Научная статья на тему 'Система диагностики эффективности управления военным вузом в условиях педагогических инноваций'

Система диагностики эффективности управления военным вузом в условиях педагогических инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ВОЕННЫМ ВУЗОМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА / КРИТЕРИЙ / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фёдоров Андрей Эдуардович

Автор описывает систему диагностики эффективности управления военным вузом, ориентированную на использование в условиях современной военной реформы и обеспечивающая контроль инновационного развития военного вуза. Систематизированы критерии и показатели оценки, применимые в широкой практике управления военными образовательными системами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система диагностики эффективности управления военным вузом в условиях педагогических инноваций»

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

Образование и просвещение

УДК 378.635.5

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННЫМ ВУЗОМ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ

А.Э. Фёдоров Омский автобронетанковый инженерный институт

Автор описывает систему диагностики эффективности управления военным вузом, ориентированную на использование в условиях современной военной реформы и обеспечивающая контроль инновационного развития военного вуза. Систематизированы критерии и показатели оценки, применимые в широкой практике управления военными образовательными системами.

Ключевые слова: управление военным вузом, эффективность, диагностика, критерий, показатели.

Важнейшей задачей реформирования военного управления в условиях педагогических инноваций является теоретическое обоснование системы диагностики эффективности этой деятельности, без которой невозможна трансляция полученных исследовательских результатов в практику. «Пытаться открывать законы и строить модели различных процессов и явлений, пока нет надёжных и строго обоснованных методов измерений управляющих ими фактов, — пишет Ю.А. Патругин, — занятие совершенно бессмысленное и бесполезное, как бы полученные законы и модели ни были стройны и изящны» [5, с. 118]. Оценка эффективности управления военным вузом в условиях педагогических инноваций должна, во-первых, соответствовать сущности, структуре и уровню сложности системы управления, иметь системный характер и опираться на структурно-функциональную модель управления; во-вторых, основываясь на оценке динамических и результативных параметров, давать

точный диагноз - справку о состоянии, прогнозе развития и потребных методах управления; в-третьих, содержать в себе релевантные инструменты и методики диагностики.

Интересующим нас параметром управления как диагностируемого педагогического явления является его эффективность. Это довольно разработанное понятие, прежде всего, в экономических науках. Современный экономический словарь трактует эффективность как «... относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение» [7, с. 437]. Эффективность управления в формальной теории управления образовательными системами представляет собой относительную характеристику результативности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления),

причём эти показатели бывают как количественными, так и качественными [3, 4]. Иными словами, эффективность управления понимается как относительный показатель, основанный на соотношении активности управления, а также затраченного ресурса к результатам функционирования образовательной системы.

Эффективность управления военным вузом в условиях педагогических инноваций определяется как его относительный параметр, отражающий качественные характеристики управления и их влияние на результат, полученный вузом в выполнении его основных функций: подготовке военных специалистов, накоплении инновационного продукта и развитии инновационной составляющей.

Система диагностики эффективности управления военным вузом в условиях педагогических инноваций представляется нам упорядоченным множеством взаимосвязанных элементов диагностики различной природы и уровня сложности, взаимодействующих с системой управления как единое целое и образующих механизм получения заключения о состоянии управления, отклонениях от нормы, прогнозах развития и необходимых управленческих действиях.

В систему диагностики эффективности управления военным вузом в условиях педагогических инноваций включены:

- критерии оценки;

- показатели;

- диагностические инструменты;

- измерительные линейки;

- способы интерпретации данных;

- уровневые характеристики эффективности управления.

Подчеркнём, что системообразующим элементом здесь являются критерии оценки, объективно связанные и совпадающие по сущности с целями управления и заложенными результатами этой деятельности.

В словарном определении критерий есть «...признак, на основании которого производится оценка, определение, классификация чего-либо, мерило оценки, суждения» [8, с. 263]. Критерий представляет собой математическое, физическое, словесное, качественное или иное другое представление о норме или эталоне измеряемого параметра системы. Одновременно с этим он является важнейшим сущностным признаком системы. В современной научной литературе по-

давляющее большинство работ по этому вопросу посвящено вычленению критериев экономической или социальной эффективности управления. Однако, так как объектом управления в нашем случае является не предприятие, а военный вуз, мы не можем оценивать эффективность управления с точки зрения прибыльности, рентабельности, фондоотдачи и др. предлагаемых параметров.

