Научная статья на тему 'Оптимизация рынка труда в России'

Оптимизация рынка труда в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СФЕРА / РЫНОК ТРУДА / УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / РЕГИСТРИРУЕМАЯ БЕЗРАБОТИЦА / НЕПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIAL-LABOUR SPHERE / LABOUR-MARKET / LEVEL OF EMPLOYMENT / LOGGED UNEMPLOYMENT / SUB EMPLOYMENT / ANTI-CRISIS ARRANGEMENTS / PUBLIC SERVICES / SOCIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герций Юрий Викторович, Малышев Михаил Львович

Анализируется ситуация, сложившаяся в 2008 2009 гг. в стране под влиянием мирового финансово-экономического кризиса, и оказавшего негативное влияние на основные базовые показатели развития социально-трудовой сферы: снижение реальной заработной платы в ведущих отраслях экономики, рост задолженности по оплате труда, увеличение безработицы и неполной занятости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация рынка труда в России»

Ю.В. Герций, М.Л. Малышев

ОПТИМИЗАЦИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ

ГЕРЦИЙ Юрий Викторович - кандидат социологических наук, руководитель Федеральной службы по труду и занятости (e-mail: [email protected]);

МАЛЫШЕВ Михаил Львович - доктор социологических наук, профессор, проректор Российского государственного социального университета (e-mail: [email protected])

Аннотация. Анализируется ситуация, сложившаяся в 2008 - 2009 гг. в стране под влиянием мирового финансово-экономического кризиса, и оказавшего негативное влияние на основные базовые показатели развития социально-трудовой сферы: снижение реальной заработной платы в ведущих отраслях экономики, рост задолженности по оплате труда, увеличение безработицы и неполной занятости..

Ключевые слова: социально-трудовая сфера, рынок труда, уровень занятости населения, регистрируемая безработица, неполная занятость, антикризисные меры, государственные услуги, социальное образование.

В 2009 г. социально-экономическое развитие страны было подвергнуто серьезным испытаниям. Мировой финансово-экономический кризис, начавшийся осенью 2008 г., оказал негативное влияние на основные базовые показатели развития экономики. Снизился объем валового внутреннего продукта, уменьшились объемы промышленного производства, строительной деятельности, грузооборота транспорта, розничного товарооборота.

Это сразу же отразилось на ситуации в социально-трудовой сфере. Некоторые социальные показатели по сравнению с 2008 г. ухудшились. Прежде всего, это касается снижения реальной заработной платы в ведущих отраслях экономики, роста задолженности по оплате труда, увеличения безработицы и неполной занятости.

Однако принятая программа антикризисных мер Правительства России, позволила выполнить в полном объеме социальные обязательства государства перед населением, избежать широкомасштабных социальных конфликтов.

Граждане, находящиеся под социальной защитой государства, получили максимально возможную поддержку. По данным Минздравсоцразвития России, размеры индексации социальных пособий и выплат значительно

превысили уровень инфляции (уровень индексации составил 13% против 8,8% инфляции). Существенно повысились пенсии и пособия по безработице. Только на пенсионное обеспечение граждан в 2009 г. было направлено 2,6 трлн рублей. Были применены принципиально новые механизмы социальной поддержки семей с детьми выплата единовременного пособия в сумме 12 тыс. рублей за счет средств материнского семейного капитала, которой воспользовались 1,3 млн российских семей, а также досрочное использование материнского капитала на погашение кредитов и займов, взятых на строительство и приобретение жилья (этой возможностью воспользовались 96,2 тыс. граждан).

Самым важным и сложным направлением антикризисных действий 2009 г. была работа по стабилизации ситуации на рынке труда.

