Научная статья на тему 'Научная организация управления качеством образовательного процесса воен- ного вуза в условиях перехода на компетентностный подход'

Научная организация управления качеством образовательного процесса воен- ного вуза в условиях перехода на компетентностный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ВОЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережнова Людмила Николаевна, Новожилов Валерий Юрьевич

Научная организация управления представляет собой такой вид деятельности, когда её результатом является знание о будущих процессах и явлениях объекта управления на основе данных о его вчерашнем и сегодняшнем состоянии. Именно поэтому научная организация управления качеством подготовки военных специалистов необходима для того, чтобы повысить эффективность реализации инновационных проектов, связанных с реформированием в системе высшего военного профессионального образования и переходом на компетентностный подход. В научной организации управления качеством подготовки военного специалиста необходимо исходить из предположения, что введение компетентностного подхода требует изменения содержания и организационных форм образовательного процесса. Основной целью научной организации управления является прогнозирование такого состояния объекта, достижение которого в процессе управления позволяет решить конкретные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бережнова Людмила Николаевна, Новожилов Валерий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная организация управления качеством образовательного процесса воен- ного вуза в условиях перехода на компетентностный подход»

УДК 37.013

Бережнова Людмила Николаевна

Доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник научно-иссле-дователъского и редакционно-издательского отдела Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, Санкт-Петербург

Новожилов Валерий Юрьевич

Доктор исторических наук, генерал-лейтенант, заместитель главнокомандующего внутренними войсками МВД России по военно-научной работе, Москва

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВОЕННОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Berezhnova Lyudmila Nikolaevna

Doctor of Pedagogic sciences, professor, senior research assistant of the research and editorial department of St- Petersburg Military Institute of the Internal Troops of the Interior ofRussia

Novozhilov Valeriy Yurievich

Doctor of History sciences, lieutenant-general, deputy Commander-in-Chief of the Russian Interior Ministry Forces on military scientific work

В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации, устанавливающей приоритет образования в государственной политике и основные направления его развития, в качестве стратегической выделена цель образования: утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики (Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации //Бюллетень министерства образования РФ. - 2000, № 11. - С. 3-13). Одновременно с учетом реорганизации армии и флота и на основе сохранения достоинств отечественной военной школы перспективная цель современного военного образования заключается в следующем: сформировать систему подготовки военных специалистов адекватную новым структуре и задачам Вооруженных Сил и обеспечивающую устойчивое комплектование войск квалифицированными офицерами.

Подготовку офицеров осуществляет сеть высших военно-учебных заведений. С момента создания российских Вооруженных Сил их количество сократилось более чем на треть, однако остается ещё избыточной. Сегодня ещё не решено основное противоречие, отражающее суть того, что при вы-

соких затратах на обучение высшая военная школа не обеспечивает требуемый уровень военно-профессиональной подготовки офицеров.

В управлении системой военного образования так обосновывают данное противоречие. С одной стороны, характерной отличительной чертой наших вузов является маленькая емкость переменного состава, из-за чего почти треть учебного времени уходит на наряды, караулы, хозяйственные работы и т. п. В этих вузах маломощные коллективы кафедр, не позволяющие организовать нормальную учебную, методическую и научную работу. С другой стороны, военные вузы стали избыточно фондоемкими. На содержание и ремонт объектов учебно-материальной базы ежегодно расходуется почти половина от общего объема средств, выделяемых на военное образование, при этом фонды многих вузов, их инженерия и энергетика таковы, что статусу современного вуза не смогут соответствовать. Выделен ещё один фактор - «ведомственный эгоизм», который привел к тому, что получило широкое распространение дублирование подготовки офицеров по родственным военным специальностям в военно-учебных заведениях различной подчиненности. Это не только увеличивает стоимость обучения, но и приводит к различным подходам к подготовке однотипных специалистов (Панков Н. А. Ставка на будущее//Красная Звезда. 8 декабря 2008 г.).

Ежегодно при анализе итогов работы военных вузов в перечне главных недостатков указываются: снижение качества военно-профессиональной подготовки выпускников, особенно в части их практических умений и навыков по должностному предназначению; снижение уровня подготовленности к управлению подчиненными подразделениями в условиях повседневной профессиональной деятельности, в боевой обстановке, к боевому применению и организации технического обслуживания вооружения и военной техники. Одна из причин недостатков отражает неготовность военных вузов в современных условиях действовать целостной и эффективной системой, реализующей четкое и согласованное руководство инновациями в учебной, воспитательной и методической работе.

