Предложенный подход к формированию модели диагностики экономического состояния позволит на основе системы выработанных типичных признаков достоверно распознавать действительное положение транспортного комплекса, устанавливать для него характер и причины выявленных отклонений от заданного режима функционирования, выделять решающие участки экономической работы.
Библиографический список
1. Большая медицинская энциклопедия. Главн ред. Б.В.Петровский. Изд. 3-е [в 30-ти т.]- М.: Советская энциклопедия, 1977. - Т.7. С.245-252.
2. Вартанов А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология.- М.: Финансы и статистика,1997
3. Дмитриева О. Г. Региональная экономическая диагностика.-СПб.:Изд-во СПбУЭФ,1992. С.8
4. Колас Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы. - М.: 1997.
5. Муравьев А. И., Вартанов А. С., Нерсесян К. В. Степанян Г. П.Экономическая диагностика при хозрасчете и самофинансировании / Под ред. А. И.Муравьева. - Ереван: Айстан.
6. Муравьев А. И. Теория экономического анализа: проблемы и решения. - М.: Финансы и статистика, 1998. С. 23.
7. Трененков Е. ., Дведенидова С. А. Диагностика в антикризисном управлении.// Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - №1. Яковец Ю. В. Циклы. Кризисы. Прогнозы.-М.:Наука,1999. С.24-28.
8. Шниппер Р. И., Новоселов А.С. Региональные проблемы рынковедения: Экономический аспект / СО РАН, Ин-т экон. и орг. пром. пр-ва; Отв. ред. В.В.Кулешов. - Новосибирск: Наука, 1993. С.436-437.
FORMATION OF MODEL OF DIAGNOSTICS OF THE TRANSPORT COMPLEX
N. G. Gavrilenko
The basic stages of formation of model of diagnostics of the transport complex are given in this article and the model itself is represented in the form of the oriented graph.
Гавриленко Наталья Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление предприятиями» СибАДИ. Основное направление научных исследований - управление циклическим развитием транспортного комплекса. Общее количество публикаций- 22. gng1978@mail. ru
УДК 331.526:(571.13)
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА СИБИРИ И ОМСКОЙ
ОБЛАСТИ
З. В. Глухова, Н. Е. Алексеев
Аннотация. Определены общие тенденции российского рынка труда, изучены особенности региональных рынков труда на примере Сибирского Федерального округа и Омской области, сформулированы основные направления современной региональной политики занятости.
Ключевые слова: структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, гибкость рынка труда, структура безработицы, управление ситуацией на рынке труда.
Введение
Одной из наиболее острых проблем современного рынка труда стал структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. К началу 2009г. безработица достигла 5,9 млн. чел. (7,8 % экономически активного населения). Начиная с октября 2009г. по нынешнее время, уровень официальной безработицы в России вырос до 8,2 %. За этот пе-
риод общая численность уволенных достигла 950 тыс. человек.
Основная проблема состоит не только в том, что спрос на рабочие места в разы превышает предложение рабочих мест, но и в качественном несоответствии соискателей рабочих мест требованиям работодателей, то есть речь идет не о количественном недостатке заявленных вакансий, а их качественном несоответствии профессиональной и ква-
лификационной структуре безработных: до 80% вакансий приходится на рабочие профессии. Большая часть вакансий - для мужчин, а среди безработных регистрируется 70 % женщин. В основном требуются кадры в возрасте 25-39 лет, но среди безработных свыше трети моложе этого возраста, а примерно шестая часть - старше этого возраста. Продолжает увеличиваться возраст кадрового состава промышленных предприятий. Средний возраст рабочих высокой квалификации, конструкторов, научных работников в большинстве отраслей экономики достигает 55-60 лет. Дефицит высококвалифицированной рабочей силы возрастает. Такое положение не может сохранить высокий профессиональный потенциал трудящихся и обеспечить преемственность передачи профессиональных знаний и навыков.
