Проблемы безработицы в условиях глобального кризиса
А.В. Кашепов
Согласно опубликованному МОТ 28 января 2009 г. ежегодному докладу Международного бюро труда о глобальных тенденциях в сфере занятости, «с учетом последних событий на рынке труда и в зависимости от своевременности и эффективности восстановительных мер численность безработных в 2009 году во всем мире может возрасти по сравнению с 2007 г. на 18-30 млн человек, а если ситуация будет продолжать ухудшаться — более чем на 50 млн человек»1. Ранее МОТ оценивала число безработных в 2007 г. в 190 млн человек, а возможный прирост за 2008-2009 гг. — в 20 млн человек.
Начиная с 2008 г. в большинстве стран, имеющих цивилизованную статистику занятости, отмечается рост численности безработных и уровня безработицы. В США, по данным национального Бюро трудовой статистики, численность безработных увеличилась с 7,4 млн человек (4,8% от численности гражданской рабочей силы) в феврале 2008 г. до 12,5 млн человек (8,1%) в феврале 2009 года2. Прирост за год составил 5,1 млн человек, что означает увеличение числа безработных в 1,7 раза. Согласно прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) от 31 марта 2009 г., к началу 2010 г. в США ожидается безработица на уровне 10,3%3.
По данным Евростата, безработица в 27 странах Евросоюза в феврале 2009 г. достигла отметки 19,2 млн человек, что составляет 7,9% экономически активного населения. За предшествующий год численность безработных увеличилась в 1,2 раза, т.е. на 3,0 млн человек. Наибольший уровень безработицы в Евросоюзе наблюдается в Испании (15,5%) и Латвии (14,4%), наименьший — в Нидерландах (2,7%)4.
Согласно цитированному выше прогнозу ОЭСР (30 стран, включая США, Японию, часть ЕС), в целом по странам - членам организации уровень безработицы к началу 2010 г. превысит 10%.
Прежде чем называть соответствующие показатели по России, обозначим некоторые проблемы национальной статистической методологии, которые влияют на их репрезентативность.
В России показатели общей численности безработных (по методологии, совместимой с рекомендациями МОТ) рассчитываются Росстатом на основе результатов выборочных Обследований населения по проблемам занятости
1 http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/news/2009/0128.htm..
2 ftp://ftp.bls.gov/pub/suppl/empsit.cpseea3.txt.
3 http://www.oecd.org/dataoecd/17/7/42441022.pdf.
4http://epp.eurostat.ec.europa.eu/pls/portal/docs/page/pgp_prd_cat_prerel/pge_cat_prerel_year_2009/
pge_cat_prerel_year_2009_month_04/3-01042009-en-ap.pdf.
(ОНПЗ), которые проводятся в феврале, мае, августе и ноябре каждого года. В периоды между публикациями результатов очередного обследования Росстат делает ежемесячные экспертные оценки. По итогам августовского 2008 г. обследования, статистический ряд численности безработных, состоявший из помесячных оценок Росстата, был скорректирован на 0,5 млн человек (примерно на 12-13%) в сторону увеличения. Численность безработных по ноябрьскому 2008 г. обследованию, согласно официальной публикации, совпала с ранее опубликованной экспертной оценкой5. Если предположить, что данные за сентябрь - ноябрь 2008 г. не будут в дальнейшем скорректированы задним числом (т. е. будут закреплены), все равно до публикации итогов ОНПЗ за февраль 2009 г. сохраняется неопределенность в отношении опубликованных официальных оценок за декабрь - февраль.
Таким образом, статистический ряд показателей общей численности безработных, который сейчас активно обсуждается в обществе и служит базой для принятия политических решений в Правительстве РФ, может быть еще скорректирован на повышение или понижение. Пока это не сделано, мы используем в данной работе официальные оценки Росстата по состоянию на 10 апреля 2009 года (рис. 1-2, табл. 1).