Системный анализ сложившейся ситуации позволил подойти к осознанию необходимости комплексного решения следующих задач, а именно:

- сохранение преемственности в развитии российской военной школы;

- сохранение и повышение научно-педагогического потенциала в военно-учебных заведениях;

- предупреждение избыточности системы подготовки офицеров;

- оптимизация затрат на реализацию кадрового заказа, определяющего подготовку военных специалистов.

Именно комплексность этих задач обусловливает актуализацию проблемы научной организации управления качеством подготовки военных специалистов в высшем военном учебном заведении, поиск механизмов и путей её решения.

Особую востребованность наука приобретает тогда, когда она отвечает новым назревшим потребностям общества, предвидит его насущные нуж-

ды и наперёд предлагает варианты их решения. Научная организация управления представляет собой такой вид деятельности, когда её результатом является знание о будущих процессах и явлениях объекта управления на основе данных о его вчерашнем и сегодняшнем состоянии. Именно поэтому научная организация управления качеством подготовки военных специалистов необходима для того, чтобы повысить эффективность реализации инновационных проектов, связанных с реформированием высшего военного профессионального образования.

Интерпретация термина «организация» многогранна. Для научной организации управления используется понятие организации как процесса упорядочения и согласования действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Её функциональным назначением является планомерная последовательная работа органов управления по обеспечению эффективного взаимодействия подсистем и элементов системы.

Основной целью научной организации управления является прогнозирование такого состояния объекта, достижение которого в процессе управления позволяет решить обозначенную проблему и конкретные задачи. Для реального прогнозирования необходимо иметь надежные числовые параметры управляемого объекта, что обеспечивает наибольшую объективность научной организации управления им, и использовать соответствующие методы для выявления возможностей и оценки его будущего состояния. Методы прогнозирования, которые используются в управлении, объединены в три основные группы: 1) экстраполяция, 2) экспертная оценка и 3) моделирование.

Таким образом, в решении проблемы совершенствования подготовки военных специалистов необходимо определиться с объектом управления и методами прогнозирования нового состояния системы военного профессионального образования.

Универсальность категории качества позволяет применять её ко всем аспектам социальной действительности. В общем понимании качество представляет собой совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности общества. Объектом может быть деятельность, процесс, организация, продукция, система или отдельное лицо.

В официальных документах отмечено, что главной целью высшего военного профессионального образования является повышение эффективности и качества образовательного процесса, широкое использование объединенных интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки военных специалистов и проведения научных исследований приоритетных направлений военной науки и техники.

В Национальной доктрине развития образования в РФ качество образования трактуется как качество «образовательных услуг» (элементов образовательного процесса).

Следовательно, качество образования имеет, как минимум, два аспекта. Один аспект качества образования предполагает рассмотрение целей и харак-

тера получения образования. Качество соотносится с понятием соответствие образования состоянию и потребностям общества и самого человека.

С другой стороны, под качеством может подразумеваться эффективность образовательного учреждения в достижении поставленных целей. Образовательная система высокого качества реализует образовательные услуги в достижении тех целей, которые определяются как желаемый результат.

В этой связи повышение качества образования в высшем военном учебном заведении соотносится с повышением качества образовательного процесса, по сути, с повышением качества образовательных услуг и позитивной динамикой достижений, отражающей соответствие образования состоянию и потребностям и самого будущего офицера, и общества. Объектом управления в контексте подготовки военного специалиста целесообразно рассматривать образовательный процесс в системе военного профессионального образования.

Такое видение объекта, во-первых, позволяет не замыкаться на конкретном высшем военно-учебном заведении, а отслеживать качество подготовки военных специалистов и соблюдать преемственность в обучении и воспитании на общегосударственном уровне с ориентацией на стандарты.

Во-вторых, предстоящие масштабные перемены предполагают объединение в военных учебно-научных центрах всего цикла непрерывного военного образования - от довузовской до подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, профессиональной переподготовки и повышения квалификации офицеров.

В-третьих, военное образование является составной частью профессионального образования России. Оптимизация сети военно-учебных заведений путем создания крупных системообразующих вузов и военных учебно-научных центров - это магистральное направление развития всей высшей школы в государстве.

В логике проведённых рассуждений механизмами повышения качества подготовки военных специалистов в России необходимо признать:

- интеграцию военного образования и военной науки;

- поддержку конкурентоспособности военного образования в системе образования страны;

- использование объединенных интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов постоянного обновления и развития (совершенствования) военного образования.

В подкрепление данной гипотезы можно привести тезис Н. А. Панкова: «Только путем концентрации усилий и средств, интеграции образования и науки мы сможем выйти на новое качество подготовки офицеров, способных эффективно руководить вверенными подразделениями и частями в обновленных Вооруженных Силах».

