ЭКОНОМИКА
УДК 331 (470+100)(075.8)
Е. А. Теретенков, Л. Н. Семеркова
ПРОБЛЕМЫ РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ БИЗНЕС-СРЕДЫ
Аннотация. Рассматриваются проблемы состояния рынка труда в мире, в России и в Пензенском регионе в первом полугодии 2009 г., проводится анализ потребностей различных секторов экономики в человеческих ресурсах, делаются прогнозы относительно перспектив развития рынка труда и выводы о востребованности различных образовательных программ исходя из тенденций изменений на рынке труда.
Ключевые слова: рынок труда, безработица, коэффициент безработицы, уровень занятости, переподготовка кадров, вакансия, самозанятость, сокращение персонала, неполная занятость, экономически активное население, профессионально-квалификационная структура, общественные работы, предпринимательская деятельность.
Abstract. In the article the author is considering the problems of the labour market behaviour in the world, Russia and the Penza region in the first half of 2009, is carrying out analysis of needs for human resources in various sectors of economy, is making forecasts about the labour market development trends and is drawing conclusions concerning the demand for different training programmes on the basis of the employment trend.
Keywords: labour market, unemployment, unemployment quotient, employment rate, retraining, vacancy, self-employment, staff reduction, subemployment, economically active population, profession-qualification structure, public works, entrepreneurial activity.
Современный рынок труда в России - это довольно сложная многослойная структура, включающая в себя открытый (официальный и неофициальный) и скрытый рынок труда. Открытый рынок труда охватывает все трудоспособное население, ищущее работу. При этом официальная его часть (т.е. свободная рабочая сила и вакансии, зарегистрированные в Федеральной службе занятости) просчитывается довольно легко и точно (по официальным данным той же службы занятости), тогда как неофициальная его часть (прямые контакты с работодателями или негосударственными посредническими организациями - кадровыми агентствами и другими негосударственными организациями, входящими в инфраструктуру рынка труда) поддается только очень приблизительному учету. По некоторым данным отношение между официальной и неофициальной частями рынка может составлять 1:2,5 [1, с. 48]. Таким образом, официальные данные по безработице нужно умножать на 3,5. Что касается скрытого рынка труда, то в России он имеет значительный размер. Под скрытым рынком понимаются все работники, сохраняющие статус занятых, но угроза потери ими этого статуса остается чрезвычайно высокой.
В последнее время именно эта часть рынка (рабочие места с временной приостановкой оплаты труда, контрактные формы найма, гибкие формы занятости) расширяется чрезвычайно быстро. Есть данные, что отношение открытого и скрытого рынка может составлять 1:5 [1, с. 48].
В условиях изменяющейся бизнес-среды (особенно в последнее время) проблемы рынка труда резко обостряются. Чем же характеризуется рынок труда 2009 г.?
С учетом мировых тенденций в экономике некоторые процессы являются общими для мирового рынка труда. И первым индикатором изменившейся ситуации на рынке труда являются показатели уровня безработицы в мире и отдельных странах.
Уровень безработицы в США в апреле 2009 г. составил 8,9 % (в марте -8,5 %). Об этом говорится в опубликованных материалах Департамента труда США [2]. Тревожит то, что это самое высокое значение за последние 25 лет. При этом количество рабочих мест в неаграрных секторах США в апреле снизилось на 539 тыс. (прогнозировалось 600 тыс. сокращений). Прогноз экспертов не сбылся только благодаря вмешательству государства, которое создало 72 тыс. рабочих мест. Однако мартовский показатель увольнений оказался больше предсказанного - не 663 тыс., а 699 тыс., так же как и февральский - не 651 тыс., а 681 тыс. И опять 2009 г. (январь) побил рекорд по числу увольнений за последние 60 лет (была ликвидирована 741 тыс. рабочих мест).
В Европе дела обстоят не лучше, уровень безработицы в зоне евро в феврале 2009 г. составил 8,7 % (по уточненным данным статистического ведомства ЕС Eurostat) [3] против 7,2 % в феврале 2008 г. и 8,3 % в январе 2009 г. Февральский уровень безработицы во всем Евросоюзе поднялся до 7,9 %, против 7,7 % в январе 2009 г. Интересно, что больше рабочих мест ликвидируется именно в еврозоне!
Уровень безработицы в еврозоне в марте 2009 г. поднялся еще выше -до 8,9 % (максимум с ноября 2005 г.). В марте 2008 г. этот индикатор был стабилен и составлял 7,2 %. При этом общее число безработных в странах еврозоны выросло до 14,2 млн человек [3].
