Научная статья на тему 'Управление военным вузом в современных условиях: проблемы и тенденции'

Управление военным вузом в современных условиях: проблемы и тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА / УПРАВЛЕНИЕ ВОЕННЫМ ВУЗОМ / ИННОВАЦИИ В ВОЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ / ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / REFORM / RUNNING A MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / INNOVATIONS IN MILITARY EDUCATION / OPERABILITY OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров Андрей Эдуардович

В статье характеризуются основные направления повышения эффективности управления военным вузом. Рассмотрены способы перехода управления военным вузом в условиях инновационного развития военного образования на качественно иной уровень эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоров Андрей Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing a military higher educational institution in modern conditions: problems and tendencies

The author describes the main trends of raising effectiveness of running a military higher educational institution. These trends can place the management of a military higher educational institution on a new level of effectiveness under innovative military education development.

Текст научной работы на тему «Управление военным вузом в современных условиях: проблемы и тенденции»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДДГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ подготовки

УДК 378.635.5

УПРАВЛЕНИЕ ВОЕННЫМ ВУЗОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ:

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

А. Э. Федоров

В статье характеризуются основные направления повышения эффективности управления военным вузом. Рассмотрены способы перехода управления военным вузом в условиях инновационного развития военного образования на качественно иной уровень эффективности.

Ключевые слова: реформа, управление военным вузом, инновации в военном образовании, функциональность управления.

Современный российский военный вуз функционирует в обширном проблемном поле, формируемом сложными задачами, связанными с коренной перестройкой военного образования и армии в целом.

Инновационный характер военной реформы был заявлен Президентом РФ в программном выступлении «О стратегии развития России до 2020 г.». В нем армия ориентировалась на серьезные изменения, связанные с развертыванием и производством новых видов вооружений, использованием новейших технологий, переосмыслением стратегии строительства Вооруженных Сил РФ в целом и системы военного образования в частности. «Доверить вопросы размещения, обслуживания, использования оружия нового поколения можно только армии, отвечающей самым современным требованиям, — указал Президент. — Роль человеческого фактора здесь как никогда высока. Нам необходима инновационная армия, где к профессионализму, техническому кругозору и компетентности военных предъявляются требования принципиально иного, самого современного уровня» 1. Очевидно, что успех военного строительства поставлен в прямую зависимость от кадрового потенциала армии, и собственно реформа затрагивает в первую очередь военное образование как систему, обеспечивающую воспроизводство и развитие человеческого ресурса в армии.

Характер и динамику инноваций в военном образовании определяют прежде всего масштабные сокращения вооруженных сил на фоне повышения требований к профессиональной компетенции офицера. За последнее десятилетие численный состав российской армии сократился более чем в 3,5 раза, а государственный заказ на офицеров-выпускников к 2008 г. снижен с 60 до 15-17 тысяч человек в год 2. В 2009 и 2010 гг. во многих вузах практически отсутствовал набор курсантов. Вместе с тем задачи, которые

выполняют вооруженные силы, стали объемнее и разнообразнее, что связано и с трансформацией угроз безопасности нашей страны, и с новыми взглядами на использование армии в мирное и военное время, отраженными в Военной доктрине РФ. Эти две противоречивые тенденции обусловили совокупность требований к офицеру, его профессиональной подготовке, личностным качествам, ведущим мотивам профессиональной деятельности и т. д. Образ идеального выпускника военного вуза, формируемый государственным и общественным заказом на высшее профессиональное военное образование, обеспечивает изменения в системообразующем для военного образования элементе — его целях и задачах.

Несомненным фактором и условием инновационного изменения военного образования является курс на его оптимизацию, вызванный внутрисистемными противоречиями: неэффективным использованием ресурсов, невысокой подготовкой командиров и преподавателей, снижением качества научно-исследовательской работы и другими недостатками, проявившимися в военном образовании в последние десятилетия. Оптимизация предусматривает принципиально новые механизмы формирования содержания, организации образовательного процесса и управления военным вузом.

Профессиональное военное образование является элементом системы общего и профессионального образования России. В целом оно отражает глубинные тенденции и противоречия, которые характеризуют состояние этих двух макросистем, опосредованные спецификой военно-профессиональной деятельности. Так, очевидной является потребность в гуманизации профессионального военного образования, его универсализации, переходе к компетентностной оценке результатов образовательного процесса, акценте на развитии навыков самообразования и самовоспитания будущих офицеров, формировании стратегии образования в контексте всей жизни общества. Объективная необходимость следовать в русле развития общего и профессионального образования, в свою очередь, обусловливает системные изменения и в военном образовании.