В оценке сложного явления критерий также бывает сложным и, как правило, составным. В связи с объектом нашего исследования мы считаем целесообразным выделение четырёх критериев, три из которых дают основание для качественной оценки по заложенным в модели управления планируемым результатам, а один основывает качественную оценку управленческой деятельности. Кроме того, выбирая между эталоном и нормой, мы решили, что критерий должен отражать нормальное состояние параметра.

Система управления военным вузом в условиях педагогических инноваций ориентируется на три взаимосвязанных результата:

Результат № 1. Максимальная эффективность функционирования вуза при наименьших затратах.

Результат № 2. Адекватная реакция вуза как образовательной системы на инновационные процессы в военном образовании.

Результат № 3. Готовность военного вуза к выполнению задач мирного, предвоенного и военного времени.

За критерий № 1 оценки по первому запланированному результату, можно, как мы считаем, принять эффективное функционирование военного вуза в условиях педагогических инноваций, представляющее такое качественное состояние управления, при котором обеспечивается подготовка военных специалистов в соответствии со стандартами и в установленном для вуза объёме, интенсивно осуществляется научно-исследовательская деятельность, происходит развитие инновационного потенциала вуза, при этом затрачиваемый ресурс не превышает определённый программами развития и планами работы вуза объём.

В качестве критерия № 2 для оценки по второму запланированному результату мы рассматриваем адекватное развитие военного вуза в условиях педагогических инноваций, являющееся таким качественным состоянием управления, при котором развитие вуза как

образовательной системы осуществляется в соответствии с инновационными процессами в военном образовании на основе чётко разработанных стратегии, программ и планов.

В роли критерия № 3, основывающего оценку по третьему запланированному результату, выступает полная готовность военного вуза к выполнению задач по своему предназначению в качестве воинской части, означающая такое состояние управления, при котором военный вуз способен в положенные сроки выполнить задачи мирного, а после дополнительной подготовки - предвоенного и военного времени.

Выбирая критерий, на основе которого оцениваются собственно управленческие действия и качество выполнения управленческих функций, мы возвращаемся к анализу работ по проблеме оценки эффективности управления. Как правило, в различных системах оценки могут выделяться:

- степень соответствия деятельности управляющих органов и субъектов их статусу и уровню иерархии;

- законность управленческих действий на всех уровнях;

- реальность и рациональность управляющих воздействий;

- характер и объём управленческого взаимодействия между субъектами и органами управления, а также управляемыми объектами;

- соответствие управления интересам трудового коллектива и его популярность;

- открытость и доступность управления;

- идеологическая основа управления и т. д.

Критерий № 4, определяющий качественную оценку управления как совместной деятельности, сформулирован как функциональность управления, т. е. такое его состояние, при котором в полном соответствии с нормами, объёмами полномочий и ответственности управляющих субъектов выполняются все функции управления, включённые нами в модель.

Четыре выбранных критерия в системе диагностики эффективности управления военным вузом в условиях педагогических инноваций, обусловливают появление четырёх подсистем.

Диагностика эффективности управления военным вузам в условиях педагогических инноваций по критерию № 1.

Соответствие параметров реального педагогического явления критерию определяется

с помощью группы показателей, каждый из которых в определённой мере отражает аспекты этого соответствия. Критерий и показатель тесно взаимосвязаны: научно обоснованный выбор критерия в значительной степени обусловливает правильный выбор системы показателей. И наоборот, качество показателя определяется тем, насколько полно и объективно он характеризует принятый критерий.

Основываясь на ведущих функциях военного вуза, в этой подсистеме выделены три показателя:

- качество подготовки военных специалистов в образовательном процессе вуза;

- интенсивность научно-исследовательской и конструкторской работы вуза;

- интенсивность развития инновационной составляющей вуза как педагогической системы.

Понятие «качество подготовки» в отношении военного специалиста требует обращения к современному государственному и социальному заказу на данный вид деятельности, запросам военнослужащих и реальным возможностям военных вузов. Эти факторы испытывают на себе мощное влияние современных педагогических инноваций.