Согласно действующей официальной версии статистических данных, общая численность безработных, которая с 1999 г. снижалась, достигла 16-летнего минимума в 4,1 млн человек (5,4% от экономически активного населения) в мае
2008 г., после чего начала расти. Причины этого роста в июне - сентябре 2008 г. не совсем понятны и, вероятно, связаны с какими-то особенностями методологии Росстата. К тому времени, когда в октябре - ноябре 2008 г. до России докатилась глобальная рецессия, безработных было 5 млн человек, и в феврале
2009 г. их численность достигла 6,4 млн человек (8,5%).
Рис. 1. Численность безработных в 1991-2009 гг.
5 http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_30/IssWWW.exe/Stg/d020/labor101.htm.
Таблица 1
Безработные по обследованиям в 2007-2009 гг., млн человек
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
2007 г. 5,3 5,4 5,1 4,8 4,5 4,4 4,3 4,3 4,3 4,3 4,2 4,6
2008 г. 5,0 5,3 4,9 4,5 4,1 4,2 4,3 4,5 4,7 5,0 5,3 5,8
2009 г 6,1 6,4
При анализе и прогнозе общей численности безработных необходимо учитывать сложившуюся сезонность российской безработицы. Все последние годы численность безработных в январе — марте была примерно на 1 млн больше, чем в июле — сентябре. Достаточно типичным в этом отношении был 2007 г., помесячные данные которого показаны в таблице 1. Наиболее важное следствие понимания сезонности состоит в том, что российские экономические аналитики и СМИ, сравнительно недавно заинтересовавшиеся проблемами занятости, не должны «весеннюю» фазу цикла однозначно интерпретировать как сокращение безработицы, а «осеннюю» — как ее повышение. Одним из наиболее доступных методов анализа, в значительной степени очищенного от влияния сезонности, является сопоставление показателей безработицы не с предшествующим месяцем, а с соответствующим месяцем предшествующего года. Подобный подход позволяет выявить то, что общая численность безработных в январе - феврале 2009 г. была на 1,1 млн человек больше, чем в соответствующие месяцы 2008 г., — это наблюдение, существенное для выявления масштаба кризисных явлений. А вот то, что в указанные месяцы безработных было на 2 млн человек больше, чем в начале лета 2008 г. — наблюдение несущественное, можно сказать, артефакт.
Таким образом, можно предположить, что происшедшее в России за время кризиса увеличение общей безработицы частично связано с кризисными факторами, а в остальной части — с сезонным ростом безработицы. Вспоминая латынь, «post hoc, поп est propter hoc» — «после этого — не значит из-за этого».
Параллельно числам общей безработицы (по ОНПЗ) публикуются данные о численности безработных, зарегистрированных в службе занятости. В сложившейся ситуации эти данные более точно отражают динамику происходящих процессов, однако они заведомо охватывают только один из сегментов безработицы (рис. 1-2, табл. 2). Следует отметить, что безработные по ОНПЗ и зарегистрированные безработные, как социальные группы (категории), в реальной численности населения совпадают лишь частично. Большинство безработных по обследованиям не регистрируются в службе занятости, часть зарегистрированных безработных не попадают в выборку ОНПЗ. Поэтому в рамках ноябрьского 2008 г. ОНПЗ из 5,3 млн безработных было учтено 1,7 млн человек, которые для поиска работы использовали «обращение в государственную службу занятости», а реально через службу занятости за год прошли миллионы человек, из них в ноябре были зарегистрированы в качестве безработных 1,3 млн человек. Поэтому корректно утверждение, что зарегистрированных безработных в России меньше, чем учтенных по ОНПЗ (и правомерно соотношение между ними оценивать в разах или процентах), и некорректно — что первая группа населения полностью входит во вторую как часть в целое.
Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, составляла 1245 тыс. человек в октябре 2008 г., увеличившись к февралю 2009 г. до 2012 тыс. человек. Это на 28% больше, чем в феврале 2008 г. (табл. 2). Согласно предварительным оценкам Минздравсоцразвития РФ, в марте рост зарегистрированной безработицы замедлился, и к 25 марта 2009 г. она составила 2165 тыс. человек6.
