Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование и снижение напряжённости на рынке труда'

Дополнительное профессиональное образование и снижение напряжённости на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование и снижение напряжённости на рынке труда»

ФОРМЫ И ВИДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВОСПРОИЗВОДСТВО ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПРИРАЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЁННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА

В. Д. Рожков, Б. С. Лисовик

Докризисные проблемы российского рынка труда. В предкризисное пятилетие (2003-2007 гг.) количество занятых в экономике увеличилась с 66 до 70,6 млн. чел, а общая численность безработных за тот же период сократилась с 6,2 до 4,6 млн. чел. Вместе с тем вследствие изменения возрастной структуры проявлялась тенденция уменьшения числа людей трудоспособного возраста. В 2010 г. они составят 87,6 млн. чел., что на 2,6 млн. чел. (на 2,9%) меньше, чем в 2006 г. Дело усугубляется так называемой «проблемой 2010», обусловленной спадом рождаемости в 1987-1992 гг. и выражающейся в двукратном уменьшении численности выпускников 11-х классов в 2010 г. в сравнении с 2007 г. Наряду с количественным, существует качественный аспект данной проблемы - обострение борьбы учебных заведений за абитуриента и, как следствие, снижение уровня набора и подготовки будущих специалистов. Возникший вследствие указанных причин кадровый дефицит, который по мере развития процессов глобализации будет усугубляться конкуренцией за квалифицированную рабочую силу, ставит препятствия на пути современного экономического роста России. Таким образом, без изменения структуры занятости невозможно обеспечить конкурентоспособность отечественной экономики, особенно в свете перспективы вступления нашей страны в ВТО.

Несбалансированность рынка труда в рассматриваемый период проявлялась, прежде всего, в двух моментах - в несоответствии структуры профессионального образования текущим и перспективным потребностям экономики в профессионально-квалификационном разрезе, а также в территориальных диспропорциях спроса и предложения на рабочую силу. В структуре профессионального образования

227

существует «перекос» в сторону высшей школы, причём с акцентом на обучение не индустриальным, а «рыночным» профессиям и специальностям - экономиста, юриста, психолога и т.п. С начала 90-х гг. число российских вузов возросло вдвое, а численность студентов - в 2,6 раза. Доля лиц с высшим образованием среди занятых к началу кризиса составляла 27,8%.

В то же время дефицит квалифицированных рабочих и специалистов неуклонно увеличивался. По данным Федеральной службы по труду и занятости в автомобильной промышленности, энергетике и металлургии остро не хватало инженеров, бизнесу в целом - электронщиков, электротехников, инженеров-автоматизаторов производства и специалистов по созданию управляемых с помощью компьютеров электронно-механических систем. Медицинские учреждения не в состоянии удовлетворить потребности в медсёстрах, а сельские школы - в учителях. 85 процентов вакансий заявлялись в службу занятости по рабочим профессиям. Требовались и требуются квалифицированные станочники, газорезчики, слесари, сварщики, электрики, столяры, плотники, каменщики, водители, строители. Из 1,7 млн. студентов, поступивших в вузы в 2007 г., только 569 тыс. человек (33,5 процента) проходили обучение за счёт бюджетных средств с преимуществом трудоустройства после окончания обучения. К середине 2008 г. около 834 тыс. человек (37,9 процента), окончивших образовательные учреждения, из числа молодёжи в возрасте до 29 лет являлись безработными.

Что касается территориальных диспропорций рынка труда, то основные из них сводятся к трём моментам:

во-первых, концентрация спроса и предложения рабочей силы в центральных районах страны. Так в Центральном федеральном округе в 1 квартале 2008 г. было принято на работу свыше 730 тыс. чел. или 26,8% общей численности принятых на работу в РФ. При этом около 380 тыс. рабочих мест оставались вакантными (3,7 процента списочной численности работников). В 2007 г. миграционный прирост населения в округе составил 162 тыс. чел., из них почти 70 тыс. - в Московской области и более 50 тыс. - в Москве;

во-вторых, отток трудоспособного населения из районов Сибири и Дальнего Востока. За 2002-2007 гг. выбытие составило свыше 740 тыс. чел., из которых 75 процентов составляли граждане трудоспособного возраста;

в-третьих, значительное превышение предложения рабочей силы над спросом в республиках Северного Кавказа. В 2007 г. в Дагестане,

228

Ингушетии и Чечне не имели работу от 20% до 50% трудоспособного населения. Доля длительно безработных в этих республиках составляла свыше 60%.

Таким образом, дезинтеграция российского рынка труда выразилась в сосуществовании очагов застойной безработицы в одних районах страны и острой нехватки рабочей силы - в других. В таком состоянии находился российский рынок труда в предкризисный период.