Государственный заказ на военного специалиста в самой общей формулировке выразил В. В. Путин, который, характеризуя стратегию развития России до 2020 г., подчеркнул: «Нам необходима, если угодно, инновационная армия, где к профессионализму, техническому кругозору и компетентности военных предъявляются требования принципиально иного, самого современного уровня» [6]. Конкретизируя это высказывание, военная наука представляет военного специалиста как военного профессионала:

- способного и психологически готового успешно воевать на любых театрах военных действий, обладающего для этого необходимыми психологическими установками;

- государственно ответственного, социализированного системного управленца (менеджера);

- просвещённого патриота России;

- духовно, физически и нравственно здорового человека.

Особое внимание уделяется результатам личностного развития. Среди требований к современному военному специалисту можно встретить характеристики, обеспечивающие

общую фундаментальную подготовку (наличие критического мышления, умение видеть проблему, находить её решение, способность оперировать известными и формировать новые способы деятельности, высокий уровень информационной культуры и др.), а также компетентность в выполнении боевых задач (высокие интеллектуальные и волевые качества, устойчивость к стрессам, работоспособность, выносливость, быстроту и многоканальность мышления, способность к анализу, мужество, ответственность, дерзость и многие др.).

Социальный заказ традиционно дополняет этот образ серьёзными результатами воинского воспитания, а именно:

- высоким самосознанием, ориентированностью на общечеловеческие ценности, гуманизмом как личной философией;

- физическим и нравственным здоровьем и внутренней гармонией;

- образованностью и самообразованием через всю жизнь;

- интеллигентностью, честностью и т. д.

Отметим, что фактическая реализация

этих требований уже осуществляется через новые образовательные стандарты, а также требования к воинскому воспитанию курсантов и слушателей. Вследствие этого мы предлагаем использовать для сбора эмпирических данных по данному показателю:

- результаты анализа формирования у обучаемых общих, общепрофессиональных и специальных компетенций в ходе образовательного процесса;

- результаты выпускных квалификационных экзаменов;

- итоги воспитательной работы в военном

вузе;

- результаты анализа отзывов из войск о службе выпускников вуза, характеристик с места работы для выпускников, уволившихся в запас;

- выводы вышестоящих органов управления из оценки качества обучения военных специалистов.

Научно-исследовательская деятельность вуза, направленная на получение и применение новых знаний, включает:

- фундаментальные (теоретические, экспериментальные) научные исследования, связанные с получением новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

- прикладные научные исследования, нацеленные на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

- экспериментальные разработки на базе знаний, приобретённых в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, сконцентрированные на сохранении жизни и здоровья человека, создании новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, комплексов, систем или методов и их дальнейшем совершенствовании. Этот перечень мы находим как достаточно полным, так и вполне применимым к военным вузам. Нам кажется, что накопление научного продукта ставится равноценной с профессиональным образованием задачей военных вузов - и это, несомненно, прямое влияние инновационных процессов в образовании.

Оценить управление по данному показателю позволят следующие методы сбора эмпирических данных:

- анализ полученного научного и конструкторского продукта;

- анализ объёма и уровня текущих исследований и разработок;

- прогнозирование научных перспектив;

- изучение объёма и структуры ресурса, выделяемого на научные исследования и его соответствие планам и программам научной работы;

- анализ научного потенциала вуза: научных школ, научных связей, исследователей, групп, структур и материально-технического оснащения;

- учёт результатов оценки научно-исследовательской и конструкторской работы вышестоящим органом управления.

В оценке развития инновационной составляющей вуза как образовательной системы следует опираться на следующие методы сбора эмпирических данных:

- исследования уровня научной, методической, ресурсной и управленческой обеспеченности и обоснованности инноваций в вузе (концепции и исследовательские проекты, критерии успешности и системы диагностики и др.);

- анализ формирования инновационных педагогических систем и технологий;

- рассмотрение характера педагогических и научно-исследовательских коллективов,

определение соотношения инновационных к традиционным;

- исследование развития информационной и коммуникационной базы военного вуза.

Диагностика эффективности управления военным вузам в условиях педагогических инноваций по критерию № 2.