Таблица 2
Зарегистрированные безработные в 2007-2009 гг., тысяч человек
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
2007 1742 1744 1711 1643 1575 1492 1473 1454 1414 1420 1498 1553
2008. 1552 1574 1534 1478 1397 1332 1317 1294 1247 1245 1304 1522
2009. 1708 2012
Сезонность зарегистрированной безработицы в РФ в последние годы имеет место, но выражена слабее, чем сезонность общей безработицы. Тем не менее и здесь прирост, наблюдавшийся в конце 2008 - начале 2009 гг., вызван не только кризисом, но и другими обстоятельствами, в том числе, как это ни парадоксально, антикризисными мерами. По оценкам ряда специалистов службы занятости, увеличение в последние месяцы количества обращений граждан за соответствующими государственными услугами и их регистрации в качестве безработных, наряду с высвобождением работников с предприятий, было связано с повышением верхней границы пособия по безработице. Привыкание на-
6 http://www.minzdravsoc.ru/labour/employment/45.
селения к новой практике выплаты пособий и оказания ряда других услуг, в том числе разочарование в некоторых из них, вызывает в настоящее время ослабление этого дополнительного (можно сказать «институционального») притока граждан в службу занятости.
Что ожидает российский рынок труда в 2009 году?
В соответствии с прогнозами Министерства здравоохранения и социального развития, опубликованными министром Т.А. Голиковой 21 марта 2009 г., в среднем за год общая численность безработных составит 6 млн человек, а численность зарегистрированных безработных — 2,8 млн человек 7. Тот же источник 3 марта 2009 г. сообщал, что на конец 2009 г. прогноз составляет 7 млн. человек8. Опубликованы также прогнозы неправительственных экспертов, некоторые из которых существенно превышают официальные. В качестве примера, воздерживаясь от суждений о методике оценок данного автора, каковая не раскрывается в его публикациях, укажем, что прогноз в 10 млн безработных дает Е.Ш. Гонтмахер9.
Большинство известных прогнозов, официальных и неофициальных, делается путем интуитивных экспертных оценок либо экстраполяцией.
Например, некоторые неправительственные эксперты исходят из того, что в ноябре 2008 - феврале 2009 г. как числа зарегистрированных безработных, так и оценки Росстатом общей численности безработных увеличивались на 0,2-0,5 млн человек в месяц. Экстраполяция данных темпов прироста дает на конец 2009 г. число в 9-10 млн безработных (12-13% от экономически активного населения). Мы считаем, что простая экстраполяция не учитывает многих обстоятельств — сезонности процесса (общая безработица), возможного спада обращаемости граждан за повышенными пособиями по безработице (зарегистрированная безработица), потенциальной возможности сокращения высвобождения работников с предприятий в результате стабилизации экономики во втором полугодии 2009 г.
Возможно также прогнозирование по аналогии.
Например, с октября 1992 по февраль 1999 г. на фоне глубокого спада производства ВВП (около 40%10) численность безработных постепенно возрастала с 3,9 до 10,4 млн человек. Пока нет оснований полагать, что социально-экономическая катастрофа 1990-х гг. с точки зрения глубины и продолжительности спада может повториться в современной России.
Более интересен для прогнозирования по аналогии международный финансовый кризис 1997-1998 г.г., ударивший по России в августе 1998 г., когда произошел так называемый дефолт. После дефолта с октября 1998 по февраль 1999 г. численность безработных в РФ увеличилась на 1,5 млн человек. Масштабы прироста безработицы, как мы видим, сопоставимы с нынешними. Но у современной ситуации есть отличия, как негативные, так и позитивные. Глобальный
7 http://www.minzdravsoc.ru/videobank/81.
8 http://www.minzdravsoc.ru/labour/employment/39.
9 http://www.finam.fm/archive-view/589.
10 В годовом исчислении за 1990-1998 годы спад производства ВВП составил 44,3% (рассчитано по данным Росстата - www.gks.ru).