Внедрение педагогических инноваций в военное образование — длительный и болезненный процесс, представляющий движение от разработки общих принципов и концепции развития военного образования до появления инновационных педагогических систем на уровне вуза. К сожалению, военная реформа на практике осуществляется в основном путем административных решений. Это наиболее заметно проявляется в организационных

мероприятиях, значительно опережающих научную разработку таких систем. В связи с этим собственно реформа чрезвычайно непопулярна, а ее оценки как в обществе, так и среди военных аналитиков располагаются в широком диапазоне. Следует особо отметить, что необходимость научного решения вопросов, связанных с организацией инновационных образовательных процессов, активизировали ряд проблем военной педагогики и, в числе прочих, проблемы эффективного управления военным вузом.

Уровень разработки проблем эффективного управления в военном образовании определен в трудах современных гражданских и военных исследователей. В целом можно заключить, что проблема управления военным вузом актуальна давно и имеет определенный уровень научной разработки. Так, построены философские и методологические основы управления педагогическими системами, созданы целостные теории управления организационными системами на базе кибернетического или синергетического подходов, рассмотрены основные условия эффективности управления, изучена специфика военно-педагогических систем.

Однако в практике управления военным вузом в условиях реформирования системы военного образования заметны существенные противоречия.

Во-первых, в управлении военным вузом действуют модели, предлагаемые к применению административным путем и представляющие собой, как правило, успешно апробированные отдельные алгоритмы управленческих действий. Такой подход основан на отождествлении управления и управленческой деятельности, что, с одной стороны, обусловливает недопустимый перенос в практику военного управления принципов и подходов менеджмента, а с другой — противоречит общенаучному системному подходу, с позиций которого, управление представляет собой внутрисистемную связь, один из механизмов функционирования сложной педагогической системы, включающей элементы различной природы и уровня сложности. Так, предлагаемые управленческие модели не охватывают многие системные элементы, например, сложившуюся в вузе педагогическую практику, особенности специальности, отличную от других профессий мотивацию военно-профессиональной деятельности, характеристики воинских коллективов как объектов и, одновременно, субъектов управления военным вузом и многое другое. Не учтен также тот факт, что кроме задач профессиональной подготовки военный вуз имеет задачи, связанные с боевым предназначением 3.

Во-вторых, организационно-штатные мероприятия коснулись внутренней структуры военных вузов. Так, значительно изменилось соотношение военнослужащих и гражданского персонала. Естественно, в такой ситуации вступают в конфликт традиционные механизмы управления, сложившиеся в практике за длительное время и основанные на порядке подчиненности, установленном общевоинскими уставами, и механизмы управления, в основе которых находится трудовое законодательство. Противоречие обостряется тем, что новые механизмы управления перенесены в военную практику напрямую из систем гражданских организаций и не учитывают специфики во-

енного образования и военно-профессиональной деятельности .

В-третьих, необходимость оценки эффективности управления военным вузом противоречит разработанности проблемы с точки зрения критериев, инструментов и процедур оценки. В сложившейся практике чаще всего пытаются использовать экономические критерии и, соответственно, такие инструменты оценки, как рентабельность, ресурсоемкость, освоение капитальных вложений и даже прибыльность. Только косвенную оценку управления обеспечивают и критерии, связанные с качеством подготовки выпускников, так как оно обусловлено множеством факторов, в том числе находящихся вне образовательного процесса вуза. Неоправданным выглядит применение и кибернетических критериев, основанных на характеристиках информационного потока в процессе управления. Выход из противоречия заключается, скорее всего, в использовании комплексного подхода, объединяющего все аспекты оценки эффективности управления и прежде всего — его функциональность.

Эти и ряд других противоречий актуализируют проблему эффективного управления военным вузом в условиях инновационного развития военного образования, требующую немедленного научного решения. Нам видится, что одно из решений данной проблемы может быть связано с идеей объединения основных подходов к управлению педагогическими системами и создания на их основе модели эффективного управления военным вузом в условиях инновационного развития военного образования, с учетом его специфики. В дальнейшем на основе данной модели может быть сформулирован целый ряд направлений и путей повышения эффективности управления. Основываясь на данной идее, исходными позициями в разработке проблемы управления военным вузом мы предлагаем считать следующие положения.

Управление военным вузом представляет собой целенаправленное, сознательное, постоянное и дифференцированное взаимодействие субъектов и объектов образовательного процесса, планируемое и осуществляемое на основе педагогических закономерностей. Оно включает внутренние и внешние системные связи военного вуза как сложной педагогической системы, обеспечивающей его функционирование и развитие. Его научное осмысление возможно через анализ основных механизмов управленческой системы внутри вуза: боевого, административного, мотивационного, программно-целевого и самоуправления, действующих на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях.

Оценка эффективности управления военным вузом в условиях инновационного развития военного образования может базироваться на критерии «функциональность управления», отражающем такое его состояние, при котором выполняются все функции управления по отношению к военному вузу как педагогической системе (педагогический мониторинг, целеполагание и планирование, организация, прогнозирование, рефлексия, контроль, коррекция и регулирование). Кроме того, обязательным условием является то, что военный вуз выполняет все свои задачи, а также осуществляет инновационное развитие синхронно с системой военного образования России.

