АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Л. Ф. ГОЛУБЕВА
Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квали-фикационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития. Успешная реализация Тамбовской региональной программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в 2009 г. позволила не допустить значительного роста безработицы.
Ключевые слова: безработица, рынок труда, социально-экономическая ситуация, регион.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» администрация области постановляет [5]:
1. Утвердить Программу дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Тамбовской области на 2010 г. (далее - Программа) согласно приложению.
2. Определить уполномоченным органом исполнительной власти Тамбовской области для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости управление занятости населения Тамбовской области.
3. Финансовому управлению области включить в реестр расходных обязательств Тамбовской области на 2010 г. расходные обязательства по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда области, в объемах, предусмотренных Программой.
Анализ социально-экономической ситуации в Тамбовской области позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на сложности, предопределенные негативным влиянием мирового финансового кризиса, наблюдается развитие положительных тенденций в экономике области.
Экономическая ситуация в области [2] характеризуется индексом промышленного производства, который в январе - сентябре 2009 г. по срав-
нению с аналогичным периодом прошлого года составил 100,5 %, в том числе в обрабатывающих производствах - 101,2 %. В четырех важных видах обрабатывающих производств наблюдался рост физического объема продукции: в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (на 58,1 %), производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (на
41,1 %), производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака (на 5,4 %), производстве резиновых и пластмассовых изделий (на 2,8 %).
В то же время отдельные проблемы в ряде секторов экономики и социальной сфере области продолжают стоять остро, что оказывает влияние на формирование бюджета области, благосостояние населения, рынок труда:
- допущено снижение на 23,0 % индекса промышленного производства в добывающих отраслях и распределении электроэнергии, газа и воды (на 4,2 %);
- в сельском хозяйстве всеми сельхозпроизводителями произведено меньше зерна (на 8,3 %), молока (на 8,1 %);
- уменьшился на 26,8 % за счет предприятий железнодорожного транспорта грузооборот предприятий всех видов транспорта;
- сократился оборот розничной торговли через все каналы реализации на 6,4 %, оборот общественного питания снизился на 14,5 %;
- темп роста реальной заработной платы составил 99,2 %;
На 1 октября 2009 г. просроченная задолженность по заработной плате работникам организа-
ций наблюдаемых видов экономического деятельности (без субъектов малого предпринимательства) составила 6,8 млн руб. (на 1 октября
2008 г. - 4,5 млн руб.). Уменьшение численности работающих - на 3,8 % на предприятиях, организациях области.
В 2005-2008 гг., в среднем, ежегодно в органы службы занятости населения за содействием в трудоустройстве обращались около 33 тыс. чел., из них более 54 % находили работу или доходное занятие.
В течение 10 месяцев 2009 г. в поиске подходящей работы обратились в центры занятости населения области более 44 тыс. чел., темп роста к аналогичному периоду прошлого года составил 187 % [6].
Среди основных причин незанятости можно выделить следующие:
- увольнения по собственному желанию -
26,2 %;
- в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штатов - 22,3 %;
- увеличивается доля увольнений в связи с истечением срока трудового договора, расторжением договора по соглашению сторон - 21,6 %;
Финансовая нестабильность повлияла на рост обращений, на 23,5 % стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва в работе. Уровень регистрируемой безработицы на начало года составлял 1,5 %, наибольший рост отмечен по состоянию на 1 июля
2009 г. - 2,2 %.
Основным фактором сокращения занятости в реальном секторе экономики являются увольнения работников с крупных и средних предприятий. Наибольшее сокращение приходилось на 2004 и 2005 гг., в 2007 г. положение стабилизировалось, и выбытие на 91 % компенсировалось приемом новых кадров.
В сентябре 2009 г. предприятиями было принято на работу 2,2 % списочной численности, выбыло по различным причинам 2,9 % списочной численности.
Проводимые Росстатом обследования в области по проблемам занятости населения показывают, что увеличивается экономическая активность населения и граждане, ранее относимые к экономически неактивному населению, претендуют на рабочие места, обращаются за содействием в органы службы занятости, количество обращений граждан этой категории увеличилось на 20 %. Потенциальными трудовыми ресурсами являются учащиеся трудоспособного возраста [3].