Сейчас население России всё ещё моложе, чем в Европе или Японии, но старше, чем в США, где, благодаря более высокой рождаемости и иммиграции, удаётся сохранять довольно высокую долю молодёжи и противодействовать росту доли пожилых. Например, если у нас доля граждан до 19 лет составляет 25,2 %, а доля граждан старше 60 лет - 18,5 %, то в Европейском союзе эти цифры соответственно равны 22,5 % и 22,1 %. В последние годы Правительство Российской Федерации взяло курс на повышение гибкости рынка, что, с одной стороны, даёт работодателям возможность более свободно распоряжаться рабочей силой, исходя из своих бизнес-планов, но, с другой - значительно снижает гарантии занятости работников. В итоге сокращаются объёмы постоянной и стабильной занятости, идёт замещение постоянных трудовых договоров срочными, получают распространение не предусмотренные законодательством формы трудовых отношений, связанные с нестандартной занятостью. Предлагаемые рабочие места нельзя в большинстве случаев назвать эффективными, так как наиболее острой проблемой для российской экономики остаются отсталые технологии и, как следствие, преобладание низко квалифицированного, тяжёлого ручного труда, что определяет низкий уровень оплаты труда и слабую конкурентоспособность отечественной продукции.
В настоящее время изменяются требования к качеству профессионального образования и компетенции претендентов на вакантные должности (рабочие места). Сегодня востребованы не специалисты «вообще», а владеющие конкретными знаниями и умениями.
Если 5-6 лет назад данная проблема лишь обозначилась, то теперь она стала важной причиной нестабильности работы предприятий, снижения промышленного и сдерживания экономического роста.
Возросшие требования работодателей к уровню образования и квалификации соискателей приводят к диспропорции спроса и предложения рабочей силы, что, с одной стороны, трансформируется в вынужденную незанятость граждан, а с другой - обостряет кадровый дефицит.
Воспроизводство кадров необходимого профиля и квалификации ведётся не на должном уровне, продолжается в основном выход на рынок труда граждан с невостребованными знаниями, умениями и навыками, в том числе и по причине несоответствия профессионального выбора и трудовых предпочтений молодёжи реалиям рынка труда и потребностям экономики.
Основная часть
Неоднозначной остается ситуация на региональных рынках труда. Так, в ноябре 2010г. Правительство РФ опубликовало перечень 14 регионов с напряженной ситуацией на рынке труда. Учитывались данные за 20082009гг. по таким показателям, как: уровень занятости населения; уровень общей безработицы; уровень регистрируемой безработицы; доля безработных, ищущих работу 12 и более месяцев; доля работающих неполное рабочее время и находящихся в административных отпусках по инициативе администрации; коэффициент напряженности на рынке труда (отношение общей численности безработных к количеству вакансий в крупных и средних организациях).
В целом улучшение условий на российском рынке труда происходило благодаря лишь двум регионам - Центральному и Северо-западному федеральным округам, на долю которых приходился основной объем экономической активности, в то время как условия в других 6 федеральных округах остаются сложными. В самом Центральном федеральном округе динамика безработицы, по - видимому, определяется ситуацией в Москве, где средний уровень безработицы в период с января по март 2011 г. составил лишь 1,8 %, снизившись почти до докризисного уровня (в действительности Москва опять начала испытывать дефицит квалифицированных работников некоторых секторах). Между тем, в некоторых российских регионах в первом квартале 2011г. условия на рынке труда даже ухудши-
лись, при этом в 20 регионах (из 83) средний уровень безработицы превысил 10 %.
Если сравнивать уровень безработицы в России и Сибирском Федеральном округе, то в 2009г. в Новосибирской области он составил 10 %, в Кемеровской- 9,7 %.Сравнительно высокий уровень безработицы в Сибирском Федеральном округе обусловлен тем, что в структуре промышленности традиционно преобладали энергоемкие, металлоемкие отрасли и высококонцентрированное производство, преимущественно ориентированное на всесоюзный рынок, а также мощный военно-промышленный комплекс. По производству же потребительских товаров Сибирь отставала примерно на треть от среднероссийских показателей.