кризис, начавшийся в 2008 г., по меркам мировой экономики, намного тяжелее кризиса 1997-1998 гг., охватившего только часть развивающихся стран. Однако и Россия имеет несопоставимо большие финансовые резервы, чем в 1998 г.
В 1998 г. численность населения трудоспособного возраста выросла на 0,9 млн человек, в 2009 г. ожидается сокращение на 0,6 млн человек. Таким образом, тенденция по приросту (снижению) трудовых ресурсов с точки зрения влияния на безработицу в 2009 г. будет более благоприятной, чем в 1998 году. Гораздо менее благоприятна в нынешний период миграционная ситуация. Число иностранных работников измеряется миллионами человек, и с этого сегмента рынка труда поступают противоречивые сообщения. На одних предприятиях происходит высвобождение иностранной, в том числе нелегальной, рабочей силы. На других ради экономии фонда оплаты труда и минимизации налоговых выплат пытаются расширять использование иностранной рабочей силы.
Для прогнозирования на долгосрочную перспективу мы считаем целесообразным применение традиционной методологии баланса трудовых ресурсов, адаптированной под использование информации обследований населения по проблемам занятости (ОНПЗ). Данная методология и прогнозы до 2020 г. были опубликованы нами в журнале «Научный эксперт»11. На краткосрочную и среднесрочную перспективу мы разрабатываем прогнозы, исходящие из статистических взаимосвязей между численностью и уровнем безработицы и показателями динамики ВВП, инвестиций и других макроэкономических показателей. В данной статье ^пользуется эмпирическая модель взаимосвязи безработицы и ВВП.
За период с 1993 по 2007 г. соотношение годовых приростов (сокращений) ВВП и безработицы в РФ описывается следующим уравнением линейной регрессии:
ДЧБ=2,761-1,712*ДВВП, (1)
где ДЧБ - рост общей численности безработных, в разах к предыдущему году, ДВВП - ВВП в сопоставимых ценах, в разах к предыдущему году. Коэффициент детерминации, отражающий достоверность взаимосвязи, не очень высок: R2 = 0,68.
Понятно, что ряд других факторов, влияющих на занятость и остающихся за пределами данной модели, может при одном и том же уровне ВВП «сыграть» на повышение или понижение расчетного показателя безработицы.
При всех недостатках подобное уравнение, оно имеет по крайней мере два достоинства — удобство использования и доступность исходной прогностической информации. Последнее означает, что прогнозы ВВП (в отличие от многих других макроэкономических показателей) всегда имеются в наличии.
Согласно данной формуле, рост безработицы в России начинается при понижении годовых темпов роста ВВП до 3%.
Прогнозы ВВП Министерства экономического развития РФ на 2009 г. уже неоднократно пересматривались за последние полгода в сторону по-
11 Кашепов А.В. Рынок труда и миграция в 2008-2020 годах. Научный эксперт, №12, 2008. -www.rusrand.ru.
нижения. Действующая сейчас оценка МЭР — минус 2,2%12. Для подобного снижения ВВП расчет по формуле 1, при выборе в качестве базы показателя за декабрь 2008 г. (5,8 млн человек), дает численность безработных на конец 2009 г. в 6,3 млн человек. Прогноз Всемирного банка от 30 марта 2009 г. по России предусматривает сокращение ВВП в 2009 г. на 4,5%13. В этом случае, по нашим расчетам, число безработных может составить 6,5 млн человек. При сокращении ВВП на 10% — 7,1 млн человек.
На основе приведенных расчетов, с учетом возможного негативного воздействия не учтенных в модели факторов, мы оцениваем в качестве вероятного диапазона численности безработных на конец 2009 г. 6,5-7,5 млн человек.
Возможна ли реализация нашего и близкого к нему правительственного вариантов прогнозов после того, как оценка Росстата за февраль 2009 г. уже составила 6,4 млн человек? Возможна, так как все предыдущие годы годовой максимум безработицы приходился именно на февраль. Факторы сезонности, которые в предшествующие полгода подталкивали рост безработицы, со второго квартала 2009 г. начинают его тормозить (рис. 3).