Как видно на примере США и Европы, негативные, кризисные тенденции на рынке труда пока не меняют вектора.
А что же Россия и российский (федеральный и региональные) рынок труда?
По данным Минздравсоцразвития России [4], в последние недели апреля - начале мая в России наблюдается снижение численности официально зарегистрированных безработных. Так, с 30 апреля по 6 мая 2009 г. численность безработных составила 2,26 млн человек, что на 0,2 % ниже данного показателя предыдущей недели (и более чем в 6 раз ниже, чем в странах еврозоны!). В свою очередь этот показатель был на 0,7 % ниже показателя позапрошлой недели (т.е., казалось бы, просматривается тенденция к выходу из тупика). Минздравсоцразвития полагает, что дали эффект программы занятости населения (переподготовка, миграция граждан с целью получения работы в других регионах, программы поддержки и развития малых форм бизнеса). Однако подобное сокращение численности безработных может быть связано, с одной стороны, с фактором сезонности (люди не встают на учет в службе занятости, а отправляются работать на дачи; более того, традиционно к началу апреля наблюдается затишье на рынке труда, которое длится до конца
мая), а с другой - возможным перемещением трудовых ресурсов в неофициальную часть открытого рынка (вследствие неверия в то, что государственная служба реально поможет найти работу) или даже в скрытый рынок (общественные работы, как разовые, можно тоже отнести к этой части рынка). А если учесть коэффициенты реальной безработицы, о которых речь шла выше (т.е. хотя бы умножить данные по официальной безработице на 3,5), то картина будет выглядеть следующим образом:
- безработных на официальном открытом рынке труда (Uoo) - 2,26 млн;
- безработных на неофициальном открытом рынке труда (Uno = Uoo х X 2,5) - 5,65 млн;
- всего безработных на открытом рынке труда (Uno + Uoo) - 7,91 млн.
Безработных на скрытом рынке труда мы подсчитывать не будем в силу большого разброса результатов таких подсчетов, но и показатель в 8 млн говорит о многом. Интересно, что Росстат по своей методике (с учетом опросов в регионах) насчитал в феврале 7,1 млн человек [5], что очень близко к полученным нами расчетным путем результатам.
Не будем забывать и о 1,5 млн выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, часть которых в конце лета - начале осени 2009 г. пополнит стройные ряды безработных. Расчет простой: продолжить обучение собираются около 10 % студентов вузов, 10 % выпускников средних специальных учебных заведений и 12 % отучившихся в профучилищах (ПУ). В армию призовут 10 % бывших студентов, 15 % выпускников техникумов и колледжей и 18 % выпускников ПУ. Остальные, видимо, будут пытаться устроиться на работу. Для их трудоустройства (с учетом демобилизованных из армии) потребуется не менее миллиона вакансий. По различным оценкам, не смогут найти работу от 30 до 50 % [6].
Говоря о проблемах безработицы в России, нужно учитывать не только число безработных, но и такой показатель, как уровень занятости. По данным Федеральной службы государственной статистики [5], численность занятого населения в феврале 2009 г. снизилась по сравнению с ноябрем 2008 г. на 2,9 млн человек, или на 2,6 % (по сравнению с февралем 2008 г. - на 1,8 млн человек, или на 4,2 %). При этом уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет в феврале 2009 г. составил 60,5 % (в ноябре 2008 г. - 63,1 %, в феврале 2008 г. - 62,1 %). Следовательно, чтобы сделать выводы об улучшении ситуации на рынке труда, следует отметить рост показателя занятости, но это пока не наблюдается. При этом не столько страшен рост безработицы сам по себе, сколько ее стагнация. В стране перестают создаваться рабочие места, в результате чего люди уходят в теневые отрасли, на временные работы, не платят налоги, что не может способствовать развитию российской экономики.
Минздравсоцразвития [4] обещало, что к концу 2009 г. реальная безработица не превысит 7,5 млн человек. Но уже в середине мая 2009 г. заместитель министра скорректировал этот показатель до 10 млн.
