Научная статья на тему 'Региональные подходы к решению проблем занятости'

Региональные подходы к решению проблем занятости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / REGIONAL LABOR MARKET / THE BALANCE OF SUPPLY AND DEMAND IN THE LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Задорожная Людмила Ивановна, Ягумова Наталья Владимировна

В статье анализируется проблемы регионального рынка труда, исследуется ситуация, сложившаяся в кризисный и посткризисный период на рынке труда Республики Адыгея, рассматриваются региональным механизмы и инструменты регулирования и стабилизации данной сферы региональной экономики, дается оценка их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional approach to solving the problems of employment

The article analyzes regional labor market problems, the situation in crisis and post-crisis period in the labor market of the Republic of Adyghea has been investigated, regional mechanisms and instruments of regulation and stabilization of the scope of the regional economy have been considered, their effectiveness has been assessed.

Текст научной работы на тему «Региональные подходы к решению проблем занятости»

УДК 331.5 ББК 65.9(2)240 З-15

Задорожная Людмила Ивановна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента и региональной экономики Майкопского государственного технологического университета;

Ягумова Наталья Владимировна, соискатель Майкопского государственного технологического университета, главный государственный налоговый инспектор МИФНС России №1 по РА, е-mail: [email protected].

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ

(рецензирована)

В статье анализируется проблемы регионального рынка труда, исследуется ситуация, сложившаяся в кризисный и посткризисный период на рынке труда Республики Адыгея, рассматриваются региональным механизмы и инструменты регулирования и стабилизации данной сферы региональной экономики, дается оценка их эффективности.

Ключевые слова: занятость, безработица, региональный рынок труда, сбалансированность спроса и предложения на рынке труда.

Zadorozhnaya Lyudmila Ivanovna, Doctor of Economics, professor, head of the Department of Management and Regional Economy, Maikop State Technological University;

Yagumova Natalia Vladimirovna, applicant of Maikop State Technological University, the main state tax inspector of IIFTS of Russia № 1 in RA, e-mail: net.g81 @ mail.ru.

REGIONAL APPROACH TO SOLVING THE PROBLEMS OF EMPLOYMENT

(reviewed)

The article analyzes regional labor market problems, the situation in crisis and post-crisis period in the labor market of the Republic of Adyghea has been investigated, regional mechanisms and instruments of regulation and stabilization of the scope of the regional economy have been considered, their effectiveness has been assessed.

Keywords: employment, unemployment, regional labor market, the balance of supply and demand in the labor

market.

Региональные рынки труда в полной мере ощутили влияние мирового экономического кризиса. Региональные инструменты снижения напряженности в 2009-2011 годах имели целью стабилизировать ситуацию на рынке труда и осуществить социальную поддержку граждан. Мероприятия были направлены на усиление социальной защищенности населения, повышение объема и качества социальных услуг, расширение масштабов деятельности в сфере занятости, противодействие росту безработицы, развитие программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения.

Практика последних лет показывает успешную реализацию целевых программ по содействию занятости населения, принимаемых, как правило, на трехлетний период. В рамках долгосрочной целевой программы «Содействие занятости населения Республики Адыгея на 2011-2013 годы» за первые полгода трудоустроены почти 5 тысяч человек, в общественных работах приняли участие около 2 тысяч, направлены на профобучение 1387 человек, на временные работы трудоустроен 131 человек из числа безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и 2430 человек из числа несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Управление ГСЗН регулярно проводит мониторинг реализации программы и ее эффективности.

В полном объеме выполнены целевые региональные программы по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труд в 2009 и 2010 гг. Реализована третья программа - «Снижение напряженности на рынке труда Республики Адыгея» на 2011 год. Программные мероприятия были ориентированы на посткризисное развитие экономики при повышении качества и профессиональной мобильности рабочей силы, на эффективное использование трудовых ресурсов в условиях перехода на инновационный путь развития региона. Первостепенное значение в программе уделялось повышению конкурентоспособности работников на рынке труда и стимулированию сохранения и создания рабочих мест. В соответствии с планом в программе приняли участие около 2 тыс. человек. Общий объем финансирования программы составил 82, 5 млн. руб. при 5%-ом софинансировании из республиканского бюджета.

В отличие от предыдущих программа 2011 года решала целый ряд новых задач:

1) повышение конкурентоспособности на рынке труда женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда;

2) повышение конкурентоспособности на рынке труда женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;

3) повышение конкурентоспособности на рынке труда врачей в соответствии с Программой модернизации здравоохранения Республики Адыгея на 2011-2012 годы;

4) содействие трудоустройству родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

Следует отметить, что решение первых двух задач носит упреждающий характер. Ранее сотрудники

службы занятости в большей степени имели дело с людьми, фактически нуждающимися в помощи по трудоустройству. В рамках новых задач речь идет о работе с категорией граждан, потенциально способных пополнить рынок труда. Как любое новое направление, решение этих задач потребовало от сотрудников центров занятости поиска новых форм и методов работы. Результативность упреждающих мер, безусловно, в ближайшем будущем положительно скажется на состоянии республиканского рынка труда.

