УДК 355.237
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Аннотация. В контексте компетентностного подхода к образованию рассмотрено использование геоинформационных систем в процессе профессиональной подготовки военных специалистов.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, тактико-специальная подготовка, геоинформационные системы и технологии, военные вузы.
THE IMPLEMENTATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN TACTICAL AND SPECIAL PREPARATION OF MILITARY SPECIALISTS BASED
ON THE USE OF GEOGRAPHIC INFORMATION SYSTEMS
Annotation. The article discusses the use of geographic information systems in the professional training of military specialists in the context of competence approach in education. Keywords: professional competence, tactical and special preparation, geographic information systems and technologies, military higher schools.
Одной из важных задач военной школы Министерства обороны РФ на современном этапе является качественная профессиональная подготовка офицеров, психологически готовых и способных профессионально и компетентно выполнять свои служебные задачи. Для этого необходимо реализо-вывать эффективные образовательные программы, осуществлять постоянный мониторинг службы выпускников в войсках и на этой основе своевременно вносить коррективы в учебные программы, совершенствовать образовательные технологии [1]. Главным критерием оценки качества обучения должно стать умение профессионально действовать в реальных условиях боевой обстановки [2].
Реализация компетентностного подхода к тактико-специальной подготовке (ТСП) требует определения целей подготовки будущих офицеров, т.е. того, какого специалиста необходимо получить в результате обучения. Основой обоснования целей обучения по ТСП служит компетентностная модель деятельности выпускника военного вуза, которая описывает совокупность военно-профессиональных компетенций, необходимых выпускнику для успешного осуществления определенного вида профессиональной деятельности (управленческой, эксплуатационной, обучающей, воспитательной и др.).
Результаты анализа научной литературы, вузовской практики, требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) к реализации основных образовательных программ подготовки военных специалистов показали, что реализация компетентностного подхода в преподавании тактико-специальных дисциплин должна предусматривать широкое использование в учебном процессе геоинформационных систем (ГИС). ГИС - это автоматизированная информационная система, предназначенная для обработки пространственно-временных данных, основой интеграции которых служит географическая информация [3].
В настоящее время в Вооруженных силах (ВС) РФ применение ГИС должностными лицами различных звеньев управления происходит в рамках следующих видов профессиональной деятельности [4]:
© Белозеров Е.В., Шишков А.И., 2014
Е.В. Белозеров А.И. Шишков
Evgeniy Belozerov Andrei Shishkov
- управление подразделениями и воинскими частями и контроль за их деятельностью;
- анализ местности (выбор позиционных районов, планирование маршрутов передвижения, анализ взаимной радиовидимости и др.);
- анализ обстановки (оценка оперативной обстановки, расчеты эффективности боевого применения, моделирование изменений в обстановке и прогнозирование перемещений объектов наблюдения и др.);
- планирование боевого применения воинских частей и подразделений (оптимизация боевых порядков, обеспечение электромагнитной доступности и др.);
- планирование всестороннего обеспечения различных видов деятельности воинских частей и подразделений.
Следует подчеркнуть, что применение ГИС позволяет формировать профессионально значимые компетенции военных специалистов, а именно:
владение современными средствами вычислительной техники и пакетами прикладных программ для проведения оперативно-тактических расчетов, для обработки разнородной информации;
- владение основами современных информационных технологий, методами математического моделирования;
- способность создавать и редактировать электронные карты, обрабатывать геопространственные данные для оценки обстановки;
способность применять математические методы принятия решений и др.
При реализации компетентностного подхода военных специалистов к ТСП непосредственными задачами применения ГИС являются:
- достижение необходимой глубины профессиональных знаний, развитие у учащихся командирских качеств и методических навыков по управлению подразделениями;
- овладение технологическими приемами и умелое их применение при решении служебно-профессиональных задач;
- развитие умения самостоятельно принимать решения о применении подразделений в различных условиях обстановки;
- формирование активнодеятельной, творчески мыслящей и интеллектуально развитой личности офицера;
- моделирование деятельности обучающихся по функциональному предназначению;
- индивидуализация обучения;
- профессиональное становление личности в вузе по должностному предназначению;
- единство теоретической и практической составляющих профессиональной подготовки обучающихся;
- совершенствование системы управления процессом формирования профессиональной компетентности в ходе ТСП;
- реализация субъект-субъектного подхода к организации процесса формирования профессиональной компетентности военных специалистов в ходе ТСП и др.