При нынешней структуре народного хозяйства в Сибири будет неизбежно продолжаться рост безработицы, главным проявлением которой станет превращение скрытой безработицы в открытую, а впоследствии и в застойную.
При определении перспективных стратегических направлений необходимо исходить из тех существенных различий, которые сложились в каждом конкретном регионе. Разрыв между максимальной и минимальной долей зарегистрированных безработных в общей численности трудоспособного населения страны достигает 20. Но еще существеннее дифференциация субъектов Федерации по числу безработных, приходящихся на одно вакантное место. Разрыв между максимумом и минимумом достигает 148. Приведенные данные свидетельствуют, что решение проблемы занятости должно осуществляться с учетом конкретной региональной специфики. Даже в пределах отдельно взятого региона уровень фактической, а не официально зарегистрированной безработицы достигает значительной амплитуды, что видно на примере Сибирского региона. Если в 1995 г. по Российской Федерации уровень безработицы достиг 8,3 %, то выше среднероссийского были показатели в Республике Алтай - 11,6 %, в Томской области - 9,3 %, в Омской - 9,4 % (в 1997 г. - 8,8 %). В 1999 г. - соответственно: 19,4 %, 16,5 %, 15,0 %. Норма официально зарегистрированной безработицы в России, Омской области и Сибирском федеральном округе в 2004 г. составила соответственно: 8,2 %; 9,1 % и 10 %; в 2005г.: 7,3 %; 9,3 % и 9,4 %; в 2007г.: 5,9 %; 8 % и 7,9 %; в 2008г.: 7,1 %; 8 % и 8,3 %; то в 2009г.: 8,4 %; 8,5% и 10,5 % [6].
Положение на рынке труда Омской области, как в целом по России, также напряженно,
чем в предшествующие годы, что проявилось в сокращении занятости и расширении масштабов использования режимов неполного рабочего дня. На 01.01.2010г. экономически активное население Омской области составляло 63,5 % от всего населения, старше трудоспособного возраста - 20,2 %, моложе трудоспособного - 16,3 %. Среднегодовая численность занятого населения в основных видах экономической деятельности с 2007 по 2009г. принципиально не снизилась. Рост произошел только в оптовой и розничной торговле, ремонте предметов личного потребления на 0,3 %, что в целом свидетельствует о росте предпринимательства в этой сфере деятельности.
В связи с экономическим кризисом планы работодателей по высвобождению рабочей силы были первоначально значительно снижены. Так, с 1 октября 2008 года по 28 декабря 2009 года ими было заявлено о предстоящем увольнении 29,7 тыс. чел., но фактически были высвобождены 13,3 тыс. чел., что составило 45 % от первоначально заявленного объёма высвобождения (с начала 2009 года свыше 250 работодателей прекратили процедуру высвобождения). Вместе с тем, на конец 2009г., численность работников, работающих в режиме неполной занятости, выросла на 40,2 %. В отпусках без сохранения заработной платы по инициативе администрации находилось в 2007г. 3,9 тыс. чел., в 2008г.- 8,2 тыс. чел., в 2009г. уже около 10 тыс. чел. Поэтому не случайно официальная безработица на конец 2009г. составила 1,9 %. При этом более 50 % приходится на женскую безработицу (57,8 %); в структуре безработных максимальную долю составили возрастные группы 20-29 лет(37,5 %) и 30-39 лет (22,2 %), то есть наиболее активная трудоспособная часть населения. В результате, напряженность на рынке труда Омской области принципиально не снизилась, составив в конце 2009 года 5,1 человека на одно вакантное место с учетом того, что спрос на рабочие места составил 22,4 тыс. чел., а предложение всего 4,4 тыс. чел.
