А.И. Шишков
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В ХОДЕ ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ
Ключевые слова: профессиональная компетентность, интерактивное обучение, интерактивные методы, тактико-специальная подготовка, курсанты военных вузов.
В настоящее время изменяются модель, характер и функции профессионального образования, формируется идея о том, что современное образование должно не только передавать знания и вырабатывать умения, но и готовить выпускников вузов к выполнению обязанностей по должностному предназначению, развивать способности к самоопределению, выстраивать профессиональные и личностные траектории развития [2, с. 42]. В соответствии с ФГОС третьего поколения актуальной задачей современной высшей школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно формирование ключевых компетенций у выпускников военных вузов.
Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции курсантов в учебном процессе, так как принцип активности в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим принципом подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативности и соответствии нормам специалиста профиля. Активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленного взаимодействия и организации педагогической среды. Реализация принципа активности возможна в рамках интерактивного обучения в условиях единого информационного образовательного пространства [1, с. 13].
Слово «интерактив» имеет английские корни: «inter» - взаимный, «act» - действовать, а слово «интерактивность» трактуется как способность действовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Согласно существующим классификациям к интерактивным методам преподавания можно отнести следующие: проектная деятельность, работа в малых группах, обучающие игры, экскурсии или иные формы обучения вне рамок учебной аудитории, интерактивные лекции, дебаты, дискуссии и решение проблемных ситуаций [3, с. 116].
Следовательно, интерактивное обучение - это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход является наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации к изучению, в частности, вопросов оценки оперативной и радиоэлектронной обстановки, принятия решения на боевое применение подразделений, обработки информации. Основной целью данного подхода является формирование устойчивого познавательного интереса к тактико-специальным дисциплинам, повышение качества знаний, создание педагогических условий для развития способностей обучаемых.
© Шишков А.И., 2013
Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение. При этом погруженное не означает замещенное. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса как такового. Оно просто изменяет формы с транслирующих (лекции) на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии обучаемых и преподавателя.
Интерактивное обучение как специальная форма организации познавательной деятельности имеет конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых курсант чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным процесс формирования профессиональной компетентности у курсантов в ходе тактико-специальной подготовки (ТСП). Суть интерактивного обучения состоит в такой организации данного процесса, при которой практически все обучаемые оказываются вовлеченными в процесс познания.
К общим целям интерактивного обучения кроме того относятся:
- реализация субъект-субъектного подхода в организации процесса формирования профессиональной компетентности у курсантов в ходе ТСП;
- формирование активной познавательной и мыслительной деятельности курсантов;
- усиление мотивации к изучению тактико-специальных дисциплин;
- исключение монологического преподнесения учебного материала и дублирования информации, которая может быть получена из доступных источников;
- отработка в различных формах коммуникативных компетенций.
Главная особенность интерактивного обучения заключается в том, что процесс учения происходит как в индивидуальной, так и в совместной деятельности.
К основным особенностям методов интерактивного обучения можно отнести:
- ненавязчиво-принудительную активизацию познавательной деятельности;
- вовлечение курсантов в активную деятельность на самоподготовке;
- самостоятельный поиск решения проблем на повышенном уровне усилий;
- создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности;
- непрерывно действующие прямые и обратные связи между обучающей кафедральной системой и курсантами;
- изменение роли преподавателя-организатора учебного процесса, соответствующего должностного лица и консультанта одновременно;
- отношения между преподавателем и курсантом строятся как напрямую, так и опосредованно через учебную группу, компьютер, локальную сеть и др.
В процессе формирования профессиональной компетентности у курсантов военных вузов в ходе ТСП применяются следующие интерактивные методы:
- работа в малых группах (в роли офицеров КП, ГОИ);
- использование интерактивных заданий;
- решение проблемных ситуаций;
- ситуационный анализ;
- военно-профессиональные игры.
Рассмотрим более подробно некоторые из них. Работа на занятиях по ТСП в малых группах (группа офицеров командного пункта, группа обработки информации и т.д.) дает всем курсантам возможность участвовать в работе, практиковать навыки принятия решения, сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слу-
шать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия), стимулирует их познавательную активность. Главное достоинство данного метода - это кооперация между курсантами в группе и конкуренция между группами.
Необходимо отметить, что при организации групповой работы нужно убедиться, что курсанты обладают знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения группового задания. В каждой группе должен быть генератор идей, критик-эксперт и исполнитель. Преподаватель задает общее направление или тему обсуждения, а построение работы возможно как на конкурентной, так и на взаимодополняющей основе. В последнем случае в центр рассмотрения ставится не один вопрос, а разные аспекты проблемы, с тем чтобы участники группы могли корректировать свои выводы в свете информации, изложенной другими группами, преподаватель должен руководить обсуждением и подводить итоги [3, с. 118].