И еще один фактор, на который следует обратить внимание, анализируя проблемы безработицы в России. Нужно учитывать не только количество, но и качество потерянной работы. Так, в марте - апреле 2009 г. начались сокращения в машиностроительных отраслях с очень дорогостоящими рабочими местами. Чтобы вновь заполнить эти вакансии, в будущем потребуется намного больше сил и времени, чем для восстановления рабочих мест в строительстве из-за разницы в квалификации. Поэтому, хотя мы и наблюдаем но-
минальное сокращение общего числа безработных, но на этом же фоне началось сокращение рабочих мест в высокотехнологичных отраслях, восстановить которые будет намного дороже. Так что массовые увольнения осенью 2008 г. нельзя сравнивать с увольнением работников высокотехнологических производств. Если привлечь инженера к общественным работам, то он дисквалифицируется. Так что важны не только и не столько количественные показатели безработицы, сколько ее качественные показатели, которые пока в официальной статистике не анализируются. По-хорошему, следовало бы присваивать каждому рабочему месту вес, тогда картина была бы нагляднее и, что самое главное, реальнее. По крайней мере, в этом случае будет ясно, во что обойдется государству устранение последствий безработицы.
В продолжение темы следует отметить, что перечень предлагаемых службой занятости рабочих мест не всегда привязан к реальной ситуации на рынке, особенно в регионах. Невысокий размер пособия по безработице (установленный в начале 2009 г. максимум такого пособия составляет 4,9 тыс. руб.), стояние в очередях, сбор различных справок, подписей и печатей - все это вряд ли привлекает потерявших работу.
Да и к переучиванию и переподготовке многие относятся с опасением. А если переподготовка связана с понижением социального статуса, то на это мало кто идет. Многие не хотят (или не могут) сменить место жительства. Часто резюме направляют не в соответствии с требованиями к квалификации, а просто потому, что устраивает зарплата, что усложняет работу кадровых агентств.
10 наиболее желанных должностей, которые кандидаты наиболее часто указывают в своих резюме на сайте Карьерист.ру (www.careerist.ru) - это менеджер, менеджер по продажам, бухгалтер, юрист, администратор, инженер, главный бухгалтер, секретарь, менеджер по персоналу и менеджер по работе с клиентами. При этом желающих быть просто менеджерами вообще, т.е., проще говоря, начальниками, в пять раз больше тех, кто хочет работать с клиентами. «Людям хочется руководить, считать деньги, отстаивать права, помогать руководителям, нанимать людей и немного общаться с клиентами, -говорит главный редактор Карьерист.ру Наталья Петрова. - Но жизнь вносит свои коррективы - не на всякое желание есть готовая должность». По ее словам, 10 должностей, на которые компании ищут больше всего работников на сайте Карьерист.ру - это менеджер по продажам, затем, с большим отрывом -менеджер по работе с клиентами, бухгалтер, главный бухгалтер, секретарь, офис-менеджер, системный администратор, оператор ПК и менеджер по персоналу. Это позволяет сформировать список из 10 самых популярных должностей сайта Карьерист.ру (указанных в реально размещенных вакансиях), на которые потенциальные работники прислали максимум откликов:
1) менеджер по продажам;
2)секретарь;
3) менеджер по работе с клиентами;
4) бухгалтер;
5) менеджер по персоналу;
6) администратор;
7) офис-менеджер;
8) юрист;
9) дизайнер;
10) менеджер.
При этом откликов на позицию менеджера по продажам, стоящую первой в этом списке, в десять раз больше, чем откликов на позицию «вообще» менеджера.
27 апреля 2009 г. глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова сообщила, что более 50 тыс. заявок поступило в рамках подпрограмм самозанятости населения, реализуемых в регионах в условиях роста безработицы. «Сейчас примерно 52 тысячи человек подали заявления на самозанятость. По оценкам, они могут создать вокруг себя порядка 150 тысяч рабочих мест», -сказала Голикова на брифинге в правительстве РФ [7].
Теперь проанализируем состояние рынка труда в Пензенской области.
По данным Управления государственной службы занятости населения Пензенской области [8], к концу 2008 г. в результате снижения темпов роста объемов производства и инвестиций увеличились масштабы неполной занятости и сокращения работников на предприятиях и в организациях области.
Разные отрасли почувствовали на себе негативное влияние экономического кризиса по-разному. Больше всего пострадал производственный сектор: промышленность и строительство. Сокращают персонал и отказываются от приема новых сотрудников предприятия связи и организации бюджетной сферы.
В период с 1 октября 2008 г. по 1 апреля 2009 г. 491 предприятие и организация области предоставили информацию об увольнениях работников в связи с сокращением персонала или ликвидацией организации.