Вместе с тем, в течение 2009 года осуществлялась совокупность мер, позволяющих управлять процессами стабилизации ситуации в сфере занятости в Омской области:
- мониторинг ситуации на региональном рынке труда Омской области (усилена работа по проведению обследований населения по проблемам занятости и учёту общей численности безработных на территориях муниципальных районов Омской области);
- разработан план мероприятий, направленных на предупреждение и снижение возможных последствий влияния мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие Омской области;
- принята обширная программа дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда Омской области, на 2009 год.
Мероприятия программы дополнительных мер реализованы по следующим направлениям:
- опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, приостановление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников). Была предусмотрена организация опережающего обучения 1,35 тыс. чел., фактически приступили к опережающему обучению 1,49 тыс. чел. Трудоустроены все 1164 чел., завершившие опережающее значение, из них 1111 чел. сохранили занятость на прежнем рабочем месте, 53 чел. были трудоустроены у другого работодателя;
- содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан (в течение 2009 года 587 безработных граждан получили субсидию и организовали предпринимательскую деятельность по различным направлениям: развитие пчеловодства, разделение и откорм кроликов и гусей, выращивание овощей и рассады цветов в теплице, оказание автотранспортных услуг населению, производство и реализация сельскохозяйственной продукции, предоставление консультаций индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, реализация спутникового оборудования);
-стажировка выпускников образовательных учреждений профессионального образования в целях приобретения опыта работы (была предусмотрена организация стажировки 1024 выпускников, фактически приняли участие в данном мероприятии 1104.; 536 чел., завершивших стажировку, продолжили трудовые отношения с работодателями. В результате принятых мер в 2009 году достигнуты наиболее высокие показатели трудоустройства выпускников в течении последних 3 лет);
- организация общественных работ в организациях Омской области и на социально значимых объектах для безработных граждан и граждан, ищущих работу (зарегистрированных в территориальных органах службы заня-
тости населения в целях поиска подходящей работы). В рамках мероприятия по организации общественных работ планировалось участие 13,0 тыс. чел., фактически приняли участие 16,5 тыс. чел.
Кроме этого разработан и реализуется план мероприятий Омской области на 20082010 годы по развитию гибких форм занятости населения, в том числе надомной занятости, лиц осуществляющих уход за детьми-инвалидами, а также организации обучения этих лиц методами реабилитации, а также план мероприятий по организации трудоустройства выпускников на 2009 год.
Одновременно были приняты меры по сокращению масштабов заявленных массовых высвобождений, определению внутренних возможностей предприятий, утверждению и устранению угрозы массового увольнения работников:
- перераспределение работников в организациях, заявивших о высвобождении персонала, на рабочие места внутри организаций;
- реализация комплекса мер по предупреждению и устранению угрозы массового увольнения работников в наиболее крупных организациях (ООО «Омскшина», ОАО «Омск-Полимер»)
На финансирование дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда Омской области привлечено 290,8 млн. руб., в том числе:
субсидия из федерального бюджета -247,2 млн. руб.;
средства областного бюджета - 25,0 млн. руб.;
средства местных бюджетов - 8,3 млн. руб.;
средства работодателей - 10,3 млн. руб.
В 2010г. уровень безработицы в Омской области составил 8,1 %, при этом 27,8 % граждан находились в поиске работы 12 месяцев и более, а работу предложили только 0,4 %; более 5 % к списочной численности работников находилось в отпусках без сохранения заработной платы[3;6]. Уровень зарегистрированной безработицы составил всего 2 %.
Каковы тенденции рынка труда Омской области?
В 2012г. в соответствии с прогнозом социально - экономического развития Омской области на 2012 год и на период до 2013 года ожидается постепенное восстановление роста промышленного производства: рост валового регионального продукта оценивается в 1-2,5 % к уровню 2011 года, индекс промышленного
производства - в 0,3-1,5 %[4]. Согласно прогнозу Главного управления по труд и занятости Омской области в 2012 году ожидаемая численность граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, будет незначительно ниже показателя 2010 года и составит около 85 тысяч человек.
