УДК 355.237
А.И. Шишков ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ХОДЕ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. В статье раскрывается сущность и структура процесса формирования профессиональной компетентности у военных специалистов в ходе тактико-специальной подготовки.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, тактико-специальная подготовка, эффективность, военные вузы.
Andrei Shishkov PEDAGOGICAL BASES OF THE PROCESS OF
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE AT MILITARY SPECIALISTS OF MILITARY HIGHER SCHOOLS IN THE COURSE OF TACTICAL AND SPECIAL PREPARATION
Annotation. In the article opens essence and structure of the process of formation of professional competence at military specialists of military higher schools in the course of tactical and special preparation.
Keywords: professional competence, tactical and special preparation, effectiveness, military higher schools.
Одной из важных задач высшей военной школы Министерства обороны РФ на современном этапе является качественная профессиональная подготовка офицеров командного и инженерно-технического состава для воинских частей и подразделений, психологически готовых и способных профессионально и компетентно выполнять свои служебные задачи [3; 4]. В связи с этим проблема формирования и развития у военных специалистов профессиональной компетентности как основы профессиональной подготовки приобретает характер актуальной научной проблемы.
Профессиональная компетентность военного специалиста — это интегративное свойство личности, характеризующее ее стремление и способность реализовать свой потенциал (тактико-специальные знания, умения и навыки в области боевого применения и боевой подготовки подразделений, морально-боевые качества) для эффективного выполнения служебно-боевых задач.
Под процессом формирования профессиональной компетентности у военных специалистов в ходе тактико-специальной подготовки (ТСП) понимается целостный процесс, который реализуется путем практико-ориентированного моделирования межкафедрального комплекса тактико-специальных дисциплин, основанный на использовании дидактических инноваций.
Структура процесса формирования профессиональной компетентности военных специалистов в ходе ТСП предполагает наличие всех тех элементов, без которых невозможно сформировать у будущих офицеров профессионально-важные качества, необходимые для последующей профессиональной деятельности:
— элемент субъектно-объектных профессиональных связей (командование вуза, факультета, профессорско-преподавательский состав, обучающиеся);
— элемент целеполагания (цель и задачи данного процесса);
— содержательный элемент (определяется квалификационными требованиями к выпускникам, учебными программами изучения тактико-специальных дисциплин);
© Шишков А.И., 2014
— технологический элемент (методы, приемы, формы и средства обучения и развития обучающихся на занятиях по ТСП);
— оценочно-результативный элемент (критерии и показатели, методика оценки сформированное™ профессиональной компетентности у военных специалистов в ходе ТСП).
Ведущими элементами рассматриваемого процесса являются субъекты, в качестве которых выступает руководящий состав и преподаватели военного вуза. Сегодня, как никогда прежде, повысились требования не только к профессиональному творческому уровню педагога, но и к его нравственному облику. Преподаватель должен обладать всеми качествами современного, компетентного и профессионального педагога.
Целью процесса формирования профессиональной компетентности является формирование профессиональной компетентности военных специалистов с наилучшим качеством, обеспечивающим выполнение ими профессиональных обязанностей в соответствии с должностным предназначением.
Содержание процесса формирования профессиональной компетентности военных специалистов в ходе ТСП понимается как системно-логическая совокупность: педагогической деятельности преподавательского состава с использованием дидактических инноваций в соответствии с квалификационными требованиями по подготовке выпускников военного вуза; диагностики полученных умений; интенсификации восприятия и осмысления знаний на каждом этапе процесса обучения по ТСП; повышения мотивации у обучающихся на самообразование как специалиста в определенной сфере профессиональной деятельности; систематического мониторинга качества данной подготовки обучающихся и обеспечение обратной связи в системе «заказчик - военный вуз - заказчик».
Анализ педагогической литературы, исследование практики подготовки курсантов военных вузов к профессиональной деятельности показывает, что процессу формирования профессиональной компетентности в ходе ТСП присущи следующие функции: образовательная, воспитательная, развивающая, морально-психологической подготовки, самосовершенствования, научно-исследовательская [1; 2].
Вместе с тем, изучение педагогической практики военных вузов методами наблюдения, опросов, бесед позволили установить, что наряду с выше представленными функциями процесса формирования профессиональной компетентности в ходе ТСП реализуются следующие специфические функции: синтезирующая, преобразующая, прогностическая, мотивационно-стимулирующая, стратифицирующая, управленческая, активизационно-деятельностная, контрольная. Реализация данных функций в образовательном процессе вуза обеспечивает подготовку военных специалистов со сформированной профессиональной компетентностью.
Для полной характеристики процесса формирования профессиональной компетентности военных специалистов в ходе ТСП необходимо рассмотреть его закономерности.
Исследованием установлено, что к основным закономерностям процесса формирования профессиональной компетентности в ходе ТСП можно отнести:
— целостность формирования профессиональной компетентности военных специалистов в логической взаимосвязи всего множества ее структурных компонентов;
— зависимость формирования профессиональной компетентности военных специалистов в ходе ТСП от социально-экономических, политических, правовых, военных и других факторов жизнедеятельности общества и государства;
— взаимосвязь процесса совершенствования тактико-специальной подготовки военных специалистов с общим состоянием и перспективами развития военной науки в государстве, темпами социального и научно-технического прогресса;
— соответствие целей, задач, организации и содержания процесса формирования профес-
сиональной компетентности у военных специалистов в ходе ТСП имеющимся квалификационным требованиям на подготовку специалистов в военных вузах;
— зависимость эффективности формирования профессиональной компетентности в ходе ТСП от уровня развития теории и практики, психологии и педагогики высшей военной школы.