Анализ данных Роструда показал, что период конца 2008 г. и всего 2009 г. оказался чрезвычайно неблагоприятным для рынка труда в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации. Высвобождение работников организаций, с одной стороны, и снижение количества заявленных работодателями вакантных рабочих мест (свободных должностей) - с другой, стало причиной значительного роста напряженности на рынке труда в ноябре 2008 - апреле 2009 г. В целом по Российской Федерации число свободных вакансий за этот период снизилось с 1,4 млн до 0,9 млн рабочих мест, а напряженность на рынке рабочей силы возросла с 0,9 до 2,7 незанятых граждан на одну вакансию. К середине апреля 2009 г. численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, достигла своего максимального с начала года значения и составила почти 2,3 млн человек (увеличившись с октября 2008 г. в 1,8 раза), а уровень общей безработицы возрос с 6,6% (октябрь 2008) до 9,4% (февраль 2009) от численности экономически активного населения, достигнув (по методологии МОТ) 7,1 млн человек.

Рост численности зарегистрированной безработицы продолжался в большинстве субъектов Российской Федерации до апреля - мая 2009 г. В 13 регионах максимальная численность зарегистрированных безработных пришлась на конец марта, в 44-х - на середину апреля. Среди регионов в наиболее сложном положении оказались Вологодская и Нижегородская области (увеличение числа безработных граждан с октября 2008 г. в 3,9 раза), Ярославская область (в 3,7 раза), Челябинская, Свердловская, Тверская, Калининградская области и республика Татарстан (в 3 - 3,5 раза).

К осени 2009 г. ситуация на рынке труда Российской Федерации в целом стабилизировалась. Так, с середины марта было зафиксировано снижение числа зарегистрированных безработных в отдельных субъектах Российской Федерации. С конца апреля примерно до середины сентября отмечалось устойчивое снижение уровня регистрируемой безработицы в целом по Российской Федерации и в более чем двух третей субъектов

Российской Федерации. Существенно снизился также уровень общей безработицы, который к октябрю 2009 г. составил 7,7% от численности экономически активного населения или в абсолютном выражении 5,8 млн человек (по методологии МОТ).

В конце октября 2009 г. общая численность зарегистрированных в Российской Федерации безработных достигла минимального значения (2 млн 14 тыс. человек) и начиная с конца октября рост численности зарегистрированных безработных в целом по Российской Федерации опять возобновился. При этом вплоть до конца 2009 г. темпы еженедельного прироста численности зарегистрированных безработных увеличивались с 0,4 - 0,7% в неделю в конце ноября, до 1,1% в конце декабря. Динамика изменения численности зарегистрированных безработных в 2009 г. в соотношении с аналогичным периодом предыдущего года представлена на графике 1.

Период

—•—01.10.2007 - 01.12.2008 -»-01.10.2008 - 01.12.2009

График 1. Численность безработных граждан, зарегистрированных

в государственных учреждениях службы занятости населения (Российская Федерация). Период октябрь 2008 - декабрь 2009 г в сравнении с периодом октябрь 2007 г. - декабрь 2008 г.

Среднегодовая ежемесячная численность безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости в 2009 г., составила 2 млн 032 тыс. человек.

Число свободных вакансий, сократившись в январе-феврале до минимального значения (0,84 млн против 1,4 млн в октябре 2008), в апреле вновь стало расти, достигнув к началу лета максимального значения 1,2 млн. свободных вакансий. Начиная с июля число свободных вакансий

опять начало снижаться, вернувшись к концу 2009 г. практически к тем же значениям, что и в начале года - 0,8 млн. Соответственно этому, с учетом динамики численности зарегистрированных безработных граждан, коэффициент напряженности на рынке труда (число незанятых граждан приходящихся на одну вакансию) сначала возрос со значения 1,9 (январь 2009) до максимального значения 2,7 (апрель 2009), затем снизился до значения 2,1 (июнь 2009), а затем продолжил рост, достигнув к концу года значения 2,6 (декабрь 2009). Изменение напряженности на рынке труда Российской Федерации в 2009 г в соотношении с аналогичным периодом предыдущего года представлено на графике 2.

Период

-»-01.10.2007 - 01.12.2008 -»-01.10.2008 - 01.12.2009

График 2. Напряжённость на рынке рабочей силы в Российской Федерации (Период октябрь 2008 - декабрь 2009 г в сравнении с периодом октябрь 2007 г - декабрь 2008 г.)