По прогнозным оценкам, динамика показателей регистрируемого рынка труда Омской области в 2012г. будет соответствовать трендам 2011г., при этом:
- ожидаемая численность граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, составит 85 тыс. чел. (в 2010г. - 72,2 тыс. чел., 2011г. - 95 тыс. чел.);
- в структурном составе обращающихся за содействием в трудоустройстве граждан доля граждан, уволенных в связи с сокращением численности или штата работников, может составить около 10 %;
- численность граждан, состоящих в статусе безработного, на конец 2012г. в сравнении с началом 2011г. снизится и составит около 19,5 тыс. чел.;
- уровень зарегистрированной безработицы на конец 2011г. составил 1,8 % экономически активного населения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" разработана "Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области на 2011 год"[5]. Программа в 2012 году будет реализо-вываться по следующим направлениям:
-организация опережающего профессионального обучения 700 работников в случае угрозы увольнения;
-организация участия в общественных работах 10600 человек, по данному направлению будет организовано временное трудоустройство работников в случае угрозы увольнения для 5,8 тысяч человек и организация общественных работ для 4,8 тысяч человек из числа ищущих работу и безработных граждан;
-организация стажировки 700 выпускников образовательных учреждений профессионального образования в целях приобретения опыта работы. При этом в 2012 году за счет субсидии федерального бюджета наряду с расходами на оплату труда стажеров будут финансироваться расходы на выплаты за на-
ставничество, продолжительность стажировки увеличивается с трех до шести месяцев;
-содействие трудоустройству инвалидов: запланирована организация 120 рабочих мест;
-содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости 800 безработных граждан. При этом в 2010 году субсидия федерального бюджета включает расходы на создание безработными гражданами, оформившими собственное дело, 800 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
-за счет средств областного бюджета (789,0 тысяч рублей) стимулирование создания работодателями 78 дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов через возмещение затрат работодателей, связанных с аттестацией дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, созданных в пределах установленной квоты, и (или) сертификацией организации работ по охране труда, выплатой инвалиду в первый месяц работы заработной платы в размере минимальной оплаты труда с учетом районного коэффициента;
-информационное сопровождение реализации мероприятий Программы, оплата банковских услуг, связанных с перечислением средств, предусмотренных на реализацию Программы.
О структурных особенностях современного рынка труда свидетельствуют следующие данные: в декабре 2011г. число вакансий снизилось на 3,8 %, а число резюме - на 3,7 %, по данным обзора Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru. Однако в некоторых сферах профессиональной деятельности и работодатели, и соискатели проявили несколько большую поисковую активность, нежели, в остальных. Например, больше всего вакансий за месяц появилось в сырьевой индустрии (+22,5 % вакансий относительно ноября), в сфере услуг и сервиса (+10,7 %), а также в сфере закупок и снабжения (+7,6 %). Число желающих работать в сфере снабжения и закупок также выросло -на 23,5 %, в области консалтинга и развития -на 20,6 %. В декабре на рынок труда вышло больше топ - менеджеров, чем в ноябре (+18,1 %).