В качестве важных инструментов получения информации для принятия решений в ходе реализации программы дополнительных мер выступили:

- мониторинг организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программам;

-мониторинг рынка труда Республики Адыгея по определению потребности в квалифицированных

кадрах;

- формируемый перечень организаций, работники которых имеют потребность в опережающем профессиональном обучении;

- мониторинг женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда;

- мониторинг врачей, подлежащих переподготовке в соответствии с программой модернизации здравоохранения в республике;

- мониторинг женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком и планирующих возвращение к трудовой деятельности.

Все последние годы важным направлением работы органов службы занятости республики являлось содействие безработным гражданам в самозанятости и малом предпринимательстве. В 2010 г. государственные услуги в этом направлении получили более 2,5 тыс. безработных (в 2009 г. - около 1,5 тыс. безработных). Значительный интерес у безработных граждан вызвала организация содействия предпринимательству и самозанятости в рамках реализации дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда. За первое полугодие 2011 г. органами службы занятости заключено и реализуется 2069 договоров с безработными гражданами о содействии их самозанятости, субсидия выдана 2067 безработным гражданам. 140 человек из этого числа создали 140 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и также получили субсидию в размере 58,8 тыс. рублей за каждое созданное рабочее место.

Приоритетное право на субсидирование создания собственного дела предоставлено гражданам, испытывающим трудности в поиске подходящей работы. Свое собственное дело открыли 131 инвалид, 59 одиноких и многодетных родителей, 431 гражданин из числа молодежи, 55 выпускников профессиональных учебных заведений, 1595 жителей сельской местности. В основном, предпринимательская деятельность бывших безработных граждан направлена на производство сельхозпродукции, розничную торговлю, ремонтно-строительные работы, оказание услуг населению, транспортные перевозки, оказание юридических и бухгалтерских услуг.

По нашему мнению, в числе важнейшего направления работы на рынке труда должна оставаться информационная работа с работодателями и гражданами. Основными и достаточно эффективными инструментами здесь выступают:

- официальный сайт службы занятости населения Республики Адыгея (www.zanad.ru), где размещена информация о состоянии рынка труда, основные направления деятельности службы занятости, перечень всех оказываемых услуг, юридическая информация, помещены сведения, интересующие работодателей граждан, ищущих работу, ежедневно обновляется подраздел «Ищу работу». За 2010 г. на сайте зарегистрировано около 340 тысяч посещений, по состоянию на 1 января 2011 г. размещено 3032 вакансии, 354 резюме безработных граждан и граждан, ищущих работу. Органы службы занятости населения республики ежедневно обновляют вакансии, имеющиеся в республике, на информационном портале Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России»;

- система электронного информирования в виде плазменных панелей, интерактивные сенсорные киоски, где посредством поисковой системы можно воспользоваться банком вакансий по региону;

- мобильные центры занятости, организованные для удобства жителей республики, особенно проживающих в отдаленных населенных пунктах, с целью повышения доступности и качества оказываемых услуг. В течение 2010 г. было проведено 168 выездов МЦЗН по утвержденным планам-графикам и 127 специалистов ГУ ЦЗН приняли участие в различных мероприятиях, проводимых на базе мобильных центров занятости;

- работа телефонов «Горячей линии» в Управлении и во всех ГУ ЦЗН городов и районов республики;

- публичное информирование через выступления руководителей органов службы занятости на различных совещаниях, семинарах, заседаниях антикризисных комиссий, координационных комитетов содействия занятости населения;

- СМИ (республиканские и районные газеты, кабельное телевидение);

- информационные залы ЦЗН, где расположены стенды, на которых размещены: реестр

государственных услуг, процедура предоставления государственных услуг, перечни показателей услуг и документов, нормативно-правовые нормы, регулирующие деятельность предоставления услуг, публикации местной прессы и другие информационные материалы. На плазменных панелях размещена иллюстрированная информация о государственных услугах.

- ярмарки рабочих и учебных мест;

- выпуск брошюр, памяток, буклетов, информационных и рекламных сборников. Так, изданы информационные материалы по направлениям: для граждан, ищущих работу; организация общественных работ; Вам трудно найти работу? (информация для инвалидов) и т.д.