В структуре распределения трудовых ресурсов в Тамбовской области, в 2008 г., они занимали
10,9 % (+2,1 %). Ежегодно растет выпуск специалистов, в 2009 г. он составил 12,6 тыс. чел., из них
35,8 % - выпускники учреждений высшего профессионального образования; 38,2 % - среднего профессионального образования; 26 % - начального профессионального образования.
В 2004-2008 гг. динамика количества рабочих мест в эквиваленте полной занятости менялась незначительно: от 539,7 тыс. единиц в 2004 г., до 549 тыс. в 2008 г. Финансовый кризис отразился на базовых отраслях промышленности области, которые работают по заказам компаний, выпускающих конечную продукцию, в связи с чем кризис для области имеет затяжной характер.
За время мониторинга с 01.10.2008 в органы службы занятости Тамбовской области поступила информация о планируемом увольнении 11803 работников из 1016 организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организаций. Фактически уволено 7043 чел. Обратились в органы службы занятости -5285 чел., признаны безработными - 3796 чел. Многие работодатели, воздерживаясь от массовых увольнений работников и пытаясь сохранить имеющийся опытный коллектив, применяют такие формы организации труда, как перевод предприятий на гибкие режимы работы - сокращенная рабочая неделя; вынужденные отпуска без сохранения и с частичным сохранением заработной платы.
По состоянию на 1 декабря 2009 г. 258 организаций работали в режиме неполного рабочего времени, временной приостановки работы (простое), предоставлении работникам отпуска без сохранения заработной платы. Численность работников, работающих неполное рабочее время, составляла 11256 человек, продолжительность неполного рабочего времени в среднем по организациям - 25 часов в неделю, 250 работников находились в вынужденных отпусках [2].
При сравнительном анализе структура безработицы Тамбовской области за 2009-2010 гг. выглядела следующим образом (рис. 1).
В службу занятости в январе-июне 2010 г. в поиске подходящей работы обратились 19188 чел. Наибольшую долю среди безработных составили граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва в работе - 36,4 %.
Значительно уменьшилась доля увольнений в связи с ликвидацией организаций, либо сокращением численности или штатов - на 7,1 %, против 20,5 в 2009 г.
Уровень регистрируемой безработицы на 1 июля
2010 г. составил 1,74 % ЭАН (2009 г. - 2,1 %) (рис. 2).
Структура безработицы в январе-июне 2009-2010 гг.
□ стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва
□ сокращение численности или штата работников
□ истечение срока трудового договора
□ другие причины
□ увольнения по собственному желанию
Рис. 1. Структура безработицы в январе-июне 2009-2010 гг.
Уровень безработицы в январе-июне 2009 и 2010 гг, %
2009 _и_____2010
Рис. 2. Уровень безработицы в январе-июне 2009-2010 гг. ( %)
Фактическое количество безработных -9727 чел., или 80 % к аналогичному показателю прошлого года (2009 г. - 12161 чел.).
Заявленная работодателями потребность в кадрах в январе-июне превысила 29 тыс. вакансий, что составило 105,1 % показателя 2009 г. Коэффициент напряженности на начало июля 2010 г. составлял 0,9 безработных на вакансию, что ниже показателя 2009 г. - 1,0 (рис. 3).
Работа по регулированию областного рынка труда осуществляется по двум основным направлениям: в соответствии с Программой содействия занятости населения области на 2009-2011 гг. и Программой дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда на 2010 г. Практически все показатели Программы содействия занятости населения и Программы дополнительных мер в первом полугодии 2010 г. выполнены.
# 2009 т 2010 А 2009 с 2010
Рис. 3. Соотношение численности безработных и вакансий в 2009-2010 гг.
Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Тамбовской области в 2009 г. явилась объективным фактором, позволившим сдержать рост безработицы в области, стабилизировать ситуацию на рынке труда и оказать реальную помощь безработным гражданам и гражданам, находящимся под угрозой увольнения [5].