Абсолютным лидером по числу желающих работать именно в данной сфере стала государственная служба. Предложение превысило спрос почти в 50 раз (на одну вакансию приходится 47,7 резюме). Довольно высока
конкуренция среди юристов (17 резюме на одну вакансию) и топ - менеджеров (14 резюме на вакансию). Дефицит персонала наиболее остро наблюдается в сырьевой индустрии (0,7 резюме на вакансию), в сфере сервиса и услуг (на одну вакансию приходится 2 резюме) и среди рабочих специальностей (2,2 резюме на одну вакансию). Спрос на рабочих остается актуальным. Квалифицированные рабочие остались на первой строке рейтинга запросов работодателей (14% от всех запросов на персонал). В пятерку лидеров рейтинга также входят менеджеры по продажам (10,7 %), продавцы (7,2 %), инженеры (5,2 %) и водители (3,7%). Также в декабре вырос спрос на директоров магазинов. Повышенным спросом в декабре пользовались директора филиалов и представительств, коммерческие директора, директора по продажам и директора производства. В декабре 2011г. снизилась напряженность в некоторых сегментах профессиональной деятельности: банковской сфере, строительстве, маркетинге и рекламе. В то же время соотношение количества безработных к числу вакансий в декабре возросло в сферах юриспруденции и управления персоналом. Но по итогам 2011г. в кадровой сфере число безработных, все же, снизилось, а количество вакансий - возросло. Также снижение напряженности по сравнению с началом года зафиксировано в банковской сфере и строительстве (-2 пункта и -0,2 пункта соответственно).
Велика доля безработных среди молодежи. Около 87 % соискателей в возрасте до 19 лет на данный момент не имеют работы. Чем соискатели старше, тем меньше среди них безработных. Так, среди 30-40-летних кандидатов безработные составляют 43 %. Правда, в возрастном диапазоне от 50 лет и выше доля нетрудоустроенных соискателей снова возрастает. Если рассматривать связь «образование - работа», то среди соискателей с высшим образованием доля безработных, ниже всего (43 %). Превалируют безработные среди соискателей со средним образованием (73,8 %). Свою специфику привносит и ген-дерный фактор - среди женщин безработных соискателей больше, чем среди мужчин (51,9 % против 49,7 %).
Результаты, полученные в 2011г. учтены правительством при определении объема выделяемых бюджетных средств на программы мероприятий, направленных на содействие занятости населения в данном конкретном регионе. Однако, во - первых, количество участников таких программ сократится; во -
вторых, будет продолжено содействие самозанятости безработных и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, как основного направления. Перспективными могут быть следующие пути создания дополнительных рабочих мест: - налоговые льготы; -субсидии (при этом субсидия предоставляется безвозмездно под представляемый в службу занятости бизнес-план); - организация безработным собственного дела (в первую очередь в сфере услуг); - при службах занятости создание специальных центров помощи малому бизнесу в виде консультаций, юридических услуг, распределение государственных кредитов малому бизнесу.
В - третьих, по-прежнему будет оказываться поддержка организации общественных работ для безработных, но в меньших объемах. Финансирование опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения теперь увязывается с планами модернизации и развития предприятий.
В - четвертых, эффективны стажировки выпускников образовательных учреждений, имеющих риск нетрудоустройства, на реальных рабочих местах под руководством наставников и тем самым приобрести необходимый опыт.
В - пятых, планируется создание новых рабочих мест для инвалидов, при этом работодателю будут платить около 50 000 руб. за одно специализированное место.
В - шестых, поддержка маятниковой миграции трудовых ресурсов, как перспективная мера регулирования рынка труда.
В - седьмых, государство будет продолжать компенсировать расходы тем, кто пожелает переехать в другой регион с целью трудоустройства.
В - восьмых, с 2011г. новая мера поддержки россиян связана с возмещением работодателю затрат на оснащение рабочего места для развития надомной и дистанционной занятости для многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Работодатель сможет получить компенсацию в 50 000 рублей за каждое рабочее место.
В - девятых, запланировано обучение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и планирующих возвращение к трудовой деятельности. Центры занятости населения организуют профессиональную переподготовку для молодых матерей, где они смогут повысить свою квалификацию или получить новую профессию.
С учетом конкретных социально-экономических условий, складывающихся в регионах, должна проводиться активная политика занятости на местах. Но при этом существенная роль в регулировании регионального рынка труда отводится государству. Государственная политика в области занятости, будучи целостной по своей сути, принципам построения и механизму реализации, тем не менее предполагает учет специфики отдельно взятых территориальных субъектов.