В результате проводимой работы в течение 2010г. государственной услугой по информированию о положении на рынке труда смогли воспользоваться более 43,2 тыс. человек, в том числе 6144 работодателя.

Однако, как показывает практика, на рынке труда республики имеют место достаточно серьезные проблемы. Прежде всего, это профессиональное и территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы; нехватка квалифицированных кадров; территориальная дифференциация безработицы и ее высокий уровень в сельской местности. В регионе каждый второй гражданин проживает в сельской местности, и большую часть сельского населения составляют лица трудоспособного возраста. Сельскохозяйственный труд крайне непривлекателен из-за низкой зарплаты, дискомфортных условий рабочих мест, быта. В результате происходят изменения в структуре безработных, что приводит к застойной безработице, потере квалификации.

Среди других важных региональных проблем занятости следует также выделить:

- трудоустройство граждан с ограниченными возможностями, создание максимально комфортных условий для реализации инвалидами своих профессиональных пожеланий и возможностей. Согласно статистике в 2010 г. органами службы занятости населения Республики Адыгея зарегистрировано в качестве безработных 1234 человека с ограниченными возможностями;

- решение проблем молодежной безработицы, так доля на рынке труда граждан в возрасте 14-29 лет очень значительна - 53,40%.

Рассмотрим основные направления и инструменты решения данных проблем в республике.

Трудоустройство безработных граждан с ограниченными возможностями на квотируемые рабочие места, оказание им помощи в выборе сферы профессиональной деятельности осуществляется в соответствии с личными интересами, способностями, состоянием здоровья и профессионально-медицинскими

рекомендациями, спросом на рынке труда.

В числе основных мероприятий по содействию трудоустройству не занятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, реализованных в 2011 году следует отметить:

- оказание информационно-методической помощи работодателям по вопросам содействия в трудоустройстве незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;

- информирование незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей о возможностях трудоустройства;

- заключение договоров с работодателями на выполнение данного мероприятия;

- возмещение работодателю затрат на приобретение специального оборудования для оснащения рабочего места инвалида;

- трудоустройство незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей на рабочие места.

В настоящее время в республике функционируют 66 предприятий и организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Адыгея обязаны выделить или создать 581 рабочее место для инвалидов. Фактически на предприятиях и в организациях, обязанных квотировать рабочие места для инвалидов, трудятся 473 человека. Сотрудники как Управления, так и ГУ ЦЗН городов и районов постоянно уделяют внимание, стремятся создать максимально комфортные условия для реализации инвалидами своих профессиональных пожеланий и возможностей. В результате в 2010г. при содействии ГУ ЦЗН городов и районов республики нашли работу 442 инвалида и 187 оказано содействие в самозанятости. За этот же период 149 инвалидов направлены и закончили обучение, 1325 получили профориентационные услуги, 274 - услуги по социальной адаптации, 168 направлены для трудоустройства на временные рабочие места, 256 инвалидам оказана психологическая поддержка.

В рамках реализации мероприятий Республиканской целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Республики Адыгея» в 2010 году антикризисными мероприятиями охвачено 657 граждан с ограниченными возможностями здоровья, из которых 15 человек являлись работниками, находящимися под риском увольнения и участниками общественных работ, 635 инвалидов из числа безработных граждан, получили государственную услугу по содействию в трудоустройстве и организации самозанятости, 5 человек

трудоустроены на рабочие места, дополнительно созданные безработными гражданами, открывшими собственное дело, 2 инвалида, выпускника образовательных учреждений - прошли стажировку в целях приобретения опыта работы. За счет средств федерального бюджета в размере 270,0 тыс. рублей было создано 9 специальных рабочих мест для инвалидов в коллективах с численностью работающих менее 100 человек.

В 2010 году из почти 22 тыс. граждан, обратившихся в органы республиканской службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, 11,7 тыс. человек - граждане в возрасте 14-29 лет, что составляет 53% от общего числа обратившихся в ГУ ЦЗН граждан. Низкая конкурентоспособность на рынке труда молодежи общеизвестна. Поэтому реализация права молодых людей на труд является для органов службы занятости населения одним из наиболее значимых приоритетов. В его реализации используется комплексный подход. Применяются дифференцированные формы работы в зависимости от возраста, образовательного уровня и индивидуальных способностей молодых людей. Разработаны и успешно реализуются различные программы активной политики занятости молодежи, что позволяет ежегодно трудоустраивать до 70% молодых людей, обратившихся в органы службы занятости.

Необходимо отметить, что молодежная безработица имеет свои особенности. Молодые люди более мобильны, способны прислушаться к советам, пробовать себя в различных сферах деятельности. Именно поэтому они соглашаются приобрести дополнительные знания с тем, чтобы повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, стремятся заняться предпринимательством, открыть свое дело. Среди бывших безработных, получивших услугу по содействию самозанятости, 694 человека в возрасте от 18 до 29 лет.

