А.И. Шишков
Н.К. Сагаев
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ МЕЖКАФЕДРАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования профессиональной компетентности военных специалистов на основе имитационного моделирования. Описывается структура интерактивной имитационной модели межкафедрального комплекса тактико-специальной подготовки.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, интерактивное обучение, тактико-специальная подготовка, модель.
Nikolai Sagaev Andrei Shishkov
Одной из важных задач военной школы МО РФ на современном этапе является качественная профессиональная подготовка офицеров командного и инженерно-технического состава для военных частей и подразделений, психологически готовых и способных профессионально и компетентно выполнять свои служебные задачи [1]. В 2011 г. военные вузы приступили к реализации основных образовательных программ, разработанных в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО-3) и направленных на реализацию в образовании компетентностного подхода. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается способность офицера адекватно действовать в различных условиях динамично меняющейся обстановки (в том числе и в ситуации неопределенности) [2, с. 50].
Результаты анализа научной литературы, вузовской практики показали актуальность интенсификации процесса формирования профессиональной компетентности у военных специалистов в ходе тактико-специальной подготовки (ТСП), что обуславливается прежде всего сокращением бюджета времени на обучение при возрастающих требованиях к качеству ТСП выпускников; увеличивающейся информативностью занятий по ТСП; необходимостью приближения обучения к реальной боевой действительности и др.
Перспективным направлением разрешения проблемы интенсификации образовательного процесса является моделирование межкафедрального комплекса тактико-специальной подготовки (далее - МКК ТСП) с элементами интерактивного обучения. Следует отметить, что системный подход, принципы и методы моделирования сложных процессов дают возможность многостороннего и целостного изучения педагогической системы и явлений. Под моделированием понимается замещение одного объекта другим с целью получения информации о важнейших свойствах объекта-оргинала с помощью объекта-модели [3]. Моделирование служит для выявления закономерностей построения содержания образовательного процесса, представляет собой способ анализа существующих проблем в данной области.
© Сагаев Н.К., Шишков А.И., 2014
Основными требованиями к разрабатываемой модели МКК ТСП являются:
- реализация системно-деятельностного подхода к формированию профессиональной компетентности военных специалистов;
- опора на ФГОС ВПО, квалификационные требования, предъявляемые к выпускнику вуза;
- использование передовых достижений в области информационных технологий;
- максимальное использование опыта и знаний специалистов НИИ, офицеров воинских частей, профессорско-преподавательского состава;
- использование картографии и геоинформационной системы (ГИС);
- включение в комплекс рабочих мест руководителя, средств регистрации знаний и действий обучаемых с последующим разбором учений и тренировок.
Целью создания модели является получение гарантированного результата обучения, выраженного в виде уровня сформированности профессиональной компетентности будущего специалиста [4].
Основными задачами МКК ТСП являются:
реализация компетентностного подхода при подготовке военных специалистов различных специализаций с применением инновационных технологий;
- повышение эффективности процесса формирования профессиональной компетентности у военных специалистов в ходе ТСП;
оптимизация учебно-материальной базы вуза для комплексного изучения дисциплин специальностей различных направлений подготовки;
усиление роли самостоятельной работы военных специалистов и совершенствования системы и способов контроля знаний на всех этапах обучения на основе информационно-компьютерных технологий.
Структура интерактивной имитационной модели МКК ТСП представлена на рисунке.
ФГОС ВПО
КТ к выпускникам
Уч. план Уч. программа
ОШС частей, соединений
Руководящие документы МО РФ
Модуль управления межкафедральным комплексом
- управление комплексом
- контроль уровня и качества подготовки обучаемых
- информационная поддержка учебного процесса
Обучаемые
■ выполнение должностных обязанностей
■ решение комплексных ситуационных задач
Модуль имитации обстановки
- формирование данных для имитации обстановки
Модуль добывания сведений
- имитация работы штатных комплексов и станций частей и подразделений
АРМ1 АРМ
Модуль автоматизации
- формализованный ввод информации И\ л
- документирование У
- администрирование объекта
Результат
уровень
сформированности профессиональной компетентности обучаемых
Рис. Структура интерактивной имитационной модели МКК ТСП
В состав структурных компонентов модели МКК ТСП должны входить: модуль имитации обстановки; модуль добывания сведений;
- модуль сбора сведений и управления подразделениями;
- модуль автоматизации;
- модуль управления.
Модуль имитации обстановки должен обеспечивать формирование данных для имитации обстановки в ходе типовых боевых действий эвентуального противника.
Модуль добывания сведений должен обеспечивать имитацию работы средств и систем вооружения, использование которых предусматривается в ходе проведения занятий.