За этот период сокращено 2532 человека (в январе - 688 человек, феврале - 378 человек, в марте - 708 человек), в том числе по отраслям (табл. 1).
Таблица 1
Число высвобожденных сотрудников по отраслям (в Пензенской области)
Наименование отрасли Численность высвобожденных работников, %
Промышленность 51,7
Сельское хозяйство 3,3
Строительство 6,1
Транспорт и связь 4,8
ЖКХ и бытовое обслуживание населения 2,4
Оптовая и розничная торговля 3,3
Образование, здравоохранение, соц. обслуживание 14,2
Государственное управление 4,2
Обеспечение военной безопасности, МЧС (реорганизация) 9,7
Другие 0,3
По состоянию на 1 апреля 2009 г. в режиме неполной занятости работали 5909 человек. Простаивали по вине работодателя и находились в отпусках без сохранения заработной платы 2303 человека. Причины увольнения: снижение объемов производства, оптимизация численности работников.
На 1 марта 2009 г. в области насчитывалось 709,3 тыс. человек экономически активного населения, при этом в экономике было занято 654,0 тыс.
человек, а 55,3 тыс. человек не было занято. Уровень общей безработицы (в соответствии с методологией Международной организации труда) составлял 7,8 %.
С 1 октября 2008 г. по 1 апреля 2009 г. официальная численность безработных увеличилась более чем вдвое. Относительно начала года -в 1,8 раза (по состоянию на 1 января численность безработных составляла 6315 человек). На 1 апреля 2009 г. на учете в службе занятости области состояли 11317 человек. Уровень регистрируемой безработицы достиг 1,6 % от экономически активного населения области. Это меньше соответствующего уровня в РФ и ПФО (на 1 марта 2009 г. уровень безработицы по РФ - 2,7 %, ПФО - 2,1 %).
Но уже по состоянию на 21 апреля 2009 г. численность официально зарегистрированных безработных достигла 12590 человек (1,8 % от экономически активного населения); 4230 человек были намечены к сокращению; в вынужденных отпусках по инициативе администрации находились 654 человека.
Не стоит забывать и про «скрытую» безработицу - на многих частных предприятиях официально неполный рабочий день или отпуска по инициативе администрации не вводились, но изменилась («оптимизировалась») система оплаты труда, в результате чего доходы сотрудников уменьшились в разы, а их «отбывание» на рабочем месте зачастую не лучше, чем отпуск без сохранения заработной платы.
Произошли изменения и в структуре безработных граждан:
- с 40,0 до 22,9 % снизилась доля безработных граждан, уволенных в связи с сокращением численности работников либо ликвидацией организации (т.е. организации стали неохотно сокращать сотрудников официально, чтобы не платить полагающиеся им пособия, а стали уговаривать или вынуждать сотрудников увольняться «по собственному желанию»);
- с 26,0 до 43,4 % увеличилась доля уволившихся по собственному желанию (здесь «по собственному желанию» хочется поставить в кавычки);
- с 68,6 до 60,9 % уменьшилась доля женщин (всех «ненужных» уволили еще в самом начале кризиса);
- с 17,0 до 25,3 % увеличилась доля молодежи (отсутствие у молодежи опыта, завышенные ожидания по зарплате, возвращение «блудных детей» из Москвы в связи с потерей работы - вот некоторые из причин такого увеличения).
С октября 2008 г. по март 2009 г. потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест, заявленная в службу занятости, сократилась в 2,6 раза (по сравнению с 1 января 2009 г. - в 1,6 раза). На 1 апреля работодатели заявили, что им требуется 4576 человек, из них - 2971 рабочих, третья часть - с оплатой на уровне или ниже прожиточного минимума.
За три месяца 2009 г. в экономике области было создано 4,9 тыс. рабочих мест (3,7 тыс. постоянных и 1,2 тыс. временных). Больше всего рабочих мест было создано в оптовой и розничной торговле (21,2 %), сельском хозяйстве (16,8 %), обрабатывающих производствах (12,4 %), строительстве (10,6 %).
В соответствии с прогнозом с предприятий и из организаций области в текущем году может быть уволено около 8,0-10,0 тыс. человек. Это касается практически всех отраслей производства, а также социальной сферы. Кро-
ме того, нужно учесть возвращение в область граждан, работающих за ее пределами (главным образом, в Москве).