Новое качество образовательной системы, на основе которого можно судить об эффективности управления её развитием, по нашему мнению характеризуется:

- сущностными изменениями внешних связей вуза с образовательной средой, проявляющимися в открытости вуза, ориентации на потребности общества, мобильности и гибкости, адекватности реакций на изменения внешней по отношению к вузу среде, активному поиску внешних партнеров;

- сущностными изменениями внутренней среды вуза, проявляющимися в комфортности и успешности обучения, оптимальном соотношении видов деятельности, нацеленности на всестороннее развитие личности;

- качественным повышением уровня квалификации управленцев и педагогов, выражающимся в формировании у них стратегического мышления;

- качественными изменениями самой системы управления.

В.И. Гам подчёркивает, что управление развитием образовательной системы может быть эффективным только при условии, что оно носит стратегический характер, который определяется разработкой стратегических направлений развития образовательной системы; формированием механизмов стратегического планирования; реализацией стратегических направлений через проекты развития; специальной подготовкой управленческого персонала [1]. Н.В. Коноплина утверждает, что управление развитием вуза следует считать эффективным только тогда, когда оно обеспечивает переход к личностно-ориентированному образованию [2]. Управление развитием вуза является эффективным в том случае, если оно транслирует в это развитие инновационные процессы в образовании и обеспечивает его стратегическую согласованность и плановость. Кроме того, при выборе показателей эффективности следует учесть наиболее важные процессуальные характеристики любого развития: темпы, интенсивность, устойчивость, последовательность и т. д. Учтём также и наш вывод

о том, что управление военным вузом в условиях педагогических инноваций должно обеспечивать его устойчивость в изменяющейся внешней среде и адекватную реакцию на резкие изменения исходных условий организации образовательного процесса.

В итоге соответствие системы управления военным вузом в условиях педагогических инноваций критерию № 2 предлагается оценивать по трём показателям:

- инновационный характер развития военного вуза как образовательной системы;

- динамика развития;

- адекватность реакции на изменения внешних условий функционирования.

Инновационный путь развития российского общества и всех его подсистем признается сегодня единственно возможным и эффективным. «Единственной реальной альтернативой ходу событий является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ — на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом» — подчёркивается в Стратегии развития России до 2020 г. [6]. Поэтому придание инновационного характера процессам развития образовательных систем на всех уровнях является актуальной задачей современной педагогики, решение которой связывается, в числе прочих моментов, с выработкой показателей инновационности.

К сожалению, современная педагогическая практика богата примерами, когда инновации только декларируются, а изменения в образовательных системах основаны на механизмах адаптации к внешним условиям. Военное образование тому не исключение, а кроме того, насущной проблемой остается «выращивание» педагогических инноваций в самых верхних эшелонах управления военным образованием. В оценке эффективности управления следует исходить из внутрисистемной обоснованности, подготовленности и обеспеченности инновационного развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве источников эмпирических данных, необходимых для оценки по первому показателю выделим:

- анализ инновационных процессов в профессиональном военном образовании;

- анализ стратегий, программ и планов развития военного вуза;

- анализ процессов формирования инновационных структур в вузе;

- анализ результатов социального управления;

- анализ обеспеченности развития вуза ресурсами и др.

Основными динамическими характеристиками процесса развития военного вуза, по нашему мнению, можно считать:

- темпы развития — объём изменений инновационного характера в различных компонентах вуза как образовательной системы за отчётный период;

- интенсивность развития — скорость и ресурсоёмкость реализации изменений от анализа инновационных процессов и выработки стратегии до внедрения в практику;

- устойчивость изменений — способность инноваций удерживаться в практике работы вуза;

- последовательность изменений — соответствие изменений стратегии программам и планам развития военного вуза.

Источники эмпирических данных почти совпадают с предыдущим показателем, однако это качественная оценка эффективности управления, выполняемая в другом аспекте:

- анализ инновационных процессов в военном вузе;

- анализ реализации стратегий, программ и планов развития военного вуза;

- анализ процессов формирования инновационных структур в вузе.

Способность системы адекватно реагировать на изменения внешних условий подвергается экспертной оценке на основе эмпирических данных, полученных в ходе:

- изучения опыта и практики развития военного вуза под влиянием существенных изменений внешних условий;

- анализа существующих алгоритмов и технологий управленческих реакций;

- ревизии запаса организационной прочности и дополнительного ресурса на случай изменений;

- способностей научно прогнозировать изменения.

Диагностика эффективности управления военным вузам в условиях педагогических инноваций по критерию № 3.