Помимо этого, программные мероприятия положительно повлияли на снижение социальной напряженности в обществе, позволили ряду предприятий реального сектора экономики сохранить кадровый потенциал и восстановить производственный процесс в соответствии с профилем деятельности, число участников общественных работ составили 24182 чел., организована стажировка 638 выпускников; в мероприятиях по опережаю-
щему профессиональному обучению принимали участие 1550 чел.
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке. Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:
- повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения;
- стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
В программе сделан акцент на поддержку безработных граждан, открывающих собственное
дело и создающих дополнительные рабочие места в сфере малого бизнеса. Опыт 2009 г. показал востребованность данного направления: количественные показатели Программы увеличены более чем в 2 раза, предусмотрено создание 760 новых рабочих мест для безработных граждан (рис. 4).
Программа предусматривает:
- создание 12 тыс. 140 рабочих мест для организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также безработных граждан и граждан, ищущих работу;
- содействие самозанятости 2500 безработных граждан и стимулирование создания ими 760 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
- опережающее профессиональное обучение 800 работников, находящихся под угрозой увольнения;
стажировка 700 выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы и численностью наставников -600 чел.; содействие трудоустройству 120 инвалидов (рис. 5).
мрограмма дополнительных мероприятии на 2010 год, общая сумма 433596,8, тыс. руб.
организация общественных работ, временного трудоустройства; 199015,6; 46%
организация опережающего обучения; 5548; 1%
содействие самозанятости; 192646,4; 44%
стройство инвалидов; 3600; 1%
стажировка; 32786,8;
8%
Рис. 4. Программа дополнительных мероприятий на 2010 г.
Итоги реализации Программы дополнительных мероприятий в январе-июне 2010 г., тыс. руб.
организация опережающего обучения; 1775,9
организация общественных работ; 191727,9
содействие самозанятости; 145647,6
рустройство инвалидов;1650
-стажировка; 10646,2
Рис. 5. Итоги реализации Программы дополнительных мероприятий в январе-июне 2010 г.
На начало июля службой занятости заключено 92 договора с 22 работодателями и 11 образовательными учреждениями (организациями, предприятиями) на опережающее профессиональное обучение 469 работников, находящихся под угрозой увольнения по 45 профессиям, специальностям и видам деятельности. Среди них: аппаратчик синтеза, водитель по перевозке опасных грузов, специалист по поверке и калибровке средств измерений, слесарь по контрольноизмерительным приборам и автоматике, дефекто-скопист, слесарь по ремонту грузоподъемных механизмов, оператор промышленной печи, ответственный за эксплуатацию опасных производственных объектов, машинист компрессорных установок, слесарь по ремонту и эксплуатации газового оборудования.
В рамках работы по организации стажировки выпускников образовательных учреждений заключено 129 договоров с 99 работодателями на стажировку 230 выпускников по 52 профессиям и специальностям, среди которых: маркетолог, менеджер, эколог, техник по ремонту и обслуживанию автомобилей, техник по обслуживанию вычислительной техники и компьютерных систем, химик, бухгалтер, экономист, юрист и др. На рабочих местах за стажерами закреплены 200 наставников. На организацию общественных работ заключено 527 договоров для 16724 участников.
На начало июля заключено 47 договоров по содействию трудоустройству 55 инвалидов. Например: на ОАО «Металлист» создано специальное рабочее место штамповщика (регулируемые по высоте столы и стеллажи); ОАО «Тамбовский трикотаж» - 3 рабочих места швеи (швейные машинки с ручным приводом); ОАО «Ревтруд» -2 специализированных рабочих места слесаря ме-хано-сборочных работ (автоматизированный набор инструментов); ОАО «Алмаз» - рабочее место программиста (компьютер с защитным экраном). Всего трудоустроено 30 человек.
За счет реализации мероприятий по содействию занятости населения области и дополнительных мер удалось обеспечить снижение уровня общей безработицы в области с 11,4 % в декабре
2008 г. до 8,3 в текущем. Подводя итоги по состоянию рынка труда в Тамбовской области, следует отметить, что на предприятиях и в организациях области в январе-августе 2010 г. трудилось
294,4 тыс. чел., что на 3,0 % ниже соответствующего периода 2009 г. Снижение численности работающих наблюдается в большинстве видов деятельности, наибольшее - в образовании (на 12,2 %)
и сельском хозяйстве, охоте, лесном хозяйстве (на 6,4 %).