Интеграция по отношению к образованию носит фундаментальный характер, т. е. принадлежит к числу определяющих характеристик образовательного процесса. Интеграцию («межпредметность») относят к чис-

лу дидактических принципов. Интеграция предполагает дифференциацию методов, в соответствии с которыми организуется образовательный процесс в новой интегрированной системе, что отражает суть инновационной деятельности в высшем военно-учебном заведении.

Интеграция высшего образования и науки* - давняя идея российской государственности. Интеграция как процесс восстановления, восполнения целого реализует функции совмещения сущностных свойств научной и образовательной деятельностей, что позволяет получать результаты нового качества в сокращенные временные ресурсы (Образование человека в по-ликультурном обществе: междисциплинарное исследование: Монография/ Под общ. Ред. проф. Л.Н. Бережновой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 88.).

Инновационное развитие экономики России непосредственно связано с процессом интеграции науки и образования. Попыткой решения проблемы разобщенности в инновационной сфере в какой-то степени можно считать реализацию целевой программы «Интеграция» (с 1996 по 2004 гг.), направленной на поиск путей сотрудничества академических институтов и вузов, нормативные акты, предусматривающие законодательное обеспечение уже существующих форм интеграции науки и образования, стимулирование развития науки и образования, прежде всего, как видов деятельности.

Именно механизмы повышения качества подготовки военных специалистов определяют выбор соответствующих методов выявления возможностей и оценки будущего состояния образовательного процесса в системе военного профессионального образования.

Метод экстраполяции сравнительно прост для расчетов. Существенным недостатком этого метода является его логическая предпосылка, что если для развития объекта была выявлена определенная тенденция, то она должна обязательно сохраниться и в будущем. Однако установлено, что тенденции может сохраняться, но могут и модифицироваться в силу разных обстоятельств, что требует внесения в расчеты определённых корректив.

Метод экспертной оценки заключается в том, что группе специалистов дают ответы на конкретные вопросы анкеты. Такой опрос проводится в несколько туров. Недостатком этого метода является известная доля субъективности в оценках экспертов.

Метод моделирования применительно к задачам научной организации управления открывает большие перспективы для объективного (вероятностного) прогнозирования. Здесь решающее значение для разработки модели имеют точные стартовые данные.

Для научной организации управления качеством подготовки военных специалистов важно грамотно использовать методы из всех представленных групп. Например, метод экстраполяции (на базе индуктивной техники) применяется для краткосрочных прогнозов, при реализации инновационных проектов в высшем военном учебном заведении, рассчитанных на год и т. п. Метод экспертной оценки (или метод «Дельфи») применяется чаще

всего для долгосрочных прогнозов. Метод моделирования используется в реализации проектов любой временной продолжительности и вообще при поиске решений на будущее.

Новыми путями повышения качества образовательного процесса в системе военного профессионального образования становятся:

- приведение содержания военно-профессионального образования в соответствие с требованиями государственного образовательного стандарта;

- обеспечение фундаментализации подготовки военных специалистов, позволяющей быть им конкурентоспособными;

- формирование у выпускников высшего военно-учебного заведения готовности к решению военно-профессиональных задач и задач самообразования, обеспечивающих их профессиональную мобильность.

Связи научной организации управления образовательным процессом в военном вузе

Для завершения представленной схемы необходимо спрогнозировать ожидаемое качество подготовки военных специалистов в системе военного профессионального образования. Показатели качества подготовки военных специалистов должны соотноситься с системой компетенций, обозначенных государственным образовательным стандартом.

Новым результатом в высшем военном профессиональном образовании рассматриваются компетенции. Принцип развития компетенций зародился в рамках теории языка и был впоследствии заимствован в качестве научного метода, применимого к различным сферам знания включая педагогику. Именно поэтому компетентностный подход способствует интеграции разных в видов деятельности в образовательной деятельности. При этом, «компетентностный подход апеллирует к современной парадигме междисциплинарных (постдисциплинарных) связей науки и образования» (Компетентностный подход Реферативный бюллетень (Российский Государственный Гуманитарный Университет) 2005, С. 5).

Научно-исследовательская работа курсантов в военном учебном заведении приобрела качественно новые формы взаимодействия учебной и военно-научной деятельности, адаптированные к изменяющимся социально-экономическим условиям общества. В связи с перестройкой структуры высшего военного образования возникли иные требования к содержанию научно-исследовательской работы курсанта.

