрос «Какие трудности встречаются при реализации политики занятости в республике?» эксперты указали следующие варианты:
• отсутствие вакансий, работодатели не предоставляют информацию о наличии вакантных рабочих мест;
• низкая заработная плата в бюджетной сфере, особенно в медицине и образовании;
• «рукастый город» - подразумевается, скорее всего, «клановость», возможность трудоустройства для незанятого населения только при наличии связей и родственных отношений;
• создается мало рабочих мест, а если создаются, то маловостребованные, не пользующиеся спросом.
В качестве мер по совершенствованию политики занятости в республике эксперты нашего исследования предложили организовать дополнительные информационно-консультационные услуги, организовать создание новых рабочих мест, с учетом специфических особенностей нашего региона, например, рыбозаводы, лесоперерабатывающие предприятия, начать реформу рынка образовательных услуг в соответствии с отраслевой структурой региона и т.д.
Соответственно, реализуемые в республике мероприятия по содействию занятости населения в рамках и активной и пассивной политик направлены на оптимизацию социально-трудовых отношений в регионе, снижению напряженности на рынке труда: предоставлены возможности для получения безвозмездной субсидии на открытие собственного дела, с возможностью получения такой субсидии на каждое создаваемое новое рабочее место; повышен размер пособия по безработице; регулярно проводятся ярмарки вакансий рабочих и учебных мест; организовываются общественные работы; безработные направляются на профессиональную подготовку, повышение квалификации и т.д.
В 1 полугодии 2010 г. на опережающее обучение было направлено 497 работников, находящихся под риском увольнения, из 102 организаций Республики Бурятия (76,0% от запланированного показателя программы - 662 чел.). Обучение ведется по 42 специальностям, профессиям. В рамках организации общественных работ органами службы занятости было трудоустроено 6473 чел. (159,6% от планового годового показателя программы), из них работников, находящихся под угрозой массового увольнения - 4081 чел., безработных и ищущих работу граждан - 2188 чел. Всего в рамках программы в 2010 г. создано по самозанятости 4000 дополнительных рабочих мест. 2680 человек зарегистрировались в органах налоговой службы в качестве субъектов малого предпринимательства, дополнительно ими было создано 1320 рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Всего в 1 полугодии 2010 г. проконсультированы по вопросам развития малого предпринимательства и организации самозанятости 4183 безработных гражданина [6].
Во исполнение распоряжения Президента Республики Бурятия «О потребности экономики Республики Бурятия в профессиональных кадрах на 2010-2012 годы» от 08 июля 2009 г. № 48-РП с начала 2010 г. - направлено на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку 5092 безработных гражданина в 52 учебных заведения по 94 специальностям (за период с 19.10.10 по 25.10.10 г. - 124 человека).
Но, несмотря на принимаемые меры, ситуация в сфере занятости республики остается достаточно неблагоприятной: в пределах 10% остается уровень общей безработицы при официальной регистрируемой безработице в 2-3%; наличие большого количества низкоквалифицированных и малооплачиваемых вакансий на рынке труда; иждивенческое сознание; теневая экономика, возможность трудоустройства по связям и знакомству и пр. Поэтому, по мнению экспертов, необходимо пролонгировать принимаемые меры и в дальнейшем совершенствовать их с учетом региональных особенностей.
Таким образом, проведенный экспертный опрос позволил выявить, что в условиях глобальной социально-экономической нестабильности региональный рынок труда подвержен внешнему влиянию и характеризуется возрастанием напряженности и определенного дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы. Однако предпринимаемая политика регулирования занятости позволяет существенным образом компенсировать негативное воздействие путем активизации программ и мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в республике.
Литература
1. Татьяна Голикова. Выступление на расширенном заседании Минздравсоцразвития (26.03.2010). URL: http://www.minzdravsoc.ru
2. URL: http://burstat.gks.ru/
3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РБ от 23.03.2010 г.
4. Еженедельная информация о ситуации на рынке труда Республики Бурятия на 26 октября 2010 года. URL: http://egov-buryatia.ru/fileadmin/agentzannas
5. Чукреев Е.П., Чукреев П.А. Устойчивое развитие и рынок труда: оптимизация взаимообусловленных процессов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. - С.47.
6. Информация о выполнении в 1 полугодии 2010 года в Республике Бурятия Плана мероприятий по реализации в 20092010 годах Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 годы. URL: http://economy.buryatia.ru
Бадараев Дамдин Доржиевич - кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ). E-mail: [email protected]