Научная статья на тему 'Финансирование программы содействия занятости населения в республике Калмыкия'

Финансирование программы содействия занятости населения в республике Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коокуева В.В.

В статье обосновывается необходимость поддержки безработных граждан в период кризиса и усиления внимания к проблемам занятости на всех уровнях управления (федеральном, региональном и местном).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансирование программы содействия занятости населения в республике Калмыкия»

Региональные финансы

финансирование программы содействия занятости населения в республике калмыкия

В. В. КООКУЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: kookueva.vv@gmail.com Калмыцкий государственный университет

В статье обосновывается необходимость поддержки безработных граждан в период кризиса и усиления внимания к проблемам занятости на всех уровнях управления (федеральном, региональном и местном).

Ключевые слова: занятость населения, финансирование, пособия по безработице, рынок труда.

Развитие рынка труда было определено как одно из направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

Современное развитие экономики невозможно без продуктивной занятости, являющейся производной от эффективно функционирующего гибкого рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы.

Переход к инновационной экономике приведет к изменению структуры занятости населения, перераспределению работников по секторам экономики, расширению сферы услуг, развитию инновационных направлений деятельности и возникновению новых направлений занятости. В долгосрочной перспективе возможна проблема сокращения совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения трудоспособного возраста (снижение может составить до 10 % за период с 2007 по 2020 г.).

Исходя из тенденций развития экономики и рынка труда целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание условий, обеспечивающих развитие гибкого и эффективно функционирующего

рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.

Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач:

1) повышения гибкости рынка труда и стимулирования мер по сокращению нелегальной занятости;

2) улучшения качества рабочей силы и развития ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом определения государственных приоритетов развития экономики;

3) развития институтов рынка труда, роста занятости и эффективности использования труда;

4) создания условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры;

5) создания условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров. Ключевые показатели по реализации поставленных задач в течение 2008—2020 гг.:

— снижение уровня нелегальной занятости с 35 до 5 %;

финансы и кредит

47

— повышение уровня легальной занятости мигрантов с 26 до 80 %;

— снижение уровня общей безработицы с 6 до 2 %.

Мировой финансовый кризис определенно отразился на рынке труда, и Правительству РФ пришлось принимать специальные меры по снижению социальной напряженности.

Важнейшее антикризисное направление — это поддержка региональных рынков труда. Она осуществляется с помощью двух механизмов поддержки:

— первый механизм — финансирование переданных (делегированных) регионам федеральных полномочий в сфере политики занятости (средства для этого перечисляются в виде субвенций, в том числе на выплату пособий по безработице);

— второй механизм, который появился только в кризисный период, это субсидии на реализацию мер по снижению напряженности на рынке труда. Именно из этих средств финансируется пакет антикризисных мер (общественные работы, переподготовка высвобождаемых работников, переселение, открытие собственного малого бизнеса).

Вполне очевидно, что распределение средств на поддержку рынков труда по регионам должно учитывать их состояние. Новые антикризисные субсидии в более значимых масштабах поступают в регионы, которые характеризуются сильным промышленным спадом и заметным ростом открытой или скрытой безработицы. Слаборазвитые, депрессивные и удаленные регионы с хронически повышенной безработицей получают более существенное финансирование в виде субвенций, из которых выплачиваются пособия по безработице (табл. 1 и 2).

За период с 1995 по 2008 г. наблюдалось снижение числа безработных в стране (табл. 3).

С начала 2008 г. в 1,5 раза был увеличен максимальный размер пособия по безработице. Динамика изменения минимального и максимального размеров пособия по безработице представлена в табл. 4.

Задача органов власти состоит:

— в обеспечении соблюдения трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников;

— в повышении конкурентоспособности высвобождаемых работников на рынке труда за счет повышения их квалификации;

— в переподготовке работников по востребованным специальностям;

— в оказании помощи по переезду работников в регионы с дефицитом рабочей силы соответствующей квалификации.

Таблица 1

Доля субвенций на поддержку рынка труда в доходах консолидированных бюджетов регионов, %

Субвенции на осуществление

Субъекты РФ полномочий РФ

по содействию занятости

Республика Ингушетия 11,6

Чеченская Республика 6,9

Кабардино-Балкарская 4,3

Республика

Алтайский край 4,0

Челябинская область 3,8

Вологодская область 3,7

Республика Северная 3,7

Осетия — Алания

Ивановская область 3,7

Республика Тыва 3,5

Амурская область 3,4

Владимирская область 3,4

Удмуртская Республика 3,4

Республика Хакасия 3,3

Карачаево-Черкесская 3,2

Республика

Кировская область 3,2

Курганская область 3,2

Иркутская область 3,1

Республика Адыгея 3,1

Хабаровский край 3,0

Источник: по данным Независимого института социальной политики. URL: http://www.socpol.ru.