Винокуров И. Б. Включенное наблюдение как метод исследования социально-перцептивных факторов оценки..

Основными направлениями повышения эффективности управления военным вузом в условиях инновационного развития военного образования считаем:

— синхронизацию управления, т. е. приведение внутрисистемного целеполагания и планирования в соответствие с направлениями и тенденциями инновационного развития военного образования;

— переход на субъект-субъектное взаимодействие, т. е. развитие такого характера управления, при котором оно рассматривается как равно заинтересованная совместная деятельность всех участников образовательного процесса;

— совершенствование управленческого ресурса военного вуза как педагогической системы, т. е. изменение качества и полноты использования в процессе управления основных системных элементов.

В сложившихся условиях нам представляется, что данные направления, являясь далеко не исчерпывающи-

ми, способны перевести управление военным вузом в условиях инновационного развития военного образования на качественно иной уровень эффективности.

1 Путин В. В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». 8 февраля 2008 г. URL: http://archive.kremlin.ru/appears/ 2008/02/08/1542type63374type63378type82634_159528.shtml (дата обращения: 29.08.2011).

2 Панков H.A. Тезисы выступления на заседании пресс-

клуба военных обозревателей Министерства обороны РФ. URL: http://voennovosti.ru /2010/08/ reforma-voennogo-

obrazovaniya/ (дата обращения: 30.08.2011).

3 Новиков Д. A., Глотова H. П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. М., 2009. 142 с.

4 Кузьмина Е. И. Психология военного управления / под общей ред. А. Г. Караяни. М., 2009. 366 с.

УДК 159.9.07

ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОПЕРЦЕПТИВНЫХ ФАКТОРОВ ОЦЕНКИ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ СИТУАЦИЙ

И. Б. Винокуров

В статье рассматриваются возможности использования метода включенного наблюдения при изучении социального восприятия сотрудников спецподразделений полиции в служебнобоевых ситуациях. В работе отражен анализ основных результатов применения данного метода, описаны социально-перцептивные особенности в профессиональной деятельности сотрудников СОБР и ОМОН МВД России.

Ключевые слова: включенное наблюдение, социальное восприятие, спецподразделения МВД России, ответственность, воспринимаемая опасность, соразмерность применения сил и средств принуждения, витализация, интеграция, наполняемость социального восприятия.

Целью данной статьи является показать возможности одного из методов получения информации в практике социально-психологического исследования — метода включенного наблюдения. Его использование обосновано тем, что изучение процессов социального восприятия в профессиональной деятельности сотрудников специальных подразделений непосредственным образом связано с выполнением ими служебно-боевых задач. В частности и тем, что создание искусственных условий подобных ситуаций, возможно, не будет максимально приближено к реальности и тем самым не позволит полностью раскрыть изучаемое явление. Конечно, проведение тактико-специальных занятий и тренировок включает в себя отработку тех или иных возможных служебнобоевых ситуаций, но такие практические занятия по своей психологической составляющей коренным образом отличаются от реальности служебной практики спец-подразделений МВД России. Так, отсутствуют условия экстремальности: сотрудники не воспринимают реальной угрозы для жизни; отсутствует динамический фак-

тор изменения ситуации — тренировка проходит по известному сценарию; форс-мажорных обстоятельств нет

— каждый участник знает, что ему нужно делать и каким образом действовать; психологический фактор противоборства не присутствует — роль преступников играют сами же сотрудники, товарищи тех, кто находится в штурмовой группе, и поведение их не выходит за рамки сценария. В противоположность сказанному выше, метод включенного наблюдения позволяет собрать реальные факты поведения, эмоциональных реакций участников, отследить процесс принятия командиром решения о применении сил и средств, наблюдать за получением информации, оценкой и анализом сложившейся ситуации. Мы согласны с В. Н. Дружининым в том, что «наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение, без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте» 1.

С целью планирования нашего исследования проводилось поисковое наблюдение. Данный метод использовался на предварительном этапе, при разработке гипотез о причинно-следственных связях и особенностях социального восприятия сотрудников специальных подразделений. Процедурная схема наблюдения выражалась в наблюдении за объектом (группа сотрудников спецподраз-делений) в типичных условиях служебно-боевых ситуаций. В зависимости от ситуации служебно-боевого применения за один сеанс охватывалось от 5 до 30 сотрудников ОМОН УМВД России по Забайкальскому краю. Периодичность сеансов наблюдения напрямую зависела от поступления план-заданий на проведение той или иной спецоперации (мероприятия). Данный этап продолжался с 2007 по 2009 гг. и позволил сформировать рабочие гипотезы нашего исследования. На завершающем этапе были выделены и описаны признаки и категории наблюдения, необходимые для дальнейшего включенного наблюдения.

Включенное наблюдение осуществлялось в экстремальных условиях — в реальных служебно-боевых ситуа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.