Управление государственной службы занятости населения Пензенской области [8] приводит следующий перечень профессий (специальностей), пользующихся наибольшим спросом на рынке труда на 1 апреля 2009 г. (первые 10 в порядке убывания потребности) (табл. 2).
Таблица 2
Перечень профессий, пользующихся наибольшим спросом на рынке труда (в Пензенской области)
Наименование профессии (специальности) Потребность
1. Врач 276
2. Водитель 263
3. Продавец 173
4. Медицинская сестра 147
5. Механизатор 136
6. Военнослужащий 132
7. Электромонтер 112
8. Почтальон 109
9. Кондуктор 107
10. Слесарь механосборочных работ 103
При этом нужно учитывать, что наличие вакансии само по себе мало о чем говорит, если эта вакансия не подтверждена достойной оплатой труда. Например, по данным того же центра занятости, на 13 апреля 2009 г. предлагаемая зарплата самой востребованной специальности из списка (врач) составила 4330 руб. (т.е. минимальная в соответствии с российским законодательством) - 13830 руб., зарплата медицинской сестры - 4330-8000 руб. Поэтому, скорее всего, спрос на этих специалистов будет и дальше расти, что говорит не о развитии медицинского сектора, а, скорее, о бедственном положении его работников. Несколько лучше обстоит дело с другими профессиями. Например, по данным центра занятости на 6 апреля 2009 г. зарплата, предлагаемая водителю, составляла 18000 руб. (на 20 апреля - 10000-20000 руб.), продавцу - 17500 руб. (на 20 апреля - 10000-20000 руб.), электромонтеру -12000-15000 руб., слесарю механосборочных работ - 18000 руб.
В то же время профессионально-квалификационная структура граждан, обратившихся в целях поиска подходящей работы на 1 апреля 2009 г., выглядит следующим образом (первые 10 профессий в порядке убывания численности обратившихся) (табл. 3).
На первый взгляд, в этих таблицах наблюдаются определенные противоречия (например, и в той, и в другой присутствуют продавцы и водители -причем в первых строках). Но это противоречие кажущееся. Просто происходит перераспределение вакансий между более успешными и менее успешными розничными торговцами (так, «СПАР» открывает новые магазины, «ПАТЭРСОН» сокращает число своих магазинов). К тому же баланс спроса и предложения даже на рынке этих профессий отрицательный (для водителей -189, для продавцов - 389).
Чтобы понять, что происходит на рынке труда г. Пензы, обратимся к официальной статистике Пензенской городской службы занятости [9].
Таблица 3
Перечень профессий, имеющих наибольшее предложение на рынке труда (в Пензенской области)
Наименование профессии (специальности) Численность граждан (чел.)
1. Бухгалтер 572
2. Продавец 562
3. Водитель 452
4. Менеджер 367
5. Инженер 331
6. Повар, пекарь, кондитер 241
7. Заведующий хозяйством (складом), кладовщик 218
8. Специалист 199
9. Учитель, преподаватель, педагог 160
10. Контролер 152
За три месяца 2009 г. можно отметить следующее:
- численность экономически активного населения на 01.04.2009 г. составила 297500 человек;
- уровень регистрируемой безработицы составил на 01.04.2009 г. 1,54 % (ситуация практически аналогичная ситуации на областном рынке);
- средняя продолжительность безработицы составила 3 месяца;
- процент безработных, состоящих на учете более 1 года, - 1,9 %;
- напряженность на рынке труда (отношение числа граждан, не занятых трудовой деятельностью, к числу вакантных должностей и свободных рабочих мест) составила 2,2 незанятых граждан на одно рабочее место.
За первый квартал 2009 г. в городской Центр занятости населения обратилось за содействием в трудоустройстве 5233 человека.
Статистика довольно любопытна:
- незанятые граждане - 96,4 % (получается, что некоторые (3,6 %) заботятся о своем будущем заранее, предчувствуя возникновение проблем с работой);
- не были заняты трудовой деятельностью более года - 19,1 % (это, скорее всего, люди, лишившиеся «левых» заработков);
- молодежь в возрасте до 30 лет - 41,6 % (самая страшная статистика, социальные результаты которой могут быть непредсказуемы);
- инвалиды - 7,1 % (пенсий и пособий стало не хватать и люди цепляются за любую возможность заработать);
- высвобожденные работники - 10,6 % (процент, как видим, не очень большой, но нереальный, поскольку, как указывалось выше, теперь сотрудники чаще увольняются «по собственному желанию»);
- граждане предпенсионного возраста - 6,6 % (самый уязвимый слой населения - еще не получающий пенсию, ощущающий себя никому не нужным; психологическое и социальное состояние во многом зависит от срока, оставшегося до пенсии);
- освобожденные из тюрем - 0,5 % (у людей практически нет шансов трудоустроиться).