Первым требованием к формированию целей научно-исследовательской работы курсанта является, требование их соответствия сущности и назначению современной образовательной парадигмы, реализующей компетентностный подход. В данном случае компетентностный подход ориентирует на уровень самостоятельности курсанта в научно-исследовательской работе, определяемый конкретными компетенциями, которые включают

а) когнитивную компетенцию, предполагающую использование теоретических знаний и понятий, а также новых знаний, приобретенных в процессе поисковой и исследовательской деятельности в вузе; б) функциональную компетенцию как умение осуществлять поэтапно исследовательскую деятельность через овладение технологий научно-исследовательской работы; в) личностную компетенцию, способствующую выработке исследовательского поведения в конкретной ситуации исследовательского поиска или проведения научно-исследовательской работы; 4) этическую компетенцию как наличие определенных ценностей корректного отношения к чужому исследовательскому труду и ценностей, обеспечивающих развитие устойчивой мотивации на самообразование в исследовательской деятельности.

В ходе разработки программы TUNING приняли участие более 100 университетов из 16 стран, подписавших Болонскую декларацию, было выделено несколько групп компетенций, среди которых особую важность имеют общие компетенции. К общим компетенциям относят:

1. Инструментальные компетенции, которые включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображе-

ния; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции. Конкретизированный список инструментальных компетенций:

- способность к анализу и синтезу;

- способность к организации и планированию;

- базовые знания в различных областях;

- тщательная подготовка по основам профессиональных знаний;

- письменная и устная коммуникация на родном языке;

- знание второго языка;

- элементарные навыки работы с компьютером;

- навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников);

- решение проблем;

- принятие решений.

2. Межличностные компетенции, то есть индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства:

- способность к критике и самокритике;

- работа в команде;

- навыки межличностных отношений;

- способность работать в междисциплинарной команде;

- способность общаться со специалистами из других областей;

- способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия;

- способность работать в международной среде;

- приверженность этическим ценностям.

3. Системные компетенции, то есть сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. К ним относятся:

- способность применять знания на практике;

- исследовательские навыки;

- способность учиться;

- способность адаптироваться к новым ситуациям;

- способность порождать новые идеи (креативность);

- лидерство;

- понимание культур и обычаев других стран;

- способность работать самостоятельно;

- разработка и управление проектами;

- инициативность и предпринимательский дух;

- забота о качестве;

- стремление к успеху.

В новом государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования установлено соответствие системы общекультурных и профессиональных компетенций.

Приведём в качестве примера применения компетентностного подхода в области разработки ГОС ВПО нового поколения для специальности 031001 Правоохранительная деятельность с квалификацией (степенью) «специалист». Выпускник по специальности 031001 Правоохранительная деятельность с квалификацией (степенью) «специалист» в соответствии с задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными компетенциями;

б) профессиональными компетенциями:

- в правотворческой деятельности',

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в правоприменительной деятельности',

- в оперативно-служебной деятельности',

- в организационно-управленческой деятельности',

- в научно-исследовательской деятельности',

- в педагогической деятельности.

Всё вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

Качество образовательного процесса в военном вузе представляет собой свойство, определяющее способность системы военного профессионального образования удовлетворять существующим и перспективным потребностям войск по подготовке высококвалифицированных военных специалистов. В научной организации управления качеством подготовки военного специалиста необходимо исходить из предположения, что введение компетентностного подхода требует изменения содержания и организационных форм образовательного процесса.

Перевод системы инструментальных, межличностных и системных компетенций в систему общекультурных и профессиональных компетенций в новом государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования обусловливает активизацию учебной и внеучебной исследовательской работы курсантов в образовательном процессе. Интегральная оценка качества подготовки выпускника военного вуза наиболее полно может быть получена только при определении совокупного набора компетенций в выбранной области профессиональной деятельности, которые развиваются в процессе интеграции разных видов деятельности в образовательном процессе.

Библиографический список

1. Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации II Бюллетень министерства образования РФ. - 2000, № 11. - С. 3-13.

2. Панков, Н. А. Ставка на будущее II Красная Звезда. 8 декабря 2008 г.

3. Образование человека в поликультурном обществе: междисциплинарное исследование [Текст]: Монография/ Под общ. Ред. проф. Л.Н. Бережновой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 88.

4. Компетентностный подход Реферативный бюллетень (Российский Государственный Гуманитарный Университет) 2005, - С. 5

5. National doctrine of education development in the Russian Federation //Bulletin of the Ministry of Education of the Russian Federation. № 11, 2000. - P.3- 13.

6. Pankov, N. A. The count on future II The Red Star, 8 December, 2008.

7. The person’s education in multicultural society: interdisciplinary research: Monograph II Editor - in - chief prof. L. N. Berezhnova. - SPb. : The Russian State Pedagogic University after A. I. Gertsen, 2008. - P. 88.

8. Competence approach II The Abstract bulletin (The Russian State Humanitarian University), 2005.- P. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.