На рисунке 3 отрезок кривой циклических ростов и снижений безработицы обозначен как «сезонный тренд»; начавшийся в последнем квартале 2008 г. рост безработицы вследствие сокращения производства — как «кризисный тренд»; а кривая, в которой интегрируются сезонные и кризисные явления — «генеральный тренд». Условная линия «генерального тренда» в реальности примерно соответствует ряду отчетных и прогнозируемых показателей общей безработицы.
Число
Рис. 3. Концептуальная схема формирования генерального тренда безработицы на основе кризисного и сезонного трендов в 2008-2010 гг.
12 http://finance.rambler.ru/news/analytics/36849598.html.
13 http://siteresources.worldbank.org/INTGEP2009/Resources/5530448-1238466339289/GEP-Update-March30.pdf .
Разумеется, предсказать высоту точки «перелома» тенденции и дату приостановки роста безработицы сейчас затруднительно, но, исходя из сезонности и умеренно-оптимистических макроэкономических прогнозов Минэкономразвития, можно надеяться, что это произойдет во втором или третьем квартале 2009 г. Безусловно, осенью 2009 г. безработица опять пойдет вверх. Следующий зимний максимум безработицы 2010 г. может быть как выше, так и ниже нынешних показателей, в зависимости от перспективной динамики макроэкономических показателей РФ.
Политика занятости, которая во многих международных документах понимается как обязанность государства обеспечить, насколько возможно в данных экономических условиях, максимально высокую занятость, никогда ранее в России не проводилась. Она была урезана до «политики содействия занятости», то есть предоставления лицам, которые обращались в службу занятости, определенного пакета государственных услуг. Из Конституции и Трудового кодекса были удалены прямые формулировки «права на труд». Разработанный МОТ принцип «полной, продуктивной, свободно избранной занятости» также не признан в России на политическом уровне и не зафиксирован в действующем законодательстве14.
«Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 г. № 1193-р, в основном следовала стереотипам, сложившимся в начале 1990-х гг. Прямых указаний на необходимость сохранения и создания рабочих мест в этом документе не было.
Начало экономического кризиса осенью 2008 г. изменило политику занятости в России в лучшую сторону. Власть впервые с 1991 г. повернулась лицом к проблеме рабочих мест. В последние месяцы регулярно происходят совещания на высшем уровне по проблеме занятости.
С октября 2008 г. Минздравсоцразвития России (Роструд) производит мониторинг рынка труда в разрезе субъектов Российской Федерации, который базируется на официальной информации о планируемых увольнениях работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, представляемой работодателями. По состоянию на 25 марта
2009 г. получена информация о высвобождении работников 28 040 организаций из всех субъектов Российской Федерации. С начала октября 2008 г. численность уволенных работников достигла 280 827 человек, из них было трудоустроено 93 573 человек, в том числе 52 594 человека — в прежних организациях.
Безотносительно к тому, насколько полезен указанный мониторинг для практики государственного регулирования занятости (а он, безусловно, полезен), отметим, что 280 тыс. человек, уволенных за несколько месяцев — это очень небольшая цифра для России. В последние предкризисные годы только на крупных и средних предприятиях, концентрирующих чуть более половины учтенной численности занятых в РФ, в год увольнялось 11,8-12 млн человек. В целом за 2008 г. несколько ухудшилось соотношение между числами уволенных и принятых на работу лиц. Но учтенная численность уволенных состави-
14 http://siteresources.worldbank.org/INTGEP2009/Resources/5530448-1238466339289/GEP-Update-March30.pdf.
ла 12,2 млн человек, изменившись незначительно. Таким образом, мониторинг охватывает только небольшую часть общего потока увольнений в стране.
Далее, согласно мониторингу, суммарная численность находившихся в простое по вине администрации работников, работавших неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, составляет 1 млн 178 тыс. человек, в том числе:
- численность работников, находившихся в простое по вине администрации, — 195 712 человек;
- численность работников, работавших неполное рабочее время, — 906 004 человек;
- численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, — 76255 человек15.