Два года подряд в рамках целевых программ снижения напряженности на рынке труда реализуется такое направление как стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы. Среди важнейших мероприятий в 2011 году были реализованы:

- оказание информационно-методической помощи руководителям по вопросам проведения стажировки выпускников образовательных учреждений;

- заключение договоров с работодателями на стажировку выпускников образовательных учреждений;

- трудоустройство выпускников образовательных учреждений;

- обеспечение частичного возмещения работодателю затрат на заработную плату выпускников образовательных учреждений, принимающих участие в стажировке, и затрат на выплаты за наставничество.

В числе клиентов службы занятости населения по-прежнему велика доля выпускников общеобразовательных школ, которые приходят в службу занятости, не имея специальности, и подходящей для них является любая, даже неквалифицированная работа. Вследствие чего особую актуальность приобретает информирование выпускников школ о положении на рынке труда, возможностях будущего трудоустройства, анкетирование школьников для определения их профессиональных интересов.

Большую роль в содействии занятости молодежи по-прежнему играют такие формы работы, как ярмарки вакансий и учебных мест, где молодые люди могут подробно познакомиться с учебными заведениями, выбрать будущее место учебы, пройти краткое профессиональное тестирование, проконсультироваться у специалистов службы занятости и договориться о возможном месте работы. В 2010 году было проведено 173 ярмарки, которые посетили 4093 гражданина из числа молодежи.

Особое внимание уделяется временной занятости несовершеннолетних граждан. В республике уже сложилась система работы с подростками. По организации временных рабочих мест для этой категории граждан разработан план мероприятий, вошедших составной частью в республиканскую целевую программу содействия занятости населения. Реализация этих мероприятий проводится в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления, образования, комитетами по делам молодежи, комиссиями по делам несовершеннолетних.

Ежегодно в органы республиканской службы занятости обращаются несовершеннолетние, желающие работать в свободное от учебы время. Число желающих особенно возрастает в весенне-летний период. В 2010 году на временные рабочие места было трудоустроено около 5,5 тыс. несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Таким образом, в республиканской службе занятости продолжается активный поиск новых подходов к трудоустройству молодежи, используются для этих целях разнообразные формы и методы работы, что, безусловно, оказывает стабилизирующее воздействие на рынок труда.

В целом, решая на республиканском уровне проблемы занятости и безработицы, важно по-прежнему осуществлять постоянную координацию всех программ занятости с программами социально-экономического развития республики и муниципальных образований, инвестиционными проектами; выстраивать эффективное взаимодействие с работодателями; совершенствовать систему мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда; развивать предпринимательскую инициативу граждан и активизировать работу по профессиональной ориентации молодежи, привлекая ее к освоению востребованных, преимущественно рабочих профессий; повышать уровень информированности населения о ситуации на рынке труда и последовательно улучшать качество предоставляемых услуг.

Литература:

1. Задорожная Л.И., Федорко Ф.П. Программно-целевой подход к снижению напряженности на рынке труда Республики Адыгея в условиях преодоления экономического кризиса // Материалы 7-ой всерос. науч.-практ. интернет-конф. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2010.

2. Итоги социально-экономического развития Республики Адыгея в сравнении с другими регионами Южного федерального округа за 2010г., 2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gshra.ru.

3. О республиканской целевой программе "Снижение напряженности на рынке труда Республики Адыгея" на 2011 год: постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 11 февраля 2011 г. №19.-Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4. Отчет об осуществлении органами государственной власти Республики Адыгея переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в 2010 году / Федеральная служба по труду и занятости, Управление государственной службы занятости населения Республики Адыгея.

References:

1. Zadorozhnaya L.I., Fedorko F.P. Target-oriented approach to reducing tensions in the labor market of the Republic of Adyghea in overcoming the economic crisis / / Proceedings of the 7th All-Russian scientific-practical conference on the Internet. - Petrozavodsk:Publishing house of PSU, 2010.

2. Results of socio-economic development of the Republic ofAdyghea in comparison with other regions of the South Federal District in 2010., 2011. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.gshra.ru.

3. Republican target program "Reducing tension on the labor market of the Republic of Adyghea” for 2011: decree of the Cabinet of Ministers of the RA on 11.02. 2011 №19.-Access from the ref. ‘Guarantor’.

4. A report on the implementation by public authorities of the Republic of Adyghea of delegated powers of the Russian Federation in the promotion of employment in 2010. Federal Labor and Employment service. Department of State Employment Service of the Republic of Adyghea.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.