Таблица 2

доля субсидий на поддержку рынка труда в доходах консолидированных бюджетов регионов, %

Субсидии на дополнительные

Субъекты РФ мероприятия по снижению напряженности на рынке труда

Вологодская область 3,1

Кировская область 2,4

Удмуртская Республика 2,3

Тульская область 2,2

Астраханская область 2,2

Чувашская Республика 2,2

Республика Татарстан 1,8

Ульяновская область 1,7

Ярославская область 1,7

Алтайский край 1,6

Республика Ингушетия 1,6

Костромская область 1,6

Свердловская область 1,6

Орловская область 1,6

Ивановская область 1,5

Кемеровская область 1,4

Челябинская область 1,4

Белгородская область 1,4

Республика Тыва 1,4

Источник: по данным Независимого института социальной политики. URL: http:// www.socpol.ru.

Таблица 3

Численность безработных по рФ и федеральным округам, тыс. чел.

наименование округов 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Центральный федеральный округ 1 538 1 516 1 165 1 000 999 919 846 806 628 731

Северо-Западный федеральный округ 801 710 557 460 516 444 416 379 323 396

Южный федеральный округ 1 159 1 538 1 372 1 225 1 327 1 302 1 193 1 490 1 312 1 152

Приволжский федеральный округ 1 377 1 543 1 306 1 199 1 180 1 217 1 152 1 028 969 1 010

Уральский федеральный округ 503 640 573 509 482 482 435 445 321 368

Сибирский федеральный округ 901 1294 1 093 1 001 1 156 1 002 946 903 797 853

Дальневосточный федеральный округ 405 459 358 303 299 309 276 262 238 282

Российская Федерация, всего 6 684 7 700 6 424 5 698 5 959 5 675 5 263 5 312 4 588 4 791

Источник'. Регионы России. Социально-экономические показатели. URL: http://www.gks.ru.

Таблица 4

динамика изменения минимального и максимального размеров пособия по безработице

В 2010 г из федерального бюджета запланировано выделить 36,3 млрд руб. на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников при угрозе их массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и обеспечению занятости безработных граждан.

Так, запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. чел., организовать 982тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на обеспечение предпринимательской инициативы для 55,8 тыс. чел., оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. чел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительные бюджетные средства будут выделены на переподготовку и повышение квалификации в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.

Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд руб., из которых 90 % составляют субсидии из федерального бюджета.

Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов

Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан, будет увеличен на 33,95 млрд руб., в том числе 29,8 млрд руб. предназначено для социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке безработными.

Для обеспечения защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получит дальнейшее развитие система правовой помощи социально незащищенным слоям населения, в том числе посредством организации государственных юридических бюро.

Особое внимание будет уделено сохранению и созданию рабочих мест для инвалидов, которые находятся в наиболее уязвимой ситуации на рынке труда. В частности, условием выделения государственной поддержки системообразующим и иным предприятиям будет условие сохранения этими предприятиями рабочих мест для инвалидов и их приоритетное трудоустройство.

Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места в 2009 г. были в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектами Российской Федерации.

Правительство РФ совместно с банками с государственным участием и Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу (в том числе в этих целях уставный капитал АИЖК увеличен на 60 млрд руб., из которых 17,5 млрд руб. будет направлено на рефинансирование ипотечных кредитов самим АИЖК и еще 30 млрд руб. будет внесено в уставный капитал дочерней компании АИЖК). Ведется работа по усилению адресной системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.

Также для решения проблем избыточной долговой нагрузки на граждан будет ускорено принятие закона о реструктуризации задолженности физи-

Минимальная Максимальная

Год величина пособия величина пособия

по безработице по безработице

2010 850 4 900

2009 850 4 900

2008 810 3 124

2007 720 2 880

2006 720 2 880

2005 720 2 880

финансы и кредит

49

ческих лиц, позволяющего заемщикам, попавшим в сложную жизненную ситуацию и не способным платить по взятым кредитам, реструктурировать свой долг.

В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительством РФ разрабатываются меры по поддержке студентов. В числе таких мер: развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5 % в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.

Планируется организовать работу по реализации студентами, успешно проходящими обучение на платной основе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и испытывающими материальные затруднения, права на переход на обучение за счет средств соответствующих бюджетов при наличии вакантных мест. В текущем учебном году в связи с экономическими трудностями планируется перевести на вакантные бюджетные места более 26 тыс. студентов, обучающихся на договорной основе.

Отдельной и важной задачей будет обеспечение занятости выпускников школ, вузов и среднеспе-циальных учебных заведений, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Для решения этого вопроса будут предприняты меры по сохранению бюджетных мест на очных отделениях вузов, по увеличению бюджетных мест в магистратуре (до 35 тыс. мест), в аспирантуре (до 29 тыс. мест), а также по изменению структуры подготовки в вузах и среднеспециальных учебных заведениях.

Важными мерами будут являться принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия (что будет способствовать трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования), а также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.

Предполагается создание более 2,5 тыс. малых предприятий, что позволит создать до 30 тыс. рабочих мест (в первую очередь для выпускников вузов). Будет оказана поддержка субъектам Российской

Федерации, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить реализацию первоочередных социальных обязательств, в том числе, на которые уже предоставлялись субсидии из федерального бюджета.