Принято Постановление Правительства РФ № 1089 от 31 декабря 2008 г. «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации». В бюджете предусмотрено выделение 43,7 млрд рублей на региональные программы по снижению напряженности на рынке труда. Министр здравоохранения и социального развития Т.А. Голикова 4 марта 2009 г. сообщила, что на эту дату 82 субъекта РФ представили программы для согласования. Часть регионов уже начала получать федеральную помощь в рамках данной программы.
В ходе реализации представленных 82 региональных программ планируется:
- осуществить опережающую профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации более 173,4 тыс. работников организаций, находящихся под риском увольнения;
- создать более 947,1 тыс. временных рабочих мест для трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения;
- направить на стажировку 20,7 тыс. выпускников образовательных учреждений;
- оказать материальную поддержку предпринимательским инициативам не менее 56,7 тыс. человек, которые помимо обеспечения собственной занятости создадут не менее 150,0 тыс. рабочих мест в сфере малого бизнеса;
- оказать адресную финансовую поддержку не менее 15,0 тыс. граждан, переезжающих для работы постоянного или временного характера в другую местность на территории субъекта Российской Федерации или за его пределы для работы на предприятиях, испытывающих потребность в работниках.
Принято Постановление Правительства РФ № 915 от 8 декабря 2008 г., согласно которому установлены на 2009 г. минимальная величина пособия по безработице в размере 850 рублей и максимальная величина пособия по безработице в размере 4900 рублей. Внесены изменения в Закон о занятости: теперь величина пособия рассчитывается исходя из средней зарплаты за 3 месяца по последнему месту работы. Вводятся компенсации стоимости переезда граждан к новому месту работы. В связи с этим Минздравсоцразвития России подготовило и направило на согласование в Министерство финансов предложения об
15 http://www.minzdravsoc.ru/labour/employment/45.
увеличении на 34 млрд рублей размера субвенций, которые предоставляются регионам на проведение активных программ занятости и выплату пособий по безработице.
Федеральная служба по труду и занятости запустила интернет-портал «Работа в России», на котором 2 апреля 2009 г. были представлены 911 тысяч вакансий по субъектам РФ.
В «Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год» указано, что отдельной важной задачей будет обеспечение занятости выпускников школ, вузов и ссузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Будут предприняты меры по сохранению бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 г., несмотря на демографический спад, по увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тыс. мест (в настоящее время — 20 тыс.); в аспирантуре — до 29 тыс. (увеличение на 3 тыс. мест), а также по изменению структуры подготовки в вузах и ссузах. Имеется в виду увеличение числа бюджетных мест по наиболее востребованным техническим специальностям и снижение по специальностям в области экономики и управления, гуманитарных наук16.
Вместе с тем, на наш взгляд, дополнительно нуждаются в обсуждении и принятии решений следующие проблемы и меры, в том числе непопулярные:
- оптимизация численности иностранной рабочей силы на российском рынке труда;
- законодательное ограничение продолжительности рабочего времени работников и права на совместительство, с целью деления существующих рабочих мест на возможно большее количество людей;
- приоритетное направление средств государственной финансовой поддержки в отрасли с низкой капиталоемкостью, которые обеспечивают наибольшую численность создаваемых рабочих мест;
- приоритетная поддержка крупных и средних предприятий, в первую очередь «градообразующих», исходя из понимания того, что малый бизнес может успешно развиваться только в комплексе с ними, но не вместо этих предприятий;
Обратить вспять безработицу может только возобновление экономического роста, которое зависит как от конъюнктуры мировых рынков энергоносителей и других экспортных товаров, так и от способности Правительства РФ стимулировать внутренний спрос на отечественные товары. До того времени, когда безработица начнет сокращаться, российское общество должно проявить целеустремленность, чтобы смягчить социальную остроту этой проблемы.
16 http://premier.gov.ru/anticrisis/.