На ряде предприятий и организаций области имеет место неполная занятость, при которой часть персонала вынужденно работает меньше установленной продолжительности рабочего времени.
В сентябре 2010 г. на крупных и средних предприятиях 1,6 % списочной численности работников обследуемых видов деятельности (по добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производству и распределению электроэнергии, газа и воды, строительства, транспорта и связи, оптовой и розничной торговле, финансовой деятельности) работали в режиме неполной рабочей недели (дня) по соглашению между работником и работодателем против 7,1 % в соответствующем месяце 2009 г.
В сентябре т. г. работали неполное рабочее время по инициативе работодателя 41 чел. против 402 в том же месяце прошлого года. Наибольшие размеры неполной занятости отмечаются в организациях обрабатывающих производств.
На конец сентября 2010 г. в органах государственной службы занятости состояло на учете
8,8 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 8,4 тыс. человек имели официальный статус безработного. По сравнению с концом сентября 2009 г. количество официально зарегистрированных безработных уменьшилось на 1903 чел. (18,5 %). При этом отмечается рост числа безработных в Кирсановском (на 15,8 %), Бондарском (на 7,8 %), Пичаевском (на 7,5 %), Ржаксинском (на 5,4 %) и Петровском (на 3,6 %) районах.
В областном центре на конец сентября 2010 г. насчитывалось 2,4 тыс. официально зарегистрированных безработных, что на 13,4 % меньше, чем на конец сентября 2009 г. Уровень официально зарегистрированной безработицы в области составил 1,5 %, против 1,8 % на конец сентября прошлого года.
Заявленная предприятиями и организациями в службы занятости потребность в работниках на конец сентября 2010 г. составила 11,0 тыс. чел., против 12,3 тыс. чел. на ту же дату 2009 г. Нагрузка незанятого населения на сто заявленных вакансий в среднем по области составила 80 чел. против 92 на конец сентября 2009 г. [6].
В январе-сентябре 2010 г. из числа официально зарегистрированных безработных направлено службой занятости на профессиональное обучение 3229 чел., на общественные работы 3363 чел. против, соответственно, 3275 и 6586 чел. в том же периоде 2009 г.
В течение 2010 г. на рынке труда области произошли изменения спроса и предложений рабочей силы.
Планируемые в ноябре-декабре 2009 г. увольнения около 850 работников значительно увеличили дисбаланс на рынке труда. В связи с кризисными явлениями в экономике динамика численности выходящих на рынок труда работников, уволившихся по сокращению штатов и по собственному желанию, имеет тенденцию к увеличению. Сохраняется тенденция увеличения среди безработных граждан лиц предпенсионного возраста, женщин, молодежи, инвалидов, граждан, не работавших длительное время. Администрацией области направлены в Минздравсоцразви-тия России предложения по объемам квот в размере 3474 иностранных работников, что меньше показателя прошлого года.
В целях организации работы по замещению иностранной рабочей силы российскими трудовыми ресурсами с работодателями, привлекающими иностранных работников в Тамбовской области, проведен семинар по теме: «Организация миграционных процессов в области и создание реальных условий для перераспределения трудовых ресурсов». В январе-сентябре 2010 г. в область прибыло 10805 чел., выбыло 10965 чел., миграционное снижение населения области составило 160 чел. (в январе-сентябре 2009 г. миграционный прирост населения составил 470 чел.).
На предприятиях и в организациях области в январе-августе 2010 г. трудилось 294,4 тыс. чел., что на 3,0 % ниже соответствующего периода
2009 г. Снижение численности работающих наблюдается в большинстве видов деятельности, наибольшее - в образовании (на 12,2 %) и сельском хозяйстве, охоте, лесном хозяйстве (на 6,4 %) [7].