За январь - март 2009 г. служба занятости г. Пензы трудоустроила на постоянную и временную работу всего 20,2 % от количества обратившихся за содействием в трудоустройстве (1056 человек).
На 01.04.2009 г. в Центре занятости населения г. Пензы было зарегистрировано 4586 безработных.
В структуре безработных преобладают женщины (60,3 %). Для большей части безработных трудоустройство затруднено:
- выпускники (кроме выпускников школ) - 3,7 % (странным образом сбылась мечта советских студентов о «свободном» распределении!);
- лица предпенсионного возраста - 9,6 % (о них уже говорилось выше);
- родители, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, - 11,3 % (никому не нужны люди, которые будут работать неполный рабочий день);
- инвалиды - 11,6 % (здоровым работы не хватает);
- граждане, не приступавшие к трудовой деятельности больше года, -19,6 % (обсуждались выше);
- не имеющие профессии, специальности - 1,2 % (странная категория, может быть, выпускники школ?);
- высвобожденные работники - 17,3 % (попавших «под сокращение» неохотно берут на работу).
В то же время за первый квартал 2009 г. 573 организации обратились в службу занятости по вопросу подбора работников. Предприятия разместили 8939 вакансий, из них почти 6735 (75,4%) рабочих.
На 01.04.2009 г. в банке данных Центра занятости населения г. Пензы было 2407 вакансии (60,2 % - рабочие).
Несоответствие профессионально-квалификационного состава безработных граждан имеющимся в распоряжении службы занятости вакансиям определяют несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
Процессы, происходящие в сфере занятости города, тесно связаны с реализацией в регионе национальных проектов, притоком инвестиций, развитием среднего и малого бизнеса.
Одним из способов решения проблемы временной занятости являются общественные работы, которые обеспечивают материальную поддержку безработных и сохраняют их мотивацию к труду. Виды общественных работ определяются исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры города.
За три месяца 2009 г. с работодателями было заключено 52 договора на проведение общественных работ, организовано 484 рабочих места, 293 человека изъявили желание их занять.
В январе - марте 2009 г. на переобучение направлено 138 человек, 31 человек закончил профессиональное обучение. В сложившихся обстоятельствах важными являются программы самозанятости, хотя трудно ожидать от людей, не захотевших начать свой бизнес в благоприятное время, чудес предпринимательства. В то же время для тех, кто хочет взять на себя ответственность за обеспечение своей семьи, должны быть созданы максимально благоприятные условия. За первый квартал 2009 г. по вопросам самозанятости получили консультацию 66 человек, но только один из них зарегистрировал предпринимательскую деятельность.
Стабилизация ситуации на рынке труда города и области невозможна без разработки и реализации государственных (в том числе региональных) программ занятости. В настоящий момент реализуется ведомственная целе-
вая программа содействия занятости населения Пензенской области на 20092011 гг. В соответствии с программой в 2009 г. планируется трудоустроить более 30 тыс. человек. Программа, безусловно, сыграет свою положительную роль. Так, например, в рамках программы софинансируются мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, под гарантию трудоустройства проводится обучение безработных граждан. В целях удовлетворения спроса на рабочие кадры ведется подготовка электрогазосварщиков, каменщиков, водителей, мастеров отделочных строительных работ, машинистов кранов, электромехаников, т.е. по тем рабочим специальностям, к которым до недавнего времени довольно успешно готовила разваленная система профтехобразования. Может быть, хоть кризисные явления в экономике послужат реальным (а не на словах) стимулом для возрождения этой системы. Беда лишь в том, что вряд ли оставшиеся без работы бухгалтера, пекари, учителя, инженеры легко и быстро смогут (и захотят!) стать предпринимателями, водителями или крановщиками. Более того, таких безработных уже не спасет и торговля (как в 1990-е гг.) - в последнее время появилось много молодых дерзких профессионалов в этой области, так что бывший учитель вряд ли сможет заработать в палатке на рынке намного больше пособия по безработице.