По данным еженедельного мониторинга высвобождения работников организаций в целом по Российской Федерации, в 2009 г. более 69 тыс. организаций, в которых осуществляют трудовую деятельность свыше 13,7 млн работников предоставили информацию о состоявшихся и предстоящих увольнениях работников. Всего с начала октября 2008 г. до конца 2009 г. общая численность уволенных работников достигла 881 тыс. человек. При этом из числа уволенных 244 тыс. человек были трудоустроены, в том числе 139 тыс. - в прежней организации.

Более 11,0 тыс. организаций заявили о переводе части работников на режим неполной занятости. Суммарная численность этой категории граждан составила свыше 1,6 млн человек.

В условиях массового высвобождения работников, введения на ряде предприятий и организаций режимов неполной занятости в 2009 г. увеличилась востребованность предоставляемых государственных услуг.

Всего за предоставлением государственных услуг по содействию в поиске подходящей работы, временному трудоустройству, профессиональной ориентации и информированию о положении на рынке труда в 2009 г. в органы службы занятости в субъектах Российской Федерации обратилось свыше 14 млн человек (14 млн 392 тыс.), что на 15% больше, чем в 2008 г. При этом численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, увеличилась в 2009 году по сравнению с 2008 г. почти в полтора раза (8,5 млн в 2009 г. против 6,0 млн. в 2008 г.).

Почти в 1,7 раза в 2009 г. (в сравнении с 2008 г.) возросло общее число граждан, зарегистрированных в качестве безработных в течение года (4,7 млн в 2009 г. против 2,8 млн. в 2008 г.). Во столько же увеличилась численность безработных граждан, которым в течение года были назначены социальные выплаты.

Почти в 1,7 раза в 2009 г. в сравнении с 2008 г. увеличилась численность безработных граждан, получивших государственную услугу по профессиональной подготовке и повышению квалификации (452,7 тыс. в 2009 г., 274,7 тыс. в 2008 г.), в два раза возросла численность безработных граждан, принявших участие в оплачиваемых общественных работах (1,1 млн в 2009 г., 538,1 тыс. в 2008 г.), в 2,4 раза увеличилась численность безработных граждан, получивших государственную услугу по так называемой самозанятости (221,5 тыс. в 2009 г., 91,9 тыс. в 2008 г.).

Однако основная масса граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в 2009 г., была трудоустроена на временные рабочие места, и их численность в 2009 г. составила 2 854 073 человека. При этом средняя продолжительность участия граждан во временных работах в 2009 г. также возросла в 2 - 2,5 раза в сравнении с предыдущими годами.

Несмотря на резкое уменьшение количества заявленных в органы занятости населения вакансий, в 2009 г. удалось трудоустроить большее, чем в 2008 г., количество граждан.

По нашему мнению, достижение таких показателей было бы невозможно без реализации в массовом масштабе программ временной занятости. Значительная часть из трудоустроенных на временные рабочие места и составивших в 2009 г. более 2,8 млн, при отсутствии возможности временного трудоустройства, могла бы пополнить ряды зарегистрированных безработных.

Анализ статистических данных распределения безработных по продолжительности безработицы показывает, что преобладающая доля безработных состоит на учете от 1 до 4 месяцев (35% от всех состоящих на учете), кроме того, доля состоящих на учете от 4-х до 8-ми месяцев также остается значительной и составляет 23,4%.

Средняя продолжительность безработицы в 2009 г. существенно не увеличилась и составила в 2009 г. 5,5 месяцев (5,3 месяца в 2008 г.). При этом изменение продолжительности безработицы варьируется по категориям безработных более существенно.

Не изменилась продолжительность безработицы молодежи в возрасте 16-29 лет (и в 2008 г. и в 2009 г. - 5,1 месяца). Продолжительность безработицы жителей сельской местности в 2009 г. даже уменьшилась до 6 месяцев по сравнению с 6,1 месяцем в 2008 г. Незначительно увеличилась продолжительность безработицы для безработных женщин -с 5,4 до 5,6 месяцев в 2009 г.