Использование ГИС в ТСП способствует реализации специфических функций формирования профессиональной компетентности военных специалистов: синтезирующей, преобразующей, прогностической, мотивационно-стимулирующей, стратифицирующей, управленческой, активизационно-деятельностной, контрольной. Синтезирующая функция обеспечивает объединение и согласование всего набора структурных компонентов процесса формирования профессиональной компетентности в единую систему. Преобразующая функция позволяет повысить эффективность решения профессионально ориентированных задач, способствует активному, творческому изменению различных сто-
рон профессиональной деятельности. Прогностическая функция позволяет предвидеть возможные результаты формирования профессиональной компетентности у обучающегося и при необходимости скорректировать их. Мотивационно-стимулирующая функция направлена на развитие у будущих офицеров интереса к совершенствованию своей военно-профессиональной компетентности и общей культуры, создание условий, укрепляющих престижность результативной профессионализации обучающихся. Стратифицирующая функция обеспечивает фиксацию уровня деятельности курсанта по овладению комплексом профессиональных компетенций в зависимости от степени развития личностных качеств обучающегося (мотивы, интересы, потребности в профессиональном самосовершенствовании). Реализация управленческой функции позволяет согласовать усилия всех командиров, преподавателей по целям, задачам, содержанию, формам, методам, средствам, времени и функциям деятельности с целью повышения уровня квалификации обучающихся. Активизационно-деятельностная функция рассматривается как процесс интенсификации ТСП курсантов за счет совершенствования педагогического труда, целенаправленного улучшения содержания, форм, средств и методов обучения по тактико-специальным дисциплинам, активизации познавательной деятельности курсантов. Контрольная функция обусловлена тем, что эффективность обучения по тактико-специальным дисциплинам во многом зависит от контроля системы знаний. Контроль обученности помогает решать двоякую задачу: оценивать эффективность преподавания, так как позволяет преподавателю чувствовать динамику процесса формирования профессиональной компетентности у обучающихся в ходе ТСП и своевременно вносить коррекцию; обучающимся - оценивать эффективность учения, самообразования, самовоспитания, самосовершенствования.
Применение ГИС способствует реализации интерактивных технологий ТСП военных специалистов. Существенно меняются роли преподавателя (вместо информатора - управленец) и обучающихся (вместо объекта воздействия - субъект взаимодействия), а также функция информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций). Преподаватель не дает готовых знаний, но побуждает обучающихся к активной деятельности, самостоятельному поиску при решении оперативных задач, создает условия, при которых будущий офицер чувствует свою интеллектуальную состоятельность, успешность. Это делает процесс формирования профессиональной компетентности военных специалистов в ходе ТСП эффективным.
Исследование дидактического потенциала ГИС позволило определить основные педагогические предпосылки их эффективного использования в процессе ТСП:
1) формирование у обучающихся совокупности базовых знаний об общих и специальных возможностях ГИС, спектре их применения, способах ввода, накопления хранения и обработки цифровой картографической информации; умений создавать и редактировать электронные карты, вести библиотеки условных знаков, управлять базами данных и др. Усиление интеграции дисциплин уже на первом курсе (наряду с дисциплиной «Информатика» введение модуля «Геоинформационные системы и технологии»);
2) формирование у обучающихся потребности к творческому преобразованию своей профессиональной деятельности, развитие у них познавательного интереса к овладению методикой научного поиска посредством ГИС и соответствующих технологий;
3) формирование у обучающихся умений самостоятельно использовать ГИС и технологии при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ, при подготовке докладов к научно-практическим конференциям [5];
4) формирование субъектно-субъектных отношений в совместной деятельности обучающихся и преподавателей;
5) формирование и развитие у обучающихся умений и навыков самоконтроля, анализа с помощью ГИС сложившейся оперативной обстановки, выбора нужных для решения поставленной задачи возможностей ГИС;
6) создание позитивных стимулов, активизирующих познавательную и мыслительную деятельность обучающихся и повышающих уровень их профессиональной компетентности;
7) психологическая подготовка преподавателей к использованию ГИС и соответствующих технологий в процессе ТСП;
8) наличие в военном учебном заведении современной учебно -материальной базы.
Таким образом, применение ГИС для формирования профессиональной компетентности военных специалистов в ходе ТСП позволяет интенсифицировать данный процесс, повысить качество военно-профессиональной подготовки будущих офицеров и уровень их соответствия требованиям, предъявляемым к выпускникам в рамках ФГОС ВПО третьего поколения.
Библиографический список
1. Путин В.В. Подготовка кадров - фундамент развития Вооруженных сил // Красная звезда. - 2013. - 19 ноября.
2. Выступление министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу // Вестник Академии военных наук. - 2013. - № 1 (42). - С. 7.
3. Цнпнлева Т. А. Геоинформационные системы: учеб. пособ. / Т. А. Ципилева. - Томск: ТУ СУР, 2010. -121 с.
4. Дзюбенко O.JL, Козирацкий Ю.Л. Педагогическое обеспечение внедрения инновационных технологий в военном вузе // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 1. - С. 1-4.
5. Качалов Я.Н., Ростовцева В.М. Использование геоинформационных систем в профессиональной подготовке студентов современного вуза//ВестникТГПУ. -2011. -№ 10 (112). -С. 60-63.