Модуль сбора сведений и управления подразделениями предназначен для обеспечения имитации процессов оперативного управления подразделениями, сбора и обработки информации в условиях динамично меняющейся обстановки. Он должен обеспечивать:
- формирование данных для обеспечения обучения военных специалистов основам организации и ведения боевой работы в подразделениях и частях ВС РФ;
- возможность обучения в ходе занятий применению технических средств, комплексов для выполнения обязанностей по должностному предназначению;
- формирование отчетных документов.
Модуль автоматизации должен обеспечивать: возможность формализованного ввода информации; формирование документов; администрирование объекта; информационно-технологическое сопряжение элементов комплекса; отображение хода и результатов процесса моделирования и имитации.
Модуль управления МКК ТСП предназначен для управления, обеспечения контроля уровня и качества подготовки обучаемых и информационной поддержки учебного процесса. Он должен обеспечивать:
- формирование данных для проведения занятий с целью совершенствования практических навыков в применении подразделений;
- формирование данных для организации и контроля ТСП обучаемых;
- формирования данных для проведения текущего и перспективного планирования процесса ТСП;
- контроль над действиями обучающихся на рабочих местах;
- обеспечение доступа обучаемых к электронной базе данных, учебной и методической литературе;
управление модулями и учебным процессом.
Реализация данной модели предполагает использование интерактивных методов обучения, таких как военно-профессиональная игра, проектная деятельность, работа в малых группах, выполнение интерактивных заданий и т.д.
Методология применения МКК ТСП в интересах формирования профессиональной компетентности у военных специалистов на примере проведения учения может заключаться в следующем.
На этапе подготовки учения должны выполняться:
- разработка замысла и сценария учения;
- проектирование состава, типа автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ) и их характеристик;
- разработка информационно-методического обеспечения;
- инструктирование обучаемых.
Замысел является основой проведения учений. При разработке замысла необходимо учитывать возможности программно-аппаратных средств, особенно в части реализации необходимого уровня детализации моделирования обстановки и боевых действий [5]. На основе замысла формируется сценарий проведения, содержащий необходимый перечень основных событий по учению, определяются должности обучаемых на учении.
Разработка информационно-методического обеспечения - один из этапов подготовки к проведению учений, является основным фактором для их успешной организации и проведения. В ходе учения обучаемые реализуют должностные функции посредством АРМ в части: отработки вопросов тактического задания, реализации ролей и функций участников учения. На АРМ выполняется проведение оперативных расчетов при принятии решений, отражается оперативная информация на электронных картах, отрабатываются документы, определяющие применение подразделений, осуществляется автоматизация процессов ввода и корректировки информации.
По итогам проведения и результатам деятельности обучаемых в ходе учений проводится итоговый разбор. Для сбора данных используются программно-аппаратные средства, позволяющие проводить обработку событий, зафиксированных в ходе проведения учений. Полученные данные представляются определенным образом, например, в виде донесений или отчетов, и используются в дальнейшем для проведения разбора действий обучаемых.
Учитывая возможности МКК ТСП, разбор может проводиться не только по завершению учения (итоговый разбор), но и непосредственно в ходе самого учения (частный разбор). Для повышения наглядности разборов могут использоваться средства коллективного отображения информации. Таким образом, реализация интерактивной модели МКК ТСП в процессе формирования профессиональной компетентности у военных специалистов в ходе ТСП позволит создать условия для повышения уровня сформированности военно-профессиональных компетенций обучаемых и осуществить комплексный подход при подготовке военных специалистов.
Библиографический список
1. Путин В.В. Быть сильным: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. - 2012. -20 февраля.
2. Коритчук В.В. Реализация компетентностного подхода в подготовке офицеров ракетных войск и артиллерии // Военная мысль. - 2012. - № 12. - С. 50.
3. Советов Б.Я. Моделирование систем: учеб. для вузов / Б.Я. Советов, С.А. Яковлев,- 5-е изд., стер. - М.: Высш. шк, 2007. - 343 с.
4. Кутузов В.В. Модель формирования профессиональных компетенций специалистов в военном вузе при изучении специальных дисциплин [Электронный ресурс] // Историческая и социально-образовательная деятельность. - 2013. - № 17. - Режим доступа: http://hist-edu.ru/hist/book_13kutuzov.pdf (дата обращения: 10.12.2013).
5. Григоренко В.М. Предложения по применению моделирующего комплекса имитационно-моделирующего центра НИЦ РКО 4 ЦНИИ МО РФ в процессе обучения студентов в Военном институте им. Н.Э. Баумана [Электронный ресурс] / В.М. Григоренко, Д.И. Мельник [и др.] // Наука и образование. - 2011. - № 10. -Режим доступа:http://www.technomag.edu.ru/doc/262388.html (дата обращения: 10.12.2013).