Воздействие экономического кризиса на рынок труда. Кризис в России возник как следствие мирового экономического кризиса. Сильнейшая зависимость отечественной экономики от экспорта природных ресурсов обернулась снижением спроса и цен практически на все товары сырьевого экспорта. Недостаточная развитость собственной финансовой сферы сделала невозможной нормальное кредитование экономики в условиях исчезновения привлекательных кредитов зарубежных банков. Недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики привела к распространению кризиса и на них, вызвав падение промышленного производства, снижение зарплат, уменьшение экономической активности населения, занятости и рост безработицы. Рынок труда стал одним из главных показателей глубины экономического кризиса в России. К концу 2009 г. было сокращено около 1млн. работников. Ежегодная дополнительная потребность в кадрах вследствие естественно-возрастного выбытия составляет 1,86 млн. человек, а с учётом высвободившихся работников - 0,8 млн. чел. В то же время система профобразования обеспечила выпуск в 2009 г. 1,86 млн. чел., которые вышли на рынок труда. С начала острой фазы экономического кризиса в стране было уволено более 2 млн. чел. преимущественно «по собственному желанию» и «по соглашению сторон». Около 20% уволенных трудоустраивались в прежние организации на меньшую зарплату. По данным Минздравсоцразвития с начала кризиса было уволено 1,03 млн. чел., при этом трудоустроено из них было 293 тыс. чел., в том числе 167 тыс. - в прежних организациях. Регистрируемая безработица колебалась между 2,3-2,5 млн. чел., а общая - между 6,3-6,8 млн. чел. Самый низкий уровень общей безработицы по состоянию на январь-февраль 2010 г. был зафиксирован в Центральном федеральном округе (5,8 процента), самый высокий - в Северо-Кавказком федеральном округе (20,1%). Заметно обострилась проблема занятости в некоторых моногородах, а Пикалёво стало именем нарицательным.

В целом по России общий уровень безработицы снизился к январю-февралю 2010 г.и составил 8,6%. Несмотря на некоторую стабили-

229

зацию ситуации с безработицей, напряжение на рынке труда не снижается. Так количество безработных, приходящихся на одно вакантное рабочее место, выросло с 16 человек в январе 2009 г. до 24 человек в январе 2010 г. Растёт скрытая безработица: в январеапреле 2009 г. в режиме неполной занятости работало 2,9 млн. чел., в августе-сентябре их число уменьшилось до 2,0 млн. чел., однако вместе с занятыми на развернувшихся общественных работах (0,8 млн. чел.) общее снижение оказалось незначительным, так как скрытая безработица составила 2,8 млн. чел. В ноябре неполная занятость снизилась до 1,6 млн. чел., а занятость на общественных работах составила 1,4 млн. чел., т.е. всего 3,0 млн. чел. В декабре 2009-январе

2010 г. занятых неполный рабочий день или неполную рабочую неделю было 1,9 млн. чел., а участвующих в общественных работах - 1,8 млн. чел. Скрытая безработица составила 3,7 млн. чел., увеличившись более чем на четверть по сравнению с началом 2009 г. Таким образом, скрытая безработица превысила половину от явной, что, помимо прочего, может породить проблемы в случае появления в регионах трудностей с финансированием общественных работ.

Занятость нельзя представлять в виде неких сообщающихся сосудов, в которых дефицит и избыток рабочей силы моментально уравновешивают друг друга. Профессионально-квалификационные характеристики работников и их территориальное размещение далеко не всегда соответствуют спросу на рынке труда, причём добиться такого соответствия за счёт обучения и переселения людей бывает непросто, а порой и невозможно. Поэтому кризис с его избытком рабочей силы отнюдь не смягчил существовавшие ранее проблемы её нехватки, наложив одни проблемы на другие и усложнив, усугубив ситуацию на рынке труда.

Антикризисные действия в отношении рынка труда. Роль профессионального обучения. По оценке Федеральной службы по труду и занятости антикризисные меры российского правительства позволили сохранить работу 3 млн. наших граждан. Эти же меры, по прогнозу Минэкономразвития, приведут к снижению в среднем за 2010 г. общего числа безработных до 6,3 млн., а уровня безработицы - до 8,6%. В 2011 г. эти показатели составят соответственно 6 млн. и 8,2%, а в 2012 г. - 5,6 млн. чел. и 7,7%. Регистрируемая безработица по тем же данным также будет снижаться, составив в 2010 г. 2,2 млн. чел., в

2011 г. - 2,1 млн. чел., в 2012 г. - 2 млн. чел. В чём же заключаются эти действия?