Наряду с отмеченными закономерностями, следует выделить и специфические закономерности, присущие собственно рассматриваемому процессу:
— зависимость эффективности формирования профессиональной компетентности от степени реализации требований принципа профессиональной направленности;
— зависимость качества формирования профессиональной компетентности от моделирования профессиональной деятельности на занятиях по ТСП;
— зависимость целей и задач процесса формирования профессиональной компетентности от служебного функционала будущей профессиональной деятельности офицера;
— зависимость качества обучения от содержания и объема изучаемого учебного материала, организационно-педагогического воздействия обучающих, времени обучения и его продуктивности;
— зависимость результатов обучения от степени вовлеченности обучающихся в процесс самосовершенствования по развитию профессиональной компетентности.
Анализ практики формирования профессиональной компетентности у военных специалистов в ходе ТСП позволил выявить основные противоречия данного процесса: между эффективностью, результативностью процесса формирования профессиональной компетентности у военных специалистов и недостаточным уровнем содержания, организации и методики осуществления этого процесса; между содержанием профессиональной деятельности выпускников военных вузов в войсках и возможностями ее моделирования, проектирования и конструирования в процессе формирования профессиональной компетентности в ходе ТСП; между сложностью учебного материала тактико-специальных дисциплин для усвоения обучающимися и уровнем их предшествующей подготовки; между требованиями к практической составляющей готовности выпускников и ее недостаточной сформированностью в ходе ТСП; между необходимостью активизации самосовершенствования профессиональной компетентности обучающихся и низким уровнем мотивации военных специалистов; между повышением требований к уровню профессиональной компетентности выпускников и отсутствием готовности у части руководящего и преподавательского состава к инновационной деятельности. Разрешение этих сложных противоречий в современных условиях требует принятия комплекса мер по повышению эффективности формирования профессиональной компетентности у военных специалистов в ходе ТСП.
Результаты проведенного педагогического исследования позволили определить основные принципы процесса формирования профессиональной компетентности у военных специалистов в ходе ТСП: практической направленности; историчности; социальной обусловленности и научности; прочности овладения структурными компонентами профессиональной компетентности; природосо-образности; активности, сознательности и мотивированности обучающихся; целостности и комплексности; целенаправленности, последовательности и систематичности; оптимизации; динамичности; опережения меры развития процесса формирования профессиональной компетентности по отношению к мере его реализации; инновирования.
Целенаправленный анализ литературы, изучение практики свидетельствует, что основными формами организации обучения (видами учебных занятий) по тактико-специальным дисциплинам являются: лекции, групповые упражнения, семинары, самостоятельная работа под руководством преподавателя, тактико-специальные занятия (ТСЗ), тактико-специальные учения (ТСУ), контрольные работы, курсовые работы, выпускные квалификационные работы, командно-штабные учения, войсковые стажировки и практики.
Как показало исследование, в настоящее время при проведении занятий по тактико-специальным дисциплинам применяются в различных комбинациях следующие методы обучения: устное изложение учебного материала (лекция, рассказ, инструктирование и др.); обсуждение изучаемого материала (семинар, собеседование, дискуссия, беседа и др.); показ (демонстрация средств наглядности, личный показ, показ действий подразделений и др.); упражнения (анализ конкретных ситуаций, тренировки и др.); практическая работа (несение учебно-боевого дежурства); самостоятельная работа (с печатными источниками, на технических средствах, с помощью средств мультимедиа).
Анализ требований ФГОС ВПО к реализации основных образовательных программ подготовки военных специалистов показал, что реализация компетентностного подхода в преподавании тактико-специальных дисциплин должна предусматривать широкое использование в учебном процессе интерактивных методов проведения занятий (проектная деятельность, работа в малых группах, интерактивные задания и др.).
Конечным элементом процесса формирования профессиональной компетентности у военных специалистов в ходе ТСП является результат. Результат — то, что получено в завершение какой-нибудь деятельности, работы, итог. В логическом понимании результат - это реализованная цель ТСП военных специалистов. Основными его показателями выступают знания, умения, навыки и профессиональные качества, отраженные в ФГОС ВПО и квалификационной характеристике выпускника. Результатом рассматриваемого процесса является сформированная профессиональная компетентность выпускников, позволяющая им эффективно выполнять служебные задачи в соответствии с должностным предназначением.
Таким образом, системное рассмотрение сущности и структуры исследуемого процесса показывает, что в современных условиях повышение эффективности процесса формирования профессиональной компетентности у военных специалистов в ходе ТСП может быть достигнуто с высшей степенью результативности при разработке и внедрении в практику образовательного процесса следующих путей:
— оптимизации организационной структуры и содержания изучения учебных дисциплин тактико-специальной подготовки;
— внедрения современных технологий в процесс формирования профессиональной компетентности у военных специалистов;
— активизации самосовершенствования военных специалистов по развитию профессиональной компетентности.
Библиографический список
1. Вдовюк В.И. Обоснование понятийно-категориального аппарата профессиональной педагогики // Мир образования - образование в мире. — 2012. — № 1. — С. 93—99.
2. Военная педагогика: учеб. пособ. / под общ. ред. А.А. Башлакова. - М.: Красная звезда, 2008. — 504 с.
3. Путин В.В. Быть сильным: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. — 2012. — № 5709.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2620-р от 30 декабря 2012 г. «План мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/docs/3391