В 2009 г. из федерального бюджета Республике Калмыкия выделена субвенция на реализацию полномочий в области содействия занятости населению в размере 187 160,8 тыс. руб.

С января по сентябрь 2009 г. в службы по трудоустройству обратилось более 14 тыс. чел. На 01.10.2009 численность зарегистрированных безработных составляла 5 815 чел. (более 40 % обратившихся были трудоустроены).

В республике действует целевая программа «О содействии занятости населения Республики Калмыкия на 2008—2010 гг.». Также в республике принята программа по реализации мер по поддержке рынка труда Республики Калмыкия в 2009 г. (далее — Программа), что было обусловлено следующими проблемами:

— низким уровнем занятости сельского населения;

— сложным финансовым положением сельскохозяйственных предприятий,

— территориальной разбросанностью сельских населенных пунктов, которая снижала возможность поиска работы и трудоустройства в других населенных пунктах.

По состоянию на 01.01.2009 было зарегистрировано 4,6 тыс. чел., проживающих в сельской местности, что составляет 86,7 % от общей численности зарегистрированных безработных.

Общий объем финансирования Программы составил 175 643,6 тыс. руб., в том числе: субсидии из федерального бюджета — 166 185,1 тыс. руб.; средства республиканского бюджета — 8 749,3 тыс. руб.; средства работодателей — 709,2тыс. руб. (табл. 5).

Содействие развитию малого предпринимательства и осуществлению самозанятости безработных граждан является одним из важных направлений Программы. Это позволит обеспечить безработных граждан, решивших открыть собственное дело, информационной, консультационной и финансовой поддержкой со стороны органов службы занятости.

Это содействие включает:

— мероприятия по информированию граждан;

— мероприятия по предоставлению гражданам организационно-консультационных услуг, в том числе содействие в подготовке бизнес-планов;

— мероприятия по оказанию финансовой помощи гражданам;

Таблица 5

Объем финансирования Программы

Наименование мероприятия Количество участников Объемы и источники финансирования, тыс. руб.

Всего В том числе

федеральный бюджет республиканский бюджет средства работодателей

Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы увольнения 196 1 323,9 1 257,6 66,3 —

Организация общественных работ 6 296 106 548,7 100 545,2 5 294,3 709,2

Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости 1 143 67 208,4 63 847,9 3 360,5 —

Адресная поддержка гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест 15 562,6 534,4 28,2

Всего... 7 650 175 643,6 166 185,1 8 749,3 709,2

— предоставление субсидий гражданам на развитие малого предпринимательства и для осуществления самозанятости безработных граждан.

Размер субсидии для содействия развитию малого предпринимательства определяется как произведение численности участников Программы на сумму 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Так, за январь — сентябрь 2009 г. было заключено 186 договоров по оказанию финансовой помощи для открытия собственного дела.

Безвозмездная субсидия, предоставленная гражданину на организацию развития малого предпринимательства и организации самозанятости, подлежит возврату в случаях ее нецелевого использования, прекращения деятельности до истечения срока действия договора, невыполнения иных условий, предусмотренных в договоре.

Решением Элистинского городского собрания была утверждена программа социально-экономического развития г. Элисты на 2007—2010 гг. Одним из подразделов программы является раздел «Занятость населения». Затраты по этому разделу составляют 76,6 млн руб., в том числе 72,05 млн руб. из бюджета Республики Калмыкия и 4,55 млн руб. из бюджета г. Элисты.

За период с 2007 по 2010 г. планируется трудоустроить:

— 123 чел. по программе «Временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы»;

— 26 чел. по программе «Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования».

В целях содействия обеспечению самозанятости безработных граждан в 2007—2010 гг. будет проводиться работа по предоставлению им возможности организовать собственное дело (с оказанием

финансовой помощи). С 2008 г. из бюджета г. Элисты выделяются субсидии на организацию собственного дела в размере 50,0 тыс. руб. на человека.

Для снижения уровня безработицы проводится работа по проведению ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в которых может принять участие любой желающий.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан являются одним из самых действенных средств содействия их трудоустройству. На эти мероприятия в 2010 г. будет привлечено 215 безработных граждан.

Эффективное формирование, распределение и использование человеческих ресурсов во многом зависят от реализации мер по их профессиональной ориентации. Ежегодно услугами по профориентации будет охвачено около 2 900 чел.

В целом стратегической целью государственной политики занятости является достижение таких параметров, при которых безработица окажется допустимым резервом мобильной рабочей силы. Главная задача заключается в замедлении роста безработицы на основе комплексного регулирования занятости населения по различным направлениям.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

2. О программе реализации мер по поддержке рынка труда Республики Калмыкия в 2009 году (с изм. и доп.): постановление Правительства Республики Калмыкия от 13.01.2009 № 3.

3. Об итогах выполнения городской целевой программы «О занятости населения города Элисты» на 2005—2008 годы: решение Элистинского городского собрания Республики Калмыкия третьего созыва от 12.03.2009 № 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.