Одним из путей реализации интерактивного подхода при изучении тактико-специальных дисциплин является разработка и использование интерактивных заданий, ко -торые должны выполняться курсантами. В качестве подобных заданий за основу можно взять разработку различных документов (схемы радиосвязи, задания постам, решения на применение подразделений, выводы из оценки обстановки, информационные документы и др.) в сфере профессиональной деятельности выпускников.
Важно то, что интерактивное задание всегда предполагает такую организацию процесса формирования профессиональной компетентности, при которой невозможно исключение курсантов из процесса познания. Именно поэтому каждое интерактивное задание - это творческое учебное задание, которое требует от курсантов не просто воспроизводства информации, а содержит больший или меньший элемент неопределенности и имеет, как правило, несколько подходов изложения материала итогового документа, учитывающего оригинальность материала, стиль изложения, грамотность, умение делать выводы и др. Творческое задание - основа любого интерактивного метода обучения, так как интерактивные методы - это методы, предполагающие усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние всех участников педагогического процесса. Интерактивный метод - это форма взаимодействия, ориентированная на более широкое взаимодействие курсантов при разработке документов не только с преподавателями, но и друг с другом, в том числе внесение в обучение элементов соревновательности.
Отрабатывая творческие задания, курсанты активно используют компьютерные средства обучения, локально-вычислительную сеть кафедры, программное обеспечение (интерактивные средства обучения), при которых возникает диалог, то есть активный обмен сообщениями между участниками учебного процесса или между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. На последующем занятии или на самостоятельной подготовке под руководством преподавателя может быть организовано обсуждение результатов работы. Элемент творчества курсантов проявляется во всем, вплоть до оформления закладок к тексту, в образности или точности и лаконичности комментариев к тексту
Военно-профессиональная игра предназначена для развития творческого мышления, формирования профессионально-специализированных компетенций, выработки индивидуального стиля общения и поведения при коллективном решении задач. Военно-профессиональная игра - это в определенном смысле репетиция элементов профессиональной деятельности выпускника, позволяющая представить ролевые функции в различных условиях и ситуациях.
При проведении занятий по ТСП используются следующие виды военно-профессиональных игр:
- имитационные - для имитации профессиональной деятельности должностного
лица;
- исполнение ролевых функций, когда обучаемый отрабатывает тактику поведения, действия, функции и обязанности конкретного должностного лица;
- инсценировочные, в ходе которых обучаемый должен оценить обстановку и найти рациональное решение.
К основным возможностям военно-профессиональной игры можно отнести следующие [4, с. 75]: ценностно-ориентационную, коммуникативную, познавательную, мотивирующую. Потенциал ценностно-ориентационной возможности военно-профессиональной игры состоит в том, что у курсантов воспитываются такие качества как любовь к Родине, чувство гордости за принадлежность к ВС РФ, критичность, предприимчивость, организованность и т.д.). Следующая возможность состоит в формировании группы коммуникативных компетенций (готовности к решению задач, предусматривающих взаимодействие курсант-курсант, курсант-группа, курсант-подразделение, часть). Познавательная возможность создает предпосылки для изучения имеющихся у курсантов личностных качеств, определения уровня их компетентности. Мотивирующая возможность военно-профессиональной игры заключается в том, что участие в игре актуализирует у курсантов целый блок мотивов: простого интереса, общения, самопознания, азарта, состязательности, самосовершенствования и др.
Таким образом, применение интерактивных методов обучения в процессе формирования профессиональной компетентности у курсантов в ходе тактико-специальной подготовки побуждает их к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода, вызывает стремление разобраться в сложных вопросах и на основе глубокого анализа имеющихся данных (факторов) выбрать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.
Библиографический список
1. Березин А.В., Клименко В.М., Тимонин М.М. Концептуальные вопросы теории и практики внедрения интерактивного обучения на кафедре ОИП // Бюллетень передового опыта. - Череповец: Филиал ВА МО РФ. - 2013. - № 32. - С. 14-17.
2. Виневская А.В., Чернега Л.В. Применение интерактивных технологий в педагогическом вузе как основа педагогического взаимодействия в процессе подготовки будущего учителя // Вестник высшей школы. - 2012. - № 9. - С. 42-44.
3. Коньков Д.С. Аудиовизуальные и интерактивные методы преподавания: достоинства и недостатки // Высшее образование в России. - 2012. - № 8-9. - С.115-119.
4. Куприянов Б.В. Ролевая игра в практике высшей школы // Вестник высшей школы. -2013. - № 1. - С. 75-77.