230

C начала 2009 года в полтора раза увеличен размер пособия по безработице, минимальная величина которого составила 850, а максимальная - 4900 рублей в месяц. На высшем правительственном уровне организован еженедельный мониторинг по субъектам РФ в связи с ликвидацией организаций либо сокращением персонала, а также переводом предприятий в режим неполного рабочего времени. Организована работа консультационных пунктов, телефонных «горячих линий» и предувольнительных консультаций работников, издание информационных буклетов и брошюр. В январе 2009 г. открыт официальный информационный портал «Работа в России», содержащий информацию 85 региональных служб занятости и 2450 муниципальных центров занятости населения. Вдвое по сравнению с предложениями субъектов РФ уменьшены квоты на привлечение иностранных работников на вакантные и вновь создаваемые рабочие места в 2009 г. Было принято 82 региональных антикризисных программы занятости, на софинансирование которых выделялось 43,7 млрд. руб. (в 2010 г эта величина составит 36,4 млрд. руб.). К концу 2009 г. в этих программах приняло участие порядка 1,5-1,6 млн. чел. К середине года временные рабочие места были организованы для 1,2-1,3 млн. чел., изменили место жительства для трудоустройства 6,3 тыс. чел., открытием собственного дела были заняты около 40 тыс. безработных, стажировки на рабочих местах для приобретения выпускниками учебных заведений практического опыта по специальности были организованы для 81 тыс. чел.

Особое место в перечне этих мероприятий занимает опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения. Численность таких учащихся в упомянутый период составила 81,1 тыс. чел. Указанное направление удачно сочетает социальную поддержку с развитием трудового потенциала работника и полностью отвечает сути активной политики занятости. Однако механизм реализации этой меры должен быть переориентирован с поддержки работодателя, который далеко не всегда в состоянии перестроить свой бизнес, сохранить трудовой коллектив и потому не заинтересован в опережающем обучении. Более действенной была бы выдача своего рода образовательного сертификата таким работникам, которые получили бы право и возможность с помощью службы занятости обучаться под новое рабочее место. При всём значении опережающего обучения как антикризисной меры оно ограничено по своим возможностям. Такое обучение продолжается в среднем три месяца и не может решить кардинальных проблем, с которыми сталкивается

231

рынок труда. Антикризисная программа российского правительства содержит ещё ряд мер, направленных на поддержку образования - снижение либо фиксация платы за обучение, сохранение бюджетных мест в учебных заведениях, возможность образовательным и научным учреждениям создавать малые предприятия с целью контрактной подготовки выпускников и их последующего трудоустройства. Однако и эти меры являются частными. Необходимы существенные шаги по выявлению текущих и перспективных кадровых потребностей производства и тесной увязке рынка образовательных услуг с рынком труда.

Эту деятельность необходимо рассматривать в контексте реализации «Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 годы», которая, сохраняя преемственность с аналогичной Концепцией на период 2003-2005 гг., выдвигает в качестве цели повышение эффективности занятости населения. Такое повышение возможно на основе решения следующих первоочередных задач: (а) совершенствование законодательства РФ в области содействия занятости населения, (б) усовершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда, (в) обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу, (г) развитие региональных рынков труда и усиление территориальной мобильности рабочей силы, (д) развитие кадрового потенциала, (е) оптимизация привлечения иностранной рабочей силы, (ж) стимулирование экономической активности населения, (з) повышение качества рабочих мест. Только при соблюдении перечисленных условий можно добиться поставленных целей снижения уровня общей безработицы до 5-6% экономически активного населения и ликвидации хотя бы в десятилетней перспективе нехватки рабочей силы. Поскольку же рынок труда существует во взаимосвязи с рынком товаров и услуг и рынком капиталов, действительная гармонизация трудовых отношений оказывается возможной только на основе преемственности в решении краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных задач развития российской экономики во всех её аспектах.

232

Список литературы

1. Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы. Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2008 г. N 1193-р «О концепции действий на рынке труда на 2008-2010 годы».

2. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. Утверждена Правительством РФ 19 марта 2009 г.

3. Региональная программа мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда Ленинградской области в 2010 году. Утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 21 декабря 2009 года.http://job.lenoЫ.ru.

4. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России. Сборник докладов по материалам Пятой Всероссийской научно-практической Интернет - конференции (22-23 октября 2008 г.). Петрозаводск, 2008.

5. То же. Сборник докладов по материалам Шестой Всероссийской научно-практической Интернет - конференции (28-29 октября 2009 г.). Петрозаводск, 2009.

6. М. Делягин. Кто сказал, что кризис кончился? // Ежедневный журнал. 23 03.2010. www.ej.ru .

233

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.