Еще раз стоит вернуться к проблеме занятости молодежи. По сути, эта часть рынка труда представляет собой отдельный и очень своеобразный рынок. Молодежь всегда занимает активную жизненную позицию (и не всегда имеющую положительный вектор развития). Власть понимает, что, не имея работы, молодые люди могут направить свою энергию на занятия асоциального характера: начиная с молодежных выступлений и заканчивая преступлениями, совершаемыми с целью получения средств к существованию или от безделья. Впрочем, этот вопрос уже выходит за пределы собственно анализа рынка труда.
В плане предоставления дополнительных гарантий для молодежи интересен московский опыт, который, наверняка, региональные власти постараются скопировать. 8 апреля 2009 г. Московская городская дума приняла поправки в закон г. Москвы «О квотировании рабочих мест». Часть 1 главы 2 данного закона теперь гласит: «Квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медикосоциальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые» [10]. Важным моментом является то, что экономическая поддержка предприятий, поддерживающих квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, будет осуществляться из городского бюджета.
29 апреля 2009 г. было разработано «Положение об организации временного трудоустройства выпускников вузов и колледжей столицы». Стать участником программы может любой гражданин в возрасте до 30 лет, ищущий работу впервые, и прошедшие профессиональную подготовку и переподготовку по направлению государственной службы занятости [10]. Пока
ничего нельзя сказать об эффективности данной программы, поскольку перечень организаций, готовых принять участие в программе, только составляется. Из названия ясно одно: эти меры позволят молодежи как-то перебиться, но кардинально ситуацию на молодежном рынке труда это не изменит. Скорее всего, молодым людям придется, в первую очередь, рассчитывать на свои силы, а полтора миллиона «свежевыпущенных» выпускников рынок труда особо не ждет.
И еще одна интересная тенденция начинает проявляться в последнее нестабильное время: изменяются потоки трудовых мигрантов в России. РИА «Новости» [7], со ссылкой на главу Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского, сообщает, что из-за финансового кризиса гастарбайтеры поменяли свои приоритеты и вместо Москвы и Центра России едут на Дальний Восток. На Дальнем Востоке с начала года выдано уже на 34 % больше разрешений на работу, чем за аналогичный период прошлого года.
Глава представительства Всемирного банка в России Клаус Роланд (Klaus Rohland), выступая на XIV Российском экономическом форуме в Екатеринбурге, сказал, что Всемирный банк прогнозирует уровень безработицы в России в 2010 г. на уровне 10 % [11]. Основная проблема заключается в том, что потерявшие работу снижают расходы на образование детей. Результаты снижения образовательного уровня негативно скажутся на экономике страны через 10-15 лет.
Исходя из тенденций изменений на рынке труда, можно сделать следующие выводы:
1. Ситуация на рынке труда в 2009 г. имеет явный перекос в сторону предложения рабочей силы, поэтому выравнивание ситуации возможно только за счет переподготовки кадров в соответствии с реальными потребностями современного рынка.
2. Цена рабочей силы падает, и это падение продлится, по крайней мере, до конца 2009 г.
3. Конкуренция между работодателями за персонал в целом снижается, обостряется конкуренция за высококвалифицированный персонал, отдача от которого высока.
4. Конкуренция между наемными работниками резко обостряется. Имеют место случаи, когда учредители частных компаний сокращают наемный управленческий персонал и сами выполняют его функции, превращаясь, таким образом, в наемный персонал своей собственной фирмы.
5. В отличие от стран Запада, в России профсоюзы не играют заметной роли на рынке труда, и вряд ли их роль усилится в ближайшее время.
6. Переподготовка кадров организуется большей частью стихийно, без учета перспективы и реальных потребностей предприятий, хотя сначала нужно определить потребности в обучении с помощью внешних консультантов и только потом принимать решение о переподготовке кадров.
7. Государство предпринимает политику активного вмешательства в ситуацию, пытаясь повлиять на инфраструктуру рынка труда и используя при этом как рыночные (заинтересованность работодателя, работника), так и нерыночные (административные) меры (разнарядки, проверки, увещевания работодателей, угрозы).
8. Несмотря на предпринимаемые государством усилия, количество рабочих часов снижается и будет продолжать снижаться, т.к. работодатели пы-
таются минимизировать расходы и провести реструктуризацию компаний в ответ на изменившиеся условия. Из-за страха потерять работу работники отказываются от использования очередных отпусков (по крайней мере, берут одну-две недели вместо положенных четырех). До конца года ситуация вряд ли изменится.