Оценка эффективности военного управления осуществляется вышестоящими орга-

нами военного управления, которые, кроме того, устанавливают критерии, показатели, методы контроля и оценки. Собственную оценку эффективности военного управления осуществляют также управляющие органы стратегического уровня, а затем переводят в качественный результат.

Диагностика эффективности управления военным вузам в условиях педагогических инноваций по критерию № 4.

Показатели оценки по критерию № 4, как мы считаем, следует определять исходя их основных функций управления: эффективность организации; эффективность стимулирования; эффективность планирования; эффективность контроля.

Необходимыми эмпирическими данными для оценки эффективности управления по перечисленным показателям экспертов может обеспечить анализ:

- управленческой деятельности субъектов и органов управления на всех уровнях иерархии;

- фактического соответствия нормативно установленной системы полномочий и ответственности реальности;

- конфликтов в процессе управления;

- принятия управления коллективами и личным составом;

- законности управленческих решений;

- результативности систем мотивации и стимулирования;

- контроля и мониторинга.

Остановимся на процедурах проверки и

интерпретации данных, которые завершают описание диагностической системы.

Роль интерпретации полученных результатов заключается в определении их объективного значения для теории и практики управления военным вузом в условиях педагогических инноваций, степени их новизны и предполагаемой эффективности в использовании, а также выявление смысла, т. е. значимости для самого исследователя или заинтересованного в результате исследования круга лиц. По существу, интерпретация приближает нас к истинному пониманию состояния управления, его соответствия разработанной модели и теоретическим основам управления, определяемым педагогическими инновациями.

Полученные нами в результате оценки эффективности управления военным вузом в условиях педагогических инноваций

результаты по их предназначению следует отнести к трем видам.

Первый — это сумма баллов, назначенных в процессе экспертных оценок по всем критериям и показателям. Данный результат представляет собой итоговую оценку эффективности управления военным вузом в условиях педагогических инноваций и тесно связан с уровневой характеристикой управления.

К результатам второго вида можно отнести качественную оценку по отдельным критериям, представляющую собой диагноз тому или иному виду управления.

Результаты третьего вида представляют группы собранных эмпирических данных, по своей сути являющиеся результативными показателями управления или характеристиками отдельных его форм и методов. В связи

с тем, что часть из них может быть выражена в числовой или процентной форме, встаёт вопрос предварительного применения методов математической статистики и проверки достоверности.

К четвёртому виду мы отнесём результаты диагностики по критерию № 4, представляющие собой динамические характеристики управления, необходимые для его оперативной оценки и коррекции.

Таким образом, система диагностики эффективности управления военным вузом в условиях педагогических инноваций приобретает логическую полноту и стройность. Она, как мы считаем, может быть включена в большинство современных управленческих моделей, применяемых в военных образовательных системах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гам В.И. Стратегическое планирование в управлении развитием муниципальной системы образования (на примере города Омска): дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2001. - 245 с.

2. Коноплина Н.В. Системно-целевое управление развитием педагогического вуза: дис. ... док. пед. наук. - Сургут, 2000. - 308 с.

3. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. - М.: Эгвес, 2009. - 156 с.

4. Орлова Т.В. Управление образовательными системами. - М.: Академия, 2006. - 289 с.

5. Патругин Ю.А. Об изменении качественных признаков // Моделирование социальных процессов. - М.: Наука, 1970. - 247 с.

Фёдоров Андрей Эдуардович - генерал-майор, автобронетанкового инженерного института

6. Путин В.В. О стратегии развития России до 2020 года: выступление на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 г. // Президент России. - URL: http://archive.kremlin.ru/appears/2008/02/08/1542_ty pe63374type63378type82634_159528.shtml (дата обращения 29.08.2011 г.)

7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 495 с.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - 18-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1987. - 796 с.

начальник Омского Статья поступила

в редакцию: 22 мая 2014 г.

© А.Э. Фёдоров, 2014

Цитаты

> Вещи, которым учат в школах и колледжах - не образование, а только средства для него.

> Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими.

> Человек сделан из книг, которые он читает.

Ральф Уолдо Эмерсон (англ. Ralph Waldo Emerson, 25 мая 1803 г. — 27 апреля 1882 г.) — американский эссеист, поэт, философ, пастор, общественный деятель; один из виднейших мыслителей и писателей США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.