На ряде предприятий и организаций области имеет место неполная занятость, при которой часть персонала вынужденно работает меньше установленной продолжительности рабочего времени. В сентябре 2010 г. на крупных и средних предприятиях 1,6 % списочной численности работников обследуемых видов деятельности (по добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производству и распределению электроэнергии, газа и воды, строительства, транспорта и связи, оптовой и розничной торговле, финансовой деятельности) работали в режиме неполной рабочей недели (дня) по соглашению между работником и работодателем против 7,1 % в соответствующем месяце 2009 г.
В сентябре т. г. работали неполное рабочее время по инициативе работодателя 41 чел. против
402 в том же месяце прошлого года. Наибольшие размеры неполной занятости отмечаются в организациях обрабатывающих производств. На конец сентября 2010 г. в органах государственной службы занятости состояло на учете 8,8 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них
8,4 тыс. чел. имели официальный статус безработного. По сравнению с концом сентября 2009 г. количество официально зарегистрированных безработных уменьшилось на 1903 чел. (18,5 %). При этом отмечается рост числа безработных в Кирсановском (на 15,8 %), Бондарском (на 7,8 %), Пичаевском (на 7,5 %), Ржаксинском (на 5,4 %) и Петровском (на 3,6 %) районах. В областном центре на конец сентября 2010 г. насчитывалось 2,4 тыс. официально зарегистрированных безработных, что на 13,4 % меньше, чем на конец сентября 2009 г. Уровень официально зарегистрированной безработицы в области составил 1,5 %, против 1,8 % на конец сентября прошлого года [6].
Из режима неполной занятости вышли: ЗАО «Мичуринский автобус», ОАО «Вагонреммаш», «Моршанская мануфактура» и ряд других предприятий, выполнен большой объем работ по ремонту и реконструкции производственных помещений. В рамках благоустройства территорий предприятий и населенных пунктов построено 24 плоскостных спортивных площадок, 18 детских площадок и городков, благоустраиваются и поддерживаются в хорошем санитарном состоянии пляжи и места массового отдыха граждан, приведены в порядок лесопарковые зоны городов Тамбова, Рассказово, Котовска и целого ряда сельских населенных пунктов.
Среди официально зарегистрированных безработных области значительная доля слабозащищенных в социальном плане людей, в частности женщин, на них приходится 59 % безработных. Каждый шестой безработный - молодой человек до 30 лет. В 2010 г. сделан существенный акцент на создание новых постоянных рабочих мест в процессе реализации приоритетных инвестиционных проектов. В их числе такие, как: перемещение на площадку тамбовского вагоноремонтного завода, московского завода им. Войтовича (1500 рабочих мест); строительство сахарного завода в р.п. Мордово (1736 рабочих мест); строительство модульного комплекса по выращиванию свиней на 100 тыс. голов «Ресурс» в Бондарском районе (ПО рабочих мест); комплекса по производству мяса и молока «Капитал-Агро» в Соснов-ском районе (115 рабочих мест); животноводческого комплекса «Рыслинская Нива» в Моршан-ском районе (63 рабочих места) и ряд других объ-
ектов. Реализация этих мероприятий в полном объеме позволит нашей области и в дальнейшем сохранять стабильную ситуацию на рынке труда, обеспечить уровень безработицы в среднем по году не выше 2 % в ЭАН, численность безработных не более 12 тыс. чел. [7].
Еще в прошлом году, оценив перспективу снижения безработицы за счет такого направления, как самозанятость, на примере Сосновского района опробирован «пилотный» проект.
Постановлением администрации области органам исполнительной власти, местного самоуправления, другим структурам были определены задачи по содействию развития малого предпринимательства, а также алгоритм взаимодействия всех заинтересованных структур по привлечению безработных граждан к самозанятости, оказанию им методической, организационной и другой помощи. В результате этой работы 150 безработных граждан района стали предпринимателями.
В этом году по инициативе губернатора развивается направление в привязке к реализации инвестиционных проектов в сфере сельского хозяйства. Так, например, при содействии администрации области, в Бондарском районе идет реконструкция маслосырзавода. Органы службы занятости подбирают безработных граждан для открытия собственного дела по направлению «молочное животноводство», а администрация гарантирует закупку молока у этих предпринимателей по фиксированной цене, позволяющей малому бизнесу быть рентабельным. Такая же привязка осуществлена в Тамбовском районе, где построен современный молокозавод, а начинающим фермерам есть куда сбывать продукцию [1].