9. Поскольку работодателям, в силу непредсказуемости дальнейшего развития экономики, становится выгоднее иметь дело с временным персоналом, начинает увеличиваться число внештатных работников и фрилансеров.
10. Вновь, как в 1990-е гг., встает во весь рост проблема задержек выплат заработной платы. По данным Роструда на 21 апреля 2009 г., объем задолженности по зарплате достиг 8,8 млрд руб. [12]. При этом не нужно усматривать злой умысел со стороны работодателей-частников - ситуация в бюджетной сфере ничем не лучше. Поэтому в данной ситуации нужно искать не виноватого, а решать проблему совместными силами государства и частных компаний.
11. Без победных реляций, очень тихо прошло повышение минимальной заработной платы с 1 января 2009 г., хотя такого повышения (сразу с 2300 до 4330 руб.) не было еще никогда. Причина такого замалчивания заключается в том, что фактическая заработная плата уменьшилась (в некоторых организациях довольно резко), а обещанное летом 2008 г. повышение зарплаты бюджетникам с 1 декабря 2008 г. (позже дата переносилась на 1 января, 1 апреля, а для некоторых пензенских организаций даже на 1 июля 2009 г.) свелось фактически к нулю.
12. Пытаясь найти выход из сложившегося положения, безработные и те, кому увольнение грозит в ближайшем будущем, стремятся попасть не на общественные работы, а... в резерв кадров органов власти. Количество предпринимателей и сотрудников частных компаний, претендующих на зачисление в резерв кадров, резко выросло в 2009 г., причем жители административного центра области выражают готовность выехать на работу в районные центры, лишь бы получить какой-то гарантированный заработок и статус.
13. Увеличение числа самозанятых вызывает потребность в разработке практических курсов по созданию малых предприятий различных форм.
14. Роль образования в целом возрастает, но принимает специфический, «точечный» характер - не высшее образование вообще, а образование, отвечающее текущему состоянию рынка. Высшая школа может решить эту задачу только с помощью хорошо поставленной системы дополнительного образования. Бурное развитие должны получить кратко- и среднесрочные курсы повышения квалификации и переподготовки, если они смогут обеспечить соответствующее качество и результат.
15. Реальная картина на рынке труда прояснится лишь к концу 2009 г., когда можно будет судить о первых результатах антикризисных мер правительства (и не только российского, но и европейских и американского), будет более определенным и реальным (хотя и не обязательно радужным) положение предприятий и организаций различных форм собственности, будет понятна конъюнктура на рынке нефти и газа.
Список литературы
1. Черниченко, Т. Некоторые вопросы маркетинга рабочей силы в России / Т. Черниченко // Маркетинг. - 1996. - № 2.
2. Сайт департамента труда Соединенных Штатов - United States Department of Labor. - Режим доступа: http://www.dol.gov
3. Eurostat Newsrelease. Euroindicators. March 2009. Eurostat Press Office. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat, http://epp.eurostat.ec.europa.eu
4. Сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ. - Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/labour/employment
5. Сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru
6. Сайт информационного агентства «Росбалт». - Режим доступа: http://www.rosbalt.ru
7. Сайт российского информационного агентства «Новости». - Режим доступа: http://www.rian.ru
8. Сайт Управления государственной службы занятости населения Пензенской области. - Режим доступа: http://www.sura.ru/fgszn
9. Сайт Центра занятости населения г. Пензы. - Режим доступа: http://www.sura.ru/ gczn/inform/otchet.html
10. Сайт справочной правовой системы «КонстультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
11. Сайт деловой сети RB.RU Russian Business. - Режим доступа: http://www.rb.ru/ news/economics/2009/05/15/124014.html
12. Сайт Федеральной службы по труду и занятости. - Режим доступа:
http://www.rostrud.info
Теретенков Евгений Алексеевич исполнительный директор,
ГУ «Пензенский региональный центр Президентской программы подготовки управленческих кадров»
E-mail: [email protected]
Семеркова Любовь Николаевна доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга, Пензенский государственный университет
E-mail: [email protected]
Teretenkov Evgeny Alekseevich Executive director, Government Facility “Penza Regional Center of the Presidential Program of management personnel training”
Semerkova Lyubov Nikolaevna Doctor of economic sciences, professor, head of sub-department of marketing, Penza State University
УДК (470+100)(075.8)
Теретенков, Е. А.
Формирование интересов учредителей, трудовых коллективов по созданию кластеров / Е. А. Теретенков, Л. Н. Семеркова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. -№ 4 (12). - С. 107-119.