Заключение
Современная государственная региональная политика занятости должна сводиться к следующим направлениям:
- повышению роли субъектов Федерации при решении специфических региональных проблем занятости;
- реализации программ по государственной поддержке депрессивных территорий и реструктуризации кризисных отраслей;
- приоритетному финансированию из федерального бюджета и социальных внебюджетных фондов экономических программ в регионах с высоким уровнем безработицы;
- активному воздействию на миграционные процессы. Только обоснованная государственная политика способна содействовать решению достаточно сложных социально-экономических проблем, складывающихся на региональных рынках труда.
Одной из проблем государственного регулирования занятости является регулирование миграционных процессов: импорт и экспорт рабочей силы. Однако в Омской области миграционный прирост только частично позволил компенсировать естественную убыль населения. Так, в 2010г. из стран СНГ и Балтии прибыло в Омскую область в 1,5 раза меньше мигрантов, чем в 2008, 2009гг.; уменьшилась численность вынужденных переселенцев. В соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, в 2010г. в Омскую область прибыло - 640 чел.: в том числе из Казахстана - 493 чел., Узбекистана - 30 чел., Украины - 28 чел., Киргизии - 19 чел., Германии - 6 чел., лица без гражданства -15 чел. Вместе с тем, численность выбывших из Омской области в страны СНГ и Балтии в период с 2008г. по 2010г. выросла с 1042 до 1319 человек. Как показывает статистический анализ, в Омской области наблюдается миграционная убыль (а не прирост) населения: в 1995 г. показатель составил - 0,9; в 2003 г. - 4,7; в 2004 г. и 2005 г. соответственно - 2,9 и - 1,1; в
2008г. - 0,1; в 2009 и 2010гг. - соответственно
- 0,3 и - 2,6[3].
Таким образом, современное состояние занятости в Сибири и Омской области продолжает оставаться неустойчивым. Однако рынок труда и его проблемы в условиях некоторого роста объёмов производства стали иными.
Библиографический список
1. Буланов В. С. Некоторые методологические вопросы исследования рынка труда// Общество и экономика. - 2009. - №8.
2. Князев В. Н. Региональный рынок труда: проблемы конкуренции, управление./ В. Н. Князев, В. В. Лукин, В. Г. Самоделов, А.К. Дедков. - М.: АСТ
- ПРЕСС КНИГА, 2009.
3. Омский областной статистический ежегодник: Стат.сб. в 2ч. Ч.1 / Омскстат. - Омск, 2011. - С. 113.
4. Поварич И. П. Региональные аспекты занятости населения (на примере Омской области) //ЭКО. - 2011. - №5.- С.-26.
5. Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2010 - 2012гг. // Российская газета №48
- 2011. - 20 марта. - С. 5.
6. Российский статистический ежегодник,2010: Стат.сб. - М.: Росстат, 2010. - С. 131, 136-137.
7. Глухова З. В., Стаурский С. С. Региональный рынок труда и формирование механизма социального партнерства. Монография.- Омск: Си-бАДИ,2009.
MODERN TRENDS IN THE LABOUR-MARKET OF SIBERIA AND OMSK REGION
Z. V. Glukhova, N. E. Aleksee
To reveal the peculiarities of regional labour-markets Siberian Federal district and Omsk region labour-markets have been studied. General trends in the Russian labour-market are indicated. Fundamental objectives of modern regional employment policy are formulated.
Гпухова Зоя Владимировна - канд. экон. наук, профессор, заведующая кафедрой «Общая экономика и право» ФГБОУ ВПО «СибАДИ». Основное направление научных исследований - инновационные аспекты современного рынка труда. Общее количество опубликованных работ -107. E-mail: [email protected].
Алексеев Николай Евгеньевич - канд. экон. наук, доцент кафедры «Общая экономика и право» ФГБОУ ВПО «СибАДИ».Основное направление научных исследований- потребительское поведение и особенности современной занятости. Общее количество опубликованных работ - 38.E-mail: [email protected]