Таким образом, тенденции в экономическом развитии, которые приводят к сокращению продолжительности рабочего времени, вызывают к жизни новую форму функционирования рынка труда - гибкий рынок труда. Структурная перестройка экономики, сокращение удельного веса занятости в промышленности и увеличение сферы услуг с ее возможной организацией нестандартных форм занятости, непрерывное обновление материальной базы производства, постоянное изменение объема и структуры спроса на товары и услуги изменили потребности предприятий в количестве и качестве рабочей силы. Жесткая регламентация условий труда у работников на стандартных режимах занятости, направленная на максимизацию занятости, стала препятствием гибкости производства, ведет к снижению конку-
рентоспособности предприятия. Становлению гибкого рынка труда способствовали и социальные факторы: меняющиеся потребности работников в условиях труда на протяжении трудовой жизни, необходимость в периодическом обновлении знаний, расширение профессионального профиля, возможность выбора подходящего режима рабочего времени [8].
Успешная реализация Тамбовской региональной программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в 2009 г. позволила не допустить значительного роста безработицы. В управлении занятости населения области подвели итоги 2009 г. По итогам выполнения программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в 2009 г. Тамбовщина получила высокую оценку на федеральной уровне. Стоит отметить, что в 2009 г. выделенные на реализацию программы средства были освоены практически полностью. Это значит, что были профинансированы все запланированные мероприятия и деньги дошли до каждого конкретного человека.
Сегодня можно отметить, что ситуация на тамбовском рынке труда стабильна, контролируема и имеет тенденцию к улучшению. С момента принятия Правительством Российской Федерации решения о реализации дополнительных мер по поддержанию рынка труда прошло полтора года, можно с уверенностью сказать, что эти меры себя оправдали, были своевременными и оказали эффективное и положительное влияние на ситуацию на рынке труда Тамбовской области. Процедуры поддержки и оздоровления экономики показали их востребованность. Ни одно из крупных и значимых для области предприятий не обанкротилось. Падение промышленного производства, которое произошло с начала кризиса на 22 %, удалось преодолеть. Министерством регионального развития России на протяжении всего прошлого года Тамбовщина неоднократно отмечалась в числе регионов, где наиболее успешно реализуются антикризисные меры, и обеспечивается социально-экономическая стабильность.
Литература
1. Горбунова О. Н. Особенности формирования трудового ресурса в современных условиях // Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». 2005. № 5.1.
2. Занятость и безработица в Тамбовской области. Тамбов: Управление занятости населения Тамбовской области, 2010.
3. Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики // Вопросы экономики. 2001. № 2. С. 76-91.
4. Ионцев В. А. Экономика народонаселения. М., 2010.
5. Об утверждении программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Тамбовской области на 2010 год: Постановление от 22.12.2009 № 1538. URL: http://www.garant.ru.
6. Отчет о деятельности Управления занятости населения Тамбовской области за 2010 год.
7. Сводный статежегодник Тамбовской области: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области. Тамбов, 2010.
8. Четвертина Т., Лакунина Л. Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления // Вопросы экономики. 2000. № 3. С. 122-126.
* * *
THE ANALYSIS OF THE SOCIAL AND ECONOMIC SITUATION ON THE LABOUR MARKET IN THE TAMBOV REGION
L. F. Golubeva
The labor market is one of the indicators which condition allows to judge national well-being, stability, efficiency of social and economic transformations. The developing multistructural economy and its structural reorganization make new demands to quality of labor, its vocational structure and preparation level, aggravates a competition between workers. Thereby problems of finding-out of influence of factors which form processes on a labor market, estimations of laws, tendencies and prospects of its development are staticized. Successful realization of the Tambov regional program of additional measures on intensity decrease on a labor market in 2009 has allowed not to admit considerable growth of unemployment.
Key words: unemployment, a labor market, a social and economic situation, region.