Вместе с тем существенно увеличилась продолжительность безработицы жителей монопрофильных городов (населенных пунктов) - с 3,9 до 4,8 месяцев в 2009 г., а также продолжительность безработицы инвалидов - с 5,2 до 5, 5 месяцев в 2009 г.

Изменение ситуации на рынке труда в 2009 г. существенным образом не повлияла на среднюю продолжительность безработицы. По этому показателю не ухудшилось положение безработных граждан жителей сельской местности, молодежи. В худшей ситуации оказались безработные жители монопрофильных населенных пунктов и инвалиды.

40,0% 35,0% 30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%

Диаграмма 1. Изменение в 2007 - 2009 гг. структуры распределения безработных граждан по продолжительности периода безработицы

Особого внимания заслуживает динамика изменения в 2007 - 2009 гг. структуры распределения безработных граждан по продолжительности периода безработицы (см. диаграмму 1.).

В качестве основного достижения в работе органов занятости в 2008 г. можно было считать почти двукратный рост доли безработных, состоящих на учете сроком до 1 месяца, и существенное снижение долей численно-

сти безработных, состоящих на учете более длительные сроки, особенно от 4 до 8 месяцев и от 8 месяцев до 1 года. Однако 2009 г. «перекрыл» наметившуюся в 2008 г. тенденцию и успехи года предыдущего.

Ухудшение показателей структуры распределения безработных граждан по продолжительности периода безработицы наблюдалось и в 2010 г .

В 2009 г. существенно изменилось распределение безработных по уровню образования (соответственно и по уровню квалификации). На диаграмме 2 приведены данные распределения в 2009 г. безработных граждан по уровню образования.

239 753; 11,2%

86 821; 4,0%

353 680; 16,5%

606 778; 28,2%

419 949; 19,6%

440 918; 20,5%

□ Имеющие высшее п рофессиональное обр азование □ Имеющие среднее профессиональное образование

□ Имеющие начальное профессиональное обр азование □ Имеющие среднее (полное) о бщее образование ^ Имеющие основное общее образование О Имеющие основного общего образования

Диаграмма 2. Распределение в 2009 г. безработных граждан, стоящих на учете в органах службы занятости по уровню образования

В 2009 г. наибольшие доли в численности безработных граждан составляли безработные граждане, имеющие среднее образование (28,2% от общей численности) и начальное профессиональное (20,5%). Вместе с тем, как видно из приведенных на диаграммах данных, в 2009 г. продолжилась тенденция роста безработных граждан всех уровней образования. Существенно увеличилась доля безработных граждан с высшим образованием (почти на 5% в сравнении с 2008 г. и почти на 7% в сравнении с 2007 г.). Увеличились доли безработных граждан, имеющих среднее профессиональное и начальное профессиональное образование. Одновременно с этим доли безработных, не имеющих образования, существенно уменьшились.

Отмеченные тенденции и соотношение долей безработных по уровню образования показывают, что в органы занятости населения обратились далеко не маргинализированные слои населения, а бывшие работники реального сектора, квалифицированные специалисты. Это в свою очередь иллюстрирует характер влияния последствий экономического кризиса на ситуацию в реальном секторе экономики.

Статистические данные, полученные в 2009 г., не подтверждают опасения относительно резкого увеличения доли молодежи, состоящей на

учете в качестве безработных. Эти данные, напротив, свидетельствуют о том, что долевое соотношение состоящих на учете в качестве безработных молодых людей в возрасте 18 - 19 лет существенно снизилось - с 5,2% в 2008 до 3,9% в 2009 г.

С 16 января 2009 г. действует информационный портал «Работа в России», который объединил в себе официальную информацию 82-х региональных служб занятости и более 2-х тыс. центров занятости населения. Портал представляет в сети Интернет регистры получателей услуг в сфере занятости населения и предназначен для обеспечения доступа к информации государственной службы занятости широкой аудитории соискателей работы и работодателей. За прошедший период зарегистрировано более 3 млн обращений к этому информационному порталу. Количество рабочих мест в общероссийском банке вакансий составляет около 800 тыс.

Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила существенно сократить как общую, так и регистрируемую безработицу. Численность общей безработицы, которая достигла в феврале 2009 г. своего максимума -- 7,1 млн человек, к концу 2008 г. удалось уменьшить почти на 1 млн человек. При этом регистрируемая безработица в среднегодовом исчислении не превысила 2,08 млн человек при прогнозируемом показателе на 2009 г. в 2,2 млн безработных.

Комплекс экономических и социальных мероприятий по поддержке отечественного производства позволил сократить численность работающих неполное рабочее время почти в три раза - с 1 млн человек в феврале до 350 тыс. человек в декабре 2009 г. Задолженность по заработной плате снизилась в два раза - с 8 млрд руб. (в среднем за февраль-июнь 2009 г.) до 4 млрд руб. в январе 2010 г.

В конце 2009 г. Правительство РФ одобрило Основные направления антикризисных действий на 2010 г., которые ориентированы на поддержку социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения. Как и в 2009 г., вопросы продуктивной занятости населения поставлены одним из главных приоритетов программ Правительства РФ на 2010 г.

Другим приоритетом является подготовка кадров для социально-трудовой сферы, в том числе и для управляющих этой сферой структур. Совершенно ясно, что многих проблем, с которыми сегодня сталкивается общество, можно было избежать, если бы уровень социального образования управленцев соответствовал серьезности момента и необходимости оперативно принимать социально взвешенные управленческие решения.

Роструд совместно с Российским государственным социальным университетом в апреле - мае 2010 г. провел социологическое исследование. Объектом исследования стали сотрудники, работающие в управлении социально-трудовой сферой России. Цель исследования заключалась в выявлении мнения управленцев по ряду вопросов, касающихся:

оценки ситуации с кадрами, сложившейся в организации; соответствия работы, выполняемой сотрудниками, образованию, полученному ими в вузе;

достаточности имеющихся знаний у сотрудников, умения у них качественно и эффективно выполнять свои должностные обязанности;

профиля работников, которые в ближайшие 2 - 3 года будут наиболее востребованы в организации;

необходимости получить дополнительное образование (или дополнительную квалификацию), помимо имеющегося базового образования и т. д. Ответы на вопросы были получены из 67-ми субъектов Федерации.

Анализ данных свидетельствует, что отрасль крайне нуждается в специалистах с юридическим, экономическим, социальным, управленческим, инженерно-техническим образованием, по информатике и информационным технологиям, а также в специалистах по работе с молодежью. Это отметили более половины регионов.

Почти 57 % руководителей Госинспекций труда и управлений по труду и занятости подчеркнули, что сотрудники обучаются на рабочих местах непосредственно в ходе работы. К этому можно добавить, что молодежь в управленческие структуры принимается неохотно - 30% руководителей проголосовали за удержание пожилых работников.

Совершенно очевидно, что уже сегодня, а может быть, и вчера надо было начать подготовку молодых специалистов высокой квалификации с социальным образованием для управленческих структур. То есть, социальных управленцев, социальных юристов, социальных психологов, специалистов по работе с молодежью и т. д. Иначе говоря, готовить кадры по более широкому спектру специальностей, чем они готовятся сейчас. Тем более что развитие кадрового потенциала путем непосредственной подготовки высококвалифицированных кадров для социальной сферы, а также через систему повышения квалификации и переподготовки является одним из основных направлений государственной политики в области регулирования рынка труда.

Основной учебной базой для реализации подготовки и развития кадрового потенциала для социально-трудовой сферы и ее управленческих структур может стать Российский государственный социальный университет. Его московская часть и 42 филиала в настоящее время представляют собой общенациональную систему социального образования для подготовки профессионалов высочайшего уровня, которые могут работать и уже работают в службах социальной защиты, труда и занятости, государственном и негосударственных пенсионных фондах, а также других подразделениях социальной сферы. Образовательные программы РГСУ охватывают все формы подготовки кадров (получение высшего социального образования, повышение квалификации, профессиональную переподготовку, смену форм и областей профессиональной деятельности).

© Герций Ю.В., Малышев М.Л., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.